УДК 34.01 ББК 67.3
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10059
Становление и развитие законодательства СССР о предпринимательской деятельности
Formation and Development of Legislation of the USSR about Business Activities
Дмитрий Александрович ЛУКАШЕВИЧ,
кандидат юридических наук,
генеральный директор ООО «Корпорация права»
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье с юридической точки зрения анализируется процесс становления предпринимательства в СССР в период перестройки. Дается юридический анализ правовых актов об индивидуальной трудовой деятельности, о госпредприятии, кооперации, об особых предпринимательских зонах и т.д. Автор приходит к выводу, что становление «предпринимательского» законодательства в СССР происходило поэтапно, что еще в 1987 г. советский законодатель взял курс на постепенный переход к свободному предпринимательству.
Ключевые слова: предпринимательство в СССР; индивидуальная трудовая деятельность; особые предпринимательские зоны; кооперативы; государственное предприятие
Abstract. The article analyzes the process of formation of entrepreneurship in the USSR during the period of perestroika from a legal point of view. Legal analysis is given to legal acts on individual labor activity, state-owned enterprises, cooperation, special business zones, etc. The author comes to the conclusion that the formation of "entrepreneurial" legislation in the USSR took place gradually, that in 1987 the Soviet legislator took a course for a gradual transition to free enterprise.
Keywords: entrepreneurship in the USSR; individual labor activity; special business zones; cooperatives; state enterprise
Предпринимательская деятельность традиционно понимается как деятельность, основанная на принципах самостоятельности, рискованности, прибыльности, систематичности и легальности1.
Плановая экономика, существовавшая в СССР, исключала официальное признание предпринимательской деятельности. Более того, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и спекуляция считались преступлениями (ст. 153, 154 УК РСФСР 1960 г.2).
Коренным образом ситуация изменилась в период перестройки.
19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»3.
Индивидуальная трудовая деятельность, разумеется, существовала и до принятия данного Закона.
Статья 17 Конституции СССР 1977 г. предусматривала, что в советском государстве допускается в соответствии с законом индивидуальная трудовая деятельность в сфере бытового обслуживания, сельского хозяйства и кустарно-ремесленных промыслов. Считалось, что такая деятельность укладывается в рамки социалистического строя4. В СССР лишь в отдельных актах упоминалась индивидуальная трудовая дея-тельность5, однако самого «закона», о котором говорила Конституция СССР, до 1986 г. принято не было.
По состоянию на начало 1986 г., как утверждалось на сессии Верховного Совета СССР при обсуждении Закона об индивидуальной трудовой деятельности, в нашем государстве около 100 тыс. чел. неофициально занимались данным видом деятельности6.
Закон об индивидуальной трудовой деятельности разрешил гражданам изготавливать различные изделия (одежду, обувь, мебель, ковры, игрушки и т.д.), выполнять работы (строительство, ремонт жилищ и т.д.), оказывать услуги (парикмахерские, транспортные и т.д.) на договорных началах.
Закон прямо запрещал привлечение наемного труда и извлечение нетрудовых доходов (абз. 4 ст. 1), однако возможность осуществления неконтролируемой по объему индивидуальной трудовой деятельности, оплачиваемой на договорной основе, открывала легальный путь к накоплению капитала и стимулированию заинтересованности в «развитии» подобной деятельности путем разрешения теперь уже привлечения наемного труда и, как следствие, в реставрации рыночных отношений.
Хотя на стадии принятия рассматриваемого Закона официально утверждалось, что он не означает признание предпринимательской деятель-ности7.
Кроме того, Законом были заложены основы для формирования в будущем коммерческих юридических лиц, поскольку Закон устанавливал, что «государство поощряет ... объединение этих граждан (занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. — прим. Д.Л.) в установленном законодательством порядке в кооперативы, добровольные общества, товарищества». То есть государство допускало не только индивидуальное предпринимательство, но и стимулировало появление коллективной формы предпринимательской деятельности.
При оценке правового регулирования индивидуальной трудовой деятельности возникает проблема: с одной стороны, и официальные заверения при принятии Закона, и нормы самого Закона свидетельствуют, что, действительно, индивидуальная трудовая деятельность не является частным предпринимательством. Более того, как утверждает Р.Г. Пихоя, разработка нормативной базы, регулирующей индивидуальную трудовую деятельность, началась еще до перестройки — в виде подготовки в 1984 г. постановления Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии форм индивидуальной и коллективной деятельности граждан в сферах производства товаров народного потребления и оказания услуг населению8»; с другой стороны, принятие в 1986 г. Закона об индивидуальной трудовой деятельности признается легализацией предпринимательства в СССР9.
Однако если индивидуальная трудовая деятельность полностью соответствует социалисти-
ческому порядку, а Закон о ней лишь устраняет существовавший многие годы правовой пробел, то почему всего через год после вступления Закона в силу (1 мая 1987 г.), к 1 апреля 1988 г. число занятых в данной сфере лиц увеличилось со 100 тыс. чел. до 369,4 тыс. чел.10, т.е. более, чем в 3,5 раза, а еще через полгода, к концу 1988 г., — до 743,2 тыс. чел.11, т.е. более, чем в 7 раз по сравнению со «стартовым» показателем? Только ли унификация правового регулирования породила такой резкий рост числа лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью?
Представляется, что нет — объяснение резкому увеличению численности лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, кроется в следующем.
Во-первых, Закон об индивидуальной трудовой деятельности создал юридическую основу для применения свободных (договорных) цен. Прямо об этом не говорится, Закон лишь вскользь указывает, что государством поощряется вступление лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с кооперативными, государственными и иными предприятиями и учреждениями. Однако одновременно не устанавливается и государственное регулирование цен на производимую данными лицами продукцию и оказываемые услуги. Интересно, что цены на продукцию и услуги существовавших в СССР до 1956 г. артелей промысловой кооперации и кооперации инвалидов, которые нередко в литературе называются формами «народного предпринимательства» в СССР12, хотя и по-разному, но все же регулировались государством13.
Помимо централизованно установленных цен государство могло бы не допускать сверхдоходов другим способом — высокими ставками налогообложения. Однако этого сделано не было: ставка налога, предполагающая получение дохода свыше 6000 руб. в год (т.е. 500 руб. в месяц), составляла 1332 руб. 40 коп. + 65% от суммы, превышающей 6000 руб. Для сравнения: в период НЭПа, как известно, прогрессивная шкала налогообложения в отношении передаваемого по наследству имущества достигала 90%14.
Во-вторых, необходимо учитывать время принятия и вступления в силу рассматриваемого Закона: конец 1986 — начало 1987 гг. — эпоха углубляющегося товарного дефицита. А спрос, как известно, порождает предложение.
Таким образом, свобода в видах индивидуальной трудовой деятельности, свобода в установлении цен на продукцию и услуги, а также
ажиотажный спрос на них стали благоприятной средой для официального первоначального накопления капитала в СССР.
По этой причине можно сделать вывод, что со вступлением в силу Закона об индивидуальной трудовой деятельности, т.е. с 1 мая 1987 г., в СССР, по существу, легализовывалось индивидуальное предпринимательство.
Государство экономически поддерживало лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. В частности, уже в 1987 г. Госбанку СССР было разрешено выдавать таким лицам кредиты: на покупку сырья, материалов и инструментов, а также на оплату арендованного имущества — до 2000 руб. на 12 месяцев под 3% годовых; на приобретение иного имущества — до 3000 руб. на 24 месяца под 2% годовых, при этом платежи по кредиту взимались начиная с 7-го месяца15.
Следующим шагом на пути становления законодательства о предпринимательской деятельности стало издание в 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)»16, вступившего в силу с 1 января 1988 г.17
Данный Закон как бы «выводил» государственные предприятия (объединения) из единого народнохозяйственного комплекса и трансформировал их в обособленные коммерческие организации. Данное обстоятельство определялось несколькими факторами:
■ установлением прибыли как обобщающего показателя эффективности работы предприятия;
■ возможностью распределения прибыли по усмотрению трудового коллектива, причем заработная плата максимальным размером не ограничивалась;
■ разрешением предприятиям применять свободные (договорные) цены на производимую ими продукцию (оказываемые услуги);
■ предоставлением предприятиям самостоятельно разрабатывать планы своей хозяйственной деятельности;
■ отменой директивности «вышестоящих» планов;
■ обязанностью предприятий изучать спрос и предложение на рынке и осуществлять рекламу своей продукции (услуг).
Получалось, что Закон о государственном предприятии узаконивал деятельность цеховиков, переводил их на правовую основу.
Кроме того, неконтролируемое государством товарное производство принадлежащих государству предприятий напрямую создавало условия
для возрождения капиталистических отношений и само становилось их частью. Неслучайно, еще в первое десятилетие после Октябрьской революции лидеры большевистской партии и государства утверждали, что условием реставрации капитализма будут сохранение и расширение товарного производства18.
Еще одним шагом в сфере легализации предпринимательской деятельности стал перевод на коммерческую основу негосударственных объединений — кооперативов.
Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-Х1 «О кооперации в СССР»19 (вступил в силу с 1 июля 1988 г.20) установил возможность кооперативов заниматься деятельностью в различных сферах (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, сфере услуг и т.д.), отпускать произведенную продукцию (оказанные услуги) по свободным (договорным) ценам, выпускать и размещать ценные бумаги, в том числе акции, создавать кооперативные банки и т.д. Статья 17 Закона о кооперации устанавливала, что в своей деятельности кооперативы активно используют самофинансирование и широкое применение товарно-денежных отношений. Ясно, что ничего «социалистического» при таком правовом регулировании в кооперативах уже не оставалось.
14 июля 1990 г. в РСФСР было допущено создавать свободные экономические зоны «с целью поощрения иностранных инвестиций» и гарантирования их защиты,21 и в этот же день первые свободные экономические зоны (зоны свободного предпринимательства) были созданы на территориях Ленинграда, Выборга, Приморского края, Калининградской, Сахалинской и Читинской областей22.
Свободная экономическая зона г. Находки и Партизанского района Приморского края имела льготный налоговый и таможенный режим, упрощенный порядок экспортно-импортный операций. Было установлено, что правовой режим в отношении иностранных инвестиций не может быть менее благоприятный, чем по отношению к имуществу советских граждан и юридических лиц. Кроме того, на территории зоны не допускались конфискация, реквизиция, национализация и иные меры принудительного изъятия иностранного имущества, а также предоставлялись иные льготы23.
Аналогичные правовые режимы свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства) были и в других регионах24.
Как видно, процесс создания особых экономических зон был начат с республиканского уров-
ня. Однако значимость для ускоренного становления и развития предпринимательства в СССР прекрасно осознавал и союзный центр. В связи с этим постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» предусматривало, что «для ускоренного развития отдельных регионов, отраслей и секторов народного хозяйства, интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи и открытия внутреннего рынка для здоровой иностранной конкуренции» необходимо «создавать специальные экономические зоны с режимом наибольшего благоприятствования для привлечения крупного иностранного капитала». Однако активной роли самого Союза ССР в создании таких зон не было.
2 апреля 1991 г. в СССР впервые был принят Закон о предпринимательской деятельности25, который официально признавал возможность заниматься предпринимательством, причем как с образованием юридического лица, так и без такового. Кроме того, было разрешено применение в предпринимательской деятельности наемного труда. То есть основы предпринимательства, хотя и с запретом на эксплуатацию человека человеком, заложенные в 1986 г. Законом об индивидуальной трудовой деятельности, теперь дали результат — предпринимательская деятельность полностью была легализована, причем без каких-либо ограничений с точки зрения применения наемного труда. Неслучайно с принятием Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» был признан утратившим юридическую силу26.
Под предпринимательством (предпринимательской деятельностью) понималась «инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица — предприятия».
Допускалась предпринимательская деятельность в сфере коммерческого посредничества, торгово-закупочной, консультационной сфере, в сфере оборота ценных бумаг и т.д.
В развитие общесоюзного Закона о предпринимательстве в РСФСР 25 декабря 1990 г. был принят Закон № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»27, который вводил в том числе новое, отличное от общесоюзно-го28, понятие предприятия: «самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный ... для про-
изводства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (курсив мой. — Д.Л.)». Статья 19 Закона предусматривала, что вся прибыль предприятия после уплаты обязательных платежей переходит в непосредственное распоряжение самого предпринимателя. То есть, согласно нормативному определению и иным предписаниям, предприятия в принципе могут быть только коммерческими организациями. Союзный закон «О предприятиях в СССР» заведомой коммерческой основы предприятий не закреплял.
Российский нормативный акт предусматривал также возможные организационно-правовые формы предприятий, которые могут быть использованы в сфере предпринимательства: государственное предприятие, муниципальное предприятие, индивидуальное (семейное) частное предприятие, полное товарищество, смешанное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа), акционерное общество открытого типа.
С целью дополнительного стимулирования развития предпринимательской деятельности в РСФСР эта союзная республика приостанавливала на своей территории все акты союзного правительства, вводящие дополнительные, по сравнению с российским законодательством, требования для осуществления предпринимательской деятельности либо иным образом препятствующие реализации Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»29.
Таким образом, становление законодательства о предпринимательской деятельности происходило в СССР поэтапно.
Старт был дан принятием в 1986 г. Закона об индивидуальной трудовой деятельности, который, с одной стороны, подробно регулировал данную деятельность, с другой — предусмотрел возможность реализации произведенной продукции (оказанных услуг) по свободным (договорным) ценам, что стало основой для первоначального накопления капитала.
Следующим шагом стало принятие законов о госпредприятии и кооперации в СССР, которые переводили на коммерческую основу государственный и негосударственный социалистический сектор. Ориентированность на прибыль, свободные (договорные) цены, реклама своей продукции (услуг), самостоятельно утверждаемые планы в государственных предприятиях, кооперативные банки и другие юридические и экономические инструменты делали государственные предприя-
тия и кооперативы активными творцами и участниками рыночных отношений.
Дальнейшее развитие законодательства о предпринимательской деятельности связано не только с принятием в 1991 г. в СССР соответствующего закона, но и с формированием особых предпринимательских зон в СССР, целью которых было стимулирование развития рыночных отношений и привлечение иностранных инвестиций в СССР.
1 См., например: Гашко Д.В., Ялунер Е.В. Основы предпринимательской деятельности. СПб., 2017. С. 7—8; Каширина Ю.П. Понятие и признаки предпринимательской деятельности: экономический и правовой аспекты // Современное право. 2008. № 6. С. 14—15; Климова А.Н. К вопросу о понятии и признаках предпринимательской деятельности // Вестник КГУ. 2016. № 6. С. 182—183; Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2017. С. 26—27.
2 Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
3 Постановление Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. № 6051-Х1 «О введении в действие Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»» (введен в действие с 1 мая 1987 г.) / // Ведомости ВС СССР. 1986. № 47. Ст. 965.
4 См.: Савенко Л.И. Понятие и правовое регулирование индивидуальной трудовой деятельности в СССР // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов Института государства и права АН СССР и Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1982. С. 111—113.
5 См., например: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1980 г. № 1374-Х «О внесении изменений и дополнений в Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР. 1980. № 3. Ст. 42; Инструкция Минфина СССР от 28 декабря 1979 г. № 217 «О государственной пошлине» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1980. № 12.
6 Шестая сессия Верховного Совета СССР (одиннадцатый созыв). 17—19 ноября 1986 г. Стенографический отчет. М., 1986. С. 321.
7 Там же. С. 327—328.
8 См.: Пихоя Р.Г. Как разваливалась социалистическая экономика в СССР (об одной из причин распада страны) // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 15—16.
9 См., например: Андрос ИА. Роль индивидуальной трудовой деятельности в возрождении частной инициативы в Советском Союзе // Социологический альманах. 2016. № 7. С. 155—156; Басков В.П., Кузен-ков А.Н. Государственная политика в условиях формирования малого предпринимательства в центральном регионе РФ в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1.
Т. 1. С. 126—127; Мирошниченко Н.С., Андронова И.В. Становление и развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации / / Вестник СамГУ. 2011. № 3. С. 54; Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2017. С. 24; Шапсугова М.Д. Становление института индивидуального предпринимательства в законодательстве СССР и РФ до принятия Гражданского кодекса РФ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 3. С. 60; Aslund A. Russia's capitalist revolution. Why Market Reform Succeeded and Democracy Failed. 2007. P. 28—29; Jones A., Moskoff W. New cooperatives in the USSR / / Problems of Communism. 1989. Vol. XXXVIII. P. 27—28; Pomorski S. Notes on the 1986 Law On Individual Labor Activity // The Impact of Perestroika on Soviet Law, ed. by A.J. Schmidt. 1990. 41. P. 143—156; Shelley L. Status of Civil and Political Rights in the Soviet Union // U.S. Human Rights Policy Toward the Soviet Union: Pre-summit Assessment and Update: Hearings and Markup Before the Committee on Foreign Affairs and Its Subcommittee on Human Rights and International Organizations, House of Representatives, One Hundredth Congress, Second Session, on H. Res. 455, May 4, 11, and 18, 1988. P. 30—31.
10 Народное хозяйство СССР в 1987 г. М., 1988. С. 80.
11 Народное хозяйство СССР в 1988 г. М., 1989. С. 329.
12 См.: Катасонов В.Ю. Экономика Сталина / отв. ред. О.А. Платонов. М., 2016. С. 301—304.
13 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23 июля 1932 г. «О перестройке работы и организационных форм промысловой кооперации» // СЗ СССР. 1932. № 57. Ст. 340; Постановление СНК СССР от 26 апреля 1933 г. «О ценах на продукцию промысловой кооперации и кооперации инвалидов» // СЗ СССР. 1933. № 27. Ст. 161; Постановление СНК СССР от 7 февраля 1934 г. № 218 «Об изменении постановления СНК Союза ССР от 26 апреля 1933 г. о ценах на продукцию промысловой кооперации и кооперации инвалидов» // СЗ СССР. 1934. № 10. Ст. 65; Постановление СНК СССР от 1 марта 1935 г. № 324 «О порядке установления цен на макаронные и кондитерские изделия, производимые артелями промысловой кооперации и кооперации инвалидов» // СЗ СССР. 1935. № 12. Ст. 96.
14 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 29 января 1926 г. «О введении в действие Положения о налоге с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения» // СЗ СССР. 1926. № 6. Ст. 38, 39.
15 Постановление Совета Министров СССР от 23 марта 1987 г. № 351 «О предоставлении кредитов гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью» // СП СССР. 1987. № 28. Ст. 97.
16 Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 385.
17 Постановление Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 г. № 7285-XI «О порядке введения в действие
Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)»» // Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 386.
18 Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. одиннадцатое. М., 1952. С. 215—216.
19 Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
20 Постановление Верховного Совета СССР от 26 мая 1988 г. № 8999-Х1 «О порядке введения в действие Закона СССР «О кооперации в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 356.
21 Постановление Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 г. «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 7. Ст. 106.
22 Постановление Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 г. № 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 7. Ст. 107.
23 Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. «О создании в Приморском крае в районе г. Находки свободной экономической зоны» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст. 235; Распоряжение Верховного Совета РСФСР от 9 июля 1991 г. № 1588-1 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Кемеровской, Новгородской областях, в г. Выборге Ленинградской области» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне в Кемеровской области (СЭЗ «Кузбасс»)», «Положением о свободной экономической зоне в Новгородской области (СЭЗ «Садко»)», «Положением о свободной экономической зоне г. Выборга Ленинградской области (СЭЗ «Выборг»)») // СПС «Кон-сультантПлюс».
24 См., например: постановления Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. № 312 «О первоочередных
мерах по развитию свободной экономической зоны в Еврейской автономной области» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне в Еврейской автономной области (СЭЗ «ЕВА»)»), от 7 июня 1991 г. № 314 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ «Алтай»)» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне Алтайского края (СЭЗ «Алтай»)»), от 11 июня 1991 г. № 328 «О первоочередных мерах по развитию зоны свободного предпринимательства г. Ленинграда (ЛЗСП)», от 26 июня 1991 г. № 359 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин»)» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин»)») // СПС «Консультант-Плюс».
25 Закон СССР от 2 апреля 1991 г. № 2079-1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 16. Ст. 442.
26 Постановление Верховного Совета СССР от 4 апреля 1991 г. № 2082-1 «О введении в действие Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 16. Ст. 443.
27 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
28 Часть 1 ст. 1 Закона СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.
29 Распоряжение Верховного Совета РСФСР от 12 мая 1991 г. № 1188-1 «О мерах по стимулированию предпринимательской деятельности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 20. Ст. 649.