УДК 342.72/.73 ББК 67.400.3
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10261
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РОССИИ
Ирина Николаевна АХМЕТОВА, старший преподаватель кафедры общеправовой подготовки Восточно-Сибирского института МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. Закрепляя в Конституции РФ право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, государство обязано создать благоприятную и мотивирующую среду для реализации данного права. К сожалению, процесс становления и развития предпринимательской деятельности идет достаточно сложно. Негативная тенденция имеет в России давние исторические корни. Для выработки современных механизмов предотвращения предпринимательских рисков, противодействия коррупции иногда полезно обратиться к историческому опыту.
В статье проведен анализ конституционно-правового развития права на предпринимательскую деятельность в России. В заключение делается вывод о необходимости проведения комплекса мер государственной поддержки, направленного на создание благоприятной предпринимательской среды.
Ключевые слова: конституционное право на предпринимательскую деятельность, предпринимательская деятельность, право на предпринимательскую деятельность.
Annotation. By establishing in the Constitution of the Russian Federation the right to freely use one's abilities and property for entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law, the state is obliged to create a favorable and motivating environment for the exercise of this right. Unfortunately, the process of establishing and developing business activities is quite difficult. The negative trend has longstanding historical roots in Russia. To develop modern mechanisms for preventing business risks and countering corruption, it is sometimes useful to refer to historical experience.
The article analyzes the constitutional and legal development of the right to business activity in Russia. In conclusion, it is concluded that it is necessary to implement a set of measures of state support aimed at creating a favorable business environment.
Keywords: the constitutional law to business operations, business operations, the right to business operations.
Одним из важных конституционных прав личности является право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, закрепленное в ст. 34 Конституции Российской Федерации. И хотя это одно из менее традиционных прав, оно, тем не менее, вводит концепцию, имеющую решающее значение для современного общества.
Реализация предоставленного права формируется на основе фундаментальной задачи государства в удовлетворении материальных и духовных потребностей общества, а юридические механизмы, призванные обеспечивать реализацию и защиту конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность, должны учитывать предшествующие исторические траектории.
Предпринимательская деятельность во всем мире имеет многовековую историю, однако, к
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
сожалению, в России «был прерван процесс развития рыночных отношений, активной деловой жизни, забыты лучшие ее традиции»1.
В первые годы после революции 1917 г. экономическая, правовая и политическая системы России изменились коренным образом. Собственность была национализирована, в связи с этим предпринимательские отношения практически исчезли, поскольку основа любой предпринимательской деятельности — это частная собственность, которой предприниматель распоряжается «на свой страх и риск».
Экономические отношения практически полностью приняли форму административно-хозяйственных. На смену рыночной пришла плановая экономика и ее государственное регулирование.
В законодательстве первых лет советской власти не было ни одного акта, который поддерживал бы предпринимательскую активность населения. Правда, в истории СССР 1920-х годов был промежуток времени, когда появился шанс на возрождение предпринимательской деятельности, пусть и в несколько иных, приемлемых для советской формы власти экономических элементах.
X съезд российской Коммунистической партии (большевиков) объявил о переходе к так называемой «новой экономической политике» (НЭП). Были легализованы и даже поддерживались государством отдельные формы мелкого предпринимательства2.
В период НЭПа возродилась такая предпринимательская организационная форма, как акционерные компании.
В 1922 г. было образовано около 20 акционерных обществ, а в 1923 — 1925 гг. их создали уже свыше 150. Акционерные общества создавались не только в производственной и торговой областях, но и в банковской сфере.
Однако вскоре стала срабатывать объективная экономическая тенденция, заключающаяся в том, что успешный бизнес всегда стремится к расширению и диверсификации. Отдельные мелкие принадлежащие «нэпманам» предприятия стали вырастать до состояния средних и крупных, а значит, они превращались в самостоятельных «игроков» внутри экономической системы, приобретали возможность через капитал участвовать в политических процессах. Политическое руководство того периода этого допустить не могло, поэтому уже к началу 1930-х годов НЭП была свернута, акционерные общества были преобразованы в государственные пред-
приятия, а успешные предприниматели в очередной раз подверглись репрессиям и потеряли свой бизнес.
Тем не менее период «новой экономической политики» вошел в историю государства и права России в качестве значительного этапа. При этом интерес для исследователей представляют не только сами экономико-правовые отношения того времени, но и возникшие в связи с их развитием и апробацией в общественных практиках политико-правовые теории.
В основу формирования экономико-правовой доктрины того времени легли воззрения политического лидера — В.И. Ленина и его ближайшего окружения.
Так, в одной из своих работ В.И. Ленин писал, что необходимо «...вырабатывать новое гражданское право, новое отношение к «частным» договорам и т.п. Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Мы допускаем капитализм только государственный, а государство — это мы... Отсюда — расширить применение государственного вмешательства в «частноправовые» отношения; расширить право государства отменять «частные» договоры; применять не corpus juris romani к «гражданским правоотношениям», а наше революционное правосознание»3.
На основе этих ленинских установок, в частности, председателем Верховного Суда РСФСР, директором Института советского права П.И. Стуч-кой была разработана так называемая «двухсек-торная теория». Согласно этой концепции одновременное существование в экономике СССР двух секторов — социалистического и частного — представляет собой временное явление, вызванное задачами постепенного безболезненного перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
Постепенно первому суждено развиваться и упрочиваться, а второй сектор «отомрет». Вслед за ним уйдут в прошлое гражданско-правовые отношения как таковые, поскольку в их основе лежит частная собственность, а ее при коммунистическом строе просто не будет. Соответственно, на смену гражданскому (частному) праву как отрасли при социалистическом строе должна прийти какая-то новая, ранее не известная группа норм, которая вырастет из существующего хозяйственно-административного права4.
В 1930-е годы Л.Я. Гинцбургом и Е.Б. Пашу-канисом была разработана доктрина «единого хозяйственного права». Хозяйственное право,
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
согласно этой концепции, представляет собой специфическую форму политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. По существу, предполагалось поглощение гражданского права хозяйственным в рамках единой социалистической правовой системы. Сама возможность частного предпринимательства не предусматривалась5.
После того как НЭП прекратила свое существование, даже в теории исчезла сама возможность осуществления в условиях социалистической экономики деятельности, которую можно охарактеризовать как «предпринимательство».
Следующий, после периода НЭПа, этап появления отдельных элементов экономической свободы и поощрения государством предприимчивости имел место спустя 30 лет, в середине 1960-х годов. Экономическая реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и самостоятельности предприятий. Были приняты достаточно прогрессивные для своего времени постановления: ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 декабря 1965 г. № 729 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»6, а также Совета Министров СССР от 4 декабря 1965 г. № 731 «Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии»7.
Указанными актами провозглашался принцип сочетания централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятия и была признана необходимость расширить хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий. Однако прогрессивные нормы этих двух нормативных правовых актов в большой своей части не были реализованы, они «увязли» и потеряли исполнительский импульс именно в той инстанции, в которой в первую очередь и должны были реализоваться — в централизованном аппарате управления.
Р.О. Халфина, проведя сравнение рассмотренной реформы середины 1960-х годов и реформ периода так называемой «перестройки», подметила еще один момент, обусловивший их неэффективность: «Огромный аппарат и административно-приказные методы стали устойчивыми и привычными, поэтому не только органы управления стремятся в той или иной форме сохранить сложившееся положение, но и многие предприятия, привыкшие к опеке, нередко отказываются от предоставляемой законом самостоятельности»8.
Попытки реформирования социалистической системы хозяйствования середины 1960-х годов были достаточно далеки от формирования явления, охватываемого понятием «предпринимательство». В любом случае субъектом хозяйственной деятельности признавался не гражданин СССР, действующий на свой риск, или объединение граждан, а только лишь публичный хозяйствующий субъект — предприятие, с центром принятия решений в виде руководства.
Последнее, в свою очередь, входило, даже при условии некоторой доли самостоятельности, в единый механизм государственно-планового управления экономикой.
А главное, авторы данных реформ даже мысли не допускали о возможности внедрения в гражданско-правовую сферу институтов, близких институту частной собственности.
Таким образом, экономико-юридическая основа введения в хозяйственные отношения элементов предпринимательства отсутствовала.
После фактического провала попыток реформирования экономики середины 1960-х вплоть до конца 1980-х годов воцарилась командно-административная экономическая система, характеризующаяся следующими моментами:
1) отрицание права частной собственности, монополия государства на собственность. Так называемая «колхозно-кооперативная» собственность была иллюзорна и, по сути, представляла собой «продолжение» государственной со специфическими задачами; институт «личной собственности граждан» если и развивался, то в основном в уголовно-правовой сфере как объект конфискации имущества;
2) запрет на индивидуальную предпринимательскую деятельность, уголовное преследование лиц, уклоняющихся от участия в обобществленном «общественно полезном» труде. Действия, которые сейчас характеризуются как «коммерция» или «бизнес», в Советском Союзе квалифицировались как уголовно наказуемое деяние — спекуляция;
3) государственное планирование и жесткое нормативно-правовое регулирование всех аспектов экономической жизни общества, всех без исключения экономических отношений на территории государства.
Социалистическая экономика и соответствующая ей система советского хозяйственного права были разрушены в начале 1990-х годов. Однако еще в 1987 г., т.е. фактически уже с началом «перестройки», в учебниках по теории государства и права продолжали констатировать
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
«поступательное движение к коммунизму», связывая успехи на этом пути «со значительным повышением уровня обобществления производства, его планомерной организацией, с улучшением всех форм и методов реализации преимуществ и возможностей общенародной собственности. Вместе с подъемом производительных сил сельского хозяйства, развитием межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции происходит дальнейшее сближение колхозно-кооперативной собственности с об-щенародной»9.
Анализ политических высказываний, научной литературы, периодики того времени позволяет предположить, что уже приближалось осознание того, что экономическая, политическая и правовая системы Советского Союза рушатся. В то же время оно не было полным, оставались иллюзии возможности реформирования существующей системы в более свободные, но ее же варианты. Поэтому руководители Коммунистической партии (они же руководители государства) пытались выработать варианты конвергенции рыночной и плановой систем хозяйствования. Выдвигались версии, согласно которым основную роль в выборе жесткой, командно-административной системы хозяйствования играли в свое время не идеологические, а объективные факторы, которые к середине 80-х как бы были преодолены.
Понятно, что в таких идеологических условиях даже формальное декларирование права на предпринимательскую деятельность было немыслимо, поскольку сама предпринимательская деятельность считалась незаконной и даже преступной. Поэтому ни в одной из исторически существовавших конституций СССР, РСФСР и других союзных республик рассматриваемое право не было зафиксировано.
Заметное «движение» в направлении формирования предпринимательства как вида экономической и трудовой деятельности, хотя и с очень существенными ограничениями, отражал Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», которым этот особый вид деятельности — «индивидуально-трудовая», которую в известном смысле можно считать предтечей предпринимательства, допускался в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания населения10.
Еще один шаг к раскрытию экономических свобод для граждан СССР — это Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-XI, которым была признана кооперативная фор-
ма собственности. Для граждан СССР, осуществляющих фактически уже предпринимательскую деятельность через кооперативы, был установлен льготный налоговый режим и возможность получения неограниченного дохода11.
Уникальность ситуации заключается в том, что данный Закон уже не существующего государства формально продолжает действовать, хотя и в очень усеченном виде, на территории Российской Федерации, что является хорошим примером явления «переживания закона».
Как пишет А. В. Попов, «в совокупности с иными факторами данный Закон стал одной из причин резкого оттока квалифицированных кадров из государственных предприятий в зарождающуюся бизнес-сферу. Так, на 1 января 1989 г. в СССР действовало 77,5 тыс. кооперативов (вовлечено 1,4 млн человек), а через год их число достигло 193,1 тыс. (4,9 млн человек)»12.
По мнению данного автора, «принятие законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР» стало началом реального становления предпринимательства и возрождения отечественных традиций в сфере предпринимательской деятельности».
В конце 1980-х годов неэффективная антирыночная советская экономика разрушилась. Несколько лет страна находилась фактически в состоянии экономического коллапса. Вместе с тем именно в этот период был дан старт возрождению рыночной экономики и российского предпринимательства, что в значительной степени позволило России продолжить свое существование.
Как обоснованно отмечает Г. Б. Мирзоев, «с начала 1990-х годов экономическая реформа в России вышла на новый этап своего развития. Начался переход от одной экономической системы к другой, от плановой экономики к рыночной. Предпринимательство как вид деятельности из примитивного кооперативного движения середины восьмидесятых годов трансформировалось в новый качественный уровень. Появились сотни тысяч новых предпринимателей в самых различных сферах экономики, и перед ними встало множество разнообразных юридических проблем. Соответственно, проблема юридической защиты субъектов предпринимательства, их прав и свобод в этот период предстала в новом качестве и в новых объемах»13.
24 января 1990 г. была узаконена частная собственность первым законом о собственности РСФСР. Законом впервые признавались все формы собственности, а также собственность
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
общественных объединений (организаций). В нем содержалось и принципиальное положение о том, что собственник «может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом»14. Имелись в рассматриваемом законе и иные элементы правового регулирования, легшие в основу современного регулирования права собственности как фундамента предпринимательской деятельности.
Следующей важной вехой развития правового регулирования предпринимательской деятельности и механизмов обеспечения и защиты права на такую деятельность стал Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской дея-тельности»15.
В статье 1 Закона было дано понятие предпринимательской деятельности, близкое по смыслу к тому, которое имеется на сегодня в гражданском законодательстве: «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия». Кроме того, в Законе были определены права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, определены меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в РСФСР.
Таким образом, в конце 1990-х годов в России (на тот момент еще РСФСР) была возрождена и получила юридические основания предпринимательская деятельность как самостоятельный вид активной экономической деятельности, а в правоотношениях появился новый полноправный субъект — предприниматель, со своими правами и обязанностями. После этого начали выстраиваться механизмы обеспечения и защиты прав предпринимателей.
Система предпринимательской среды формируется на основе фундаментальной задачи государства в удовлетворении потребностей граждан в услугах и потребительских товарах. Удовлетворение повседневных потребностей человека не связано с сырьевой экономикой, оно во многом связано с развитием предпринимательской деятельности в стране. Реализация закрепленного в Конституции Российской Федерации права на предпринимательскую деятельность способствует экономическому росту в
стране, занятости населения, решению многих социальных проблем.
Предпринимательская деятельность — это движущая сила роста экономики страны. Никакая рыночная экономика не может процветать без предпринимательства.
Фундаментальная задача государства, с учетом ошибок прошлого, — направить пристальный взгляд на те препятствия, которые существуют сегодня, для поощрения и защиты свободы предпринимательской деятельности.
1 Першиков А.Н. История российского предпринимательства: Курс лекций // Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 1999. С. 12.
2 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» от 10.04.1923 г. // СУ РСФСР. 1923 г. № 29. Ст. 336.
3 Ленин В.И. О задачах Наркомюста в условиях Новой Экономической Политики (письмо Д.И. Курскому) / Полн. собр. соч. Т. 44. С. 398.
4 См.: СтучкаП.И. Революционная роль советского права. М., 1931. С. 13;
Стучка П.И. Курс советского гражданского права: В 3-х т. Т. III. М., 1931. С. 10—16.
5 Курс советского хозяйственного права: В 2-х т. Т. I / Под ред. Е.Б. Пашуканиса и Л.Я. Гинцбурга. М., 1935. С. 36—37.
6 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 04.12.1965 г. № 729 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // URL: http://www.libussr.ru (Дата обращения: 10.04.2020)
7 Постановление Совета Министров СССР от 04.12.1965 г. № 731 «Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии» // URL: http://www.libussr.ru (Дата обращения: 10.04.2020)
8 Халфина P.O. Необходимые условия действенности права // Сов. гос-во и право. 1990. № 3. С. 22—23.
9 Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1987. С. 195.
10 Об индивидуальной трудовой деятельности: Закон СССР от 19.11.1986 г. (введен в действие с 01.05.1987 г. в соответствии с п. 1 постановления ВС СССР от 19.11.1986 г. № 6051-XI) // Ведомости ВС СССР. 1986. № 47. Ст. 964.
11 О кооперации в СССР: Закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-XI // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
12 Попов А.В. Административно-правовое регулирование предпринимательства в годы перестройки и его // Вестник Омской юрид. академии. 2017. Т. 14. № 3. С. 104.
13 Мирзоев Г.Б. Юридическая защита предпринимательства в России. Историко-правовой анализ. М., 1997. С. 3.
14 О собственности в РСФСР: Закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
15 О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25.12.1990 г. №445-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
Библиографический список
1. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» от 10.04.1923 г. // СУ РСФСР. 1923 г. № 29. Ст. 336.
2. О кооперации в СССР: Закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-XI // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
3. О собственности в РСФСР: Закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
4. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
5. Об индивидуальной трудовой деятельности: Закон СССР от 19.11.1986 г. (введен в действие с 01.05.1987 г. в соответствии с п. 1 постановления ВС СССР от 19.11.1986 г. № 6051-XI) // Ведомости ВС СССР. 1986. № 47. Ст. 964.
6. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 04.12.1965 г. № 729 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» // URL: http://www.libussr.ru (Дата обращения: 10.04.2020)
7. Постановление Совета Министров СССР от 04.12.1965 г. № 731 «Об утверждении Поло-
жения о социалистическом государственном производственном предприятии» // URL: http:// www.libussr.ru (Дата обращения: 10.04.2020)
8. Курс советского хозяйственного права: В 2-х т. Т. I / Под ред. Е.Б. Пашуканиса и Л.Я. Гинцбурга. М., 1935.
9. Ленин В.И. О задачах Наркомюста в условиях Новой Экономической Политики (письмо Д.И. Курскому) / Полн. собр. соч. Т. 44.
10. Мирзоев Г.Б. Юридическая защита предпринимательства в России. Историко-правовой анализ. М., 1997. 263 с.
11. Першиков А.Н. История российского предпринимательства: Курс лекций // Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 1999. 139 с.
12. Попов А.В. Административно-правовое регулирование предпринимательства в годы перестройки и его // Вестник Омской юрид. академии. 2017. Т. 14. № 3. С. 101-107.
13. Стучка П.И. Курс советского гражданского права: В 3-х т. Т. III. М., 1931. 206 с.
14. Стучка П.И. Революционная роль советского права. М., 1931. 216 с.
15. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1987. 504 с.
16. Халфина P.O. Необходимые условия действенности права // Сов. гос-во и право. 1990. № 3. С. 19-27.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020