5. Соколова В.И. Молодежь Чувашии в 1917-1985 годы: исторический опыт реализации советской молодежной политики: дис. ... докт. ист. наук. М., 2010.
6. Cornell R. Youth and Communism. A Historical Analysis of International Communist Youth Movement. N.Y., 1965.
References
1. Zhukov I.N. Russkii skautizm. Kratkie svedeniya o russkoi organizatsii yunykh razvedchikov [Russian scout. Brief information on the organization of Russian young scouts]. Petrograd, 1916.
2. Il'inskii I.M. Molodezh' i molodezhnaya politika. Filosofiya, istoriya, teoriya [Youth and youth policy. Philosophy, History, Theory]. Moscow, Golos Publ., 2001, 696 p.
3. Moshnyaga V.P. Vsemirnaya federatsiya demokraticheskoi molodezhi [World Federation of Democratic Youth]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1976, 144 p.
4. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii. Fond M-6. Opis' 1. Document 1 [Russian State Archive of Socio-Political History. Archives M-6. Anagraph 1. Document 1].
5. Sokolova V.I. Molodezh' Chuvashii v 1917-1985 gody: istoricheskii opyt realizatsii sovetskoi molodezhnoi politiki. Dis. dokt. ist. nauk. [Youth Chuvashia in 1917-1985 years: the historical experience of the implementation of the Soviet youth policy. Dr. his. sci. diss.]. Moscow, 2010.
СОКОЛОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SOKOLOVA VALENTINA - doctor of historical sciences, professor of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 94:338.22(100) ББК У290-03(0)
И .А. СОШКО
СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: К ТЕОРИИ ВОПРОСА
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, сущность предпринимательства, правовые основы предпринимательской деятельности. В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема функционирования предпринимательства приобрела в последнее время еще большую актуальность. Показано, что в настоящее время предпринимательство определяется как экономическая, так и правовая категория. Предложено рассмотрение понятия «предпринимательство» в исторической ретроспективе, проанализированы различные подходы к его толкованию, определены наиболее общие сущностные аспекты предпринимательской деятельности, сделан вывод о том, что предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, связанная с удовлетворением системы экономических интересов.
I. SOSHKO
MODERN ENTREPRENEURSHIP: THE THEORY OF MATTER
Key words: enterprise, entrepreneurial business, the essence of business, the legal framework of business activity.
Due to the crisis of the world economy, the problem of functioning of business has recently become even more actual. It is shown that nowadays entrepreneurship is defined as well as an economic and legal category. We offered the research of the definition of entrepreneurship in historical perspective, analyzed different approaches to its interpretation, identified the most essential aspects of business activity. We concluded that entrepreneurship is an initiative independent activity of citizens and their associations connected with satisfaction of economic interests.
В современных условиях мировой экономики развитие предпринимательства становится неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводства. Предпринимательство принадлежит к группе важнейших условий формирования финансовой стабильности, социального и экономического роста государства и имеет предназначение результативного инструмента в ходе преодоления кризисных явлений. Особенно актуальным это является
для России, становление рыночных отношений и формирование новой государственной системы которой находятся на стадии реформирования. Практическое решение многих проблем осложняется их слабой теоретической разработанностью, что относится как к понятийному аппарату, так и к анализу правовых основ предпринимательской деятельности в современной России.
Предпринимательство является одним из наиболее сложных социальных феноменов. Оно представляет интерес в качестве объекта исследования практически для всех общественных наук: истории, социологии, философии, экономической теории, юриспруденции и др. По мнению академика Л.И. Абалкина, «здесь пока еще много необъяснимого с позиций рационализма, отвергающего с порога все, что не поддается строгой детерминации и логическому объяснению» [1. С. 5]. Выход из этой ситуации ученому видится в необходимости обобщения и осмысления "...огромного эмпирического материала, раскрывающего влияние социокультурных, национальных и религиозных факторов на характер и тенденции экономического развития российского общества"» [1. С. 5].
Родиной слова «предприниматель» (еп1гергепеиг), безусловно, является Франция. Оно появилось ещё в Х11-Х111 вв. Изначально предпринимателями именовали тех, кто организовывал парады, шествия, руководил общественными работами и государственными программами. Начиная с XIV в. в предпринимательство стали вкладывать особые способности: ловкость, умение. В XVI в. термин использовали для характеристики новой профессии - предприниматель. И только с XVIII в. это понятие получило современную значимость, характеризующуюся такими категориями, как «изобретательность», «новаторство», «знание того, как делать», «искусство», «профессия», «труд». Шотландский экономист А. Смит (1723-1790 гг.) оценивал предпринимателя в контексте персонификации капитала как «собственника и организатора экономического процесса» [6. С. 7б].
Предприниматели считаются главными фигурами в области конкурентной борьбы, их соперничество ведет к сокращению издержек и экономических потерь, уменьшению стоимости товара услуг, работ и, безусловно, внедрению современных передовых технологий. На протяжении длительного периода европейская мысль рассматривала предпринимательство как второстепенное, с точки зрения интересов общества, занятие, недостойное людей с высоким социальным статусом.
В современных условиях отношение к предпринимательству изменилось. Содержание понятий «предприниматель» и «предпринимательская деятельность» менялось с развитием научно-технического прогресса и общества в целом. Американский ученый, профессор Р. Хизрич представляет предпринимательство как особый «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а, соответственно, предпринимателя как человека, который тратит на это время и силы, принимает на себя бремя психологического, финансового и социального риска, получая взамен деньги и желаемый результат» [8. С. 23]. Предпринимательство осуществляет определенную функцию в развитии любой страны. Более наглядно ее представил европейский исследователь, австрийский ученый Й. Шумпетер, выделяя ключевую роль предпринимателя, называя его «хозяйственным субъектом, функцией которого является как раз осуществление новых комбинаций» [7. С. 15].
В русском языке слово «предпринимательство» зародилось сравнительно недавно, приблизительно в середине XIX столетия, что подтверждается в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: «Предпринимать или предпринять - решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного» [4. С. 388]. С.И. Ожегов понятие «предприниматель»
трактует как «владелец предприятия, предприимчивый и практичный человек, а предприятие - производственное учреждение: завод, фабрика, мастерская или задуманное, предпринятое кем-нибудь дело» [5. С. 775].
Институт российского предпринимательства в настоящее время закреплен в качестве абсолютного частного права лица. Соответственно, выявление правовых особенностей, использование на практике данного права невозможны без анализа содержательных основ понятий «предпринимательство» и «предпринимательская деятельность». Стремление разобраться в понятийном аппарате отличает ряд современных исследователей. Так, например, в работах Г.Л. Ба-гиева и соавт. предпринимательская деятельность представлена «...как процесс, осуществляемый частными лицами, предпринимателями или организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, продаже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги...» [2. С. 7]. Они делают акцент на то, что предпринимательская деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с культурной средой. В.Р. Богачев и соавт. полагают, что «... предпринимательскую деятельность можно охарактеризовать как активную независимую работу собственника, нацеленную на получение дохода под угрозой риска и имущественной ответственности...» [3. С. 72].
Предпринимательство России имеет свои правовые основы. Еще в Советском Союзе его возрождение после новой экономической политики 1920-х гг. было связано с принятием ряда законов в годы перестройки: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.)1, «О кооперации в СССР» (1988 г.)2, «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.)3. Более детальную законную природу предпринимательство приобрело в законах РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.)4 и «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (1992 г.) 5, которые непосредственно и напрямую были уделены вопросам предпринимательства. Никак не меньшую значимость имел и Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1990 г.)6, потерявший силу в связи со вступлением в законную силу части первой Гражданского кодекса РФ.
Для широкого развития предпринимательства в Российской Федерации были необходимы определенные государственные условия. Они формировались постепенно, реформируя на правовом уровне всю экономическую концепцию развития страны. Основной в этот момент стала модификация отношений собственности. В советском обществе, где основу всей экономической системы составляли государственная и колхозно-кооперативная формы собственности, вопрос о предпринимательстве не являлся актуальным. Только с распадом СССР и принятием Конституции Российской Федерации 1993 г.7, т.е. переходом России
1 Об индивидуальной трудовой деятельности: закон СССР от 19.11.1986 г. № 6050-Х1 // Ведомости Верховного совета СССР. 1986. № 47. Ст. 964.
2 О кооперации в СССР: закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-Х1 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
3 Об общих началах предпринимательства граждан в СССР: закон СССР от 02.04.1991 г. № 2079-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 16. Ст. 442.
4 Там же.
5О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации: закон РСФСР от 07.12.1991 г. № 2000-1 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1992. № 8. Ст. 360.
6 О собственности в РСФСР: закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 // Ведомости Совета Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
7 Конституции Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. № 237, 25 дек.
в постсоветское пространство, начали закладываться фундаментальные основы предпринимательства. Прямое отношение к регламентации рынка имеют более двух десятков статей Конституции - о единстве правового и экономического пространства, единого рынка, многообразии форм собственности, гарантии свободы передвижения, выбора места жительства, свободы предпринимательской инициативы, обязанности платить налоги и сборы. Основной закон нашего государства закрепляет ряд важнейших институциональных положений, которые в совокупности определяют конституционные гарантии предпринимательства в РФ.
Конституционное закрепление гарантий и основ предпринимательской деятельности в России напрямую сопряжено с наделением граждан неотчуждаемыми от рождения правами в части свободы, равенства и независимости. Статья 55 Конституции гарантирует возможность реализации права каждого физического и юридического лица на собственность и ее защиту, не ущемляет право государства обеспечивать соблюдение и выполнение таких законов, какие необходимы для осуществления контроля и законного использования собственности в соответствии с общими гражданскими интересами.
Содержание конституционного (основополагающего) права на предпринимательскую деятельность раскрывается и также дополнительно гарантируется нормами международного права. Иностранные предприниматели при этом пользуются в Российской Федерации всеми правами и несут бремя обязанности наравне с гражданами России (кроме случаев, конечно, установленных федеральным законом или нормами международных договоров). Независимость предпринимательской деятельности выражается прежде всего в свободе распоряжаться своими способностями к труду, проявляющейся в выборе определенного рода деятельности или профессии; свободе от недобросовестной конкуренции и монопольной деятельности; свободе реализовывать право на совершение любые действия в соответствии с законодательством.
Важным для развития рыночной экономики и предпринимательства является принятие в 1994 г. части первой Гражданского кодекса РФ1. Это нормативный акт, безусловно содержащий в себе достижения многолетней правовой культуры по регламентации рыночных отношений. Выстраивая их правовой фундамент, Гражданский кодекс не только наделяет равными правами граждан, юридических лиц и государство в их гражданско-правовом статусе, но и фиксирует право граждан и их объединений на занятие предпринимательской деятельностью в качестве их абсолютного частного права.
Гражданский кодекс РФ совокупно определяет «существо» предпринимательской деятельности - это прежде всего самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое (постоянное) извлечение прибыли от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами. Эта деятельность подлежит регистрации в установленном законом порядке. Опираясь на эту трактовку, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:
1) это самостоятельная деятельность дееспособных субъектов (как граждан, так и их объединений);
2) это не просто самостоятельная, но и инициативная (экономически активная) деятельность, однозначно направленная на реализацию своих способностей и достижение конечного результата;
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: принят Гос. Думой 21.10.1994 г.; введен в действие с 01.01.1995 г. Фед. законом от 30.11.1996 г. № 51-ФЗ // Рос. газета. 1994. № 238, 8 дек.
3) это деятельность рисковая, осуществляемая без каких-либо экономических гарантий;
4) предпринимательство - это не единовременная сделка, а хозяйственно-управленческий процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли законным путем;
5) это деятельность, осуществляемая специальными субъектами.
На сегодняшний день предпринимательство как общественное явление отражает систему отношений, которые объективно возникают у предпринимателей при взаимоотношении друг с другом, потребителями, банковскими структурами и другими субъектами рынка, со своими работниками и, конечно государством в лице уполномоченных органов исполнительной власти и органами власти субъектов РФ, а также органов местного уровня. Предпринимательство представляет собой сложную цепочку целенаправленных действий. Оно заключает в себе поиск новых творческих (инновационных) идей, их анализ и прогнозирование адекватной реакции рынка с точки зрения экономической выгоды, постановку соответствующих целей по реализации идей, их воплощению в новом производстве, освоение процесса изготовления новых товаров и совершенствование организации процесса управления производством.
В результате обобщения выводов отечественных и зарубежных исследователей, правовых основ, анализа тенденций развития рынка, а соответственно, и понятия «предпринимательство» мы приходим к необходимости уточнения его содержания. Прежде всего, на наш взгляд, важно учитывать то, что предпринимательство осуществляется в определенных правовых условиях, которые в совокупности формируют специфическое правовое пространство, где нормы права гарантируют поле хозяйственной свободы, конкуренции, инициативной экономической деятельности и т.д., в то же время юридически опосредуют все многообразие форм предпринимательства. Таким образом, предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, связанная с удовлетворением системы экономических интересов, осуществляемая в условиях правового пространства, от своего имени, под свою имущественную ответственность, имеющая главную цель - получение прибыли.
Литература
1. Абалкин Л. Против односторонности, за целое видение социально-экономических процессов // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 4-6.
2. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. 115 с.
3. Богачев В.Р., Кабаков В.С, Ходачек Л. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: Корвус, 2005. 347 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т. 3. 402 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Сквор-цова. М., 2007. 976 с.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. Т. 2. 897 с.
7. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 401 с.
8. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. I. Предприниматель и предпринимательство / общ. ред. В.С. Загашвили; пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. 160 с.
References
1. Abalkin L. Protiv odnostoronnosti, za tseloe videnie sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov [Against unilateralism, for the whole vision of socio-economic processes]. Voprosy ekonomiki [Questions of economics], 1993, no 8, pp. 4-6.
2. Bagiev G.L., Tomilov V.V., Chernysheva Z.A. Marketing i kul'tura predprinimatel'stva [Marketing and entrepreneurial culture]. St. Petersburg, St. Petersburg University of Economics and Finance Publ., 1995, 115 p.
3. Bogachev V.R., Kabakov V.S, Khodachek L. Strategiya malogo predprinimatel'stva [Strategy of small entrepreneurship]. St. Petersburg, Korvus Publ., 2005, 347 p.
4. Dal' V.I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory Dictionary of the live great Russian language]. Moscow, 1994, vol. 3. 402 p.
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyk [Explanatory Russian dictionary: Around 60 000 words and idiomatic expressions]. Moscow, 2007, 976 p.
6. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of Nations]. Moscow, Nauka, 1993, vol. 2. 897 p.
7. Shumpeter I. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The Theory of Economic Development]. Moscow, Direktmedia Pablishing, 2008, 401 p.
8. Khizrich R., Piters M. Predprinimatel'stvo, ili Kak zavesti sobstvennoe delo i dobit'sya uspekha. Vyp. I. Predprinimatel' i predprinimatel'stvo [Entrepreneurship, or how to start their own business and achieve success. Vol. I: Entrepreneur and Entrepreneurship]. Moscow, Progress, 1992. 160 p.
СОШКО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SOSHKO IRINA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 378:[94:004] ББК Т.р30(2)-268.43
М.Ю. ХАРИТОНОВ, О.В. ВАСИЛЕНКО
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Ключевые слова: компетентностный подход, информационная компетенция, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), высшее историческое образование, информационная культура, информатизация образования, инновационные технологии.
Рассмотрено применение компетентностного подхода в историческом образовании при формировании информационной культуры студентов исторического факультета. Эффективными показателями современного образования являются конкурентоспособность выпускника, его интеграция в профессиональную сферу. Проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов на примере информационной компетенции. Представлены теоретический и методологический подходы к моделированию инновационных технологий в условиях введения ФГОС ВО. Даны рекомендации по внедрению информационной компетенции в образовательном процессе на историческом факультете
M. KHARITONOV, O. VASILENKO THE INTRODUCTION OF COMPETENCE-BASED APPROACH BY STUDENTS HISTORIANS PREPARATION ON THE EXAMPLE OF INFORMATION COMPETENCE
Key words: competence-based approach, information competence, federal state educational standard of the higher professional education, the higher historical education, information culture, education informatization, innovative technologies.
The application of competence-based approach in historical education in forming information culture of history department students is revealed in the article. An effective indicator of modern education is presented by the graduate competitiveness, his integration into the professional sphere. The analysis of federal state educational standards on the example of information competence is carried out. The article deals with the theoretical and methodological approaches to the modeling of innovative technologies in the conditions of the federal state educational standard of the higher professional education input. The recommendations about the information competence of educational process of history department are given in the article.
Формирование образовательного пространства в высшей школе с учетом новых тенденций поставило перед научным сообществом новые задачи. Вхождение в Болонскую систему и принятие ФГОС 3+ являются основными целями обновления системы высшего образования и путями повышения качества научно-образовательного комплекса страны. Знаковыми событиями являются введение в действие нового Федерального закона Российской Федерации от