Научная статья на тему 'Специфика исследований российского предпринимательства на рубеже XX-XXI веков'

Специфика исследований российского предпринимательства на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
962
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФЕНОМЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / STAGES OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT / PHENOMENON OF ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC TRANSFORMATIONS / LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP / ETHICAL PRINCIPLES OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сошко Ирина Александровна

Статья посвящена основным этапам развития современного предпринимательства. Рассмотрены проблемы толкования и развития данного явления в трудах отечественных исследователей на рубеже ХХ-XX вв. Индивидуальность исследований российского предпринимательства определена как совокупность социальных, технологических, экономических, юридических, психологических, этических, конфессиональных и других элементов, имеющих национальный фундамент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY STUDIES OF RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES

The article is devoted to the main stages of the modern entrepreneurship development. The problems of interpretation and development of this phenomenon in the works of Russian researchers at the turn of XX-XX centuries are considered. The identity of Russian entrepreneurship studies as a set of social, technological, economic, legal, psychological, ethical, religious and other elements having a national base is defined.

Текст научной работы на тему «Специфика исследований российского предпринимательства на рубеже XX-XXI веков»

УДК 33:94(470) ББК У03(2)6+Т3(2)6-2

И .А. СОШКО

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

Ключевые слова: этапы развития предпринимательства, феномен предпринимательской деятельности, экономические преобразования, правовое регулирование предпринимательства, этические основы предпринимательства.

Статья посвящена основным этапам развития современного предпринимательства. Рассмотрены проблемы толкования и развития данного явления в трудах отечественных исследователей на рубеже ХХ-ХХ вв. Индивидуальность исследований российского предпринимательства определена как совокупность социальных, технологических, экономических, юридических, психологических, этических, конфессиональных и других элементов, имеющих национальный фундамент.

I. SOSHKO

SPECIFICITY STUDIES OF RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES

Key words: stages of entrepreneurship development, phenomenon of entrepreneurship, economic transformations, legal regulation of entrepreneurship, ethical principles of entre-preneurship.

The article is devoted to the main stages of the modern entrepreneurship development. The problems of interpretation and development of this phenomenon in the works of Russian researchers at the turn of XX-XX centuries are considered. The identity of Russian entrepreneurship studies as a set of social, technological, economic, legal, psychological, ethical, religious and other elements having a national base is defined.

Предпринимательство играет ключевую роль в развитии рыночной экономики любого цивилизованного государства. Его становление является одним из главных этапов формирования новой системы хозяйствования и конкурентного рынка. Возрождение предпринимательства - это феноменальное социально-экономическое явление в истории России. Уникальность его заключается в том, что предпринимательская деятельность развивается не эволюционным путем, а в результате краха экономической системы. Этот процесс и сопряженные с ним изменения были погружены в круг современных проблем и обусловлены отказом применения исторического опыта царской и советской России. Богатое наследие отечественного предпринимательства, передававшееся из поколения в поколение на протяжении столетий, осталось без внимания. Наука не сразу обратила внимание на предпринимательство как на экономический ресурс и долгое время игнорировала его [17]. В советский период оно рассматривалось с приоритета материальных интересов. Такой подход избегал индивидуальные черты и признаки, устранял свободу и творческий потенциал в хозяйственной деятельности. Государственная пропаганда закрепила в сознании граждан восприятие предпринимательства как негативного явления, свойственного экономике буржуазного типа.

Актуальность исследования обусловлена неудовлетворенной потребностью в теоретическом осмыслении и практическом познании сущности, природы и роли данного института. В общественно-экономических системах значение предпринимательства не ограничивается только экономическими характеристиками. В настоящее время оно имеет правовые рамки, что вполне обосновывает эволюцию юридической среды в качестве одного из критерия выделения этапов его развития. Сегодня вопрос периодизации истории современного предпринимательства остается дискуссионным. Хронологически избраны следующие периоды - первый - 1985-1993 гг., второй - 19942001 гг. и третий - 2002-2011 гг.

Первый этап характеризуется углублением реформ на основе пе рехода к рыночной экономике. Законодатель принимает ряд новых законов1. Ключевым стал закон о собственности, по которому признавалось ее многообразие. В условиях демократического правового государства свобода экономического поведения участников гражданского оборота изначально заложила в гражданском законодательстве многообразие правовых средств. Этот период характеризуется как начало осознания сути экономических проблем в общем и предпринимательства в частности. В работах, вышедших на пике экономических преобразований, исследователи жестко и беспрецедентно оценивали модель развития советского общества [1, 2].

Предпринимательство рассматривается через призму приватизации, где роль государства минимизировалась как в части обладания собственностью, так и в сфере управления. Авторитетными монографиями по вопросам приватизации являются работы известных ученых - А.И. Подберезкина с соавт. - «Из истории приватизации России» [26], А.Д. Радыгина - «Спонтанная приватизация: движущие силы, формы и основные этапы» [30], В. Рутгайзера - «Приватизация в России: движение "на ощупь"» [31] и др. Другая группа авторов (Ю.М. Осипов, В.Т. Рязанов, Н.П. Федоренко, С.С. Шаталин) актуализирует проблему трансформации хозяйственной системы и ошибочности выбора «шоковой терапии» в качестве метода реформирования экономики [25, 32, 40, 41].

Значительный интерес представляет энциклопедическое изложение вопросов предпринимательства Р. Хизрича и М. Питерса. Комплексный анализ теоретических и практических аспектов создания, функционирования и развития бизнес-структур позволяет авторам представить опыт развития предпринимательства в СшА и дать его теоретическое осмысление. Особое внимание привлекают описание и осмысливание проблемы внутренней конструкции исследуемого объекта. Американские специалисты определяют предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя -как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым [42. С. 20].

Главным проявлением этого этапа является отсутствие единообразного толкования предпринимательства и основных его признаков. В широком смысле оно представляется как самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.

На протяжении 1994-2001 гг. в трудах отечественных исследователей отчетливо прослеживается анализ экономической политики и концепции развития предпринимательства в нашей стране. Важное значение имеет принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ2, а также введение в действие Гражданского ко-

1 Об индивидуальной трудовой деятельности: закон СССР от 19 ноября 1986 г. № 6050-Х1 // Ведомости Верховного совета СССР 1986. № 47. Ст. 964; О кооперации в СССР: закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-Х1 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. ст. 355; О собственности в РСФСР: закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 // Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416; О предприятиях и предпринимательской деятельности: закон РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418; Об общих началах предпринимательства граждан в СССР: закон СССР от 02.04.1991 г. № 2079-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 16. ст. 442; О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации: закон РСФСР от 07.12.1991 г. № 2000-1 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1992. № 8. Ст. 360.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31, 4 авг. Ст. 4398.

декса Российской Федерации3. Фундаментальные последствия принятия кодекса состоят в создании прочных предпосылок для преодоления хаотизации законодательства о предпринимательстве. Гражданский кодекс РФ восстановил частноправовые начала в регулировании отношений имущественного оборота.

В 1990-е гг. появились работы российских авторов, посвященные проблемам развития предпринимательства и малого бизнеса в России и адаптации мирового опыта к российским условиям. Это работы Г.Л. Багиева с соавт. [6], В.Ф. Богачева с соавт. [8], В.С. Кабакова с соавт. [18], А.А. Крупанина [19],

A.Б. Крутика с соавт. [20], В.В. Томилова [37,38, 39] и др.

Исследователи Г.Л. Багиев, В.В. Томилов и З.А. Чернышева рассматривают предпринимательство как процесс, осуществляемый частными лицами, предпринимателями или организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, продаже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги. На любом иерархическом уровне прослеживается тесная взаимосвязь хозяйствования с культурной средой, которая складывается из внешней культуры общества и внутренней культуры бизнес-партнеров. Авторами представлена позиция взаимосвязи предпринимательства и корпоративной культуры, механизма ее влияния на предпринимательский успех [6]. В работе А.А. Крупанина «Основы предпринимательства» [19] особое внимание уделяется роли личности в предпринимательстве, анализу взаимосвязи предпринимательских возможностей человека со стратегией и тактикой его деятельности.

Исследователей привлекает новая социальная роль российского делового мира. В своем труде «Очерки социологии предпринимательства» А.В. Без-годов [7. С. 72] затрагивает вопросы развития предпринимательства, его сущности и социально-экономических функций. Анализ общих теорий и основных характеристик предпринимательского феномена в истории социальной мысли позволил автору рассмотреть его в аспекте двух фаз - протеоре-тической и теоретической. Протеоретическая фаза характеризуется наличием отдельных, не систематизированных в рамках специальных теорий предпринимательства представлений о сущности данного явления и охватывает длительный период истории со времен античности до конца XXI в.

Особый вклад привнесли результаты исследований отечественной психологии. Теоретическому осмыслению психологических аспектов российского предпринимательства посвящены работы многих известных ученых -

B.А. Бодрова и А.Л. Журавлева, В.В. Новикова с соавт., В.П. Познякова и др. [9, 15, 22, 27]. Тем не менее комплексных эмпирических исследований психологического портрета предприимчивого человека насчитывается небольшое количество. Это связано прежде всего с тем, что в хозяйственной практике России долгое время отсутствовал такой объект исследования.

Для современного этапа (2002-2011 гг.) характерным становится выстраивание целостной системы хозяйствования. Под пристальное внимание попадают основы предпринимательской деятельности с учетом современной правовой действительности [3, 14, 21, 38]. Появляются исследования благоприятных условий для его развития на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки [5, 13]. Именно в этот период уделяется внимание конкурентоспособности, правовым основам регулирования и инновационной составляющей [10, 11, 29, 35]. Придавая большое значение этим аспектам, можно сказать, что сложилась определенная система регули-

3 Гражданский кодекс Российской Федерации: Фед. закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Рос. газета. 1994. 8 дек.

рования предпринимательской деятельности, которая включает в себя как рыночное, так и государственное и международное регулирование.

В этот период история развития хозяйственной мысли представляет значительный интерес, поскольку отличается определенным своеобразием. Во-первых, большинству работ российских ученых присущ дух реформаторства. Это обусловлено и внутренними условиями развития страны, и сильным влиянием геополитической ситуации. Во-вторых, в России предается значение общественному сознанию, культуре, этике, национальному вопросу, т.е. внеэкономическим факторам.

Следующим этапом стали многочисленные публикации теоретических работ, определяющих специфику современной предпринимательской деятельности. Интересным представляется интерпретация особенностей российского предпринимательства А.И. Степановой [33. С. 15]. На основе вторичного анализа полученных данных она выделяет четыре типа предпринимателей: авторитарный, капиталистический, демократический и театральный. Наблюдения за каждым типом дают основания говорить о том, что хозяйствование в России отличается своей специфичностью становления данного класса.

Особое значение приобретают работы в области этических основ предпринимательства. Здесь нельзя обойти вниманием работы таких авторов, как В. Зульфикарова [16], В. А. Сухарев [34]. Исследователи утверждают, что этика национального хозяйствования формируется совместными усилиями в сфере государства, деловых кругов, профсоюзного, гражданского общества и церкви, и соглашаются с толкованием культуры С.И. Ожеговым как совокупности производственных, общественных и духовных потребностей людей, или высокого уровня чего-либо, высокого развития, умения [23]. Согласно исследованию группы авторов - Н.А. Асаула, Г.Е. Локтевой и Е.Г. Скуматова [4], сделан вывод, что в настоящее время все чаще используются термины «культура предпринимательства», «культура предприятия (фирмы)», «хозяйственная культура», «корпоративная культура», «организационная культура», которые являются идентичными понятиями. Под ними понимаются духовная жизнь людей в предпринимательской среде, в организации, их идейное нравственное состояние, ощущения, мышление и действия.

По мнению В.Н. Иванова и В.И. Патрушева, культура предпринимательства является фундаментом построения технологий развития предпринимательства, предприимчивости, формирования подлинного хозяина [36. С. 194]. Глубокий анализ внутренней конструкции предпринимательской культуры проведен В.Б. Орловым, Е.В. Орловой и О.Г. Мизеровой. Авторами представлен вывод, что предпринимательская культура - это скорее не набор готовых правил, а интеллектуальный инструмент, овладение которым позволяет найти эффективные решения в разнообразных ситуациях социально-экономической жизни сообществ [24. С. 29].

В статье Р.Х. Гибадуллина «Проблемы теории и практики предпринимательства» автором поднята проблема культуры организаций, где делается вывод, с которым нельзя не согласиться, что в культуре предпринимательской деятельности особую значимость имеет ее мотивационный аспект [12].

Ретроспективный обзор истории демонстрирует российскую индивидуальность в исследовании предпринимательства. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что она заключается в своеобразии и представляет собой восприятие этого явления как совокупности социальных, технологических, экономических, юридических, психологических, этических, конфессиональных и других элементов, имеющих национальный фундамент. Изучение этого феномена

является одним из методов понимания истории новой модели хозяйствования. Постижение исторического опыта развития предпринимательства в России может предостеречь от совершения ошибок, удовлетворить общественные интересы и сконструировать дальнейшую концепцию развития.

Литература

1. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М.: Финстатинформ, 1997. 631 с.

2. Абалкин Л.И. Против односторонности, за целое видение социально-экономических процессов // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 4-12.

3. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право. М.: Велби, Проспект, 2010. 1072 с.

4. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтеева Г.Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / под А.Н. Асаула. СПб.: Гуманистика, 2004. 256 с.

5. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики. М: Финансы и статистика, 2003. 481 с.

6. Багиев Г.Л., Томилов, В.В., Чернышева, З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. 115 с.

7. Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства / ред. Д.П. Гавра. СПб.: Петрополис, 1999. 224 с.

8. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: Коврус, 1995. 224 с.

9. Бодров В.А. Психология предпринимательской деятельности (развитие российского предпринимательства в нач. 1990-х гг.) / под общ. ред. В.А. Бодрова. М.: иП РАН, 1995. 175 с.

10. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности / В.В. Галкин. М.: Феникс, 2004.

288 с.

11. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. М.: Консалтбанкир, 2002. 704 с.

12. Гибадуллин Р.Х. Проблемы теории и практики предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2009. № 1(29) [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru (дата обращения: 14.05.2005).

13. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М.: Юрист, 2005. 192 с.

14. Жилинский С. Е. Предпринимательское право. М.: Норма, 2007. 950 с.

15. Журавлев А.Л. Социально-психологические трудности развития малого бизнеса в России / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков // Психологический журнал. 1993. № 6. С. 23-34.

16. Зульфикарова В. Культура бизнеса и развитие предпринимательства в России // Бизнес и политика. 2003. № 1. С. 34-38.

17. Ишутин Р.В. Теория и практика предпринимательской деятельности в России и за рубежом. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 153 с.

18. Кабаков В.С., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства. СПб.: СПбГИЭА, 1996. 73 с.

19. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. СПб.: СПбГИЭА, 1992. 410 с.

20. Крутик А.Б., Пименова А.А. Введение в предпринимательство. СПб.: Политехника, 1995. 581 с.

21. Кузнецова Л.Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Феникс, 2008. 384 с.

22. Новиков В.В., Марченко В.В. История возникновения и становления социальной психологии предпринимательства. Ярославль: МАПИ, ЯрГУ, 1998. 130 с.

23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Около 60 000 слов и фразеологических выражений / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. М., 2007. 976 с.

24. Орлов В.Б., Мизерова О.Г., Орлова Е.В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия // Вестник Югорского государственного университета. 2009. Вып. 4(15). С. 13-25.

25. Осипов Ю.М. Типологическая характеристика современной российской экономики // Альманах центра общественных наук. 1998. № 4. С. 6-9.

26. Подберезкин А.И., Стреляев С.П., Хохлов О.А., Ястребов Я.И. Из истории приватизации России. М.: Ступени, 2004. 43 с.

27. Позняков В.П. Психология предпринимательства / под ред. В.Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. 582 с.

28. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. М.: Юрист, 2006. 234 с.

29. Преображенский Б.,Шинкарева Н. Анализ инновационных процессов в малом и среднем предпринимательстве // Предпринимательство. 2007. № 6. С. 68-72.

30. Радыгин А.Д. Спонтанная приватизация: движущие силы, формы и основные этапы // Проблемы прогнозирования. 1992. № 5. С. 18-31.

31. Рутгайзер В. Приватизация в России: движение «на ощупь» // Вопросы экономики. 1993. №. 10. С. 48-64; № 11. С. 113-132; № 12. С. 106-122.

32. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в Х1Х-ХХ вв. СПб.: Наука, 1998. 796 с.

33. Степанова А.И. Особенности российского предпринимательства на современном этапе // Успехи современного естествознания. 2008. № 11. С. 44-47.

34. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. М.: ФАИР, 2006. 400 с.

35. Тарасенко А. Проблемы малого инновационного бизнеса // Экономист. 2011. № 10. С. 57-63.

36. Теория управления: социально-технологический подход: энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Муниципальный мир, 2004. 672 с.

37. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство. СПб.: СПбУМ, 1994. 164 с.

38. Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000. 368 с.

39. Томилов В.В., Крупанин А.А. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб.: СПбУМ, 1996. 176 с.

40. Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М.: Экономика, 2001. 489 с.

41. Шаталин С.С. Пять лет фонду «Реформа» - пять лет российским реформам // Реформа. Спецвыпуск. 1996. 25 нояб. С. 1-2.

42. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. М.: Прогресс-Универс, 1992. 192 с.

References

1. Abalkin L.I. Kurs perekhodnoi ekonomiki [Economy in transition]. Moscow, Finstatinform Publ., 1997, 631 p.

2. Abalkin L.I. Protiv odnostoronnosti, za tseloe videnie sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov [Against one-sided, for the whole vision of socioeconomic processes]. Voprosy ekonomiki [Voprosy ekonomiki], 1993, no. 8, pp. 4-12.

3. Alekseeva D.G., Andreeva L.V., Andreev V.K. Rossiiskoe predprinimatel'skoe pravo [Russian entrepreneurial law]. Moscow, Velbi, Prospekt Publ., 2010, 1072 p.

4. Asaul A.N., Skumatov E.G., Lokteeva G.E. Metodologicheskie aspekty formirovaniya i razvitiya predprinimatel'skikh setei [Methodological aspects of formation and development of entrepreneurial networks]. St. Petersburg, Gumanistika Publ., 2004, 256 p.

5. Babashkina A.M. Gosudarstvennoe regulirovanie natsional'noi ekonomiki [Government regulation of the national economy]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003, 481 p.

6. Bagiev G.L., Tomilov, V.V., Chernysheva, Z.A. Marketing i kul'tura predprinimatel'stva [Entrepreneurial marketing and culture]. St. Petersburg, 1995, 115 p.

7. Bezgodov A.V. Ocherki sotsiologii predprinimatel'stva [Essays on the sociology of entrepreneurship]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 1999, 224 p.

8. Bogachev V.F., Kabakov V.S., Khodatok A. Strategiya malogo predprinimatel'stva [Small entrepreneurship strategy]. St. Petersburg, «Kovrus» Publ., 1995, 224 p.

9. Bodrov V.A. Psikhologiya predprinimatel'skoi deyatel'nosti (razvitie rossiiskogo predprinimatel'stva v nach. 1990-kh gg.) [The psychology of entrepreneurship (development of the Russian entrepreneurship in the beginning of 1990)]. Moscow, 1995, 175 p.

10. Galkin V.V. Osnovy predprinimatel'skoi deyatel'nosti [Fundamentals of entrepreneurship]. Moscow, Feniks Publ., 2004, 288 p.

11. Gerchikova I. N. Regulirovanie predprinimatel'skoi deyatel'nosti: gosudarstvennoe i mezhfirmennoe [Entrepreneurship regulation: government and inter-firm]. Moscow, Konsaltbankir Publ., 2002, 704 p.

12. Gibadullin R.Kh. Problemy teorii i praktiki predprinimatel'stva [Problems of theory and practice of entrepreneurship]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economy], 2009, no. 1(29). Available at: http://www.m-economy.ru (Accessed 14 May 2005).

13. Gubin E.P. Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoi ekonomiki i predprinimatel'stva. Pra-vovye problemy [Government regulation of market economy and entrepreneurship Legal problems]. Moscow, Yurist Publ., 2005, 192 p.

14. Zhilinskii S.E. Predprinimatel'skoe pravo [Entrepreneurial law]. Moscow, Norma Publ., 2007, 950 p.

15. Zhuravlev A.L., Poznyakov V.P. Sotsial'no-psikhologicheskie trudnosti razvitiya malogo biznesa v Rossii [Socioeconomic difficulties of small business development in Russia]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 1993, no. 6, pp. 23-34.

16. Zul'fikarova V. Kul'tura biznesa i razvitie predprinimatel'stva v Rossii [Business cultue and entrepreneurship development in Russia]. Biznes ipolitika [Business and polotics], 2003, no. 1. pp. 34-38.

17. Ishutin R.V. Teoriya i praktika predprinimatel'skoi deyatel'nosti v Rossii i za rubezhom [Theory and practice of entrepreneurship in Russia and abroad]. St. Petersburg, 2002, 153 p.

18. Kabakov V.S., Shatrova E.V. Strategiya predprinimatel'stva [Entrepreneurship strategy]. St. Petersburg, 1996, 73 p.

19. Krupanin A.A. Osnovy predprinimatel'stva [Fundamentals of entrepreneurship]. St. Petersburg, 1992, 410 p.

20. Krutik A.B., Pimenova A.A. Vvedenie v predprinimatel'stvo [Introduction to entrepreneurship], St. Petersburg, Politekhnika Publ., 1995, 581 p.

21. Kuznetsova L.N. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoi deyatel'nosti [Legal entrepreneurship regulation], Moscow, Feniks Publ., 2008, 384 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Novikov V.V., Marchenko V.V. Istoriya vozniknoveniya i stanovleniya sotsial'noi psikhologii predprinimatel'stva [The history of emergence and development of social psychology of entrepreneur-ship]. Yaroslavl', 1998, 130 p.

23. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language], Moscow, 2007, 976 p.

24. Orlov V.B., Mizerova O.G., Orlova E.V. Predprinimatel'skaya kul'tura: sushchnost' i soderzha-nie ponyatiya [Entrepreneurial culture: essence and creation of concept], Vestnik Yugorskogo gosu-darstvennogo universiteta [Yugorsk state university vestnik], 2009, no. 4(15), pp. 13-25.

25. Osipov Yu.M. Tipologicheskaya kharakteristika sovremennoi rossiiskoi ekonomiki [Typological characteristics of the modern Russian economy], Al'manakh tsentra obshchestvennykh nauk [Almanac of the center for social Sciences], 1998, no. 4, pp. 6-9.

26. Podberezkin A.I., Strelyaev S.P., Khokhlov O.A., Yastrebov Ya.I. Iz istorii privatizatsii Rossii [From the history of privatization in Russia], Moscow, Stupeni Publ., 2004, 43 p.

27. Poznyakov V.P. Psikhologiya predprinimatel'stva [Entrepreneurship psychology] Moscow, Peter Publ, 2000, 582 p.

28. Popondopulo V.F. Kommercheskoe (predprinimatel'skoe) pravo [Commercial (entrepreneurial) law], Moscow, Yurist Publ., 2006, 234 p.

29. Preobrazhenskii B. Shinkareva N. Analiz innovatsionnykh protsessov v malom i srednem predprinimatel'stve [Analysis of innovative processes in small and medium enterprises], Predprinima-tel'stvo [Entrepreneurship], 2007, no. 6. pp. 68-72.

30. Radygin A.D. Spontannaya privatizatsiya: dvizhushchie sily, formy i osnovnye etapy [Spontaneous privatization: driving forces, forms and main stages], Problemy prognozirovaniya [Forecasting problems], 1992, no. 5. pp. 18-31.

31. Rutgaizer V. Privatizatsiya v Rossii: dvizhenie «na oshchup'» [Privatizaion in Russia: movement by touch], Voprosy ekonomiki [Voprosy ekonomiki], 1993, no. 10. pp. 48-64; no. 11. pp. 113-132, no.12; pp. 106-122.

32. Ryazanov V.T. Ekonomicheskoe razvitie Rossii, Reformy i rossiiskoe khozyaistvo v XIX-XX vv, [Economic development of Russia. Reforms and Russian economy in the ХIХ-ХХ centuries], St. Petersburg, Nauka Publ.,1998, 796 p.

33. Stepanova A.I. Osobennosti rossiiskogo predprinimatel'stva na sovremennom etape [The peculiarities of Russian business at the present stage], Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya], 2008. no. 11. pp. 44-47.

34. Sukharev V.A. Etika i psikhologiya delovogo cheloveka [Ethics and psychology of a business person], Moscow, Agentstvo FAIR Publ., 2006, 400 p.

35. Tarasenko A. Problemy malogo innovatsionnogo biznesa [Problems of small innovative business], Ekonomist [Ekonomist], 2011, no.10. pp. 57-63.

36. Ivanova V.N., Patrusheva V.I., ed. Teoriya upravleniya: sotsial'no-tekhnologicheskii podkhod: entsiklopedicheskii slovar', 3-e izd,, pererab, i dop, [Theory of management: social and technological approach: encyclopedic dictionary. 3rd ed., revised and enlarged], Moscow. Munitsipal'nyi mir Publ., 2004, 672 p.

37. Tomilov V.V. Organizatsionnaya kul'tura i predprinimatel'stvo [Organizational culture and entrepreneurship], St. Petersburg, 1994, 164 p.

38. Tomilov V.V. Kul'tura predprinimatel'stva [Entrepreneurial culture], St. Petersburg, Piter Publ., 2000, 368 p.

39. Tomilov V.V., Krupanin A.A. Ekonomiko-organizatsionnye osnovy predprinimatel'stva [Economic and organizational principles of entrepreneurship], St. Petersburg, 1996, 176 p.

40. Fedorenko N.P. Rossiya: uroki proshlogo i liki budushchego [Rossiya: Lessons of the past and prospects of the future], Moscow, Economy Publ., 2001, 489 p.

41. Shatalin S.S. Pyat' let fondu «Reforma» - pyat' let rossiiskim reformam [Fund «Reform» is five years old - Fussian reforms are five years old], Reforma Spetsvypusk [Reform Special edition], 1996, Nov. 25, pp. 1-2.

42. Khizrich R., Piters M. Predprinimatel'stvo [Entrepreneurship], Moscow, Progress-Univers Publ., 1992, 192 p.

СОШКО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (irinasoshko@yandex.ru).

SOSHKO IRINA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.