Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОЛИТИКУ ПАМЯТИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОЛИТИКУ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / историческая память / коллективная память / конституционные поправки / политика памяти / identity / historical memory / collective memory / constitutional amendments / memory policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щедрина А.А.

Данная статья посвящена политике конструирования исторической памяти, которое началось в 1990-е годы, и заслужило наибольшего внимание в последнее время (с 2008-2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION, REGULATING THE MEMORY POLICY

This article is devoted to the policy of constructing historical memory, which began in the 1990s, and has earned the most attention recently (from 2008-2024).

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОЛИТИКУ ПАМЯТИ»

УДК 35

Щедрина А.А.

магистрант второго курса Владивостокский государственный университет (г. Владивосток, Россия)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОЛИТИКУ ПАМЯТИ

Аннотация: данная статья посвящена политике конструирования исторической памяти, которое началось в 1990-е годы, и заслужило наибольшего внимание в последнее время (с 2008-2024).

Ключевые слова: идентичность, историческая память, коллективная память, конституционные поправки, политика памяти.

Политика памяти - это во многом новое направление в российской государственной политике, которое только начинает обособляться в отдельный «блок» современной политической науки и практики.

Конечно, нельзя говорить о том, что в предыдущие исторические периоды жизни нашего государства политика, направленная на сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, не проводилась. Так, в целях сделать акцент на единстве, мощи и державности советского государства в 1940-е гг. реализовывался целый ряд мероприятий, посредством которых должна была быть показана преемственность - от российского государства к советскому. В 1947 г. было организовано празднование 800-летия Москвы, включая открытие памятника Юрию Долгорукому. Значимый вклад в реабилитацию русской истории стали вносить литература и кинематограф. На основе книг и фильмов «царские сатрапы» (Александр Невский, Иван Грозный,

Петр I, Федор Ушаков, Александр Суворов и др.) стали строителями и стражами единства российского (советского) государства [15, с. 111].

Тем не менее, как концептуальное направление государственной политики, политика памяти получила свое наполнение и развитие только на рубеже XX-XXI вв. Кандидат политических наук В.В. Титов настаивает на том, что идея государственной «политики памяти» - целенаправленного комплекса стратегических приоритетов и взаимно интегрированных организационно-управленческих механизмов, направленных на формирование массового (и преимущественно позитивного) образа общенационального прошлого, в зарубежной политической науке в полной мере утвердилась в 1990-2000-е гг., а в отечественной - в 2000-е - первой половине 2010-х гг. [20, с. 21, 22].

Сам процесс формирования политики памяти в современной России В.В. Титов предлагает подразделять на три этапа: Первый этап (1992-2000 гг.) характеризовался системным кризисом национально-государственной идентичности и нахождением российского общества в ценностно-смысловом вакууме. На втором этапе (2001-2007 гг.) произошло постепенное «возвращение» государства в сферу формирования общероссийской национально-государственной идентичности, стало видно стремление действующей власти активнее участвовать в создании конвенционального образа прошлого, консолидирующего различные слои российского общества. К особенностям третьего периода (с 2008 г. и по настоящее время) можно отнести реальные действия российской власти по выстраиванию системных основ политики памяти, определению главных направлений и схем ее реализации в культурной, образовательной и информационной сферах [14, с. 22].

Отечественная наука также включилась в процесс разработки теоретической и методологической основ политики памяти. Можно сказать, что в этой сфере произошел «бум» исследовательского интереса, вследствие чего даже само понятие «политика памяти» получило крайне разнообразное наполнение. В рамках настоящей статьи за основу взято определение, выведенное из трактовок, предложенных В.В. Титовым и кандидатом

педагогических наук, доцентом Н.Ю. Гусевской и председателем научно-аналитического общества Забайкальского государственного университета Н.С. Козыловым. По их словам, политика памяти - это комплексная целенаправленная деятельность государства, а также тесно связанных с ним структур (негосударственных организаций, СМИ, социальных медиа) по формированию определенного дискурса исторического прошлого за счет воздействия на коллективную память нации и преследующему конструированию соответствующей этому дискурсу национальной идентичности в целях достижения внутри- и внешнеполитических задач [16, с. 50, 21, с. 41].

При этом стоит уточнить, что термин «политика памяти» в нормативно-правовых актах РФ не встречается. Законодатель, в первую очередь, оперирует категорией «историческая память», а если точнее, то категориями «сохранение исторической памяти» или «защита исторической памяти» как основных составляющих политики памяти.

Важным событием в оформлении правовых основ сохранения исторической памяти стали поправки к Конституции РФ от 2020 г. [1]. Во внесенной в текст Основного закона новой статье 67.1 было провозглашено, что:

1) «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (ч. 2 ст. 67.1),

2) «Российская Федерация чтит память защитников Отечества и обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» (ч. 3 ст. 67.1).

Тем самым, на конституционном уровне было подтверждено значение реализовавшихся и до этого положений многочисленных нормативно-правовых актов, прямо или косвенно направленных на сохранение исторической памяти. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №

80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» [5] и Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» [7]. Оба названных Закона имеют общую цель - сохранение памяти о защитниках Родины, отличаются они по реализуемым в этой сфере мероприятиям. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ первоочередными являются: празднование Дня победы (9 мая), постоянный пост почетного караула у могилы Неизвестного солдата, вручение ежегодной Госпремии им. Г.К. Жукова, поддержание в надлежащем состоянии памятников Великой Отечественной войны, оказание помощи ветеранам войны и др. В свою очередь, из Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 следует, что память о погибших защитниках Отечества подлежит увековечиванию путем захоронения и перезахоронения останков погибших, сохранения и благоустройства воинских захоронений, проведения поисковых работ, учреждения мемориальных музеев и др.

При изучении процесса развития законодательства РФ, регулирующего политику памяти, нельзя обойти вниманием изменения, внесенные в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ 1 июля 2021 г. [3]. Они стали ответом на резолюцию Европарламента от 19 сентября 2019 г., провозгласившую равную ответственность нацистской Германии и СССР за развязывание Второй мировой войны. В новой редакции Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ был установлен запрет на публичное отождествление целей и действий СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне, а также на отрицание решающей роли советского народа в победе над фашизмом.

Соответствующим коррективам подвергся и Уголовный кодекс РФ [2]. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. № 59-ФЗ [4] ст. 354.1 «Реабилитация нацизма», введенная в Кодекс в 2014 г., была дополнена новыми положениями. В перечень уголовно наказуемых деяний по ст. 354.1 УК РФ вошли: публичное распространение заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны и унижение их чести и достоинства, равно как и

оскорбление памяти защитников Отечества. Были, при этом, существенно ужесточены санкции по всем частям ст. 354.1 УК РФ. Например, штраф за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 354.1 УК РФ, увеличился в 10 раз - с 300 тыс. до 3 млн. руб.

Важным в рассматриваемом плане является Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», который периодически наполняется новыми датами, подлежащими увековечиванию в народной памяти [6]. Согласно последним изменениям, к дням воинской славы было отнесено 9 октября (дата, в которую в 1943 г. советские войска разгромили немецко-фашистские войска в битве за Кавказ). Всего в Федеральном законе от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ установлено 19 дней воинской славы (начиная с 1242 г., Ледового побоища, и до 1945 г., окончания Второй Мировой войны), а также 15 памятных дат. Помимо собственно фиксации дней воинской славы и памятных дат, в Федеральном законе от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ определяются формы увековечения памяти российских воинов, которые отличились в сражениях, названных таковыми в ст.ст. 1 и 1.1 указанного Закона. Во многом формы увековечения совпадают с теми, которые предусмотрены Законом РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1.

В рамках изучения формирования правовых основ политики памяти также нельзя обойти вниманием вопрос увековечения памяти жертв политических репрессий, на который прямо указано в ст. 18.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» [8]. В сравнении с сохранением памяти о защитниках Отечества, политика памяти в части защиты жертв политических репрессий - это достаточно новое направление. Стоит отметить, что ст. 18.1 появилась в Законе РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 только в 2016 г. Но, по сути, ее положения неформально действовали и раньше. К примеру, в некоторых субъектах РФ еще с 1990-х гг. стали составляться и публиковаться Книги памяти жертв репрессий [18, с. 7]. Поэтому, можно сказать, что посредством ст. 18.1 было легализовано право органов власти разных уровней (федерального, регионального, местного)

осуществлять специальные меры по увековечиванию памяти граждан, ставших жертвами политических репрессий, которые до указанной даты и так реализовывались.

Помимо федеральных законов способствуют сохранению и защите исторической памяти различные документы стратегического характера (стратегии, концепции, программы). В первую очередь, стоит выделить Стратегию национальной безопасности РФ от 2 июля 2021 г., относящую защиту исторической памяти к стратегическим национальным приоритетам, на которых должны быть сконцентрированы усилия и ресурсы органов публичной власти, организаций и гражданского общества [9], и Стратегию противодействия экстремизму в РФ до 2025 года от 29 мая 2020 г., называющую сохранение исторической памяти одним из направлений государственной антиэкстремистской политики [11].

О значимости укрепления и/или сохранения исторической памяти также говорится в Стратегии государственной политики в отношении российского казачества [10], Государственной программе РФ «Развитие образования» [12], Концепциях государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий [13] и развития добровольчества (волонтерства) в России [14] и др. документах. Так, в плане реализации мероприятий последней из названных Концепций предусмотрено участие волонтеров в оказании помощи ветеранам, благоустройстве памятных мест и захоронений, организации акций, связанных с памятными событиями в истории РФ.

В заключение изложенного хочется подчеркнуть, что проблематика правового регулирования политики памяти, включая сохранение и защиту исторической памяти, настолько широка, что в рамках одной статьи невозможно охватить и упомянуть все юридически обязывающие акты, действующие на уровне РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а, тем более, все закрепленные в них методы, способы и средства реализации политики памяти. К примеру, в Уставе Москвы провозглашено «воздаяние дани уважения ратным и трудовым подвигам москвичей, массовый героизм,

мужество и стойкость которых в годы Великой Отечественной войны отмечены присвоением городу Москве почетного звания «Город-герой». Тогда как по Уставу Санкт-Петербурга «хранится память о жертвах революций, гражданской и Великой Отечественной войн, политических репрессий и блокады, о подвиге города-героя Ленинграда» [19, с. 30].

Так, в качестве основного вывода можно указать на то, что в нашей стране государство осознало необходимость конструирования исторической памяти посредством законодательства и особенно этот процесс интенсифицировался в настоящее время. (с 2008-2024 год).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954, 2022. - № 39. - Ст. 6535;

3. Федеральный закон от 01.07.2021 № 280-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. - 2021. - № 27 (ч. 1). - Ст. 5108;

4. Федеральный закон от 05.04.2021 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2021. - № 15 (ч. 1). - Ст. 2426;

5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. -1995. - № 21. - Ст. 1928, 2021. - № 27 (ч. 1). - Ст. 5108;

6. Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 943, 2020. - № 31 (ч. 1). - Ст. 5043;

7. Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (ред. от 01.05.2022) // Российская газета. 1993. - № 32, 2022. - № 98;

8. Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (ред. от 06.12.2021) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 44. - Ст. 1428, 2021. - № 50 (ч. 3). - Ст. 8416;

9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2021. - № 27 (ч. 2). - Ст. 5351;

10. Указ Президента РФ от 09.08.2020 № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы» // СЗ РФ. - 2020. - № 32. - Ст. 5259;

11. Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. - 2020. - № 22. - Ст. 3475;

12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // СЗ РФ. -2018. - № 1 (ч. 2). - Ст. 375;

13. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 № 1561-р «Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» // СЗ РФ. - 2015. - № 34. - Ст. 4930;

14. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. - 2018. - № 53 (ч. 2). - Ст. 8791;

15. Калинин Н.Д. Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего»: Эмпирическое значение афоризма // Россия в XXI веке: Великая Отечественная война и историческая память. XXIX Моисеевские чтения - международная научно-практическая конференция: Сборник докладов и материалов / Под общ. ред. М.Ч. Залиханова, С.А. Степанова. - М.: Финансовый университет при правительстве РФ, РАН, 2021. - С. 107-115;

16. Козылов И.С., Гусевская Н.Ю. Проблемы исторического прошлого в азиатском треугольнике Китай - Япония - Республика Корея // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 8. - С. 49-55;

17. Попп И.А., Шахнович И.С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 42-49;

18. Путилова Е.Г. История государственной реабилитационной политики и общественного движения за увековечение памяти жертв политических репрессий в России: 1953 - начало 2000-х гг.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Екатеринбург, 2011. - 28 с;

19. Сазонникова Е.В. Память о защитниках Отечества и защита исторической правды как конституционные ценности // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 10. - С. 29-32;

20. Титов В.В. Государственная политика памяти в Российской Федерации: векторы трансформации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 10. - С. 2025;

21. Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. - М.: Типография «Ваш формат», 2017. - 184 с

Shchedrina A.A.

Vladivostok State University (Vladivostok, Russia)

FORMATION AND DEVELOPMENT LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION, REGULATING THE MEMORY POLICY

Abstract: this article is devoted to the policy of constructing historical memory, which began in the 1990s, and has earned the most attention recently (from 2008-2024).

Keywords: identity, historical memory, collective memory, constitutional amendments, memory policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.