Научная статья на тему 'ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ И УЧАСТНИКАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ'

ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ И УЧАСТНИКАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриева Наталья Валерьевна

Статья посвящена анализу правовой основы государственной политики в вопросах сохранения и увековечивания памяти о Великой Отечественной войне в современной России. Обзор ключевых памятников, установленных в постсоветский период органами государственной власти или при их поддержке, позволил выявить доминирующие тенденции в монументальных практиках и степень их преемственности по сравнению с советским опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитриева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY ABOUT EVENTS AND PARTICIPATIONS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN CONTEMPORARY RUSSIA: LEGAL BASES OF GOVERMENT POLICY AND MONUMENT PRACTICES

Purpose: Contemporary Russian historians are actively studying the memory policy. The subject of study of the article is government policy to perpetuate of Events and Participations of the Great Patriotic War and Monument Practices in 1991-2021. Methods: Historiographic and source analysis, compare analysis are the basic methods of the current research. Legal and monument sources are classifi ed according to the problem-chronological principle. Results: The key task of state policy remains the legal regulation of the procedures for the burial of the found remains of soldiers and the perpetuation of their memory in memorials installed at military graves. There is continuity with the Soviet period not only in the practice of erecting memorials for anniversaries associated with Victory Day and the beginning or end of the main battles of the Great Patriotic War, but also in the images used to create.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ И УЧАСТНИКАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ»

In: Velikaya Otechestvennaya voyna v istorii i pamya-ti narodov Yuga Rossii: sobytiya, uchastniki, simvo-ly: materialy III Vserossiyskoy nauch. konf. (Rostov-na-Donu, 30 iyunya - 1 iyulya 2022 g.) [The Great Patriotic War in the history and memory of the peoples of the South of Russia: Events, participants, symbols: materials of the III All-Russian Scientific Conference (Rostov-on-Don, June 30 - July 1, 2022)]. Rostov-on-Don, Southern Scientific Center RAS, 2022, рр. 432-441.

12. Kantor Yu.Z. Pribaltika: voyna bez pravil (19391945) [The Baltic States: A war without rules (19391945)]. St. Petersburg, Zhurnal «Zvezda», 2011, 336 р.

13. Kashevarova N.G. Biblioteki natsionalnykh aka-demiy nauk: problemy funktsionirovaniya, tendentsii razvitiya, 2005, iss. 3, рр. 298-316.

14. Maloletova N.I. Biblioteki natsionalnykh akademiy nauk: problemy funktsionirovaniya, tendentsii raz-vitiya, 2005, iss. 3, рр. 3-30.

15. Vishnevskiy S.A., Gumenyuk A.Yu. Gumanitarnye nauki, 2020, no. 1, рр. 20-23.

16. Chaban M.P., Shevtsova Z.I., Gaponov V.V Gastroenterologyya, 2019, vol. 53, no. 3, рр. 210217.

17. Gosudarstvennyy arkhiv Stavropolskogo kraya (GASK) [SASR (The State Archive of the Stavropol Regoin)], f. R-2431, inv. 3, case 858, sh. 17-20.

18. Stanovleniye vysshego meditsinskogo obrazovaniya na Severnom Kavkaze (1915-1945) / A.V. Kartashev [i dr.] [Formation of higher medical education in the North Caucasus (1915-1945) / A.V. Kartashev et al.]. Stavropol, Stavropol State Medical University, 2018, 192 р., р. 124.

19. Finn E. Yunost, 1977, no. 9, рр. 107-108.

20. Stavropolskoye slovo, 1942, Oct. 2, р. 4.

21. Stavropolskoye slovo, 1942, Sept. 2, р. 4.

22. GASK [SASR], f. R-5161, inv. 1, case 1, sh. 13 - 13 rev.

23. GAKK (Gosudarstvennyy arkhiv Krasnodarskogo kraya) [SAKR (State Archive of the Krasnodar Region)], f. R-418, inv. 1, case 1.

24. GAKK [SAKR], f. R-418, inv. 1, case 8, sh. 15.

25. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. R-7021, inv. 16, case 144, sh. 24, 34.

26. Kuban, 1943, Jan. 12, р. 2.

27. Ostaufgaben der Wissenschaft. Vorträge auf der Osttagung deutscher Wissenschaftler [Eastern Tasks of Science. Lectures at the Eastern Conference of German Scientists]. München, Hoheneichen Verl., 1943, 152 p.

28. Voznesensky N.A. Voyennaya ekonomika SSSR v period Otechestvennoy voyny [The military economy of the USSR during the Patriotic War]. Moscow, Gos-politizdat, 1948, 192 р., р. 159.

Поступила в редакцию 30 июля 2022 г.

УДК 323.21+94(470)

DOI 10.18522/2072-0181-2022-111-23-30

ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ И УЧАСТНИКАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Н.В. Дмитриева

MEMORY ABOUT EVENTS AND PARTICIPATIONS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN CONTEMPORARY RUSSIA: LEGAL BASES OF GOVERMENT POLICY AND MONUMENT PRACTICES

N.V. Dmitrieva

С распадом СССР в вопросах закрепления ответственности и символического регулирования нормативно-право- наполнения процессов мемориализации собы-вой базы, институционального тий и участников Великой Отечественной войны

Дмитриева Наталья Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, e-mail: [email protected], т.: 8(863)2184000, доб. 12222.

Natalia Dmitrieva - Southern Federal University, 105/42 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel.: 8(863)2184000, ext. 12222.

начался новый этап. Органы государственной власти утратили монополию в этих сферах в связи с изменениями в политической системе и появлением новых мнемонических акторов, активно принимающих участие в формировании «символического репертуара памяти» [1, с. 16]. Вопросы участия государства в формировании памяти о событиях 1941-1945 гг. затрагиваются в той или иной степени большинством историков, специализирующихся на изучении исторической памяти о Великой Отечественной войне в современной России. Данная проблема рассматривается как в международном контексте (чаще всего речь идет о «войнах памяти» [2-4]), так и во внутрироссийском, когда анализируются конкурирующие нарративы, транслируемые различными мнемоническими акторами [5-8]. В качестве отдельного направления можно выделить работы, посвященные отражению событий и участников Великой Отечественной войны в мемориальной культуре России [9]. Вместе с тем компаративный анализ правовой базы увековечения памяти о событиях и участниках боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны в сочетании с обзором реальных монументальных практик еще не проводился. В данном исследовании на основе российских законодательных источников периода 1990-2020-х гг. дается характеристика ключевых инициатив государства в данном направлении, а также описываются наиболее распространенные формы поддержки общественных инициатив органами власти различного уровня. В качестве практического воплощения развития правовой базы мемориальных процессов рассматриваются монументальные практики в различных регионах России. Их сопоставительный анализ, а также изучение конфликтных ситуаций, возникающих в данной плоскости, позволяют выявить специфические черты современной государственной политики по сравнению с уже имеющимся советским опытом.

На протяжении первых десяти лет существования РФ происходило формирование законодательства, регламентирующего вопросы захоронения и ухода за могилами погибших на фронтах, а также охраны объектов культурного наследия (ОКН). Одним из первых нормативно-правовых актов по данному вопросу стал Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. № 4292-1. К 1 января 2011 г. на территории РФ было выявлено 24 318 советских и российских

воинских захоронений*. Через восемь лет количество захоронений увеличилось до 31 078**. Учетом воинских захоронений и погибших военнослужащих занимается Министерство обороны РФ (см. портал «Память народа, https://pamyat-naroda.ru). Министерство культуры РФ принимает непосредственное участие в сооружении памятников и мемориалов, а мероприятия по содержанию и благоустройству захоронений и мемориалов осуществляют органы местного самоуправления***.

Порядок финансирования деятельности по сохранению и реставрации памятников Великой Отечественной войны из бюджетов всех уровней закреплен в ст. 5 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов» от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ****. Изначально на это предполагалось выделение специальных - целевых - средств без указания уровня подчинения органа, производящего постановку на учет. Но в 2004 г. редакция статьи была изменена: удалено уточнение о целевом характере средств, а финансирование реставрационных и охранных мероприятий приобрело четкую иерархию: из федерального бюджета - на памятники федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения, из местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения*****.

Подобная классификация памятников была определена Федеральным законом

* Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах"» от 28.07.2011 № 1317-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/902292406.

** Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы"» от 09.08.2019 № 1036. URL: https://docs.cntd.ru/ document/560945122.

*** Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 № 4292-1. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_ id=19&nd=102020987.

**** Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от 19.05.1995 № 80-ФЗ. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/7872.

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/21383.

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. На сегодняшний день данный документ является главным законодательным актом РФ в области охраны памятников, в том числе посвященных Великой Отечественной войне. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что фактически на протяжении десяти предыдущих лет постановка на учет ОКН в современной России осуществлялась на основании советского законодательства. Именно принятый федеральный закон отменил действие в РФ общесоюзного закона 1976 г. и признал утратившим силу республиканский закон 1978 г.

Следует отметить, что количество мемориалов, посвященных событиям и участникам Великой Отечественной войны, взятых на учет в качестве ОКН разного уровня, зачастую зависит не только от масштабов проходивших на территории боевых действий, количества погибших людей и т.д., но и от активности и позиции региональных органов исполнительной власти, курирующих этот процесс [10, с. 132]. Например, на территории Краснодарского края насчитывается 1579 ОКН, посвященных событиям 1941-1945 гг., на территории Ростовской области - 83, а численность ОКН в г. Севастополе в 3,5 раза превышает показатели донского региона*.

Немаловажное значение в реализации государственной политики в данной сфере в 2010-х гг. имела разработка и принятие федеральных программ, направленных на увековечение памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны. Целевой метод выделения средств для обеспечения сохранности и ремонта военно-мемориальных объектов направлен на упорядочение системы финансирования со стороны органов государственной власти и систематизацию учета и контроля состояния мемориалов и захоронений. По итогам заседания Российского организационного комитета «Победа» 12 декабря 2018 г. и в рамках исполнения указаний Президента РФ от 4 февраля 2019 г. № Пр-149 Министерством обороны была разработана и утверждена Постановлением Правительства от 9 августа 2019 г. № 1036 ФЦП «Увековечение памяти погибших при защите Отечества

* Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. URL: https://opendata. mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn.

на 2019-2024 годы». Задачами программы определены «завершение паспортизации воинских захоронений на территории всей страны; приведение внешнего облика воинских захоронений на территории РФ в надлежащее состояние; нанесение имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронении по месту захоронения» . Выборочная проверка воинских захоронений, проведенная при составлении документа, показала, что 31 % от их общей численности находится в неудовлетворительном состоянии. Общий объем финансирования программы составляет 5356,85 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -3900 млн руб., из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 1456,85 млн рублей. Программой предусмотрена возможность выполнения задач на территории 76 субъектов РФ. По данным Министерства обороны, в 2021 г. было заключено 61 соглашение на общую сумму в 604 534,5 тыс. рублей, в рамках которых восстановлено (отремонтировано, благоустроено) 870 воинских захоронений, установлено 638 мемориальных знаков, нанесено 19 357 имен погибших на мемориальные сооружения воинских захоронений** .

Однако не все памятники, установленные при поддержке федеральных или региональных органов государственной власти, посвященные участию народов СССР в Великой Отечественной войне, имеют статус ОКН и охраняются государством. На август 2022 г. в Едином государственном реестре нет ни одного памятника, посвященного Великой Отечественной войне, созданного после 1991 г. со статусом федерального или местного (муниципального) значения. Из 16 объектов регионального значения 12 связаны с событиями 1941-1945 гг. (11 установлены в Алтайском крае и один - в Белгородской области)*** . Вместе с тем в период после распада СССР на территории РФ возведены монументы, имеющие существенное

Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы"» от 09.08.2019 № 1036. URL: https:// docs.cntd.ru/document/560945122.

** ФЦП «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы». URL: https://stat. mil.ru/commemoration/memorial/federalprogramm.htm.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. URL: https://opendata. mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn.

значение для большинства мнемонических акторов, включенных в формирование политики памяти о войне, которые являются центрами коммеморативных практик как на уровне населенного пункта или региона, так и на уровне страны в целом.

В Москве таким местом является парк Победы на Поклонной горе, включая установленные на его территории мемориалы. Центральный из них - Монумент Победы, посвященный Великой Отечественной войне. Парк Победы - самое крупное место коммемораций событий 1941-1945 гг. в столице, его площадь составляет 135 га. Парк, как и монумент, был открыт 9 мая 1995 г. в честь 50-летнего юбилея Победы, на его территории прошел первый в современной России парад в честь Дня Победы. Советская практика возведения монументов к юбилейным датам нашла свое продолжение и в новейший период истории России. Более того, Монумент Победы в прямом смысле является наследием советской эпохи, разработка проекта масштабного мемориала, посвященного Победе в Великой Отечественной войне, началась еще в 1942 г. [11, 12]. Автор проекта открытого в 1995 г. Монумента Победы З.К. Церетели заложил в его внешний облик символы, призванные вызывать у наблюдателя ассоциации не только с Великой Отечественной войной и победой, но и с силой и славой Российского государства и его воинских заслуг в целом. Высота монумента 141,8 м -на сегодняшний момент это самый высокий памятник в России. Каждые 10 см обелиска символизируют один день войны. Не менее принципиальное значение имело и нанесение на обелиск названий 12 городов-героев и крепости-героя Брест. После распада СССР пять из них оказались на территории других государств.

Отражение в монументальных практиках идеи совместной борьбы с фашизмом интенсифицировалось по мере нарастания противоречий между бывшими союзными республиками. В качестве примера можно привести памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе», также находящийся на территории парка Победы и открытый в 2010 г. Несмотря на юбилейный год установки (65-летие Победы), он был приурочен к другому событию. 19 декабря 2009 г. в Кутаиси по распоряжению президента Грузии М.Н. Саакашвили была взорвана бетонная основа Мемориала воинской славы. Барельефы и колонны с памятника были сняты раньше. Уже 22 декабря премьер-

министр России В.В. Путин предложил восстановить мемориал в Москве [13]. В годовщину сноса памятника в Кутаиси 21 декабря 2010 г. в парке Победы в Москве был открыт мемориал, основную идею которого выражает его название. Внешний облик памятника также призван транслировать идею совместной борьбы с фашизмом: бетонная стена за ним имеет форму уничтоженного Мемориала воинской славы, внизу на барельефах изображены памятники Великой Отечественной войны в бывших союзных республиках.

Расширенным вариантом интерпретации в монументальных объектах идеи совместной борьбы представителей различных народов СССР в Великой Отечественной войне можно считать открытие к 60-летию Победы 7 мая 2005 г. Интернациональной аллеи памяти и славы на Невском пятачке в Ленинградской области, посвященной защитникам Ленинграда. Сам мемориальный комплекс является ОКН с 1982 г. и охраняется государством, но памятные знаки, установленные на аллее от различных регионов России и других стран, таковыми не являются. В конце 2021 г. здесь были представлены памятники от следующих бывших союзных республик: Казахстана, Белоруссии, Армении и Азербайджана.

В современной России присутствуют символические практики, имеющие более широкое содержание и не сводящееся изначально к формированию монументального ландшафта памяти о Великой Отечественной войне, но предполагающие установку памятников, связанных и с этим событием. Их смысл и территориальное размещение также отражают идею совместной борьбы против фашизма разных народов и регионов страны. Опыт присуждения почетного звания «Город воинской славы» является именно таким примером. С момента появления в современной России почетного звания «Город воинской славы» прошло 16 лет. Учрежденное в день 61-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Федеральным законом от 9 мая 2006 г.*, за этот непродолжительный по историческим меркам период оно было присвоено 45 городам России. Появление почетного звания «Город воинской славы» можно уверенно отнести к воспроизведению уже имеющегося советского опыта коллективного награждения

* Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"» от 09.05.2006 № 68-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/23783/.

и присвоения почетных званий населенным пунктам и административно-территориальным единицам, в первую очередь званий «Город-герой» и «Крепость-герой» [14]. В городах воинской славы обязательно устанавливается памятная стела. По углам площади, на которой она обычно находится, предусмотрено размещение гранитных тумб высотой два метра с художественными рельефами из бронзы, на которых должны быть изображены исторические события, ставшие основанием для присвоения городу почетного звания. На стелах всех городов воинской славы присутствуют сюжеты, связанные с Великой Отечественной войной, в некоторых из них события 19411945 гг. являются единственными, как, например, в Ростове-на-Дону [15].

Заняв следующую ступень в пространственно-территориальной иерархии символов Великой Отечественной войны после городов-героев, почетное звание города воинской славы, в свою очередь, заложило основу для дальнейшей географической разметки населенных пунктов России по форме, степени их участия и вклада в Победу в Великой Отечественной войне. Это нашло отражение в появлении почетных званий «Город трудовой доблести» и «Населенный пункт воинской доблести», при этом в последнем случае законодательно процедура регулируется уже не на федеральном уровне, а на региональном -законодательством субъекта РФ.

Отдельно стоит остановиться на участии общественных организаций и структур в процессах мемориализации событий и участников Великой Отечественной войны при поддержке государственных органов власти и федерального бюджета. В 2012 г. в России была учреждена Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество» в целях консолидации сил государства и общества в изучении военно-исторического прошлого Рос-ии, содействия изучению отечественной военной истории и противодействия попыткам ее искажения. Бюджетные ассигнования на РВИО были заложены в федеральный бюджет. Одним из ключевых видов деятельности организации заявлена монументальная пропаганда, в задачи которой входит в том числе «сохранение и восстановление, включая воссоздание, реконструкцию и реставрацию всех видов и наименований памятников военной истории России, объек-

тов военно-исторического, культурного наследия» [16].

Наиболее известным памятником, посвященным участникам Великой Отечественной войны, является «Ржевский мемориал Советскому солдату», открытый 30 июня 2020 г. в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Ржевском районе Тверской области [17]. При создании памятника был использован распространенный в советской монументальной практике образ солдата с опущенным оружием (в данном случае это пистолет-пулемет системы Шпагина) и склоненной головой. Новаторской идеей является замена нижней части фигуры улетающими вверх журавлями (еще один хорошо узнаваемый советский символ, ассоциирующийся с Великой Отечественной войной). Художественное оформление монумента вызвало неоднозначные оценки в российском обществе [18]. Наравне с подобными крупными проектами РВИО регулярно реализует меньшие по масштабу монументальные проекты, посвященные событиям 19411945 гг. Из федерального бюджета выделяется специальная государственная субсидия «на мероприятия по созданию памятных мест, связанных с военной историей России». Например, в 2020 г. она составляла 200 000 тыс. рублей*. Следует отметить, что образ солдата воспроизводится в современных памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, достаточно часто. Например, в 2020 г. РВИО установило данные памятники в Тюменской, Самарской, Воронежской, Костромской, Курской, Калужской, Липецкой областях и Республике Башкортостан [19].

Однако следует согласиться с М.А. Лип-ман в том, что «децентрализация монументальной политики неизбежно приводила к идеологическим столкновениям - частные или региональные инициаторы коммеморации не заботились о широком консенсусе» [20]. Ярким подтверждением этому служит то, что в 2019 г. Ворошиловский районный суд Ростова-на-Дону частично удовлетворил иск военного прокурора местного гарнизона «О понуждении увековечить память погибших при защите Отечества», подведя тем самым итог длившемуся несколько лет конфликту по поводу утраты братской

* Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2020 год» от 25.10.2021 № 361-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47240.

могилы на территории бывшего лазарета для советских военнопленных, в настоящий момент принадлежащей 183-му учебному центру Министерства обороны РФ. Представители ветеранских и поисковых организаций на протяжении нескольких лет безуспешно добивались от командования воинской части признания факта существования захоронения советских военнопленных и увековечения их памяти [21]. Суд обязал Министерство обороны РФ в срок до 9 мая 2020 г. «увековечить память погибших при защите Отечества путем благоустройства воинского захоронения... установить мемориальное сооружение в месте захоронения.» [22]. В связи с пандемией СОУГО-19 и карантинными ограничениями мемориал был открыт 22 июня 2020 г. Однако представители общественных организаций считают, что знак установлен в стороне от братской могилы [21]. Данный пример демонстрирует практическое применение имеющейся правовой базы для урегулирования спорных вопросов между различными государственными ведомствами, участвующими в процессах увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Использованный в данном исследовании подход к анализу правовой основы государственной политики в области увековечения памяти о событиях 1941-1945 гг. в сочетании с конкретными процессуальными и монументальными практиками позволяет выявить ряд общих тенденций, характерных для страны в целом. Новейший период истории России характеризуется появлением новых мнемонических акторов, участвующих в формировании мемориального пространства о Великой Отечественной войне. Но если применительно к 1990-м гг. можно говорить об утрате монопольного права государства на эти процессы, то к концу 2010-х гг. очевидно стремление усилить роль государственных органов в формировании монументального ландшафта и интерпретаций, связанных с событиями и участниками Великой Отечественной войны. По-прежнему ключевой задачей государственных органов остается правовое регулирование процедур захоронения найденных останков солдат и увековечение их памяти в мемориалах, установленных на воинских захоронениях. Наблюдается преемственность с советским периодом не только в практике установки мемориалов к юбилейным датам, связанным с Днем Победы

и началом или окончанием основных битв Великой Отечественной войны, но и в образах, используемых при создании памятников. Воспроизведение опыта СССР по коллективному награждению населенных пунктов нашло отражение в появлении почетных званий по образцу городов-героев. Их территориальное распределение свидетельствует о стремлении не только вовлечь максимальное количество регионов в государственные коммеморативные практики, связанные с событиями 19411945 гг., но и выстроить определенную иерархию монументальной политики на смену децентрализации, произошедшей в 1990-х гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малинова О.Ю., Миллер А.И. Введение. Символическая политика и политика памяти // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе. СПб.: Изд-во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2021. С. 7-37.

2. Миллер А.И. Вторая мировая война в «войнах памяти» // Новое прошлое. 2020. № 4. С. 222-231.

3. Бордюгов Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве. М.: АИРО-ХХ1, 2011. 255 с.

4. Курилла И.И. Битва за прошлое: Как политика меняет историю. М.: Альпина Паблишер, 2022. 232 с.

5. Копосов Н.Е. Память строгого режима: история и политика в России. М.: НЛО, 2011. 315 с.

6. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. СПб.: Изд-во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. 623 с.

7. Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы / В. В. Бондарь [и др.]. М.: Институт наследия, 2022. 168 с.

8. Курилла И.И. История как язык политики // Новое прошлое. 2021. № 1. С. 104-126.

9. Рубин В.А., Фомина Е.А. Историческая память в военных монументах: историографический обзор // Документ. Архив. История. Современность. 2016. Вып. 16. С. 199-211.

10. Дмитриева Н.В., Кринко Е.Ф. Великая Отечественная война в мемориальном пространстве Северного Кавказа: опыт статистического изучения объектов культурного наследия // Народы Кавказа в ХУШ-ХХ1 вв.: история, политика, культура: материалы VIII Международного форума историков-кавказоведов (14-15 октября 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН , 2021. С. 130-138.

11. Афиани Ф.Ю. Мемориал на Поклонной горе и проблемы коммеморации // Великая Отечественная война в современном общественно-истори-

ческом сознании (историческая память, восприятие, увековечение): материалы Всероссийской науч. конф. М.: АИРО-XXI, 2016. С. 21-28.

12. Ваньке А.В. Ландшафты памяти. Парк Победы на Поклонной горе в Москве // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. № 3. С. 203-220.

13. Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил воссоздать в Москве разрушенный в грузинском городе Кутаиси «Мемориал славы» -памятник воинам Великой Отечественной войны. URL: https://ria.ru/20091222/200775006.html.

14. Попов А.Д. «Созвездие вечной славы»: города-герои Советского Союза в географическом и символическом пространстве // Новое прошлое. 2019. № 2. С. 70-87.

15. Дмитриева Н.В. Города воинской славы в политике памяти о Великой Отечественной войне: правовая основа и монументальные практики // Великая Отечественная война в истории и памяти народов юга России: события, участники, символы: материалы II Всероссийской науч. конф., приуроч. к 80-летию начала Великой Отечественной войны (23-24 сентября 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2021. С. 279-288.

16. Монументальная пропаганда. Задачи. URL: https://rvio.histrf.ru/projects/monumental-promo-tion.

17. Открытие Ржевского мемориала Советскому солдату. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/transcripts/speeches/63585.

18. В Госдуме организовали проверку статьи «Медузы» о схожести Ржевского мемориала и дементора. URL: https://piter.tv/event/rzhevskij_ memorial_pamyatnik_sovetskomu_soldatu_statya/.

19. Восемь памятников Советскому солдату установлено РВИО в регионах России в 2020 году. URL: https ://tehnowar. ru/192196-Vosemy-pamy at-nikov-Sovetskomu-soldatu-ustanovleno-RVIO-v-regionah-Rossii-v-2020-godu.html.

20. Липман М.А. Пантеон национальных героев как элемент символической политики. Монументальные практики постсоветской России и общественные представления о выдающихся исторических личностях // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе. СПб.: Изд-во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2021. С. 38-64.

21. Памятник жертвам «Гросслазарета № 192» появился на территории бывшего РАУ URL: http:// rslovar.com/content.

22. Дело № 2-3559/2019. URL: https ://xn--90afd-baav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/45732563.

REFERENCES

1. Malinova O.Yu., Miller A.I. Vvedeniye. Simvolicheskaya politika i politika pamyati [Intro-

duction. Symbolic politics and the politics of memory]. In: Simvolicheskiye aspekty politiki pamyati v sovremennoy Rossii i Vostochnoy Evrope [Symbolic aspects of the politics of memory in modern Russia and Eastern Europe]. St. Petersburg, Publishing House of European University at St. Petersburg, 2021, pp. 7-37.

2. Miller A.I. The New Past, 2020, no. 4, pp. 222-231.

3. Bordyugov G.A. "Voynypamyati" napostsovetskom prostranstve ["Memory Wars" in the post-Soviet space]. Moscow, AIRO-XXI, 2011, 255 p.

4. Kurilla I.I. Bitva za proshloe: Kak politika menyaet istoriyu [Battle for the past: How politics changes history]. Moscow, Alpina Publisher, 2022, 232 p.

5. Koposov N.E. Pamyat strogogo rezhima: istoriya i politika v Rossii [The memory of a strict regime: history and politics in Russia]. Moscow, NLO, 2011. 315 p.

6. Politika pamyati v sovremennoi Rossii i stranakh Vostochnoi Evropy. Aktory, instituty, narrativy / pod red. A.I. Millera, D.V Efremenko [Politics of memory in modern Russia and countries of Eastern Europe. Actors, institutions, narratives / Ed. by A.I. Miller, D.V. Efremenko]. St. Petersburg, Publishing House of European University at St. Petersburg, 2020, 623 p.

7. Gosudarstvennaya monumental'naya politika: opyt, protivorechiya, perspektivy / VV Bondar [i dr.] [State monumental policy: experience, contradictions, prospects / V.V. Bondar et al.]. Moscow, Heritage Institute, 2022, 168 p.

8. Kurilla I.I. The New Past, 2021, no. 1, pp. 104-126.

9. Rubin V.A., Fomina E.A. Dokument. Arkhiv. Istoriya. Sovremennost, 2016, no. 16, pp. 199-211.

10. Dmitrieva N.V., Krinko E.F. Velikaya Otechestvennaya voyna v memorialnom prostranstve Severnogo Kavkaza: opyt statisticheskogo izucheniya obiektov kulturnogo naslediya [The Great Patriotic War in the memorial space of the North Caucasus: the experience of statistical study of cultural heritage objects]. In: Narody Kavkaza vXVIII-XXI vv.: istoriya, politika, kultura [The peoples of the Caucasus in the XVIII-XXI centuries: history, politics, culture]. Rostov-on-Don, Publishing House of Southern Scientific Center RAS, 2021, pp. 130-138.

11. Afiani F. Yu. Memorial na Poklonnoy gore i problemy kommemoratsii [Memorial on Poklonnaya Hill and problems of commemoration]. In: Velikaya Otechestvennaya voyna v sovremennom obshchestvenno-istoricheskom soznanii (istoricheskaya pamyat, vospriyatie, uvekovechenie): materialy Vserossiiskoi nauch. konf. [The Great Patriotic War in the modern socio-historical consciousness (historical memory, perception, perpetuation): Proceedings of the Russian Scientific Conference]. Moscow, AIRO-XXI, 2016, pp. 21-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Vanke A.V. Neprikosnovennyy zapas. Debaty o poli-tike i kulture, 2015, no. 3, pp. 203-220.

13. Premier-ministr RF Vladimir Putin predlozhil vossozdat v Moskve razrushennyy v gruzinskom gorode Kutaisi "Memorial slavy" - pamyatnik voinam Velikoy Otechestvennoy voyny [Prime Minister of the Russian Federation Vladimir Putin proposed to recreate in Moscow the «Memorial of Glory» destroyed in the Georgian city of Kutaisi - a monument to the soldiers of the Great Patriotic War]. Available at: https://ria.ru/20091222/200775006.html.

14. Popov A.D. The New Past, 2019, no. 2, pp. 70-87.

15. Dmitrieva N.V. Goroda voinskoy slavy v politike pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne: pravovaya osnova i monumentalnyye praktiki [Cities of military glory in the politics of remembrance of the Great Patriotic War: legal basis and monumental practices]. In: Velikaya Otechestvennaya voyna v istorii i pamyati narodov yuga Rossii: sobytiya, uchastniki, simvoly. [The Great Patriotic War in the history and memory of the peoples of southern Russia: events, participants, symbols.]. Rostov-on-Don, YuSC RAS Publ., 2021, pp. 279-288.

16. Monumentalnaya propaganda. Zadachi [Monumental propaganda. Tasks]. Available at: https://rvio.his-trf.ru/projects/monumental-promotion (accessed 08 August 2022).

17. Otkrytiye Rzhevskogo memoriala Sovetskomu soldatu [Opening of the Rzhev memorial to the Soviet soldier]. Available at: https://rvio.histrf.ru/proj-ects/monumental-promotion/66.

18. V Gosdume organizovali proverku statii "Meduzy" o skhozhesti Rzhevskogo memoriala i dementora [The State Duma organized a check of the Meduza article about the similarity of the Rzhev Memo-

rial and the Dementor]. Available at: https://piter.tv/ event/rzhevskij_memorial_pamyatnik_sovetskomu_ soldatu_statya/.

19. Vosem pamyatnikov Sovetskomu soldatu ustanovleno Rossiyskim voyenno-istoricheskim obshchestvom v regionakh Rossii v 2020 godu [Eight monuments to the Soviet soldier were installed by the Russian Military Historical Society in the regions of Russia in 2020]. Available at: https://tehnowar.ru/192196-Vosemy-pamyatnikov-Sovetskomu-soldatu-ustanov-leno-RVIO-v-regionah-Rossii-v-2020-godu.html.

20. Lipman M.A. Panteon natsionalnykh geroev kak element simvolicheskoy politiki. Monumentalnye praktiki postsovetskoy Rossii i obshchestvennye predstavleniya o vydayushchikhsya istoricheskikh lichnostyakh [Pantheon of national heroes as an element of symbolic politics. Monumental practices of post-Soviet Russia and public ideas about outstanding historical figures]. In: Simvolicheskie aspekty politiki pamyati v sovremennoi Rossii i Vostochnoi Evrope [Symbolic aspects of the politics of memory in modern Russia and Eastern Europe]. St. Petersburg, European University at St. Petersburg Press, 2021, pp. 38-64.

21. Pamyatnik zhertvam "Gross lazareta № 192" poyavilsya na territorii byvshego Rostovskogo artilleriyskogo uchilishcha [A monument to the victims of Grosslazaret No. 192 appeared on the territory of the former Rostov Artillery School]. Available at: http://rslovar.com/content.

22. Delo№ 2-3559/2019 [Case No. 2-3559/2019]. Available at: https://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/45732563.

Исследование подготовлено в рамках проекта РФФИ № 21-09-4311 «Народы СССР на фронтах Великой Отечественной войны: статистическое и военно-антропологическое исследование».

Поступила в редакцию 15 августа 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.