In: Velikaya Otechestvennaya voyna v istorii i pamya-ti narodov Yuga Rossii: sobytiya, uchastniki, simvo-ly: materialy III Vserossiyskoy nauch. konf. (Rostov-na-Donu, 30 iyunya - 1 iyulya 2022 g.) [The Great Patriotic War in the history and memory of the peoples of the South of Russia: Events, participants, symbols: materials of the III All-Russian Scientific Conference (Rostov-on-Don, June 30 - July 1, 2022)]. Rostov-on-Don, Southern Scientific Center RAS, 2022, рр. 432-441.
12. Kantor Yu.Z. Pribaltika: voyna bez pravil (19391945) [The Baltic States: A war without rules (19391945)]. St. Petersburg, Zhurnal «Zvezda», 2011, 336 р.
13. Kashevarova N.G. Biblioteki natsionalnykh aka-demiy nauk: problemy funktsionirovaniya, tendentsii razvitiya, 2005, iss. 3, рр. 298-316.
14. Maloletova N.I. Biblioteki natsionalnykh akademiy nauk: problemy funktsionirovaniya, tendentsii raz-vitiya, 2005, iss. 3, рр. 3-30.
15. Vishnevskiy S.A., Gumenyuk A.Yu. Gumanitarnye nauki, 2020, no. 1, рр. 20-23.
16. Chaban M.P., Shevtsova Z.I., Gaponov V.V Gastroenterologyya, 2019, vol. 53, no. 3, рр. 210217.
17. Gosudarstvennyy arkhiv Stavropolskogo kraya (GASK) [SASR (The State Archive of the Stavropol Regoin)], f. R-2431, inv. 3, case 858, sh. 17-20.
18. Stanovleniye vysshego meditsinskogo obrazovaniya na Severnom Kavkaze (1915-1945) / A.V. Kartashev [i dr.] [Formation of higher medical education in the North Caucasus (1915-1945) / A.V. Kartashev et al.]. Stavropol, Stavropol State Medical University, 2018, 192 р., р. 124.
19. Finn E. Yunost, 1977, no. 9, рр. 107-108.
20. Stavropolskoye slovo, 1942, Oct. 2, р. 4.
21. Stavropolskoye slovo, 1942, Sept. 2, р. 4.
22. GASK [SASR], f. R-5161, inv. 1, case 1, sh. 13 - 13 rev.
23. GAKK (Gosudarstvennyy arkhiv Krasnodarskogo kraya) [SAKR (State Archive of the Krasnodar Region)], f. R-418, inv. 1, case 1.
24. GAKK [SAKR], f. R-418, inv. 1, case 8, sh. 15.
25. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. R-7021, inv. 16, case 144, sh. 24, 34.
26. Kuban, 1943, Jan. 12, р. 2.
27. Ostaufgaben der Wissenschaft. Vorträge auf der Osttagung deutscher Wissenschaftler [Eastern Tasks of Science. Lectures at the Eastern Conference of German Scientists]. München, Hoheneichen Verl., 1943, 152 p.
28. Voznesensky N.A. Voyennaya ekonomika SSSR v period Otechestvennoy voyny [The military economy of the USSR during the Patriotic War]. Moscow, Gos-politizdat, 1948, 192 р., р. 159.
Поступила в редакцию 30 июля 2022 г.
УДК 323.21+94(470)
DOI 10.18522/2072-0181-2022-111-23-30
ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ И УЧАСТНИКАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
Н.В. Дмитриева
MEMORY ABOUT EVENTS AND PARTICIPATIONS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN CONTEMPORARY RUSSIA: LEGAL BASES OF GOVERMENT POLICY AND MONUMENT PRACTICES
N.V. Dmitrieva
С распадом СССР в вопросах закрепления ответственности и символического регулирования нормативно-право- наполнения процессов мемориализации собы-вой базы, институционального тий и участников Великой Отечественной войны
Дмитриева Наталья Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, e-mail: [email protected], т.: 8(863)2184000, доб. 12222.
Natalia Dmitrieva - Southern Federal University, 105/42 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel.: 8(863)2184000, ext. 12222.
начался новый этап. Органы государственной власти утратили монополию в этих сферах в связи с изменениями в политической системе и появлением новых мнемонических акторов, активно принимающих участие в формировании «символического репертуара памяти» [1, с. 16]. Вопросы участия государства в формировании памяти о событиях 1941-1945 гг. затрагиваются в той или иной степени большинством историков, специализирующихся на изучении исторической памяти о Великой Отечественной войне в современной России. Данная проблема рассматривается как в международном контексте (чаще всего речь идет о «войнах памяти» [2-4]), так и во внутрироссийском, когда анализируются конкурирующие нарративы, транслируемые различными мнемоническими акторами [5-8]. В качестве отдельного направления можно выделить работы, посвященные отражению событий и участников Великой Отечественной войны в мемориальной культуре России [9]. Вместе с тем компаративный анализ правовой базы увековечения памяти о событиях и участниках боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны в сочетании с обзором реальных монументальных практик еще не проводился. В данном исследовании на основе российских законодательных источников периода 1990-2020-х гг. дается характеристика ключевых инициатив государства в данном направлении, а также описываются наиболее распространенные формы поддержки общественных инициатив органами власти различного уровня. В качестве практического воплощения развития правовой базы мемориальных процессов рассматриваются монументальные практики в различных регионах России. Их сопоставительный анализ, а также изучение конфликтных ситуаций, возникающих в данной плоскости, позволяют выявить специфические черты современной государственной политики по сравнению с уже имеющимся советским опытом.
На протяжении первых десяти лет существования РФ происходило формирование законодательства, регламентирующего вопросы захоронения и ухода за могилами погибших на фронтах, а также охраны объектов культурного наследия (ОКН). Одним из первых нормативно-правовых актов по данному вопросу стал Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. № 4292-1. К 1 января 2011 г. на территории РФ было выявлено 24 318 советских и российских
воинских захоронений*. Через восемь лет количество захоронений увеличилось до 31 078**. Учетом воинских захоронений и погибших военнослужащих занимается Министерство обороны РФ (см. портал «Память народа, https://pamyat-naroda.ru). Министерство культуры РФ принимает непосредственное участие в сооружении памятников и мемориалов, а мероприятия по содержанию и благоустройству захоронений и мемориалов осуществляют органы местного самоуправления***.
Порядок финансирования деятельности по сохранению и реставрации памятников Великой Отечественной войны из бюджетов всех уровней закреплен в ст. 5 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов» от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ****. Изначально на это предполагалось выделение специальных - целевых - средств без указания уровня подчинения органа, производящего постановку на учет. Но в 2004 г. редакция статьи была изменена: удалено уточнение о целевом характере средств, а финансирование реставрационных и охранных мероприятий приобрело четкую иерархию: из федерального бюджета - на памятники федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения, из местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения*****.
Подобная классификация памятников была определена Федеральным законом
* Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах"» от 28.07.2011 № 1317-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/902292406.
** Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы"» от 09.08.2019 № 1036. URL: https://docs.cntd.ru/ document/560945122.
*** Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 № 4292-1. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_ id=19&nd=102020987.
**** Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от 19.05.1995 № 80-ФЗ. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/7872.
Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/21383.
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. На сегодняшний день данный документ является главным законодательным актом РФ в области охраны памятников, в том числе посвященных Великой Отечественной войне. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что фактически на протяжении десяти предыдущих лет постановка на учет ОКН в современной России осуществлялась на основании советского законодательства. Именно принятый федеральный закон отменил действие в РФ общесоюзного закона 1976 г. и признал утратившим силу республиканский закон 1978 г.
Следует отметить, что количество мемориалов, посвященных событиям и участникам Великой Отечественной войны, взятых на учет в качестве ОКН разного уровня, зачастую зависит не только от масштабов проходивших на территории боевых действий, количества погибших людей и т.д., но и от активности и позиции региональных органов исполнительной власти, курирующих этот процесс [10, с. 132]. Например, на территории Краснодарского края насчитывается 1579 ОКН, посвященных событиям 1941-1945 гг., на территории Ростовской области - 83, а численность ОКН в г. Севастополе в 3,5 раза превышает показатели донского региона*.
Немаловажное значение в реализации государственной политики в данной сфере в 2010-х гг. имела разработка и принятие федеральных программ, направленных на увековечение памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны. Целевой метод выделения средств для обеспечения сохранности и ремонта военно-мемориальных объектов направлен на упорядочение системы финансирования со стороны органов государственной власти и систематизацию учета и контроля состояния мемориалов и захоронений. По итогам заседания Российского организационного комитета «Победа» 12 декабря 2018 г. и в рамках исполнения указаний Президента РФ от 4 февраля 2019 г. № Пр-149 Министерством обороны была разработана и утверждена Постановлением Правительства от 9 августа 2019 г. № 1036 ФЦП «Увековечение памяти погибших при защите Отечества
* Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. URL: https://opendata. mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn.
на 2019-2024 годы». Задачами программы определены «завершение паспортизации воинских захоронений на территории всей страны; приведение внешнего облика воинских захоронений на территории РФ в надлежащее состояние; нанесение имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронении по месту захоронения» . Выборочная проверка воинских захоронений, проведенная при составлении документа, показала, что 31 % от их общей численности находится в неудовлетворительном состоянии. Общий объем финансирования программы составляет 5356,85 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -3900 млн руб., из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 1456,85 млн рублей. Программой предусмотрена возможность выполнения задач на территории 76 субъектов РФ. По данным Министерства обороны, в 2021 г. было заключено 61 соглашение на общую сумму в 604 534,5 тыс. рублей, в рамках которых восстановлено (отремонтировано, благоустроено) 870 воинских захоронений, установлено 638 мемориальных знаков, нанесено 19 357 имен погибших на мемориальные сооружения воинских захоронений** .
Однако не все памятники, установленные при поддержке федеральных или региональных органов государственной власти, посвященные участию народов СССР в Великой Отечественной войне, имеют статус ОКН и охраняются государством. На август 2022 г. в Едином государственном реестре нет ни одного памятника, посвященного Великой Отечественной войне, созданного после 1991 г. со статусом федерального или местного (муниципального) значения. Из 16 объектов регионального значения 12 связаны с событиями 1941-1945 гг. (11 установлены в Алтайском крае и один - в Белгородской области)*** . Вместе с тем в период после распада СССР на территории РФ возведены монументы, имеющие существенное
Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы"» от 09.08.2019 № 1036. URL: https:// docs.cntd.ru/document/560945122.
** ФЦП «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы». URL: https://stat. mil.ru/commemoration/memorial/federalprogramm.htm.
Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. URL: https://opendata. mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn.
значение для большинства мнемонических акторов, включенных в формирование политики памяти о войне, которые являются центрами коммеморативных практик как на уровне населенного пункта или региона, так и на уровне страны в целом.
В Москве таким местом является парк Победы на Поклонной горе, включая установленные на его территории мемориалы. Центральный из них - Монумент Победы, посвященный Великой Отечественной войне. Парк Победы - самое крупное место коммемораций событий 1941-1945 гг. в столице, его площадь составляет 135 га. Парк, как и монумент, был открыт 9 мая 1995 г. в честь 50-летнего юбилея Победы, на его территории прошел первый в современной России парад в честь Дня Победы. Советская практика возведения монументов к юбилейным датам нашла свое продолжение и в новейший период истории России. Более того, Монумент Победы в прямом смысле является наследием советской эпохи, разработка проекта масштабного мемориала, посвященного Победе в Великой Отечественной войне, началась еще в 1942 г. [11, 12]. Автор проекта открытого в 1995 г. Монумента Победы З.К. Церетели заложил в его внешний облик символы, призванные вызывать у наблюдателя ассоциации не только с Великой Отечественной войной и победой, но и с силой и славой Российского государства и его воинских заслуг в целом. Высота монумента 141,8 м -на сегодняшний момент это самый высокий памятник в России. Каждые 10 см обелиска символизируют один день войны. Не менее принципиальное значение имело и нанесение на обелиск названий 12 городов-героев и крепости-героя Брест. После распада СССР пять из них оказались на территории других государств.
Отражение в монументальных практиках идеи совместной борьбы с фашизмом интенсифицировалось по мере нарастания противоречий между бывшими союзными республиками. В качестве примера можно привести памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе», также находящийся на территории парка Победы и открытый в 2010 г. Несмотря на юбилейный год установки (65-летие Победы), он был приурочен к другому событию. 19 декабря 2009 г. в Кутаиси по распоряжению президента Грузии М.Н. Саакашвили была взорвана бетонная основа Мемориала воинской славы. Барельефы и колонны с памятника были сняты раньше. Уже 22 декабря премьер-
министр России В.В. Путин предложил восстановить мемориал в Москве [13]. В годовщину сноса памятника в Кутаиси 21 декабря 2010 г. в парке Победы в Москве был открыт мемориал, основную идею которого выражает его название. Внешний облик памятника также призван транслировать идею совместной борьбы с фашизмом: бетонная стена за ним имеет форму уничтоженного Мемориала воинской славы, внизу на барельефах изображены памятники Великой Отечественной войны в бывших союзных республиках.
Расширенным вариантом интерпретации в монументальных объектах идеи совместной борьбы представителей различных народов СССР в Великой Отечественной войне можно считать открытие к 60-летию Победы 7 мая 2005 г. Интернациональной аллеи памяти и славы на Невском пятачке в Ленинградской области, посвященной защитникам Ленинграда. Сам мемориальный комплекс является ОКН с 1982 г. и охраняется государством, но памятные знаки, установленные на аллее от различных регионов России и других стран, таковыми не являются. В конце 2021 г. здесь были представлены памятники от следующих бывших союзных республик: Казахстана, Белоруссии, Армении и Азербайджана.
В современной России присутствуют символические практики, имеющие более широкое содержание и не сводящееся изначально к формированию монументального ландшафта памяти о Великой Отечественной войне, но предполагающие установку памятников, связанных и с этим событием. Их смысл и территориальное размещение также отражают идею совместной борьбы против фашизма разных народов и регионов страны. Опыт присуждения почетного звания «Город воинской славы» является именно таким примером. С момента появления в современной России почетного звания «Город воинской славы» прошло 16 лет. Учрежденное в день 61-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Федеральным законом от 9 мая 2006 г.*, за этот непродолжительный по историческим меркам период оно было присвоено 45 городам России. Появление почетного звания «Город воинской славы» можно уверенно отнести к воспроизведению уже имеющегося советского опыта коллективного награждения
* Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"» от 09.05.2006 № 68-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/23783/.
и присвоения почетных званий населенным пунктам и административно-территориальным единицам, в первую очередь званий «Город-герой» и «Крепость-герой» [14]. В городах воинской славы обязательно устанавливается памятная стела. По углам площади, на которой она обычно находится, предусмотрено размещение гранитных тумб высотой два метра с художественными рельефами из бронзы, на которых должны быть изображены исторические события, ставшие основанием для присвоения городу почетного звания. На стелах всех городов воинской славы присутствуют сюжеты, связанные с Великой Отечественной войной, в некоторых из них события 19411945 гг. являются единственными, как, например, в Ростове-на-Дону [15].
Заняв следующую ступень в пространственно-территориальной иерархии символов Великой Отечественной войны после городов-героев, почетное звание города воинской славы, в свою очередь, заложило основу для дальнейшей географической разметки населенных пунктов России по форме, степени их участия и вклада в Победу в Великой Отечественной войне. Это нашло отражение в появлении почетных званий «Город трудовой доблести» и «Населенный пункт воинской доблести», при этом в последнем случае законодательно процедура регулируется уже не на федеральном уровне, а на региональном -законодательством субъекта РФ.
Отдельно стоит остановиться на участии общественных организаций и структур в процессах мемориализации событий и участников Великой Отечественной войны при поддержке государственных органов власти и федерального бюджета. В 2012 г. в России была учреждена Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество» в целях консолидации сил государства и общества в изучении военно-исторического прошлого Рос-ии, содействия изучению отечественной военной истории и противодействия попыткам ее искажения. Бюджетные ассигнования на РВИО были заложены в федеральный бюджет. Одним из ключевых видов деятельности организации заявлена монументальная пропаганда, в задачи которой входит в том числе «сохранение и восстановление, включая воссоздание, реконструкцию и реставрацию всех видов и наименований памятников военной истории России, объек-
тов военно-исторического, культурного наследия» [16].
Наиболее известным памятником, посвященным участникам Великой Отечественной войны, является «Ржевский мемориал Советскому солдату», открытый 30 июня 2020 г. в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Ржевском районе Тверской области [17]. При создании памятника был использован распространенный в советской монументальной практике образ солдата с опущенным оружием (в данном случае это пистолет-пулемет системы Шпагина) и склоненной головой. Новаторской идеей является замена нижней части фигуры улетающими вверх журавлями (еще один хорошо узнаваемый советский символ, ассоциирующийся с Великой Отечественной войной). Художественное оформление монумента вызвало неоднозначные оценки в российском обществе [18]. Наравне с подобными крупными проектами РВИО регулярно реализует меньшие по масштабу монументальные проекты, посвященные событиям 19411945 гг. Из федерального бюджета выделяется специальная государственная субсидия «на мероприятия по созданию памятных мест, связанных с военной историей России». Например, в 2020 г. она составляла 200 000 тыс. рублей*. Следует отметить, что образ солдата воспроизводится в современных памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, достаточно часто. Например, в 2020 г. РВИО установило данные памятники в Тюменской, Самарской, Воронежской, Костромской, Курской, Калужской, Липецкой областях и Республике Башкортостан [19].
Однако следует согласиться с М.А. Лип-ман в том, что «децентрализация монументальной политики неизбежно приводила к идеологическим столкновениям - частные или региональные инициаторы коммеморации не заботились о широком консенсусе» [20]. Ярким подтверждением этому служит то, что в 2019 г. Ворошиловский районный суд Ростова-на-Дону частично удовлетворил иск военного прокурора местного гарнизона «О понуждении увековечить память погибших при защите Отечества», подведя тем самым итог длившемуся несколько лет конфликту по поводу утраты братской
* Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2020 год» от 25.10.2021 № 361-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47240.
могилы на территории бывшего лазарета для советских военнопленных, в настоящий момент принадлежащей 183-му учебному центру Министерства обороны РФ. Представители ветеранских и поисковых организаций на протяжении нескольких лет безуспешно добивались от командования воинской части признания факта существования захоронения советских военнопленных и увековечения их памяти [21]. Суд обязал Министерство обороны РФ в срок до 9 мая 2020 г. «увековечить память погибших при защите Отечества путем благоустройства воинского захоронения... установить мемориальное сооружение в месте захоронения.» [22]. В связи с пандемией СОУГО-19 и карантинными ограничениями мемориал был открыт 22 июня 2020 г. Однако представители общественных организаций считают, что знак установлен в стороне от братской могилы [21]. Данный пример демонстрирует практическое применение имеющейся правовой базы для урегулирования спорных вопросов между различными государственными ведомствами, участвующими в процессах увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны.
Использованный в данном исследовании подход к анализу правовой основы государственной политики в области увековечения памяти о событиях 1941-1945 гг. в сочетании с конкретными процессуальными и монументальными практиками позволяет выявить ряд общих тенденций, характерных для страны в целом. Новейший период истории России характеризуется появлением новых мнемонических акторов, участвующих в формировании мемориального пространства о Великой Отечественной войне. Но если применительно к 1990-м гг. можно говорить об утрате монопольного права государства на эти процессы, то к концу 2010-х гг. очевидно стремление усилить роль государственных органов в формировании монументального ландшафта и интерпретаций, связанных с событиями и участниками Великой Отечественной войны. По-прежнему ключевой задачей государственных органов остается правовое регулирование процедур захоронения найденных останков солдат и увековечение их памяти в мемориалах, установленных на воинских захоронениях. Наблюдается преемственность с советским периодом не только в практике установки мемориалов к юбилейным датам, связанным с Днем Победы
и началом или окончанием основных битв Великой Отечественной войны, но и в образах, используемых при создании памятников. Воспроизведение опыта СССР по коллективному награждению населенных пунктов нашло отражение в появлении почетных званий по образцу городов-героев. Их территориальное распределение свидетельствует о стремлении не только вовлечь максимальное количество регионов в государственные коммеморативные практики, связанные с событиями 19411945 гг., но и выстроить определенную иерархию монументальной политики на смену децентрализации, произошедшей в 1990-х гг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малинова О.Ю., Миллер А.И. Введение. Символическая политика и политика памяти // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе. СПб.: Изд-во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2021. С. 7-37.
2. Миллер А.И. Вторая мировая война в «войнах памяти» // Новое прошлое. 2020. № 4. С. 222-231.
3. Бордюгов Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве. М.: АИРО-ХХ1, 2011. 255 с.
4. Курилла И.И. Битва за прошлое: Как политика меняет историю. М.: Альпина Паблишер, 2022. 232 с.
5. Копосов Н.Е. Память строгого режима: история и политика в России. М.: НЛО, 2011. 315 с.
6. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. СПб.: Изд-во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. 623 с.
7. Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы / В. В. Бондарь [и др.]. М.: Институт наследия, 2022. 168 с.
8. Курилла И.И. История как язык политики // Новое прошлое. 2021. № 1. С. 104-126.
9. Рубин В.А., Фомина Е.А. Историческая память в военных монументах: историографический обзор // Документ. Архив. История. Современность. 2016. Вып. 16. С. 199-211.
10. Дмитриева Н.В., Кринко Е.Ф. Великая Отечественная война в мемориальном пространстве Северного Кавказа: опыт статистического изучения объектов культурного наследия // Народы Кавказа в ХУШ-ХХ1 вв.: история, политика, культура: материалы VIII Международного форума историков-кавказоведов (14-15 октября 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН , 2021. С. 130-138.
11. Афиани Ф.Ю. Мемориал на Поклонной горе и проблемы коммеморации // Великая Отечественная война в современном общественно-истори-
ческом сознании (историческая память, восприятие, увековечение): материалы Всероссийской науч. конф. М.: АИРО-XXI, 2016. С. 21-28.
12. Ваньке А.В. Ландшафты памяти. Парк Победы на Поклонной горе в Москве // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. № 3. С. 203-220.
13. Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил воссоздать в Москве разрушенный в грузинском городе Кутаиси «Мемориал славы» -памятник воинам Великой Отечественной войны. URL: https://ria.ru/20091222/200775006.html.
14. Попов А.Д. «Созвездие вечной славы»: города-герои Советского Союза в географическом и символическом пространстве // Новое прошлое. 2019. № 2. С. 70-87.
15. Дмитриева Н.В. Города воинской славы в политике памяти о Великой Отечественной войне: правовая основа и монументальные практики // Великая Отечественная война в истории и памяти народов юга России: события, участники, символы: материалы II Всероссийской науч. конф., приуроч. к 80-летию начала Великой Отечественной войны (23-24 сентября 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2021. С. 279-288.
16. Монументальная пропаганда. Задачи. URL: https://rvio.histrf.ru/projects/monumental-promo-tion.
17. Открытие Ржевского мемориала Советскому солдату. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/transcripts/speeches/63585.
18. В Госдуме организовали проверку статьи «Медузы» о схожести Ржевского мемориала и дементора. URL: https://piter.tv/event/rzhevskij_ memorial_pamyatnik_sovetskomu_soldatu_statya/.
19. Восемь памятников Советскому солдату установлено РВИО в регионах России в 2020 году. URL: https ://tehnowar. ru/192196-Vosemy-pamy at-nikov-Sovetskomu-soldatu-ustanovleno-RVIO-v-regionah-Rossii-v-2020-godu.html.
20. Липман М.А. Пантеон национальных героев как элемент символической политики. Монументальные практики постсоветской России и общественные представления о выдающихся исторических личностях // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе. СПб.: Изд-во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2021. С. 38-64.
21. Памятник жертвам «Гросслазарета № 192» появился на территории бывшего РАУ URL: http:// rslovar.com/content.
22. Дело № 2-3559/2019. URL: https ://xn--90afd-baav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/45732563.
REFERENCES
1. Malinova O.Yu., Miller A.I. Vvedeniye. Simvolicheskaya politika i politika pamyati [Intro-
duction. Symbolic politics and the politics of memory]. In: Simvolicheskiye aspekty politiki pamyati v sovremennoy Rossii i Vostochnoy Evrope [Symbolic aspects of the politics of memory in modern Russia and Eastern Europe]. St. Petersburg, Publishing House of European University at St. Petersburg, 2021, pp. 7-37.
2. Miller A.I. The New Past, 2020, no. 4, pp. 222-231.
3. Bordyugov G.A. "Voynypamyati" napostsovetskom prostranstve ["Memory Wars" in the post-Soviet space]. Moscow, AIRO-XXI, 2011, 255 p.
4. Kurilla I.I. Bitva za proshloe: Kak politika menyaet istoriyu [Battle for the past: How politics changes history]. Moscow, Alpina Publisher, 2022, 232 p.
5. Koposov N.E. Pamyat strogogo rezhima: istoriya i politika v Rossii [The memory of a strict regime: history and politics in Russia]. Moscow, NLO, 2011. 315 p.
6. Politika pamyati v sovremennoi Rossii i stranakh Vostochnoi Evropy. Aktory, instituty, narrativy / pod red. A.I. Millera, D.V Efremenko [Politics of memory in modern Russia and countries of Eastern Europe. Actors, institutions, narratives / Ed. by A.I. Miller, D.V. Efremenko]. St. Petersburg, Publishing House of European University at St. Petersburg, 2020, 623 p.
7. Gosudarstvennaya monumental'naya politika: opyt, protivorechiya, perspektivy / VV Bondar [i dr.] [State monumental policy: experience, contradictions, prospects / V.V. Bondar et al.]. Moscow, Heritage Institute, 2022, 168 p.
8. Kurilla I.I. The New Past, 2021, no. 1, pp. 104-126.
9. Rubin V.A., Fomina E.A. Dokument. Arkhiv. Istoriya. Sovremennost, 2016, no. 16, pp. 199-211.
10. Dmitrieva N.V., Krinko E.F. Velikaya Otechestvennaya voyna v memorialnom prostranstve Severnogo Kavkaza: opyt statisticheskogo izucheniya obiektov kulturnogo naslediya [The Great Patriotic War in the memorial space of the North Caucasus: the experience of statistical study of cultural heritage objects]. In: Narody Kavkaza vXVIII-XXI vv.: istoriya, politika, kultura [The peoples of the Caucasus in the XVIII-XXI centuries: history, politics, culture]. Rostov-on-Don, Publishing House of Southern Scientific Center RAS, 2021, pp. 130-138.
11. Afiani F. Yu. Memorial na Poklonnoy gore i problemy kommemoratsii [Memorial on Poklonnaya Hill and problems of commemoration]. In: Velikaya Otechestvennaya voyna v sovremennom obshchestvenno-istoricheskom soznanii (istoricheskaya pamyat, vospriyatie, uvekovechenie): materialy Vserossiiskoi nauch. konf. [The Great Patriotic War in the modern socio-historical consciousness (historical memory, perception, perpetuation): Proceedings of the Russian Scientific Conference]. Moscow, AIRO-XXI, 2016, pp. 21-28.
12. Vanke A.V. Neprikosnovennyy zapas. Debaty o poli-tike i kulture, 2015, no. 3, pp. 203-220.
13. Premier-ministr RF Vladimir Putin predlozhil vossozdat v Moskve razrushennyy v gruzinskom gorode Kutaisi "Memorial slavy" - pamyatnik voinam Velikoy Otechestvennoy voyny [Prime Minister of the Russian Federation Vladimir Putin proposed to recreate in Moscow the «Memorial of Glory» destroyed in the Georgian city of Kutaisi - a monument to the soldiers of the Great Patriotic War]. Available at: https://ria.ru/20091222/200775006.html.
14. Popov A.D. The New Past, 2019, no. 2, pp. 70-87.
15. Dmitrieva N.V. Goroda voinskoy slavy v politike pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne: pravovaya osnova i monumentalnyye praktiki [Cities of military glory in the politics of remembrance of the Great Patriotic War: legal basis and monumental practices]. In: Velikaya Otechestvennaya voyna v istorii i pamyati narodov yuga Rossii: sobytiya, uchastniki, simvoly. [The Great Patriotic War in the history and memory of the peoples of southern Russia: events, participants, symbols.]. Rostov-on-Don, YuSC RAS Publ., 2021, pp. 279-288.
16. Monumentalnaya propaganda. Zadachi [Monumental propaganda. Tasks]. Available at: https://rvio.his-trf.ru/projects/monumental-promotion (accessed 08 August 2022).
17. Otkrytiye Rzhevskogo memoriala Sovetskomu soldatu [Opening of the Rzhev memorial to the Soviet soldier]. Available at: https://rvio.histrf.ru/proj-ects/monumental-promotion/66.
18. V Gosdume organizovali proverku statii "Meduzy" o skhozhesti Rzhevskogo memoriala i dementora [The State Duma organized a check of the Meduza article about the similarity of the Rzhev Memo-
rial and the Dementor]. Available at: https://piter.tv/ event/rzhevskij_memorial_pamyatnik_sovetskomu_ soldatu_statya/.
19. Vosem pamyatnikov Sovetskomu soldatu ustanovleno Rossiyskim voyenno-istoricheskim obshchestvom v regionakh Rossii v 2020 godu [Eight monuments to the Soviet soldier were installed by the Russian Military Historical Society in the regions of Russia in 2020]. Available at: https://tehnowar.ru/192196-Vosemy-pamyatnikov-Sovetskomu-soldatu-ustanov-leno-RVIO-v-regionah-Rossii-v-2020-godu.html.
20. Lipman M.A. Panteon natsionalnykh geroev kak element simvolicheskoy politiki. Monumentalnye praktiki postsovetskoy Rossii i obshchestvennye predstavleniya o vydayushchikhsya istoricheskikh lichnostyakh [Pantheon of national heroes as an element of symbolic politics. Monumental practices of post-Soviet Russia and public ideas about outstanding historical figures]. In: Simvolicheskie aspekty politiki pamyati v sovremennoi Rossii i Vostochnoi Evrope [Symbolic aspects of the politics of memory in modern Russia and Eastern Europe]. St. Petersburg, European University at St. Petersburg Press, 2021, pp. 38-64.
21. Pamyatnik zhertvam "Gross lazareta № 192" poyavilsya na territorii byvshego Rostovskogo artilleriyskogo uchilishcha [A monument to the victims of Grosslazaret No. 192 appeared on the territory of the former Rostov Artillery School]. Available at: http://rslovar.com/content.
22. Delo№ 2-3559/2019 [Case No. 2-3559/2019]. Available at: https://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/45732563.
Исследование подготовлено в рамках проекта РФФИ № 21-09-4311 «Народы СССР на фронтах Великой Отечественной войны: статистическое и военно-антропологическое исследование».
Поступила в редакцию 15 августа 2022 г.