УДК 342
doi: 10.25724/VAMVD.ZKLM
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дмитрий Анатольевич Гаврилов*, Виолетта Дмитриевна Гаврилова**
* Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия, [email protected]
** Музейный комплекс Волгоградского государственного университета, Волгоград, Россия
Аннотация. В статье поднимается актуальная для современной российской государственно-правовой действительности проблема — формирование государственной политики памяти и реализации ее правовых основ. Память (историческая, социальная, коллективная, индивидуальная) представляет собой универсальную культурную ценность любого общества, которая отличается национальным своеобразием восприятия, запоминания и трансляции опыта исторических событий прошлого.
Авторы рассматривают государственную политику памяти как комплекс взаимосвязанных направлений деятельности государства: медийного, творческого, образовательно-воспитательного, военно-мемориального, наградного. Государственная политика памяти имеет ярко выраженный аксиологический характер, а ряд важнейших понятий современности уже включены или претендуют на включение в перечень конституционных ценностей.
Напряженность в международных отношениях, смена поколений, взаимодействие глобальной и российской правовых культур и другие факторы определяют необходимость решения проблемы памяти на государственном уровне. В Российской Федерации приняты законодательные акты, утверждены государственные программы развития и охраны институтов памяти, однако концепция государственного регулирования и защиты памяти не приобрела устойчивого и системного характера. Представляется, что магистральный путь развития государственной политики памяти — это совершенствование ее ценностных основ на основе сочетания охраняемых традиционных национальных ценностей и инновационных технологий их формирования.
Ключевые слова: государственная политика, память, защита Отечества, медиа, историческая правда, образование, воспитание, награды
Для цитирования: Гаврилов Д. А., Гаврилова В. Д. Правовые основы государственной политики памяти в Российской Федерации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 1 (60). С. 172—180. doi: 10.25724/VAMVD.ZKLM
LEGAL FOUNDATIONS OF STATE MEMORY POLICY
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Dmitry Anatolyevich Gavrilov*, Violetta Dmitrievna Gavrilova**
* Volgograd State University, Volgograd, Russia, [email protected]
** Museum complex of the Volgograd State University, Volgograd, Russia, [email protected]
Abstract. The article raises an urgent problem for the modern Russian state-legal reality — the problem of the formation of the state policy of memory and the implementation of its legal foundations. Memory (historical, social, collective, individual) is a universal cultural value of any society, which is distinguished by the national identity of perception, memorization and translation of the experience of historical events of the past.
The authors consider the state policy of memory as a complex of interrelated activities of the state: media, creative, educational and educational, military memorial, award. The state policy of memory has a pronounced axiological character, and a number of the most important concepts of modernity are already included or claim to be included in the list of constitutional values.
© Гаврилов Д. А., Гаврилова В. Д., 2022
The complex and tense dynamics of international relations, the change of intra-national generations of Russian people, the interaction of global and Russian legal cultures, and other factors determine the need to solve the problem of memory at the state level. In the Russian Federation, legislative acts have been adopted, state programs for the development and protection of memory institutions have been approved, but the concept of state regulation and protection of memory in our country has not yet acquired a stable and systematic character. It seems that the main way of development of the state policy of memory is the improvement of its value bases on the basis of a combination of protected traditional national values and innovative technologies of their formation.
Keywords: state policy, memory, protection of the Fatherland, media, historical truth, education, upbringing, awards For citation: Gavrilov D. A., Gavrilova V. D. Legal foundations of state memory policy in the Russian Federation. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 172—180. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.ZKLM
В июле 2020 г. вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ (далее — Закон от 14 марта 2020 г.)1, закрепивший общегосударственное значение охраны памяти, подвига народа и защиты исторической правды в период мирной жизни и военных действий.
В Конституции Российской Федерации слово «память» и производные от него встречаются в пяти положениях: «память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» (преамбула), конституционная обязанность сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога» (ч. 2 ст. 67.1), «память защитников Отечества» (ч. 3 ст. 67.1), охрана памятников истории и культуры — предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 72).
Из системного анализа текста Основного закона страны следует, что память предков является одной из наиболее важных конституционных ценностей. Память защитников Отечества органично включена в память предков, творивших историю и культуру нашей страны и в мирное время. Отсюда иные предложения и сочетания со словами «память» и «памятник», встречающиеся в конституционном тексте (материализации памяти предков), можно рассматривать как правовые предписания, направленные на конкретизацию преамбулы и генеральных идей Конституции Российской Федерации.
1 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
В настоящее время в Российской Федерации государственная политика памяти в большей степени связана с обеспечением выполнения информационно-познавательных, сохраняющих, обучающих и досуговых функций. Функции же социальной коммуникации, интеграции общества и культурной идентификации личности реализуются недостаточно эффективно. На наш взгляд, это можно объяснить отсутствием целостной и концептуально оформленной государственной политики памяти в Российской Федерации, правовые основы которой были заложены Законом от 14 марта 2020 г.
Теоретической моделью государственной политики памяти может являться концепция правовой политики, разработанная В. А. Рудковским. Автор выделил ряд признаков, раскрывающих специфику правовой политики: сущностное отражение общей государственной политики и национальных приоритетов; ключевые направления деятельности государства, опосредуемые именно и прежде всего правом; юридическое выражение мировоззренческой позиции государства по значимым социальным проблемам; целенаправленность; решение долгосрочных (стратегических) и краткосрочных (тактических) задач. Кроме того, следует обратить внимание на важность выделения В. А. Рудковским социально-политического и государственно-правового аспектов правовой политики, поскольку данное явление охватывает сферу взаимодействия государства и гражданского общества, где сочетаются единство и стабильность общественной жизни и поддержание многообразия составляющих ее интересов социальных сил [1, с. 149—153, 161—167].
В свою очередь, А. В. Малько делает акцент на формах и средствах осуществления правовой политики. По его мнению, к первым могут быть отнесены «доктринальная, правотворческая, правоприменительная, правоинтерпретационная, воспитательно-обучающая и т. п.». Вторые разнообразны, в их числе необходимо назвать правовые инст-
рументы (элементы системы права, поощрение и наказание, правовые акты и др.) и юридические технологии (законодательный процесс, административное публичное управление, судопроизводство, юридическую технику, мониторинг, экспертизу) [2, с. 108—158].
В основании государственно-правовой политики всегда лежат те или иные закономерности формирования, функционирования и развития права. Их перечень и характеристика являются отдельным и дискуссионным вопросом. По мнению Т. В. Каша-ниной, можно дифференцировать самостоятельные и парные эволюционные закономерности права, такие как расширение сферы и плотности правового регулирования, унификация и специализация права, повышение степени его абстрактности и одновременно детализации, увеличение регулятивных возможностей права, социализация права, ускорение его динамизма и совершенствование юридической техники [3, с. 44—53].
В связи с изложенным государственная политика памяти должна иметь определенную модель и средства реализации, а также принимать во внимание определенные государственно-правовые закономерности развития общества. Например, с учетом признаков правовой политики можно утверждать, что государственная политика памяти базируется на ценностном подходе, когда та или иная ценность является основанием государственного мышления и принятия юридически значимых и политических решений в области интерпретации и оценки исторических фактов. Активация разных ценностей позволяет запустить механизм работы обусловленных ими видов государственной, общественной и человеческой деятельности. Список этих ценностей достаточно широк, и они тесно взаимодействуют друг с другом.
В связи с логикой возникновения государственно-правовых закономерностей, влияющих на содержание государственной политики памяти, необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации наряду с преимущественно охранительной до последнего времени деятельностью по защите исторических ценностей динамично развивается регулятивный потенциал законодательства по вопросам исторической памяти. Норм права в данной области общественных отношений становится все больше, они получают детализацию. Однако по-прежнему плотность нормативно-правового регулирования недостаточна, что проявляется в доминировании программных и стратегических документов на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
По нашему мнению, основными направлениями государственной политики памяти в Российской Федерации должны стать следующие виды деятельности:
1) медийный менеджмент информационных потоков, связанных с понятием, содержанием, уровнями и значением памяти для общества (мониторинг, анализ, систематизация и распределение ресурсов);
2) творческая и издательско-просветительская деятельность;
3) нравственно-духовное воспитание и образование;
4) военно-патриотическое и мемориальное направление;
5) наградная политика.
Данные виды государственной политики памяти в той или иной степени реализуются всеми частями государственного механизма, однако отдельные ее направления осуществляются специализированно органами Роскомнадзора, Минкультуры, Мин-обрнауки и Минпросвещения, Минобороны России.
Недостаточная разработанность государственной политики памяти определена дискуссионным характером основного объекта управления и охраны — памятью. В психологии она рассматривается как одна из высших психических отражательных функций фиксации, сохранению, актуализации и идентификации событий и информации прошлой жизни, имеющих ценностное значение для субъекта — носителя памяти. Однако память бывает разной: исторической, социальной, коллективной, индивидуальной. В процессе реализации государственной политики памяти воздействие происходит преимущественно на память историческую и социальную, но при этом существенно может затрагиваться память социальных групп и отдельного индивида.
Дискуссионной представляется позиция Е. О. Тру-фановой, согласно которой коллективная социальная память выражает мнение той или иной группы людей, в то время как лишь историческая память содержит в себе знание, объединяющее все общество [4, с. 18]. Ряд исследователей правильно подчеркивают, что нельзя разделять историческую и социальную память. Соответственно, пока существует возможность помнить «прошлое», мы оперируем памятью социальной и не обращаемся к памяти исторической, а говорить об «историческом» значении какого-либо события пытаемся, если начинается процесс его забывания [5, с. 56].
В современной геополитике историческая память часто является объектом манипуляций, когда содержание исторических фактов политизируется, искажа-
ется как в угоду правящим кругам, так и целым идеологическим течениям: зарубежным и отечественным. В результате противоречивой интерпретации истории начинаются «войны памяти». Это происходит потому, что политика памяти имеет отправной точкой последнюю четверть XX в., когда немецкие и польские государственные деятели вступили в спор о соотношении политики, истории, идеологии и патриотизма в жизни государств. Особенно злободневной данная тема была для немцев, стремившихся избавиться от бесконечного чувства вины за преступления фашизма. К ним примкнули и посткоммунистические страны Восточной Европы в желании построить некоторую модель новой национальной идентичности. Вместе с тем необходимо считать односторонним подход по исключительно государственно-властной легализации определенной трактовки истории, поскольку без легитимного восприятия этих событий в обществе цели такой политики эффективно не достигаются. Вследствие изложенного нужно разграничивать национальный интерес любого государства в международном сотрудничестве на принципах добрососедства, уважения права и соблюдения взаимной выгоды и интересы политических элит, стремящихся за внешне привлекательной формой «мягкого права» выразить идеологизированное и иногда недостоверное историко-культурное содержание [6, с. 312].
В соответствии с подп. 5.1.7 (1) и 5.2(1).24 Положения о Роскомнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 2281, в зависимости от содержания информации и характера предъявляемых требований к субъектам информационной инфраструктуры Роскомнадзор вправе ограничить доступ к информационным ресурсам или включить их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Однако при важности обеспечительной и юрис-дикционной функций Роскомнадзора стоит отметить, что он проводит мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет на предмет соблюдения нормативных требований к распространению и использованию информации. Но в перечне социально релевантной для проверки информации сегодня присутствует лишь экстремизм и угроза его рас-
1 Положение о Роскомнадзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 (в ред. от 29.12.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
пространения, включающие в себя пропаганду нацизма, его символики и атрибутов. В связи с этим нуждаются в расширении регламентационные полномочия Роскомнадзора в области медийного компонента всей государственной политики памяти в целом. В первую очередь правовая защита должна экстраполироваться на объективное информационное освещение исторических событий.
Государственная политика памяти реализуется через культурно-символическую репрезентацию исторических фактов, в том числе музеефикацию истории. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 3142, историческая память и преемственность поколений объявлены в качестве традиционных российских духовно-нравственных ценностей и культурно-исторического наследия, отражающих национальные интересы России, поэтому нужно поддержать такое регулятивное средство политики памяти, как празднование на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации.
При презентации материалов об истории Отечества крайне необходимо использовать потенциал современных цифровых технологий и выбирать такой визуальный контент, который содействует «погружению» в историческую реальность и сокращению эмоциональной дистанции исследователя от событий, поскольку важно не только знать, но и «переживать» историю, что делает восприятие фактов непосредственно очевидным, убедительным, доказанным [7, с. 1789].
Созерцательное и творческое отношение к исторической действительности основано на эстетических ценностях прекрасного, возвышенного, героического и т. п., поэтому не могут предаваться забвению величайшие произведения русской художественной литературы и музыки, воспевающие любовь к Родине, радость жизни, красоту отношений людей.
Научное творчество воспроизводит познавательные ценности поиска истины, а также основывается на этических постулатах своеобразной социально-исторической памяти развития юридической науки. В. М. Сырых пишет, что близость к политической власти никогда не мешала талантливым российским правоведам высказывать прогрессивные идеи, пред-
2 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 314. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
принимать шаги по их внедрению в практику государственного строительства. Идея несения пользы своему Отечеству, достижения блага для государства и народа была ведущей целью научных исследований многих дореволюционных и советских историков права, политиков, реформаторов. В этом, вероятно, состоит отличие механизмов построения государственной политики памяти в России и за рубежом. В нашей стране политика памяти, например сохранения научного творчества предшественников, бережного отношения к нему, составляет в значительной степени этический принцип деятельности общественных структур, а не только политической власти [8, с. 88].
Образование и воспитание в рамках государственной политики памяти опираются на познавательные и моральные ценности, однако успешное воздействие на сознание и поведение учащихся, обучающихся и воспитывающихся невозможно без формирования качественных исторических знаний и когнитивной заинтересованности реципиентов. Современная молодежь живет, как правило, в информационном потоке, когда поверхностные сведения берутся из разных источников, коротко сформулированы в утвердительной либо отрицательной форме, многократно воспроизводятся в медиапространстве, что снижает способности учащихся к критическому мышлению. Добывание достоверных знаний из информации и стимулирование интереса к познавательной обучающей деятельности — вот одна из главных целей воспитательной и образовательной государственной политики памяти. Данные моменты недостаточно отражены в задачах Минобрнауки России (пп. 1—3 Положения о Минобрнауки России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682)1 и Минпро-свещения России (пп. 1—3 Положения о Минпро-свещения России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884)2.
Задача государства и общества — научить молодое поколение не только зарабатывать деньги, но и творить добро, быть милосердным и почтительно относиться к значимым событиям прошлого,
1 Положение о Минобрнауки России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Положение о Минпросвещении России, утвержден-
ное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
формирующим историческую память. Названные цели сегодня во многом достигаются за счет развития музейного дела и волонтерского движения, но все-таки эти усилия требуют более мощной активизации. По мнению некоторых авторов, система современного отечественного образования нуждается в кардинальном улучшении качества и должна включать как минимум обязательный единый государственный экзамен по истории [9, с. 880].
Военно-мемориальное направление государственной политики памяти является, пожалуй, центральным, так как нет ничего страшнее и разрушительнее для памяти, чем переживание смерти, боли, горечи утраты родных и близких при защите Отечества. В настоящее время наибольшую актуальность приобретает аспект государственной политики памяти, связанный с оценкой итогов и последствий Великой Отечественной войны. Статьей 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма, включающую в себя публично совершенное, в том числе в сети Интернет, искажение исторической правды о роли СССР в годы Второй мировой войны.
Из 23 судебных актов по применению ч. 1 ст. 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации нам удалось найти лишь одно дело, прекращенное 12 мая 2020 г. Верховным Судом Республики Марий Эл с уплатой судебного штрафа. Лицо размещало тексты статей и видеофайлы с комментариями определенного содержания, которые были расценены следствием и судом именно как «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». В материалах уголовного дела правоохранительные органы сделали ссылку на цель реабилитации нацизма и приобщили аудиофайл, в котором, по их мнению, действия обвиняемого П. были направлены на оправдание идеологии фашизма3. Между тем небольшая доля таких судебных решений не свидетельствует о поспешности введения уголовной ответственности за неверное понимание исторического прошлого. Все дело в том, что международно-правовые пределы для свободной оценки военной истории определены приговором Нюрнбергского трибунала 1946 г., которым деяния нацистской Германии бесспорно и безусловно признаны преступлениями против мира и человечества. Данный приговор юридически обязателен и для России, поэтому установление уголовной
3 Дело № 2-5/2020. Верховный Суд Республики Марий Эл. Доступ из ГАС «Правосудие».
ответственности по ст. 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации выглядит вполне закономерным.
Вместе с тем подчеркнем, что уголовное законодательство зарубежных стран, в большинстве европейских, также осуждает, например, Холокост, относя его к проявлениям геноцида. По мнению некоторых авторов, в то же время на одну ступень с Холокостом ставятся преступления коммунистического режима, например, в Чехии, но мы не можем с этим согласиться. Более того, в Испании, Дании, Норвегии и США отрицание Холокоста не наказывается, а относится к свободе слова [10]. В остальной части российский исследователь имеет право на корректное изложение личной трактовки исторического события, не причиняющее вреда законным интересам и правам других лиц и не оскорбляющее человеческую нравственность.
Важнейшее ценностное качество защитника Отечества — это патриотизм. Именно вокруг патриотизма и мужества, самоотверженности, преданности Родине и Отечеству выстраивается блок нормативных актов, регулирующих мемориальные отношения. Их принято в Российской Федерации немало: Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ1; Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. № 4292-12; Указ Президента Российской Федерации «О дне памяти и скорби» от 8 июня 1996 г. № 8573 и др.
Между тем в современной России патриотизм претендует на статус общенациональной идеи и основания государственной идеологии в той мере, в какой государственные решения отвечают национальным интересам. Спорными выглядят высказывания авторов, полагающих невозможным совместить патриотизм с запретом государственной идеологии по ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации [11, с. 31]. Патриотизм — ценность нравственная и политическая, составляющая суть государственной национальной политики, а запрет государственной или обязательной идеологии — это вопрос юридический. К тому же Конституция
1 О днях воинской славы и памятных датах России: федер. закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О дне памяти и скорби: указ Президента Россий-
ской Федерации от 8 июня 1996 г. № 857. Доступ
из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Российской Федерации не запрещает любить Родину и быть патриотом гражданину России с любыми политическими взглядами.
Огромные практические шаги по реализации государственной политики памяти военно-мемориальной направленности предпринимаются Минобороны России. Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России осуществляет военно-патриотическую, военно-историческую, культурную и иную работу; функции по увековечению памяти погибших при защите Отечества; организует воспитание военнослужащих и учреждает премии в области культуры и искусства за произведения и творческие проекты, способствующие военно-патриотическому воспитанию других граждан России4. Однако, как показывает практика, военно-патриотическое воспитание возлагается и на другие министерства и подведомственные им учреждения. Например, на базе музейного комплекса Волгоградского государственного университета имени М. М. Загорулько реализуется проект «Студенческий патриотический клуб „Я горжусь"», который включает стимулирование создания по инициативе студентов молодежного общественного объединения лиц на основе общих интересов, любви к Родине, уважения к ее историческому прошлому для совместной деятельности патриотической направленности. Проект функционирует в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О молодежной политике» от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ5. Его цель — обеспечение единой системы патриотического воспитания обучающихся ФГАУО ВО «Волгоградский государственный университет». Задачами проекта являются:
— стимулирование социальной активности молодого поколения в формировании и воплощении в жизнь общественных проектов патриотической направленности;
— активизация интереса молодежи к изучению отечественной истории, героическому прошлому и сохранению исторической памяти о подвиге защитников Отечества;
4 Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (в ред. от 31.12.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 О молодежной политике: федер. закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
— накопление позитивного социального опыта в преодолении жизненных трудностей и успешное взаимодействие с социальными партнерами в решении социально значимых проблем вуза, региона, страны;
— расширение научных исследований студентов в сфере гражданско-патриотического воспитания;
— формирование ценностных ориентаций и самореализации молодежи.
Социально значимое направление государственной политики памяти связано с институтом государственных наград. Награды — это высшие степени и формы поощрения граждан и организаций за заслуги перед обществом и государством в области социально-экономической, административно-политической и культурной жизни. Государственные награды можно рассматривать и как политико-правовой символ, а наградной процесс, соответственно, как политико-правовой ритуал. Награда выполняет несколько основных функций: указательную, ценностно-ориентационную и регулятивную.
Согласно п. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» от 7 сентября 2010 г. № 1099, государственных наград могут быть удостоены объединения Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских формирований за подвиги и отличия в боях по защите Отечества, операциях по поддержанию мира; федеральные вузы системы МВД России за значительные достижения в подготовке квалифицированных кадров; медицинские организации системы МВД России (за исключением санаторно-курортных организаций) за высокие достижения в области охраны здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, большой вклад в развитие здравоохранения в Российской Федерации1.
В памяти общества и личности хранятся исторические события, послужившие поводом к награждению определенного лица, благодаря чему повышается его авторитет, формируются позитивные установки в отношении его поведения, обеспечиваются социальная сплоченность, организованность и солидарность. Государственная наградная политика стимулирует эволюцию ценностей, храня-
щихся в социальной памяти, на которые опирается правомерное поведение личности.
Таким образом, в Российской Федерации практическая деятельность по сохранению и защите познавательных, моральных, эстетических, патриотических и социальных ценностей раскрывает правовую базу государственной политики памяти, однако ее общие контуры еще четко не оформлены. Конституция Российской Федерации является основной политической и правовой программой, обеспечивающей сохранение памяти защитников Отечества и защиту исторической правды, отнесенных к новым конституционным ценностям [12, с. 29]. Однако следует заметить, что правовая модель государственной политики памяти нуждается в тщательной законодательной конкретизации и правоприменительном, прежде всего экспертном, обеспечении. За крайние проявления неуважения (преступления против мира и человечества) к отечественному историческому прошлому должна применяться уголовная ответственность, так как молодое поколение должно видеть эталонное отношение к нему и пределы его интерпретации. Одновременно нужно находить баланс между свободой слова и мысли и государственным принуждением к политическим оценкам истории.
Кроме того, необходимо расширять потенциал регулятивных правовых средств формирования правосознания и целевых поведенческих установок в процессе воспитания, обучения, творчества, информационного освещения, что позволит привести в равновесие охранительные и регулятивные правовые инструменты, поскольку исключительно на запретах построить политику памяти не представляется возможным. Дух государственной политики памяти должен ощущаться и разделяться обществом, тогда она достигнет своих теоретических и практических целей.
1 О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
1. Рудковский В. А. Правовая политика и осуществление права: моногр. / под ред. Н. Н. Воп-ленко. Волгоград: ВА МВД России, 2009. 336 с.
2. Малько А. В. Теория правовой политики. Москва: Юрлитинформ, 2012. 328 с.
3. Кашанина Т. В. Эволюционные закономерности права // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 12 (85). С. 44—53.
4. Труфанова Е. О. Конфликт памятей и историческое знание в цифровую эпоху // История: электрон. науч.-образоват. журнал. 2020. Т. 11, № 9 (95). URL: https://history.jes.su/s207987840 012284-1-1/ (дата обращения: 23.09.2021).
5. Касьянов В. В., Чупрынников С. А. Историческая память, социальная память: диалектика взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1, Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 4 (269). С. 54—61.
6. Крицкая А. А., Шмыгин В. А. Политика памяти как технология защиты национально-государственных интересов // Никто не забыт, ничто не забыто: Роль СССР во Второй мировой войне: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Ростов-на-Дону, 10 сентября 2020 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во РГМУ, 2020. 440 с.
7. Кошкарова Ю. А. Проблема сохранения и защиты исторической социальной памяти о Великой Отечественной войне // Государство. Право. Война (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 28—29 апреля 2020 г.): в 2 ч. Санкт-Петербург: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2020. Ч. 1. 1932 с.
8. Сырых В. М. Служение науке и Отечеству — почетная обязанность российских правоведов // Российский юридический журнал. 2020. № 5 (134). С. 85—89.
9. Бикрева Р. Н. Историческая память о Великой Отечественной войне как ресурс сохранения мира и цивилизации // Государство. Право. Война (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 28—29 апреля 2020 г.): в 2 ч. Санкт-Петербург: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2020. Ч. 2. 950 с.
10. Варченко И. А., Литвяк Л. Г. Уголовное законодательство зарубежных стран об ответственности за преступления, аналогичные ст. 354.1
1. Rudkovsky V. A. Legal policy and implementation of law. Monograph. Ed. by N. N. Voplenko. Volgograd: Volgograd academy of the Ministry of the Interior of Russia; 2009: 336. (In Russ.).
2. Malko A. V. Theory of legal policy. Moscow: Yurlitinform; 2012: 328. (In Russ.).
3. Kashanina T. V. Evolutionary patterns of law. Actual problems of Russian law, 44—53, 2017. (In Russ.).
4. Trufanova E. O. Conflict of memories and historical knowledge in the digital age. In: History. Electronic scientific and educational journal. Available from: https://history.jes.su/s207987840012284-1-1/. Accessed: 23 September 2021. (In Russ.).
5. Kasyanov V. V., Chuprynnikov S. A. Historical memory, social memory: dialectics of interaction. Bulletin of the Adygea State University. Series 1. Regional studies: philosophy, history, sociology, statute, political science, cultural studies, 54—61, 2020. (In Russ.).
6. Kritskaya A. A., Shmygin V. A. The politics of memory as a technology for protecting national and state interests. In: Nobody is forgotten, nothing is forgotten: The role of the USSR in World War II. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War (Rostov-on-Don, 10 September 2020). Rostov-on-Don: Publishing House of RSMU; 2020: 440. (In Russ.).
7. Koshkarova Yu. A. The problem of preserving and protecting historical social memory of the Great Patriotic War. In: State. Right. War (to the 75th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War). Materials of the International Scientific Conference (Saint Petersburg, 28—29 April 2020). In 2 parts. Saint Petersburg: Publishing House of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2020; Part 1: 1932. (In Russ.).
8. Syrykh V. M. Service to science and the Fatherland - an honorable duty of Russian jurists. Russian Statute Journal, 85—89, 2020. (In Russ.).
9. Bikreva R. N. Historical memory of the Great Patriotic War as a resource for preserving peace and civilization. In: State. Right. War (to the 75th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War). Materials of the International Scientific Conference (St. Petersburg, April 28-29, 2020). In 2 parts. Saint Petersburg: Publishing House of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2020; Part 2: 950. (In Russ.).
УК РФ «Реабилитация нацизма» (часть 2) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-1. С. 257—260.
11. Цалиев А. М. Защита Отечества — долг и обязанность гражданина России! // Военно-юридический журнал. 2021. № 5. С. 28—32.
12. Сазонникова Е. В. Память о защитниках Отечества и защита исторической правды как конституционные ценности // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 29—32.
Гаврилов Дмитрий Анатольевич,
доцент кафедры философии и теории права Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук; [email protected]
Гаврилова Виолетта Дмитриевна,
специалист по учетно-хранительской документации
Музейного комплекса Волгоградского государственного университета; [email protected]
10. Varchenko I. A., Litvyak L. G. Criminal legislation of foreign countries on responsibility for crimes similar to Article 354.1 of the Criminal Code of the Russian Federation "Rehabilitation of Nazism" (part 2). Humanities, socio-economic and social sciences, 257—260, 2015. (In Russ.).
11. Tsaliev A. M. Protection of the Fatherland is the duty and duty of a citizen of Russia! Military Statute Journal, 28—32, 2021. (In Russ.).
12. Sazonnikova E. V. Memory of defenders of the Fatherland and protection of historical truth as constitutional values. Constitutional and municipal law, 29—32, 2020. (In Russ.).
Gavrilov Dmitry Anatolyevich,
associate professor of the department of philosophy and theory of law of the Volgograd State University, candidate of juridical sciences; [email protected]
Gavrilova Violetta Dmitrievna,
specialist in accounting and storage
documentation
of the Museum complex
of the Volgograd State University;
Статья поступила в редакцию 19.10.2021; одобрена после рецензирования 01.02.2022; принята к публикации 10.02.2022.
The article was submitted 19.10.2021; approved after reviewing 01.02.2022; accepted for publication 10.02.2022.
* * *