ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
В XIX в. стали постепенно разрушаться некоторые веками установившиеся традиции, касающиеся женщин. Изменение и развитие их интересов и потребностей значительно опережали средства их удовлетворения. Женщин уже не устраивали то образование, которое было им доступно, и та роль, которая традиционно им отводилась. Появились жажда знаний, стремление к активной общественной деятельности. Но женщины в России середины XIX в. не имели равных прав с мужчинами не только в политической и экономической жизни, но и в области образования. Женских школ — как начальных, так и средних — было значительно меньше, чем мужских, программы женских училищ были ограничены по своему объему и содержанию (3, с. 89).
В высшие учебные заведения женщин не допускали вообще. К середине XIX в. среди женщин наблюдается массовое стремление к получению высшего образования. Нельзя сказать, чтобы вполне естественное и законное стремление женщин к образованию было встречено в обществе с пониманием. Началась упорная борьба с вековыми предрассудками. Настойчивая борьба женщин за право на получение образования вызвала в 60-х годах XIX в. живой интерес общественности к проблеме женского образования; кроме проведения дискуссий о путях его развития, создавались многочисленные комиссии, подавались в правительство проекты и прошения.
Правительство было вынуждено пойти на уступки в вопросе женского образования, но оно не захотело взять на себя материальных забот о нем. Разрешено было открыть различного рода курсы для женщин, главным образом педагогические и медицинские. В 1868 г. в Петербурге были открыты Аларчинские и Владимирские курсы, в Москве — Лубянские курсы, в 1872 г. — педагогические курсы при Обществе воспитательниц и учительниц (позже они назывались Тихомировскими) (6, с. 55).
Однако все эти женские курсы не являлись высшими учебными заведениями и ставили перед собой на первых порах ограниченные цели — дать слушательницам знания в объеме мужских гимназий или подготовить их к преподаванию в начальных классах, прогимназиях и женских училищах.
Высшее образование и к 70-м годам оставалось еще недоступным для женщин. Вопрос о высшем женском образовании был поставлен самими женщинами, и решение его осуществлялось очень трудно. В 1867 г. в Петербурге на 1 съезде естествоиспытателей Е.И. Конради сделала доклад об устройстве для женщин курсов по физико-математическим и историко-филологическим наукам. 400 женщин поставили
М.М. РЕГАЛЮК, кандидат педагогических наук
свои подписи под петицией ректору Петербургского университета. Через несколько месяцев от университетского совета был получен ответ, выражающий сочувствие делу, но отказавший женщинам в открытии университета. Эта неудача побудила искать иные пути. Они собрали совет из профессоров университета и медицинской академии, которых предполагалось пригласить для чтения лекций на курсах. В совете присутствовало 50 женщин и 43 профессора, среди которых были А.Н. Бекетов, Д.И. Менделеев, К.Н. Бестужев, А.Д. Градовский, И.М. Сеченов и др. На совете выяснилось, что для открытия курсов недостаточно денег, и все надежды возлагались на плату за посещение лекций. После этого выработанная программа была представлена министру народного просвещения Толстому, который предупредил, что министерство средств не выделит. Но Министерство народного просвещения дало разрешение на открытие университетских курсов в виде публичных лекций для мужчин и женщин. Занятия начались в январе 1870 г. Лекции читались по вечерам. В праздничные и воскресные дни профессора вели практические занятия со слушательницами, разрешив им посещать кабинеты и лаборатории университета в свободные от занятий часы (7, с. 8).
Масса женщин, жаждущих получить высшее образование и не имевших для этого возможности, учась в существующих русских высших женских учебных заведениях, обратили на себя внимание правительства. Оно составило специальную комиссию, которая вынуждена была признать необходимость учреждения в России высших учебных заведений для женщин. В 1876 г. последовало Высочайшее повеление, которое представило министру внутренних дел разрешить открытие высших женских курсов в университетских городах (2, с. 90—93).
В 1878 г. в Петербурге снова возникли высшие женские курсы. На них начали принимать окончивших женские гимназии и другие женские средние учебные заведения, дающие право на звание домашней учительницы. Окончание курсов не давало женщинам никаких прав. Во главе их стоял К.Н. Бестужев-Рюмин, поэтому курсы и назывались Бестужевскими. Лучшие профессора Петербургского университета преподавали на курсах. Многие из них не читали лекции сверх положенной платы, другие жертвовали значительные суммы из своего гонорара, ничего не получая ни за экзамены, ни за практические занятия. Помещения для курсов предоставлялись бесплатно. На вновь открытые курсы поступило более 800 слушательниц.
Высшие женские курсы возникли благодаря огромному стремлению женщин к высшему образованию.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ
С 1886 по 1889 г. приема на курсы не было под тем предлогом, что Министерство просвещения рассматривает вопрос вообще о женском образовании. К лету 1889 г. на них не осталось ни одной курсистки, и вновь начались хлопоты. Александру III было подано прошение об открытии курсов. Ходатайство удовлетворили, и в 1889 г. на курсы было принято 144 слушательницы. Таким образом, курсы открылись, но со значительно урезанной программой (5, с. 56).
Все эти факты свидетельствуют о том трудном пути, которым шло становление высшего женского образования. Женское высшее образование в России развивалось в основном на «вольных» началах. Оно не было государственным. Совсем другое дело — государственные высшие учебные заведения, куда женщины не допускались. По юридическому положению они были подведомственны различным министерствам и управлениям и финансировались казначейством. Их штатные преподаватели, обслуживающий персонал были чиновниками различных классов.
Начало медицинскому образованию женщин в России, правда, узкоспециальному, было положено инструкцией медицинской канцелярии еще в 1757 г., в которой докторам и акушерам предписывалось читать «целый коллегиум» о «бабичьем деле бабкам и учительницам их». При этом имелась в виду главным образом специальная цель: подготовить опытных акушерок. Таким образом, с первого же года появления у нас «образованных повивальных бабок» они были призваны не только к практической, но и к общественной деятельности по врачебной части. В 1897 г. в Петербурге открылся Медицинский женский институт (3).
Рассмотрим этапы развития женской школы.
I этап (1872—1886). Начало ему положено открытием «в виде опыта» Московских высших женских курсов профессора В.И. Гирье. В 1886 г. в условиях политической реакции они закрылись.
II этап (1889—1905) начался возобновлением приема слушательниц на Петербургские высшие женские курсы. Известными стали также так называемые коллективные уроки при Московском обществе воспитательниц и учительниц. В 1900 г. министр просвещения Н.И. Боголепов настоял в правительстве на воссоздании вместо них Московских высших женских курсов под «обязательным контролем Министерства народного просвещения».
III этап (1905—1917) характеризуется быстрым ростом числа общественных и частных женских учебных заведений университетского типа.
Еще в 1869 г. в Москве группа женщин выступила с инициативой об открытии высшего женского учебного заведения. Часть профессоров сочувственно отнеслись к этой инициативе. К их числу принадлежал профессор Московского университета В.И. Герье.
В 1872 г. правительство дало согласие на открытие в Москве Высших женских курсов (МВЖК) как частного учебного заведения в виде опыта, на 4 года. 1 ноября 1872 г. в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке состоялось торжественное открытие курсов. На собрании присутствовали многие видные прогрессивные деятели и первые курсистки. В 1877 г., когда после четырехлетней деятельности встал воп-
рос о продлении работы курсов, профессор Герье представил проект нового устава МВЖК с присвоением им названия «Женские курсы при Московском университете». Министерство, разрешив продолжение работы курсов, не дало согласие включить их в систему университета, и они продолжали оставаться частным учебным заведением (1, 2, 6).
Весной 1889 г. профессор Герье сделал попытку получить разрешение на деятельность МВЖК на основании Положения о Бестужевских курсах, возобновивших свою работу в 1889 г. Но министр просвещения вновь отказал. Демократические слои общества не примирились с запретом женских курсов и стали искать пути для продолжения их деятельности. Была найдена новая форма работы — «коллективные уроки». «Коллективные уроки» при московском Обществе воспитательниц и учительниц были открыты в 1888 г., где четко определились два профильных направления: историко-филологический и физико-математический. Здесь продолжили свою работу многие профессора и преподаватели МВЖК и такие светила русской науки, как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, М.Н. Покровский, В.И. Вернадский, С.А. Чаплыгин, А.Н. Реформатский и др. (4, с. 34).
Таким образом высшее образование открывало женщинам огромные перспективы, давало возможность реализовать свои потребности и гарантировало определенную независимость. Введение высшего женского образования было огромным достижением для России, превозмогшей предрассудки и старые обычаи в отношении женщин. Итак, в XIX в. российская «вольная» высшая школа преобразовалась в профессионально-дифференцированную, динамичную систему, по темпам развития обогнавшую государственную. Она усилила наиболее слабые профессиональные звенья последней (педагогические, медицинские, экономические, сельскохозяйственные), восполнила отсутствовавшие (музыка, искусство), была более восприимчивой к организационным и методическим новациям, заполнила социальные пустоты в составе учащихся государственной высшей школы. В этом главная заслуга «вольной» высшей школы (1, с. 34).
Наличие 30 женских и 29 высших учебных заведений с «совместным» обучением женщин и мужчин было ответом на дискриминационный в отношении женщин курс официальной политики. Неправительственная высшая школа существовала в первую очередь во имя женского образования. Позиции «вольной» высшей школы постоянно укреплялись под давлением объективных потребностей в кадрах. Женская высшая школа постепенно приобрела юридическую полноправность с государственными высшими учебными заведениями.
Литература
1. Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. И.А. Соловков. - М., 1985.
2. Белова А.В. Женское институтское образование в России // Педагогика. — 2002. — № 8.
3. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России. — М., 1998.
4. Макаев И.И. История педагогики. Опорные конспекты: Учебно-методическое пособие для студентов. — Пятигорск, 1998.