Наша презентация
К юбилею
Московского
Педагогического
Государственного
Университета
Владимир Борисов
МПГУ - ALMA MATER ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: Часть I. МВЖК: 1872-1918 гг. (на материале музея истории МПГУ)
Первый среди высших учебных заведений России для женщин; старейший педагогический университет страны (1872); единственный среди педагогических вузов России, внесенный в «Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ» (2009); положивший начало Государственному музею изобразительных искусств имени
A. С. Пушкина, Дарвиновскому музею, Российскому национальному исследовательскому медицинскому университету им. Н. И. Пирогова, Московскому государственному университету тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова - все это Московский педагогический государственный университет (МПГУ).
В процессе своего становления МПГУ прошел пять «эпох» развития: 1. - Московские высшие женские курсы (МВЖК); 2. - 2-ой Московский государственный университет (2-ой МГУ); 3. - Московский государственный педагогический институт (МГПИ); 4. - Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина (МГПИ им.
B. И. Ленина); 5. - Московский педагогический государственный университет. Каждая «эпоха» дарила нашей стране плеяду выдающихся
£
ученых, которые стали основателями фундаментальных научных школ и направлений.
Большой путь в 140 лет пройден благодаря тому, что главным богатством Университета всегда были люди. Весь многотысячный коллектив студентов и преподавателей в течение без малого полутора столетий создавал основной и бесценный капитал - знание, к которому в полной мере относятся и наука, и практический опыт работы поколений учителей, и мудрое наставничество профессоров.
Главная ценность МПГУ - человек. И дошкольник, который только начинает познавать мир, и школьник, и студент, и молодой ученый, и заслуженный преподаватель, и состоявшийся исследователь - все, без кого нельзя представить науку как важнейшую основу жизни общества во все времена.
Прославленные имена выдающихся отечественных ученых и исследователей навсегда вплетены в судьбу Университета, науки и образования России.
А положил начало высшему педагогическому образованию для женщин в России молодой профессор всеобщей истории Московского университета Владимир Иванович Герье (1837 -1919). Историк, профессор всеобщей истории Московского университета (1868-1904), организатор и директор Московских высших женских курсов, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН, В. И. Герье знаменовал рождение новой эпохи в высшем образовании, эпохи, дающей женщинам право на получение высшего образования.
Образование молодой Герье получил на историко-филологическом факультете Московского университета в 1854-1858 гг. По окончании университета преподавал историю и литературу в первом кадетском корпусе. Далее была защита магистерской диссертации «Борьба за польский престол в 1733 г.», после которой он путешествовал по Германии, Италии и Франции, где слушал лекции таких известных ученых, как Л. Ранке, И. Дройзен, Т. Моммзен, Л. Гейссер и др. С 1874 по
Фото. 1. В.И. Герье (1837-1919)
Фото 2. Герье-гимназист (крайний слева) 1850-е гг.
1904 г. возглавлял кафедру всеобщей истории Московского университета.
С 1865 по 1904 гг. В. И. Герье преподавал в Московском университете. Свой авторский курс В. И. Герье назвал «Философия истории». Этот курс был одним из первых в русских университетах. В нем рассматривалось единство истории и историографии. Для В. И. Герье было важно не только дать студентам определенный набор знаний, но и привить им навыки исследователей. Важным новшеством, которое он внес в преподавание, был семинарий по образцу немецких университетов (он проводился в форме разбора и комментирования письменных источников, критического разбора современной литературы по курсу, а также чтения студентами докладов по малоисследованным спорным темам с их защитой и обсуждением).
В. И. Герье создал концепцию единства всемирно-исторического процесса - идейной сферы, науки, культуры и просвещения, основал собственную научную школу всеобщей истории. Все время работы на МВЖК (1872-1888 гг.) Владимир Иванович читал лекции по всеобщей истории по 2 часа в неделю. Лекции ученого носили проблемный, дискуссионный характер, а работы его учеников были основаны на анализе ранее неизвестных, впервые вводившихся в научный оборот источников.
В. И. Герье заботился и о подготовке научно-преподавательских кадров для университетов, институтов и гимназий. Он ввел объединенные лекции (для нескольких курсов) и обеспечил преемственность в изучении всех разделов всеобщей истории, а также специализацию преподавателей. По инициативе ученого были созданы общеуниверситетская библиотека и библиотека факультетских семинариев.
Владимир Иванович стал основателем Московских высших жен-
Фото 3. В.И. Герье с дочерью Еленой Владимировной Герье (1868-1953) - филолог, переводчик
положкшё
о щшш жекшн шкт
вг аюокм
РЪЧИ
йг-:<п1 .'"пи в» ■■ нмл
I Т"■ 1X1 ч»
1№!ЕНГЛ1 НЕ ИИ 551К Ш2!Л1ТЕ.(1 (а. 1. а. •иуивиш.-плмюиш.
■ ■ N. (ЕРИ.
К И А,
1Н. 7рГ1'Б<1,г> ■ 1101-1+ 4 ...........
Фото 4. Положение о МВЖК. 1872 г.
Фото 5. Актовый зал Мужской гимназии, где 1 ноября 1872г. состоялось торжественное открытие МВЖК проф. В. И. Герье
ских курсов, поскольку был справедливо убежден в том, что развитие женского образования «удвоит интеллигенцию страны». На Московских высших женских курсах В. И. Герье не только преподавал всеобщую историю, но, будучи их директором, занимался административной работой. В его ведении были учебный процесс, съем помещений для занятий, поиски решения вопроса о предоставлении отдельного земельного участка для строительства собственных зданий МВЖК, организация быта учащихся и многое другое.
Своей научной и общественной деятельностью он внес неоценимый вклад в развитие отечественной науки и системы народного просвещения. Герье ратовал за женское образование не потому, что это было модно на тот момент, а потому, что видел интерес, который проявляли женщины к науке, важность включения женщины в общественные и трудовые процессы. Несмотря на свойственные ему консервативные убеждения, в начале 1871 года он взялся за реализацию созревшей в обществе идеи «женского образования», направив попечителю Московского учебного округа князю П. А. Ширинскому-Шихматову прошение о целесообразности открытия Высших женских курсов.
Торжественное открытие Московских высших женских курсов (их называли «курсы профессора В. И. Герье») состоялось 1 ноября 1872 года в зале 1-ой мужской гимназии на ул. Волхонка. Обращаясь к курсисткам, В. И. Герье сказал: «...Я приветствую в лице вас второе поколение русских женщин, пришедших искать науку и образование. Приветствую вас за эту жажду к образованию, которая побудила вас явиться сюда, иногда издалека и с немалыми жертвами, оторвавшись от семьи и жертвуя своим досугом и своими сбережениями. Стремление к совершенствованию путем наук и образования есть благороднейшее свойство человека, и если оно вследствие житейских условий позднее пробудилось в женщине и все еще встречает многие затруднения и сопротивле-
Фото 6. Здание 1-ой мужской гимназии (Волхонка, 18)
Фото 7. Здание 1-ой Мужской гимназии. Современное фото
ние, то оно тем более заслуживает уважения и симпатии со стороны людей, которые это ценят».
Первоначально обучение на МВЖК было рассчитано на два года, а с 1886 - на три года. Программа обучения состояла из естественного и гуманитарного циклов. Для их проведения была приглашена плеяда выдающихся ученых из Московского университета, что было специально оговорено в «Положении о курсах».
1 ноября 1872 г. в 3 часа пополудни началась вводная лекция для первых курсисток МВЖК - лекция по астрономии и космографии. Ее читал профессор Федор Александрович Бредихин (1831-1904) - выдающийся отечественный ученый, астроном, ординарный профессор Московского университета.
Следует указать, что становление личности этого выдающегося ученого происходило в условиях непрерывного самообучения и самосовершенствования. На МВЖК Ф. А. Бредихин преподавал с 1872 по 1876 гг. Его исследования охватывали все основные разделы астрономии того времени. В области астрометрии он с исключительной точностью наблюдал на меридианном круге, измерял на рефракторе микрометром положения малых планет, исследовал ошибки микрометрического винта и т.н. личные ошибки наблюдателя. В астрофизике при
непосредственном участии Ф. А. Бредихина начались систематические наблюдения хромосферы Солнца (фотографирование солнечных пятен и факелов), исследование поверхностей Юпитера и Марса, спектров комет и туманностей. Однако главным направлением исследований Ф. А. Бредихина было изучение комет. Он создал наиболее полную в то время «механическую теорию кометных форм», развил и расширил выдвинутую Дж. Скиапарелли теорию образования метеорных потоков в результате распада ядра кометы. Создал «Московскую астрофизическую школу».
Федор Александрович Бредихин активно содействовал основанию Московского математического общества, являлся президентом Общества испытателей природы (1886-1890), членом Русского астрономического общества, Русского географического общества, действительным членом Немецкой академии исследователей природы «Леопольдина» в Галле, членом-корреспондентом Королевского астрономического общества в Англии и Ливерпульского астрономического общества.
Именно он положил начало формированию естественнонаучной и исследовательской базы МВЖК.
На курсах В. И. Герье преподавал также профессор Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) - историк литературы, доктор наук,
Фото 8. Ф.А. Бредихин (1831-1904)
профессор Петербургского университета, член-корреспондент Петербургской АН, академик Петербургской АН.
В своей диссертации А. Н. Веселовский поставил вопрос о переходных периодах в истории, а также сформулировал свой общий взгляд на значение итальянского Возрождения.
На МВЖК А. Н. Веселовский читал курс русской литературы (древней, средневековой и новой) с 1876 по 1886 гг. По признанию многих специалистов, он принадлежал к числу лучших лекторов России. Его лекции изобиловали частыми отступлениями и больше напоминали беседы. Но это нисколько не преуменьшало их содержательной полноты и тонкости анализа.
Научный метод Веселовского вырабатывался в процессе изучения основных
филологических теорий его времени: мифологической гипотезы, теории заимствования, теории самозарождения. Он выступал поборником историко-сравнительного метода. Вопроса о сравнительном изучении сказок, преданий и обычаев А. Н. Веселовский касался уже в ранних своих работах; в дальнейшем он обращается к проблеме истории литературного общения между Востоком и Западом. В 1872 г. он защитил докторскую диссертацию «Из истории литературного общения Востока и Запада. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Мороль-фе и Мерлине». В ней он выступил в защиту теории литературных заимствований и доказывал важную роль литературного общения, в ходе которого происходят заимствования. При этом он считал недопустимым сводить развитие фольклора только к заимствованиям и создал свою синтетическую теорию «бытовых и психологических основ» фольклора. А. Н. Веселовский значительно расширил круг народов и культур, находившихся в литературном взаимообщении. В русле этой теории ему удалось оттенить участие Византии в истории европейской культуры, показав ее значение как посредника между Востоком и Западом. Особенно детально А. Н. Веселовский изучил цикл сказаний об Александре Великом. В целом, исследование стало основой общей теории развития поэзии, которая получила название «историческая поэтика». Свою концепцию Веселовский изложил в книге «Три главы из исторической поэтики» (1899), обозначив основные черты первобытной поэзии (синкретизм, хоровое начало, связь с народным обрядом) и выделив в ней то, из чего впоследствии произойдут главные роды поэзии - эпос, лирика и драма.
Поставив в самом начале своей деятельности «вопрос о границах и условиях творчества» вообще, он исследовал эти условия и границы в различных направлениях. От историко-культурных и историко-сравнитель-ных исследований народной словесности, памятников старины и между-
Фото 9. А.Н. Веселовский (1838-1906)
народных сказаний А. Н. Веселовский перешел к анализу творчества выдающихся писателей. В книге «Пушкин - национальный поэт» (1899) он обратился к «тайнам личного творчества». Ту же тему он развил в книге «В. А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения"» (1904). Творчество великих поэтов ученый рассматривал в широком культурно-историческом контексте: к творчеству В. А. Жуковского подходил в сравнении его с немецкими романтиками, а роль творчества А. С. Пушкина видел в том, что оно впервые «прочно ввело в круговорот западноевропейских литератур» русскую литературу. Огромный фактический материал, собранный А. Н. Веселовским, свидетельствует о незаурядной эрудиции, какой не обладал ни один из ученых-филологов его времени.
На МВЖК также преподавал учитель, наставник и коллега А. Н. Весе-ловского Федор Иванович Буслаев (1818-1897) - филолог, историк искусства, доктор русской словесности, академик Петербургской АН, заслуженный профессор.
В 1842 г. он был назначен помощником профессоров русской словесности Московского университета и занялся методикой преподавания русского языка. Итогом его научной работы стала книга «О преподавании отечественного языка», которую высоко оценили учителя словесности. После защиты диссертации Ф. И. Буслаев стал адъюнктом по кафедре русского языка и словесности и начал читать лекции по сравнительной грамматике и истории церковнославянского и русского языков. В 1879-1880 гг. он в рамках курса «История искусств» читал на МВЖК лекции по истории древнехристианского искусства.
В целом, Буслаев наметил контуры синтетической дисциплины о народной культуре, которая сочетала в себе элементы фольклористики, лингвистики, этнографии, науки о славянских древностях, сравнительной мифологии, искусствознания; предложил теоретическое, эстетическое и нравственное обоснование новых областей научного изучения: народной культуры, народнопоэтического творчества, древнерусской иконописи. Среди его учеников были А. Н. Веселовский, А. Н. Афанасьев, А. А. Потеб-ня, А. И. Кирпичников, Н. П. Кондаков.
В 1872-1876 гг. параллельно с В. И. Герье всеобщую историю на женских курсах преподавал молодой педагог, приват-доцент Московского университета Степан Федорович Фортунатов.
Одновременно он был лектором на коллективных курсах при обществе воспитательниц и учительниц. С. Ф. Фортунатов одним из первых обратился к изучению политической истории Соединенных Штатов.
Фото 10. Ф.И. Буслаев (1818-1897)
В 1876 году В. И. Герье пригласил на свои курсы блистательного знатока истории средних веков, вдумчивого исследователя Павла Гавриловича Виноградова (1854-1925). Это историк-медиевист, доктор истории, профессор, академик Петербургской АН, почетный доктор Сорбонны, Оксфордского, Кембриджского, Ливерпульского, Гарвардского, Калькуттского университетов; член Британской Академии, член-корреспондент Берлинской АН; зав. кафедрой всеобщей истории Московского университета (1900-1901).
Работа П. Г. Виноградова на МВЖК была прервана командировкой в Италию (1878), где он искал в архивах материалы для магистерской диссертации, изучал подлинные грамоты У1-УШ вв., занимался палеографией. Ему даже удалось обнаружить в Ватиканском архиве два сборника документов по истории феодализации Беневенто и Сполето. Защитив магистерскую диссертацию (1881), он стал преподавать в Московском университете и вести исторический семинарий на МВЖК (1882-1883).
С 1887 по 1888 г. на МВЖК он по два часа в неделю читал слушательницам историю Греции, Римской империи, Средних веков, XVI-XVIII вв. Также П. Г. Виноградов вел широкую общественно-просветительскую деятельность. Однако в 1901 г. ему пришлось уйти из Московского университета из-за недоверия к нему министра просвещения П. С. Ванновско-го, проводившего политику ужесточения дисциплины в высших учебных заведениях.
В 1902 г. П. Г. Виноградов уехал в Англию и принял гражданство этой страны. Большинство его работ напечатано на английском языке. В их числе - исследования по социальной истории Англии и созданная им оригинальная концепция феодализма.
Все годы работы Московских высших женских курсов курс лекций по истории России здесь читал выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911).
Этот курс представлял собой ряд отдельных исследований, выстроенных в стройную и цельную систему. Отличительными черта-
Фото 11. С.Ф. Фортунатов (1850-1918)
Фото 12. П.Г. Виноградов (1854-1925)
Фото 13. В.О. Ключевский (1841-1911)
ми лекторского стиля В. О. Ключевского были точность, сила и образность. В 1899 г. он издал «Краткое пособие по русской истории», которое фактически стало учебником для гимназий. Широко известен был также лекционный «Курс русской истории» (переведен на многие европейские языки), который состоял из 86 лекций, охватывавших исторический период с древнейших времен до реформ Александра II.
В. О. Ключевский пересмотрел историко-философскую систему С. М. Соловьева и подошел к изучению истории России с позиций взаимовлияния и взаимосвязи трех главных факторов: личности, природы и общества. Серьезные изменения в понимании соотношения роли народа и государства произошли в процессе работы В. О. Ключевского над докторской диссертацией. Народу как понятию этническому и этическому он отводил роль основной силы в истории образования и развития государства. Государство, по мысли В. О. Ключевского, опирается на устойчивые общие интересы, на широкие общественные связи.
Важнейшей для начального периода русской истории В. О. Ключевский считал созидательную идею славянского единства. Зарождение русской народности он связывал с пробуждением в русском обществе чувства земского единства, которому, с его точки зрения, содействовали первые русские князья, «с таким успехом» трудившиеся над политической цельностью и государственным единством Русской земли. Он считал, что «историческая эпоха, в делах которой весь народ принимал участие, и через это участие почувствовал себя чем-то цельным, делающим общее дело, всегда особенно глубоко врезывается в народной памяти». В анализе монархической формы государственности сказались этические представления В. О. Ключевского. Он утверждал: «Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага» и ввел понятие «ответственное самодержавие», которое отличал от непростительного самодурства.
Учениками Василия Осиповича были известные отечественные историки М. К. Любавский, А. А. Кизеветтер, М. М. Богословский, П. Н. Милюков, С. П. Мельгунов, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, А. И. Яковлев, Ю. В. Готье, С. К. Богоявленский, С. В. Бахрушин, В. И. Пичета.
По составу лекторов на МВЖК весьма представительным был блок филологических дисциплин. Одним из профессоров МВЖК, чье имя золотом вписано в историю отечественной науки и образования, был выдающийся филолог Николай Ильич Стороженко (1836-1906), читавший курс всеобщей литературы с 1872 г.
Центральное место в сфере научных интересов Н. И. Стороженко занимали У. Шекспир и его эпоха. В 1867-1869 гг., находясь в Англии, он стал серьезно заниматься шекпироведением. Уже в одной из первых своих статей он дал не только обзор немецкой критики У. Шекспира, но и характеристику шекспировских типов и в целом шекспировского гения. В магистерской диссертации «Предшественники Шекспира» (1872) он охарактеризовал личность Кристофера Марло и представил его живой портрет, показал тонкую психологию этой ищущей, страстной и гениальной нату-
Фото 14. Н.И. Стороженко (1836-1906)
ры. «Напряженное участие», «лихорадочный интерес» всегда оставались характерными чертами всех произведений Николая Ильича и определяли выбор научных тем. В области шекспироведения каждая статья Н. И. Стороженко становилась настоящим открытием. Не случайно он был избран одним из вице-президентов Нового шекспировского общества (New Shakespeare-Society).
Если говорить о Н. И. Стороженко как педагоге, то он первым сделал историю всеобщей литературы научной дисциплиной. В лекции он вкладывал столько же литературного таланта и тонкого художественного чувства, что и в научные труды. Все годы работы женских курсов он читал лекции по современной и классической литературе, пользовавшиеся большой любовью курсисток.
Во втором полугодии 1874/75 уч. г. на МВЖК впервые был введен курс лекций по истории философии. По рекомендации В. И. Герье лектором на этот курс был приглашен выпускник историко-филологического факультета, человек «исключительных способностей» - Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - поэт, публицист и критик; профессор Императорского Московского университета.
Сын С. М. Соловьева, он в 1874 г. блестяще защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Присутствовавший на защите К. Н. Бестужев-Рюмин поздравил Россию с рождением гениального человека. В том же 1874 г. В. С. Соловьев стал читать курс истории греческой философии на МВЖК, а также преподавать курс «Метафизика и положительная наука» в ИМУ. Если студенты ИМУ находили лекции В. С. Соловьева очень трудными, то курсистки, напротив, считали их интересными, а часто и захватывающими.
К сожалению, уже через год ему пришлось покинуть МВЖК из-за «вольнодумной» позиции в конфликте, который развернулся в профессорско-преподавательской среде. Эта позиция стала причиной его ссоры с В. И. Герье, в результате которой В. С. Соловьев покинул и ИМУ, и МВЖК, переведясь в Петербург. В 1881 г. В. С. Соловьев был вынужден навсегда оставить преподавательскую работу (причиной стала публичная речь, в которой он осудил смертную казнь народовольцев, убивших императора Александра II).
Фото 15. В.С. Соловьев (1853-1900)
Цикл естественно-научных предметов на МВЖК читал профессор-физик Александр Григорьевич Столетов (1839-1896) - один из основателей современной электротехники и организатор первой в России учебно-исследовательской физической лаборатории.
Он преподавал на кафедре теоретической и экспериментальной физики ИМУ. С 1873 по 1875 читал курс физики на МВЖК. А. Г. Столетов защитил докторскую диссертацию «Исследование о функции намагничения мягкого железа», при работе над которой впервые применил метод торои-да и баллистическое измерение намагниченности, установил наличие максимума магнитной восприимчивости (кривая Столетова), что положило начало изучению свойств ферромагнитных тел. А. Г. Столетов основал школу русских физиков. Он предложил утвердить единицу электрического сопротивления (ом) и эталон сопротивления. Провел ряд экспериментов по измерению величины отношения электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Создал методику экспериментального исследования магнитных свойств материалов и электрического разряда в газах. Его исследования магнитных свойств железа легли в основу рациональных методов расчета электрических машин. Рассмотрел вопрос об инерционности фототока и оценил его запаздывание по отношению к освещению в 0,001 с. Открыл прямо пропорциональную зависимость силы фототока от интенсивности падающего на фотокатод света (первый закон внешнего фотоэффекта, закон Столетова) и явление фотоэлектрического утомления - понижение чувствительности фотоэлемента со временем, обнаружил фототок насыщения, показал его независимость от потенциала. Исследовал явления внешнего фотоэффекта, создал первый фотоэлемент. А. Г. Столетов - основоположник количественных методов исследования фотоэффекта и автор метода фотоэлектрического контроля интенсивности света. Изучая несамостоятельный газовый разряд, он обнаружил постоянство отношения напряженности электрического поля к давлению газа при максимальном токе (константа Столетова) и установил законы электрических разрядов в газах (эффект Столетова). Полученные А. Г. Столетовым количественные результаты были использованы английским физиком Дж. Таунсендом при построении теории этих явлений.
Учениками этого выдающегося ученого были Д. А. Гольдгаммер, П. А. Зилов, Н. П. Кастерин, Р. А. Колли, В. А. Михельсон, А. П. Соколов, Б. В. Станкевич. Н. Н. Шиллер, В. С. Щегляев и др.
Фото 16. А. Г. Столетов (1839-1896)
Одним из сооснователей МВЖК был блестящий математик Болеслав Корнелиевич Млодзиевский (1858-1923) - профессор, доктор чистой математики.
В 1906 г. он впервые в России организовал на МВЖК математический семинарий. Эта форма обучения затем стала применяться и в Московском университете.
Учениками Б. К. Млодзиевского были С. С. Бюшгенс, С. П. Фиников, В. В. Голубев, И. И. Привалов, О. Н. Цубербиллер.
Курсы профессора В. И. Герье позволили раскрыть грани педагогического таланта знаменитого русского ученого Дмитрия Николаевича Анучина (1843-1923), читавшего лекции по общему землеведению в 1885/86 уч. г. Д. Н. Ану-чин - антрополог, географ, этнограф, археолог, музеевед, профессор Московского университета.
Основной специальностью Д. А. Анучина была антропология. Будучи убежденным дарвинистом, он считал ее совокупностью естественно-исторических сведений о человеке (включая эволюцию, сравнительную анатомию, биологию, учение о расах). Большое значение имеют труды Д. А. Анучина об айнах (1876), об аномалиях черепа человека (1880), о географическом распределении роста мужского населения России (1889), об истории искусства и верований у приуральской чуди (1899). География рассматривалась ученым как всестороннее исследование поверхности Земли.
По инициативе Д. А. Анучина был организован Музей антропологии при Московском университете (1879), кафедра антропологии (1919) и научно-исследовательский институт антропологии (1922). Также он создал Географический музей с библиотекой в 10 тысяч томов.
Основатель русской лимнологии (озероведения), Д. А. Анучин проводил работы по изучению Верхневолжских озер. Результаты этих исследований обобщены в труде «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины», положившем начало исследованию озер России.
В основе общегеографических и страноведческих работ Д. А. Анучина лежат три главных принципа: базирование выводов на точных фактических данных, применение сравнительного метода для нахождения географических закономерностей и исторический подход к выяснению сути каждого явления.
Еще одним сооснователем и преподавате-Фото 18. Д.Н. Анучин лем Московских высших женских курсов, (1843-1923) чье имя внесено в золотой фонд отечествен-
Фото 17. Б.К. Млодзиевский (1858-1923)
ной науки, был профессор Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) - естествоиспытатель; основоположник русской научной школы физиологии растений; доктор ботаники; член-корреспондент Петербургской АН и РАН. Кроме преподавания на МЖК, он также читал курс лекций «Физиология растений» на женских «коллективных уроках», организованных Московским обществом воспитательниц и учительниц (1888).
Заслуги К. А. Тимирязева широко известны. Именно он доказал, что фотосинтез протекает в полном соответствии с законом сохранения и превращения энергии, а также с законами фотохимии. Исследования К. А. Тимирязева в области фотосинтеза получили международное признание.
Из научной школы К. А. Тимирязева вышли крупные ученые-физиологи (Ф. Н. Крашенинников, В. И. Палладин, Е. Ф. Вотчал, Л. А. Иванов, В. В. Сапожников), физиологи-агрохимики и почвоведы (Д. Н. Прянишников и П. С. Коссович), физиолог, ботаник и биохимик В. С. Буткевич, физиолог, цитолог и эмбриолог С. Г. Навашин.
Золотыми буквами в истории МПГУ вписано имя еще одного прославленного педагога, организатора первой в России вечерней воскресной школы для взрослых на фабрике Ф. С. Михайлова в Москве - Дмитрия Ивановича Тихомирова (1844 -1915).
Д. И. Тихомиров состоял членом Московского комитета грамотности (1870), где познакомился с известными общественными деятелями. Он руководил курсами русского языка для учительниц городских училищ, заведовал школой при фабрике Саввы Морозова во Владимирской губернии и школой при фабрике Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий. Также он многократно по приглашению земств руководил губернскими учительскими съездами.
Особое внимание в течение всей жизни Д. И. Тихомиров уделял работе на московских педагогических курсах при Обществе воспитательниц и учительниц. С просвещением была связана и издательская деятельность Д. И. Тихомирова: он сотрудничал с журналами «Русское слово», «Русские ведомости», «Народная школа». В 1894 г. Д. И. Тихомиров приобрел старейший журнал «Детское чтение», который в 1906 г. переименовал в «Юную Россию». В качестве приложения к этому журналу он стал выпу-
Фото 19. К. А. Тимирязев (1843-1920)
Фото 20. Д. И. Тихомиров (1844-1915)
скать «Педагогический листок». Вместе с женой Д. И. Тихомиров организовал Учебный магазин начальной школы, для которого издавал около тысячи наименований книг тиражом более 15 миллионов. Из полученных средств выделялись ссуды для всех, кто занимался народным просвещением.
Научные взгляды Д. И. Тихомирова сформировались под влиянием идей К. Д. Ушинского, который утверждал необходимость бессословной школы, главная задача которой - подготовка к самостоятельной жизни. Важной особенностью Тихомирова как исследователя и педагога было постоянное совершенствование своих работ. Так, например, «Грамматика» Д. И. Тихомирова получила окончательный вид лишь к 10-му изданию; «Букварь» был полностью обновлен в 18-ом издании; «Азбука правописания» была значительно дополнена, расширена и обновлена в 11-12-ом изданиях. Характерной чертой всех работ Д. И. Тихомирова являлась доступность изложения. Подготовленный им «Элементарный курс грамматики» (1873 г.) выдержал 73 издания. Он был первым педагогически распланированным руководством для народной школы (от легкого и простого к более трудному и сложному). Позднейшие издания представляли полный элементарный курс, отвечающий потребностям московских городских школ.
Когда возникла необходимость составить новый краткий учебник для сельских школ, появились «Начатки грамматики» (1-е издание - 1885 г., 15-е - 1900 г.) и «Правописание до грамматики» (1899 и 1900 г.) - опыт обучения правописанию без грамматики.
Обширная научно-педагогическая деятельность Д. И. Тихомирова получила признание современников. Сочинения ученого были удостоены золотых медалей Петербургского и Московского комитетов грамотности. В 1900 г. Литературно-педагогические труды Д. И. Тихомирова были отдельно изданы в Париже для всемирной выставки.
По завещанию Д. И. Тихомирова все его состояние было передано Высшим женским педагогическим курсам.
Цикл гуманитарных дисциплин МВЖК был обогащен лекциями мыслителя, философа, логика и переводчика философской литературы, Бориса Александровича Фохта (1875-1946).
Б. А. Фохт изучал физиологию и психологию в Берлине и Лейпциге. В 1899 г. он прослушал курсы по логике и теории познания во Фрайбурге у Г. Риккерта, а курс классической филологии у Калбфлейша. Затем он продолжил обучение на философском отделении историко-филологического факультета ИМУ, где преподавали Л. М. Лопатин, С. Н. Трубецкой и А. С. Белкин.
й
Фото 21. Б. А. Фохт (1875-1946)
С 1904 по 1918 гг. Б. А. Фохт преподавал философию на МВЖК, Педагогических курсах им. Д. И. Тихомирова при Московском обществе народных университетов и в гимназиях.
После ухода из МГУ он до конца жизни преподавал логику в МГПИ им. В. И. Ленина (бывший МВЖК).
Б. А. Фохт много сил отдавал просветительской работе: он перевел на русский язык труды П. Наторпа, Б. Христиансена, К. Штанге, П. Шуль-ца, О. Гельдера, Г. Когена, знакомил молодежь с философией И. Канта и неокантианцев. Семена просветительской деятельности Б. А. Фохта упали на благодатную почву: одним из самых любимых учеников Фохта был знаменитый писатель и теоретик русского символизма Андрей Белый.
Философские труды Фохта охватили широкий круг проблем: от ортодоксального неокантианства через эстетику к гегельянству, затем к философии Аристотеля и к формальной логике. При этом неизменными остались критицизм ученого в отношении к предмету и внимание к методу.
Московские высшие женские курсы стали местом работы и творчества великолепного историка, основоположника египтологии в России Бориса Александровича Тураева (1868 -1920). Востоковед, создатель отечественной школы истории и филологии Древнего Востока, он был академиком Петербургской Академии наук.
Окончив историко-филологический факультет Петербургского университета (1891) Борис Александрович занимался научной работой в музеях Берлина, Парижа, Лондона и Италии.
С 1896 г. Б. А. Тураев читал в Петербургском университете лекции по древневосточной истории и преподавал древнеегипетский язык. В 1909 г. вместе с И. В. Цветаевым он принимал участие в работе II Международного конгресса классической археологии в Каире и Александрии.
Много сил Б. А. Тураев отдавал переводу и комментированию отдельных текстов. В 1916 г. он издал магический папирус 825 Британского музея, мастерски сумев извлечь сведения и сделать выводы из многочисленных разрозненных, плохо сохранившихся источников. Его перу также принадлежат книга «Египетская литература» (1920) и очерк «Древний Египет» (1920), написанные легким и ярким языком. Огромное количество использованных литературных памятников и художественное изложение материала сделали «Египетскую литературу» ценнейшим вкладом не только в русскую, но и мировую египтологию. В 1-ом томе был дан исторический обзор литературы Древнего Египта и истории развития египетского письма и языка, а 2-ой том был отведен переводам наиболее значительных произведений. Б. А. Тура-
Фото 22. Б. А. Тураев (1868-1920)
ев первым в России начал систематическое изучение и публикацию древнеегипетских памятников (преимущественно из отечественных музейных коллекций). Он оставил огромное научное наследие и прекрасную коллекцию египетских древностей, которую завещал Эрмитажу.
Занимался Б. А. Тураев и популяризацией египетской литературы: был инициатором и редактором серии «Культурно-исторические памятники Древнего Востока», а с 1912 г. являлся хранителем собрания египетских древностей Музея изящных искусств в Москве.
Когда Б. А. Тураев читал курс лекций и вел практические занятия по египтологии на Московских высших женских курсах, вокруг него сложился кружок молодых людей, желавших постичь тайны иероглифики. Прирожденный преподаватель, он внимательно приглядывался к своим ученикам, выявляя их вкусы и предлагая темы, наиболее отвечавшие их наклонностям.
Учениками Б. А. Тураева были И. М. Волков, В. В. Струве, И. Г. Франк-Каменецкий, А. В. Шмидт, Н. Д. Флиттнер, Ф. Ф. Гесс, В. М. Викентьев.
Летом 1905 года на МВЖК произошли изменения: создателя курсов, профессора В. И. Герье освободили от занимаемой должности директора. Это было связано со вступлением в силу «Временных правил 27 августа 1905 года», в соответствии с которыми должность директора становилась выборной. На основании этих Правил Совет МВЖК 6 октября 1905 года избрал на должность директора курсов профессора Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945).
В. И. Вернадский - основоположник современного учения о биосфере. Именно В. И. Вернадский охарактеризовал совокупность живых организмов в биосфере, назвав их живым веществом. Живое вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот. Огромная роль учения о биосфере и ее развитии в полной мере была признана во 2-й половине XX в. Этому способствовали развитие экологии, в которой понятие биосферы явилось одним из основополагающих, и современная научно-техническая революция, которая выдвинула в качестве одной из первоочередных задач изучение проблемы воздействия человечества на природу. Биосфера под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние - ноосферу (сферу разума). Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, представляющие крупное философское обобщение, возникли на стыке двух основных направлений его научной деятельности - биогеохимии и истории наук. Проведенные В. И. Вернадским анализ эволюции научной мысли и научного мировоззрения, а также исследования структуры науки представляют крупнейший вклад в науковедение, одним из основоположников которого был Владимир Ивано- Фот.о 23. В. И. Вернадский вич Вернадский. (1863-1945)
Фото 24. С.А. Чаплыгин (1869-1942)
Такой директор, несомненно, сделал бы честь Высшим женским курсам. Однако В. И. Вернадский отказался от этого поста. Дело в том, что почти одновременно с выбором в директора МВЖК он был избран на должность помощника ректора Императорского Московского университета, где и приступил к выполнению своих обязанностей. В связи с этим, 29 октября 1905 г. Совет курсов избрал на должность директора МВЖК
профессора Сергея Алексеевича Чаплыгина (1869-1942), известного как один из основоположников современной гидро- и аэродинамики.
С. А. Чаплыгин был не только крупнейшим исследователем, но и выдающимся организатором. Под его руководством в 1907 г. началась постройка собственных зданий Курсов. Несмотря на исключительные финансовые трудности, новые здания полностью отвечали требованиям факультетов. С. А. Чаплыгин добился того, что профессорско-преподавательский состав МВЖК в то время был лучшим среди учебных заведений Москвы, а курсистки получили такие же права, как и выпускники университетов. В 1911 г. С. А. Чаплыгин вместе с группой профессоров выступил с протестом против политики министра народного просвещения Л. А. Кассо. В 1917 вернулся в Московский университет, продолжая работать на МВЖК, преобразованных в то время во 2-ой МГУ.
С. А. Чаплыгин - автор научных трудов, посвященных гидродинамике, аэродинамике, баллистике, общей механике и чистой математике, а также курсов механики. В труднейших областях аналитической механики, теории крыла, теории механизированного крыла, неустановившегося движения и аэромеханики больших скоростей он выступил как создатель новых оригинальных методов исследования, которые вошли в сокровищницу мировой науки, став фундаментом рациональных расчетов аэроплана.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденами Ленина (1933, 1941). Герой Социалистического Труда (1941). Заслуженный деятель науки СССР. Его именем названы улицы в Москве и Новосибирске, а также кратер на обратной стороне Луны. Родной город С. А. Чаплыгина Раненбург переименован в Чаплыгин. На территории ЦАГИ установлен памятник Чаплыгину.
Преподавал на курсах В. И. Герье и замечательный ученый-биолог, основоположник отечественной экспериментальной биологии и генетики Николай Константинович Кольцов (1872-1940) - доктор зоологии, член-корреспондент Петербургской АН, Российской АН, АН СССР, академик ВАСХНИЛ, организатор и первый директор Института экспериментальной биологии (1917-1939).
Фото 25. Н. К. Кольцов (1872-1940)
Магистерская диссертация Н. А. Кольцова о метамерии головы позвоночных (1901) сразу была признана классической. В ней молодой ученый наметил очертания совершенно нового направления в биологии - физико-химического объяснения формы живых образований. В 1903-1911 гг. были опубликованы его «Исследования о форме клетки», которые утвердили новое открытие - т.н. «кольцовский принцип» формоопределяющих клеточных скелетов (цитоскелетов).
Н. К. Кольцов был увлечен не только научными исследованиями, но и педагогической деятельностью. В 1903-1918 гг. он преподавал на естественном отделении Высших женских курсов. Именно здесь он сумел преобразовать начатый еще в 1899 г. курс цитологии в абсолютно новый курс общей биологии. Огромной популярностью у студентов пользовался и другой курс Н. К. Кольцова - «Систематическая зоология». Единое целое с лекциями составили его Большой и Малый зоологические практикумы, которые послужили нескольким поколениям его учеников фундаментом для самостоятельных исследований.
Высшие женские курсы оставили след не только в научной, но и в личной жизни ученого. Именно здесь он познакомился со студенткой Марией Садовниковой, которая в 1907 г. стала его женой.
Н. К. Кольцов критиковал устаревшую систему подготовки специалистов и ратовал за приближение высшего образования к самостоятельной исследовательской деятельности под руководством ученых-наставников. О том, насколько хорошим наставником был он сам, свидетельствуют имена его учеников. Среди них - выдающийся биолог
Б. Л. Астауров, генетик, создатель учения о микроэволюции.
Лекции по русской истории на МВЖК читал видный ученый, историк, публицист, политический деятель Александр Александрович Кизеветтер (1866-1933) - доктор русской истории, профессор, член-корреспондент РАН, а позже - АН СССР.
Ученик В. О. Ключевского, он в 1903 г. защитил магистерскую диссертацию «Посадская община в России XVIII столетия», а в 1909 - докторскую диссертацию на тему «Городовое положение Екатерины II. Исторический комментарий».
На МВЖК А. А. Кизеветтер читал курс Фото 26. A.A. Кизеветтер лекций по русской истории; позднее он про-(1866-1933) должил свою работу во 2-ом МГУ.
А. А. Кизеветтер принадлежал к кругам московской либеральной профессуры. Был одним из учредителей журнала «Освобождение» и редактором журнала «Русская мысль». Ученый продолжил традиции госу-дарственнического направления русской либеральной историографии. Основную роль в историческом развитии России он отводил политическому фактору, особенно - государству.
Курс истории на МВЖК читал Михаил Николаевич Покровский (1868-1932) - видный русский историк, ставший не только главой марксистской исторической школы, но и зам. наркома просвещения РСФСР.
Уже в студенческие годы он увлекся работами теоретиков и интерпретаторов марксизма. Позже его охватила страсть к педагогическим наукам. Однако до октября 1917 г. этой страсти было трудно реализоваться. Так, в В 1900/01 учебном году он начал работу на МВЖК, однако уже в 1902 г. ему было запрещено чтение лекций из-за политической неблагонадежности.
Отдельной строкой в плеяде выдающихся ученых, работавших в МВЖК, стоит имя Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913). Филолог и искусствовед, он стал создателем московского Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и его первым директором (1911-1913).
И. В. Цветаев был энциклопедически образованным человеком. В 1870 г. он закончил классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. За работу о сочинении Тацита «Германия» он получил золотую медаль и был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию. В 1871 г. он стал преподавать греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 был приглашен «исполняющим должность доцента» в Императорский Варшавский университет.
В 1874 г. И. В. Цветаев отправился в первую заграничную командировку в Германию и Италию для изучения древних италийских языков и письменности. Научные интересы И. В. Цветаева в эти годы были
сосредоточены на эпиграфике и лингвисти- Фото 28. И.В. Цветаев ке, археологии и истории римского быта. (1847-1913)
Фото 27. М. Н. Покровский (1868-1932)
В 1879 г. он защитил докторскую диссертацию по древним италийским языкам (осским надписям).
И. В. Цветаев читал на МВЖК курсы «История изящных искусств» и «История искусств». Однако его лекторская работа постоянно прерывалась заграничными поездками, поэтому в списках преподавателей МВЖК имя И. В. Цветаева встречается нерегулярно.
Читал историю слушательницам курсов и профессор Дмитрий Моисеевич Петрушевский (1863-1942) -историк-медиевист, академик АН СССР, заслуженный профессор.
В 1906 г. Д. М. Петрушевский был утвержден в должности преподавателя МВЖК.
Д. М. Петрушевский принадлежал к социально-экономическому направлению в русской медиевистике: он выступил продолжателем П. Г. Виноградова в изучении аграрных отношений в средневековой Англии. Так, восстание английского крестьянства он рассматривал как закономерный результат разложения феодального общества и возникновения новых экономических отношений в английской деревне. Проблеме генезиса феодализма в Западной Европе посвящены его «Очерки из истории средневекового общества И государства»; особенностям развития фото29. Д.М. Петрушевский феодализма и феодального государства в (1863-1942)
Англии - «Очерки из истории английского
государства и общества в средние века». В целом, Д. М. Петрушевский придерживался общинной теории, которую сочетал с вотчинной теорией.
Однако в 1920-х годах под влиянием концепций Г. Белова и А. Допша наметился переход Д. М. Петрушевского на позиции неокантианства. Он стал рассматривать феодализм как исключительно политическое учреждение, которое не связано с определенными формами хозяйственной жизни, а представляет собой систему соподчиненных сословий, созданную государством для удовлетворения своих потребностей. В то же время он отрицал существование свободной общины, проповедовал извечность частной собственности и социального неравенства у древних германцев, «вотчинного капитализма» в Средние века. Наиболее полно эти взгляды получили отражение в «Очерках из экономической истории средневековой Европы».
Московским высшим женским курсам очень повезло с профессорско-преподавательским составом, особенно в цикле лекций по истории. Так, историю искусства на курсах вел прекрасный музейный деятель, археолог Владимир Константинович Мальмберг (1860-1921).
Одновременно он занимал пост старшего хранителя Музея изящных искусств, а после смерти И. В. Цветаева стал его директором. Еще в 1908 г.
И. В. Цветаев привлек В. К. Мальмберга к описанию античной части коллекции создаваемого Музея изящных искусств. К открытию музея В. К. Мальмберг совместно с С. А. Щербаковым подготовил путеводитель по отделам Древнего Востока и античности, а также опубликовал описание некоторых памятников из бывших собраний В. С. Го-ленищева.
Курс лекций по русской истории, археологии и архивоведению с 1902 по 1918 гг. читал Юрий Владимирович Готье (18731943) - историк, ординарный профессор, академик АН СССР.
Научные взгляды Ю. В. Готье сформировались под влиянием методологии его научного руководителя В. О. Ключевского.
Первой научной работой Ю. В. Готье стала магистерская диссертация «Замосковный край в XVII веке: Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси», изданная в 1906 г. Это исследование сохранило научное значение до сего дня: впервые в отечественной науке утверждалась необходимость синтеза данных археологии и истории для изучения древнего периода русской истории. Благодаря ему археологические находки стали полноправным историческим источником. Серьезной заслугой Ю. В. Готье был перевод и публикация материалов, извлеченных из шведских архивов («Памятники обороны Смоленска 1609-1611 гг.»), записок английских путешественников («Английские путешественники в Московском государстве в XVI в.»).
Во время социально-политических катаклизмов начала XX в. Ю. В. Готье был среди тех ученых, для которых спасение архивов стало первоочередной задачей. Традиции научного синтеза достижений различных областей гуманитарного знания при решении конкретных проблем, заложенные Ю.В. Готье, развиваются в современной исторической науке.
В 1911 году слушательницы МВЖК могли насладиться лекциями по истории искусств профессора Николая Ильича Романова (1867-1948) - историка искусства, музейного деятеля, доктора искусствоведения.
В 1889 г. Н. И. Романов окончил историко-филологический факультет Императорского Московского университета. В 1889-1900 гг. изучал историю искусства под руководством И. В. Цветаева; В 1900-1901 гг.
продолжал занятия в Бонне и Берлине. В Фото 31. Ю.В. Готье 1909 г. был избран профессором Московского (1873-1943)
Фото 30. В. К. Мальмберг (1860-1921)
Фото 32. Н. И. Романов (1867-1948)
археологического института, в 1911 - МВЖК и Университета А. Л. Шаняв-ского. Специалист по старому европейскому (главным образом итальянскому) искусству, Н. И. Романов способствовал тому, чтобы изучение западноевропейского искусства оформилось в строгую науку.
В числе его учеников - Б. Р. Виппер, М. Н. Фабрикант, А. А. Сидоров, Д. С. Недович, В. А. Фаворский, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, М. З. Холо-
довская, Н. И. Врунов и др.
С1898 г. Н. И. Романов помогал И. В. Цветаеву в устройстве Музея изящных искусств (в частности, помогал в отборе памятников для копирования в зарубежных музеях). В 1923 г. в результате ликвидации Московского Публичного и Румянцевского музея и передачи части его художественных собраний в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Н. И. Романов возглавил последний. Под его руководством была создана первая научная экспозиция картинной галереи, детально разработаны принципы научно-охранного учета музейных коллекций. В музее была налажена научная популяризация и заново организовано издательское дело. В первые послереволюционные годы ряд его выступлений в печати был посвящен вопросам музейного строительства, в частности, созданию местных (краеведческих) музеев. В 1925-27 гг. Н. И. Романов редактировал бюллетень ГМИИ «Жизнь Музея», где помещал статьи о реорганизации Музея изящных искусств, проводимой в связи с изменением его профиля, о работе с детьми, о лектории музея и т.д.
Украшением профессорского состава курсов В. И. Герье стал выдающийся ученый-эволюционист, создатель, хранитель и бессменный директор Дарвиновского музея Александр Федорович Котс (1880-1964).
Еще будучи гимназистом, А. Ф. Котс познакомился с профессором Императорского Московского университета (ИМУ) М. А. Менз-биром и Ф. К. Лоренцом, что определило его судьбу как ученого. Ремеслу таксидермиста учился у опытных препараторов крупнейшей в России Московской таксидермической мастерской. Он сам изготовлял чучела и пополнял ими свою домашнюю коллекцию (в дальнейшем она стала основой экспозиции Дарвиновского музея). Чучела птиц, изготовленные А. Ф. Котсом, были представлены на 14-й выставке Всероссийского общества акклиматизации. Они принесли А. Ф. Котсу признание и Большую серебряную медаль.
В 1907 г. А. Ф. Котс был приглашен в Фото 33. А.Ф.Котс качестве ассистента на естественное отделе- (1880-1964)
ние физико-математического факультета МВЖК, где стал вести занятия по эволюционному учению. Он с исключительной тщательностью подходил к преподаванию, подбору необходимых примеров, четкому изложению идей эволюционной теории. Переезд коллекции А. Ф. Котса из тесной квартиры в лаборатории МВЖК положил начало Дарвиновскому музею (1917). Хотя главным источником пополнения коллекции служила таксидермическая мастерская Ф. К. Лоренца, постепенно А. Ф. Котс установил связи с фирмами Германии, Франции и Англии. После смерти Ф. К. Лоренца он стал финансовым директором мастерской. Вознаграждение за свою работу он получал чучелами, и к 1913 г. собрание А. Ф. Котса насчитывало несколько тысяч экспонатов. С этого времени коллекции, собранные А. Ф. Котсом и смонтированные по его плану, стали называться Музеем эволюционной теории МВЖК. В 1922 г. этот музей стал самостоятельным научно-просветительным государственным учреждением (Дарвиновским музеем), работа которого не прекращалась даже в суровых условиях Великой Отечественной войны.
Верной помощницей А. Ф. Котса была его супруга Надежда Николаевна Ладыгина-Котс (1889-1963) - известный ученый-зоопсихолог, основатель российской школы сравнительной психологии, доктор биологических наук.
Н. Н. Ладыгина-Котс* была слушательницей естественного отделения МВЖК (1908-1917) и параллельно училась в Московском университете. Всю жизнь она вместе с мужем работала в Государственном Дарвиновском музее: участвовала в систематизации и инвентаризации коллекции чучел животных, собранной А. Ф. Котсом, помогала в организации лекций по курсу эволюционного учения, проводила на базе музея
практические занятия со студентами.
Одна из первых в мире женщин зоопсихологов, она в 1913 г. создала зоопсихологи-ческую лабораторию, где велись наблюдения над шимпанзе Иони (1913-1916), макакой-резусом Дези (с 1917), попугаями ара (с 1918). Изучая познавательные способности Иони, Надежда Николаевна применила открытый ею метод «выбора на образец», который впоследствии получил широкое распространение в исследовании детей и взрослых. Она установила, что шимпанзе обладают способностью к отождествлению различных признаков предмета и к элемен-Фото 34. H.H. Ладыгина- тарной абстракции. Главный научный труд Коте (1889-1963) Н. Н. Ладыгиной-Котс - монография «Дитя
* Подробнее о Н. Н. Ладыгиной-Котс см.: Мухина В. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс - выдающийся исследователь психики животных и ребенка, выпускница Высших женских курсов (ныне МПГУ) // Развитие личности. - 2011. - №4. - С. 8-16.
шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935). В основу этой книги легли наблюдения над поведением шимпанзе Иони (1913-1916) и сына Н. Н. Ладыгиной-Котс Рудольфа (1925-1929). Протоколы наблюдений, составляющие тысячи страниц текста и несколько тысяч фотографий, помогли понять, что в развитии человека и обезьяны имеется не только сходство, но и ряд различий, обусловленных тем, что человек существует в социуме.
Н. Н. Ладыгина-Котс исследовала проблемы инстинкта, наблюдая животных в Московском зоопарке (особо обращая внимание на кур, гусей, фазанов, индеек, павлинов и лебедей). В 1921-1923 гг. ею было проведено 30 тысяч опытов по изучению «индивидуальных вариаций реакций на зрительные стимулы (цвет, форму, величину, рисунок) у собак и волков. Результаты опытов были обобщены в монографии «Инстинкт», которая, к сожалению, так и не была напечатана.
Курс философии на МВЖК В 1907 г. читал Густав Густавович Шпет (1879-1937) - философ, действительный член, а затем и вице-президент Государственной академии художественных наук (1923-1929). Это был человек всесторонне одаренный, который своими трудами ввел отечественную философию в русло мировой философии.
В 1910-1911 гг. Г. Г. Шпет стажировался в Геттингенском университете, где попал под влияние философа Э. Гуссерля и стал его любимым учеником. В 1914 г. он опубликовал первую большую монографию «Явление и смысл», которая познакомила российского читателя с феноменологией Эдмунда Гуссерля, а в 1916 г. защитил магистерскую диссертацию «История как проблема логики» в ИМУ.
Центральной для Г. Г. Шпета была идея положительной философии. В разные периоды жизни эта идея получала воплощение в интересе к проблемам логики, феноменологии, семиотики, поэтики и психологии. В работе «История как проблема логики» была дана характеристика структуры положительной философии в сопоставлении с философией отрицательной. Действительность рассматривалась как первая и последняя задача положительной философии. Отталкиваясь от совокупного опыта действительности, положительная философия должна была вернуться к ней и оправдать ее, подтвердив непосредственную убежденность здравого смысла в реальности мира. В основе проблематики отрицательной философии лежало отрицание непосредственной данности. Мир необратимо был разделен здесь пропастью между субъектом и объектом. Действительность трактовалась либо как явление вещи в себе, либо как акт субъекта. Проблематика истины и процесса познания ограничивалась в отрицательной философии только рамками теории позна-
Фото 35. Г. Г. Шпет (1879-1937)
ния, куда и переносился поиск истины. Сама истина понималась не как имманентное, а как трансцендентное согласование между суждением и вещью в себе, лежащей за пределами действительности.
В качестве представителей положительной философии Шпет называл Платона, Плотина, Р. Декарта, Б. Спинозу, Г. В. Лейбница, Г.В. Ф. Гегеля. Отрицательная философия была представлена именами Протагора, Дж. Локка, Э. Кондильяка, И. Канта. В положительной философии Г. Г. Шпетом был намечен существенный отход от чистой феноменологии в духе раннего Гуссерля и обозначена тенденция к синтезу феноменологии и герменевтики, но герменевтики по-новому объясненной, обогащенной семиотическим подходом, включающей в себя предпосылки учения Г. Г. Шпета о внутренней форме слова и истолкование всей культуры как объективированного выражения деятельности человеческого духа, имеющей знаково-символический характер. В структуре слова имелись моменты, сопровождающие смысл, сопутствующие ему, окружающие центр, ядро структуры слова как некий фон. Они сочувственно воспринимались. В основе восприятия лежало т.н. симпатическое понимание, которое Г. Г. Шпет называл «пониманием в основе своей без понимания», т.к. периферийные моменты структуры слова нужно было не сомыслить, а сочувствовать, переживать симпатически. Понимание как синтетическая функция разума обеспечивалась истолкованием и интерпретацией. Именно так, через понимание и интерпретацию, герменевтическая проблематика вливается в феноменологию.
Судьба Г. Г. Шпета в советской России сложилась трагично. В 1921 г. его отстранили от преподавательской работы. Это было вполне закономерно: философ категорически не принимал «новую марксистскую идеологию» и считал ее губительной для философии. И все же Г. Г. Шпет хотел жить в России: будучи внесенным в список пассажиров «философского парохода», он сумел с помощью Луначарского остаться. Пытаясь сохранить связь с университетом и своими учениками, он создал кабинет этнической психологии. Возглавил философское отделение Российской академии художественных наук (в 1927 г. после ее преобразования в Государственную академию художественных наук (ГАХН)). Здесь же работало большинство его учеников. В 1927 г. Г. Г. Шпет опубликовал одну из основополагающих работ - «Внутренняя форма слова».
В 1929 г. работы Г. Г. Шпета были подвергнуты острой критике, а сама ГАХН признана «цитаделью идеализма» и ликвидирована. После «чистки» Академии Г. Г. Шпет, по сути, был изгнан из науки. Поскольку его труды не публиковались, ученый занимался переводами сочинений Ч. Диккенса, Дж. Байрона, У. Шекспира.
В марте 1935 г. Г. Г. Шпет был арестован и осужден по статьям 58-10 и 58-11. Находясь в заключении и ссылке, Г. Г. Шпет работал над переводом «Феноменологии духа» Г.В. Ф. Гегеля (опубликована в 1959 г.). Уже в ссылке он был вновь арестован, обвинен в принадлежности к офицерской кадетско-монархической повстанческой организации и приговорен тройкой Управления НКВД по Новосибирской области к расстрелу
(приговор приведен в исполнении 16 ноября 1937 г.*). И хотя Г. Г. Шпет реабилитирован в 1956 г., его труды увидели свет только во второй половине 1980-х годов XX века.
Исследователи признают, что Г. Г. Шпет до сих пор остался непознанным до конца.
Основателем кафедры астрономии на МВЖК был Павел Карлович Штернберг (1865-1920) - доктор наук, ординарный профессор астрономии Московского университета (1917).
Еще будучи студентом, он поступил на математическое отделение физико-матема-ти че ско го факультета Императорского Московского университетата, где под руководством профессора Ф. А. Бредихина участвовал в регулярных научных исследованиях деталей в изображении планеты Юпитер. Первая работа П. К. Штернберга «О продолжительности вращения Красного пятна Юпитера» была опубликована в Анналах Московской обсерватории (1883). Он обнаружил, что пятно не только вращается вместе со всей атмосферой Юпитера, но и перемещается внутри него. За эту работу П. К. Штернберг получил золотую медаль факультета.
Научные работы П. К. Штернберга были связаны с изучением вращения Земли, фотографической астрономией и гравиметрией. В течение четырех лет он проводил наблюдения звезд на телескопе обсерватории (было проведено 1569 наблюдений). За этот монументальный труд ученый был удостоен золотой медали Русского географического общества (1906). Фотографические наблюдения двойных звезд, осуществленные П. К. Штернбергом для подготовки докторской диссертации, были первыми в астрономии попытками использования фотографических методов для измерения угловых расстояний между звездами. П. К. Штернберг получил сотни снимков двойных звезд, которые используются до сих пор. В гравиметрии он продолжил начатые Ф. А. Бредихиным измерения ускорения силы тяжести на территории России. Сумел организовать несколько экспедиций в Московскую и Курскую губернии для исследования московской и курской аномалий (1915-1916), что явилось замечательным примером планомерного исследования. В июне 1916 г. П. К. Штернберг стал директором Московской обсерватории.
Преподавая на МВЖК, организовал кафедру астрономии в учебном корпусе на Девичьем поле (1901-1917). Он разработал широкий учебный
* Сведения приводятся по компьютерной базе данных Сахаровского центра «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы», см.://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t= аи1^о^=1418
Фото 36. П.К. Штернберг (1865-1920)
Фото 37. Ф. А. Рейн (1866-1925)
план, в который входила астрофизика (астрофотография, фотометрия, спектральный анализ), добился покупки за рубежом передовой астрономической техники, создал специальную библиотеку, выставку фотографий и картин по астрономии. Под его руководством на крыше корпуса была организована наблюдательная площадка.
Сегодня имя П. К. Штернберга носит Государственный астрономический институт МГУ им. М. В. Ломоносова, а также малая планета № 995 в Главном поясе астероидов и кратер на обратной стороне Луны.
На МВЖК вел занятия и другой, не менее известный ученый - Федор Александрович Рейн (1866-1925). Будучи хирургом и топографоанатом, он стал одним из основоположников высшего женского медицинского образования. С 1900 г. он состоял членом-учредителем Московских высших женских курсов, а с 1906 г. начал преподавать на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии этих курсов. В 1907 г. Ф. А. Рейн был избран главой медицинского факультета МВЖК, где он преподавал вплоть до 1925 г.
Параллельно Ф. А. Рейн преподавал в Московском университете и занимал должность главного врача 1-й Градской больницы им. Н. И. Пиро-гова. Он внес значительный вклад в создание хирургических обществ, организацию и проведение съездов хирургов в России. Написанное им «Краткое руководство по общей хирургии» выдержало семь изданий и получило всеобщее признание.
Курс химии на МВЖК был представлен такими известными именами, как профессор А. Н. Реформатский и профессор Н. Д. Зелинский.
Александр Николаевич Реформатский (1864-1937) - химик, представитель Казанской химической школы, Заслуженный деятель науки (1935).
Еще будучи студентом Казанского университета А. Н. Реформатский увлекся химией. В это время в лаборатории А. М. Зайцева активно разрабатывались методы синтеза спиртов с помощью цинкорганических соединений. Так, в 1885 г. он предложил способ получения предельных третичных спиртов действием цинка на смесь галоидного алкила и кетона. Серию работ с использованием этого способа А. М. Зайцев пору-
Фото 38. А. Н. Реформатский (1864-1937)
чил своим студентам. А. Н. Реформатскому, который в то время учился на 3-ем курсе, выпало задание получить диметилкарбинол. Вскоре вышла в свет его первая научная работа - «О действии иодистого метила и цинка на диэтилкетон. Синтез диметилкарбинола» (1887). Выпускное исследование А. Н. Реформатского «О льняной кислоте» (1888), выполненное под руководством А. М. Зайцева, было отмечено золотой медалью, а А. Н. Реформатский удостоен степени кандидата наук и оставлен «для подготовки к профессорскому званию».
Одним из студентов, слушавших лекции А. Н. Реформатского, был Б. Н. Бугаев (в дальнейшем получивший мировую известность как поэт Андрей Белый). В своих воспоминаниях он так охарактеризовал А. Н. Реформатского и его лекции: «...Реформатский казался каким-то химическим синтезом: из "Основ химии" и его дум о ней рождалась неповторимая песня, пропетая всей культурной Москве и зажегшая неугасимую лампаду огромнейшего восхищения перед ландшафтом науки, увиденным в его целом. . Он поставил в курсе Периодическую систему как некий космический, песни поющий орган; из нажимов клавишей рокотали мелодии соединений веществ, данные в ритме системы, где качественность, вес и цвет элементов рождались из места таблицы, которую понимал Реформатский как музыку; прямо с лекции этого непередаваемого химического вдохновителя я окунулся в "Основы химии" Менделеева, ставшей и мне химическим евангелием».
Будучи поначалу единственным профессором химии на МВЖК, А. Н. Реформатский поставил здесь преподавание всех курсов химии и организовал соответствующие лаборатории. Знаменитый ученый всю свою жизнь посвятил работе в МВЖК (даже после их преобразования в 1917 г. во 2-ой МГУ).
В 1930 г. 2-ой МГУ стал основой нескольких вузов, один из которых -Московский институт тонкой химической технологии (МИТХТ), где А. Н. Реформатский до конца жизни возглавлял кафедру неорганической и аналитической химии. Сегодня имя А. Н. Реформатского носит кафедра неорганической химии МИТХТ им. М. В. Ломоносова, а одна из центральных улиц с. Обжериха (до нач. XX в. с. Борисоглебское) Ивановской обл., где родился А. Н. Реформатский, сегодня называется улицей Реформатских.
По приглашению А. Н. Реформатского на МВЖК стал работать Николай Дмитриевич Зелинский (1861-1953) - химик-органик, профессор, академик АН СССР (1929).
Все дореволюционные годы существования МВЖК (1900-1917) были освещены работой Н. Д. Зелинского. Широта интересов ученого охватывала
Фото 39. Н. Д. Зелинский (1861-1953)
явления электропроводности в неводных растворах и химии аминокислот, но наиболее значимые из его исследований относятся к химии углеводородов и органическому катализу. В 1895-1907 гг. Н. Д. Зелинский впервые синтезировал ряд циклопентано-вых и циклогексановых углеводородов, послуживших эталонами для изучения химического состава нефтяных фракций. Эти исследования легли в основу современных процессов каталитического рифор-минга нефтяных фракций. Последующие исследования в этой области привели Н. Д. Зелинского и его учеников к открытию реакции гидрогенолиза циклопента-новых углеводородов с превращением их в алканы в присутствии платинированного угля и избытка водорода. В 1915 г. успешно использовал окисные катализаторы при крекинге нефти, что привело к снижению температуры процесса и к увеличению выхода ароматических углеводородов. В 1918-1919 гг. Н. Д. Зелинский разработал метод получения бензина крекингом солярового масла и нефти в присутствии хлористого и бромистого алюминия. Улучшил реакцию каталитического уплотнения ацетилена в бензол, предложив использовать в качестве катализатора активированный уголь.
В 1930-е гг. ученый детально исследовал открытую им еще в 1911 г. реакцию диспропорционирования циклогексена (необратимый катализ), при котором одновременно образуются циклогексан и бензол. Н. Д. Зелинский и его ученики изучили также дегидрогенизацию парафинов и оле-финов в присутствии окисных катализаторов. Являясь сторонником теории органического происхождения нефти, провел ряд исследований для связи ее генезиса с сапропелями, горючими сланцами и др. природными и синтетическими органическими веществами. Н. Д. Зелинский и его ученики доказали промежуточное образование метиленовых радикалов во многих гетерогенно-каталитических реакциях.
Особое место занимают работы ученого по адсорбции и по созданию угольного противогаза (1915). Будучи принят на вооружение во время
Первой мировой войны (1914-1918) в русской и союзнических армиях,
*
этот противогаз спас жизнь миллионам солдат .
Н. Д. Зелинский создал научную школу советских химиков-органиков. Его учениками были выдающиеся в последствии ученые академики АН СССР А. А. Баландин, Л. Ф. Верещагин, Б. А. Казанский, К. А. Кочешков, С. С. Наметкин, А. Н. Несмеянов; чл.-корреспонденты АН СССР Н. А. Изгарышев, К. П. Лавровский, Ю. Г. Мамедалиев, Б. М. Михайлов,
* Известно, что Н. Д. Зелинский отказался патентовать противогаз, так как считал, что нельзя наживаться на человеческих несчастиях. Россия бесплатно передала союзникам право его производства.
Фото 40. Бюст В. И. Герье. Скульптор А. А. Ворохоб
Фото 41. Стол учительницы нач. XX века. 1-ый зал Музея истории МПГУ
Фото 42. Стенды с редкими документами по истории МВЖК. 1-ый зал Музея истории МПГУ
А. В. Раковский, В. В. Челинцев, Н. И. Шуйкин; профессора В. В. Лонги-нов, А. Е. Успенский, Л. А. Чугаев, Н. А. Шилов.
Н. Д. Зелинский был награжден четырьмя орденами Ленина; он стал лауреатом Ленинской (1934) и Сталинской премий (1942, 1946, 1948).
Наш рассказ о начале истории нашего университета подходит к концу. Мы сумели рассказать далеко не обо всех ученых, преподававших на МВЖК. Но эти ученые взрастили целую плеяду талантливейших последователей, многие из которых продолжили научно-исследовательскую и просветительскую работу во 2-ом МГУ и МГПИ им. В. И. Ленина.
Отметим, что на МВЖК работали представители лучших научных школ России, которые составляли славу и гордость не только отечественной, но и мировой науки. Нельзя не поиронизировать, что столь блестящими кадрами Московские высшие женские курсы были «обязаны» министру народного просвещения Л. А. Кассо. Дело в том, что после его реакционных действий, призванных ограничить либерализм научной интеллигенции, большая группа виднейших профессоров (более 100 человек) демонстративно покинула Императорский Московский университет. Значительная часть из них перешла на Московские высшие женские курсы. Такое количество выдающихся ученых, несомненно, способствовало высокому уровню преподавания на МВЖК.
Образовательный процесс курсов В. И. Герье приобретал вид занятий в высшем учебном заведении, схожий с современным. После 1906 г. был выработан Устав Московских высших женских курсов, а Совету МВЖК предоставлено право введения новых дисциплин и изменения учебных программ. Появилась факультетская структура: историко-филоло ги че ский, физи ко-математический и медицинский факультеты. С 1915/ 1916 уч. г. МВЖК было предоставлено право формирования государственных испытательных комиссий, проведения выпускных экзаменов и выдачи государственных дипломов о высшем образовании.
Курсы соответствовали требованиям времени: на всех факультетах была введена методика преподавания дисциплин, а обучение на Курсах было приведено в
Фото 43. Диарама заседания Ученого совета. с°°тветствие с университет-1-ый зал Музея истории МПГУ скими требованиями.
Фото 44. Общий вид 1-ого зала Музея истории МПГУ
Московские высшие женские курсы стали домом науки для огромного количества выдающихся ученых того времени. Ученых, чьи имена с гордостью носят различные НИИ, организации, улицы и даже небольшие города; названы малые планеты, различные физические явления и процессы. Условия для работы и творчества профессоров, которые были созданы в стенах МВЖК, помогли родиться на свет многим научным идеям и концепциям. Это - вклад курсов В. И. Герье в тот стремительный научно-технический и культурный прогресс, который позволил России в начале XX века выйти на новый уровень развития. Вклад, который помог народу России одержать Великую Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Сегодня «эпоха» МВЖК подробно представлена в Музее истории Московского педагогического государственного университета. Целый зал рассказывает об истории создания и развития Университета с 1872 по 1918 гг. Каждый год студенты первых курсов всех факультетов, а так же школьники и научные делегации из разных стран приобщаются к научному миру России рубежа XIX-XX вв., наполняясь гордостью за Университет и отечественную науку.