Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРЛЫКИ / LABELS / КЛЕЙМО / ТАМГА / TAMGA / ГОНЧАРНОЕ КЛЕЙМО / POTTERY STAMP / КОНОСАМЕНТ / BILL OF LADING / МАРКА ГИЛЬДИИ / MARC GUILD / ЦЕХА / SHOP / КУПЕЧЕСКИЕ ГИЛЬДИИ / MERCHANT GUILDS / МАНУФАКТУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / MANUFACTURY PRODUCTION / КОНКУРЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ / COMPETITIVE RELATIONSHIPS BETWEEN PRODUCERS / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK / STAMP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьева Валентина Ивановна

В статье на примере западноевропейских стран рассматриваются исторические периоды и различные предпосылки, связанные с появлением, развитием и применением товарного знака. В современном мире товарные знаки для потребителей являются единственным ориентиром среди моря однородных товаров. Что касается производителей, то для них применение товарных знаков стало неотъемлемой частью предпринимательской деятельности в условиях нарастающей и усиливающейся конкуренции со стороны иных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and development of the trademark and its legislative support for example Western European countries

The author for example Western European countries considers historical periods and various conditions associated with the emergence, development and application of a trademark. In today's world marks for consumers are the only benchmark among a sea of similar goods. With regard to the producers, for the use of these trademarks has become an integral part of the business, in terms of growing and increasing competition from other manufacturers.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

АФАНАСЬЕВА Валентина Ивановна,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории права и государства Российской академии адвокатуры и нотариата (РААН). E-mail: 763.10.64.@rambler.ru

Краткая аннотация: в статье на примере западноевропейских стран рассматриваются исторические периоды и различные предпосылки, связанные с появлением, развитием и применением товарного знака. В современном мире товарные знаки для потребителей являются единственным ориентиром среди моря однородных товаров. Что касается производителей, то для них применение товарных знаков стало неотъемлемой частью предпринимательской деятельности в условиях нарастающей и усиливающейся конкуренции со стороны иных производителей.

The author for example Western European countries considers historical periods and various conditions associated with the emergence, development and application of a trademark. In today's world marks for consumers are the only benchmark among a sea of similar goods. With regard to the producers, for the use of these trademarks has become an integral part of the business, in terms of growing and increasing competition from other manufacturers.

Ключевые слова: ярлыки, клеймо, тамга, гончарное клеймо, коносамент, марка гильдии, цеха, купеческие гильдии, мануфактурное производство, конкурентное отношения между производителями, товарный знак.

Labels, stamp, tamga, pottery stamp, Bill of lading, Marc Guild, shop, merchant guilds, manufactury production, competitive relationships between producers, trademark.

Появление первых прототоварных знаков смело можно отнести к концу каменного века. Уже тогда человек стремился всевозможными способами закрепить за собой право на добытый и обработанный им продукт (к примеру, на добытое им животное или обработанную им шкуру убитого животного). Делал он это при помощи различных знаков, рисунков, для того, чтобы можно было отличить друг от друга подобные товары.

При возведении каменных зданий (мастер) строитель древнейших времен, как правило, врезал в построенное им здание свой фирменный каменный (т.н. товарный) знак.

Не секрет, что древние греки, римляне, египтяне пользовались ярлыками ремесленников и художников, указывающими на происхождение того или иного изделия, из какой мастерской или из какого города. На камнях египетских пирамид были найдены знаки, обозначавшие тех, кто обрабатывал эти каменные блоки, а также место, откуда был привезен данный камень. Первые такие «товарные знаки» датируются 3200г. до н.э.

Гончары Древней Греции продавливали отпечаток своего большого пальца или выцарапывали свои инициалы на внутренней стороне днища изготовленной глиняной посуды. Подобные знаки нахо-

дили на кирпичах в Древнем Риме. Индийские ремесленники уже 3000 лет назад имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Китайцы на своем фарфоре ставили специальные значки, указывающие мастера и имя императора, а если производство товара требовало участия нескольких ремесленников, то на одном изделии могло быть поставлено сразу несколько знаков.

Еще одним из первых прообразов товарного знака считается особый знак - тамга, поскольку использовался людьми уже с древнейших времен для отличия своих вещей от чужих. За свою историю тамга имела разное значение: тавро, клеймо, оттиск печати, таможенный сбор, пошлина. Ее можно было обнаружить на посуде (особенно китайской), на шкуре крупного рогатого скота, лошадей, на ушах мелкого рогатого скота (как правило, выжигали), чтобы не спутать с чужими животными, на столбах, которые ставили у границ пастбищ и земельных владений.

Каменщики, возводя усыпальницы царей, высекали на камнях знаки той местности, откуда был привезен тот или иной камень. Гончары выдавливали на глиняной посуде свои тамги.

Тамга выполняла сразу несколько важных функций: во-первых, являлась своеобразной подпи-

сью человека; во-вторых, являлась родовым знаком, (индивидуальным или коллективным) и, как правило, передавалась по наследству, играла защитную функцию, как семейный или домовой знак; в-третьих, тамга информировала окружающих не только о происхождении товара («реклама»), но одновременно являлась знаком собственности, поскольку наносилась буквально, на все что принадлежало индивиду, либо определенному роду: имущество, недвижимость, скот, произведенный товар и т.д. Тамга образец изобразительного искусства с соответствующим словесным обозначением. Выглядели эти знаки как отдельные изобразительные элементы или их сочетание, включали в себя круги, треугольники, квадраты, линии, стрелы, дуги и иные графические символы. Отсюда, тамга стала одним из прообразов товарного знака, что подтверждается археологическими находками.

С развитием производства, товарно-денежных отношений и как следствие расширением рынка сбыта, укрепилась роль специальных обозначений, которые либо указывали на особые свойства товара, обусловленные особенностями их изготовления, либо подтверждали качество товара. Ремесленник вынужден был ставить - клеймо (своеобразная гарантия качества товара) по нескольким причинам: это получение привилегии от монарха, на выполнение определенного товара, что накладывало определенные обязательства; соответственно отвечал за качество производимого им товара, поскольку на рынке мог появиться дублирующий товар - контрафакт.

К примеру, у римлян в употреблении находилось около тысячи различных гончарных клейм. Затем появилось фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали; или вот еще один пример - одна из первых торговых марок упакованных товаров -Vesuvinum (красное вино) - использовалась в Пом-пеях около 2000 лет тому назад. Название продукта образовано из латинских слов Vesuvius (Везувий) и vinum (вино). Использование товарных знаков кратно возросла в условиях процветающей торговли средних веков. Таким образом, производитель обязан был соответствовать определенным стандартам качества, и в тоже время, защищать свою репутацию. Мастер так высоко ценил свое клеймо, что не позволял передавать его ни собственным детям (которые должны были свою репутацию и клеймо заработать самостоятельно) ни даже лучшим своим ученикам. После смерти мастера клеймо, как правило, или ло-

мали или хоронили вместе с его владельцем.

Купеческие гильдии были первыми профессиональными объединениями в средневековой Европе, вырабатывавшими свой внутренний устав и свои отличительные (товарные) знаки. В Англии купеческие гильдии в XI в. своеобразным товарным знаком использовали иконный лик какого-либо святого - покровителя данной местности или конкретного купеческого семейства. К примеру, образ св. Марка использовали венецианские купцы, или Святой Базиль использовался в качестве товарной марки торговцами шерстью, а св. Кристиан у сапожников.

Подмастерье-каменщик получал после окончания пятилетнего обучения знак, который обязан был ставить на каждом своем изделии. Становясь полноценным членом цеха, знак заносился (т.е. регистрировался) в братскую книгу под его именем. И сегодня в готических соборах Европы на многочисленных каменных колоннах различимы, но не поддаются расшифровке знаки: зигзаги, полуэллипсы, полукруги и т.д. Или художественные росписи, фрески, монументальные картины, где мастер живописи, создавший, то или иное произведение отметил свой труд знаком своего авторства - подпись, нередко зашифрованная в монограммах и сигнатурах. Таким образом, из вышесказанного можно утверждать что, товарный знак получает широкое распространение. Отсюда клеймение товара становится обязательным. Начали издаваться специальные указы, предписывающие обязательное нанесение клейма.

Первой такой попыткой юридически оформить действие товарных знаков была предпринята в 1266 г. английским парламентом во время правления Генриха III. В соответствии с ним каждый пекарь обязывался проставлять свой индивидуальный товарный знак на хлебе. Благодаря чему можно было легко установить производителя качественной либо не качественной продукции. Позже в XIX в. будет введена уголовная ответственность за фальсификацию товарных знаков. С 1300 г. в Англии началась официальная маркировка золота. Эдуард I издал закон, предписывающий, ювелирам не продавать своих изделий до тех пор, пока они не прошли маркировки в пробирной палате, а тех, кто пытался подделать знаки пробирной палаты, ждала смертная казнь.

Личные купеческие знаки, различные отметки, которые ставились с XIII в. и до конца XVI в. торговцами и коммерсантами по всей Европе служили гарантией того, что товары, которые торговец приоб-

рел для реализации, соответствуют качеству. Первоначально эти знаки состояли из букв рунического алфавита. Знаки содержали инициалы или «ребус» из рисунков, в которых было зашифровано имя владельца. В центре знака располагалась вертикальная черта, базовые элементы находились снизу и сверху от нее, а вспомогательные по сторонам или пересекали вертикальную черту. Достаточно часто использовались кресты самых разных форм. Поначалу нехитрые, но со временем все более сложные и замысловатые знаки рисовались, наносились краской или выцарапывались на самих товарах или мешках, в которых перевозился товар, могли наноситься и клейма. Были и такие знаки, которые указывали на принадлежность товаров к той или иной компании или гильдии. В тех же случаях, когда купца удостаивали герба, знак ставился на щите.

На товары, отправляемые за рубеж, ставились совершенно иные знаки, нежели на товары внутренней реализации, иногда это оговаривалось в законодательстве. Если товары, перевозились морским путем, то эти отметки заносились в коносамент - расписку, удостоверяющую принятие груза на борт к перевозке, а также в корабельный журнал. К концу XVI в. купеческие знаки перестают использовать, поскольку торговля перешла в руки небольшого количества торговых домов, имевших специальные таблички со своими собственными знаками1.

Таким образом, личные отметки, можно считать предшественниками современных торговых знаков, поскольку они указывали имя торговца, также служили гарантией того, что продаваемые им товары имеют соответствующее качество.

Важнейшей особенностью эпохи средних веков является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений. Этот процесс, развивавшийся эволюционным путем со второй половины XV в., в XVI в. был ускорен благодаря ряду исторических факторов: открытием новых территорий - Америки; новыми и весьма значительными изобретениями в ремеслах: широкого ткацкого станка и самопрялки, способствовавших значительным успехам в развитии текстильного производства. Прогресс произошел и в оружейном деле. Военные изобретения привели к настоящей революции в военной сфере и как следствие вытеснили холодное оружие огнестрельным.

1 Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

Появление товарного знака напрямую связано с возникновением индивидуального товарного производства в средневековой Европе, и его формирование и оформление в современном понимании шло одновременно с развитием частной собственности и рынка. В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами средства индивидуализации становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики.

Начали появляться т.н. «новые производства»: книгопечатание - привело к тому, что возникли знаки печатников - изображения, проставляемые на книгах служащие идентификацией печатника; производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных и шелковых тканей. С изобретением книгопечатания первые типографы также были вынуждены защищать от подделки свою продукцию. Они разрабатывали собственные знаки, которые проставляли на титульной или последней странице книги. К примеру: в 1457 г. немецкие печатники из Майнца - Фуст и Шеффер первыми использовали типографскую марку.

Новые территориальные открытия явились началом торговых сообщений Европы с Африкой, Азией, и Америкой. В результате чего были сформированы основы общемирового рынка.

С возникновением гильдии ремесленников-цехи (индивидуалы-ремесленники объединялись). Эти гильдии специализировались на определенном виде продукции. К примеру: гильдии булочников, плотников, гончаров, кузнецов и др.

Появляется необходимость выделить схожие товары разных производителей. Соответственно, у каждой гильдии появилась своя торговая марка, которая легко узнавалась на рынке. С этого момента перед торговой маркой ставилась определенная задача, гарантировать качество произведенной продукции, так как она на прямую увязывалась с именем производителя. Отсюда или гильдия или мастер индивидуал несли полную ответственность за каждое произведенное ими изделие, которое было помечено их торговой маркой.

С появлением - марка гильдии индивидуальные клейма постепенно исчезают, а на их месте появляются цеховые (т.н. особые) клейма, которыми метится уже вся продукция цеха. А когда между производителем и потребителем появился посредник - купец, клеймо становится своеобразной гарантией качества.

При переходе к мануфактурному производ-

ству начинает совершенствоваться, как форма, так и символика клейм, которые начинают приобретать более лаконичные черты фабричных клейм.

Прообразом товарного знака также являлись различные торговые вывески. Вывески, говорящие о предоставлении платных услуг, к примеру, постоялые дворы, питейные заведения, цирюльни и т.д. В витринах таких заведений выставлялись атрибуты своего ремесла: ножницы, туфель, сапог, иголки с нитками и др. В дальнейшем на вывесках начали появляться слова и знаки, указывающие на профессию, характер продаваемого товара, имя хозяина и его компаньонов, и иная информация.

Исходя из выше сказанного, видно, что товарный знак исторически сложился как особый символ товарной собственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право распоряжаться данным товаром, получать прибыль, и нести убытки, если был поставлен некачественный товар. Таким образом, можно сделать вывод, что это уже не только знак авторства и не только информация о характере продаваемого товара или предоставления работ и услуг, но абстрагированный от него знак, являющийся интеллектуальной собственностью физического или юридического лица. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Его основные функции - давать гарантию (как и ранее) высокого качества, вызывать доверие потребителя владельцу товарного знака.

Закон о регистрации товарных знаков в Великобритании был принят 13 августа 1875 г., предоставлявший владельцу зарегистрированного знака

монопольные права на него, а также право привлекать к суду на основе сертификата на знак в случае нарушения его прав. Первым зарегистрированным товарным знаком был красный треугольник компании «BASS», который ставился на бутылки с элем.

После подписания 20 марта 1883 г. рядом стран Парижской конвенции по охране промышленной собственности, объектами промышленной собственности так же становятся товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименование места происхождения. Логическим продолжением принципов охраны товарных знаков, которые были заложены Парижской конвенцией, явилось подписание в 1891 г. Мадридского соглашение, которое определяло процедуру международной регистрации законов. В 1893 г. появилось Международное бюро охраны интеллектуальной собственности (Bureaux Internationaux Réunis pour la Protection de la Propriété Intellectuelle).

Таким образом, рыночный механизм четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Поскольку потребитель его либо признает, либо отвергает. В этом процессе товарные знаки и наименования мест происхождения товаров, являются своеобразным связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потребителем, играя роль безмолвного продавца, непременного участника рыночных отношений. Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.