Научная статья на тему 'Правовая природа товарных знаков: история и современность'

Правовая природа товарных знаков: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3320
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / БРЕНД / КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / PROSPECTIVE LEGISLATION / TRADE MARK / BRAND / TRADE NAME / RIGHTHOLDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кураев Руслан Албегович

Автор исследует понятийный аппарат термина «товарный знак», определяет правовую природу товарных знаков и рассматривает подходы законодательных органов России и зарубежных стран при регулировании положений о товарных знаках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of trade mark: history and the present

The author investigates the conceptual device of the term «trade mark», defines the legal nature of trademarks and considers approaches of a legislature of Russia and foreign countries at regulation of positions about trademarks.

Текст научной работы на тему «Правовая природа товарных знаков: история и современность»

3.14. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кураев Руслан Албегович, аспирант. Место учебы: Российский государственный торгово-экономический университет.

Аннотация: Автор исследует понятийный аппарат термина «товарный знак» определяет правовую природу товарных знаков и рассматривает подходы законодательных органов России и зарубежных стран при регулировании положений о товарных знаках.

Ключевые слова: законодательство о товарных знаках, товарный знак, бренд, коммерческое обозначение, правообладатель.

THE LEGAL NATURE OF TRADE MARK: HISTORY AND THE PRESENT

Kuraev Ruslan Albegovich, postgraduate student. Place of study: Russian state trade-economic university.

Annotation: The author investigates the conceptual device of the term «trade mark» definns thh leggl nature of trademarks and considers approaches of a legislature of Russia and foreign countries at regulation of positions about trademarks.

Keywords: prospective legislation, trade mark, brand, trade name, rightholder.

Товарные знаки имеют давнюю историю. Тысячи лет тому назад на изготовлявшихся предметах, вещах, а также животных проставлялись клейма - специальные знаки для указания изготовителя или владельца. Такие отличительные знаки существовали во всех древних цивилизациях: Китае, Египте, Греции, Риме. При ремесленном производстве использовались знаки, идентифицирующие ремесленников или их гильдии.

Считается, что первый закон в отношении охраны прообразов товарных знаков был принят в 1266 г. в Англии. С 1373 г. помимо клейма производителя требовалось ставить клеймо гильдии, к которой относился мастер. Личные клейма представляли большую ценность, и их передача по наследству или по завещанию особо оговаривалась. В Европе широко применялись купеческие знаки для указания имени купца, поставляющего тот или иной товар. Подделка знаков запрещалась, и наказанием могла быть смертная казнь или отсечение правой руки.

Развитие промышленного производства товаров привело к постепенной замене знаков и клейм гильдий и ремесленников товарными знаками предприятий. В конце XIX в. во многих странах были введены в действие национальные законы по охране товарных знаков, например, в Российской империи с 1830 г. действовало Положение о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов1.

Нормативная правовая база о товарных знаках начала формироваться в середине XIX в. В 1857 г. был принят первый Закон о товарных знаках во Франции, а в 1883 г. было заключено первое международное соглашение, регулирующее отношения по поводу товарных знаков, - Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г.

В 1891 г. было подписано Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, к которому при-

1 Неболсин А.Г. Законодательство о фабричных и торговых клеймах в России и заграницею. СПб., 1886. С. 38 - 67.

соединилась и Россия, страны - участницы данного Соглашения образовали Специальный союз по международной регистрации знаков.

В Российской империи в 1896 г. был принят Закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». После 1917 г. действие этого Закона изменено Декретом СНК «О товарных знаках» 1922 г., а в 1926 г. - Постановлением ЦИК и СНК СССР «О товарных знаках». В 1936 г. было принято Постановление «О производственных марках и товарных знаках», в котором введена особая форма товарного знака - торговая марка, что впоследствии привело к повсеместной путанице: товарный знак и торговая марка стали фактически считаться и использоваться как синонимы. В настоящее время только товарный знак является правовым термином, тогда как словосочетание «торговая марка» используется в основном в экономической литературе.

В 1962 г. принято Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках»2, в соответствии с которым государственные, кооперативные и иные общественные предприятия и организации были обязаны проставлять на выпускаемых ими товарах или на их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий. В 1991 г. был принят Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания»3, который не вступил в силу. С 2008 г. правовое положение товарных знаков и знаков обслуживания будет регулироваться Гражданским кодексом Российской Федерации.

После распада Советского Союза в странах с переходной экономикой были приняты национальные законы об охране товарных знаков, например, в Российской Федерации 23 сентября 1992 г. принят Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В последующем в этот Закон вносились многочисленные изменения, прежде всего для их соответствия международным договорам.

Международные нормы по охране товарных знаков установлены в ряде международных договоров.

В России первым законом о товарных знаках стал Закон 26 февраля 1896 г. «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)», которым товарными знаками признавались всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев, например: клейма, тавра, печати, пломбы, капсюли, метки (вытканные и вышитые), этикетки, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки, упаковки оригинальных видов и т.п.

Современное законодательство о товарных знаках охватывает нормы части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, некоторые другие законодательные акты, в частности Федеральный закон от

18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» , а также целый ряд подзаконных актов, принятых по большей части Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ, в том числе Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобрете-

2 См.: СП СССР. 1962. N 7. С. 59.

3 См.: О товарных знаках и знаках обслуживания. М.: Поиск, 1991.

4 Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.

ние, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных»5, от 10 декабря 2008 г. N 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»6, Приказы Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N з2і «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации»7, от 12 декабря 2007 г. N 346 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности»8.

Следует указать на то, что, к сожалению, до сих пор не принят Административный регламент, определяющий особенности подачи и рассмотрения заявки на товарный знак, в связи с чем действует Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 5 марта 2003 г. N 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»9. Кроме того, Роспатентом применяются и другие акты, многие из которых приняты до вступления в силу части четвертой ГК РФ и действуют в части, не противоречащей ей, а именно Приказы Роспатента от

19 августа 2008 г. N 94 «Об утверждении Временного порядка организации работ по рассмотрению заявлений о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обо-

5 Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 225.

6 Собрание законодательства РФ. 2008. N 51. Ст. 6170.

7 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 22.

8 Российская газета. 25.06.2008. N 134.

9 Российская газета. 03.04.2003. N 63.

значение товаров определенного вида»10, от 17 марта 2000 г. N 38 «Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федера-ции»11, от 7 апреля 2008 г. N 49 «Об организации работ по рассмотрению заявлений о признании товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком»12, от 8 августа 2006 г. N 90 «Об утверждении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на коллективный знак, свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и форм приложений к упомянутым свидетельствам»13, от 3 марта 2003 г. N 28 «О Правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица

- обладателя исключительного права на товарный

14

знак» .

Немаловажное значение имеют также информационные письма и иные разъяснения Роспатента, в частности информационное письмо Роспатента от 20 мая 2009 г. N 3 «Об определении заинтересованности лица, подавшего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием»15, письмо Роспатента «Разъяснение для заявителей и патентных поверенных, касающееся порядка уплаты пошлины за проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного зна-ка»16, информационное сообщение Роспатента от 20 мая 2009 г. N 4 «По вопросу о регистрации товарных знаков и промышленных образцов, содержащих олимпийскую символику»17.

Наряду с актами внутреннего законодательства важное значение имеют международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а именно уже упомянутые Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г., а также Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г., Сингапурский договор о законах по товарным знакам 1994 г. Последний Российская Федерация ратифицировала в 2009 г. Федеральным законом от 23 мая 2009 г. N 98-ФЗ «О ратификации

Сингапурского договора о законах по товарным зна-

18

кам» .

Ратификация Сингапурского договора о законах по товарным знакам первоначально породила противоречие ст. 1501 ГК РФ со ст. 14(2) Сингапурского договора и Правилом 9 Инструкции к Сингапурскому договору, которым предусмотрены послабления в случае несоблюдения заявителем сроков, связанных с регистрацией товарного знака, а именно продление соответствующего срока, продолжение процедуры или восстановление прав заявителя. Положениями ст.

10 СПС "КонсультантПлюс".

11 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 23.

12 СПС "КонсультантПлюс".

13

Там же.

14 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 20.

15 Патенты и лицензии. 2009. N 6.

16

Там же.

17 Там же .

18 Собрание законодательства РФ. 2009. N 21. Ст. 2497.

14(2) Договора и Правила 9(3) Инструкции к Договору предусмотрены следующие условия для послабления в форме восстановления прав:

- несоблюдение срока произошло, несмотря на принятие заявителем надлежащих мер, или (по выбору договаривающейся стороны) такая задержка была непреднамеренной;

- ходатайство о восстановлении прав подано в течение установленного договаривающейся стороной срока. В соответствии с Правилом 9(3) такой срок не может быть менее шести месяцев.

На основании Федерального закона «О внесении изменения в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (об увеличении сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на товарный знак) срок для подачи ходатайства о восстановлении срока изменен с двух до шести месяцев.

Справедливости ради следует указать, что нуждается в изменении и ст. 1483 ГК РФ, которая исключает возможность отказа в государственной регистрации товарного знака, тождественного доменному имени, права на которое возникли до даты приоритета товарного знака.

При применении законодательства о товарных знаках важную роль играют акты Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, разработанные как до вступления в силу части четвертой ГК РФ, так и после, прежде всего Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»1 , а также информационные письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»20, Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 19 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак»21 и др.

Товарный знак последние 10 лет является одним из наиболее распространенных средств индивидуализации, требующих процедуры государственной регистрации, причем не только в Российской Федерации, но и в целом в мире. Так, ежегодно росло число регистрируемых Роспатентом товарных знаков, с 2004 г. оно выросло более чем на 30% (в 2004 г. зарегистрировано более 27 тыс. товарных знаков, а в 2008 г. - более 36617) (для сравнения: в 2007 г. - 30724 зарегистрированных товарных знаков).

Однако в современных условиях экономического развития России количество поданных заявок в 2009 году составило 50 107 (из них зарегистрировано -36436), что на 12,3% меньше чем в 2008 г. (57 112). При этом сокращение поступления заявок произошло как от российских заявителей на 11,9%, так и от иностранных на 12,7%, в том числе от заявителей, использовавших процедуру Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к этому соглашению, на 9,7%.22

С точки зрения перевода термина «trade mark» на русский язык, правильным является «торговая марка», а по существу - «товарный знак», поскольку первый

19 Российская газета. 22.04.2009. N 70.

20 Вестник ВАС РФ. 2008. N 2.

21 Российская газета ("Ведомственное приложение"). 04.04.1998. N 66.

22 Официальный сайт ФИПС: http://www1 .fips.ru/wps/wcm/ connect/content ru/ru

термин характеризует в основном производителя, а второй - товар. Хотя этот термин активно используется на бытовом уровне, российской правовой системе известны только понятия «товарный знак» и «знак обслуживания». Именно они подлежат правовой охране.

Впоследствии путаница усугубилась, поскольку наряду с термином «товарный знак» стали использовать новые, в частности «бренд», «логотип» и т.д. Таким образом, маркетинговое понятие «бренд» используемое на бытовом уровне в качестве синонима понятия «товарный знак» или «знак обслуживания», является неверным понятием, хотя товарный знак или знак обслуживания часто и являются основополагающей составляющей понятия бренда.

Товарные знаки признаются объектами, на которые не распространяется личное неимущественное право. Другими словами, товарные знаки могут иметь владельца, но не автора. Положение вполне объяснимое, поскольку товарный знак предназначен для отличия товаров одного производителя от аналогичных товаров других производителей. Таким образом, только производитель тех или иных товаров может быть субъектом права на товарный знак. Понятно, что право на товарный знак может быть передано по договору иным лицам. Кроме того, в силу ряда правовых оснований, например при реорганизации юридического лица, право на товарный знак может перейти к иным лицам.

В Гражданском кодексе Российской Федерации субъектами охраны товарных знаков признаются:

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, производящие товары или предоставляющие услуги;

- правопреемники вышеуказанных лиц.

Все эти лица признаются обладателями исключительного права на товарный знак или знак обслуживания.

В ст. 1 Закона СССР 1991 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания»23 и в ст. 1 Закона Российской Федерации 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»24 установлено, что товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятий «товарный знак» и «знак обслуживания» отсутствует, как отсутствует и определение терминов «однородные товары» и «однородные услуги». Такое положение нельзя считать правильным, поскольку оно позволяет патентному ведомству устанавливать и изменять соответствующие определения подведомственных актов в интересах тех или иных лиц.

Следует признать, что произвол патентного ведомства должен быть ограничен положениями Соглашения ТРИПС25, обязательными для всех членов ВТО. В соответствии со ст. 15(1) этого Соглашения «любое обозначение или любое сочетание обозначений, спо-

23 О товарных знаках и знаках обслуживания. М.: Поиск, 1991.

24 Интеллектуальная собственность. М., 1992. N 1 - 2. С. 21.

25 Соглашение ТРИПС. Товарным знакам и знакам обслуживания посвящены ст. ст. 15 - 21, в которых установлены нормы в отношении охраняемых объектов, предоставляемых прав, исключения из охраны, срок охраны, требование использования, лицензирование и передача прав. Некоторые положения были введены впервые на международном уровне.

собное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий, может быть товарным знаком. Такие обозначения, в частности слова, включая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание цветов, а также любое сочетание таких обозначений могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Если знаки по своему существу не обладают способностью к различению соответствующих товаров или услуг (relevant goods or services), страны могут поставить возможность регистрации знака в зависимость от различительной способности, приобретенной в процессе использования»26.

Однако следует отметить, что использование выражения «товары или услуги» ошибочно, поскольку предприятия могут не только производить товары, но и предоставлять услуги, например, в отношении производимых и иных товаров.

Кроме того, выражение «relevant goods or services» переводится как «соответствующие товары или услуги», но не как «однородные товары и услуги», которое используется патентным ведомством в Правилах составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Поэтому использование понятия «однородный товар (услуга)» не соответствует Соглашению ТРИПС27.

Таким образом, при определении товарного знака или знака обслуживания необходимо использовать:

- термин «товар и (или) услуга», но не «товар или услуга»;

- термин «соответствующий товар и (или) услуга» вместо «однородный товар или услуга».

Этим требованиям соответствуют следующие определения.

Товарный знак - это обозначение, способствующее отличию товаров одного производителя от соответствующих товаров иных производителей.

Знак обслуживания - это обозначение, способствующее отличию услуг одних лиц от соответствующих услуг иных лиц.

Принято считать, что товары и услуги относятся к тому же роду (виду), которые при маркировке сходными товарными знаками могут создавать у потребителя представление о принадлежности их одному производителю. Вместе с тем при регистрации товарных знаков и знаков обслуживания заявитель обязан указывать класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), к которому относятся товары или услуги и для которых испрашивается регистрация знака, а также указать их наименование.

Однородные товары или услуги - это товары или услуги, относящиеся к одному подклассу Международной классификации товаров и услуг.

При таком определении понятия «соответствующий товар» и «однородный товар» оказываются тождественными. Можно отметить, что в экономике однородные товары называются замещаемыми товарами (substitutable goods).

В соответствии со ст. 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве товарных знаков

26 Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, N 223(E). 2000.

7 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS) - один из принципиально новых многосторонних документов, подписанных в итоге Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения в любом цвете или цветовом сочетании. В подзаконных актах патентного ведомства - Правилах составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания - устанавливается, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы разнообразные обозначения:

-символьные - в виде цифр, слов, фраз, предложений;

-изобразительные - в виде изображений живых существ, предметов, природных и иных объектов,фигур, композиций линий, пятен, а также букв, цифр, слов в особом графическом исполнении;

-объемные - в виде объектов или фигур в трех измерениях;

-комбинированные - в виде композиции элементов разного характера: символьных, изобразительных, объемных и т.д.;

-звуковые, световые, обонятельные и другие обозначения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соглашение ТРИПС предоставляет странам возможность требовать, чтобы охраняемые обозначения были визуально воспринимаемыми. Вышеуказанными правилами допускаются звуковые и обонятельные обозначения, которые не являются визуально воспринимаемыми и в соответствии с Соглашением могут не признаваться товарными знаками. Кстати, Договор о законах по товарным знакам не применяется к голографическим знакам и знакам, не состоящим из визуальных обозначений.

Помимо индивидуальных товарных знаков, предназначенных для отличия товаров одних производителей от аналогичных товаров и услуг других производителей, существуют коллективные знаки.

Коллективные знаки - это товарные знаки, которые служат для обозначения товаров с едиными качественными и иными характеристиками, производимых и реализуемых объединениями предприятий.

В отличие от индивидуальных товарных знаков коллективные товарные знаки и права на них не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам.

С учетом вышеуказанного, отмечу, что правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они «совпадают до степени смешения». Таким образом, товарный знак, состоящий неразделимым образом из трёх и более товарных знаков (товарный знак не может совпадать более чем с одним зарегистрированным товарным знаком) не подлежит контролю владельцев исходных элементов.

При этом, существуют фирмы, которые намерены извлекать недобросовестную выгоду из существования общеизвестных товарных знаков, создавая знаки, сходные с ними до степени смешения, вводя таким образом потребителей в заблуждение. В целях решения этой проблемы Парижская конвенция, Соглашение ТРИПС, а также российское законодательство предусматривают специальную охрану общеизвестных знаков.

В заключении следует отметить, что наличие сложившейся нормативной правовой базы, правоприменительной практики не снимает целого ряда правовых проблем, в сфере охраны товарных знаков в Российской Федерации.

Немало споров и проблем правоприменительного характера вызывает территориальное ограничение применения принципа исчерпания исключительного

права на товарный знак, предусмотренного ст. 1487 ГК РФ, не решен вопрос о совладении исключительным правом на товарный знак, не относящийся к категории коллективных. С одной стороны, согласно п. 2 ст. 1229 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно, а с другой стороны, механизм регистрации товарного знака в отношении нескольких правообладателей отсутствует. Эти и другие проблемы могут быть решены при реализации Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и проектов федеральных законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, разработанных в соответствии с Указом Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»28, утвержденной Президентом РФ 7 октября 2009 г.

Список литературы:

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 22.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 20.

Неболсин А.Г. Законодательство о фабричных и торговых клеймах в России и заграницей. СПб., 1886. С. 38 - 67.

О товарных знаках и знаках обслуживания. М.: Поиск, 1991.

Российская газета. 03.04.2003. N 63.

Российская газета. 22.04.2009. N 70.

Российская газета. 25.06.2008. N 134.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.

Собрание законодательства РФ. 2008. N 51. Ст. 6170.

Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 225.

Собрание законодательства РФ. 2009. N 21. Ст. 2497.

Literature list:

Bulletin of legislative instruments of federal government authority. 2009. N 22.

Bulletin of legislative instruments of federal government authority. 2003. N 20.

Nebolsin A.G. Legislation of manufacturing and trade brand in Russia and abroad. SPb, 1886. P. 38-67.

About trade brand and service mark. M. Search, 1991.

Russian newspaper. 03.04.2003. N 63.

Russian newspaper. 22.04.2009. N 70.

Russian newspaper. 25.06.2008. N 134.

Legislation collection of Russian Federation 2006. N 52 (p. 1). Ст. 5497.

Legislation collection of Russian Federation 2008. N 51. sec. 6170

Legislation collection of Russian Federation 2009. N 2. sec. 225.

Legislation collection of Russian Federation 2009. N 21. sec. 2497.

Рецензия

на статью «Правовая природа товарных знаков: история и современность» Кураева Р.А.

В настоящее время существует объективная потребность в анализе понятий: товарный знак, товарная марка, бренд и ряда других. Словосочетание «товарный знак» прочно вошло в оборот, а их использование стало неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. В повседневной жизни распространены различные наименования товарного знака. Вот лишь некоторые из них: «товарная марка», «логотип», «торговый знак», «бренд», «фирменная символика». По своей сути все эти наименования являются синонимами, однако товарный знак - юридически более точное понятие. Из всего перечисленного только товарный знак официально отнесен ГК РФ к средствам индивидуализации и является объектом правовой охраны.

Если товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, в результате интенсивного использования стали широко известны в нашей стране среди соответствующих потребителей, они могут быть признаны Роспатентом общеизвестными в отношении товаров заявителя (ст. 1508 ГК РФ). Из приведенной характеристики общеизвестного товарного знака следует, что знак должен быть хорошо известен именно среди потребителей соответствующего товара, а не среди всего населения РФ. Все остальные товарные знаки относятся к обычным.

Правовая охрана общепринятому товарному знаку предоставляется на основании решения Роспатента, ее предоставление означает признание исключительного права на данный знак.

При этом правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется не только на товары, в отношении которых он был признан общеизвестным, но и на другие товары, если использование этого знака другим лицом в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителя с правообладателем общеизвестного товарного знака, и может ущемить его интересы.

Исходя из этого, статья Кураева Р.А.. представляется перспективным направлением дальнейших теоретических исследований. Статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Помощник судьи Арбитражного суда г. Москвы

к.ю.н З.А. Абдурашидова

28 Собрание законодательства РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3482. 116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.