Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ (КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ (КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЮСТ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ / НАРКОМАТ ЮСТИЦИИ / СУД / АДВОКАТУРА / НОТАРИАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сокол Павел Викторович, Бажутова Ирина Александровна

В статье анализируются основные этапы генезиса территориальных органов юстиции в дореволюционный и советский периоды на примере Самарской губернии (Куйбышевской области). Освещается структура, функции, предназначение в разные годы их развития. Особое внимание в статье уделяется персоналиям. Описывается профессиональный путь руководителей органов юстиции, чья деятельность оказала особое влияние на развитие органов юстиции региона. Историческая ретроспектива становления территориальных органов юстиции на примере Самарского региона позволяет сделать вывод о значимости единой системы органов юстиции в регионах страны на различных этапах их развития. Необходимость координирования, организационного и методического руководства, контроля и надзора над правовыми институтами исторически диктовалась требованиями времени и складывавшейся социально-политической обстановкой. В то же время последнее явилось также в своем роде фундаментом для формирования территориальных органов юстиции. Вместе с тем основной задачей Министерства юстиции и его территориальных органов на всех этапах их развития было и остается укрепление и развитие российской государственности, формирование в России основ правового государства на основе приоритета общечеловеческих ценностей - принципов демократии, гуманизма, законности и справедливости. Работа посвящена 220-летию образования Министерства юстиции России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF TERRITORIAL JUSTICE AUTHORITIES IN THE PRE-REVOLUTIONARY AND SOVIET PERIODS ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA PROVINCE (KUIBYSHEV REGION)

The article analyzes the main stages of genesis of territorial judiciary during pre-revolutionary and Soviet periods, with particular focus on Samara region (Kuibyshev region). Structure, functions and the purpose through different ages of their development are highlighted. Special attention in the article is paid to personalities. The article describes the professional way of the heads of judiciary, whose work especially affects the development of Samara region justice. The historical retrospective of the formation of territorial bodies of justice on the example of the Samara region allows us to conclude about the importance of a unified system of justice bodies in the regions of the country at various stages of their development. The need for coordination, organizational and methodological guidance, control and supervision over legal institutions has historically been dictated by the demands of the time and the prevailing socio-political situation. At the same time, the latter was also a kind of foundation for the formation of territorial bodies of justice. At the same time, the main task of the Ministry of Justice and its territorial bodies at all stages of their development has been and remains the strengthening and development of Russian statehood, the formation of the foundations of the rule of law in Russia based on the priority of universal values - the principles of democracy, humanism, legality and justice. Тhe work is devoted to the 220th anniversary of the Ministry of Justice of Russia establishment.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ (КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

DOI 10.37523/SUI.2022.50.4.008 УДК 342

Сокол Павел Викторович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры гражданского и предпринимательского

права,

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С. П. Королева,

443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34,

начальник

Управление Минюста России по Самарской области, 443041, Россия, г. Самара, ул. Льва Толстого, 125, e-mail: ru63@minjust.gov.ru

Pavel V. Sokol

Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of Civil and Business Law, Samara National Research University, 34, Moscow Highway str., Samara, Russia, 443086,

Chief Officer of the Samara Regional Department of the Ministry of Justice of Russia, 125, Lev Tolstoy str., Samara, Russia, 443041, e-mail: ru63@minjust.gov.ru

Бажутова Ирина Александровна

главный специалист - эксперт отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, Управление Минюста России по Самарской области, 443041, Россия, г. Самара, ул. Льва Толстого, 125, e-mail: ru63@minjust.gov.ru

Irina A. Bazhutova

Chief Specialist-Expert of the Department for control and supervision in the field of advocacy, notaries, state registration of acts of civil status,

Office of the Ministry of Justice of Russia for the Samara Region,

125, Lev Tolstoy str., Samara, Russia, 443041, e-mail: ru63@minjust.gov.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ (КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В статье анализируются основные этапы генезиса территориальных органов юстиции в дореволюционный и советский периоды на примере Самарской губернии (Куйбышевской области). Освещается структура, функции, предназначение в разные годы их развития. Особое внимание в статье уделяется персоналиям. Описывается профессиональный путь руководителей органов юстиции, чья деятельность оказала особое влияние на развитие органов юстиции региона.

Историческая ретроспектива становления территориальных органов юстиции на примере Самарского региона позволяет сделать вывод о значимости единой системы органов юстиции в регионах страны на различных этапах их развития. Необходимость координирования, организационного и методического руководства, контроля и надзора над правовыми институтами исторически диктовалась требованиями времени и складывавшейся социально-политической обстановкой. В то же время последнее явилось также в своем роде фундаментом для формирования территориальных органов юстиции.

Вместе с тем основной задачей Министерства юстиции и его территориальных органов на всех этапах их развития было и остается укрепление и развитие российской государственности, формирование в России основ правового государства на основе приоритета общечеловеческих ценностей - принципов демократии, гуманизма, законности и справедливости.

Работа посвящена 220-летию образования Министерства юстиции России.

Ключевые слова: Минюст России, государственный орган, органы юстиции, Наркомат юстиции, суд, адвокатура, нотариат.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF TERRITORIAL JUSTICE AUTHORITIES IN THE PRE-REVOLUTIONARY AND SOVIET PERIODS ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA PROVINCE (KUIBYSHEV REGION)

Summary. The article analyzes the main stages of genesis of territorial judiciary during pre-revolutionary and Soviet periods, with particular focus on Samara region (Kuibyshev region). Structure, functions and the purpose through different ages of their development are highlighted. Special attention in the article is paid to personalities. The article describes the professional way of the heads of judiciary, whose work especially affects the development of Samara region justice.

The historical retrospective of the formation of territorial bodies of justice on the example of the Samara region allows us to conclude about the importance of a unified system ofjustice bodies in the regions of the country at various stages of their development. The need for coordination, organizational and methodological guidance,

© 2022 Сокол П. В., Бажутова И. А.

control and supervision over legal institutions has historically been dictated by the demands of the time and the prevailing socio-political situation. At the same time, the latter was also a kind offoundation for the formation of territorial bodies of justice.

At the same time, the main task of the Ministry of Justice and its territorial bodies at all stages of their development has been and remains the strengthening and development of Russian statehood, the formation of the foundations of the rule of law in Russia based on the priority of universal values - the principles of democracy, humanism, legality and justice.

The work is devoted to the 220th anniversary of the Ministry of Justice of Russia establishment.

Keywords: the Ministry of Justice of Russia, public authority, justice authorities, the People's Commissariat of Justice, court, the advocacy, the notary.

В 2022 г. в России отмечается знаменательная дата - 220 лет со дня образования Министерства юстиции.

8 сентября 1802 г. император Александр I подписал манифест «Об учреждении министерств» [1], где среди 8 министерств учреждалось также Министерство юстиции, созданное на основе Юстиц-коллегии. В составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции - генерал-прокурора. В переводе с латинского слово «юстиция» означает «справедливость», «законность» [2, с. 1165], именно поэтому первый министр юстиции Российской империи Гавриил Романович Державин именовал себя министром справедливости. Под непосредственным руководством этого выдающегося русского поэта и государственного деятеля были разработаны правила судопроизводства, порядок слушания дел в Сенате, а также был принят Указ «О судимых в уголовных палатах за преступление должностей чиновников».

На вновь созданное Министерство юстиции Российской империи возлагались функции подготовки законодательных актов. Помимо этого министерство ведало вопросами организационно-управленческой деятельности судов и прокуратуры, среди которых назначение, перемещение и увольнение чинов судебного ведомства, учреждение и упразднение судов, осуществление надзора за их работой.

Совершенствование российского законодательства было одной из первостепенных задач молодого министерства. В последующем, при императоре Николае I и министре юстиции Д. В. Дашкове, под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства, в результате которой было издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов [3, c. 56].

1. Единой системы органов юстиции в российских губерниях девятнадцатого столетия не сложилось. Однако следует отметить, что именно в XIX в. в России получают развитие многие важнейшие институты, явившиеся в последующем фундаментом для становления в регионах территориальных органов юстиции.

30 апреля 1851 г. в Самаре была открыта палата уголовного суда, а также палата гражданского суда. В это же время был открыт совестный суд. Помимо этого учреждалась должность губернского прокурора, коим в Самаре стал Н. В. Гордиенко.

В 1864 г. в России была проведена судебная реформа. Проведенные преобразования не только изменили судебную систему Российской империи, но и сформировали важнейшие институты, такие как адвокатура, нотариат, суд присяжных, институт мировых судей.

В результате масштабных преобразований полномочия Министерства юстиции были серьезно расширены. В частности в его ведение отводились вопросы назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, городских судей и членов уездных окружных судов. Помимо этого Министерство юстиции руководило деятельностью прокуратуры, а также управляло местами лишения свободы.

Одним из важнейших результатов проведения судебной реформы в Самарской губернии явилось открытие в Самаре мировых судебных учреждений. Открытие состоялось 25 апреля 1869 г. при участии председателя Самарской губернской земской управы Павла Крылова и губернатора Григория Аксакова. Аналогичные мероприятия прошли и в уездах Самарской губернии.

С приходом в Самару судебной реформы в первую очередь возник вопрос об открытии окружного суда, как и во всех прочих губерниях империи. В качестве здания будущего окружного суда был выбран дом мещанина А. Ф. Светова на Алексеевской площади Самары. В 1869 г., в числе прочих, этот дом по решению Самарской казенной палаты был отчужден и передан во владение казны (причина - неуплата Световым долгов перед городом).

Торжественное открытие Самарского окружного суда состоялось 25 ноября 1870 г. в доме Светова на Алексеевской площади, в котором по настоящее время находится Самарский областной суд. Председателем суда был назначен Н. М. Окулов, заместителем председателя -Ф. И. Шмелев.

Деятельность Самарского окружного суда распространялась на шесть из семи уездов Самарской губернии: Самарский, Ставропольский, Бугульминский, Бугурусланский, Бузулукский и Николаевский - их территория была поделена на 24 судебно-следственных участка и 43 судебно-мировых. Новоузенский уезд, граничивший с Саратовской губернией, был отнесен к ведению Саратовского окружного суда [4].

В 1879 г. в губернии был образован институт присяжных поверенных (адвокатов), а в 1882 г. появляются должности помощников присяжных поверенных.

Примечательно, что в Самарском окружном суде в качестве помощника присяжного поверенного (адвоката) А. Н. Хардина с января 1892 г. по август 1893 г. работал молодой В. И. Ленин (Ульянов) - будущий ключевой советский политический и государственный деятель, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

По итогам Октябрьской социалистической революции 1917 г. Министерство юстиции было упразднено. Вместе с тем 8 ноября 1917 г. был образован Народный комиссариат юстиции. Следует отметить, что данный орган сразу же, как и многие в то время органы исполнительной власти, был наделен довольно широкими полномочиями. В частности, Народный комиссариат юстиции ведал вопросами формирования судов и подбора для них кадров, систематизации нового законодательства, исполнения обязанностей судов, прокуратуры, внутренних дел.

2. Начало становления и развития органов советской юстиции в Самарской губернии обозначено началом 1918 г., когда губернской властью Советов в конце декабря 1917 г. был создан Самарский губернский комиссариат юстиции, реорганизованный в октябре 1918 г. в Самарский губернский отдел юстиции исполнительного комитета Самарского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Первым заведующим (комиссаром) Самарского губернского комиссариата юстиции в декабре 1917 г. был назначен Николай Николаевич Лотов. Как и многие первые управленцы молодого советского государства Н. Н. Лотов был активным деятелем революции.

Родился будущий комиссар в г. Казани в семье земского врача и городской учительницы. В 1893 г. переехал в Самару, где с 1894 по 1904 гг. обучался в Самарской мужской гимназии [5]. В 1903 г. вступил РСДРП. Получил юридическое образование в Казанском университете (19061910 гг.), где был одним из руководителей казанской организации большевиков и работал в местной газете.

В 1910 г. за участие в революционной деятельности был приговорен Казанской судебной палатой к каторжным работам и в течение последующих четырех лет отбывал каторгу. По отбытию наказания год проработал в Витимской волости разъездным фельдшером. В момент февральского переворота 1917 г. Н. Н. Лотов стал вождем рабочего класса I дистанции Ленинских приисков и организатором всей работы в целом. Он был председателем Ревкома и Совета рабочих депутатов.

По возвращении в Россию Н. Н. Лотов некоторое время работал в Иваново-Вознесенске в союзе текстильщиков, редактируя также местную газету. Однако вскоре по семейным обстоятельствам был вынужден отправиться на юг страны. В городах Симферополь, Ялте, Мелитополь вел агитацию по предвыборной кампании в Учредительное собрание.

Таким образом, на момент назначения на должность комиссара юстиции Самарской губернии и члена губисполкома в декабре 1917 г. Н. Н. Лотов имел за спиной внушительный опыт по внедрению в общество идеалов социалистического государства.

В январе 1918 г. по решению губернского комиссариата юстиции был закрыт Самарский окружной суд, просуществовавший почти пятьдесят лет [6, с. 152]. С упразднением прежних судебных органов губернии имущество и архивы бывшего окружного суда и участковых мировых судей перешли в ведение Самарского губернского комиссариата юстиции, принявшего для дальнейшего направления в новые судебные органы все неоконченные дела и производства ликвидированных судебных органов, предварительного следствия, прокуратуры. Меры по ликвидации судебных учреждений уездов Самарской губернии, образованных еще в пореформенный период, также предпринимались при посредстве образованных Советов согласно декретам о суде.

На территории Самарской губернии распространялись идеи организации новых народных судов. Во всех уездных городах возникали революционные трибуналы по уголовно-политическим делам. Волостные крестьянские Советы избирали в крупных волостях местных участковых судей.

Общая система губернского судоустройства, входящего в состав Самарского губернского отдела юстиции, с момента своего создания включала в себя:

1) губернский окружной народный суд, рассматривавший гражданские и уголовные дела;

2) городские и уездные революционные трибуналы по текущим делам уголовно -политического характера;

3) специальные суды, в числе которых были сиротский, дисциплинарный, чрезвычайно-военный и пр.;

4) местные выборные народные участковые судьи (городские, уездные и волостные);

5) Совет местных судей городских и уездных, который являлся кассационной инстанцией местного суда;

6) третейские суды по мелким гражданско-уголовным делам под ведением местных народных участковых судей.

Предварительное следствие по уголовным делам производилось в Самаре четырьмя следственными комиссиями, каждая из которых состояла из 3 лиц, избираемых Советом рабочих и солдатских депутатов или путем кооптации через комиссариат юстиции.

Для защиты и обвинения в суде при местных Советах при посредстве комиссариата юстиции были созданы коллегии правозаступников и обвинителей. По делам уголовно-политического характера были организованы при городских и уездных советах рабочих и солдатских депутатов революционные трибуналы.

Существовавший с начала Октябрьской революции в Самаре временный революционный суд был в начале января реорганизован в Революционный трибунал и как самостоятельный орган существовал до марта 1918 г., когда в связи с организацией нового Окружного народного суда вошел как часть общеуголовного суда в губернский комиссариат юстиции.

Первой судебной инстанцией являлись местные народные участковые суды, как в городах, так и в уездах и в волостях. Местный народный суд являлся выборным и коллегиальным, в нем принимали участие постоянный народный судья и 2 народных заседателя.

Кассационные заявления на решения волостных народных судов подавались в Совет уездных народных судей через местного судью. В Самаре кассация на участковых местных судей подавалась в Совет городских судей, находящихся при губернском комиссариате юстиции.

В Самаре, а также в уездах Самарской губернии, были организованы конторы народных нотариусов, коллегии правозаступников и обвинителей. Уездные и губернские тюрьмы перешли в ведение губернского комиссариата юстиции.

При Самарском городском отделе юстиции были также организованы конторы народных нотариусов, отделения наследования - дарения и актов гражданского состояния. Структура уездных отделов юстиции была аналогична структуре губернского отдела, при этом ключевой являлась идея централизованного единства [7, с. 86-106].

Таким образом, после Октябрьской революции в губернии шел активный процесс формирования органов юстиции.

Между тем в июне 1918 г. Самара и большая часть территории губернии оказались в зоне мятежа чехословацкого корпуса. При его посредничестве в Самаре была свергнута советская власть и установлена власть Комитета членов Учредительного собрания (Комуч). Все созданные советские судебные учреждения были ликвидированы, были восстановлены существовавшие при Временном правительстве окружные, губернские и уездные суды. Кроме того, функционировала чешская контрразведка во главе с комендантом Самары Ребендой, которая наводила в городе жесткий порядок. Действовали военно-полевые суды [6, с. 152-153].

Н. Н. Лотов в указанное время являлся самарским комиссаром юстиции в эвакуации в г. Симбирск. По освобождению в октябре 1918 г. Самары и части губернии строительство самарской губернской юстиции было продолжено, Н. Н. Лотов вернулся к должности заведующего отделом юстиции, в которой пробыл до февраля 1919 г.

Организация народного суда в Самаре велась городским отделом юстиции. С ноября 1918 г. в Самаре начал работу Единый местный народный суд в количестве 10 человек. В состав судей временно были допущены прежние городские мировые судьи. Штат каждого суда состоял из 7 человек.

С середины октября 1918 г. были открыты три конторы народных нотариусов. При городском Совете народных судей в Самаре состояло три судебных исполнителя. Финансирование городских судебных учреждений до середины ноября 1918 г. лежало на городском отделе юстиции, а затем перешло к губернскому отделу.

Городской отдел юстиции вел самостоятельную работу городских судебных взысканий, ведал регистрацией наследования и дарения. Находясь под контролем губернской юстиции, городской отдел вел учет личного состава служащих в народных судах и других подведомственных юстиции учреждениях, удовлетворял жалованье служащих юстиции, наблюдал за распределением по судебным участкам народных заседателей и пр.

Судебно-следственная комиссия г. Самары возникла в январе 1918 г. Изначально была образована следственная комиссия Революционного трибунала из 6 человек, в последующем - следственная комиссия Окружного народного суда из 9 человек.

В уездах Самарской губернии существовали уездные отделы юстиции, которые организовали в каждом уезде местные народные суды, уездный Совет судей, Судебно-следственную комиссию, коллегию правозаступников. Кроме того, в некоторых уездных городах в ведении отделов юстиции находились конторы народных нотариусов, подотделы вероисповедания, наследования, актов гражданского состояния и комиссия о несовершеннолетних.

Самарский губернский отдел юстиции являлся проводником организационных и административных мероприятий Народного комиссариата юстиции в области судоустройства, судопроизводства и карательного дела. В его составе были сформированы следующие подотделы:

1) общий;

2) административно-хозяйственный (секретариат);

3) судебно-следственный;

4) карательный.

Заведующие подотделами, заведующий Самарским губернским отделом юстиции, а также председатель Губернского революционного трибунала и председатель Совета народных судей составляли Коллегию Самарского губернского отдела юстиции, в задачи которой входило решение всех важнейших вопросов, относящихся к компетенции Самарского губернского отдела юстиции [7, с. 86-106].

Среди функций, отведенных под ведение общего подотдела Самарского губернского отдела юстиции, были:

- координация и общий надзор за деятельностью подведомственных отделу юстиции учреждений;

- надзор за деятельностью учреждений, ответственных за регистрацию актов гражданского состояния;

- координирование мероприятий по отделению церкви от государства;

- редактирование проектов инструкций и приказов, издаваемых отделом Губисполкома;

- информирование народных судов о законах и распоряжениях местной власти и разъяснение спорных вопросов.

При посредстве судебно-следственного подотдела Самарский губернский отдел юстиции вел организацию народных судов, революционного трибунала, организовывал деятельность су-дебно-следственных комиссий и пр. Здесь же обсуждались кандидаты в члены судебно-следственных комиссий для представления на утверждение Советов и велось общее наблюдение за производством дознания органами советской власти.

На административный подотдел были возложены функции ведения общей канцелярии, бухгалтерии, хозяйственной части отдела и т. д.

Наиболее самостоятельным подотделом Самарского губернского отдела юстиции являлся карательный, или тюремный. Среди задач, возложенных на него:

- руководство местами лишения свободы;

- организация мероприятий по борьбе с преступностью;

- организация распределительных комиссий;

- организация принудительных работ для лишения свободы без заключения под стражу и др.

В середине января 1919 г. распоряжением народного комиссара юстиции в Самарской губернии были упразднены городские и уездные отделы юстиции. Вместо них были созданы юридические отделы при исполкомах для обслуживания их нужд. Одновременно были упразднены городские и уездные Советы народных судей.

В 1918-1921 гг. шел поиск новой модели организации нотариального дела. Главный вектор изменений был направлен на ликвидацию нотариата как «буржуазного пережитка» и передачу его функций новым органам управления.

В Самарской губернии решением, принятым на заседании Коллегии Самарского губернского отдела юстиции от 10 июня 1920 г., нотариальный подотдел был упразднен, функции его были переданы народным судам [8, л. 28]. Аналогичная ситуация происходила и в иных областях страны. Вместе с тем почти сразу пришло осознание преобладания негативных последствий данной меры, лишившей население вполне привычной и понятной системы юридической помощи со стороны нотариусов, заменив ее бюрократизированной практикой.

В постановлении коллегии Народного комиссариата юстиции от 23 июля 1921 г., корректировавшего организационную основу нотариальной деятельности, предписывалось организовать регистрацию сделок в губернских органах юстиции и коммунальных отделах. В результате нотариальные функции были распределены между нотариальными столами губернских отделов юстиции (губюстов) и уездных бюро юстиции (убюстов). На них было возложено засвидетельствование различного рода сделок и договоров, совершение которых не противоречило советскому законодательству [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период существования Самарского губернского отдела юстиции (конец 1917 - 1922 гг.) его заведующими были Н. Н. Лотов (декабрь 1917 г. - июнь 1918 г., октябрь 1918 г. - февраль

1919 г.), А. З. Батусов (февраль - июнь 1919 г.), Д. И. Шварев (июнь - декабрь 1919 г.), И. Д. Фалькевич (декабрь 1919 г. - март 1920 г.), В. К. Адамская (март - сентябрь 1920 г.), И. И. Бубнов (сентябрь - ноябрь 1920 г.), В. И. Сперанский (ноябрь - декабрь 1920 г.), В. М. Кишкин (декабрь 1920 г. - сентябрь 1921 г.), Э. А. Гехт (сентябрь - декабрь 1921 г.), А. М. Дьяконов (декабрь 1921 г. - август 1922 г.).

Примечательна личность Варвары Ксаверьевны Адамской - заведующей отделом юстиции с марта по сентябрь 1920 г., являвшейся также супругой Н. Н. Лотова (скончался в 1921 г. в г. Краснодаре), чья деятельность сказалась не только в сфере становления губернской юстиции, но и в иных отраслях государственного управления.

В. К. Адамская родилась в Казани в семье мелкого чиновника (другие данные - родилась в 1886 г. в г. Ставрополе-Кавказском). Окончила Казанскую Мариинскую женскую гимназию, а также 3 курса Высших женских юридических курсов и «курсы учительниц». С 5-го класса гимназии вела педагогическую деятельность, давала частные уроки.

В 1904 г. активно участвовала в студенческом революционном движении в Казани, в частности, в студенческих демонстрациях. В период с 1904 по 1905 гг. во время русско-японской войны была сестрой милосердия в царской армии в Маньчжурии.

С 1905 г. являлась членом партии РСДРП (меньшевиков), революционным агитатором и пропагандистом под кличкой «Нина» в Казанской меньшевистской организации. В 1905 г. прекратила членство в меньшевистской организации, примкнула к большевикам в Казани. В период с 1906 по 1910 гг. вела активную революционную деятельность в Москве, Тверской и Воронежской губерниях, Финляндии, в связи с чем в 1910 г. была осуждена на пять лет каторги.

После отбытия каторжных работ находилась в ссылке до Февральской революции. В марте 1917 г. прибыла в Самару. Вела работу среди солдат, рабочих и трудящихся женщин. В 1918 г. стала первым комиссаром Губернского комиссариата призрения, который в апреле того же года был преобразован в Губернский отдел социального обеспечения.

При захвате Самары белочехами оставалась в городе для подпольной работы. В конце июня 1918 г. была арестована, затем увезена в Сибирь в «эшелоне смерти». В середине 1919 г. бежала из тюрьмы властей администрации Колчака. С декабря 1919 г. по апрель 1920 г. являлась членом 1-го городского районного комитета РКП(б) г. Самары. Заведовала отделом по работе среди работниц и крестьянок («Женотдел») Самарского губернского комитета РКП(б).

В январе 1920 г. была направлена на работу в органы юстиции по решению Самарского губкома РКП(б). В феврале того же года назначена на должность председателя коллегии правоза-ступников (защитников) Самарского губернского отдела юстиции. А уже с марта утвердилась в должности заведующий Самарским губернским отделом юстиции, в которой пробыла до сентября

1920 г. [5]. Следует отметить, что В. К. Адамская была единственной женщиной, занимающей высокую должность в Самаре в указанный период.

В том же году была призвана на партийную работу в Москву. Перенесенные тяготы в «эшелоне смерти», лагере и тюрьме сильно сказались на здоровье В. К. Адамской. Она скончалась в 1926 г. в возрасте 40 лет, немногим пережив своего супруга Н. Н. Лотова.

Первый этап становления органов юстиции Самарской области был завершен в 1922 г. Циркуляром Народного комиссариата юстиции РСФСР от 29 июля 1922 г. были отменены губернские отделы и уездные бюро юстиции, часть их функций была передана прокуратуре. Органом же судебного управления по отношению к народным судам, нотариальным конторам и коллегиям защитников, действовавшим на территории губернии, стал губернский суд. Полномочия Народного комисариата юстиции по руководству карательными учреждениями было передано Народному комиссариату внутренних дел [10, с. 71].

3. Следующий этап развития органов юстиции в Самарской области обозначен периодом с 1936 по 1956 гг.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. в Куйбышевской области учреждался Уполномоченный Наркомата юстиции РСФСР по Куйбышевской области. С июля 1939 г. указанный орган был преобразован в Управление Наркомата юстиции РСФСР по Куйбышевской области. А после 15 марта 1946 г. в связи с переименованием Наркомюста РСФСР в Министерство юстиции РСФСР территориальный орган Минюста РСФСР стал называться Управлением Министерства юстиции РСФСР по Куйбышевской области.

Управлением контролировалась работа народных судов в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики, осуществлялось руководство выборами судей, велась разъяснительная работа по применению законов. Помимо этого в ведение Управления были переданы функции по контролю за деятельностью нотариальных контор, руководство деятельностью адвокатуры и юридических консультаций всех районов г. Куйбышева и Куйбышевской области.

По состоянию на 1 января 1939 г. по Куйбышевской области и городу действовало 146 участков народных судов. В г. Куйбышеве функционировала 1 областная и 5 районных нотариальных контор.

В разные годы руководителями органа юстиции в данный исторический период были: тов. Попов (1936 г. - сентябрь 1939 г.), тов. Шестаков (октябрь 1939 г. - 1941 г.), Б. Д. Москвичев (1941 г. - февраль 1943 г.), И. К. Лавренков (февраль 1943 г. - март 1945 г.), М. П. Пантелеева (март 1945 г. - 1953 г.), Н. А. Шульга (1953 г. - май 1956 г.).

Особое внимание в своей деятельности Управление уделяло контролю и надзору за функционированием народных судов и деятельностью народных судей. На оперативных совещаниях при Уполномоченном НКЮ РСФСР по Куйбышевской области/начальнике Управления Министерства юстиции РСФСР по Куйбышевской области часто поднимались вопросы о компетентности судей, а также проблемы кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, касающиеся функционирования судов. В случае если на оперативном совещании, на котором обыкновенно присутствовали народные судьи, судьи Куйбышевского областного суда, представители Управления Министерства юстиции РСФСР по Куйбышевской области, за председательством начальника Управления, выносилось решение о наличии в действиях судьи дисциплинарного проступка, соответствующие материалы направлялись в дисциплинарную коллегию Куйбышевского областного суда, а также при наличии признаков уголовного преступления - в органы прокуратуры. Нередко по результатам проведенных оперативных совещаний в отношении судей объявлялись выговоры и назначались дополнительные проверки, на которые от Управления Минюста направлялся ревизор.

Контролю и руководству со стороны Управления также подвергалась деятельность судебных исполнителей, нотариусов, адвокатов, юридических консультаций. Так, на повестку оперативных совещаний при начальнике Управления Министерства юстиции РСФСР по Куйбышевской области зачастую выносились вопросы работы Президиума областной коллегии адвокатов, ключевым среди которых был - обучение адвокатской профессии. Курсы адвокатов в Куйбышевской области были организованы на основании приказа Наркомата юстиции при посредстве Управления Наркомата РСФСР по Куйбышевской области и начали свою работу с 28 февраля 1945 года.

В отдел кадров Министерства юстиции РСФСР систематически направлялись доклады о проработке кадрового вопроса в сфере судебных исполнителей. Назначение на должности судебных исполнителей, а также отстранение от работы производилось через Управление Министерства юстиции с предварительной проверкой. Также в целях повышения квалификации судебных исполнителей Управлением Министерства юстиции РСФСР по Куйбышевской области проводились инструктивные и семинарские занятия судебных исполнителей.

Последним начальником Управления Министерства юстиции РСФСР по Куйбышевской области перед ликвидацией данного органа в 1956 г. был Николай Алексеевич Шульга.

Родился Н. А. Шульга в 1910 г. в г. Херсоне Украинской ССР. С 1930 по 1941 гг. работал агрономом колхоза, МТС, старшим агрономом завода № 28, плодозавода. Окончил Саратовский юридический институт.

В 1941 г. Николай Алексеевич был мобилизован в Красную Армию. С 1942 по 1943 гг. был начальником 2-й части райвоенкомата. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19411945 гг.».

В декабре 1943 г. был назначен помощником прокурора Еланского района Сталинградской области. В 1944 г. был переведен на должность прокурора Кировского района г. Сталинграда [11]. В ноябре 1949 г. Николай Алексеевич был назначен заместителем прокурора Куйбышевской области и в данной должности проработал вплоть до его перевода в Управление Минюста.

В 1953 г. назначен сначала исполняющим обязанности, а в последующем - начальником Управления Министерства юстиции РСФСР по Куйбышевской области, сменив на посту М. П. Пантелееву, занимавшую данную должность восемь лет. В утвержденной должности Николай Алексеевич проработал вплоть до ликвидации Управления в мае 1956 г., в этом же году был назначен на должность председателя Ульяновского областного суда и проработал на данном месте до 1959 г. С 1962 г. по март 1968 г. занимал должность прокурора Засвияжского района г. Ульяновска.

В 1956 г. Управление Министерства юстиции РСФСР по Куйбышевской области было ликвидировано в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1956 г. Все вышеназванные функции Управления были переданы Куйбышевскому областному суду.

4. Восстановление органов юстиции в СССР произошло спустя четырнадцать лет. В Куйбышевской области в 1970 г. был образован отдел юстиции исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов.

Областной отдел юстиции подчинялся Министерству юстиции СССР, Министерству юстиции РСФСР, исполкому областного Совета и осуществлял руководство районными и городскими судами, а также руководство и контроль за деятельностью адвокатуры, государственных нотариальных контор области и ЗАГСов, методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве и т. д.

Основные специалисты отдела (старшие консультанты) комплектовались за счет добровольного перехода на работу в отдел юстиции работников органов прокуратуры и судов с сохранением размера заработной платы, получаемой по прежнему месту работы.

На 1982 г. в Куйбышевской области функционировало 26 нотариальных контор, в которых работало 47 нотариусов [12, л. 55].

На сотрудников отдела юстиции Куйбышевского облисполкома были возложены различные обязанности: организационное руководство районными (городскими) судами, создание резерва кадров на замещение вакансий судей, повышение профессионального уровня работающих судей. Контролю и надзору со стороны отдела юстиции подвергались порядок и процедура рассмотрения судами жалоб и заявлений граждан с целью обеспечения своевременного и правильного их разрешения.

Отдел юстиции ведал вопросами материально-технического обеспечения, финансирования деятельности судов, строительства зданий судов (или улучшения условий работы судов путем выделения через райгорсоветы более благоустроенных помещений). За отделом юстиции также закреплялись такие обязанности, как контроль за исполнением решений народных судов; прием, увольнение и обучение судебных исполнителей; рассмотрение жалоб на неудовлетворительную работу по исполнению решений судов. В обязательном порядке сотрудники вели статистический учет и отчетность по судебной деятельности. Уже в то время велась активная пропаганда правовых знаний через средства массовой информации.

Особое внимание отделом уделялось повышению качества и сокращению сроков рассмотрения судебных дел, правильному применению судами мер уголовного наказания, усилению борьбы с хищениями и бесхозяйственностью, пьянством, хулиганством, тунеядством, бродяжничеством, рецидивной преступностью и правонарушениями среди несовершеннолетних.

Согласно Положению об отделе юстиции исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, утвержденному постановлением Совета министров РСФСР от 8 апреля 1983 г. № 167, можно отметить, что начальнику отдела юстиции были предоставлены довольно широкие полномочия. Так, за ним закреплялись право на внесение в исполнительный комитет

краевого, областного Совета народных депутатов представления о количестве народных судей и народных заседателей для каждого районного (городского) народного суда, а в исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов - представления об утверждении председателя районного (городского) народного суда из числа избранных народных судей; право на издание в пределах компетенции отдела приказов на основании и во исполнение решений краевого, областного Совета, решений и распоряжений его исполнительного комитета, а также актов вышестоящих органов государственной власти и управления, организация и проверка их исполнения; право на возбуждение дисциплинарных дел в отношении председателей районных (городских) народных судов и народных судей, совершивших дисциплинарные проступки и др. [13].

Поступающие в отдел юстиции документы из вышестоящих органов рассматривались лично начальником отдела либо лицом, исполняющим его обязанности. На каждый документ заводилась контрольная карточка, в которой указывались исполнители, сроки исполнения и конкретные задания по его исполнению. Осуществление повседневной работы по контролю в отделе юстиции возлагалось на специального работника. Каждый понедельник работник, который отвечал за делопроизводство по контролю, докладывал начальнику отдела о ходе выполнения решений и других поручений, находящихся на контроле.

В тесной взаимосвязи велось взаимодействие отдела юстиции с исполкомом Куйбышевского областного Совета народных депутатов, структурным подразделением которого он являлся. Среди поручений исполкома, возлагаемых на отдел юстиции, отмечаются вопросы, затрагивающие усиление роли правовой работы в укреплении государственной дисциплины и повышения эффективности производства. Отделом юстиции принимались меры по правовому обслуживанию предприятий, учреждений и организаций области, контролировалось качество обслуживания объектов народного хозяйства адвокатами по договорам.

По информации справки, адресованной отделом юстиции исполкому Куйбышевского областного Совета народных депутатов, от 11 июля 1986 г. в результате проведенных отделом юстиции мероприятий вводились новые должности юрисконсультов, в частности, в предприятиях сельскохозяйственной сферы. На промышленных предприятиях предпринятыми мерами также активизировалась правовая работа. Отделом юстиции совместно с госарбитражем при облисполкоме проводились занятия по повышению уровня профессиональных знаний юрисконсультов. С 1986 г. действовала школа правовых знаний юрисконсультов районных агропромышленных объединений, сотрудников внештатных юридических отделов при городских/районных исполкомах [14, л. 23-25].

К пропаганде правовых знаний отдел привлекал также работников нотариата. В первую очередь это касалось разъяснения среди населения норм гражданского, гражданско-процессуального и земельного законодательства, применяемых в нотариальной практике. Популяризация юридической науки осуществлялась посредством выступлений в печати и по радио.

За отделом юстиции также был закреплен вопрос по материальному обеспечению нотариальных контор. Данное направление также часто выносилось на повестку заседания коллегии.

Согласно штатному расписанию за 1987 г. структура отдела юстиции была следующей: начальник отдела, заместитель начальника отдела, старший инспектор, старший консультант, консультант, бухгалтерия, административно-хозяйственный сектор, канцелярия. Данная структура не менялась до 1998 г.

Среди руководителей отдела юстиции исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов значились В. Д. Архипов (1972 г. - сентябрь 1984 г.), В. В. Атанов (сентябрь 1984 г. - сентябрь 1986 г.), В. Н. Баландин (сентябрь 1986 г. - май 2001 г.).

Указом президиума Верховного Совета РСФСР № 526/1 от 25 января 1991 г. городу Куйбышеву было возвращено его историческое название - Самара [15].

С 25 января 1991 г. отдел юстиции был переименован в отдел юстиции Самарского областного Совета народных депутатов.

27 января 1992 г. отдел юстиции был ликвидирован на основании постановления главы Администрации области № 17 «О формировании структуры и штатах администрации области» в связи с образованием отдела юстиции Администрации Самарской области [16].

Историческая ретроспектива становления территориальных органов юстиции на примере Самарского региона позволяет сделать вывод о значимости единой системы органов юстиции в регионах страны на различных этапах их развития. Необходимость координирования, организационного и методического руководства, контроля и надзора над правовыми институтами исторически

диктовалась требованиями времени и складывавшейся социально-политической обстановкой. В то же время последнее явилось также в своем роде фундаментом для формирования территориальных органов юстиции.

Вместе с тем основной задачей Министерства юстиции и его территориальных органов на всех этапах их развития было и остается укрепление и развитие российской государственности, формирование в России основ правового государства на основе приоритета общечеловеческих ценностей - принципов демократии, гуманизма, законности и справедливости.

Библиографический список

1. Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств»: извлечение из книги «Законодательство императора Александра I 1801-1811 годы» (сост. и авт. вступ. ст. В. А. Томсинов) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 12.09.2021).

2. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1168 с.

3. Веселовских К. А., Уторов О. Р. Органы юстиции в Российской Федерации: история создания, система и основные направления деятельности // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 2 (17). С. 54-62.

4. История Самарского областного суда [Электронный ресурс] // Сайт Самарского областного суда. URL: http://oblsud.sam.sudrf.ru/modules.php?name=info_court&rid=2 (дата обращения: 15.06.2022).

5. Кушнер Д. Л. Большевистский актив Куйбышева (Самары) в доежовский период, 19191937 годы [Электронный ресурс] // Сайт Кушнера Дмитрий Львовича. URL: https://iamkushner. com/ru/istoricheskie-momenty/o-proekte/l/lotov-nikolai-nikolaevich (дата обращения: 15.06.2022).

6. Юдина Т. Ф. Самарская губернская юстиция и основные этапы ее становления в годы Гражданской войны и иностранной интервенции // Теория и история права и государства. 2019. № 3 (69). С. 151-155.

7. Лотов Н. Н. Деятельность Самарского губернского комиссариата юстиции // Пролетарская революция и право. 1919. № 2/4 (12/14). С. 86-106.

8. ЦГАСО Ф. Р-1868. Оп. 2. Д. 323. 40 л.

9. Захаров В. В. Создание «народного» нотариата в Советской России (1917-1921 гг.) [Электронный ресурс] // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2015. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-narodnogo-notariata-v-sovetskoy-rossii-1917-1921 -gg (дата обращения: 15.06.2022).

10. Бондаренко А. В. Законодательные основы судебной системы РСФСР // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 69-74.

11. Материалы к 300-летию прокуратуры России [Электронный ресурс] // Прокуратура Ульяновской области: сайт. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_73/about-the-proc/300-years/materials (дата обращения: 15.06.2022).

12. ЦГАСО Ф. 5022. Оп. 1. Д. 52. 157 л.

13. ЦГАСО Ф. 5022. Оп. 1. Д. 62. 7 л.

14. ЦГАСО Ф. 5022. Оп. 1. Д. 105. 249 л.

15. О переименовании города Куйбышева в город Самару и Куйбышевской области в Самарскую область: указ Президиума ВС РСФСР от 25 января 1991 г. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 19.06.2022).

16. О формировании структуры штатах Администрации области: постановление главы Администрации Самарской области № 17 от 27 января 1992 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 945002164 (дата обращения: 15.06.2022).

References

1. Manifest ot 8 sentyabrya 1802 g. «Ob uchrezhdenii Ministerstv» [Manifesto of September 08, 1802 «On the establishment of Ministries»]. Zakonodatel'stvo imperatora Aleksandra 11801-1811 gody [Legislation of Emperor Alexander I 1801-1811]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 20.06.2022) [in Russian].

2. Komlev N. G. Slovar' inostrannykh slov [Dictionary of foreign words]. Moscow, 2000, 1168 p. [in Russian].

3. Veselovskikh K. A., Utorov O. R. Organy yustitsii v Rossiiskoi Federatsii: istoriya sozdaniya, sistema i osnovnye napravleniya deyatel'nosti [Bodies of justice in the Russian Federation: history of creation, system and main activities]. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Law and order: history, theory, practice], 2018, no. 2 (17), pp. 54-62 [in Russian].

4. Istoriya Samarskogo oblastnogo suda [History of the Samara Regional Court]. Sait Samarskogo oblastnogo suda [Website of the Samara Regional Court]. URL: http://oblsud.sam.sudrf.ru/modules.php?name=info_court&rid=2 (Accessed: 15.06.2022) [in Russian].

5. . Kushner D. L. Bol'shevistskii aktiv Kuibysheva (Samary) v do-ezhovskii period, 1919-1937 gody [Bolshevik activists of Kuibyshev (Samara) in the pre-Ezhov period, 1919-1937]. Sait Kushnera Dmitrii L'vovicha [Website of Kushner Dmitry Lvovich]. URL: https://iamkushner.com/ru/istoricheskie-momenty/o-proekte/l/lotov-nikolai-nikolaevich (Accessed: 20.06.2022) [in Russian].

6. Yudina T. F. Samarskaya gubernskaya yustitsiya i osnovnye etapy ee stanovleniya v gody Grazhdanskoi voiny i inostrannoi interventsii [Samara provincial justice and the main stages of its formation during the Civil War and foreign intervention]. Teoriya i istoriya prava i gosudarstva [Theory and History of Law and State], 2019, no. 3 (69), pp. 151-155 [in Russian].

7. Lotov N. N. Deyatel'nost' Samarskogo gubernskogo komissariata yustitsii [Activities of the Samara Provincial Commissariat of Justice]. Proletarskaya revolyutsiya i pravo [Proletarian Revolution and Law], 1919, no. 2/4 (12/14), pp. 86-106 [in Russian].

8. TsGASO F. R-1868 [TsGASO F. R-1868]. Op. 2. D. 323. 40 p.

9. Zakharov V. V. Sozdanie «narodnogo» notariata v Sovetskoi Rossii (1917-1921 gg.) [Creation of the «people's» notaries in Soviet Russia (1917-1921)]. Istoriko-pravovyeproblemy: novyi rakurs. 2015 [Historical and legal problems: a new perspective. 2015]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sozdanie-narodnogo-notariata-v-sovetskoy-rossii-1917-1921-gg (Accessed: 20.06.2022) [in Russian].

10. Bondarenko A. V. Zakonodatel'nye osnovy sudebnoi sistemy RSFSR [Legislative foundations of the judicial system of the RSFSR]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual problems of Russian law], 2009, no. 1, pp. 69-74 [in Russian]..

11. Materialy k 300-letiyu prokuratury Rossii [Materials for the 300th anniversary of the Prosecutor's Office of Russia]. Prokuratura Ul'yanovskoi oblasti: sait [Prosecutor's Office of the Ulyanovsk Region: site]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_73/about-the-proc/300-years/materials (Accessed: 20.06.2022) [in Russian].

12. TsGASO [TsGASO]. F. 5022. Op. 1. D. 52. 157 p. [in Russian].

13. TsGASO [TsGASO]. F. 5022. Op. 1. D. 62. 7 p. [in Russian].

14. TsGASO [TsGASO]. F. 5022. Op. 1. D. 105. 249 p. [in Russian].

15. O pereimenovanii goroda Kuibysheva v gorod Samaru i Kuibyshevskoi oblasti v Samar-skuyu oblast': ukaz Prezidiuma VS RSFSR ot 25 yanvarya 1991 g. [On the renaming of the city of Kuibyshev to the city of Samara and the Kuibyshev region to the Samara region№ Decree of the Presidium of the Supreme Council of the RSFSR of January 25, 1991]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 20.06.2022) [in Russian].

16. Postanovlenie glavy Administratsii Samarskoi oblasti no. 17 ot 27 yanvarya 1992 «O formi-rovanii struktury shtatakh Administratsii oblasti» [Decree of the head of the Administration of the Samara region no. 17 of January 27, 1992 «On the formation of the structure of the states of the Administration of the region»]. Elektronnyi fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov. [Electronic fund of legal and regulatory and technical documents]. URL: https://docs.cntd.ru/document/945002164 (Accessed: 20.06.2022) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.