Научная статья на тему 'Сaмaрская губернская юстиция и основные этапы ее становления в годы Гражданской войны и иностранной интервенции'

Сaмaрская губернская юстиция и основные этапы ее становления в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / МЕСТНЫЕ СУДЫ / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ТРИБУНАЛЫ / КАМЕРА ПО ОСОБО ВАЖНЫМ ДЕЛАМ / КОЛЛЕГИЯ ПРАВОЗАСТУПНИКОВ / ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО / САМАРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / НАРОДНЫЙ СУД / ГУБЕРНСКАЯ ЮСТИЦИЯ / ДЕКРЕТ О СУДЕ / JUDICIAL SYSTEM / LOCAL COURTS / REVOLUTIONARY TRIBUNALS / CHAMBER FOR PARTICULARLY IMPORTANT CASES / COLLEGE OF LAWYERS / LAW OFFICES / SAMARA PROVINCE / PEOPLE'S JUDGES / PROVINCIAL DEPARTMENT OF JUSTICE / DECREE OF THE COURT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юдина Татьяна Федоровна

Рассматриваются особенности и основные этапы возникновения и становления Самарской губернской юстиции, формирования профессиональных кадров в условиях Гражданской войны и иностранной интервенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Юдина Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Samara regional justice and stages of its formation during Civil war and foreign intervention

The article deals with the peculiarities of occurrence and the basic stages of formation of the Samara regional court, its structural design, the formation of professional staff in conditions of Civil war and foreign intervention.

Текст научной работы на тему «Сaмaрская губернская юстиция и основные этапы ее становления в годы Гражданской войны и иностранной интервенции»

Юдина Татьяна Федоровна

Самарская губернская юстиция и основные этапы ее становления в годы Гоажданской войны и иностранной интервенции

Рассматриваются особенности и основные этапы возникновения и становления Самарской губернской юстиции, формирования профессиональных кадров в условиях Гражданской войны и иностранной интервенции.

Ключевые слова: судебная система, местные суды, революционные трибуналы, камера по особо важным делам, коллегия правозаступников, юридическое бюро, Самарская губерния, народный суд, губернская юстиция, декрет о суде.

Samara regional justice and stages of its formation during Civil war and foreign intervention

The article deals with the peculiarities of occurrence and the basic stages of formation of the Samara regional court, its structural design, the formation of professional staff in conditions of Civil war and foreign intervention.

Key words: judicial system, local courts, revolutionary tribunals, chamber for particularly important cases, college of lawyers, law offices, Samara province, people's judges, the provincial Department of justice, the decree of the court.

Строительство новой судебной системы началось фактически сразу же после прихода к власти большевиков. В Советской республике судебная система была создана раньше, чем была проведена кодификация законодательства. 24 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров (далее - СНК) принимает декрет «О суде», который касается не только строительства новых судебных органов, но и уголовно-правовых норм, разрешенных к применению этими судами. Декрет «О суде» постановляет: «Упразднить доныне существующие общие установления, как то: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные, морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов» (ст. 1), «приостановить действие мировых судей» и заменить их местными судами (ст. 2). Также были упразднены институт судебных следователей, прокурорский надзор, присяжная и частная адвокатура (ст. 3) [1]. В декрете речь шла и о правовой основе деятельности судов. Поскольку новая судебная система возникла раньше, чем новое социалистическое право, в первые годы после революции допускалась «множественность источни-

ков уголовно-правовых норм», в том числе и Судебные уставы 1864 г. [2, с. 27]. Несмотря на решительные действия новой власти, «идеи, заложенные в фундаменте Судебных уставов 1864 г., оказались настолько сильны и притягательны, что в значительной мере были использованы в ряде положений первого советского декрета "О суде"» [3, с. 223]. В частности, в ст. 5 декрета говорится, что «местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся ... законами свергнутых правительств», т.е. и Судебными уставами. В ст. 8 декрета «О суде» от 7 марта 1918 г. № 2 разрешается судопроизводство по гражданским и уголовным делам осуществлять «по правилам Судебных уставов 1864 г.» [4, с. 41]. Применение этого законодательства было возможным при условии соответствия «правосознанию трудящихся классов».

О влиянии дореволюционного права на первые законодательные акты о суде свидетельствует и «Положение о судоустройстве» 1920 г. Поэтому в условиях отсутствия нового уголовного законодательства не только революционное правосознание, революционная совесть, но, возможно, и отдельные новеллы дореволюционного права, в частности Судебные уставы 1864 г., были основой судебных решений.

151

Становление новой системы судебных органов проходило в обстановке непрекращающегося роста преступности, вызванного Первой мировой войной и революцией. За годы войны уровень преступности в государстве в среднем увеличивался на 5,1% в год [5, с. 226]. Аналогичная ситуация наблюдалась и на местах.

Возникновение и формирование органов Самарской губернской юстиции имело свои особенности и проходило в несколько этапов, а именно:

1) создание первого революционного суда в Самаре;

2) упразднение Самарского окружного суда, мирового суда;

3) создание местных судов и революционных трибуналов;

4) падение Советской власти в Самаре, ликвидация всех советских судебных учреждений в период власти белочехов и Комитета членов Учредительного собрания (Комуч);

5) восстановление системы советских судебных органов.

Советская власть в Самаре была провозглашена 26 октября 1917 г., а уже 16 ноября 1917 г. по решению Самарского Совета рабочих и солдатских депутатов создается революционный суд, причем возникает он за несколько дней до выхода декрета СНК «О суде» от 24 ноября

1917 г. Председатель Самарского Совета В.В. Куйбышев, определяя его функции на заседании губернского Совета, указывал, что суд должен стать орудием борьбы против спекулянтов, воров, грабителей и лиц, не исполняющих постановлений новой власти [6, с. 90]. Однако первый революционный суд в губернском городе просуществовал немногим более месяца и был упразднен после выхода декрета «О суде» и получения его в Самаре.

В январе в Самарской губернии и Самаре начинается реализация положений декрета «О суде» № 1, направленных на ликвидацию старых судов и организацию новых. Причем «если в столицах суды закрыли через одну -две недели после опубликования Декрета, то в других местах это затянулось на месяцы. Так, в Самаре (мировой) суд был закрыт 2 января

1918 года» [7], кстати, учрежден он был еще 25 апреля 1869 г. По решению губернского комиссариата юстиции под руководством Н.Н. Лотова в январе 1918 г. также был закрыт Самарский окружной суд, созданный после судебной реформы1864 г. 25 ноября 1870 г. и просуществовавший почти пятьдесят лет [8].

Тогда же было принято решение о создании местного суда.

Декрет «О суде» № 1 предусматривал две формы организации суда. Прежний единоличный мировой судья был заменен коллегиальными местными судами, которые избирались местными Советами. Была определена их подсудность, указано, что «они решают все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы...».

«Для борьбы против контрреволюционных сил, в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями промышленников, торговцев, чиновников и т.п.» [1] были учреждены революционные трибуналы в составе председателя и шести народных заседателей, избираемые городскими и губернскими Советами. 6 января 1918 г. на общем собрании Самарского Совета рабочих и солдатских депутатов было принято решение об организации революционного трибунала и следственной комиссии. В состав Самарского ревтрибунала были введены бывшие члены революционного суда, созданного 16 ноября 1917 г., - Голубев, Зубков, Мартынов, Тезиков. В состав следственной комиссии при ревтрибунале вошли Андропов, Головачёв, Раевский. Их и утвердил Совет. Наличие юридической квалификации не являлось обязательным требованием для работников этих учреждений. Зачастую юридические знания подменялись наличием классового, революционного сознания. Однако членами следственной комиссии данного состава были лица, имевшие юридическое образование, в отличие от состава членов революционного суда. Кстати, и Н.Н. Лотов, первый губернский комиссар отдела юстиции, в период с 1906 по 1910 г. обучался на юридическом факультете Казанского университета, а в 1910 г. за участие в революционной деятельности был приговорен к каторжным работам и в течение последующих четырех лет отбывал каторгу.

Таким образом, с начала января 1918 г. и до завоевания Самары и губернии белочехами в начале июня 1918 г. шел процесс создания местных судов и революционных трибуналов. Однако строительство новой судебной системы было прервано в июне 1918 г., когда Самара и большая часть территории губернии оказались в зоне мятежа чехословацкого корпуса

152

и при его посредничестве в Самаре была свергнута советская власть и установлена власть Комитета членов Учредительного собрания (Комуч). Все созданные советские судебные учреждения были ликвидированы, были восстановлены существовавшие при Временном правительстве окружные, губернские и уездные суды. Кроме того, функционировала чешская контрразведка во главе с комендантом Самары Ребендой, которая наводила в городе жесткий порядок. Действовали военно-полевые суды.

В октябре 1918 г. Самару и часть губернии освободили, за исключением Бузулукского, Бу-гульминского, Бугурусланского, Пугачёвского уездов, где еще удерживали власть белочехи и совершали набеги белогвардейские отряды. Восстановление судов в губернии начинается на основе «Положения о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г., полученного в Самаре во второй половине декабря того же года. Этот закон существенно упростил судебную систему. Вместо многочисленных судебных инстанций был введен единый народный суд. Положение гласило, что «нарсуду в пределах района подсудны все уголовные дела о преступлениях и преступниках» [9]. В январе 1919 г. губернский отдел юстиции провел съезд судей губернии, где были определены основные принципы построения судебной системы и ведения судебного процесса на основе Положения. В течение 1919 г. губернским отделом юстиции были созданы народные суды, избраны судьи и образован совет судей. Как кассационные инстанции образованы судебно-след-ственные комиссии в Самаре и тех уездах, где существовала советская власть, начали функционировать камеры по особо важным делам, юридическое бюро, коллегия правозаступни-ков, губернский революционный трибунал.

Камера по особо важным делам рассматривала те дела, которые не могли быть рассмотрены территориальным судом из-за технических трудностей либо по которым проводилось сложное предварительное следствие и требовалось участие в процессе обвинителей и правозаступников. К компетенции губернского отдела юстиции отнесена была также организация контроля и надзора за местами лишения свободы.

Сразу же после съезда судей вся территория губернии, где существовала советская власть, была поделена на 112 участков во главе с участковыми судьями; были введены должно-

сти добавочных судей. Всего же в губернии насчитывалось 120 участковых и добавочных судей. Народные суды были организованы почти во всех уездах Самарской губернии, но некоторые судебные участки «за невозможностью подыскать подходящих работников, оставались вакантными, и разбор дел по этим участкам поручался смежным участковым судьям» [10].

Однако процесс организационного оформления органов юстиции привел к сокращению судейского корпуса. Уже в июле 1919 г. на основании постановлений СНК и Совета обороны «О сокращении штатов» количество судебных участков было сокращено до 75, введены две должности добавочных судей. Профессиональный и образовательный уровень судей был невысок; лишь 50% из них имели юридическое образование. В уездах же, как правило, судьями становились выборные из крестьян и незначительной части рабочих (15%).

Сокращение штатов судей привело к усилению интенсивности их труда. Нужно отметить, что суды губернии работали достаточно эффективно. Как следовало из отчета Самарского губернского отдела юстиции, в период с 1 января 1919 г. по 1 января 1920 г. из поступивших на рассмотрение 64030 дел не разрешено было только 8452. Интересно, что количество дел, поступивших по Самаре, было почти равно количеству дел, поступивших по всей губернии (исключая Самару); число оконченных дел в народных судах Самары также почти равнялось количеству дел, оконченных в уездах губернии [11].

В соответствии с Положением от 30 ноября 1918 г. судом второй инстанции для народных судов являлись совещания (или советы) народных судей, состоящие из судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией уезда или губернии. В уездных совещаниях принимали участие члены судебно-следственных комиссий и комиссий правоза-ступников. Они обладали правом решающего голоса только в вопросах, относящихся к их компетенции, а в остальных вопросах имели право совещательного голоса. Юридическое бюро формировалось также на уездном совещании судей из народных судей и членов следственных комиссий, оказывало юридическую помощь населению, координировало всю работу народных судов.

Губернским отделом юстиции была сделана попытка создания органа юстиции, отдаленно напоминающего дореволюционный институт

153

присяжных поверенных. На его месте были организованы коллегии правозаступников, которые работали с клиентами на основе добровольного соглашения. Поэтому очень скоро Самарский отдел юстиции посчитал, что подобные взаимоотношения приведут к злоупотреблениям. Члены коллегии, как прежние присяжные поверенные, говорилось в постановлении, «зарабатывали огромные деньги, не считаясь с интересами трудящихся масс». После роспуска коллегии ее новый состав формировался уже на основе социального происхождения, а не профессиональной квалификации. Принцип добровольного соглашения был заменен принципом государственной службы, оплачиваемой отделом юстиции. В период власти Комуча все материалы деятельности коллегии правозаступников были уничтожены. После восстановления советской власти в Самаре 15 ноября 1918 г. начала свою работу и коллегия правозаступников в составе 15 человек. С началом Гражданской войны численность коллегии сократилась до 9 человек, а к концу 1919 г. - до 4. Причем в уездах коллегии образованы не были. Деятельность правозаступников предполагала не только защиту обвиняемого в суде, они одновременно поддерживали обвинение в суде, представляли интересы сторон в гражданском процессе, оказывали все виды юридической помощи населению, причем на безвозмездной основе. Несмотря на свою малочисленность, в 1918-1919 гг. правозаступники вели достаточно активную деятельность: они 91 раз выступали в Совете судей по уголовным делам, 30 раз - по гражданским; в народных судах в качестве защитника по уголовным делам и в качестве обвинителя они выступали соответственно 361 и 352 раза [12]. Однако большая часть населения губернии едва ли знала о существовании такого института в системе органов юстиции.

1. Собрание узаконений (СУ). 1917. № 4. Ст. 50.

2. Памятники российского права: в 35 т. Т. 28. Уголовные кодексы РСФСР: учеб.-науч. пособие / под ред. Р.Л. Хачатурова и Т. В. Клё-новой. М., 2016.

3. Кудрявцев В.Н., Трусов А. И. Политическая юстиция в СССР СПб., 2002.

4. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг.: сб. документов. М., 1955.

Многие трудящиеся с большим подозрением относились к коллегии правозаступников, находясь в плену теории «революционной законности».

В январе 1919 г. возобновляет свою деятельность и Самарский революционный трибунал. В годы Гражданской войны расширяется его подсудность, и на основании Декрета ВЦИК от 12 апреля 1919 г. трибунал сам определяет, является то или иное преступление подлежащим ведению общего суда или трибунала. Ему предоставлялось неограниченное право избрания меры наказания. Указанные положения выделяли ревтрибуналы из системы общих судов. Этим же декретом было ограничено и право чрезвычайных комиссий на вынесение внесудебных приговоров [13]. Архивные источники показывают, что из 3749 дел, поступивших в 1919 г. в Самарский ревтрибунал, рассмотрено было 1883, из них только 183 были квалифицированы как политические, 85 преступлений были преступлениями по должности, остальные -дела о дезертирстве, самогоноварении и т.п. [14]. То есть имело место и смешение подсудности в деятельности местных судов и ревтрибуналов как фактор незрелости судебной системы в целом. Судебная статистика свидетельствует, что на местах отсутствовало ее четкое разграничение.

Таким образом, возникновение и развитие органов Самарской юстиции проходило в отсутствие соответствующей правовой основы и четкого разграничения процессуальных функций (судья - следователь, правозаступник -адвокат и обвинитель), в условиях смешения подсудности местных судов и революционных трибуналов. И хотя здание правосудия еще неоднократно перестраивалось, его основы были заложены именно в этот сложный период Гражданской войны и иностранной интервенции.

1. Coll. of Statutes (CS). 1917. № 4. Art. 50.

2. Monuments of the Russian law: 35 vol. Vol. 28. Criminal codes of the RSFSR: study and scientific manual / ed. by R.L. Hachaturov and T.V. Klenova. Moscow, 2016.

3. Kudryavtsev V.N., Trusov A.I. Political justice in the USSR. St. Petersburg, 2002.

4. History of the legislation of the USSR and RSFSR on criminal procedure and organization of court and Prosecutor's office. 1917-1954: coll. of documents. Moscow, 1955.

154

5. Остроумов С. С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1960.

6. Борьба за Советскую власть в Самарской губернии. Куйбышев, 1957.

7. Смыкалин А. Создание советской судебной системы // Рос. юстиция. 2002. № 2.

8. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 279. Оп. 1. Д. 2. Л. 11-12.

9. Там же. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3. Л. 11.

10. Там же. Д. 11 А. Л. 7.

11. Там же. Л. 8.

12. Там же. Ф. Р.-3. Оп. 2. Д. 11 А. Л. 13.

13. СУ РСФСР. 1919. № 13. Ст. 132.

14. ГАСО. Ф. Р.-3. Оп. 2. Д. 11 А; Д. 14. Л. 14.

5. Ostroumov S.S. Crime and its causes in pre-revolutionary Russia. Moscow, 1960.

6. The struggle for Soviet power in the Samara province. Kuibyshev, 1957.

7. Smykalin A. The creation of the Soviet judicial system // Russian justice. 2002. № 2.

8. State archive of the Samara region (SASR). F. 279. Inv. 1. Case. 2. Sh. 11-12.

9. Ibid. F. 3. Inv. 2. Case. 3. Sh. 11.

10. Ibid. Case 11A. Sh. 7.

12. Ibid. Sh. 8.

13. Ibid. F. R.-3. Inv. 2. Case 11A. Sh. 13.

14. CS of the RSFSR. 1919. № 13. Art.132.

15. SASR. F. R.-3. Inv. 2. Case. 11A; Case 14. Sh. 14.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Юдина Татьяна Федоровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права и международного права Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева; тел.: +78463379939, +79272081806

INFORMATION ABOUT AUTHOR

T.F. Yudina, Сandidate of History, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Theory and History of State and Law and International Law of the Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev; ph.: +78463379939, +79272081806.

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.