УДК [94:792](470.620)»1920/1940» ББК 63.3(235.7)6 Т 56
Т.В. Тонких (Зарицкая),
аспирант кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, тел.: +79183126388, e-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В Г. НОВОРОССИЙСКЕ (1920-1940 ГГ.)
(Рецензирована)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением театрального искусства в г. Новороссийске в первые годы советской власти. Отмечается, что важный вклад в его развитие внес В. Мейерхольд, находившийся в городе в 1920 г. Инициативы по созданию театров получали серьезную поддержку от советской власти, считавшей этот вид искусства одним из самых важных в деле социалистической агитации и создания человека нового типа.
Ключевые слова: Новороссийск, театр, ТЮЗ, В.Э. Мейерхольд, искусство, досуг.
T.V. Tonkikh (Zaritskaya),
Post-graduate student of Department of History of Russia, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk,ph.: 79183126388, e-mail: [email protected]
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SOVIET THEATER IN NOOROSSIYSK (1920-1940)
Abstract. This work discusses the questions related to the formation of theater in Novorossiysk in the first years of the Soviet power. V. Meyerhold, who was in Novorossiysk in 1920, has made the important contribution to its development. Initiatives of creating theaters got serious support from the Soviet power considering this art form as one of the most important in socialist propaganda and creation of the person of the new type.
Keywords: Novorossiysk, theater, Theatre for Young Audience, V. Meyerhold, art, leisure.
Как известно, с самого момента своего зарождения советская власть уделяла много внимания молодежной политике и агитационным мероприятиям, призванным сформировать человека новой эпохи. В ряду важнейших видов искусств, с подачи лидера советского государства В.И. Ленина, стояли кино и театр. В этой связи буквально с первых месяцев своего утверждения новые власти поддерживали
инициативы в данном направлении. Не был исключением в этом деле и г. Новороссийск.
27 марта 1920 г. город был занят частями 9-й Кубанской армии. Практически в этот же день нарком просвещения А.В. Луначарский получил телеграмму из освобожденного города: «Поздравляю с освобождением Новороссийска и Юга Республики. Нахожусь здесь. Готов приступить к работе. Жду Ваших
указаний. Всеволод Мейерхольд» [1; 247]. И уже 23 июня 1920 г. в Новороссийске на съезде рабочих, поселян и горцев Черноморского округа прозвучало яркое и убедительное выступление театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. «Вы могли бы меня спросить, - произнес оратор, - своевременно ли теперь говорить об искусстве, когда кругом проливается кровь, когда наша доблестная Красная Армия грудью своей отстаивает лучшее будущее для всех рабочих и крестьян. Но даже теперь, когда решается судьба Республики и Революции, разве солнце не продолжает светить и согревать? Искусство - такое же солнце!» [2]. С такой страстностью мог защищать искусство только тот, кто служил ему всей своей жизнью.
29 марта 1920 г. Новороссийский революционный комитет (ревком) создает отдел народного образования (отнароб), заведующим подотделом искусств назначают В. Мейерхольда, который, можно сказать, ворвался в культурную жизнь Новороссийска. Началась кипучая пора собирания местных работников искусства и культуры. Каждый день и каждый час, прожитый им в этом городе, были насыщены интенсивной деятельностью.
В управлении архива г. Новороссийска хранятся документальные материалы о деятельности В.Э. Мейерхольда весной-летом 1920 г. В приказе № 1 по театральной секции подотдела от 1 апреля 1920 г. Мейерхольд обратился ко всем культурно-просветительным организациям рабочих, красноармейцев и учащихся, к деятелям театра, эстрады и цирка с призывом принять активное участие в строительстве новой социалистической культуры [3]. Конечно же, данный субъективный фактор - проживание в городе известного деятеля искусства всероссийского уровня - сыграл немаловажную роль в становлении театрального искусства. Но его порыв был подхвачен
другими людьми и поддержан властями.
На призыв Мейерхольда откликнулись многие профессиональные деятели и любители искусства. В короткий срок в подотделе искусств были зарегистрированы значительные исполнительские силы - 182 артиста: драматических - 105, эстрадных - 45, цирковых - 32 человека, 211 музыкантов, изъявивших желание работать в театрах, кино, на эстраде и оркестрах города. Музыкантов стали привлекать как к театральным постановкам, так и к самостоятельным выступлениям на различных площадках. В городе было зарегистрировано 326 музыкальных инструментов. К участию в концертах привлекли 40 солистов-исполнителей [4]. Выступления симфонического оркестра (в составе 35 человек) можно было услышать в городском саду, вход в который был бесплатным. Для обслуживания театров, кинотеатров и клубов были организованы еще 2 малых оркестра: один в составе 11, другой -6 человек. В апреле 1920 г. был создан государственный хор из 43 человек, имевший в своем репертуаре не только народные песни, но и песни революционного подполья [4].
Заведующий подотделом искусств В. Мейерхольд докладывал ревкому о культурных мероприятиях, проведенных в городе, по состоянию на 1 мая 1920 г: «...Образованы секции: театральная, музыкальная, кинематографическая, по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, изобразительных искусств, литературная.» [4]. И далее сообщает о том, что сделано и что еще предстоит сделать по каждой секции. За достаточно небольшой срок артистами было дано 19 концертов, которые в основном проходили в центральной части города. Была образована «летучая группа» для обслуживания окрестностей Новороссийска. Ими были даны 6 концертов в Геленджике, 2 - в Абрау-Дюрсо и 1 - в Гайдуке
[4]. В городе не хватало транспорта. Артисты, чтобы дать концерт, проходили пешком по 5-6 км, неся наперевес музыкальные инструменты. Да и осадное положение не позволяло артистам возвращаться позже в город.
По инициативе Мейерхольда 12 апреля был открыт Первый Советский театр имени Ленина (красивое деревянное здание этого театра находилось в Городском саду - на территории нынешнего парка имени Ленина - Т.Т) с постоянно действующей драматической труппой в количестве 21 человека. При театре была открыта студия, призванная, как явствовало из речи Мейерхольда на ее открытии, служить основанием Новороссийского пролеткульта. Руководители - В.Э. Мейерхольд и В.Б. Вильнер - прилагали все усилия к тому, чтобы привлечь к участию в работах студии широкие массы молодежи.
Во исполнение решений Московской Конференции Пролеткультов, в рабочих районах города была создана сеть клубов и студий, для того чтобы рабочие совершенствовались в искусствах без отрыва от производства. В.Э. Мейерхольд принял непосредственное участие в организации рабочего клуба имени III Интернационала на Старо-Цементном заводе, драматических трупп из рабочих на цементных заводах, на заводе «Судосталь» и в железнодорожных мастерских. В газете «Красное Черноморье» появляется сообщение: «Наш талантливый художник Мейерхольд переезжает на постоянное жительство в фабрично-заводской район, где лично будет руководить постановкой музыкально-театрального дела» [5].
Поражает стремительность, с какой, в условиях хозяйственной разрухи и нехватки самого необходимого, были отремонтированы, оборудованы и вновь открыты здания театров: 1-й Советский им. Ленина (бывший городской театр -Т.Т.), труппа в составе 21 человека,
2-й Советский (бывший «Олимпия» - Т.Т.) - 23 артиста, 5-й Советский (бывший «Союз труда» - Т.Т.), труппа состояла из артистов-украинцев в составе 21 чел., 6-й Советский (бывший «Палас-театр» - Т.Т). В это время работал цирк в составе 33 чел. Организаторам новых театров приходилось изыскивать буквально все: лампочки, провода, стулья и скамьи, декорации, костюмы и прочее [6]. Естественно, что попутно старались не забывать и другой «важнейший вид искусства» - кино. Сохранилась записка Мейерхольда от 5 апреля 1920 г. председателю Новороссийского ревкома с ходатайством
0 немедленном освобождении кинематографических помещений, занятых различными учреждениями. Было зарегистрировано и завезено на склад 300 штук фильмов, 2 аппарата для демонстрации кинокартин, 1 аппарат для съемки [6]. Уже к
1 мая отремонтированы, оборудованы и открыты кинотеатры «Вулкан», «Модерн», «Прогресс», зал народного дома Старо-Цементного завода [7].
Волею судеб в Новороссийске «застряло» немало артистов, художников, режиссеров, драматургов, писателей из Москвы, Петрограда, Киева, Одессы, Харькова и других городов. Среди них находился писатель Ф.В. Гладков, который возглавил внешкольный отдел отнароба, позже приехали поэт А.С. Рослав-лев, опытный провинциальный режиссер В.Б. Вильнер; актерами местного театра были А.В. Богданова и Д.Н. Орлов, до этого игравшие в Харьковской труппе Н.Н. Синельникова, который славился умением отыскивать сценические таланты и бережно выращивать их; в концертах участвовали бывший артист императорских театров И.И. Павлов, свободный художник Л.В. Кича, пианист С.В. Алперс, талантливый молодой певец А.С. Чишко и другие замечательные артисты. «Да, это было особенное, необыкновенное время. Жизнь взрывалась и кипела. Звучал
лозунг «Искусство на улицу», и особенно бушевало театральное искусство», - вспоминал знаменитый художник Н.Г. Лозовой, который тоже в этот период находился в Новороссийске [8].
Приметой того времени были праздники с театрализованными шествиями и представлениями. В Новороссийске, при непосредственном участии Мейерхольда, организованы народные праздники - «массовые игрища». В августе был поставлен спектакль по пьесе Всеволода Вишневского о победе над десантом Врангеля. Грандиозная массовая постановка «Суд над Врангелем», в которой принимали участие свыше 10 тысяч красноармейцев, состоялась на площади в станице Крымской. «Все участники получили только канву свой роли, а остальное каждый импровизировал, руководствуясь только что виденным и пережитым. Все участники были в гриме и соответствующих костюмах. Постановка имела громадный успех», - пишет газета «Красное Черноморье» [9]. Всеволод Эмильевич руководит оформлением, добывает костюмы для артистов, репетирует фрагменты разыгрываемых событий, то есть создает те самые «массовые игрища», о которых мечтал.
Вскоре в Новороссийске был организован «Театр пантомимы и танца». В нем приняли участие также мейерхольдовские студийцы из Петрограда: Николай Иванов, Николай Порошин, Юрий Гольцев, местные цирковые артисты. Впоследствии «Театр пантомимы и танца» реорганизуется в передвижной «Театр политической сатиры», в котором была поставлена буффонада-сказка А. Рославлева «Царь Обалдуй». Этот веселый спектакль со злободневным содержанием имел огромный успех. Был создан политсатирический репертуар, ставились антирелигиозные пьесы, сценки, агитировавшие за борьбу с разрухой, голодом, за успешное проведение политики
советской власти. Девиз театра был: «Когда пролетарий смеется - буржуазия плачет». Этот театр весной 1921 г. успешно гастролировал на Кубани, потом в полном составе был вызван в Москву и под названием «12-й Передвижной театр РСФСР имени В.Э. Мейерхольда» был направлен в Поволжье, где гастролировал до сентября 1921 г. [10].
Правда, в начале сентября Мейерхольд, вызванный Луначарским, уехал в Москву, чтобы принять на себя руководство театральным делом во всероссийском масштабе. Это привело к некоторому свертыванию шумной театральной жизни в Новороссийске. Однако инерция от энергичных действий великого актера и режиссера сказывалась довольно долго.
Пожалуй, единственный пласт, который не успел охватить Мейерхольд в Новороссийске - это детские театры. Можно отметить, что на Кубани, а именно в Краснодаре, детский театр был открыт уже в 1920 г. В нем ставил свои пьесы другой всероссийский и всесоюзно известный деятель культуры С.Я. Маршак. Как он сам вспоминал: «Нам отдали бывшее помещение Кубанской рады - целый дворец, и мы там устроили читальню, библиотеку, детский сад. А главное наше дело было — детский театр. Первые мои вещи в стихах для театра - «Кошкин дом» (маленький) и «Сказка про козла».» [11]. В Новороссийске же в 1920-е гг. детского театра не было.
Только 12 марта 1936 г. городская газета «Пролетарий Черно-морья» поместила обращение к жителям: «В Новороссийске по инициативе горкома комсомола организуется театр юного зрителя, который будет работать при Дворце пионеров. До открытия Дворца пионеров театр начнет работать в зрительном зале Дома Обороны. Театр юного зрителя в основном должен был обслуживать школы и клубы Новороссийска. Руководителем и режиссером утвержден товарищ В.А. Факов,
работавший ранее руководителем областного театра в Кабардино-Балкарии, в настоящее время студент-заочник государственного института театрального искусства» [12].
Театральная группа формировалась из лучших кружковцев, отмеченных жюри 3-й городской олимпиады и фестиваля. С 20-го марта 1936 г. театр (ТЮЗ) начинает подготовку к постановке своей первой пьесы «Клад» Е. Шварца.
Первый состав ТЮЗа выглядел следующим образом: художественный руководитель и режиссер В.А. Факов, художник Д. Картов, музыкальный руководитель А. Хабаров, артисты Г. Кукулян, А. Цу-лая, П. Олхимович, Я. Рыжакин, П. Карга, З. Блакитная, А. Задо-рожная, В. Поляков и др. Коллектив начал репетицию сразу нескольких пьес, в том числе «Клад», «Мик» Н. Шестакова. Огромную помощь в подготовке молодого коллектива к сценической деятельности оказали руководители и творческий состав Саратовского краевого драматического театра, в том числе А.В. Тун-кель, режиссер Саратовского театра, который стал педагогом и режиссером ТЮЗа на общественных началах [13].
Открытие Новороссийского ТЮЗа состоялось 12 мая 1936 г. с премьеры пьесы Н. Шестакова «Мик» в 4 часа дня в театре им. Ленина. На постановку пьесы гороно ассигновал 3000 руб. Оказали помощь и другие городские организации: опытный цех швейной фабрики - мастер Ку-куев бесплатно сшил костюмы всем участникам пьесы. Маски и декорации изготовил художник, он же артист этого коллектива, демобилизованный краснофлотец Д. Картов. Был создан свой собственный музыкальный ансамбль, руководителем которого выступали А. Хабаров, Соболев - студент педтехникума, Ду-даревская - ученица школы № 3, Н. Гавранин. Накануне премьеры были разосланы пригласительные билеты на премьеру: «Уважаемый
товарищ! Горком ВЛКСМ приглашает Вас на общественный просмотр первого спектакля Новороссийского театра Юного Зрителя (ТЮЗ), имеющего быть 18 мая 1936 г. в театре им. Ленина в 1 час дня. После спектакля будет проведен обмен мнениями о просмотренном. Горком ВЛКСМ» [13]. «Первый опыт вполне оправдал себя, - писала городская газета «Пролетарий Черноморья», - дети получили замечательный подарок. Надо только, чтобы городские организации создали молодому театру материальную базу для его дальнейшей плодотворной работы, чтобы он сумел обеспечить детям подлинный культурный отдых» [14]. Коллектив театра также посчитал начало удачным. Художественный руководитель В.А. Факов писал в статье «Первая постановка Новороссийского ТЮЗа»: «Ребенок - очень внимательный, строгий и всё запоминающий зритель. От актеров для детей требуется исключительное внимание к каждому шагу, слову, жесту, нужна непрерывная убедительность, чтобы актер мог заставить ребенка верно реагировать на определенные места в пьесе. Работая над пьесой «Мик», мы старались учесть все, что может заставить ребенка неправильно истолковать основную мысль нашего спектакля, поэтому репетиции носили характер экспериментальной работы над пьесой. Справились ли мы с обязательствами взятыми на себя? .Теплота, с которой был встречен наш первый спектакль, служит лучшим доказательством правильности взятого нами пути, зритель реагировал так, как этого хотел автор, актер, режиссер» [14].
С 11 июля 1936 г. ТЮЗ начал постановку пьесы «Путь далекий» Ше-стакова. В первый день постановка шла при переполненном зале. В течение 10 дней эту пьесу посмотрело 3 тыс. детей [13].
Первоначально репертуар детских театров состоял из инсценировок сказок. Постепенно появляются
первые пьесы для детей на современные темы, где главный героем становится советский подросток, его проблемы и способность к подвигу. Политическая обстановка в стране отражалась не только на репертуаре, театр становится средством психологического воздействия.
5 октября 1936 г. в городской газете была опубликована заметка в общем разделе «На помощь женщинам и детям героической Испании», где художественный руководитель ТЮЗа Факов призывает молодежь откликнуться на события в Испании. «Мы ставим в театре имени Ленина спектакль «Мик». На этом спектакле, вы, дети, получите возможность коллективно высказать свое горячее чувство солидарности с детворой Испании и еще раз наглядно убедиться всей мерзости фашистов - этих взбесившихся псов мировой буржуазии. В пьесе «Мик» вы увидите, что за люди фашисты и как живется рабочим в тех странах, где фашисты у власти. Коллектив ТЮЗа надеется, что эта постановка будет иметь и художественный, и материальный успех» [14].
12 мая 1937 г. газета «Пролетарий Черноморья», отмечая годовщину существования ТЮЗа, писала: «Год работы показал, на что он способен и какие у него возможности и перспективы. За этот год театр, несомненно, творчески вырос и окреп. Коллектив театра подготовил и поставил такие спектакли, как «Мик», «Далекий путь», «Как хорошо», «Золотой ключик», «Сказки Андерсена». Но театр работает в невыносимых условиях. Прежде всего, нет помещений ни для репетиций, ни для хранения реквизита и декораций. Нет финансовой базы, не хватает средств на постановки» [13]. В этой связи 31 октября 1937 г. Новороссийский городской Совет вынес постановление: «Вследствие отсутствий ассигнований по бюджету на дотацию ТЮЗа, признать необходимым ТЮЗ ликвидировать, оплатив его задолженность» [13]. Однако
такое положение сохранялось недолго. Через два с половиной года, 27 февраля 1940 года, исполнительный комитет городского совета принял следующее постановление: «Учитывая, что гороно в бюджете не имеет свободных средств на дотацию, а театр ТЮЗ для Новороссийска имеет большое значение, просить крайисполком отпустить 20 тыс. руб. ТЮЗу» [13]. Деньги были получены. И Театр юного зрителя продолжил свою работу. Его деятельность прервала только Великая Отечественная война.
Таким образом, совокупность субъективных и объективных факторов привела к тому, что в 19201940 гг. в Новороссийске сложилась довольно неплохая база для развития театрального искусства как для взрослых, так и для детей. Именно на этом заделе в значительной степени происходило возрождение театров в послевоенный период.
Как известно, 2019 г. объявлен в России Годом театра. Как сказал председатель Союза театральных деятелей РФ А.А. Калягин: «Год театра - это долгосрочный заряд социального оптимизма для всей страны». И действительно, как и 100 лет назад, каждому человеку важно почувствовать позитивный, созидательный настрой власти, отвлечься от окружающего негатива. С весны 1920 г. в очищенном от белой армии Новороссийске шло строительство новой советской жизни. В стране продолжалась гражданская война, передовицы городской газеты звали на борьбу то с Врангелем, то с разрухой, то с холерой и тифом. Предстояло восстанавливать разрушенную промышленность, горожане терпели голод и недостаток самого необходимого. Однако в городе организовывались симфонические оркестры и театральные студии, каждый день шли цирковые и театральные представления и даже звучало оперное пение: с регулярными концертами выступали ученики студии
талантливого молодого педагога Ларисы Кичи. Формы агитационно-массового искусства выступали мощным элементом легитимации власти и социального оптимизма. Одновременно они являлись эффективным методом психологического воздействия, незаменимым
средством в борьбе за утверждение и укрепление советской власти, которая, изменив вековой политический режим, сразу приступила к созданию нового типа человека. Как представляется, данный опыт может быть интересен, актуален и востребован.
Примечания:
1. Творческое наследие В.Э. Мейерхольда / ред.-сост. Л.Д. Вендровская, А.В. Февральский. М.: ВТО, 1978.
2. Новороссийский исторический музей-заповедник (далее НИМЗ). Фонды. НМ 28764.
3. Управление архива муниципального образования город Новороссийск (далее УА МОГН). Ф. 15. Оп. 1. Д. 118. Л. 17.
4. УА МОГН. Ф. Р-5. Ед. хр. 108. Л. 181-184.
5. Красное Черноморье. 1920. Июль.
6. НИМЗ. Фонды. НМ 28764.
7. УА МОГН. Ф. Р-5. Ед. хр. 108. Л. 181-184.
8. Лозовой Н.Г. Воспоминания о Черубине де Габриак. URL: http://tsvetaeva. synnegoria.com/WIN/silverage/cherubina/lozovoy.html.
9. Красное Черноморье. 1920. 20 августа.
10. Гнездова Т.Е. Мейерхольд в Новороссийске // Историческая справка -НИМЗ. Фонды НА.
11. Маршак С. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. М.: Худож. лит., 1972. С. 575-592.
12. Пролетарий Черноморья. 1936. 12 марта.
13. Терехова В.П. Театр Юного зрителя // Историческая справка. НИМЗ. Фонды НА.
14. Пролетарий Черноморья. 1936. Май.
References:
1. The creative heritage of V.E. Meyerhold / ed. and comp. by L.D. Vendrovskaya, A.V. Fevralsky. M.: VTO, 1978.
2. Novorossiysk Historical Museum-Reserve (NIMZ). Funds. NM 28764.
3. Administration of the municipal archive of the city of Novorossiysk (hereinafter UA MOGN). F. 15. Op. 1. D. 118. L. 17.
4. UA MOGN. F. R-5, ed. khr.108, L.181-184.
5. Red Black Sea area. 1920. July.
6. NIMZ. Funds. NM 28764.
7. UA MOGN. F. R-5, ed. khr.108, L.181-184.
8. Lozovoy N.G. Memoirs about Cherubin de Gabriak [Electronic resource]. Access Mode: http://tsvetaeva.synnegoria.com/WIN/silverage/cherubina/lozovoy.html
9. Gnezdova T.E. Meyerhold in Novorossiysk / Historical reference-NIMZ. Funds NA.
10. Marshak S. Collected Works in 8 volumes. Vol. 7. - M.: Khudozhestvennaya literatura, 1972. P. 575-592.
12. Proletarian of the Black Sea. March 1936. March 12.
13. Terekhova V.P. Theater of the Young Spectator / Historical reference-NIMZ. Funds. NA
14. Proletarian of the Black Sea area. 1936. May.