УДК 316.74 : 316 © С.П. Татарова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
В статье рассматриваются основные этапы развития социологии в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, а также основные темы исследований и результаты педагогов и аспирантов, работающих по проблемам социологического знания.
Ключевые слова: социологи, отраслевые социологические исследования, вопросы развития социологии в Республике Бурятия.
S.P. Tatarova
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SOCIOLOGICAL SCHOOL IN THE EAST-SIBERIAN
STATE ACADEMY OF CULTURE AND ARTS
The article examines the basic stages of development of sociology in the East-Siberian State Academy of Culture and Arts, and also the major research topics and achievement of teachers and the post-graduate students, who are working on problems of sociological knowledge.
Key words: the sociologists, industry sociological researches, the questions of development of sociology in Republic of Buryatia.
В последние десятилетия в Республике Бурятия существенно возрастает интерес к социологическому познанию общества. Активизируются научные исследования разнообразных проблем общественного развития, увеличивается количество защищаемых диссертаций, развивается вузовская научная жизнь. Не остается в стороне от этих процессов и Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, где представительство социологов достаточно значимо. Более того, на сегодняшний день можно даже говорить, что в этом вузе на кафедре социально-культурной деятельности складывается своя молодая научная школа по специальности 22.00.04 «социальная структура, социальные институты и процессы».
Весомый вклад в ее становление внес д.ф.н., профессор Ю.Б. Рандалов. Под его руководством, в отделе истории, социологии БНЦ СО РАН были подготовлены первые кандидатские диссертации по социологии в конце 90-х годов. Так, Е.В. Матвеева защитила кандидатскую диссертацию «Культурные ценности и досуг студентов середины 90-х г.» в 1999 г. С.П. Татарова после окончания заочной аспирантуры при этом же отделе защитила кандидатскую диссертацию «Тенденции и особенности выполнения современной семьей социокультурных функций (на материалах Республики Бурятия)» в 2000 г.
Хорошей кузницей кадров для развития социологической школы стал Бурятский государственный университет. Под руководством д.ф.н., профессора И.И. Осинского была подготовлена
и успешно защищена в 2000 г. кандидатская диссертация Т.Н. Бояк «Русская сельская молодежь: традиции и ценности». Под руководством д.ф.н., профессора В.И. Затеева была написана и в 2005 г. защищена кандидатская диссертация Н.А. Затеевой «Русское крестьянство региона в условиях трансформации Российского общества».
В 2005 г. в Санкт-Петербургском государственном университете защитила кандидатскую диссертацию А. В. Базарова на тему «Жестокое обращение с детьми в семье: социологический анализ» и пополнила ряды социологов на кафедре социально-культурной деятельности.
Значительный рывок в развитии получила школа в 2007 г. В этот год под руководством И.И. Осинского были защищены две докторские диссертации: Т.Н. Бояк «Русская сельская молодежь полиэтнического региона: трансформация духовно-нравственных ценностей в условиях становления гражданского общества (на материалах Республики Бурятия и Читинской области)», С.П. Татарова «Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям». Под руководством д. социол. н., профессора Ц.Ц. Чойро-пова Д.Л. Хилхановым была выполнена докторская диссертация «Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурноязыковых факторов».
Сегодня все ученые кафедры продолжают изучение актуальных вопросов общества в рам-
2012/6
ках избранной ими проблематики. Результаты их работы используются в научных статьях и монографиях. Так, Е.В. Матвеева на протяжении многих лет продолжает изучение ценностных ориентаций и проявление социальной активности молодежи в политической, культурной и социальной жизни общества. Многолетняя работа по изучению данной проблемы нашла свое отражение в монографии «Социальная активность, профессиональные, культурные и нравственные ценности студентов вуза», опубликованной в 2006 г. В ней приводятся результаты исследований ценностей студенчества, динамика их изменений во времени. Кроме того, автор вычленяет вопросы профессионального самоопределения, социальной активности, особенности адаптации студентов. В ее статьях нашли свое отражение черты социального портрета современного студента и проблемы организации его досуга (по материалам социологического обследования студентов ВСГАКИ); духовная культура студентов: проблемы и пути ее формирования; мнения о степени удовлетворенности учебным процессом; регуляция этического поведения молодежи в социокультурном пространстве.
А.В. Базарова остается верной изучению проблем жестокого обращения в семье. В опубликованной монографии (А.В. Базарова. Кризисная семья: жестокое обращение с детьми (теоретический и эмпирический анализ) / Базарова А.В. - Улан-Удэ: ГОС РЦНПИ, 2009) дается теоретическое осмысление проблемы, рассматриваются формы, особенности и динамика жестокого обращения с детьми в семье. Рассмотрение данной проблемы продолжается в научных статьях автора. В последние годы она разрабатывает проблему формирования толерантных отношений в семье и в обществе.
Н.А. Затеева исследует социально-
культурные аспекты развития Восточной Сибири, социальные проблемы современного села. Ею опубликована монография «Русское крестьянство Бурятии в условиях реформирования российского общества» (В.И. Затеев, Н.А. Затее-ва. - Улан-Удэ, Изд-во Бурятского госуниверси-тета, 2006), опубликован ряд статей.
Т. Н. Бояк изучает вопросы формирования сельской молодежи, влияния народных традиций на социализацию молодого поколения. Ею исследованы факторы, определяющие трансформацию духовно-нравственных ценностей русской сельской молодежи в условиях полиэтнической среды региона, особенности их содержания в процессе становления гражданского общества. Наиболее крупными работами автора,
посвященными данной проблеме, являются: «Русская сельская молодежь: трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области)».
- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007; «Русские народные традиции» // Русские в Бурятии. Коллективная монография / отв. ред. В.И. Затеев. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. - Глава 16; «Русская сельская молодежь: традиции и ценности»/ Т.Н. Бояк, И.И. Осинский. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. Эмпирической базой исследований становятся результаты крупных авторских исследований, проведенных как в Республике Бурятия, так и за ее пределами. Так в период 2000-2007 гг. исследователем подготовлены и проведены опросы: «Русская сельская молодежь: традиции и ценности» (2000 г.); «Русская сельская молодежь полиэтнического региона: трансформация духовно-нравственных ценностей в условиях становления гражданского общества» Опрос проведен в 2005-2006 гг. в Республике Бурятия и Читинской области.
Д.Л. Хилханов разрабатывает проблемы природы и динамики феномена этничности, условия формирования этнической идентичности в современном обществе. Опираясь на контент-анализ публикаций республиканской прессы, на результаты социологического опроса бурятского населения, проживающего в Сибирском федеральном округе, а также официальные статистические материалы разных лет, автор рассматривает соотношение этнической, региональной и общенациональной идентичности, определяет ключевые маркеры этнической идентичности. Основные результаты многолетних исследований отражены в монографии: «Этническая идентичность и этносоциальные процессы в Бурятии: история и современность» / Д.Л. Хилханов. -Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВСГАКИ, 2005, а также ряде научных статей, опубликованных как в российских, так и зарубежных изданиях.
С.П. Татарова изучает условия функционирования современной семьи, разрабатывает технологии формирования толерантности молодежи, профилактики девиантного поведения подростков. По итогам исследования подготовлен и издан ряд монографий: «Тенденции и особенности выполнения современной семьей социокультурных функций (на материалах РБ)». - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. «Социальная технология по предупреждению табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старших школьников». -Улан-Удэ: НоНПарель, 2005; «Факторы детской инвалидности в Республике Бурятия». - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2007;
«Проблемы функционирования студенческой семьи в современном российском обществе (на материалах исследования студенческих семей Республики Бурятия)» / С. П. Татарова, С. Д. Бо-чиктуева. - Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009.
Наиболее крупная работа С.П. Татаровой -«Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в современном российском обществе». - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. В основу работы положены результаты многих авторских социологических исследований: «Семья и ее социокультурные функции», проведенных автором в 1996-1997 и в 2005 гг.; «Нравственные ориентиры, система ценностей и образ жизни современного школьника» среди учащихся городских (г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерск) и сельских школ (Кабанский, Заиграевский, Иволгинский, Прибайкальский, Селенгинский районы) Республики Бурятия (май 2006 г.); «Нравственные ориентиры, система ценностей и образ жизни современного школьника» в общеобразовательных учреждениях г. Иркутска и г. Читы (сентябрь 2006 г.); «Образ жизни современного школьника» (декабрь 2002 г.) среди учащихся школ г. Улан-Удэ; «Нравственные ориентиры, система ценностей и образ жизни современного студента» среди учащихся профессиональнотехнических училищ и вузов г. Улан-Удэ (сентябрь 2005 г.); «Бурятия читающая» (в 2004 и 2005 гг.) по заказу Республиканской национальной библиотеки.
Исследования С.П. Татаровой имеют не только теоретическую новизну, но и практическую значимость. Как правило, автор не только на большой эмпирической базе изучает проблему, но и предлагает конкретные технологии по ее решению. Многие технологии апробированы, имеются заключения экспертов и акты о внедрении.
Несмотря на уникальность индивидуальных исследований, все социологи кафедры социально-культурной деятельности исследуют различные аспекты функционирования учреждений культуры, рассматривают факторы, обеспечивающие эффективность их деятельности. Традиционным стало исследование проблем кадрового обеспечения учреждений социальнокультурной сферы. Результатом изучения данной проблемы стали коллективные монографии: Бояк Т.Н., Матвеева Е.В., Татарова С.П. «Прогноз кадрового обеспечения учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири». -Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2004; «Профессиональная востребованность менеджеров социаль-
но-культурной деятельности на рынке труда Восточной Сибири» / Борисова А.А., Затеева Н.А., Очирова В.М., Сергеева Е.Б, Татарова С.П.
- Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009; Рандалов Ю.Б., Прокопьев В.Б., Матвееева Е.В., Татарова С.П. и др. «Культурные процессы в Республике Бурятия: оценки в глазах населения (опыт социологического изучения)». - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004; Затеева НА., Татарова С.П. «Социально-культурная деятельность в Восточной Сибири: история становления, современное состояние и перспективы развития» / Н.А. Затеева, С.П. Татарова. - Улан-Удэ: изд.-полиграф. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010.
На проведение авторских исследований ученые привлекают дополнительные финансовые средства за счет участия в грантовых проектах различного уровня. Так, за последние годы были выиграны несколько конкурсов:
• Бояк Т.Н. Грант Президента РФ «Для поддержки молодых ученых» - «Русская сельская молодежь полиэтнического региона: трансформация духовных ценностей в условиях становления гражданского общества (на материале Республики Бурятия и Читинской области)». Грант № МК - 3813.2005.6.
• Бояк Т.Н., Татарова С.П., Матвеева Е.В. «Прогноз кадрового обеспечения учреждений СКС Восточной Сибири» - Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 гг. договор № 12-0714-2582 от 20.10.2004 г.
• Хилханов Д.Л., Татарова С.П., Матвеева Е.В., Базарова А.В. «Современные технологии по сохранению и развитию социальнокультурных традиций региона». Проект РГНФ № 07-03-14105.
• Затеева Н.А. «Профессиональная востребованность менеджеров СКД на рынке труда Восточной Сибири». Проект РГНФ № 08-03-00032а.
• Базарова А.В. Проект администрации г. Улан-Удэ «Особенности формирования и функционирования молодых семей г. Улан-Удэ (социологический аспект проблемы)» от 27.06.2006 г.
• Матвеева Е. В. Проект администрации г. Улан-Удэ «Мы выбираем»: Избирательное право и молодежь от 23.05.2006 г.
Ученые-социологи участвуют в конференциях различного уровня, публикуют статьи и тезисы, методические пособия, результаты проведенных исследований. Показателем серьезных достижений складывающейся школы во
2012/6
ВСГАКИ является количество опубликованных научных статей и монографий.
Определенным показателем качества проводимых исследований и готовых материалов является публикация научных статей в реферируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК. Так, сегодня насчитывается 14 таких публикаций.
Кроме того, уровень и значимость проводимых исследований оценивается и независимыми экспертами. Так, известность школы достигается за счет побед социологов академии на различных конкурсах. По итогам ежегодного Всероссийского конкурса «Лучшая книга», проводимого Фондом Развития Отечественного образования победителями стали:
• Монографии С.П. Татаровой: «Девиантное поведение подростков и социальные технологии по его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям» (конкурс 2007 г.) и «Социальная технология по предупреждению табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старших школьников» (конкурс 2005 г.).
• Монография Н.А. Затеевой: «Русское крестьянство региона в условиях трансформации российского общества» (конкурс 2006 г.).
• Монография Т.Н. Бояк: «Русская сельская
молодежь: трансформация духовно-
нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области)». -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007 (конкурс 2007). Кроме того, Бояк Т. Н. приняла участие в российско-американской программе «Открытый мир», став победителем конкурса «Лучший молодой ученый РБ». В ноябре 2011 г. в составе группы делегатов из Бурятии прошла краткосрочную стажировку в США. Стажировка состоялась по инициативе Президента РБ, при
поддержке Центра лидерства «Открытый мир», Благотворительного фонда «Эра».
Позитивный имидж и хорошая научная репутация подтверждается и поддерживается благодаря тому, что члены кафедры активно привлекаются к экспертизе научных работ, к рецензированию монографий, учебников, учебных пособий, подготовленных как специалистами академии, так и за ее пределами.
Сегодня социологическая школа в ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств продолжает свою научную деятельность. Н.А. Затеева работает над докторской диссертацией. Ученые кафедры осуществляют руководство аспирантами. Под руководством д-ра социол. наук, профессора С.П. Татаровой. С.Д. Отбоева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Учащаяся молодежь: процесс подготовки к семейно-брачным отношениям (на материалах Республики Бурятия)». Под руководством д-ра социол. наук, профессора Д.Л. Хил-ханова аспирант Ц.А. Дармаев работает над темой «Фактор этнокультурной идентичности в студенческой среде».
Таким образом, наряду с крупными научными центрами молодая социологическая школа в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств рассматривает наиболее актуальные проблемы современности, является инициатором и исполнителем интересных исследовательских проектов. На сегодняшний день школа активно развивается.
Татарова Светлана Петровна, доктор социологических наук, профессор кафедры социальнокультурной деятельности Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, г. Улан-Удэ.
Tatarova Svetlana Petrovna, doctor of sociological science, professor, department of social and cultural action, East-Siberian State Academy of Culture and Arts.