ф
История
Баирма ГЫРГЕНОВА
ИСТОРИОГРАФИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Актуальность исследования проблем разработки и реализации государственной молодежной политики (ГМП) определяется реальным значением молодежи в современном обществе.
Сегодня молодежь в России составляет 36 миллионов человек1. При этом будущее страны в решающей степени будет зависеть от того, насколько подготовленными окажутся новые поколения россиян. Между тем кризисные явления эпохи рыночных реформ особенно болезненно отразились именно на молодежи. Учитывая данное обстоятельство, изучение эволюции государственной молодежной политики на этапе рыночных реформ представляется актуальным и востребованным.
В 1960—1970-е годы появились работы обобщающего характера, раскрывающие сущность молодежи, ее роль в социальной структуре общества, разрабатывались основные понятия и определялась дальнейшая методология изучения молодежной проблематики. Значительный вклад в этом направлении внесли работы В. Т. Лисовского, И. С. Кона, В. Н. Боряза, С. Н. Иконниковой2. В их исследованиях особо выделились темы трудовой и профессиональной ориентации, идеалов молодежи, образования и досуга, политического воспитания, общественной активности. Большое внимание уделялось атеистическому и коммунистическому воспитанию молодежи.
В 1980-е годы начинается теоретическое осмысление роли и места молодежи в меняющемся обществе. Исследования по проблемам молодежи вели в основном социологи, которые положили начало разработке современных теоретических основ государственной молодежной политики (ГМП), участвовали в составлении федеральных и региональных правовых актов в сфере молодежной политики.
Это просматривается в трудах С. И. Плаксия, И. М. Ильинского, В. А. Лукова, В. Ф. Левичевой3.
Значительный вклад в изучение молодежи внесли ученые московской комсомольской школы, в том числе и ныне Московский гуманитарный университет (В. Т. Цыба, В. Б. Чурбанов, Ю. Е. Волков, В. В. Бовкун, Б. А. Ручкин и другие), ленинградской (В. Т. Лисовский, С. Н. Иконникова, и другие), новосибирской (В. Н. Шубкин, Р. П. Яновский) и свердловской (М. Т. Руткевич, Ф.
1 Касьянов В. В. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики Российской Федерации (1991—2005 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2005
2 Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Л., 1968. Кон И. С. Социология личности. М., 1969. Боряз В. Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., 1973. Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974
3 Плаксий С. И. Твой молодой современник. М.,1982. Ильинский И. М. Наш молодой современник (вопросы мировоззренческого воспитания). «Социс». 1987, № 2. Луков В. А. Молодежное движение в социалистическом обществе. Вопросы теории и практики. М., 1987. Левичева В. Ф. Неформальные самодеятельные объединения. М., 1989
ГЫРГЕНОВА Баирма Сергеевна — кафедра социальных технологий ВосточноСибирского государственного технологического университета
#
03’2008______________________ВЛАСТЬ_____________________________57
Р. Филлипов и другие)1 школ. Исследователи этих и ряда других школ в своих трудах освещали проблемы разных категорий молодежи, связанные с социализацией, трудовой деятельностью, жизненными планами, идейно-политическим развитием, образом жизни, развитием личности и т. д.
Изучению вопросов социального статуса молодежи, ее социализации, особенностей интегрирования в современное российское демократическое общество с рыночной экономикой посвятили свои работы О. И. Карпухин, С. В. Полутин, Б.
A. Ручкин, Ф. Э. Шереги, В. И. Чупров, И. В. Бестужев-Лада, А. И Ковалева,
B. В. Павловский, Г. А. Чередниченко, Е. Б. Шестопал, О. И. Шкаратан, В. Н. Шубкин и другие2.
В 90-е годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества. Важным аспектам социализации молодежи посвящены исследования, в которых затронуты социальнопсихологические аспекты воспитания и образования подрастающего поколения и различных категорий молодежи. Это труды Абульхановой-Славской К. А., Асмолова С. Г., Боровика В. С., Кона И. С., Даниловой М. И., Лихачева Б. Т., Соколенко Е. М. и др.
Проблемы социализации и адаптации молодежи в изменяющихся условиях изучались в конкретно-прикладном рассмотрении: социально-демографические группы (студенчество, старшеклассники и т. д.), сферы деятельности (образование, труд и производство, досуг), социологи и юристы-криминологи изучали группы молодежи с антисоциальными ориента-
1 Иконникова С. Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. Чурбанов В. Б. «Непризнанные гении»: социологические заметки о юношестве. М., 1977.Цыба В. Т Математический анализ социологических исследований проблем молодежи. М., 1977. Вопросы методологии социологического исследования проблем молодежи. Под ред. Б. К. Лисина. М., 1978
2 Бестужев-Лада И. В. Молодежь и зрелость. Размышление о некоторых социальных проблемах молодежи. М., 1984. Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в новую жизнь. М., 1985
циями. Анализировалась проблема возникновения разного рода неформальных объединений среди молодежи. Большой интерес вызвала тема неформальных проявлений в молодежной среде, что явилось своеобразной реакцией на длительную эпоху безальтернативного развития молодежи в формализованных рядах ВЛКСМ3.
Для изучения молодежной политики особый интерес представляют работы, в которых рассматривается кризис института семьи (прежде всего молодой). Авторы признают, что на государственном уровне не удалось решить вопрос об адресности их социальной поддержки4.
Большое внимание изучению проблем молодежи уделял и уделяет Институт молодежи (ныне Московский гуманитарный университет) и его Научно-исследовательский центр: в опубликованных сборниках и монографиях анализируются отечественный и зарубежный опыт ГМП, вырабатываются критерии и оценки реализации молодежной политики. Отметим, в частности, созданные ими серии «Молодежь России: социальный статус», «Государственная молодежная политика в России: документы, опыт, практика», «Молодежь России на пороге нового тысячелетия». Позицию ученых МосГУ характеризует последовательно критическая оценка государственной молодежной политики. Еще в 1993 году они заявляли: «Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего». Эта позиция ими весьма аргументированно отстаивалась и в последующем5.
Проблемами молодежи весьма плодотворно занимался и Центр социологии молодежи ИСПИ РАН, в 1990-е годы в ходе реализации проекта «Социальное развитие молодежи», осуществлявший всероссийский социологический мониторинг положения молодежи6.
3 Ладатко А. А. Неформальные молодежные объединения. М., 1991
4 Плотников А. Д. Молодая семья: проблемы и перспективы. «Молодежная политика». 1998, № 155-156
5 Молодежь России: тенденции, перспективы. М., 1993, стр. 206. Молодежь-97: надежды и разочарования. Кн. 1. М., 1997, стр. 19
6 Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000
ф
58_______________________ВЛАСТЬ___________________03'2008
Тем не менее лишь отдельные авторы взяли на себя смелость рассмотрения общей картины изменений, происходивших в государственной молодежной политике на протяжении всего постсоветского периода. Особое значение имеют фундаментальные работы признанного классика изучения проблем государственной молодежной политики — И. М. Ильинского1. Позиции авторов отмеченных работ объединяет оценка молодежной политики как эклектичной и расплывчатой. Если М.
А. Таранцов считает, что «меры в области молодежной политики государства нередко оставались мозаичными, а ресурсы недостаточными для решения крупных задач», то И. М. Ильинский полагает, что сегодня в принципе невозможно однозначно ответить на вопрос: есть в России вообще государственная молодежная политика или нет.
В 1990—2000-е годы были разработаны новые методологические подходы в молодежных исследованиях. Обобщающие исследования по региональной молодежной политике, проведенные в эти годы, были посвящены в основном социальной политике в отношении молодежи. Авторы не проводят ретроспективного анализа, указания на предшествующий период носят фрагментарный характер.
Социальная дифференциация молодежи в субъектах РФ, вызванная непоследовательностью политических и социальных преобразований, привела к усилению значимости и специфике региональной молодежной политики. Отдавая должное исследованиям, осуществленным на федеральном уровне, отмечу, что весьма представительный блок литературы, посвященной изучению молодежных проблем и обобщающей большой массив ценного фактического материала, был подготовлен авторами, исследовавшими эти проблемы в рамках отдельных российских регионов. Важность методологических оснований и факторов развития региональной молодежной политики отмечали в своих трудах В. В. Гаврилюк, Е. Г. Слуцкий, Р. М. Рахимова, В. В. Фещенко и другие.
Проведенный анализ показывает, что в большинстве регионов меры по реализации ГМП предусматривали активную
1 Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001
поддержку молодежи, нуждающейся в помощи. Повсеместно ставились задачи создания фондов социальной защиты, квотирования рабочих мест, создания служб социальной поддержки. Вместе с тем заметна крайняя ограниченность финансирования молодежных программ на местах ввиду нехватки средств.
В 1990—2000-е годы по сравнению с 1980-ми годами число диссертаций по проблемам молодежи сократилось в 10—15 раз. Исторические работы 1990-х годов в основном посвящены проблемам реорганизации молодежных организаций и движений. Исследования выполнялись как правило на базе текущих архивов и, несмотря на историческую направленность, имели существенное практическое значение в деле поиска оптимальных структур управления молодежной политикой и выработки ее концептуальных основ.
Вопросы формирования и реализации ГМП в Республики Бурятия нашли отражение в трудах историков, социологов, экономистов. Историки Бурятии изучали опыт ВЛКСМ (история студенческих строительных отрядов и комсомольско-молодежных строек), проблемы подготовки и воспитания будущих специалистов Восточной Сибири2. Вопросы политического, патриотического воспитания молодежи получили свое отражение в диссертационных исследованиях3.
Первым обобщающим трудом по проблеме стала монография С. В. Мантурова, в которой на широкой источниковой базе показаны организационно-правовые условия и основные направления реализации ГМП как на федеральном, так и на региональном уровне. Автором проанализировано состояние кадров сферы ГМП, выявлены особенности развития, основные подходы, пути совершенствования ГМП. Одним из выводов работы является то, что реализация ГМП
2 Дуб Э. П. Работа комсомольских организаций Восточной Сибири по подготовке молодежи к службе в Вооруженных силах СССР в условиях развитого социализма (1962—1975 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1984. Мантурова С. Ч. Практика политического воспитания студенческой молодежи в вузах Восточной Сибири в 1971—1975 гг. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1995
3 Жуков К. С. Комсомол — помощник партийных орагнизаций в воспитании социальной активности студентов 1971 — 1975 гг. (на материалах вузов Восточной Сибири). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1985
#
03'2008
ВЛАСТЬ
59
должна осуществляться специально подготовленными кадрами по работе с молодежью. Выделены причины недостаточно эффективной реализации ГМП (отсутствие нормативного обеспечения, недостаточное финансирование, слабая материальная база, нехватка квалифицированных кадров).
В другой своей монографии «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Республике Бурятия в начале XXI века»
С. В. Мантуров на основе обширных статистических материалов, социологи -ческих исследований и мониторингов анализирует наиболее важные проблемы молодежи Республики Бурятия: занятость, жилье, профилактика асоциальных явлений, отдых и оздоровление, поддержка студенчества и молодежных общественных организаций1.
Проблемы молодежи нашли отражение в работах ученых Бурятии. З. А. Данилова в своей монографии «Социальные перемены: аспекты адаптации» проводит глубокий анализ процесса социализации молодежи в условиях современной действительности. На основе социологического обследования автор выявляет тенденции, противоречия и перспективы данного процесса2. Близка по теме к ней кандидатская диссертация В. В. Затеева, рассматривавшего социальные и нравственные основы жизнедеятельности студенческой молодежи в современных условиях Бурятии. Роли общественных организаций республики и их влиянию на воспитание молодежи посвящена кандидатская диссертация А. З. Бадмаева. Участие молодежных общественных объединений и организаций в реализации молодежной политики рассмотрено в диссертации Л. М. Итигиловой. Профилактика асоциальных явлений, духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи являются неотъемлемой частью реализации ГМП в Бурятии. Этим вопросам посвящены диссертации Гливенко В. Ф., Мантатовой М. Ш.,
1 Мантуров С. В. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Республике Бурятия в начале XXI века. Улан-Удэ, 2006
2 Данилова З. А. Социальные перемены: аспекты адаптации. Улан-Удэ, 1999
Жарковой В. В., Козыревой С. П., Лелюх
В. Ф., Михаэлис С. И., Бороноева П. Г., Гайдай М. К. Вопросы занятости молодежи, социокультурные аспекты региональной молодежной политики, роль вузов и ссузов в воспитательном процессе молодежи рассматривались П. А. Чукреевым, Н. К. Жамсуевой, И. X. Бальхаевой, А. О. Дагдановой, Е. И. Кулябиной, Полуто-вой М. А.
Вопросы реализации ГМП на федеральном и региональном уровне, проблемы и пути совершенствования ГМП систематически становились темой выступлений, дискуссий, дебатов многих научно-практических конференций, «круглых столов», встреч международного, всероссийского, межрегионального, республиканского уровней, проводи-мых Комитетом по молодежной политике Министерства образования и науки Республики Бурятия3. Ежегодные доклады о положении молодежи в Республике Бурятия являются важным элементом управления в сфере ГМП. В докладах содержатся выводы и заключения, предложения и рекомендации в качестве основы для стратегического планирования и реализации ГМП в регионе4.
Отдавая максимально должное всем исследователям обозначенной тематики, объективно надо признать, что в общественных науках, особенно в истории многие вопросы обобщения, анализа, оценки практики в области молодежной политики остаются недостаточно исследованными, недостатком (хотя и объяснимым) являются пробелы в мобилизации для исследования источниковой базы.
В целом проведенный историографический анализ показал, что проблема эволюции государственной молодежной политики России привлекает к себе пристальное внимание, а также отличается наличием целого ряда дискуссионных вопросов. Данное обстоятельство требует дальнейшего изучения данной проблематики, ее комплексного осмысления.
3 Сборник тезисов в двух частях Всероссийской научно-практической конференции «Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы», 21—25 августа 2000 г. Улан-Удэ, 2000
4 Государственный доклад «Молодежь Республики Бурятия. 2004—2005 годы». Улан-Удэ, 2006. Государственный доклад «Молодежь Бурятии в 2006 году». Улан-Удэ, 2007