Научная статья на тему 'Молодежь Чувашской Республики на рубеже ХХ-ХХI веков: историография и перспективы изучения темы'

Молодежь Чувашской Республики на рубеже ХХ-ХХI веков: историография и перспективы изучения темы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
230
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь Чувашской Республики на рубеже ХХ-ХХI веков: историография и перспективы изучения темы»

Н.М. ИВАНОВА

МОЛОДЕЖЬ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ: ИСТОРИОГРАФИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Современная молодежь в ближайшей перспективе будет во все большей степени определять развитие российского общества. Сложное социальноэкономическое положение, противоречия между социальными потребностями молодежи и условиями для их реализации повышают актуальность и научную значимость исследований, направленных на изучение процессов, происходящих в молодежной среде, выявление тенденций развития современной молодежи, создание ее социокультурного портрета на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Большое значение приобретают исследования на региональном уровне. Ориентация на рассмотрение межрегиональных различий и особенностей развития потенциала молодежи позволяет выявить ряд важных зависимостей и тенденций, проанализировать региональную дифференциацию положения молодежи в России.

Для современных исследователей имеет несомненную востребованность и ценность опыт изучения молодежи и работы советского периода. В частности, большой интерес представляют труды И.В. Бестужева-Лады, Ф.Р. Филиппова, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина, В.Е. Полетаева, И.Л. Корнаковского, базирующиеся на обширном эмпирическом материале и ставшие результатом многолетних исследований [1]. Необходимо отметить также работы теоретико-методологического характера В.Н. Боряза, С.Н. Иконниковой [2]. В работах В.И. Чуп-рова, В.В. Бовкуна, К.Г. Мяло, В.Т. Лисовского и Л.Я. Рубиной рассматриваются различные аспекты образа жизни, социальных характеристик поколения молодежи 1980-х годов [3]. Следует отметить, что в работах данных исследователей проблемы молодежи изучаются в контексте начавшихся процессов преобразования советского общества.

В постсоветский период исследовательский интерес к современной молодежи поддерживается на достаточно высоком уровне. На общероссийском и региональном уровне появился значительный массив научных работ и исследований, посвященных молодежной теме. Среди исследователей, работающих в данной области, следует назвать В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, И.М. Ильинского, Б.А. Ручкина, В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок, Ю.Р. Вишневского, Д.Л. Константиновского [4].

На современном этапе существует необходимость систематизации и анализа появившихся в постсоветский период научных работ с целью решения вопросов теоретико-методологического характера, выявления основных проблем, степени изученности отдельных вопросов, определения перспектив и направлений дальнейшей исследовательской работы. В данной статье анализируются историография и перспективы изучения современной молодежи в Чувашской Республике. Нами была выявлена и рассмотрена различная научная литература по исследуемой теме: монографии, статьи в научных сборниках и периодических изданиях, брошюры, материалы (доклады и тезисы) научных конференций, диссертационные исследования за период 1991-2004 гг.

Среди немногочисленных работ начала 1990-х годов следует отметить работу Б.Л. Алексеева и Г.Г. Тихомировой «Студенческая молодежь: на пути к новым жизненным ориентациям». В ней на основе социологических исследований, проведенных авторами в 1989-1993 гг., изучаются социальное самочувствие и положение молодежи, отношение молодежи к рыночной экономике, предпринимательству, частной собственности, социальной дифференциации;

анализируется влияние новых социально-экономических условий на изменение уровня и характера требований к образовательной и профессиональной подготовке молодежи. В работе также получили освещение различные стороны жизнедеятельности студенческой молодежи (проблемы оптимизации учебной деятельности, психологический климат в студенческом коллективе, студенческое самоуправление, формы проведения досуга) [5].

Во второй половине 1990-х годов появился ряд монографий и статей, в которых было предпринято изучение и осмысление влияния радикальных политических и социально-экономических реформ на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, социальное положение молодежи. Следует выделить монографию И.Е. Ильина «Социология молодежи: социальный и духовный облик». Достоинством работы является то, что социальный и духовный облик молодежи Чувашии изучается на основе серии социологических исследований, проведенных автором в 1990-е годы [6]. Изменения различных аспектов ценностных ориентаций молодежи в условиях адаптации молодежи к новым социально-экономическим отношениям рассматриваются в статьях Н.П. Бахтинова, И.Е. Ильина, О.В. Василенко и Ю.С. Гурова [7].

С формированием в системе органов государственной власти Чувашской Республики структур, курирующих реализацию молодежной политики, стали периодически проводиться исследования молодежи республиканского масштаба. Следует отметить исследования, проведенные Комитетом Чувашской Республики по делам молодежи и Министерством образования Чувашской Республики в 1996-1999 гг. Результаты исследований «Молодежь Чувашии», проведенных в 2000 и 2002 гг. Государственным комитетом по делам молодежи Чувашской Республики, получили отражение в ряде научных работ. В работе О.Н. Викторова и М.Н. Изратовой (Красновой) «Ценностные ориентации студенческой молодежи» анализируются данные исследований «Молодежь Чувашии» 2000 и 2002 гг., привлечены статистическая информация и данные исследований проблем молодежи в других регионах, выявлены проблемы, волнующие студенческую молодежь. В работе изучаются духовные ценности, гражданская позиция и политические ориентации молодежи, также рассмотрены вопросы, касающиеся специфики студенческой молодежи, принципов и содержания воспитательной работы по формированию активной жизненной позиции студентов в вузе. Авторы указывают на нечеткость и размытость ценностных ориентаций студенчества, на то, что современные ценности студентов ориентированы на индивидуалистический мир. Отмечается, что студенчество остается одной из передовых групп молодежи. В качестве актуальной проблемы обозначена слабая социальная защита студенчества [8].

В ряде статей М.Н. Красновой на основе исследований «Молодежь Чувашии» 2000 и 2002 гг. изучаются гражданская позиция (отношение к родине, мнение по поводу актуальных проблем в стране), духовные ценности (жизненные цели и приоритеты, отношение к материальному достатку), а также формы и характер досуга молодежи [9].

Отдельным направлением исследований является изучение ориентаций и проблем в сфере образования и занятости молодежи. В частности, в статьях Ю.С. Гурова, Т.Я. Сильвестровой и В.Н. Григорьева, Н.Г. Полупан-Семедовой, Н.В. Григорьевой анализируются образовательные потребности молодежи, влияние образования на изменение социального статуса в новых социальноэкономических условиях, вопросы доступности получения профессионального образования, проблемы занятости молодежи. В целом проблемы безработицы, дисбаланса между профилем и объемом выпускаемых специалистов и реальными запросами регионального рынка труда значительно актуализируют данное направление исследований [10].

В рассматриваемый период получила обновление и развитие проблематика, связанная с изучением участия современной молодежи в политической и общественной сферах жизни общества. В центре внимания исследователей вопросы формирования правового сознания, гражданская позиция и активность молодежи. В 1997 г. Чувашским государственным институтом гуманитарных наук совместно с Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН и Центром социологических исследований Московского государственного университета было проведено исследование молодежи г. Чебоксары 1979-1980 гг. рождения, которое являлось частью исследовательского проекта «Этнополитические представления молодежи: формирование и функционирование». В ходе него был изучен достаточно широкий спектр вопросов: оценка молодежью направленности развития страны, отношение к материальному достатку, мнение по поводу религии, планирования семьи, брака, воспитания детей. Результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций [11].

По рассматриваемой проблематике следует отметить монографию Д.М. Ша-бунина «Правовое сознание современной молодежи (этно-национальные особенности)». Социологическое исследование, проведенное автором, было направлено на изучение влияния этнической принадлежности, национальных традиций и культуры на формирование правового сознания молодежи. Оно было проведено при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров в трех субъектах Приволжского федерального округа (Чувашия, Татарстан, Нижегородская область), различающихся по этнической структуре населения и сложившимся в них политическим режимам. Д.М. Шабунин пришел к заключению, что национальные стереотипы и ментальность оказывают влияние на формирование образа России, восприятие ее цивилизационной принадлежности, а также гражданские ориентации молодежи. В то же время национальные стереотипы и ментальность не оказывают влияния на демократические ориентиры и ценности молодежи, отношение к закону, к органам государственной власти, на уровень правового образования и реализацию прав человека. Автор отмечает низкий уровень правовых знаний молодежи в целом и отношение к закону как к необязательному и чисто внешнему по отношению к самому человеку фактору [12].

В монографии «Массовое сознание молодежи Чувашии в процессе модернизации российского социума (социально-философский анализ)» и ряде статей В.К. Шумилова на основе данных социологического исследования, проведенного автором в 1999-2000 гг., изучаются факторы формирования мировоззрения молодежи, процессы модернизации массового сознания современной молодежи. В частности, анализируются отношение молодежи к политическим правам и свободам, степень доверия государственным и общественным институтам, отношение молодежи к курсу развития страны, частной собственности, имущественному неравенству [13].

В рассматриваемый период произошла активизация исследования проблем девиантного поведения современной молодежи, молодежной преступности. Это связано с тем, что данные негативные явления получили распространение в молодежной среде. В Чувашской Республике интерес к данному направлению исследований усилился с конца 1990-х годов. Кризисные явления в нравственном сознании и поведении современной молодежи, вопросы социального контроля и профилактики девиантного поведения молодежи рассмотрены в диссертационном исследовании и ряде работ С.Е. Степановой, в статье Ю.С. Гурова [14].

Современную молодежь сложно рассматривать как гомогенную социальную группу. Помимо социального положения среди векторов дифференциации молодежи - локально-территориальные особенности жизнедеятельности, стилевые,

субкультурные, а также гендерные различия. В связи с этим необходимо исследование отдельных групп молодежи. Анализ особенностей положения и характеристик отдельных групп молодежи, студенчества присутствует в рассмотренных выше работах Б.Л. Алексеева, Г.Г. Тихомировой, И.Е. Ильина, М.Н. Красновой, О.Н. Викторова и М.Н. Изратовой (Красновой), О.В. Василенко. Характеризуя изученность отдельных групп молодежи, можно отметить, что в большей степени в центре внимания исследователей - студенчество, учащаяся молодежь. Это имеет объективные основания: на современном этапе значительный контингент молодежи ориентируется на получение профессионального образования, обучение в вузе. Однако пробелом в исследованиях является недостаточная изученность других групп молодежи (работающей, сельской молодежи и др.).

Мало представлены в исследованиях молодежи Чувашской Республики гендерные проблемы, вопросы брачно-семейных ориентаций молодежи. Важное исследовательское значение имеет изучение современной молодежной субкультуры, стиля жизни, культурных практик современной молодежи. Развитие современного общества, характеризующиеся интенсивным распространением информационных и коммуникативных технологий, привело к появлению новых факторов влияния на мировоззрение и образ жизни молодежи. В частности, исследователи постмодернистского направления акцентируют внимание на изучении роли влияния на современную молодежь вышеперечисленных инноваций. В связи с этим значительным пробелом является недостаточная изученность молодежной субкультуры, стиля жизни, молодежных культурных и общественно-политических движений в Чувашской Республике.

Изучение современной молодежи является важным направлением в проводимых в Чувашской Республике исследованиях, посвященных комплексу социально-экономических и политических проблем постсоветского периода развития. Характеризуя интенсивность изучения молодежи Чувашской Республики, можно отметить немногочисленность исследовательских работ в первой половине 90-х годов ХХ в. С конца 90-х годов ХХ в. интерес к рассматриваемой теме заметно увеличился. Это выразилось в расширении круга исследователей, спектра изучаемых проблем, а также росте числа публикаций. Относительно методики проводимых исследований можно заметить, что целесообразным представляется более широкое использование не только метода опроса, но и таких методов, как глубинное интервью, метод фокус-групп. Перспективной является методологическая стратегия комбинирования данных массовых количественных исследований с изучением единичных случаев, на основе которых массовидные тенденции анализируются более углубленно.

В целом в рассмотренных исследовательских работах представлен достаточно широкий круг вопросов, касающихся социального положения и развития современной молодежи Чувашской Республики. Вместе с тем отдельные вопросы получили недостаточную степень разработанности. Можно сделать вывод, что существует необходимость создания работ обобщающего характера с привлечением более широкого круга источников.

Таким образом, перспективы изучения проблем, связанных с региональной молодежной тематикой, требуют расширения проблематики, совершенствования методики и повышения уровня качества исследований. Безусловно, перспективы изучения проблем молодежи также связаны с междисциплинарным подходом, проведением комплексных исследований с участием социологов, историков, экономистов, политологов. Необходимо развивать дальнейшее сотрудничество государственных структур и исследователей. Имеющийся позитивный опыт показывает, что исследования республиканского масштаба,

проводимые в мониторинговом режиме, позволяют рассмотреть объект изучения в динамике, выявить тенденции, сделать прогнозы.

Представляется полезным развитие контактов с федеральными и региональными исследовательскими центрами, занимающимися изучением проблем молодежи с целью обмена опытом, информацией, организацией совместных проектов. Следует расширять пространство взаимодействия и информационного обмена, как между исследователями, так и с общественностью (проведение конференций, семинаров, публикация результатов исследований, размещение информации в СМИ).

Литература

1. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. 207 с.; Он же. Современные социальные проблемы молодежи (К историко-социологической постановке вопроса) // История СССР. 1988. №2. С. 21-38; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. М.: Мысль, 1989. 237 с.; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985. 239 с.; Социальный облик колхозной молодежи по материалам социологических обследований 1938 и 1969 гг. / Отв. ред. В.Е. Полетаев. М.: Мысль, 1976. 293 с.; Социальный облик рабочей молодежи по материалам социологических обследований 1936 и 1972 гг. / Отв. ред. В.Е. Полетаев. М.: Мысль, 1980. 301 с.

2. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973. 155 с.; Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1974. 166 с.

3. Чупров В.И. Социальный портрет молодежи // Советская педагогика. 1988. №7. С. 11-16; Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Высш. шк., 1988. 142 с.; Мяло К.Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1991. 253 с.; Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высш. шк., 1990. 302 с.; РубинаЛ.Я. Советское студенчество: Социологический очерк. М.: Мысль, 1981. 207 с.

4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУ, 2000. 519 с.; Луков В.А. Проблема обобщающих оценок молодежи // Социс. 1998. №8. С. 27-36; Он же. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. 2002. №10. С. 79-87; Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. №5. С. 90-98; Чупров В.И. Молодежь: духовное воспроизводство в условиях риска // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2004. № 6-7. С. 7-17; Зубок Ю.А. Риск как фактор социального развития молодежи: Дис. ... доктора социол. наук. М., 2003. 335 с.; Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социс. 2000. №12. С. 59-62; Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.

5. Алексеев Б.Л., Тихомирова Г.Г. Студенческая молодежь: на пути к новым жизненным ориентациям (по материалам социологических исследований). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1994. 131 с.

6. Ильин И.Е. Социология молодежи. Социальный и духовный облик. Чебоксары: ЧГИГН, 1999. 89 с.

7. Бахтинов Н.П. Учащаяся молодежь в условиях рынка (социологический анализ адаптации молодежи к новым условиям) // Народная школа. 1998. №5-6. С. 26-31; Ильин И.Е. Философско-религиозные ориентации молодежи // Общество, государство, религия: Сб. ст. научно-теоретической конференции, посвященной 200-летию христианства (16 марта 2000 г.). Чебоксары: ЧГИГН, 2002. С. 15-28; Василенко О.В., Гуров Ю.С. Молодежь и религия // На рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы. Труды молодых ученых и специалистов. Чебоксары, 2000. С. 5-7.

8. Викторов О.Н., Изратова М.Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи. Опыт работы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. С. 39.

9. Краснова М.Н. Молодежь Чувашской Республики в условиях модернизации молодежной политики // Информационные технологии и гуманитарное образование. Сб. ст. Чебоксары, 2003. С. 342-348; Она же. Ценностные ориентации молодежи Чувашской Республики в условиях трансформации современного общества // Основные аспекты трансформации постсоветского пространства в условиях полиэтнического региона: Сб. ст. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. С. 102-114.

10. Гуров Ю.С, Сильвестрова Т.Я., Григорьев В.Н. Образовательные потребности молодежи в системе социальной и профессиональной мобильности общества // Актуальные проблемы непрерывного образования в системе «Школа-ВУЗ»: Материалы межвузовской научно-

практической конференции. М.; Чебоксары, 2001. С. 31-35; Полупан-Семедова Н.Г. Образование и карьера // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российской общество и социология в начале ХХ1 веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. Т. 2. М.: Альфа-М, 2003. С. 573; Григорьева Н.В. Профессиональное самоопределение молодежи: Конспект лекций. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. 44 с.

11. Бойко И.И. Демографический взрыв нам не грозит, или быть богатым актуально // Молодежный курьер. 1997. 27 июня; Губогло М.Н. Формирование гражданской идентичности (опыт молодежи России) // Этнографическое обозрение. 1998. №6. С. 89-97.

12. Шабунин Д.М. Правовое сознание современной молодежи (этно-национальные особенности). Чебоксары: ИЧП, 1999. С. 63.

13. Шумилов В.К. Массовое сознание молодежи Чувашии в процессе модернизации российского социума (социально-философский анализ). Чебоксары: ЧГПУ, 2002. 200 с.

14. Степанова С.Е. Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях: Дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2004. 157 с.; Она же. Проявления девиации в студенческой среде // Информационные технологии и гуманитарное образование: Сб. ст. Всероссийской научнометодической конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. С. 47-254; Гуров Ю.С. Проблемы девиантного поведения молодежи // Молодежь в современной России: социально-экономические проблемы и пути их решения: Сб. ст. межведомственной региональной научно-практической конференции в филиале РГСУ (12 ноября 2004 г.). Чебоксары: Чебоксарский филиал РГСУ, 2004. С. 188-194.

ИВАНОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА родилась в 1980 г. Окончила Чувашский государственный педагогический университет. Аспирант Чувашского государственного университета. Область научных интересов - социокультурное развитие современной молодежи. Имеет 5 публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.