Научная статья на тему 'Студенческая субкультура Бурятии на современном этапе'

Студенческая субкультура Бурятии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
640
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / YOUTH SUBCULTURES / STUDENTS CULTURE / CULTURE / SUBCULTURE / CONSCIOUSNESS / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Вера Викторовна

Статья посвящена изучению особенностей формирования студенческих субкультур в Бурятии в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students subculture of Buryatia at modem stage

The article is devoted to studying the features of formation of students subcultures in Buryatia during the post-Soviet period.

Текст научной работы на тему «Студенческая субкультура Бурятии на современном этапе»

Дудин Павел Николаевич, кандидат политических наук, Бурятский государственный университет. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Dudin Pavel Nikolaevich, candidate of political science, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str.„ 24 a.

УДК378:316.723 (571.54)

© B.B. Калашникова Студенческая субкультура Бурятии на современном этапе

Статья посвящена изучению особенностей формирования студенческих субкультур в Бурятии в постсоветский период. Ключевые слова: молодежные субкультуры, студенческая культура, культура, субкультура, сознание, ценности.

V. V. Kalashnikova

Students subculture of Buryatia at modern stage

The article is devoted to studying the features of formation of students subcultures in Buryatia during the post-Soviet period. Keywords: youth subcultures, students culture, culture, subculture, consciousness, values.

Понятие «молодежь» многозначно. Возрастные границы молодежной группы не строго очерчены, что может быть обусловлено особенностями данного общества, а также исследовательскими целями. Одни исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, другие

- с 14 до 28 (30). Обычно социальные группы определяются по их отношению к собственности, уровню дохода и соответствующей властной позиции в социальной иерархии. Поэтому выделить молодежную группу по возрасту можно только в узко демографическом смысле. Оставаясь несомненным критерием, возраст мало что дает для понимания различий в образе мыслей, поведении и «практиках» современной российской молодежи. Для этой группы характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным ресурсам.

Молодость, с одной стороны, - фаза психологического развития, в течение которой развивается и изменяется тело подростка. С другой стороны, - это период психологического становления, проходящего через фазы ранней и поздней подростковости. Понятие «студенчество» определяется легче, чем «молодежь». Во-первых, это учащаяся молодежь в ПТУ, вузе, ССУЗе и др. Во-вторых, эта группа определяется возрастными границами от 15 (16) до 28 лет.

Доминирующая роль межгрупповых, межклассовых интересов в молодежной среде особенно заметна на примере студенчества. Однако пребывание в одной аудитории, совместное изучение наук, дискуссии, сопоставления наследия великих мыслителей прошлого с реалиями современной жизни сплачивает, цементирует студенчество, по крайней мере - на время совмест-

ной учебы.

Очевидно, что внутри выделенной по возрасту группы следует различать социальнослоевые, профессиональные и иные образования, такие как молодые «новые русские», «бедные», студенты престижных университетов и безработные, лидеры молодежных объединений и члены криминальных группировок.

Студенчество, являясь источником пополнения числа работников умственного труда - интеллигенции, - может рассматриваться инициатором нововведений, ценностные ориентации которого коренным образом влияют на перспективы развития общества в целом.

Как уже было отмечено, современная молодежь включает в себя различные социальные группы, в том числе и студенчество. Выбор студенчества в качестве объекта нашего исследования объясняется тем, что указанная социальная группа является своего рода индикатором в отношении изменений, происходящих в стране. Кроме того, студенчеству присущи такие особенности личностной идентификации, как неустойчивость, отсутствие окончательной сформи-рованности, нестабильность, более высокая по сравнению со старшими возрастными группами реактивность в отношении перемен, происходящих в социокультурной среде. При этом именно студенчество обладает целым набором социальных ресурсов, способствующих более высокой адаптивности и инновативности данной социальной группы в условиях трансформаций: молодой возраст, образованность, социальная активность, проживание в больших городах, а также сравнительно высокая материальная обеспеченность и т.п. Следовательно, можно

говорить о студенческой субкультуре, для которой характерны общие ценности, понятия, деятельность и т.д.

В нашей стране с 60-х гг. XX в. студенчество стало изучаться как специфическая социальная группа. По данной проблеме в это время было написано много работ, в основном в них присутствовал ориентир на коммунистическое развитие общества в целом. Немного позже этот ориентир сменился задачей формирования в Советском Союзе общества с развитым социализмом. Главная роль отводилась студенчеству как реализатору коммунистических идей.

В настоящее время проводится множество социологических исследований студенческой молодежи, что естественным образом создает предпосылки для более конкретных теоретических обобщений. Тем не менее и в настоящее время в социологической науке вопрос синтеза теории и эмпирики по проблеме студенчества является весьма актуальным, поскольку это обеспечит уточнение дефиниции «студенчество», выявление его сущности, определение его места и роли в современном российском обществе.

В существующих социологических работах, посвященных студенчеству, преимущественно дается определение данной совокупности индивидов как социальной группы. В работах В.Т. Лисовского, посвященных изучению феномена советского студента, отмечается, что «советское студенчество будоражило общественную мысль, оно тревожило правительство, постоянно напоминало самодержавной бюрократии, что она не сможет задушить всю страну» [1], и дается определение студенчества как группы в социальной структуре общества, которая по общественному положению относится к интеллигенции, является ее резервом, предназначенным для занятий высококвалифицированным трудом в различных областях науки, техники, культуры и др. [2]

По определению О.В. Лармина, студенческая молодежь - это специфическая, социальнопрофессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социальных функций, характеризующаяся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни. [3]

Характерным для студенческой молодежи является стремление к личной независимости, к свободе в принятии решений, престижности получаемого образования. Именно молодежь является инициатором нетрадиционного и прогрессивного подхода к сложившимся обстоятельст-

вам, выступает критиком накопленного исторического опыта и является объектом для подражания.

Необходимо отметить, что для студенческой субкультуры характерны явления девиантного поведения. Особенно острой является проблема детской и юношеской наркомании. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 1,5 раза выше, чем среди взрослых. Наркотики получают все более широкое распространение в учебных заведениях, в том числе в начальной, средней и высшей школах, становясь частью субкультуры. Ежегодно в Республике Бурятия количество людей, употребляющих наркотики увеличивается на 28-30%. Одной из острейших является проблема разводов. В Бурятии ежегодно более 4,5 тыс. детей остаются с одним из родителей. Это предпосылка для появления социальных сирот, детской преступности, бродяжничества [4].

Молодежь начала 90-х гг. XX в. представлялась как потерянная. Государство, отказываясь от своих обязанностей, бросило молодых людей на периферии общества, где они стали маргиналами, неспособными вписаться в нормальную жизнь.

Субкультуры - это яркое «открытие» молодежи. В классических теориях они представлялись культурами различных молодежных меньшинств в пределах плюралистических обществ, аутентичными формами независимых идентичностей, отражавшими новые измерения послевоенной классовой структуры, стилистические различия которых объяснялись разрывом преемственности в воспроизводстве классовых культур. Внимание уделялось раскодированию значений различных стилей одежды, музыки, территориальности и других языков взаимодействия внутри групп сверстников.

П.С. Гуревич считает, что «субкультурные отсеки культуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса» [5].

«Молодежная субкультура» - культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры, - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населе-

ния мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультур своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам -одежда, прически, музыка, места общения» [7].

Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как вне-культурные. Со временем оно получило иной смысл, - теперь оно прочитывается как обозначение «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества [8].

В работах С. Фриса «субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества» [9].

«Если под культурой понимать специфический человеческий способ жизнедеятельности, обеспечивающий социальное наследование, а под образом жизни - относительно устойчивые, типичные для конкретного общества (группы, класса) формы жизнедеятельности, - пишет Я. Ильинский, - то сообщества с преобладанием ценностей, норм, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе, образуют ценностно-нормативные субкультуры» [10].

В соответствии с субкультурной теорией формы проявления молодых людей являются протестом не потому, что они сознательно желают нанести урон «буржуазной идеологии», а потому, что использование социальных знаков наделяет чувством контроля над своей жизнью, через свой стиль они привлекают внимание не только к себе, но и к противоречиям в доминирующей идеологии.

Следовательно, субкультуры типологизиру-ются в соответствии с типом общности их носителей. В частности, выделяются следующие типы:

- половозрастные (детская, молодежная, субкультуры матерей);

- социально-профессиональные (рабочие и интеллигенция, студенческая, армейская);

- досуговые;

- религиозные;

- этнические;

«Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе» [11].

Студенчество необходимо рассматривать как один из сегментов молодежной субкультуры. Проблема регионального студенчества в том,

что оно остается во многом пассивным, в Бурятии действует очень мало студенческих организаций, клубов. И это особенности нашей студенческой субкультуры. В толпе мы не сможем отличить, кто перед нами - студент или работающий молодой человек, у нас отсутствует «маркер», который бы выделял студентов. Может, это боязнь выделиться из общей обезличенной массы? В отличие от России на Западе существует определенный стиль студенческой субкультуры: в США - это малиновые пиджаки, которые носят студенты колледжей, в Прибалтике -восьмиугольные шапки с помпонами и перчатки и т.д. Так, все студенты идентифицируют себя со студенческой субкультурой и с определенным социальным статусом.

Студенческая субкультура могла бы выполнять не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку она непосредственно включена в жизнь общества и определяет некоторые формы его развития. Поэтому так важно, чтобы студенческие субкультуры осваивали городское пространство, общество, т.к. они являются позитивными формами социального развития.

Следовательно, необходимо направлять студенческую субкультуру для того, чтобы студенчество в полной мере развивалось, занимало активную общественную позицию и объединялось по интересам, видам деятельности.

Определены следующие специфические характеристики студенческой молодежи как объекта исследования:

- студенчество - самая значительная по численности и по роли в системе общественного воспроизводства социальная группа;

- главная функция студенчества - пополнение рядов квалифицированных кадров интеллигенции;

- студенческая молодежь является особенной переходной социальной группой, в рамках которой осуществляется личностное и социальное становление;

- отличительная особенность студенчества -стремление ко всему новому;

- студенческая молодежь наиболее чувствительна к общественным трансформациям и открыта для восприятия любых инноваций;

- студенчество Республики Бурятия остается пассивным и инертным.

Студенчество, не являясь особым классом и не занимая самостоятельного положения в системе материального производства и производственных отношений, в то же время выступает

неотъемлемой частью социально-классовой структуры общества.

В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что студенчество - это не только передовой отряд молодежи, но являясь высокообразованной и высококультурной частью об-

щества, оно выступает как инновационный резерв и потенциальная элита, которая концентрирует в своих взглядах и идеях зачатки будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе.

Литература

1. Лисовский В.Т. Советское студенчество // Советское студенчество: социологические очерки. - М., 1990. - С. 54.

2. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) - Социологические исследования. 1998. - № 5. - С. 102.

3. Лармин О.В. Эстетическое воспитание и развитие молодежи // Эстетическое воспитание и развитие молодежи - М., 1978.-С. 96.

4. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ) Ф. 2028. On. 1, Д. 1279. С.31, НАРБ. Ф. 2028. On. 1. Д. 1279. С.36.

5. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Гардарики, 2001. - С. 178.

6. Неформальные молодежные объединения: информационный бюллетень. - М.: Изд-во МВД России, 2003. - С. 15.

7. Щепанская Т.Б. Традиция городских субкультур // Современный городской фольклор - М: Изд-во РГТУ, 2003 г., [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poehali.narod.ru//subcult. - СПб., 1993. - С.2.

8. Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. - М.: Владос, 2004. - С. 9.

9. Там же. С.10.

10. Там же. С. 10.

11. Щепанская Т.Б. Традиция городских субкультур // Современный городской фольклор. - М.: Изд-во РГТУ, 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poehali.narod.ru//subcult. - СПб., 1993. С.З.

Калашникова Вера Викторовна, кандидат исторических наук, преподаватель Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта - филиала ГОУ ВПО «ИрГУПС» в г.Улан-Удэ, пр. 50 лет Октября, 58.

Kalashnikova Vera Victorovna, candidate of historical sciences, lecturer, Ulan-Ude Insitute of Railway Transport - Branch of Irkutsk State University of Railway Transport in Ulan-Ude, 50 anniversary of October, 58.

УДК 94 (571.54)

© Б.Б. Зандараев

Дореволюционная историография земледелия бурят

Статья посвящена анализу дореволюционных источников XVIII-XX вв. о состоянии земледелия у бурят. Рассматриваются обзоры, отчеты, статистические данные, нормативные акты и исследования ученых.

Ключевые слова: коренной сибирский народ, буряты, традиционное хозяйство земледелие, хлебопашество, Сибирь.

В.В. Zandaraev

Pre-revolutionary historiography of the development of Buryat's agriculture

The article is devoted to the analysis of pre-revolutionary sources of the XVIII-XXth centuries on state of farming in the Buryats. The reviews, reports, statistical data, normative acts and scientific researches are studied.

Keywords: indigenous Siberian people, Buryats, traditional agriculture, husbandry, Siberia.

В XVIII в. исследованием Сибири занимались академические экспедиции. Начало исследований этнографического характера с определенными оговорками можно связать с Первой академической экспедицией (1733-1743), возглавляемой Г.Ф. Миллером; в состав отряда входили также И.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников. Ими оставлен богатый материал по описанию хозяйства и опыта коренных народов XVIII в., в частности о земледелии бурят.

Еще в первой половине XVIII в. И. Гмелин, путешествовавший по Сибири в составе Вели-

кой Камчатской экспедиции и близко наблюдавший жизнь коренных народов, отмечал земледелие у бурят и переход к нему объяснял имущественным неравенством, разделением людей на богатых и бедных. Последние, не имея возможности прокормиться исключительно за счет скотоводства, крестились в православие, что освобождало их на несколько лет от уплаты ясачной подати, и брались за пашню как за важный дополнительный источник существования [1].

Во второй половине XVIII в. подобную картину наблюдал участник другой большой ака-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.