УДК 37.013.21
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© Хиваз Кудайбергеновна МАШРАПОВА
Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Республика Казахстан, магистр педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального обучения, e-mail: [email protected]
На основе анализа исследований философской, психолого-педагогической литературы уточняются понятия «социальная активность», «социальная активность молодежи», конкретизируются теоретические вопросы относительно формирования социальной активности студента, определяется роль социума в формировании активной социальной позиции личности. Представлены некоторые теоретико-методологические подходы к пониманию сущности социальной активности молодежи как важного фактора ее социализации.
Ключевые слова: личность; социальная активность; социализация личности; социум; деятельность личности; молодежь; студенчество.
Постановка проблемы. Проблема активизации молодежного ресурса для решения модернизационных задач в современном обществе является одной из актуальных и социально значимых, поскольку молодежь является особой, обладающей рядом специфических характеристик, социально-демографической группой, от которой во многом зависит будущее любой страны. Среди молодежных проблем особое место занимает проблема социально-политической активности молодежи, от характера, направленности, форм реализации которой во многом зависит состояние баланса между потребностью общества в сохранении стабильности и одновременно в постоянном обновлении.
Рассматривая студенческую молодежь как субъект социальной активности, следует учитывать и то, что студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, а студенческий статус является заранее временным. Что же касается публичного положения студенчества и специфических трудностей, возникающих в процессе его социализации, то они определяются характером публичного строя и находятся в прямой зависимости от уровня социальноэкономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Студенчество является социальной группой молодежи, которая находится в стадии своего профессионального и личного становления в системе высшего образования.
Как и все остальное население страны, оно также испытывает на себе трудности мирового кризиса, что сказывается на процессе формирования специалистов. Кроме того, студенчество выступает как наиболее активная часть молодежи, имеющая свое отношение к различным сторонам действительности, свои социальные ориентации, которые в недалеком будущем станут определять деятельность молодой интеллектуальной элиты.
Значительный вклад в изучение студенчества внесли Б.Г. Рубин, В.Т. Лисовский, К.А. Абульханова-Славская, И.М. Ильинский, В.А. Луков, Б.А. Ручкин, Ю.С. Колесников и др.
Цель статьи - проанализировать теоретические основы понимания сущности социальной активности студенческой молодежи.
Результаты теоретического анализа. Феномен социальной активности молодежи получил развитие во многих научных направлениях, что привело к многообразию подходов его понимания.
Так, С.А. Потаповой социальная активность понимается как «социально-психологическая, ценностная, профессиональная установка субъекта, реализуемая в его деятельности» [1, с. 34]. В свою очередь, Д. Джерри определяет социальную активность молодежи «как меру социальной преобразующей деятельности молодежи, основанную на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями» [2, с. 67].
Заметим, что потребности являются одной из составляющих структуры мотивов социальной активности. Это связано, прежде всего, с тем, что потребность объясняет, почему человек хочет проявить активность, в т. ч. и в различных сообществах.
В современных условиях демократизации казахстанского общества, социальный смысл которой выступает в том, чтобы обеспечить свободу самореализации личности, очень важным является изучение ориентации студентов на социальную активность, на успех в жизни.
Если рассматривать социальную активность студенческой молодежи можно выделить две основные формы - учебную и общественную, соответствующую двум основным сферам социальной жизни. В этих двух сферах студент выступает как обучающийся и как общественный деятель. Внутренняя связь и взаимообусловленность всех проявлений социальной активности приводят к тому, что активная работа в той или иной общественной организации положительно сказывается на учебе. И наоборот, наибольшую активность в учебе обычно проявляют работающие в общественных, неправительственных организациях.
Прямым показателем возрастающей социальной активности является участие студентов в работе неправительственных организаций (далее - НПО).
В работе «Социальная активность старшеклассников» Т.Н. Мальковская определяет, что развитие социальной активности личности происходит на основе принципа социальной детерминации [3].
С.П. Иваненков и А.В. Кострикин настаивают на том, что молодежная социальная активность может рассматриваться двояким образом. Во-первых, молодежный активизм в целом и активность молодежи в социальнополитической сфере в частности могут рассматриваться как попытка преодоления дискриминации через отстаивание своей идентичности. В данном случае речь идет о предпринимаемой молодыми людьми попытке объединиться и отстаивать свои права на своеобразие, отстаивать право на существование своих взглядов и способов поведения, если они не нарушают действующего законодательства, или требовать изменения установившегося порядка, если формы поведения
выходят за рамки закона. Во-вторых, ответ на дискриминацию или стигматизацию молодежи может заключаться в демонстрации представителями рассматриваемой социально-демографической группы своих социально-приемлемых и социально-значимых, «полезных» целей и форм поведения (в данном случае молодежные инициативы выступают механизмом для обеспечения социального приятия молодежи обществом, оказания ей доверия). В последнем случае речь идет фактически об адаптационной стратегии, в основе которой может лежать ориентация на достижение личного успеха молодежных активистов, а молодежный активизм при этом выступает в качестве механизма социального лифта, который в нашей стране в настоящее время практически не функционирует в рамках существующих социальных и политических институтов [4].
Студенчество является основным связующим звеном, обеспечивающим преемственность поколений в интеллектуальном, духовном прогрессе общества, наследуя и развивая все важнейшие социальные функции в обществе. В сравнении с другими категориями молодежи в социальном плане студенчество является наиболее нацеленным на завтрашний день, на будущее.
Жизнедеятельность современного студенчества происходит в условиях реформирования высшей школы. Содержание, масштабы и темпы осуществления в ней преобразований во многом определяются сознательным и активным участием в этом процессе самого студенчества. Существовавшая в прошлом командно-административная система осуществляла жесткий контроль деятельности вузов, связывала инициативу и творчество, сознательно сжимала рамки студенческого самоуправления, привела к отчуждению и студентов и преподавателей от учебно-педагогических и общественно политических структур высшей школы.
Согласно результатам исследования, проведенного среди студентов Павлодарского государственного педагогического института, для подавляющего большинства респондентов важен успех в жизни (95 %). Не ориентированы на успех в жизни всего 2 % и не задумывались об этом 3 %. Следовательно, можно сказать, что стремление к успеху будет выступать одним из основных мотивов
социально-профессиональной активности
будущих специалистов - выпускников высшей школы во всех сферах их деятельности.
Процесс формирования социальной активности студентов совершается не только под влиянием объективных условий, но и под влиянием субъективного фактора, сила которого заключается не в том, чтобы устранить стихийное в известной мере воздействие условий жизни на личность, а обеспечить управление этим процессом в нужном для общества направлении [5]. Молодежный активизм при этом выступает механизмом социального лифта, практически не функционирующий в настоящее время в рамках существующих социальных и политических институтов.
Проблема социальной активности молодых людей является достаточно неоднозначной и непростой как и само содержание понятия социальной активности. В современных условиях существенным образом меняются представления о целях проявления социальной активности молодежью, в т. ч. и студенческой. В частности, В.Т. Лисовский дает следующее определение понятию социальной активности личности: «сознательная, добровольная, инициативно-творческая деятельность, направленная на прогрессивное преобразование окружающей среды и самой личности» [6, с. 116]. В данном определении подчеркивается важная роль социальной активности в личностном развитии и становлении молодого человека, творческое содержание и деятельностный характер, ее общественная значимость. Отметим, что сегодня конструирование личного жизненного пути оказывается для молодых людей гораздо значимее коллективных, общественных, а также государственных интересов и задач. Соответственно, социальная активность - это возможность самореализации, самопрезента-ции, саморазвития в тех направлениях, которые вызывают наибольшую личностную и профессиональную мотивацию, заинтересованность. На данный аспект в понимании социальной активности студенчества обращает внимание Л.Ф. Шаламова. Социальная активность, по ее мнению, выражается в стремлении творчески реализовать себя, раскрыть свои возможности, проектировать и созидать новую реальность [7].
В различных формах проявления жизнедеятельности молодых людей социальная активность выступает как мера взаимодействия человека с обществом, соответствия его деятельности различным общественным потребностям. В каждой из этих сфер жизнедеятельности образовательного учреждения есть моменты, которые связаны со спецификой проявления молодежной активности, выражаемые в характере потребностей и интересов студенчества, стиле взаимоотношений, в использовании свободного времени.
В итоге приходим к выводу о непосредственном влиянии социальной активности на разные виды деятельности студенчества, процессы формирования его ценностных ориентаций, жизненной позиции, а соответственно, в целом - образа жизни, его содержания и структурной направленности. Таким образом, социальная активность, выражаемая в определенных видах деятельности, является как общественно полезной, так и личност-но значимой. Она влияет на формирование самостоятельной, ответственной, социально зрелой личности молодого человека, выступает основой реализации его личностного потенциала.
Таким образом, социальная активность молодежи может рассматриваться как ответ на отсутствие реальных социальных лифтов или как действия, направленные на то, чтобы их фактор был замечен и включен в список кандидатов на продвижение. Интересно, что такой отечественный исследователь проблем молодежи, как В.В. Костюшев в основу своей классификации молодежных движений положил именно этот критерий, выделив на основании политического позиционирования по отношению к власти конформистские, нон-конформистские и независимые (альтернативные) социокультурные молодежные группы [8].
В рамках исследования социальной активности молодежи особую актуальность приобретает изучение соответствующей активности именно студенчества как наиболее продвинутой группы молодежи, призванной в будущем пополнить ряды интеллигенции, квалифицированных специалистов, от сознания и поведения которых зависит не только успешное развитие экономики страны, но и социально-политической сферы жизнедеятельности общества. Именно в студенческой
среде должны формироваться молодежные лидеры, потенциальные общественные и политические деятели, от социально-политической активности которых зависит решение стоящих задач.
Анализ научных источников и литературы позволил дать следующее определение социальной активности молодежи.
Социальная активность молодежи представляет собой особую форму проявления деятельности молодых людей, направленную на участие юношей и девушек в общественной жизни, самостоятельное решение молодежью своих проблем, решение молодежью актуальных проблем, характерных как для социальной группы молодежи в целом (проблемы наркомании, преступности, профессиональной адаптации, социализации, политической активности и др.), так и для других социальных групп и общества в целом (проблемы детской беспризорности и безнадзорности, социальной адаптации инвалидов, решение экологических проблем, благоустройства, озеленения и др.).
Социальная активность молодежи может быть как индивидуальной, так и групповой. В то же время важными инструментами формирования и развития социальной активности молодежи выступают общественные молодежные объединения и организации.
К сожалению, в современных условиях приходится констатировать, что молодежь развивается в достаточно сложных, противоречивых условиях. Как отмечают современные исследователи проблем молодежи
В.И. Чупров и Ю.А. Зубок: «...она развивается в условиях риска, в условиях неопределенности» [9, с. 172-173]. И такие условия неопределенности не могут негативно не сказаться на формировании и развитии социальных характеристик молодежи.
По мнению отечественных ученых в области социологии молодежи А.И. Ковалевой и В. А. Лукова, сущностные основания социальной активности молодежи и молодежного движения однопорядковы, восходят к сущности более высокого порядка - социальным потребностям и интересам как основе социальной деятельности и социальных движений
[5].
Достаточно интересный подход к пониманию социальной активности молодежи предложен белгородскими учеными, которые
отмечают, что в развитии молодежи, несмотря на ее потенциальную субъективную настроенность на лидерство, проявляется и противоположная тенденция - тенденция к социальному аутсайдерству («уход в себя», личностное саморазрушение, социальный инфантилизм, даже «растворение в коллективизме» тоталитарных организаций). По мнению В.П. Бабинцева, «. в ряде случаев результатом социальной исключенности становится агрессия, она направлена на социальные институты и группы, являющиеся действительными или мнимыми «виновниками» социального аутсайдерства» [10].
В социологии есть еще один подход к интерпретации социальной активности молодежи, сущностный смысл которого раскрывается посредством преобразовательной социальной деятельности индивида социальной действительности. Молодой человек предстает как зрелый, ответственный, социально-активный индивид, который своей деятельностью, собственно, и должен осуществлять преобразование общества, а социальный субъект - не просто активно действующий индивид (группа), его деятельности обязательно присуще самостоятельное, самодеятельное, продуцирующее те или иные социокультурные формы начало.
Как отмечает О. А. Родина, с социологической точки зрения важен и анализ того, как происходит поиск идентичности молодого человека в организации. Участие в деятельности молодежного объединения связано с проявлением социальной активности личности, механизмом осуществления ее потребностей и интересов и в то же время служит источником изменения ценностных ориентаций, формирует определенные стереотипы сознания и поведения [11]. Таким образом, анализ различных теоретико-методологических подходов к пониманию социальной активности молодежи свидетельствует о существенной роли в ее формировании и развитии неправительственных молодежных объединений и организаций.
Выводы. Таким образом, социальная активность молодежи может рассматриваться как ответ на отсутствие реальных социальных лифтов или как действия, направленные на то, чтобы их автор был замечен и включен в список кандидатов на продвижение. Студенту XXI в., мечтающему сделать блестя-
щую карьеру, мало иметь прочные знания своей профессии. Кроме этого, молодой специалист к моменту получения диплома должен иметь хоть небольшой, но опыт работы по своей специальности, либо по смежной ей, иметь навыки общения и активного поведения на рынке труда, владеть гибкими профессиональными стратегиями и главное -определить индивидуальную модель профессионального становления.
1. Потапова С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города (на материалах г. Нижнекамска). СПб., 2005.
2. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь: основные термины и понятия по социологии: в 2 т. / пер. с англ. Н.Н. Марчук). М., 2001. Т. 2.
3. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988.
4. Иваненков С.П., Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credo new. СПб., 2009. № 3 (59).
С. 82-100.
5. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.
6. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990.
7. Шаламова Л.Ф. Социальная активность молодежи: принципы управления // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 96-99.
8. Костюшев В.В. Практики позиционирования молодежных групп в поле культуры и политики российского общества // Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе / под ред. М.Б. Горного. СПб., 2004. С. 163-174.
9. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008.
10. Бабинцев В. П., Бояринова И.В., Реутов Е.В. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 78-81.
11. Родина О. А. Молодежные общественные объединения в современной России: социологический анализ эффективности: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006.
Поступила в редакцию 22.03.2013 г.
UDC 37.013.21
THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS’ YOUTH
Khivaz Kudaibergenovna MASHRAPOVA, Pavlodar State Pedagogical Institute, Pavlodar, Republic of Kazakhstan, Master of Pedagogics and Psychology, Senior Lecturer of Theory and Methods of Professional Training Department, e-mail: [email protected]
On the basis of analysis of studies of philosophical, psychological and educational literature specifies a “social activity”, “social activity among young people”, concretize theoretical questions concerning the formation of the student social activities, the role of society in the formation of an active social position of the individual. The paper presents some theoretical and methodological approaches to the understanding of the social activities of young people as an important factor in their socialization.
Key words: personality; social activities; socialization of the individual; society; the activities of the individual; youth; students.