Научная статья на тему 'Проблемы молодежного движения 1920-1930-х гг. В отечественной историографии'

Проблемы молодежного движения 1920-1930-х гг. В отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
667
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / КОМСОМОЛ / KOMSOMOL / ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / YOUTH MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соболева Анастасия Николаевна

В статье дан анализ основных научных трудов, где рассматриваются вопросы молодежного движения 1920-1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соболева Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of the Youth Movement in 1920-1930s in the Russian Historiography

The article analyzes the main research works on the issues of the youth movement in 1920-1930s.

Текст научной работы на тему «Проблемы молодежного движения 1920-1930-х гг. В отечественной историографии»

г рип-и.1 I"1 ™ « ЙщиЧ .?

^ I-1 г?

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2015. Т. 11. С. 126-132

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 329.78(47)(091):930.1

Проблемы молодежного движения 1920-1930-х гг. в отечественной историографии

А. Н. Соболева

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ

Аннотация. В статье дан анализ основных научных трудов, где рассматриваются вопросы молодежного движения 1920-1930-х гг.

Ключевые слова: историография, молодежь, комсомол, юношеское движение.

На сегодняшний день молодежная тема продолжает оставаться актуальной, поскольку от решения проблем данной социальной группы населения напрямую зависит благосостояние и будущее страны. Историография темы достаточно обширна и включает в себя ряд этапов, обусловленных спецификой внутриполитического положения в стране. Первый этап охватывает период 1920-х - середину 1950-х гг.; второй - вторую половину 1950-х - конец 1980-х гг.; третий, современный этап, - с конца 1980-х гг. по настоящее время. Основанием этой периодизации служит смена методологических принципов исследования как решающего фактора утверждения новых концепций исторического познания.

Первым авторами публикаций по истории молодежного движения являлись преимущественно руководители партии и комсомола, рассматривавшие в своих трудах вопросы воспитания молодого поколения и роль комсомола как проводника социалистических идей. Историю коммунистического союза молодежи одним из первых авторов начал исследовать видный деятель юношеского движения 1920-х гг. Л. А. Шацкин, сумевший точно передать колорит эпохи, атмосферу тех лет.

Состоявшаяся III Всероссийская конференция РКСМ обязывала каждого комсомольца «знать историю союза» [24]. К юбилейным датам ВЛКСМ выпускались различные брошюры, в которых элементы парадности зачастую затмевали анализ реального положения вещей. Важное место в изучении молодежного движения занимала борьба за влияние на молодое поколение между коммунистической партией и троцкистами. Во второй половине 1920-х гг. на эту тему выходят работы А. Косарева, В. Розина и др.

В Бурятии первыми авторами работ о комсомоле также стали местные руководящие партийные и комсомольские работники: М. Н. Ербанов, Ц. Д. До-гдомэ, Д. Д. Донгидон, Д. Д. Доржиев, Ф. Р. Коняев, Н. Е. Кузьян, А. А. Маркизов, Н. И. Мункоев, М. М. Сахьянова, П. М. Шулунов, рассматривавшие мо-

лодежь с коммунистических позиций, верности марксистско-ленинской идеологии и политике коммунистической партии.

Как отмечает А. А. Галаган, «история ВЛКСМ представлена как парадное движение по неуклонно восходящей диалектической спирали от одной победы к другой» [3]. В этом заключалось основное требование для всех работ того времени.

Параллельно с исследованиями молодежного комсомольского движения начинается осмысление проблем воспитания «нового человека» в советской школе. Сюда следует отнести работы отечественных психологов, социологов, педагогов и психологов того времени М. С. Бернштейна, П. П. Блонского, Н. Н. Иорданского, Н. А. Рыбникова, В. Е. Смирнова, с. Т. Шацкого. Они рассматривали мировоззренческие установки, идеалы, язык молодого поколения, что позволяет изучить основные изменения, происходившие в умонастроениях молодежи.

С начала 1930-х гг. происходит резкое ограничение свободы научного поиска и существенно сужается тематика исследований. Такое положение было вызвано внутренней политической обстановкой в стране. Освещение проблем молодежного движения почти полностью сводилось к изучению ВЛКСМ. Была опубликована серия статей и выступлений партийных и государственных деятелей о молодежи, в которых молодое поколение показывалось лишь как надежный помощник партии.

С завершением Великой Отечественный войны произошел новый всплеск интереса к проблемам молодежи, шла подготовка к 30-летию ВЛКСМ. В данный период и чуть раньше вышли первые сборники документов по истории комсомола. Были опубликованы такие работы, как «Сталинское племя» [23], «Ленинско-сталинскому комсомолу - 30 лет. Страницы истории» [14] и др. В последующие годы вышли работы по истории становления региональных комсомольских организаций.

В 1953 г. была опубликована крупная работа Н. Д. Бочина [2], отражающая историю становления и развития ДОСААФ. Публикация не носила научный характер и придерживалась, прежде всего, идеологической цели: привлечение как можно большего числа молодежи в ряды ДОСААФ. Тем не менее важной особенностью работы было использование автором статистических материалов по деятельности оборонных организаций, хотя эти материалы и ограничивались фактами, опубликованными в официальной прессе.

В целом первый этап отечественной историографии юношеского движения, проблем жизнедеятельности молодежи характеризуется отчетливо выраженной фрагментарностью.

Второй этап в развитии историографии молодежной проблемы - вторая половина 1950-х - конец 1980-х гг. ХХ съезд КПСС поставил вопросы борьбы с догматизмом и фальсификацией истории [10]. Этот период историографии отличается увеличением числа научных работ по молодежным проблемам. Основным направлением было выбрано исследование активности молодежи в общественно-политической и трудовой сферах общества.

Историко-комсомольская тематика стала лидером по количеству опубликованных статей, вышедших книг и защищенных диссертаций. В 1958 г. вышла

в свет книга «Ленинский комсомол» [13], в которой широко освещалась деятельность ВЛКСМ в период с 1921 по 1925 г.

В работах региональных исследователей в этот период рассматривались различные аспекты комсомольской деятельности. Так, например, в работе

A. А. Константинова и Г. А. Дуриновой [9] показана роль комсомольцев в развитии народного образования, а статьи А. Д. Александрова [1], И. М. Поспелова [19], Д. А. Шикуло [1] содержат некоторые интересные факты об участии молодых людей в подготовке и проведении коллективизации сельского хозяйства республики.

Большой вклад в теоретическую разработку истории ВЛКСМ и юношеского движения внесли В. А. Сулемов, Н. В. Трущенко, А. С. Трайнин,

B. В. Привалов. По сей день наиболее значительными работами в отечественной историографии по истории комсомола остаются труды В. А. Зубкова и

C. А. Педана.

С 1969 г. начал издаваться научных сборник трудов «Позывные истории», уделяющий первостепенное внимание на своих страницах вопросам партийного руководства комсомолом. Безусловно, авторам этих работ запрещалось делать выводы, шедшие вразрез с господствовавшей идеологией, но, тем не менее, они попытались представить историю молодежного движения в ее развитии и противоречиях.

В 1968-1969 гг. была издана «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в пяти томах. В четвертом томе представлен обзор общих тенденций развития комсомола и других общественных организаций молодежи Сибири [5].

В 1970-е гг. существенным достижением в освещении молодежных проблем стал выход двухтомного обобщающего исследования по истории комсомольского движения «Славный путь ленинского комсомола» [21].

Наиболее ценными работами по истории комсомола Бурятии, сохранившими значение для анализа проблемы в настоящее время, являются сборники «Юность комсомола Бурятии» [25], «Рождение бурятской комсомолии» [20], «Наследники Октября» [16]. К достоинствам публикаций относится то, что авторы попытались обстоятельно раскрыть участие молодого поколения республики в ее экономическом развитии. В начале 1970 г. вышел коллективный труд «Очерки истории Бурятской областной организации КПСС» [18], обобщающий и систематизирующий документы и материалы о проводимой в стране политике, в том числе и молодежной, на примере деятельности комсомольских организаций республики. Работа содержит обширный архивный материал и фактические данные, но вместе с тем приукрашивает достигнутые успехи.

На протяжении 1970-х гг. в Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске и других городах стали появляться научные социологические центры по изучению молодежи, в которых деятельность молодого поколения рассматривалась шире рамок его участия в комсомоле. Важным вкладом в методологию социологических исследований по проблемам молодежи стали работы таких социологов, как В. Т. Лисовский, Л. Н. Коган, с. Н. Иконникова, И. С. Кон, И. М. Ильинский. Цель их работы заключалась в составлении социального

Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т. 11. Серия «История». С. 126-132

портрета советской молодежи. В их исследованиях рассмотрены уровень грамотности, профессиональные и образовательные интересы молодежи и другие важные проблемы.

В 1986 г. вышел коллективный труд историков и работников государственных и общественных структур «Комсомол Бурятии: история и современность» [7], всецело посвященный республиканскому комсомолу и молодежи. Большой интерес в нем представляют статьи Б. В. Базарова, Ю. П. Шагдурова, Д. Д. Хуташкеева, В. В. Беликова и др. В научный оборот были введены новые данные, которые существенно пополнили историографию регионального молодежного движения.

Таким образом, во второй половине 1950-х - конце 1980-х гг. проблемы жизнедеятельности молодежи 1920-1930-х гг. продолжали рассматриваться преимущественно в связи с деятельностью и историей ВЛКСМ. Но некоторыми авторами освещались и такие важные проблемы, как ценностные ориентиры молодежи, использование свободного времени и т. д. Заметно расширилась ис-точниковая база, в научный оборот были введены материалы отдельных исторических и социологических исследований 1920-1930-х гг.

С конца 1980-х гг. в общественно-политической жизни страны происходят существенные изменения, затронувшие историческую науку, заставившие начать переосмысление пройденного пути. Начинается новый этап отечественной историографии. Однако обзор изданных в этот период работ по теме исследования говорит о том, что вплоть до конца 1980-х гг. крупных трудов о молодежи и юношеском движении выпущено не было. Наиболее значимым событием стал выход сборника «Комсомолу - 80: вопросы методологии и истории» под общей редакцией В. К. Криворученко и Б. А. Ручкина, в котором нашли отражение новые методы изучения истории юношеского движения [8].

Началось исследование новых актуальных проблем: социализация молодежи, ее адаптация в городских условиях, девиантное поведение, досуг, повседневный быт и т. д. Здесь следует отметить работы сибирских историков В. И. Исаева и С. Н. Першуткина, содержащие ценные исследования о процессах социализации молодых людей в городских условиях периода индустриализации. В Бурятии модернизационные процессы 1920-1930-х гг. исследованы в трудах А. М. Плехановой, В. В. Номогоевой.

Безусловный интерес представляет история повседневности советского человека, рассмотренная в трудах Н. Б. Лебиной, С. В. Журавлева, А. К. Соколова, Е. А. Осокина. Авторы делают вывод, что в 1930-е гг. «широкое наступление социализма» было предопределено общественными настроениями 1920-х гг., в частности, надеждами на преодоление трудностей с помощью ускоренного строительства коммунистического общества. В этих процессах не последнюю роль сыграло молодое поколение 1920-1930-х гг.

Существенный вклад в историографию молодежных проблем внесла докторская диссертация Н. Б. Лебиной [12], в которой впервые рассмотрены социокультурные факторы становления молодого поколения, освещены вопросы самосознания молодых рабочих и т. д. В этот же период А. Ю. Рожков предпринял попытку комплексного изучения повседневной жизни молодого поко-

ления 1920-х гг. Внимание автора было заострено на внешнем облике молодежи, основных жизненных практиках обихода и языка.

На этом же этапе наблюдается активное выявление причин и механизмов монополизации комсомола. Наиболее глубоко этими вопросами в своей диссертационной работе занялся В. И. Соколов [22].

Проблемы молодежного движения 1920-1930-х гг. получили глубокое освещение в монографиях отечественных ученых В. В. Всемирова, с. С. Постникова, Н. И. Морозова, Б. Н. Гусева, В. К. Криворученко, Ю. А. Стецуры, Р. С. Туктарова. В. К. Криворученко первым в отечественной историографии рассмотрел тему политического контроля в советской молодежной среде. Характерной чертой рассматриваемого периода он считает охват политическим контролем практически всех сфер человеческой жизни, подчеркивая, что «система политического контроля возглавлялась коммунистической партией, в ней большое место отводилось ее помощнику - комсомолу» [11].

С конца 1920-х и все 1930-е гг. в комсомоле проводились массовые чистки, когда дотошно выискивались противники строя. В этот период исключение из комсомола могло произойти за любое сказанное неосторожно слово. В. К. Криворученко, а также Ю. Г. Маковецкая считают, что «определенную роль политического контроля несло каждое комсомольское собрание» [11; 15].

Крупным исследованием политического контроля над советской молодежью стала диссертация А. П. Каткова «Политический контроль в советском обществе в 1920-1930-е гг.». Главным фактором политического контроля он определил саму систему коммунистического воспитания: «Система политучебы, политического просвещения давала возможность открытого политического контроля за настроениями, мыслями и действиями граждан» [6].

Современные исторические исследования молодежного движения ведутся в условиях мировоззренческого, идеологического и методологического плюрализма. Во многом этим и определяется обилие новых тем и новых подходов к проблемам молодежи, ранее уже получивших рассмотрение в советской историографии. Существенно расширилась источниковая база, активно используются материалы личного происхождения, периодика, дополняющие отечественную историографию новым фактическим материалом. В 2011 г. была издана трехтомная «История Бурятии», в третьем томе которой освещена деятельность молодежных организаций республики, участие молодежи в модерниза-ционных процессах, происходивших в республике в 1920-1930-е гг. [4]. Вопросы политического, патриотического воспитания молодежи получили свое отражение в диссертационных исследованиях.

Сегодня очевиден всплеск интереса к проблемам молодежи и молодежного движения, что с опорой на научно-исследовательские традиции отечественных ученых открывает новые возможности для развития научного потенциала в данной области.

Список литературы

1. Александров А. Д. Партийное руководство комсомолом в период коллективизации сельского хозяйства республики (1929-1932 гг.) / А. Д. Александров, Д. А. Шикуло // Из истории партийной организации Бурятии : сб. ст. - Улан-Удэ,

1961. - Вып. 2.

2. Бочин Н. Д. Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) / Н. Д. Бочин. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1953.

3. Галаган А. А. Неоткрытые страницы истории: о «белых пятнах» и «черных дырах» истории Ленинского комсомола / А. А. Галаган. - Саратов, 1989.

4. История Бурятии. В 3 т. Т. 3. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.

5. История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. Т. 4 (1917-1937). -Л. : Наука, 1969.

6. Катков А. П. Политический контроль в советском обществе в 1920-1930-е гг. : дис. ... канд. ист. наук / А. П. Каткова. - Саратов, 2000.

7. Комсомол Бурятии: история и современность. - Улан-Удэ, 1986.

8. Комсомолу - 80: вопросы методологии и истории / Ин-т молодежи НИЦ ; под общ. ред. В. К. Криворученко, Б. А. Ручкина. - М., 1999.

9. Константинов А. А. Роль комсомола в развитии бурятской школы / А. А. Константинов, Г. А. Дуринова. - Улан-Удэ : Бургиз, 1959.

10. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. - М. : Госиздат, 1956.

11. Криворученко В. К. К проблеме репрессий в молодежной среде в 1930-е гг. XX столетия // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -2011. - № 2.

12. Лебина Н. Б. Проблемы социализации рабочей молодежи Советской России в 1920-1930-х гг. : дис. ... д-ра ист. наук / Н. Б. Лебина. - СПб., 1992.

13. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. - М., 1958.

14. Ленинско-сталинскому комсомолу - 30 лет. Страницы истории // Молодой большевик. - 1948. - № 11. - С. 27-44.

15. Маковецкая Ю. Г. Формирование молодого поколения в условиях становления советской административной системы : дис. ... канд. ист. наук / Ю. Г. Маковецкая. -М., 2003.

16. Наследники Октября / сост. Е. А. Голубев. - Улан-Удэ, 1988.

17. Озеров В. М. Ленинский комсомол / В. М. Озеров. - М., 1947.

18. Очерки истории Бурятской областной организации КПСС. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1970.

19. Поспелов И. М. Комсомол Бурятии в подготовительный период коллективизации сельского хозяйства (1928-1929 гт.) // Краткие сообщения БКНИИ. - Улан-Удэ,

1962. - Вып. 4. - С. 40-49.

20. Рождение Бурятской комсомолии / редкол.: Д. Ц. Цыремпилон, с. С. Коновалов, В. В. Бараев. - Улан-Удэ, 1968.

21. Славный путь Ленинского комсомола. В 2 т. - М., 1974.

22. Соколов В. И. Российское молодежное движение: от многообразия к унитаризму (1917-1925) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / В. И. Соколов. - М., 1996.

23. Сталинское племя : сб. ст. и очерков о комсомоле. - М., 1943.

24. Товарищ Комсомол. - М., 1969. - Т. 1. - С. 124.

25. Юность комсомола Бурятии. - Улан-Удэ, 1964.

Issues of the Youth Movement in 1920-1930s in the Russian Historiography

A. S. Soboleva

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS, Ulan-Ude

Abstract. The article analyzes the main research works on the issues of the youth movement in 1920-1930s.

Keywords: historiography, youth, Komsomol, youth movement.

Соболева Анастасия Николаевна

кандидат исторических наук Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 тел.:8 (3012)65-51-37 e-mail: [email protected]

Soboleva Anastasia Nikolayevna

Candidate of Sciences (History) Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS 6, Sakhyanova st., Ulan-Ude, 670047 tel.: 8(3012)65-51-37 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.