Закон и право. 2024. № 11. С. 131-134. Law and legislation. 2024;(11):131 —134.
Научная статья УДК 351.74
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-131-134 NIION: 1997-0063-11/24-564
EDN: https://elibrary.ru/IACZPN MOSURED: 77/27-001-2024-11-764
Становление и развитие службы по делам несовершеннолетних: историко-правовой аспект
Екатерина Валерьевна Яковлева
Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье автор на основе положений нормативных актов, принимаемых в различные периоды Советского и Российского государства, рассматривает предпосылки и историю становления службы по делам несовершеннолетних. Анализирует основные задачи в области профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на различных этапах развития указанной службы.
Ключевые слова: несовершеннолетние, подразделения по делам несовершеннолетних, школьный инспектор, профилактика, беспризорность.
Для цитирования: Яковлева Е.В. Становление и развитие службы по делам несовершеннолетних: историко-правовой аспект // Закон и право. 2024. № 11. С. 131 — 134. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-131-134 ББЫ: https://elibrary.ru/IACZPN
Original article
Formation and development of the juvenile service: historical and legal aspect
EkaterinaV. Yakovleva
Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, [email protected]
Abstract. In the article, the author, on the basis of the provisions of normative acts adopted in various periods of the Soviet and Russian state, considers the background and the history of the formation of the juvenile affairs service. Analyzes the main tasks in the field of prevention of homelessness and juvenile delinquency at various stages of the development of this service.
Keywords: minors, juvenile units, school inspector, prevention, homelessness.
For citation: Yakovleva E.V. Formation and development of the juvenile service: historical and legal aspect // Law and legislation. 2024;( 11): 131 —134. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-131-134 EDN: https://elibrary.ru/IACZPN
На протяжении своей истории российская полиция решает множество задач, среди которых ключевыми являются обеспечение безопасности общества и борьба с преступностью. С момента образования Министерства внутренних дел в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах функции, актуальные для современных подразделений по делам несовершеннолетних, выполнялись квартальными надзирателями. Эти надзиратели не только под-
© Яковлева Е.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 11-2024
держивали порядок и сражались с преступностью, но и следили за чистотой общественных пространств, освещением улиц и дворов.
Несмотря на то что проблема детской беспризорности и сиротства всегда остро стояла в нашем государства, наибольшее развитие в контексте проявления внимания к ней произошло в период Советского Союза. Связано это в первую очередь с тем, что в результате произошедших революций, участия в Первой мировой войне и смены власти страна и ее граждане не могли оправиться от потрясений, это выражалось в раз-
гуле преступности и беспризорности, последующем массовом голоде и высокой смертности.
Молодое Советское государство придавало появившейся проблеме беспризорности огромное значение и мобилизовало значительные ресурсы для ее решения. Борьба с беспризорностью приобрела статус государственной задачи. Для ее решения был принят Декрет о создании Совета по защите детей, который возглавил нарком просвещения A.B. Луначарский.
Затем, в 1921 г., была учреждена «Деткомис-сия ВЦИК» под руководством Ф.Э. Дзержинского. Этот вопрос находился под контролем В.И. Ленина. К решению проблемы подключились различные организации и инициативы. Вся страна проявила активное участие, включая профсоюзы, комсомол и партийные структуры. Все беспризорники подлежали учету в милиции. В системе народного образования были организованы специальные службы для решения этих задач.
Руководство СССР уделяло отдельное внимание развитию системы надзора за несовершеннолетними. Между тем данный период связан с расцветом педагогики в нашей стране и появлением гениальных педагогов и учителей, которые, в том числе, разработали научные положения, до сих пор используемые не только в нашей стране, но и во всем мире.
Прежде всего, в качестве примера необходимо привести А.С. Макаренко, деятельность которого как раз и была направлена на взаимодействие с беспризорниками и сиротами. Макаренко делом своей жизни объявил непосредственно воспитание и перевоспитание молодежи с целью их дальнейшей социализации в советское общество.
Именно тогда проблемы борьбы с детской беспризорностью и сиротством были определены в качестве государственного приоритета [4].
31 марта 1935 г. Советом народных комиссаров СССР было принято Постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», в соответствии с которым милиции поручалось организовать при городских и районных советах крупных городов секции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.
В соответствии с данным Постановлением в системе НКВД СССР были созданы приемники-распределители для несовершеннолетних. Именно с этого момента принято отсчитывать начало службы по делам несовершеннолетних. Однако, по нашему мнению, приемники-распределители не могут являться прообразами,
поскольку их функции изначально заключались во временном (не более месяца) содержании несовершеннолетних в данных учреждениях, скорее, это прообраз нынешних центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
В период Великой Отечественной войны вопрос предотвращения детской беспризорности и безнадзорности стал особенно актуальным для советской власти. Увеличение числа беспризорных детей способствовало росту преступности среди несовершеннолетних.
В 1944 г. был издан Приказ НКВД СССР № 312, который определил правила функционирования детских комнат милиции [3]. Эти учреждения создавались при городских, районных и линейных отделениях милиции с целью временного размещения детей, чтобы выяснить причины их беспризорности и безнадзорности, а также организовать их возвращение к родителям или направление в специализированные детские учреждения.
В условиях военных лет возросшее количество административных правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними, потребовало от государства принятие новых мер воспитательного воздействия.
В связи с этим 15 июня 1943 г. было принято Постановление СНК СССР «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью и хулиганством». Оно стало основой для создания первых специализированных подразделений по делам несовершеннолетних в рамках уголовного розыска Народного комиссариата внутренних дел СССР. Эти подразделения, известные как отделения по борьбе с детской преступностью и хулиганством, работали в тесном сотрудничестве с детскими комнатами милиции. Именно в этот период борьба с преступностью несовершеннолетних стала носить карательный характер в противовес ранее распространенным профилактическим подходам. Например, в трудовую колонию могли направить несовершеннолетних за самовольный уход из училищ (школ).
После окончания войны характер и содержание деятельности по работе с подростками претерпевают изменения. Основное внимание направляется на профилактику преступности и изучение личности подростка. Вводятся новые методы вовлечения общественности в организацию досуга несовершеннолетних и контроль за их поведением [5].
С 1961 г. происходят значительные преобразования в области борьбы с преступностью не-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
совершеннолетних. Эти изменения стали частью более широкой стратегии, направленной на улучшение работы с подростками, оказавшимися под воздействием криминальных условий или столкнувшимися с трудностями в жизни. Параллельно с изменением уголовного законодательства, которое, например, сняло с судов возможность рассматривать дела лиц младше 14 лет, произошли изменения и в организации работы с несовершеннолетними правонарушителями.
В соответствии с Приказом МВД РСФСР № 285 от 5 июня 1961 г. «Об изменении организации работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью» контроль за борьбой с преступностью среди несовершеннолетних был возложен на уголовный розыск, а ранее действовавшие детские комнаты милиции подверглись реорганизации и теперь подчинялись указанному подразделению.
При этом произошел перевод инспекторов детских комнат милиции в разряд вольнонаемного состава, что привело к утрате квалифицированных кадров. До отмены этого решения в 1964 г. сотрудники детских комнат не имели возможности активного участия в общей борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. Нормативные акты того времени в основном сосредоточились на предотвращении детской безнадзорности и обеспечении безопасности подростков, попадающих в милицию.
Следующие изменения состоялись в 1977 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были реорганизованы детские комнаты милиции и на их основе появились инспекции по делам несовершеннолетних, ставшие неотъемлемой частью уголовного розыска. Эти преобразования позволили более результативно справляться с проблемой правонарушений среди подростков и предотвращать ситуации с детской беспризорностью.
Система инспекций по делам несовершеннолетних объединила широкий спектр полномочий для работы с несовершеннолетними, что способствовало внедрению комплексного подхода к профилактике правонарушений и реабилитации подростков. Такой подход способствовал значительному улучшению системы воспитания и защите прав детей, что, в свою очередь, помогло объединить усилия правоохранительных учреж-
дений и образовательных организаций в решении этой важной социальной проблемы.
В 1993 г. происходит очередное преобразование, и данные подразделения переходят в состав созданной милиции общественной безопасности. После принятия в 1999 г. Федерального закона № 120-ФЗ [1], которым создается система профилактики безнадзорности и правонарушений, инспекции по делам несовершеннолетних переименовываются в подразделения по делам несовершеннолетних. Окончательное формирование современной структуры и функций подразделений по делам несовершеннолетних завершается в 2000 г. с принятием Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних [2].
Данная Инструкция предусматривала утраченную в 2013 г. должность школьного инспектора, который назначался на работу в образовательную организацию при численности обучающихся не менее 500 человек. Обязанности школьного инспектора охватывали не только само учебное заведение, но и прилегающие к нему территории, а также места жительства учащихся, что позволяло эффективно контролировать ситуацию с несовершеннолетними, склонными к противоправному поведению.
Школьный инспектор осуществлял индивидуальную работу с теми учащимися, которые состояли на учете не только в подразделении по делам несовершеннолетних, но и в образовательной организации, а также с их родителями или законными представителями, что позволяло оперативно реализовывать меры профилактического воздействия.
Ретроспективный анализ становления службы по профилактике правонарушений несовершеннолетних позволяет утверждать, что за почти девяносто лет ее существования задачи и формы организации значительно менялись.
Так, несмотря на существование и признание в государстве идей эффективности воспитательного воздействия на несовершеннолетних с целью недопущения ими нарушений, а также наличие трудов известных ученых в данной области, впервые прототип подразделения по делам несовершеннолетних появился как подразделение, входящее в структуру уголовного розыска и решающее задачи карательного характера, а именно, раскрытие преступлений и привлечение виновных лиц к ответственности.
Только в послевоенный период мы прослеживаем плавное изменение государственной политики от репрессивного подхода к профилак-
LAW & LEGISLATION • 11-2024
тическому. Перед созданными инспекциями по делам несовершеннолетних встала задача недопущения совершения несовершеннолетними правонарушений, участие в социальной реабилитации детей, нарушивших закон.
Аналогичные задачи преследует деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в настоящее время.
Список источников
1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ // URL: https://base.garant.ru/12116087/ (Дата обращения: 10.10.2024)
2. Приказ МВД России от 26.05.2000 № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (Не действует) // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rf-ot-26052000-П-569/ (Дата обращения: 10.10.2024)
3. Приказ НКВД СССР от 07.07.1944 № 312 «Инструкция о работе детских комнат милиции» // URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/ 371609 (Дата обращения: 10.10.2024)
4. Постановление Совета народных комиссаров от 31.05.1935 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/ (Дата обращения: 10.10.2024)
5. Беженцев А.А. Историческое развитие государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в советский период / / Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2011. № 2 (50). С. 56-63.
References
1. Federal Law № 120-FZ of 24 June 1999 «On the Basics of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency» // URL: https:// base.garant.ru/12116087/ (Accessed: 10.10.2024)
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 26, 2000 № 569 «On approval of the Instructions for organizing the work of units for juvenile affairs of internal affairs bodies» (Not valid) // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rf-ot-26052000-n-569/ (Accessed: 10.10.2024)
3. Order of the NKVD of the USSR of July 7, 1944 № 312 «Instructions on the work of children's police rooms» // URL: https://docs.historyrussia. org/ru/nodes/371609 (Accessed: 10.10.2024)
4. Decree of the Council of People's Commissars of May 31, 1935 «On the elimination of child homelessness and neglect» // URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/ (Accessed: 10.10.2024)
5. Begencev A.A. Historical development of state bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in the Soviet period // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 2 (50). Pp. 56-63.
Информация об авторе
Яковлева Е.В. — старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности
Статья поступила в редакцию 04.09.2024; одобрена после рецензирования 08.10.2024; принята к публикации 14.10.2024.
Information about the author
Yakovleva E.V. — senior lecturer, department of administrative law and administrative activities
The article was submitted 04.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024