Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАССР В БОРЬБЕ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 1930-1940-Е ГОДЫ'

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАССР В БОРЬБЕ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 1930-1940-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ АССР / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бикчурина Эльвира Загировна, Кабиров Дмитрий Эрнстович

Введение: статья посвящена рассмотрению важного направления деятельности органов внутренних дел Республики Татарстан - противодействию беспризорности и детской преступности в 1930-1940-е годы. Материалы и методы: авторами рассмотрены и проанализированы опубликованные нормативные правовые материалы и неопубликованные документы Государственного архива Республики Татарстан, научные исследования ученых, в которых раскрываются особенности работы с несовершеннолетними в 1930-1940-е годы XX века. При подготовке статьи авторы использовали как общие, так и специальные методы исторического исследования: логический, аналитический, хронологический, историко-системный и др. Результаты исследования: в 1930-1940-е годы жизнь страны существенно изменилась. Командно-административные репрессии, голод, изменения в стране, вызванные началом Великой Отечественной войны, привели к новому всплеску детской беспризорности и безнадзорности, что вызвало рост преступности несовершеннолетних. К середине 1940-х годов преодолеть волну массовой беспризорности, безнадзорности и детской преступности органам внутренних дел республики не удалось. Однако удалось сдержать рост этих негативных социальных явлений и оперативно выполнить работу по борьбе с детской беспризорностью и преступностью в условиях военного времени. Обсуждение и заключения: авторы статьи приходят к выводу, что созданные в рассматриваемый период учреждения и организации НКВД, такие как детские комнаты милиции, приемники-распределители и специальные отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью вели эффективную работу по сокращению беспризорности и безнадзорности. Деятельность этих организаций, изменения в нормативной правовой базе позволили успешно решить задачи по преодолению массовой волны беспризорности и профилактике преступности среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бикчурина Эльвира Загировна, Кабиров Дмитрий Эрнстович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE FIGHT AGAINST HOMELESSNESS AND CHILD CRIME IN THE 1930S-1940S

Introduction: the article discusses an important branch of internal affairs agencies as preventing child neglect and juvenile crime in 1930-1940. Materials and Methods: the authors considered and analyzed the published legal materials and unpublished documents of the State Archive of the Republic of Tatarstan, scientific research of scientists, which reveals the features of working with minors in the 1930-1940s of the XX century. When preparing the article, we used both general and special methods of historical research: logical, analytical, chronological, historical-system, etc. Results: in the 1930-1940s, the life of the country changed significantly. Command and administrative repression, famine, changes in the country caused by the beginning of the Great Patriotic War led to a new surge in child homelessness and child neglect, which caused an increase in juvenile delinquency. By the mid-1940s, the internal affairs bodies of the republic failed to overcome the wave of mass homelessness, child neglect and child crime. However, it was possible to contain the growth of these negative social phenomena and quickly carry out work to combat child homelessness and crime in wartime conditions. Discussion and Conclusions: the institutions and organizations of the People's Commissariat for Internal Affairs created during this period, such as police children's rooms, children's distribution centers, and special departments for combating child homelessness and neglect, made it possible to actively work to reduce homelessness and neglect. The activities of the internal affairs bodies, changes in the regulatory legal framework have made it possible to successfully solve the tasks of overcoming the mass wave of homelessness and preventing juvenile delinquency. The formation and organization of appropriate units in the internal affairs bodies, as well as comprehensive educational work with minors, largely determined the future development of Soviet society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАССР В БОРЬБЕ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 1930-1940-Е ГОДЫ»

УДК 347.6 (091)

DOI: 1037973/KUI.2021,59.50.002

Посвящается памяти доктора исторических наук А.Ш. Кабировой

Э.З. Бикчурина

Д.Э. Кабиров

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТАССР В БОРЬБЕ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 1930-1940-е ГОДЫ

THE ROLE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE FIGHT AGAINST HOMELESSNESS AND CHILD CRIME IN THE 1930s-1940s

Введение: статьяпосвященарассмотрениюважногонаправлениядеятельностиоргановвнутренних дел Республики Татарстан — противодействию беспризорности и детской преступности в 1930-1940-е годы.

Материалы и методы: авторами рассмотрены и проанализированы опубликованные нормативные правовые материалы и неопубликованные документы Государственного архива Республики Татарстан, научные исследования ученых, в которых раскрываются особенности работы с несовершеннолетними в 1930-1940-е годы XX века. При подготовке статьи авторы использовали как общие, так и специальные методы исторического исследования: логический, аналитический, хронологический, историко-си-стемный и др.

Результаты исследования: в 1930-1940-е годы жизнь страны существенно изменилась. Командно-административные репрессии, голод, изменения в стране, вызванные началом Великой Отечественной войны, привели к новому всплеску детской беспризорности и безнадзорности, что вызвало рост преступности несовершеннолетних. К середине 1940-х годов преодолеть волну массовой беспризорности, безнадзорности и детской преступности органам внутренних дел республики не удалось. Однако удалось сдержать рост этих негативных социальных явлений и оперативно выполнить работу по борьбе с детской беспризорностью и преступностьюв условиях военного времени.

Обсуждение и заключения: авторы статьи приходят к выводу, что созданные в рассматриваемый период учреждения и организации НКВД, такие как детские комнаты милиции, приемники-распределители и специальные отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью вели эффективную работу по сокращению беспризорности и безнадзорности. Деятельность этих организаций, изменения в нормативной правовой базе позволили успешно решить задачи по преодолению массовой волны беспризорности и профилактике преступности среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: Татарская АССР, Великая Отечественная война, органы внутренних дел, беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность

Для цитирования: Бикчурина Э.З., Кабиров Д.Э. Роль органов внутренних дел ТАССР в борьбе с беспризорностью и детской преступностью в 1930-1940-е годы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12, №№ 2 (44). С. 141-151. DOI: 1037973/KUI.2021,59.50.002

Introduction: the article discusses an important branch of internal affairs agencies as preventing child neglect andjuvenile crime in 1930-1940.

Materials and Methods: the authors considered and analyzed the published legal materials and unpublished documents of the State Archive of the Republic of Tatarstan, scientific research of scientists, which reveals the features of working with minors in the 1930-1940s of the XX century. When preparing the article, we used both general and special methods ofhistorical research: logical, analytical, chronological, historical-system, etc.

Results: in the 1930-1940s, the life of the country changed significantly. Command and administrative repression, famine, changes in the country caused by the beginning of the Great Patriotic War led to a new surge in child homelessness and child neglect, which caused an increase in juvenile delinquency. By the mid-1940s, the internal affairs bodies of the republic failed to overcome the wave of mass homelessness, child neglect and child crime. However, it was possible to contain the growth of these negative social phenomena and quickly carry out work to combat child homelessness and crime in wartime conditions.

DiscussionandConclusions:theinstitutionsandorganizationsofthePeople'sCommissariatforInternalAffairs created during this period, such as police children's rooms, children's distribution centers, and special departments for combating child homelessness and neglect, made it possible to actively work to reduce homelessness and neglect. The activities ofthe internal affairs bodies, changes in the regulatory legal framework have made it possible to successfully solve the tasks of overcoming the mass wave ofhomelessness and preventing juvenile delinquency.

The formation and organization of appropriate units in the internal affairs bodies, as well as comprehensive educational work with minors, largely determined the future development of Soviet society.

Key words: Tatar ASSR, the Great Patriotic War, internal affairs bodies, homelessness, neglect, juvenile delinquency

For citation: Bikchurina E.Z., Kabirov D.E. The Role of the Internal Affairs Bodies of the Republic of Tatarstan in the FightAgainst Homelessness and Child Crime in the 1930s-1940s // Bulletin of the Kazan Law Institute ofMIA ofRussia. 2021. Vol. 12, No. 2 (44). P. 141-151.DOI: 1037973/KUI.2021,59.50.002

Введение

Будущее любой страны - это ее подрастающее поколение. Дети и подростки остаются одной из самых уязвимых частей российского общества. От степени благоустроенности и социальной защищенности зависит то, как духовно и физически будет развиваться молодое поколение, как построит свое будущее и каковы будут его стремления. Любые социально-экономические потрясения, даже незначительные, приводят к разрыву поступательного развития общества, усилению негативных тенденций, в том числе росту масштабов беспризорности, безнадзорности и детской преступности. Проблема детской беспризорности и подростковой преступности является специфической. От того, как она решается, зависит качество жизни общества не только в настоящем, но и будущем. Понимание данной проблемы, лежащей в основе детской беспризорностиипреступности,придаетактуаль-ность борьбе с этими явлениями. Важная роль в её решении отводится органам внутренних дел.

Историко-правовое исследование вопроса преодоления вышеуказанных негативных явлений позволитучестьнакопленныйположительныйопыт и не допустить ошибок в современных условиях. Поэтому опыт работы органов внутренних дел Республики Татарстан в борьбе с беспризорностью и детской преступностью в 1930-1940-х гг. представляет большой научный и практический

интерес. Несмотря на то, что методы борьбы с беспризорностью и подростковой преступностью, применяемые в Татарской АССР, были типичны для всей страны ввиду их жесткой регламентированности, однако, на наш взгляд, имелись различия в самих условиях, на фоне которых проходила борьба с данными явлениями. Особенностями республики стали: голод 1930-х гг. как основной фактор роста беспризорности, а также эвакуация в годы Великой Отечественной войны в ТАССР огромных людских ре сурсов, в том числе и детей.

Обзор литературы

Отечественную историографию, рассматривающую проблемы борьбы с беспризорностью и детской преступностью, можно условно разделить на два периода: первый - 1930-е-конец 1980-х гг. и второй - с начала 1990-х гг. по настоящее время.

В работах 1930-х годов, подготовленных буквально по горячим следам, имеется обширный фактический материал, раскрывающий «государственную заботу» о детях [1, 2]. Основная особенность этих исследований состоит в том, что авторами была сделана попытка беспристрастно проанализировать ситуацию с детской беспризор-ностьювстране,атакжепоказатьпутивыходаизнее. В работах второй половины 1930-х и до середины 1950-х гг. использования понятий «беспризорность» и «безнадзорность» пытались всячески избегать. Как правило, эти категории заменялись термином «дети-сироты» [3-5].

С середины 1950-х гг. появилась возможность более объективной оценки проблем детской беспризорности. Так, А.М. Синицын раскрыл не только всеобъемлющую помощь «партии и правительства детям, чьи родители погибли на фронте», но и причины, а также масштабы беспризорности, безнадзорности и детской преступности в годы войны [6].

Исследования, раскрывающие деятельность органов внутренних дел в преодолении беспризорности и подростковой преступности в предвоенные и военные годы, появились с конца 80-х годов. Период гласности и перестройки привел к изменению воззрений на многие социально-экономические и политико-правовые явления, имевшие место в истории России. В общих работах по истории советской милиции дается оценка роли органов внутренних дел в решении «детской проблемы» [7-9].

В современной историографии прослеживаются тенденции усиленного изучения региональных аспектов данного вопроса. На рубеже веков было подготовлено много работ, посвященных анализу основных направлений социальной политики в отношении несовершеннолетних [10-11], а также роли органов внутренних дел в борьбе с беспризорностью и детской преступностью в предвоенные и военные годы [12-14]. В 2020 году защищена докторская диссертация Е.В. Демидовой-Петровой: «Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения» [15].

Отдельные аспекты данной проблемы в Республике Татарстан рассматривались в общих работах по истории татарстанской милиции [16, 17]. Некоторые вопросы «детской темы» были раскрыты в работах А.Ш. Кабировой, И.И. Ханиповой, Е.В. Ибрагимова [18-20]. Однако анализ историографии свидетельствует, что специального самостоятельного исследования о роли органов внутренних дел Республики Татарстан в борьбе с беспризорностью и подростковой преступностью 1930-1940-х годов нет, что и обусловливает научную новизну проведенного исследования.

Материалы и методы

Эмпирическую базу статьи представляет комплекс опубликованных и неопубликованных источников. Особое место среди опубликованных материалов занимают нормативные правовые документы - законодательство 1930-1940-х годов, в которых представлена политика партии

1 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Региональные издания: «Красная Татария» и «Кызыл Та'

и государства в отношении подрастающего поколения1. Важный фактический материал содержит периодическая печать республики того времени2. Анализ публикаций позволяет представить региональную специфику проблемы детской беспризорности и безнадзорности. При изучении и анализе публикаций учитывалось, что основная их масса имела идеологическую и пропагандистскую направленность.

Наиболее важными и актуальными при подготовке работы стали неопубликованные источники. Мы проанализировали материалы Государственного архива Республики Татарстан. В докладных записках, отчетах партийных и государственных органов прослеживаются причины беспризорности и безнадзорности в ТАССР, раскрывается их деятельность по устранению этих негативных социальных явлений, а также роль органов НКВД и милиции республики по противодействию детской преступности.

Основу исследования составили принципы системности и объективности, а также принцип историзма. В работе над статьей авторы опирались на общенаучные и специальные методы исторического исследования: логический, аналитический, хронологический, историко-системный и др.

Результаты исследования

Борьба с детской беспризорностью стала одной из основных задач советской власти. Рассматривая опыт борьбы с беспризорностью и детской пре ступ-ностью в первой половине XX века, следует условно выделить два периода: 1917 - 1935 и 1935 - 1945 годы. Указанная периодизация, на наш взгляд, обусловливается теми целями и задачами, которые ставили перед собой государство и партия при решении вопроса воспитания молодого поколения. На каждом этапе борьбы с детской беспризорностью и преступностью принимались соответствующие нормативные правовые акты.

В первый период основными способами решения проблемы беспризорности и безнадзорности являлись не столько принудительно-карательные, сколько лечебно-воспитательные и профилактические меры воздействия в отношении детей и «оступившихся» подростков. Забота о детях являлась одним из основных принципов социальной политики и параллельно возлагалась на Наркоматы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, юстиции и наих местные органы. Основным нормативным документом в 1917 - 1935 гг. стал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних», согласно которому данные

комиссии находились в ведении Наркомата просвещения и его местных органов. Основная деятельность комиссий была направлена на профилактическую работу. В последующем Положение о комиссиях для несовершеннолетних периодически дополнялосьиизменялось,в частно сти, уточнялись их функции, расширялись полномочия. Кроме того, следует отметить постановление СНК РСФСР от 4 января 1919 г. «Об учреждении совета защиты детей», в соответствии с которым утверждался особый Совет защиты детей под руководством Народного комиссариата просвещения, постановление СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». Согласно данному документу дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних подлежали ведению Комиссии о несовершеннолетних.

1935-1945 гг. характеризуются завершением либерального периода в истории советского законодательства, в том числе и в отношении профилактики и борьбы с преступностью несовершеннолетних. Начало данного этапа связано с усилением уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, что было определено постановлением СНК и ЦИК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Во введении к постановлению говорилось, что оно принято «в целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних». В связи с этим «несовершеннолетние, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекались к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания, начиная с 12-летнего возраста»1.

Ужесточение уголовного законодательства происходило параллельно с изменением структуры икомпетенциигосударственныхорганов. Принятие постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» стало переломным моментом в деле профилактики и борьбы с детской беспризорностью и преступностью. Меры по профилактике детской беспризорности и преступности возлагались на органы внутренних дел. Кроме того, были усилены меры ответственности родителей и опекунов «за озорство и уличное хулиганство

детей»

2

Время завершения второго этапа борьбы с детской бе спризорностью и подростковой пре ступ-ностью также выбрано не случайно. 15 июня 1943 года СНК СССР принял постановление «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». В соответствии с этим постановлением создавались трудовые воспитательные колонии для содержания беспризорных детей, а в составе НКВД были образованы подразделения по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью. Можно отметить, что в связи с окончанием Великой Отечественной войны и наступлением восстановительного периода причинами детской беспризорности и преступности стали уже иные факторы.

В 30-е годы официальные партийные и государственные органы неоднократно заявляли о том, что проблема беспризорности снята, однако принятие постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» говорит о том, что данный вопрос остается актуальным. Основными причинами беспризорности в 1930-е годы стали: массовые репрессии, раскулачивание, а в Татарской республике еще и голод начала 1930-х гг., приведший к обнищанию и гибели населения. Приэтом «наличие беспризорных объяснялось плохой работой местных госорганов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в области ликвидации и предупреждения детской беспризорности и отсутствием организованного участия в этом деле советской общественности»3.

В целях реализации основных положений данного постановления СНК Татарской АССР разрабатываетряд мероприятий по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В частности, требовалось:

а) разработать для предприятий г. Казани конкретный план по трудоустройству беспризорных;

б) Казанскому горсовету рассмотреть и обсудить вопрос о ликвидации беспризорности и безнадзорности;

в) Наркомпросу, Наркомсобесу, Наркомздраву ТАССР значительное внимание уделять воспитанию детей в детских домах4.

Ответственность за исполнение данных мероприятий возлагалась на органы НКВД. В органах внутренних дел предусматривалось выделение в отделах уголовного розыска особых

1 О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних: постановление СНК и ЦИК СССР от 07.04.1935 № 598 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 28.04.2021).

2 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» : постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 // Сборник постановлений и распоряжений СССР 1935. № 32. Ст.252. С.473-477.

3 Государственный архив Республики Татарстан (далее ГА РТ). Ф. П-15. Оп. 3. Д. 68. Лл. 45-46.

4 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 294. Лл. 88-89.

сотрудников по борьбе с преступностью несовершеннолетних. К ведению наркомата были отнесены изоляторы, трудовые колонии и детские приемники-распределители.

Согласно приказу НКВД СССР от 21 декабря 1937 года № 543 приемники-распределители внутренних дел являлись учреждениями закрытого типа, осуществлявшими прием и содержание всех беспризорных и безнадзорных детей от 3 до 16 лет включительно. Предполагалось, что забранные с улицы дети будут содержаться в них не более одного месяца, а в последующем направляться в детское учреждение соответствующего типа. К февралю 1940 г. через приемник-распределитель НКВД ТАССР прошло более 10,5 тыс. детей, из них 3860 человек стали беспризорными по причине смерти родителей, 3183 человека - в силу тяжелых материальных условий [20, с. 173].

Работа органов милиции заключалась в организации и проведении регулярных рейдов по сокращению и профилактике детской беспризорности и безнадзорности. Сотрудники милиции забирали с улиц детей и подростков, боролись с их хулиганскими проявлениями в общественных местах, к постоянным правонарушениям несовершеннолетних в тот период также можно было отнести спекуляцию, проституцию и нищенство. Шла работа по привлечению к административной ответственности родителей и опекунов за отсутствие надлежащего надзора за поведением детей. При отделах милиции предусматривалось создание изолированных комнат привода для задержанных, заблудившихся детей и подростков. В случае невозможности расположения комнаты привода непосредственно в отделе милиции предусматривалось их размещение в близлежащих к отделу (отделению) милиции зданиях или помещениях.

Подобные специальные комнаты привода для временного содержания детей открылись и при отделах (отделениях) милиции ТАССР. Штат сотрудников детских комнат был укомплектован имеющими необходимое образование и опыт работы инспекторами и их помощниками. Как правило, это были женщины, любящие и знающие свое дело. Периодически с ними проводились семинары по специальным педагогическим вопросам и изучению нормативной правовой базы по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних. Именно эти подразделения милиции должны были стать центром преодо-

1 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 425. Лл. 27-28.

2 ГА РТ. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 96. Л. 117.

3 ГА РТ. Ф. П-15. Оп. 3. Д. 964. Л. 210.

4 ГА РТ. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 96. Лл. 112-113.

5 ГА РТ. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 96. Лл. 112-113.

ления беспризорности и профилактики детской преступности.

Однако открытие детских комнат затруднялось отсутствием свободных изолированных помещений, как в Казани, так и по всей республике. В начале 1940-х годов в Казани из 12 отделений милиции детские комнаты были организованы лишь в 8, не работали подобные комнаты и в городах Чистополе, Бугульме, а также в Арском, Буинском, Тетюшском и других районах республики.1 Ряд суще ствующих детских комнат привода не соответствовал санитарным требованиям, не хватало оборудования, некоторые из них располагались не изолированно, а непосредственно в помещениях отделений милиции, следовательно, опрос детей часто осуществлялся в присутствии взрослых преступников2.

Согласно архивным данным, органами милиции республики в четвертом квартале 1935 года с улицы было изъято 913 детей3, в 1938 г. - 3203, из них беспризорных - 1172 и безнадзорных - 2013. В большинстве своем изъятые дети возвращались родителям. Так, из 3203 задержанных родителям возвращены 1667 детей, направлены в приемник-распределитель НКВД ТАССР - 928, переданы в детские дома - 30, привлечены к уголовной ответственности - 747 детей4.

Число беспризорных детей постоянно увеличивалось за счет несовершеннолетних, бежавших из детских домов, ремесленных училищ и школ ФЗО, детских колоний и приемников-распределителей, с мест трудоустройства. Основными причинами побегов являлись: неудовлетворительное культурно-бытовое обслуживание, плохое питание, недостатки в воспитательной работе и т.д. Нередко руководители предприятий отказывались принимать на работу беспризорных. В результате подростки возвращались на улицу и снова задерживались органами милиции.

Известно, что беспризорность и безнадзорность порождают детскую преступность, что, в свою очередь, увеличивает количество детей-правонарушителей. Так, в четвертом квартале 1935 года из общего количества изъятых с улицы детей к уголовной ответственности привлекались 7,9%, в 1938 г. - 23,3%.5 При этом следует подчеркнуть, что более 70% подростков привлекались повторно.

Основными видами детской преступности являлись грабежи, кражи и хулиганство. Только за ноябрь-декабрь 1938 года органами татар-

станской милиции к уголовной ответственности были привлечены 62 подростка, в основном учащиеся школ. Так, ученик 6-го класса школы № 6 Молотовского района г. Казани Белянкин В. при участии малолетнего совершил кражу 349 рублей из магазина № 45. Или другой пример: ученики школ № 20 и 21 г. Казани из магазина № 6 Татпище-торга республики путем взлома двери похитили различные товары на сумму 1330 рублей1. Кроме того, в архивных документах упоминаются и случаи вооруженных грабежей и раздевания на улице под угрозой холодного оружия, совершенные несовершеннолетними2.

Согласно отчетам отдела уголовного розыска Управления милиции ТАССР несовершеннолетние объединялись в воровские группы либо примыкали к пре ступным группировкам и участвовали в совершении краж как в государственных учреждениях, так и у частных лиц.

В 1938 году милиция ТАССР ликвидировала 15 преступных групп подростков с количеством от 3 до 5 человек и 22 группы с количеством участников от 5 до 20 человек в каждой. Например, преступная группа «Марго» (с численностью 22 человека: 11 девушек и 11 ребят в возрасте от 12 до 18 лет) в течение 1937-1938 гг. совершила 10 грабежей и 5 краж; воровская группировка «Монаховых и Будкиных» (в количестве 18 человек в возрасте от 10 до 16 лет) за июль - декабрь 1938 года совершила 14 квалифицированных краж и 1 ограбление3.

Следуетсказать,чтовделеборьбысподростковой преступностью отмечались и своего рода перегибы. В статье «Роковой рубль», опубликованной в газете «Красная Татария» в1938 году, описывается случай, когда 10-летнюю девочку, обвинив в краже 1 рубля, заключили под стражу. Согласно статье «Ребенок по своим действиям никак не подпадал не только под заключение в тюрьму, но даже не должен был привлекаться к ответственности. Более 30 дней ребенок находился под стражей в тюрьме. Лишь суд, установив реальный возраст девочки, освобождает ее из-под стражи»4. Подобные случаи были не единичны. По действовавшим законам возраст малолетнего ребенка определялся по метриче скому свидетельству, и если подобное отсутствовало, то по заключению врачей-экспертов.

С началом Великой Отечественной войны проблема детской беспризорности и безнадзор-

ности приобрела иные масштабы. Военная и трудовая мобилизация, массовая гибель населения, эвакуация граждан, снижение уровня жизни -все это изменило состояние жизнедеятельности населения страны, в том числе и жизнь детей. Сокращение сети детских учреждений, лишение родительского тепла и педагогического надзора привело к новому увеличению беспризорности и преступности несовершеннолетних.

Республика Татарстан, как один из крупнейших тыловых регионов страны, приняла огромное количество эвакуированного населения. Вместе со взрослыми эвакуировались и дети. Их число среди прибывших составило 101432 человека, 70% приехавших детей были в возрасте до 12 лет (всего в ТАССР в 1942 г. было эвакуировано 266 тыс. человек). Соответственно, росло и число беспризорных детей. Так, только в первом полугодии 1942 г. органами милиции ТАССР были задержаны 1224 ребенка, за тот же период 1943 г. - 1532 [18, с. 134, с.137].

Линейными органами милиции Казанской железной дороги за указанный период (только в 1943-1944 гг.) было задержано 2616 человек, из них беспризорных - 1854 и безнадзорных - 762. Наиболее характерными видами правонарушений здесь стали: хищения грузов, багажа пассажиров, «вырывание рывком сумок и денег». По данным органов милиции, задержанные мешочники следовали главным образом за продуктами питания из районов Орехово-Зуево, Московской области, Горьковской области в сторону Арзамаса, Марийской и Татарской АССР5.

Необходимо отметить,что в годы войны частыми являлись факты кражи хлебных карточек и товаров первой необходимости. Зимой 1944 года со двора Татсоюза была совершена кража хозяйственного мыла вколичестве 70кг. За данную кражузадержали ранее судимого 14-летнего подростка Липатова, который нигде не учился. Группа подростков-девушек в возрасте 14-16 лет неоднократно совершала кражи хлебных карточек. Группа, организованная ранее судимой за грабеж 19-летней Уколовой, сбывала карточки на рынке г. Казани.6

Вопиющий случай произошел в Казани в 1944 году. 16-летние девушки, работающие на заводе им. Вахитова, с целью завладения имуществом совершили убийство подруги. Труп

1 ГА РТ. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 96. Л. 79.

2 ГА РТ. Ф. П-15. Оп. 3. Д. 964. Л. 205.

3 ГА РТ. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 96. Лл. 114-115.

4 Красная Татария. 1938. 29 июля.

5 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 425. Лл. 26, 27.

6 ГА РТ. Ф. П-15. Оп. 5. Д. 1670. Л. 229.

убитой спрятали в подвале квартиры, где он и был обнаружен лишь спустя 15 дней.1

Для борьбы с детской беспризорностью, профилактики безнадзорности и преступности СНК СССР принял постановление от 23 января 1942 года № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». В соответствии с этим нормативным документом органам НКВД вменялось выявление всех безнадзорных детей и размещение их в детских приемниках-распределителях (ДПР). В соответствии с вышеуказанным постановлением их количество увеличивалось. В ДПР направлялись дети в возрасте до 15 лет включительно. Пребывание в приемниках-распределителях детей не должно было превышать двух недель. В этот период сотрудники ДПР разыскивали родителей задержанных бе спризорников и при нахождении таковых передавали детей им. Если родители не находились, дети передавались в органы народного образования, которые распределяли несовершеннолетних следующим образом: дети до 14 лет направлялись в соответствующие детские учреждения или определялись на патронирование, а дети старше 14 лет устраивались на работу на предприятия промышленности или сельского хозяйства. Однако руководители промышленных предприятий были не заинтересованы в трудоустройстве неквалифицированных подростков. Единственное предприятие, которое было отмечено с положительной стороны на совещании в январе 1942 года при председателе СНК ТАССР С.Х. Гафиатуллине - фабрика кинопленки № 8. Здесь «бывшие беспризорники не только работали, но и параллельно обучались в ФЗУ»2, оптимальными были и условия проживания.

В соответствии с постановлением СНК СССР материальное, вещевое и продовольственное снабжение детских приемников-распределителей НКВД обеспечивалось местными органами власти за счет имеющихся у них бюджетов. Перед распределением детей по учреждениям их требовалось одеть по сезону времени года. Однако, согласно докладным запискам и отчетам НКВД ТАССР, материально-бытовое положение детприемника г. Казани оставалось тяжелым: не хватало продовольствия, одежды и детской обуви, постельных принадлежностей. Данная причина не позволила своевременно открыть приемник-распределитель в г. Бугульме.

Аналогичное постановление принял СНК ТАССР 28 февраля 1942 года. В соответствии с

ним требовалось выявить всех безнадзорных детей и разместить их в приемниках-распределителях, при этом увеличив их количество. В Казани под детский приемник-распределитель было передано помещение школы № 83, рассчитанное на контингент 150 человек. Впоследствии контингент ДП 1Рбылувеличендо285человек. Дополнительный приемник-распределитель на 50 детей был организован в Бугульме.

Вслед за постановлением СНК ТАССР местным органам НКВД было направлено указание Наркома внутренних дел республики Г.А. Габитова «Об усилении работы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью». В соответствии с ним требовалось «принять действенные меры в деле полного выявления, размещения и устройства безнадзорных детей и организовать надлежащую борьбу с детской бе спризорно стью»3.

Несмотря на трудности военного периода, детские приемники-распределители республики сыграли огромную роль в борьбе с детской беспризорностью. Сотрудники ДПР не просто вели учет и регистрацию детей, поступавших к ним, но также выявляли и изучали причины беспризорности. Находящимся в ДПР детям объяснялись и прививались элементарные санитарно-гигиенические и культурно-бытовые навыки. Так, только в 1943 г. в Казанский детский приемник-распределитель было направлено 4314детей, изних: в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО было передано 2044 подростка, в детские дома - 1392, возвращены родителям - 516 детей, направлены в трудовые воспитательные колонии НКВД - 183, в другие детские учреждения - 21 ребенок4.

В 1943 г. в системе НКВД появились и новые формы профилактических учреждений для несовершеннолетних-этодетскиетрудовыевоспи-тательные колонии. В НКВД создавались отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, которые в дальнейшем осуществляли работу органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.

В 1943 году на территории Татарской АССР действовала Раифская трудовая колония, где содержались подростки в возрасте 12-16 лет, осужденные за различные преступления. Кроме того, в соответствии с постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» была открыта Казанская трудовая

1 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 425. Л. 6.

2 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 294. Л. 88.

3 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 321. Л. 20об.

4 ГА РТ. Ф. Р-128. Оп. 13. Д. 242. Л.4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспитательная колония НКВД на 600 мест1. Здесь содержались подростки, неоднократно замеченные в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях, а также беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние.

Деятельность детских трудовых воспитательных колоний была направлена на изъятие беспризорных и безнадзорных детей с улицы. Здесь предполагалось, несмотря на минимум условий, обеспечить содержание, воспитание и развитие детей. В значительной степени это были дети-сироты. К 1945 году более половины воспитанников трудовых воспитательных колоний составляли дети-сироты [19, с. 420].

Несмотря на тяжелые военные годы, частые перебои в продовольственном снабжении, Казанская трудовая воспитательная колония в целом смогла выполнить свою главную задачу. На достаточно хорошем уровне были организованы медицинское обслуживание и воспитательная работа с детьми. Об этом, в частности, говорится в докладной записке по результатам проверки состояния борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью по Татарской АССР в 1944 году. ДаннаяпроверкабылаинициированаСНКРСФСР2. Следует также отметить, что и колонии, и детские приемники-распределители находились под жестким контролем руководства НКВД ТАССР и отдела НКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБДББ).

В работе отделов НКВД ТАССР по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью также имелись определенные трудности. Представленные отделам полномочия были недостаточны. Так, детские комнаты милиции не подчинялись данным отделам, оставались в ведении Главного управления милиции. Не были подчинены отделам и сотрудники органов внутренних дел, непосредственно осуществлявшие изъятие с улиц беспризорных и безнадзорных: постовые милиционеры, участковые уполномоченные и др. Данное обстоятельство усложняло деятельность отделов.

Тем не менее, согласно архивным документам, только за первое полугодие 1944 года органами НКВД ТАССР с улицы было изъято 8756 детей, из них беспризорных - 1061 и безнадзорных - 76953. Основными причинами задержаний несовершеннолетних стали торговля на рынках, спекуляция,

1 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 425. Л. 29.

2 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 425. Л. 29.

3 ГА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 425. Л. 25.

4 Согласно указу от 28.12.1940, учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергались по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

5 ГА РТ Ф. П-15. Оп. 5. Д. 1671. Л. 47.

6 Красная Татария. 1944. 5 сентября.

хулиганство, нарушение общественного порядка. Состояние преступности среди несовершеннолетних по Татарской АССР за аналогичный период выглядело следующим образом: к ответственности привлекалось 615 детей, из них: за кражи - 346, за убийство - 23, за грабежи - 59, за хулиганство - 23, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г.4 - 139, за прочие преступления -25 подростков.

Во втором полугодии 1944 г. по республике было осуждено 697, а в первом полугодии 1945 г. - 441 несовершеннолетний правонарушитель.5 Данные цифры свидетельствуют о снижении подростковой преступности.

Существенную роль в деле борьбы с детской беспризорностью и предупреждения безнадзорности сыграла и общественность республики. В газете «Красная Татария» периодически появлялись статьи не только о положении детских домов, но и об «активизации работы общественных организаций» в преодолении беспризорности и предупреждении детской преступности.6

Тем не менее к середине 1940-х гг. преодолеть волну массовой беспризорности, безнадзорности и детской преступности в полном объеме не удалось. Однако органам внутренних дел республики удалось сдержать рост этих негативных социальных явлений и оперативно выполнить свою работу по борьбе с детской беспризорностью и преступностьюв условиях военного времени.

Обсуждение и заключения

Проанализированный комплекс источников позволяет утверждать, что в 1930-1940-е годы Татарская АССР столкнулась с таким негативным явлением, как безнадзорность и беспризорность. Решение этой проблемы возлагалось на местные органы власти, в том числе и на органы внутренних дел. Милиция не только изымала детей с улицы, но и скрупулезно пыталась определить те причины, которые привели подростков к беспризорности и безнадзорности, оказывала помощь родителям с трудновоспитуемыми детьми, задействовала общественность. Основными центрами по преодолению беспризорности и детской преступности в предвоенные годы стали детские комнаты милиции. Планомерное совершенствование системы предупреждения правонарушений среди несовершенно-

летних было прервано начавшейся Великой Отечественной войной.

Война привела к новой волне роста беспризорности и безнадзорности. В условиях военного времени в сферу борьбы с безнадзорностью и беспризорностью были включены детские приемники-распределители НКВД ТАССР. В связи с перегруженностью детских домов республики, а также нежеланием руководителей промышленных предприятий комплектоваться неквалифицированной рабочей силой сроки пребывания детей и условия их содержания в детских приемниках нарушались. В результате дети месяцами находились в приемниках-распределителях, что затрудняло их полноценную деятельность.

В 1943 году в составе НКВД Татарской АССР был организован отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, что подчеркнуло важность и необходимость данного направления работы органов внутренних дел. Несмотря на

определенную разобщенность в деятельности, детские комнаты милиции, детские приемники-распределители, а также специальные отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью внесли существенный вклад в преодоление таких негативных социальных явлений, как беспризорность и безнадзорность. Правовой статус органов внутренних дел и имеющаяся нормативная правовая база позволили успешно решить задачи по преодолению массовой волны беспризорности, безнадзорности и профилактике преступности среди несовершеннолетних.

Социальное воспитание и социальная опека обозначили основное направление в решении «детской проблемы» в послевоенные годы. Формирование и становление соответствующих подразделений, а также всесторонняявоспитательнаяработа с несовершеннолетними во многом определили будущее всего советского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Утевский Б.С. Детский дом. М.; Л.: Наркомпрос РСФСР, 1932. 64 с.

2. Утевский Б.С. Борьба с детской беспризорностью. М.; Л.: Наркомпрос РСФСР, 1932. 148 с.

3. Копелянская С.Е. Защита прав ребенка в советском суде: практиче ское пособие. М., 1936. 134 с.

4. Горвиц Д. Борьба с беспризорностью и безнадзорностью детей в СССР // Советское государство и право. 1940. №5-6. С. 122-136.

5. Куфаев В.И. Забота о детях в дни Отечественной войны // Советская педагогика. 1942. № 8-9. С. 24-25.

6. Синицын А.М. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1969. № 3. С. 20-29.

7. Полубинский В.И. Из истории советской милиции. М.: Знание, 1987. 62 с.

8. Советская милиция: история и современность, 1917-1987 / А.П. Косицын, Р.С. Мулукаев, С.В. Биленко и др. М.: Юрид. лит., 1987. 335 с.

9. Полиция и милиция России: страницы истории. М.: Наука, 1995. 318 с.

10. Рокутова О.А. Социальная защита детей и подростков в Среднем Поволжье в 1941-1950 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2008. 26 с.

11. Ростова О.С. Правовая охрана материнства и детства в советском государстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2007. 27 с.

12. Жиляева С.К. Организационно-правовые основы борьбы Орловской милиции с детской беспризорностью и преступностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1951 гг.): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Орел: Орловская региональная академия государственной службы, 2005. 25 с.

13. Емелин С.М. Органы внутренних дел в 1939-1953 годы: эволюция статуса, правовых основ, организации и деятельности (по материалам Южного Урала): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. 47 с.

14. Карпова Л.М. Деятельность милиции Удмуртии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (историко-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. 28 с.

15. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. М.: Академия управления Министерства внутренних дел, 2020. 52 с.

16. Маликов А.А., Латышев А.Н., Мулаянов Ш.Н. На страже порядка. Книга первая. МВД Республики Татарстан. Казань: РИЦ «Лиана», 1997. 256 с.

17. Гребенкин М.Ю. Милиция Татарстана в годы Великой Отечественной войны : учебное пособие. Казань : КЮИ МВД России. 2010. 61 с.

18.КабироваА.Ш.,БагмановаЭ.З.Деятельностьгосударственныхиобщественныхорганизацийпоохране детства в годы Великой Отечественной войны (на материалах Татарстана) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. JJ 2. С. 132-138.

19. Ибрагимов Е.В. Развитие системы детских исправительно-воспитательных учреждений НКВД СССР как одно из направлений в борьбе с массовой детской беспризорностью в 1941-1945 гг. (на материалах Среднего Поволжья) // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2011. JJ 23. С. 417-423.

20. Ханипова И.И. Проблема беспризорности детей в ТАССР в 1930-е гг. // Ученые записки Казанского университета. 2011. Т. 153. Серия «Гуманитарные науки». Кн. 3. С. 172-182.

REFERENCES

1. Utevskij B.S. Detskij dom. M.; L.:Narkompros RSFSR, 1932. 64 s.

2. Utevskij B.S. Bor'ba s detskoj besprizornost'yu. M.; L.:Narkompros RSFSR, 1932. 148 s.

3. Kopelyanskaya S.E. Zashchita prav rebenka v sovetskom sude:prakticheskoe posobie. M., 1936. 134 s.

4. Gorvic D. Bor'ba s besprizornost'yu i beznadzornost'yu detej v SSSR // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1940. J5-6. S. 122-136.

5. Kufaev V.I. Zabota o detyah v dni Otechestvennoj vojny // Sovetskaya pedagogika. 1942. JJ 8-9. S. 24-25.

6. Sinicyn A.M. Zabota o beznadzornyh i besprizornyh detyah v SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Voprosy istorii. 1969. JJ 3. S. 20-29.

7. Polubinskij V.I. Iz istorii sovetskoj milicii. M.: Znanie, 1987. 62 s.

8. Sovetskaya miliciya: istoriya i sovremennost', 1917-1987 / A.P. Kosicyn, R.S. Mulukaev, S.V. Bilenko i dr. M.: YUrid. lit., 1987. 335 s.

9. Policiya i miliciya Rossii: stranicy istorii. M.: Nauka, 1995. 318 s.

10. Rokutova O.A. Social'naya zashchita detej i podrostkov v Srednem Povolzh'e v 1941-1950 gg.: avtoref. dis. . kand. ist. nauk: 07.00.02. Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2008. 26 s.

11. Rostova O.S. Pravovaya ohrana materinstva i detstva v sovetskom gosudarstve: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya akademiya prava, 2007. 27 s.

12. ZHilyaeva S.K. Organizacionno-pravovye osnovy bor'by Orlovskoj milicii s detskoj besprizornost'yu i prestupnost'yu v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i poslevoennyj period (1941-1951 gg.): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. Orel: Orlovskaya regional'naya akademiya gosudarstvennoj sluzhby, 2005. 25 s.

13. Emelin S.M. Organy vnutrennih del v 1939-1953 gody: evolyuciya statusa, pravovyh osnov, organizacii i deyatel'nosti (po materialam YUzhnogo Urala): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. M.: Akademiya ekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii, 2010. 47 s.

14. Karpova L.M. Deyatel'nost' milicii Udmurtii v gody velikoj otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. (istoriko-pravovoj aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2010. 28 s.

15.Demidova-PetrovaE.V.Prestupnost'nesovershennoletnihvsovremennojRossii:teoretiko-metodologicheskie i prikladnye problemy ee poznaniya i preduprezhdeniya: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.08. Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennih del, 2020. 52 s.

16. Malikov A.A., Latyshev A.N., Mulayanov SH.N. Na strazhe poryadka. Kniga pervaya. MVD Respubliki Tatarstan. Kazan': RIC «Liana», 1997. 256 s.

17. Grebenkin M.YU. MiliciyaTatarstana v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: uchebnoe posobie. Kazan'. KYUI MVD Rossii. 2010. 61 s.

18. Kabirova A.SH., Bagmanova E.Z. Deyatel'nost' gosudarstvennyh i obshchestvennyh organizacij po ohrane detstva v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (na materialah Tatarstana) // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2010. JJ2. S. 132-138.

19. Ibragimov E.V. Razvitie sistemy detskih ispravitel'no-vospitatel'nyh uchrezhdenij NKVD SSSR kak odno iz napravlenij v bor'be s massovoj detskoj besprizornost'yu v 1941-1945 gg.

(na materialah Srednego Povolzh'ya) // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeniV.G. Belinskogo. 2011. JJ23. S. 417-423.

20.Hanipova I.I.Problema besprizornosti detej vTASSRv 1930-e gg. //Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. 2011.T. 153. Seriya «Gumanitarnye nauki». Kn.3. S. 172-182.

Об авторах:

БикчуринаЭльвираЗагировна, кандидат историческихнаук, старшийпреподавателькафедры государственно-правовых дисциплин КЮИ МВД России e-mail: elvira-bz@mail.ru

Кабиров Дмитрий Эрнстович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин КЮИ МВД России e-mail: kabirov64@inbox.ru

About the authors:

Bikchurina Elvira Z., Candidate of History (Research doctorate), Senior Lecturer at the Department of State and Legal Disciplines, Kazan Law Institute of MIA of Russia elvira-bz@mail.ru

Kabirov Dmitry E., Candidate of History (Research doctorate), Associate Professor, Associate Professor at the Department of State and Legal Disciplines of the Sociological Institute of Kazan Law Institute of MIA of Russia kabirov64@inbox.ru

Заявленный вклад авторов:

Бикчурина Эльвира Загировна — сбор и анализ архивных документов и их обобщение, подготовка первоначального варианта статьи. e-mail: elvira-bz@mail.ru

Кабиров Дмитрий Эрнстович — анализ научной литературы по теме исследования, доработка и редактирование текста статьи. e-mail: kabirov64@inbox.ru

© Бикчурина Э.З., 2021 © Кабиров Д.Э., 2021

Статья получена: 14.05.2021.

Статья принята к публикации: 24.06.2021.

Статья опубликована онлайн: 29.06.2021.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final version ofthe manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.