ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 3. С. 74-82. УДК: 159.9
DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.74-82
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧТЕНИЯ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
О. В. Косенкова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Психологии чтения рассматривается в контексте своего становления и развития, что позволяет наглядно представить достижения в данной сфере, а также сформулировать перспективы дальнейших исследований. В статье раскрыты предпосылки появления и процесс формирования психологии чтения, а также ее современное состояние. До XIX века психология чтения как самостоятельное направление еще не существовала; чтение, письменность считались привилегированными видами деятельности; книги выступали источником сохранения знаний и развития определенных наук. Формирование психологии чтения как самостоятельного направления в психологии начинает активно развиваться в смежных науках на Западе в конце XIX, а в России - в начале XX века. Возникновение данного направления соотносится с появлением самой психологии как самостоятельной науки. Изначально психология чтения являлась клинической областью знания - библиотерапией. Как самостоятельный термин «психология чтения» начинает использоваться только в 70-х годах XX века. Современные представления о психологии чтения в первую очередь связаны с началом формирования информационного общества, появлением «клипового мышления», падением уровня общей образованности и грамотности, снижением интереса к чтению. В настоящее время психология чтения стала отдельным направлением психологии и продолжает активно развиваться в условиях современного общества, переживая период осмысления своего предмета, методов, целей, тем самым способствуя развитию науки. Существующие на сегодняшний день подходы всё активнее применяются в практике.
Ключевые слова: роль книги в обществе; чтение как вид деятельности; психология чтения; жизнедеятельность в современном мире; история исследований значения чтения.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF READING PSYCHOLOGY FROM ANTIQUE TO THE PRESENT
O. V. Kosenkova
Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia)
This article examines the psychology of reading in historical context of its formation and development. This allows to clearly see the achievements in line with this direction, as well as formulate prospects for further research. The article reveals the prerequisites for emergence and process of the reading psychology formation, as well as its current state. In the periods of Antiquity, the Middle Ages, and Modern Times, the psychology of reading as an independent field did not yet exist; reading and writing exist as privileged activities; books act as sources of knowledge preservation and the development of certain sciences. The reading psychology formation as an independent direction in psychology and related sciences began to develop actively in the West at the end of the XIX century, and in Russia at the beginning of the XX century. The emergence of the reading psychology is connected with the emergence of psychology itself as an independent science. For a long time, the reading psychology has developed as a clinical field of knowledge - bibliotherapy. As an independent term, "psychology of reading" began to be used in the 70s of the XX century. Modern ideas about the psychology of reading are primarily associated with the beginning of the information society formation, the emergence of clip thinking, a decline in general education and literacy, and a decrease in interest in reading. Currently, the psychology of reading has become a separate field of psychology and continues to develop actively in modern society, going through a period of comprehension of its subject, methods, goals in connection with the active development of science. The existing approaches to date are actively beginning to be applied in practice.
© Косенкова О. В., 2024 74
Keywords: the role of books in society; reading as an activity; psychology of reading; vital activity in the modern world; history of research on the reading meaning.
1. Введение
История становления психологии чтения, как и любого другого направления, может рассматриваться сквозь призму философии, медицины, социологии, литературоведения, книговедения, исследований развития речи, нейрофизиологии, кибернетики и других смежных наук.
Историю становления и развития психологии чтения можно условно разделить на три основных блока.
1. Предпосылки появления - период, когда нет четко выделенной терминологии, узких направлений и работ в этой области. Психология чтения рассматривается в рамках других наук, что, в свою очередь, требует синтеза и компиляции информации.
2. Формирование как самостоятельного направления в психологии и смежных науках - период, когда происходит обособление психологии как отдельной науки, а также становление термина «библиопсихология», или «книготерапия», появление первых попыток структурировать и наполнить общее направление психологии чтения.
3. Современные представления.
Такое разделение на блоки позволяет увидеть четкие границы перехода от этапа к этапу в истории психологии чтения и отследить переход к новому знанию, а также увидеть, как появляется и устанавливается четкая методология направления. Стоит отметить, что анализ источников не дает полного описания исторического контекста данного вопроса, так как он является достаточно объемным.
2. Предпосылки становления психологии чтения
Говоря о первых предпосылках появления психологии чтения, можно назвать 1300 год до н. э. Тогда над входом в книгохранилище Рамсеса II, близ Фив, было высечено: «Аптека для души». Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувства радости, жалости, страха и другие, оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки лекарством для души [1]. Все предпосылки появления психологии чтения носили опосредованный характер. Например,
есть упоминания о том, что Эразм Роттердамский лечил нарывы на лице чтением смешных книг. Но в большинстве материалов, посвященных этой теме, исторический возраст библиотерапии подчеркивается ссылкой на сборник сказок «Тысяча и одна ночь» [2].
Стоит отметить, что в период Античности, Средневековья, Нового Времени происходит развитие таких наук, как философия, математика, физика, астрономия, медицина, что вносит свой специфический вклад в развитие психологии чтения. Так, например, Авиценна - ученый, философ, врач - в труде «Канон врачебной науки» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово [3]. Пифагор, крупный ученый-математик и известный целитель, для лечения ряда заболеваний наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу и стихи. Римский врач Соранус в I веке н. э. назначал пациентам, страдавшим маниями, чтение трагедий, а находящимся в депрессии - комедий.
В IV-VI веках н. э. психология чтения рассматривается в рамках письменности и работы с текстами. Переход от одного периода к другому сопровождался развитием православия и появлением предпосылок работы со Священным Писанием, различными книгами, «церковным словом». Библиотерапия находилась под крылом церкви вплоть до эпохи Возрождения. Обособленного термина «библиопсихология», тем более «психология чтения», еще не существовало. В. А. Шкуратов в своей работе излагает историю развития письменности и чтения, говорит о том, что важные нововведения в книжном деле приходятся на последние века Античности, в этот период благодаря христианским авторам в книгах появляется нумерация страниц, абзацы, оглавление, пунктуация, разделение на главы. В Средневековье вводятся пропуски между словами в предложениях (см.: [4]). Таким образом, можно сделать вывод, что в периоды Античности, Средневековья, Нового времени психология чтения как самостоятельное направление еще не существует; чтение и письменность - привилегированные виды деятельности; книги выступают источником сохранения знания и развития наук.
3. Психология чтения как самостоятельное направление
Формирование психологии чтения как самостоятельного направления в психологии и смежных науках начинает активно развиваться в Западной Европе в конце XIX века, а в России - в начале XX века. Возникновение психологии чтения стоит соотнести с появлением самой психологии как самостоятельной науки в 1897 году, когда Вильгельм Вундт в Лейпциге открывает первую в мире психологическую лабораторию, начав исследовать сознание. В западноевропейском направлении можно выделить следующую точку развития психологии чтения: в Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Термин «библиотерапия» ввел в 1916 году американский исследователь С. Крозерс (см.: [5]).
Систематические исследования в области библиотерапии стали проводиться еще в XIX столетии. С начала XIX века лечебное чтение получило распространение в Америке. Бенджамин Раш стал первым американцем, который рекомендовал чтение для лечения больных и душевнобольных. Родоначальником библиотерапии как науки является шведский невропатолог Яроб Билстрем. В 1916 году съезд Американской ассоциации больничных библиотек обсудил технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в понимании их проблем, и назвал ее «библиотерапией». С этого времени появляются публикации как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, были созданы ассоциации библиотерапевтов.
Таким образом, на данном этапе можно отметить особое влияние медицины на становление психологии чтения.
Появление психологии чтения в России связано с именами таких ученых, как Н. А. Рубакин («библиопсихология»),
М. З. Вельковский («либропсихопедия»), В. Я. Мудров, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев («либропсихотерапия»), А. А. Гайворовский, А. Ф. Лазурский и др. В XIX веке данное направление не пользуется особой популярностью, но появляются первые попытки применить работу с книгой и личностью читателя в медицинских целях с дальнейшим рас-
пространением сферы влияния психологии чтения.
Первые шаги в практическом применении библиотерапии в СССР сделаны в
1927 году М. З. Вельковским. Будучи врачом психоневрологического института в Харькове, он открыл в санатории «Березовские воды» первый кабинет по библиотерапии. Советские медики, используя метод библиотерапии, опирались на идеи замечательных русских врачей прошлого. Известный терапевт начала XIX века В. Я. Мудров писал: «Главнейшее же состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни» (цит. по: [6]).
В статьях журнала «Курортное дело» за
1928 год отмечалось положительное воздействие юмористических книг, мемуарной литературы на отдыхающих. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу «лечения книгой» в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом. Лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной ситуации. Считалось, что чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект. Во время Великой Отечественной войны, например, патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления [7].
Библиотерапию со временем начинают относить к циклу общественных наук, в то же время она находится на стыке библиотековедения и медицины, являясь составной частью психотерапии, черпает знания из таких наук, как книговедение, библиотековедение, литературоведение, педагогика, психология, медицина. Подчеркивается возможность воздействия психологическими средствами на все без исключения внутренние органы и соматические процессы, протекающие в организме.
Таким образом, в России и за рубежом широкое развитие получила клиническая библиотерапия. Наряду с термином «библиотерапия» сегодня используется термин «книготерапия», понятия тождественны. Книготерапия оказывает коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения спе-
циально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Как писал В. Н. Мяси-щев, «методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции» (цит. по: [8, с. 178]). Основоположником библиотерапии в России был Н. А. Ру-бакин, именно он ввел понятие библиотерапии, определил основные задачи, методы работы, структуру направления. «Библиологической психологией, или, короче, библи-опсихологией, мы называем психологию книжного дела в процессе эволюции и дис-солюции, то есть развития и упадка, в связи с условиями окружающей социальной среды - места и времени» (цит. по: [9, с. 16]).
Самостоятельно термин «психология чтения» (psychology of reading) закрепился уже в 70-х годах XX века. В 1970-1990-х годах чтение изучалось как сложное, многоаспектное явление; появилось понятие «читательская деятельность»; были выделены основные фазы чтения (предфаза, операциональная фаза, постфаза) [10]. Термин всё чаще входит в обиход в научной среде и полностью отождествляется с «библиотерапией» и «книготерапией». Становление психологии чтения идет как в России, так и в западноевропейских странах, где известным научным трудом, который в последующем не потерял своей актуальности, был труд Алана Кеннеди «Психология чтения» 1984 года [11].
В этот период начинают активно развиваться психология, социология, литературоведение, филология, кибернетика, психофизиология, ученые-исследователи отмечают влияние на книжное дело экономической, политической, социальной, культурной составляющих общества. Итак, в период формирования психологии чтения можно выделить следующие особенности ее развития: психология чтения выделяется как самостоятельное направление только в смежных науках; появляется терминология, методология, научные исследования в рамках метода; сохраняется тесная взаимосвязь с медициной и психофизиологией, что позволяет данной сфере занимать более устойчивые позиции среди появляющихся методов работы; в отечественных исследованиях библиотерапию разделяют на клиническую и развивающую.
Современные представления о психологии чтения в первую очередь связаны с на-
чалом формирования информационного общества, появлением «клипового мышления», падением уровня общей образованности и грамотности, снижением интереса к чтению. Этим проблемам посвящены последние исследования в сфере психологии чтения. Духовная составляющая отходит на второй план, а это, в свою очередь, порождает социальную нестабильность, отражаясь на читательской деятельности. О том, что библио-психология - социальная наука, пишет еще Н. А. Рубакин: «В этом смысле к индивиду, живущему в коллективе, нельзя подойти иначе, как через социальный коллектив. Но и к коллективу нельзя подойти иначе, как через индивида» [9, с. 40].
В современном контексте развитие психологии чтения можно четко проследить в работах таких авторов, как Ю. Н. Дрешер, Л. А. Мосунова, И. С. Домбровская, Л. С. Цветкова, П. Дж. Шваненфлюгель, Н. Кнапп, Ю. П. Мелентьева и других. На сегодняшний день закрепилось четкое понятие «психология чтения», которое в дополненном виде выходит из понятия «библио-психология», также определены объект и предмет психологии чтения.
Термин «психология чтения» (англ. «psychology of reading») означает систему знаний психологии и читателеведения, изучающую психологические закономерности чтения как способа становления личности на определенном этапе социально-экономического и культурно-исторического развития человечества; закономерности влияния читательской социализации на развитие общества в целом, ее социально-экономический и культурный потенциал; особенности индивидуализации читательской социализации личности и ее читательское сознание, особенности деятельности, общения и др. [12]. Объектом психологии чтения является человек, читающий текст [4].
Н. А. Рубакин в качестве предмета психологии чтения выделяет читателя и книгу, а в качестве объекта - книжное дело [9, с. 17]. Ю. П. Мелентьева расширяет понимание и определение предмета до взаимоотношений книги, читателя и автора, при которых «в центре изучения находятся психологические особенности личности, влияющие на восприятие текстов, отношение к чтению, читательские интересы, мотивы чтения и т. д.» [10, с. 111].
Таким образом, выделение предмета психологии чтения с акцентом на читателе рассматривается в контексте личностно-центрированного подхода. Именно этот подход в последующем становится основанием для изучения портрета читателя, составления типологий читателей, подборок книг на определенную тематику и под определенные цели. Наряду с личностно-центрированным подходом выделяют также текстоцентри-рованный подход, предметом изучения здесь является уже текст.
Важно отметить, что для психологии чтения имеют значение процесс литературного творчества, процесс чтения, процесс книжного влияния. Следовательно, в библи-опсихологии выделяют три аспекта: психологию литературного творчества, психологию чтения и психологию воздействия книги на читателя. Поскольку основу взаимодействия человека с книгой составляет процесс чтения, в узком плане библиопсихологию можно трактовать именно как психологию чтения [13]. Так, Л. А. Мосуновой разработана программа по психологии чтения, которая представляет собой полное содержание курса «Психология чтения художественной литературы» по профессиональной подготовке специалистов и бакалавров [14].
Именно популяризация чтения и творчества в последующем в рамках психологии чтения приводит к появлению книг и книжных подборок от специалистов различных сфер. Такие подборки имеют рекомендательный, образовательный и развивающий характер, а также выступают материалом для исследования читателя и его книжных предпочтений. Так, например, в книге Питера Бокселла «1001 книга, которые ты должен прочитать до того, как умрешь» [15] представлена подборка книг от 1800 года выпуска до современности. Автор рекомендует ознакомиться с ней каждому читателю. На популярном книжном портале ЫуеНЬ подобных подборок от пользователей сайта уже более 326 000. А книга британских библио-терапевтов Эллы Берту и Сьюзен Элдеркин «Книга как лекарство - скорая литературная помощь от А до Я», не только включила подборку художественной литературы для взрослых, но и разделила книги на группы в зависимости от недуга, с которым обращается к чтению человек [16].
4. Психология чтения на современном этапе
Современные представления о психологии чтения связаны не только с дополнением и расширением термина «библиопсихоло-гия» и ее активным развитием, но и с тем, что общество меняет свою направленность и отношение к книге и книжному делу в целом. Любая книга перестает быть только средством передачи информации, носить политический, религиозный или другой характер, а рассматривается как средство развития человека, его личностных особенностей, способствующих адаптации и социализации в окружающем мире. Книга как источник интеллектуального и духовно-нравственного развития рассматривается в работе А. Х. Курашиновой, Л. Х. Урусовой, утверждающих влияние чтения на развитие высших психических функций. Кроме того, они учитывают влияние духовной и нравственной составляющих современного общества [17].
На сегодняшний день все компоненты психологии чтения рассматриваются в разрезе развития общества и выявления его потребностей. Тем самым задается не только культурологическая направленность, но и расширяются научные сферы, с которыми взаимодействует психология чтения, а также формируется конверсионная связь с этими науками и обществом в целом. Психология чтения выходит за рамки клинических наук, носит не только теоретический, но и практический характер, используется в таких направлениях, как социология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, библиотечное дело, литературоведение, акмеология, и этот список постоянно расширяется. Так, например, А. В. Себелева в учебном пособии для студентов специальностей «Филологическое образование» и «Журналистика» рассматривает взаимосвязь психологии чтения и социологии [18]. У Т. Фостера, профессора Мичиганского университета, в книге «Искусство чтения» рассматриваются темы взаимодействия читателя и книги, влияния сюжета на личность читателя, с примерами из мировой литературы, а также повествовательные методы и формы. Книга в его работе выступает для человека идеальным средством, помогающим стать «опытным читателем» и получать от литературы еще большее
удовольствие. Таким образом, автору удалось тонко отобразить взаимосвязь психологии чтения и литературоведения [19]. В рамках возрастной психологии учеными и практиками рассматривается работа с книгой и определенным жанром не только при формировании речевой функции, но и для развития личности начиная практически с рождения [20; 21].
В современном мире психология чтения сочетается с последними достижениями в области психологии и нейронаук, а также адаптируется к современным технологиям, например цифровому чтению, аудиокнигам, подкастам, расширяя свои границы и возможности. Также разработан глоссарий по проблеме чтения, который содержит более 600 дефиниций [22-24]. Одной из важных общепсихологических категорий психологии чтения становится «личность». В библиотерапии с категорией «личность» связана разработка таких понятий, как «личность читателя / пациента», «личность библиотерапев-та», «читательское сознание», «читательская самооценка», «читательское поведение», «типология отклоняющегося поведения читателей-клиентов» [25]. «Психология и социология чтения» читается отдельным образовательным курсом в вузах разных стран (России, Белоруссии, Казахстана, США и других). Активно собираются и анализируются различные статистические данные о читательских предпочтениях и читательской деятельности, доступные как для дальнейшего анализа в научной среде, так и для массового пользователя. Разработана методологическая база для исследования читателя, мотивации чтения и исследования процесса чтения и др. Также в рамках данного направления разработаны и используются эффективные техники работы.
На сегодняшний день проблематика психологии чтения в разных аспектах рассматривается в работах российских и зарубежных психологов, психотерапевтов, психофизиологов, педагогов и других специалистов (по данным на 9 января 2024 года, более 49 140 400 запросов на сайтах elibrary.ru, onlinelibrary.wiley.com, search.ebscohost.com).
За последние десятилетия достаточно глубоко проанализирован сам процесс чтения как в психологическом, так и психофизиологическом плане, что способствует более активному развитию психологии чтения.
Так, за рубежом актуальный отклик нашла работа [26], в которой авторы объединяют научные исследования в области чтения, а также поднимают новые вопросы и проблематику этого направления в современном контексте. Исследования влияния чтения на психологическое здоровье продолжаются учеными во всем мире. Так, Джеймсу Карни и Коулу Робертсону удалось собрать пять исследований в сфере чтения и подвести их к четкой эмпирической базе, что позволяет психологии чтения укреплять свои позиции в научной среде [27].
В первую очередь изучение процесса чтения и речевой функции отображено в трудах отечественных психологов -Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и других, продолжение их исследований мы встречаем в современных работах. Овладение навыком чтения раскрыто в работе Т. В. Егорова. Автор отмечает, что освоение навыка остается актуальным до сегодняшнего дня, важно понимать не только сам механизм процесса чтения, но и вспомогательные процессы, которые формируются и развиваются параллельно с ним [28]. Рассмотрение процесса влияния психологических факторов на процессы чтения способствует развитию направления за пределами только медицинской психологии и обращается к истокам изучения вопроса -общей психологии. В современных работах (см., напр.: [29]) такой пул факторов описан достаточно четко и дает указание на возможность эмпирических исследований, что, в свою очередь, расширяет и укрепляет направление психологии чтения среди наук. Изучение процесса чтения отображено и в книге Пола Дж. Шваненфлюгеля и Нэнси Флэнанган Кнапп «Психология чтения». Авторы рассматривают психологию чтения через призму психолога и педагога с упором на разные концепции [30].
Изучая процесс чтения, нельзя обойти вниманием исследования, которые акцентированы на том, как читать книги и какое влияние они оказывают на жизнь и психологическое благополучие человека. Первопроходцем в этом вопросе был С. И. Поварнин, он в своем труде [31] задает тенденцию на «правильное» отношение к книге как источнику знаний и движущей силе развития. Его труд не только нашел отклик у читающей аудитории, но продолжает анализироваться
и переиздаваться. Также нельзя обойти стороной популярное эссе И. Бродского «Как читать книги», который, как бы играя с читателем, делится своим пониманием того, что такое книга для современного читателя и как найти короткий путь в подборе «хорошей» книги для чтения: «В конечном счете мы читаем не ради самого чтения, но чтобы познавать. Отсюда потребность в сжатости, спрес-сованности, плотности произведений, которые максимально резко наводят фокус на всё разнообразие жизненных ситуаций; другими словами, потребность в кратчайшем пути» [32, с. 60-61].
5. Выводы и заключение
Говоря о развитии психологии чтения, можно сделать следующие выводы.
Психология чтения остается междисциплинарным направлением, взаимодействие с другими науками позволяет рассматривать ее не только с клинической точки зрения, но и с гуманитарной.
Психология чтения рассматривается и как основное, и как вспомогательное направление в работе разных специалистов.
Исследование процесса чтения доказывает, что он затрагивает познавательные и личностные процессы.
В психологии чтения можно выделить проблематику использования потенциала процесса чтения посредством анализа книг и другой печатной продукции с акцентом на психологическую составляющую.
Процесс чтения является сложным, многоступенчатым. Он требует отдельного внимания при изучении и исследовании психологии чтения, так как является неотъемлемой его частью.
Психология чтения на сегодняшний день является активно развивающимся направлением.
Развитию психологии чтения способствует организация и проведение всероссийских книжных конкурсов, фестивалей, а также появление специализированных программ для развития читателя.
Таким образом, можно заключить, что психология чтения в настоящее время выделилась в самостоятельное направление, продолжает активно развиваться в условиях изменения современного общества и потребностей людей и укрепляет свои позиции наравне с другими направлениями в психологии. Рассматривая вопрос становления пси-
хологии чтения, важно понимать стоящие перед ней задачи и проблемы, включая изучение и развитие средств чтения, личностных характеристик писателей и читателей. Сегодня психология чтения переживает период осмысления, дополнения и упрочения своего предмета, методов, целей. Существующие методологические подходы, парадигмы еще не до конца осознаны практиками и теоретиками, но начинают достаточно активно использоваться в том или ином виде и расширяют сферы своего применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оганесян Н. Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. - М. : Ось-89, 2002. - 272 с.
2. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия. - М. : ФАИР, 2007. - 560 с.
3. Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки: Избр. разделы : в 3 ч. / сост. : У. И. Каримов, Э. У. Хуршут. - Ч. 1. - М. ; Ташкент : Фан, 1994. - 398 с.
4. Домбровская И. С. Введение в психологию чтения. - Гродно : ЮрСаПринт, 2017. -92 с.
5. Бодалев А. А. Психология личности. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.
6. Санинский В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф.
- Челябинск : Два комсомольца, 2014. -С. 87-92. - URL: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/104/5821/ (дата обращения: 31.01.2024).
7. Суховцева О. А. Библиотерапия, или «исцеление» книгой // Юношеские библиотеки России. - 2006. - № 1 (36). - С. 75-80.
8. Балашова Е. В. Психология чтения: проблемы и аспекты рассмотрения // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. - 2006.
- № 1. - С. 69-71.
9. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. - М. : Книга, 1977. - 264 с.
10. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения. -М. : Наука, 2015. - 230 с.
11. Kennedy A. The Psychology of Reading. -London ; New York : Methuen, 1984. - 160 p.
12. Аскарова В. Я. и др. Чтение : энциклопедический словарь / под ред. Ю. П. Мелен-тьевой. - М. : Наука, 2021. - С. 197-199.
13. Мосунова Л. А. Исторические и теоретические предпосылки психологии чтения // Вестник ВятГГУ. - 2013. - № 4 (1). -С. 142-145.
14. Мосунова Л. А. Психология чтения художественной литературы. - М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2012. - 169 с.
15. Boxall P. 1001 Books You Must Read Before You Die. - New York : Murdoch Books, 2008. - 960 p.
16. Berthoud E., Elderkin S. The Novel Cure: An A to Z of Literary Remedies Hardcover. - Ed-inburg : Canongate Books ; Main edition, 2017. - 464 p.
17. Курашинова А. Х., Урусова Л. Х. Книги как источник интеллектуального и духовно-нравственного развития личности // Образование и право. - 2022. - № 3. - С. 326330. - DOI 10.24412/2076-1503-2022-3326-330.
18. Себелева А. В. Психология и социология чтения. - Нижневартовск : Нижневарт. гу-манит. ун-т, 2012. - 139 с.
19. Фостер Т. Искусство чтения: Как понимать книги. - М. : МИФ, 2015. - 292 с.
20. Эрфорд Бэдли Т. 45 основных техник для психологического консультирования. -М. : Диалектика-Вильямс, 2022. - 640 с.
21. Попова М. А. Книготерапия и библиотерапия как методы работы с детьми и подростками. - М. : Де-Либри, 2022. - 90 с.
22. Мелентьева Ю. П. Глоссарий по проблеме чтения (Часть 1. Автоматизированное чтение - Наука о чтении) // Культура: теория и практика. - 2020. - № 2 (35). - С. 10.
23. Мелентьева Ю. П. Глоссарий по проблеме чтения (Часть 2. Автоматизированное чтение - Наука о чтении) // Культура: теория и практика. - 2020. - № 3 (36). - С. 10.
24. Мелентьева Ю. П. Глоссарий по проблеме чтения (Часть 3. Автоматизированное чтение - Наука о чтении) // Культура: теория и практика. - 2020. - № 4 (37). - С. 10.
25. Дрешер Ю. Н., Латыпова О. П. Теоретические основы библиотерапии // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса - Крым 2006 : материалы XIII Между-нар. конф. : в 2 т. - М. : ГПНТБ России, 2006. - Т. 1. - С. 385-390.
26. Snowling M. J., Hulme C., Nation K. The science of reading: handbook. - Jersey : Wiley-Blackwell, 2022. - 608 p.
27. Carney J., Robertson C. Five studies evaluating the impact on mental health and mood of recalling, reading, and discussing fiction // PLoS ONE. - 2022. - №17 (4). - P. e0266323. -DOI: 10.1371/journal.pone. 0266323.
28. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. - М. : Советские учебники, 2023. - 264 с.
29. Habibian M., Roslan S., Idri K, Othman J. The Role of Psychological Factors in the Process of Reading // Journal of Education and Practice. - 2015. - Vol. 6, № 29. - P. 114123.
30. Шваненфлюгель П. Дж., Кнапп Н. Психология чтения. Теория и применение. - СПб. : Гуманитарный центр, 2022. - 388 с.
31. Поваринин С. И. Искусство спора. Как читать книги. - М. : АСТ, 2023. - 288 с.
32. Бродский И. Как читать книгу = How to Read a Book : избранные эссе / пер. с англ.
Е. Касткиной, А. Сумеркина. - СПб. : Лен-издат : Книжная лаборатория, 2022. -256 с.
REFERENCES
1. Oganesyan N.T. Bibliotherapy: Self-actualization of mental states through poetry. Moscow, Os'-89 publ., 2002. 272 p. (In Russian).
2. Dresher Yu.N. Bibliotherapy. Moscow, FAIR publ., 2007. 560 p. (In Russian).
3. Ibn-Sina Abu Ali. Canon of medical science: selected sections, Part 1. Moscow, Tashkent, Fan publ., 1994. 398 p. (in Russian).
4. Dombrovskaya I.S. Introduction to the psychology of reading. Grodno, YurSaPrint publ., 2017. 92 p. (In Russian).
5. Bodalev A.A. Personality Psychology. Moscow, Moscow University publ., 1988. 188 p. (In Russian).
6. Saninskii V.I. Possibilities of bibliotherapy in diagnostic and correctional work. Pedagogika: traditsii i innovatsii, materials of the V International scientific conference. Chelyabinsk, Dva komsomol'tsa publ., 2014, pp. 87-92, available at: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/104/5821 (date of access: January 31, 2024). (In Russian).
7. Sukhovtseva O.A. Bibliotherapy, or "healing" with a book. Yunosheskie biblioteki Rossii = Youth libraries of Russia, 2006, no. 1 (36), pp. 75-80 (In Russian).
8. Balashova E.V. Psychology of reading: problems and aspects of consideration. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. Polzunova, 2006, no. 1, pp. 69-71. (In Russian).
9. Rubakin N.A. Psychology of the Reader and the Book: a Brief Introduction to Bibliological Psychology. Moscow, Kniga publ., 1977. 264 p. (In Russian).
10. Melenteva Yu.P. General Theory of Reading. Moscow, Nauka publ, 2015. 230 p. (In Russian).
11. Kennedy A. The Psychology of Reading. London, New York, Methuen, 1984. 160 p.
12. Askarova V.Ya. et al. Reading, encyclopedic dictionary. Moscow, Nauka publ., 2021, pp. 197-199. (In Russian).
13. Mosunova L.A. Historical and theoretical background of the psychology of reading. Vestnik VyatGGU = Herald of Vyatka State Univercity, 2013, no. 4 (1), pp. 142-145. (In Russian).
14. Mosunova L.A. Psychology of Reading Fiction, textbook. Moscow, MGUP imeni Ivana Fedorova publ., 2012. 169 p. (In Russian).
15. Boxall P. 1001 Books You Must Read Before You Die. New York, Murdoch Books, 2008. 960 p.
16. Berthoud E., Elderkin S. The Novel Cure: An A to Z of Literary Remedies Hardcover. Edinburg, Canongate Books, Main edition, 2017. 464 p.
17. Kurashinova A.Kh., Urusova L.Kh. Books as a source of intellectual, spiritual and moral
development of the individual. Obrazovanie i pravo, 2022, no. 3, pp. 326-330. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-326-330. (In Russian).
18. Sebeleva A.V. Psychology and Sociology of Reading. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovskii gumanitarnyi universitet publ., 2012. 139 p. (In Russian).
19. Foster T. The Art of Reading: How to Understand Books. Moscow, MIF publ, 2015. 292 p. (In Russian).
20. Erford Bedli T. 45 Basic Techniques for Psychological Counseling. Moscow, Dialektika-Vil'yams publ., 2022. 640 p. (In Russian).
21. Popova M.A. Book Therapy and Bibliotherapy as Methods of Working with Children and Adolescents. Moscow, De-Libri publ., 2022. 90 p. (In Russian).
22. Melenteva Yu.P. Glossary on reading problems. Part 1. Automated Reading - the science of reading. Kul'tura: teoriya i praktika, 2020, no. 2 (35), p. 10. (In Russian).
23. Melenteva Yu.P. Glossary on reading problems. Part 2. Automated Reading - the science of reading. Kul'tura: teoriya i praktika, 2020, no. 3 (36), p. 10. (In Russian).
24. Melenteva Yu.P. Glossary on reading problems. Part 3. Automated Reading -the science of reading. Kul'tura: teoriya i praktika, 2020, no. 4 (37), p. 10. (In Russian).
Информация о статье Дата поступления 28 марта 2024 Дата принятия в печать 10 июля 2024
Сведения об авторе
Косенкова Олеся Викторовна - аспирант кафедры общей и социальной психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). Адрес для корреспонденции: 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 3775-7531. AuthorlD: 1233322.
Для цитирования
Косенкова О. В. Становление и развитие психологии чтения от Античности до наших дней // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 3. - С. 74-82. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.74-82.
25. Dresher Yu.N., Latypova O.P. Theoretical Foundations of Bibliotherapy, in: Libraries and information sources in the modern world of science, educational and business culture, materials of the XIII International conference. (in Russian).
26. Snowling M.J., Hulme C., Nation K. The science of reading, handbook. Jersey, Wiley-Blackwell publ., 2022. 608 p.
27. Carney J., Robertson C. Five studies evaluating the impact on mental health and mood of recalling, reading, and discussing fiction. PLoS ONE, 2022, no. 17 (4), p. e0266323. DOI: 10.1371/journal.pone. 0266323.
28. Egorov T.G. Psychology of reading acquisition. Moscow, Sovetskie uchebniki publ., 2023. 264 p. (In Russian).
29. Habibian M., Roslan S., Idri K., Othman J. The Role of Psychological Factors in the Process of Reading. Journal of Education and Practice, 2015, Vol. 6, no. 29, pp. 114-123.
30. Shvanenflyugel P.Dzh., Knapp N. The Psychology of Reading. Theory and Applications. St. Petersburg, Gumanitarnyi tsentr publ., 2022. 388 p. (In Russian).
31. Povarinin S.I. The Art of Argument. How to Read Books. Moscow, AST publ., 2023. 288 p. (in Russian).
32. Brodskii I. How to Read a Book. Saint-Petersburg, Lenizdat publ., Knizhnaya laboratoriya publ., 2022. 256 p. (In Russian).
Article info
Received March 28, 2024 Accepted July 10, 2024
About the author
Kosenkova Olesya Victorovna - PhD student at the Department of General and Social Psychology, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia). Postal address: 48, nab. reki Moiki, Saint-Petersburg, 191186, Russia. E-mail: [email protected]. RSCI SPIN-code 3775-7531. AuthorlD: 1233322.
For citations
Kosenkova O.V. Formation and Development of Reading Psychology from Antique to the Present. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 3, pp. 74-82. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.74-82. (In Russian).