Научная статья на тему 'КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотековедение / библиографоведение и книговедение / книжная культура / педагогический дискурс изучения проблем книжной культуры / антропологический подход / направления исследования книжной культуры / книговедческая подготовка / library science / bibliography and book studies / book culture / pedagogical discourse of studying the problems of book culture / anthropological approach / directions of research of book culture / book training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Наталья Викторовна, Динер Елена Васильевна, Мосунова Людмила Александровна, Сладкова Ольга Борисовна

Статья посвящена проблеме расширении дисциплинарного поля исследований, традиционных для научной специальности 5.4.10 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, обоснованию возможности изучения актуальных научных задач книжной культуры в рамках педагогического дискурса. Базируясь на результатах проведённого теоретического исследования, авторы предлагают в качестве концептуальной основы изучения таких научных направлений антропологический подход, позволяющий рассмотреть книжную культуру в системе современных наук об образовании и педагогических практик. В статье предложены магистральные направления педагогических исследований книжной культуры, связанные с изучением культуры книги, культуры её распространения, культуры чтения. Особое внимание авторы обращают на изучение проблемы формирования и проектирования кадрового потенциала для отраслей, связанных с книжной культурой. В этом контексте доказана действенность модульного подхода к организации образовательного процесса, который даёт возможность реализовать принципы системности и преемственности в содержании обучения и формировать понимание эволюционного характера развития социальных коммуникаций и их объектов. В заключение статьи делается вывод о высоком научно-исследовательском потенциале книжной культуры в рамках образовательных и педагогических дисциплин и отмечено содействие таких исследований развитию научной специальности 5.4.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK CULTURE IN THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL RESEARCH

The article is devoted to the problem of expanding the disciplinary field of research, traditional for the scientific specialty 5.4.10 Library science, bibliography and book studies, substantiating the possibility of studying current scientific problems of book culture within the framework of pedagogical discourse. Based on the results of the conducted theoretical research, the authors propose an anthropological approach as a conceptual basis for the study of such scientific areas, which allows us to consider book culture in the system of modern educational sciences and pedagogical practices. The article proposes the main directions of pedagogical research of book culture related to the study of the culture of the book, the culture of its dissemination, and the culture of reading. The authors pay special attention to the study of the problem of formation and design of human resources for industries related to book culture. In this context, the effectiveness of a modular approach to the organization of the educational process is proved, which makes it possible to implement the principles of consistency and continuity in the content of education and to form an understanding of the evolutionary nature of the development of social communications and their objects. In conclusion, the article concludes about the high research potential of book culture within the framework of educational and pedagogical disciplines and notes the contribution of such research to the development of a scientific specialty 5.4.10.

Текст научной работы на тему «КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

У\^НИЖНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 001.89

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-4120-205-212

Н.В. Лопатина

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: dreitser@yandex.ru

Е.В. Динер

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация; Вятский государственный университет, Киров, Российская Федерация, e-mail: sautinalina@yandex.ru

Л.А. Мосунова

Вятский государственный университет, Киров, Российская Федерация, e-mail: lmosunova@hotmail.com

ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - доктор педагогических наук, зав. кафедрой библиотечно-ин-формационных наук, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, Московский государственный институт культуры ДИНЕР ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информаци-онных наук, Московский государственный институт культуры, Вятский государственный университет МОСУНОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций, Вятский государственный университет СЛАДКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - доктор культурологии, профессор кафедры библиотечно-инфор-

мационных наук, Московский государственный институт культуры LOPATINA NATALIA VIKTOROVNA - DSc in Pedagogy, Professor, Head of the Department of Library and Information Sciences, Honorary Worker of the Education Sphere of the Russian Federation, Moscow State Institute of Culture

DINER ELENA VASILIEVNA - DSc in Pedagogy, Professor at the Department of Library and Information

Sciences, Moscow State Institute of Culture, Vyatka State University MOSUNOVA LYUDMILA ALEXANDROVNA - DSc in Psychology, Associate Professor, Professor at the

Department of Journalism and Integrated Communications,Vyatka State University SLADKOVA OLGA BORISOVNA - DSc in Cultural Studies, Professor at the Department of Library and Information Sciences, Moscow State Institute of Cultur

© Лопатина Н. В., Динер Е. В., Мосунова Л. А., Сладкова О. Б., 2024

О.Б. Сладкова

Московский государственный институт культуры,

Химки, Московская область, Российская Федерация,

e-mail: olgasladkova2@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме расширении дисциплинарного поля исследований, традиционных для научной специальности 5.4.10 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, обоснованию возможности изучения актуальных научных задач книжной культуры в рамках педагогического дискурса. Базируясь на результатах проведённого теоретического исследования, авторы предлагают в качестве концептуальной основы изучения таких научных направлений антропологический подход, позволяющий рассмотреть книжную культуру в системе современных наук об образовании и педагогических практик. В статье предложены магистральные направления педагогических исследований книжной культуры, связанные с изучением культуры книги, культуры её распространения, культуры чтения. Особое внимание авторы обращают на изучение проблемы формирования и проектирования кадрового потенциала для отраслей, связанных с книжной культурой. В этом контексте доказана действенность модульного подхода к организации образовательного процесса, который даёт возможность реализовать принципы системности и преемственности в содержании обучения и формировать понимание эволюционного характера развития социальных коммуникаций и их объектов. В заключение статьи делается вывод о высоком научно-исследовательском потенциале книжной культуры в рамках образовательных и педагогических дисциплин и отмечено содействие таких исследований развитию научной специальности 5.4.10.

Ключевые слова: библиотековедение, библиографоведение и книговедение, книжная культура, педагогический дискурс изучения проблем книжной культуры, антропологический подход, направления исследования книжной культуры, книговедческая подготовка.

Для цитирования: Лопатина Н. В., Динер Е. В., Мосунова Л. А., Сладкова О. Б. Книжная культура в системе педагогических исследований // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4 (120). С. 205-212. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-4120-205-212

BOOK CULTURE IN THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL RESEARCH

Natalia V. Lopatina

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: dreitser@yandex.ru

Elena V. Diner

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation; Vyatka State University, Kirov, Russian Federation, e-mail: sautinalina@yandex.ru

Lyudmila A. Mosunova

Vyatka State University, Kirov, Russian Federation, e-mail: lmosunova@hotmail.com

Olga B. Sladkova

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: olgasladkova2@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of expanding the disciplinary field of research, traditional for the scientific specialty 5.4.10 Library science, bibliography and book studies, substantiating the possibility of studying current scientific problems of book culture within the framework of pedagogical discourse. Based on the results of the conducted theoretical research, the authors propose an anthropological approach as a conceptual basis for the study of such scientific areas, which allows us to consider book culture in the system of modern educational sciences and pedagogical practices. The article proposes the main directions of pedagogical research of book culture related to the study of the culture of the book, the culture of its dissemination, and the culture of reading. The authors pay special attention to the study of the problem of formation and design of human resources for industries related to book culture. In this context, the effectiveness of a modular approach to the organization of the educational process is proved, which makes it possible to implement the principles of consistency and continuity in the content of education and to form an understanding of the evolutionary nature of the development of social communications and their objects. In conclusion, the article concludes about the high research potential of book culture within the framework of educational and pedagogical disciplines and notes the contribution of such research to the development of a scientific specialty 5.4.10.

Keywords: library science, bibliography and book studies, book culture, pedagogical discourse of studying the problems of book culture, anthropological approach, directions of research of book culture, book training.

For citation: Lopatina N. V., Diner E. V., Mosunova L. A., Sladkova O. B. Book culture in the system of pedagogical research. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 4 (120), pp. 205-212. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-4120-205-212

Введение изменений в номенклатуру научных специальностей возобновило действие научной специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Но какова жизнь этой специальности под новым шифром и на новых позициях в современной модели научного мира?

Первые полтора года работы показали, что количество диссертационных советов, жесткие требования экспертизы научных кадров требуют более прагматичного, нежели раньше, отношения ко многим вопросам и к определению тематики кандидатских и докторских исследований, исходя не столько из логики научного познания, сформировавшейся в библиотековедении, библиогра-фоведении и книговедении, сколько из формального соответствия законам тех отраслей наук, к которым наша научная специальность приписана.

Кроме того, опыт работы под новым шифром дал возможность выявить ряд проблем, требующих решения на уровне паспор-

та научной специальности. К ним относятся: 1) отражение актуальных и перспективных направлений исследований в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения; 2) установление объектного, предметного и тематического соответствия указанным отраслям науки, в том числе, распределение пунктов паспорта между отраслями наук; 3) выявление зон междисци-плинарности внутри научной специальности как основы для сохранения суверенности каждой из составляющих триединой науки. Остроактуальным становится также вопрос о «внутренних границах» триединой научной специальности 5.10.4 и распределении научных задач по отраслям, по которым присуждается ученая степень.

В этой связи целесообразно говорить о расширении дисциплинарного поля исследований традиционных для нас объектов и выведении ряда актуальных научных задач в междисциплинарное поле. Поскольку более всего вопросов возникает по отноше-

нию к тому, что можно защищать в рамках научной специальности по педагогическим наукам, сегодня видится остроактуальным рассмотрение несколько нетипичного решения - возможности проведения книговедческих исследований не только в рамках исторических и филологических наук, но и в рамках наук педагогических.

Исходя из программного содержания отрасли наук, к которой приписана научная специальность «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» мы предположили, что новым направлением для педагогических исследований может стать книжная культура - одно их наиболее часто используемых в библиотечно-информационных науках понятий. С целью подтверждения этой гипотезы было проведено теоретическое исследование, цель которого - изучить целесообразность расширения дисциплинарного поля исследований книжной культуры и выведения ряда актуальных научных задач в междисциплинарное поле для решения важных вопросов теории и практики книжного дела в условиях цифровой экономики.

Результаты исследования показали, что в рамках педагогической направленности понятийный аппарат исследований книжной культуры должен базироваться на подходе, озвученном В. И. Васильевым, то есть на понимании этого термина как совокупности материальных и духовных достижений общества на определенном этапе развития, а также - раскрытии её структуры, включающей в себя «три комплексных системообразующих составляющих: культуру книги, культуру распространения книги в обществе, культуру чтения» [1].

Это вполне соотносится и с Паспортом научной специальности 5.10.4, который в настоящее время включает следующие позиции (номера соответствуют номеру пункта в Паспорте):

7. Культурологическая и информационная природа библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности.

8. Книжная культура. Социальное и культурное значение книги, библиографии, библиотеки. Книга, библиотека, библиография в медиасистеме.

9. Книга как культурный феномен. Роль книги и книжного дела в развитии общества и культуры.

31. Библиопсихология. Библиотерапия.

32. Воспитательное воздействие книги, библиотеки, библиографии [10].

В контексте этих позиций педагогическую направленность изучения книжной культуры необходимо выстраивать на базе антропологического подхода, то есть в качестве приоритета изучения выходить на понятие «человек» и рассматривать книгу в системе отношений «человек - человек», «человек - общество», «общество прошлого и настоящего», поскольку книга как продукт материального и духовного творчества всегда несёт на себе отпечаток этих отношений - как на семантическом, синтаксическом, прагматическом, так и на материальном уровнях. С другой стороны, именно книга и чтение оказывают решающее воздействие на то, как выстроены эти отношения, регулируют их, так как находятся в основе освоения системы ценностей, типовых моделей поведения, ролей, которые играют люди. Именно здесь мы уходим в педагогические дискурсивные практики.

Для примера рассмотрим только один исследовательский аспект: культуру чтения. Специфика чтения как деятельности состоит в его формирующем и развивающем потенциале, в способности влиять на личностные характеристики, на мыслительные процессы, на систему компетенций, - и здесь однозначно видится педагогическая направленность. Но если мы посмотрим, как представлен этот аспект с Паспорте научной специальности, то увидим, что в педагогическом дискурсе книга рассматривается несколько упрощенно. В нём отражено воспитательное воздействие книги, но не представлен образовательный, знаниевый, развивающий аспекты. А если мы переместим этот аспект в чисто книговедческое исследовательское поле, то увидим, что

за пределы внимания выводится целый ряд интересных и актуальных вопросов, связанных, например, с развитием воображения, интеллектуальных аналитических операций, операций применения инструментов верификации информационных сообщений и т. д.

Для того, чтобы сделать первый шаг, мы предлагаем выявить и обсудить направления исследования книжной культуры в педагогических науках через сопряжение с перечнем актуальных тематик диссертационных исследований по педагогическим наукам, разработанным РАО в 2023 году. Документ имеет стратегический характер, выступая «ориентиром для соискателей ученой степени кандидата / доктора педагогических наук, их научных руководителей / научных консультантов при выборе темы диссертации, а также для формирования основных направлений научных исследований по специальности 5.4.10 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение в организациях высшего образования и научных организациях» [9].

Первый опыт такого проектирования был предпринят Ю. П. Мелентьевой и Н. В. Лопа-тиной, в научных трудах которых представлена актуальная тематика диссертационных исследований по проблемам чтения в рамках названной научной специальности и доказана необходимость их междисциплинарной направленности [9]. Кроме того, исследование показало, что в системе предложенных РАО актуальных тематик содержатся интересные направления, позволяющие разрабатывать наукоемкую основу для государственной политики в области книгоиздания и книгорас-пространения. Например, можно обратить внимание на следующие позиции Паспорта научной специальности 5.8.1 - Общая педагогика, история педагогики и образования:

«1.13. Развитие непрерывного образования. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования» -в аспекте книги как инструмента самообразования, создания инфраструктуры самообразовательного чтения, педагогического проектирования «цифрового мира чтения».

«1.14. Педагогическое взаимодействие в информационно-образовательной, гибридной среде» - в аспекте разработки позиций и роли книги в образовательной медиасреде; проектирования цифровых платформ чтения для конкретных групп пользователей, в возрастном ракурсе; применения ИИ для создания научно-популярных и адаптированных произведений определенного целевого и читательского назначения».

«1.23. Теоретико-методологические проблемы проектирования и моделирования содержания образования» - в аспекте проектирования репертуаров чтения и книгоиздания в проекции актуальных задач социальной педагогики» [9].

Они не только свидетельствуют о значимости проблемы книжной культуры в решении вопросов педагогики и образования, но и подтверждают целесообразность привлечения междисциплинарного теоретико-методологического инструментария для педагогических исследований книжной культуры.

Магистральными направлениями таких исследований могут быть

- теоретические и прикладные инструменты изучения современного читателя как актора информационного мира, социальной роли читателя в условиях цифровых трансформаций, читательских практик, реализующихся в зоне пересечения традиционной и электронной книжных культур;

- разработка новых методик познания читателя и типовых моделей читательского поведения, сегментирования читательской аудитории, создаваемых на стыке психологии и педагогики, которые «имеют принципиальное значение для актуализации практик книжной индустрии»;

- формирование теоретико-педагогических оснований организации чтения в цифровой среде как инструмента целенаправленного влияния на читательскую деятельность личности;

- направленное развитие читательских практик и создание условий для реализации читательской активности, усиление дидактического и социально-педагогического потенциала экосистемы чтения, доступность информационных ресурсов и профессиональная помощь читателю со стороны институтов и организаций книжной культуры;

- стимулирование читательской активности, продвижение культуры чтения в повседневные практики населения; создание условий и инструментов регулирования читательских коммуникаций» и т. д. [6; 8, с. 289; 14].

Эти и другие направления исследования наглядно показывают, что рассматриваемые в русле антропологического подхода, проблемы цифровых трансформаций культуры книги, культуры распространения книги, культуры чтения, традиционных основ рекомендательной библиографии [16], изучаемые в рамках наук об образовании, создают концептуальную базу развития книжного дела в современных условиях.

Кроме того, в условиях современной ме-диасреды важнейшей становится проблема формирования и проектирования кадрового потенциала для отраслей, связанных с книжной культурой. К основным акторам, от качеств которых и зависит специфика книжной культуры определённой эпохи, принято относить автора, издателя, книготорговца, библиотекаря, библиографа, учёного-книговеда и читателя [5]. Устойчивая и организованная форма взаимодействия между этими акторами и есть основа книжной культуры как социального института. Эти взаимодействия - фундаментальны, неизменны по своей сущности и варьируются только в ситуативном воплощении. Они обязательно должны воспроизводиться, ибо как только они перестанут проявляться на новом витке спирали в новом образе, но с неизменной миссией -только тогда «покачнётся» здание книжной культуры. Воспроизводство кадров книжной культуры является важнейшей задачей

библиотечно-информационного образования и напрямую соотносится с педагогическими аспектами книжной культуры.

Анализ учебных планов российских вузов культуры показал, что всё зависит от того совокупного ожидаемого результата образования (компетентностной модели выпускника), на который ориентирован конкретный вуз и которому подчинён образовательный процесс. В статье «Магистерский учебник по книговедению: основные проблемы и перспективы подготовки» авторы отмечают скудную представленность книговедческих дисциплин в рабочих программах магистратуры по библиотечно-информационному образованию и их «лоскутный» характер [17]. Поэтому одной из актуальных исследовательских проблем становится формирование у будущего специалиста способности решать технологические и интеллектуальные задачи создания, анализа и экспертизы, организации, обращения в обществе информационных (в том числе, документных) ресурсов различных типов и видов.

Педагогическая идея, определяющая исследовательский фокус этого направления, находится в плоскости реализации компе-тентностного подхода в профессиональном образовании и заключается в достижении системности и преемственности содержания обучения, в формировании понимания эволюционного характера развития социальных коммуникаций, единства природы книги и документа, традиционного и электронного документа, фундаментальности законов и механизмов создания и общественного обращения документа. В ракурсе педагогических наук и этого направления педагогических исследований книжной культуры мы не концентрируемся на проблемном комплексе, решаемом в продолжающейся дискуссии [4; 11; 13], но ставим вопрос о диалектике теоретического и практико-ориентированного направлений в формировании книговедческого знания, о логике «от общего к частному» в педагогическом проектировании подготовки

специалистов, связанных с книгой. Требует доказательства в рамках теории и методологии профессионального образования эффективность педагогической концепции, ключевые позиции в которой занимает комплексная теория документа (документология), развиваемая Ю. Н. Столяровым [12; 15], Е. В. Динер [3] и другими авторами. Особое внимание необходимо и вопросам дидактики, поиска новых педагогических инструментов в книговедческой подготовке профильных специалистов, позволяющих выстроить трансфер теоретического знания в практики книжного

дела посредством создания условий для проектной деятельности [7].

Таким образом, комплекс проблем исследований книжной культуры в рамках наук об образовании широк и разнообразен. Расширение дисциплинарного поля исследований по этому направлению, их междисциплинарный характер, безусловно, будут содействовать развитию научной специальности, поскольку дадут ей возможность выйти на новый уровень решения задач, имеющих высокий уровень значимости для современной российской экономики.

Список литературы

1. Васильев В. И. Книжная культура в отечественной истории: теоретические и историко-книговедческие аспекты: дис... д-ра ист. наук. Москва, 2006.

2. Динер Е. В. Мультимедийные издания в библиотеке: принципы создания и алгоритмы разработки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 4 (114). С. 168-176.

3. Динер Е. В. Теоретико-методологические основы электронной книги как категории книговедения: монография. Киров: Старая Вятка, 2016. 188 с.

4. Добровольский В. В. К вопросу о новом названии курса «Документоведение» // Библиотечное дело -2003: материалы VIII международной научной конференции. Москва, 2003. С. 88.

5. Лопатина Н. В. Книжная культура информационного общества // Культура: теория и практика. 2016. № 5. [Электронный ресурс]URL: http://theoryofculture.ru

6. Лопатина Н. В. Найдут ли место библиотечно-информационные исследования в новой структуре российской науки? // Культура: теория и практика: электронный научный журнал. 2020. № 2 (35). [Электронный ресурс] URL: http://theoryofculture.ru/issues/113/1345/

7. Лопатина Н. В., Булдина Г. И. Проектная деятельность в подготовке библиотечно-информационных специалистов // Двенадцатые Денисьевские чтения: материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции по проблемам истории, теории и практики библиотечного дела, библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Орёл. 2016. С. 189-194.

8. Лопатина Н. В. Актуальные вопросы научного изучения и социокультурного проектирования чтения в условиях цифровых трансформаций / Берковские чтения - 2021. Книжная культура в контексте международных контактов: Материалы VI Международной научной конференции, Гродно, 26-27 мая 2021 года. Москва: Наука, 2021. С. 285-290.

9. Мелентьева Ю. П., Лопатина Н. В. Актуальные тематики диссертационных исследований по проблемам чтения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3(119). С. 151-158.

10. Паспорт научной специальности 5.4.10 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение // Сайт Министерства образования Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://vak. minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=17&name=92259542002&f=15269

11. Соляник А. А. О соотношении книговедения, документоведения и документологии // Библиотечное дело - 2007: Современные технологии и ресурсы: материалы XII междунар. науч. конф. Москва, 2008. С. 46-49.

12. Столяров Ю. Н. О документологической подготовке бакалавров документно-коммуникационного профиля // Вестник ЧГАКИ. № 3 (15). 2008. С. 13-26.

13. Столяров Ю. Н. Теория относительности документа // Научные и технические библиотеки. 2006. № 7. С. 73-78.

14. Столяров Ю. Н. О возможности сохранить библиотековедение, библиографоведение и книговедение в номенклатуре научных специальностей // Культура: теория и практика: электронный научный журнал. 2020. № 3 (36).

15. Столяров Ю. Н. Документология. Орёл: Горизонт, 2013. 370 с.

16. Трубников С. А. Литературная библиография как средство эстетического развития читателей: пособие по спецкурсу для студентов библиотечного факультета. Москва: Московский государственный институт культуры, 1970. 238 с.

17. Эльяшевич Д. А., Мутьев В. А. Магистерский учебник по книговедению: основные проблемы и перспективы подготовки // Наука о книге: прошлое, настоящее, будущее: тезисы докладов всероссийской

научной конференции «XXII Смирдинские чтения». Санкт-Петербург, 2022. С. 9-10.

*

Поступила в редакцию 24.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.