Научная статья на тему 'МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ'

МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотерапия / направленное чтение / личность читателя / продуктивное общение / bibliotherapy / directed reading / reader's personality / productive communication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смахтина А.В.

Книга играет огромную роль в становлении личности.Несформированность читательской деятельности сужает потенциал ее развития. Одним из методов воспитания, формирования личности читателя является метод направленного чтения. Библиотерапия содержит в себе богатые и разнообразные средства воздействия на личность, расширяет сферу сознания, эмоционально наполняет и формирует гармонично развитую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF DIRECTED READING IN THE EDUCATION AND FORMATION OF THE READER'S PERSONALITY

The book plays a huge role in the formation of personality. The lack of formation of reading activity narrows the potential of its development. One of the methods of education, the formation of the reader's personality is the method of directed reading. Bibliotherapy contains rich and diverse means of influencing the personality, expands the sphere of consciousness, emotionally fills and forms a harmoniously developed personality.

Текст научной работы на тему «МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ»

МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ

СмахтинаА.В.(Краснодар, ГБОУ ИРО) Annlogoped@yandex.ru

Аннотация. Книга играет огромную роль в становлении лично-сти.Несформированность читательской деятельности сужает потенциал ее развития. Одним из методов воспитания, формирования личности читателя является метод направленного чтения. Библиотерапия содержит в себе богатые и разнообразные средства воздействия на личность, расширяет сферу сознания, эмоционально наполняет и формирует гармонично развитую личность.

Ключевые слова:библиотерапия, направленное чтение, личность читателя, продуктивное общение.

THE METHOD OF DIRECTED READING IN THE EDUCATION AND FORMATION OF THE READER'S PERSONALITY Smakhtina A.V. (Krasnodar, GBOU IRO) Annlogoped@yandex.ru

Annotation. The book plays a huge role in the formation of personality. The lack of formation of reading activity narrows the potential of its development. One of the methods of education, the formation of the reader's personality is the method of directed reading. Bibliotherapy contains rich and diverse means of influencing the personality, expands the sphere of consciousness, emotionally fills and forms a harmoniously developed personality.

Keywords: bibliotherapy, directed reading, reader's personality, productive communication.

Проблема чтения, взаимодействие читателя с книгой и формирование читательской деятельности относятся к наиболее значимым и актуальным вопросам современности. Падение интереса к чтению в наши днихарактеризуетсясистемнымколлапсом читательской культуры, коммуникативным «кризисом общения» читателя с автором книги, психологической незрелостью к восприятию литературного произведения. Это способствует существенному сокращению потенциала развития личности. Человек нечитающийтеряет способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, к нравственному, духовного, культурному росту, к формированию познавательных процессов, восприимчивости произведения. У такой личности создается «незрелое» восприятие среды и взаимодействие с социумом, теряется продуктивное (взаимообогащающее) общение.

Книга играет огромную роль в становлении личности. Так во многих произведениях классической литературы уделяется большое внимание нравственному и духовному формированию личности, проблеме противостояния добра и зла, вопросам морали, особенностям взаимоотношений между людьми.

Одним из методов воспитания, формирования личности читателя является метод направленного чтения (библиотерапия). Библиотерапия- это средство, способное произвести эмоциональные изменения для личностного роста и развития (Abdullah, 2002, р. 2). Библиотерапевтический метод содержит в себе богатые и разнообразные средства воздействия на личность, обладает силой, длительностью, вызывает направленные эмоциональные впечатления от прочитанных произведений, транслируячужой опыт душевной жизни, наводит на размышление. Расширяя сферу сознания, библиотерапевтический метод подсказывает путь движения мысли от безысходности к созидательной активности» (Тихомирова, 2004, с.23).

Основными элементами метода библиотерапии являются идентификация личности с литературными персонажами, ассоциации, эмоциональное восприятие произведения, понятие содержания произведения, которые помогают эмоционально вжиться в произведение, узнать о направлениях в жизни, и исследовать новые способы взаимодействия, что отражает полноту восприятия произведения личностью во время чтения.

Воспитание личности происходит в момент близости автора и читателя, где автор воспринимается как обычный собеседник.

Н. А. Рубакин описывает, что в момент восприятия книги человеком, происходит не только процесс общения, но и «проекция текста на читателя». Этот процесс происходит потому, что книга оказывает на содержание мнематическое воздействие в энергетически-смысловом поле личности читателя. Это поле преобразовывает содержание книги по смысловому опыту читателя. В зависимости от этого опыта человек воспринимает текст так, как ему психологически близко (Соколова, 2005, с. 24).

Правильно воспринимать литературное произведение, воспитывать гармонично развитую личность возможно, формируя положительные потребности (Т. ЯиИ), при соблюдении которых появляются мощные факторы свободного и нерегламентированного чтения: рефлексия собственной личности и ее совершенствование, стремление быть понятым другими людьми; эмоциональное восприятие литературного произведения, переживания от прочитанного; эталон для подражания, любовь к описанным в книге ситуациям; участие в заботах других людей; самостоятельное исследование с помощью книги незнакомой сферы или новое в уже знакомом; совершенствование духовных качеств; овладение новыми знаниями и применение их в собственной деятельности; ощущение радости и наслаждения от языкового обрамления, четкой, ясной формы литературного произведения (Яий, 1960, р.47).

А.А. Голзицкая также сконцентрировала внимание на проективную функцию во время чтения, а именно перенос образов и сюжетных линий читаемого произведения на личностные черты с целью побуждения размышлений о себе, своей «Я-концепции», о взаимоотношениях с социумом (Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания, 2011, с.135-142). В исследовании Л.В. Буновой обозначается семь основных групп, которые проецируют значимые моменты и влияют на чувства читателя:

- Понятия и общие отвлеченные представления;

- Образы (живые и картинные представления);

- Элементы образа, ощущения (цвет, вкус, запах);

- Движения души (эмоции, чувства, аффекты и т.д.);

- Волевые явления (желания, стремления, хотения);

- Низшие органические чувства, инстинкты (родительские, половые, стадные);

- Движения и действия (мысленное переживание действий, воспоминаний, которые возбуждены словами..(Бунова, 2003, с.108).

Воздействие чтения на внутренний мир так же зависит от типов читателей художественной литературы, классифицирующих по признакам: социальным и демографическим характеристикам (Н. А. Рубакин), по уровню читательской культуры, интереса, особенностей восприятия текста (Л. И. Беляева, И. Е. Рыскина, С. И.Трубников).

Некоторые свойства личности также воздействуют на процесс чтения (Л. И. Беляева). Темперамент как динамическая характеристика психической деятельности индивида оказывает масштабное, но не определяющее влияние на чтение. Он проявляется в динамике чтения, переключении с одной книги на другую, прочтении книги в течение определенного отрезка времени. Например, холерик будет читать книги, не отрываясь; сангвиник — быстро, но с пропусками; флегматик —последовательно, медленно. Темперамент проявляется в характере эмоциональных реакций, в их силе, длительности. Так же с ним связаны личностные предпочтения читателей в выборе автора, книг и литературного стиля.

Совокупность существенных, устойчивых свойств человека,накладывающих отпечаток на его поведение и поступки, раскрывает характер. При чтении художественных произведений характер сказывается на отношении читателя к персонажам произведения, а на более высоком уровне восприятия - к самому автору. Направленное чтение возникает с той минуты, когда человек начинает проводить аналогии между собой и героями произведения (автором), когда он видит отражение своих поступков в действиях литературных персонажей, сравнивает себя, своих родных и знакомых с действующими лицами произведения.

Привлекательность героя (автора) для читателя основана и на свойствах характера, которые ему не присущи. Сопоставление своих свойств характера и героя ведет к познанию самого себя. Проводя аналогии положительных и отрицательных действий героя и перекладывая их на свою жизнь, человек осваивает нравственно-эстетические ценности, оценивает свои поступки, знакомится с вариантами решения различных ситуаций, что помогает читателю обрести в процессе чтения ответы на волнующие его вопросы. Так же, читая произведение, человек получает опыт общения с людьми разного характера и воспитания (Соболева А.Е., 2009,c.7).

Такое глубокое прочтениеявляется «мощным орудием» для возбуждения интереса к различным областям жизни и общественным вопросам, к с тому или иному стремлению к идеалу или его осуществлению, что подтверждает возможность формирование личности читателя с помощью направленного чтения (Штейн, Петренко, 2014, с.253).

Библиотерапия, имеет очевидную ценность. Прежде всего это аналитико-рефлексивное средство познания личности, которое предоставляет участникам возможность узнать и понять самих себя, свои особенности и сложность человеческого мышления и поведения. Кроме того, это метод направленного чтения, который способствует социальному развитию, личностному росту.

Литература

1. Бунова Л.В. Чтение и читатель литературно-художественной книги в отечественных исследованиях 60-80-х годов XX в.: дис. .. .д-рафилол. наук. М., 2003. 226 с.

2. Психология и литература в диалоге о человеке / под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. 368 с.

3. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.

4. Соболева А. Е.,Краснова С.В. Чтение с увлечением.М.:Эксмо, 2009. 183с.

5. Соколова Л.В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения: дис. ... д-ра биол. наук. Архангельск, 2005. 284 с.

6. Тихомирова И.И. Мотивация чтения: стимулы, мотивы, потребности // Психология детского чтения от А до Я: метод. словарь-справочник для библиотекарей. М., 2004. С.122-133.

7. Штайн К. Э. Современные проблемы библиопсихологии и библиотерапии / К.Э. Штайн, Д.И. Петренко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014.№ 4(43).

8. Afolayan, J. A. (1992). Documentary perspective of bibliotherapy in education. Reading Horizons, 33(2). URL:http://scholarworks.wmich.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1498&context=reading_h orizon.

9. Abdullah, М. H.ERICDigest.Bibliotherapy. 2002.

10. Rutt, T. Buch undJugend. Konstanz., 1960.150 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.