Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ'

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
405
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотерапия / книга / логоневроз / семья / bibliotherapy / book / logoneurosis / family

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Голзицкая А. А.

Статья посвящена истории, теории и практике использования метода библиотерапии в рамках помощи пациентам различных возрастных групп. Описана специфика работы с «книгой врачующей» в социо-реабилитационном процессе, где она становится основой построения комплексной системы воздействия в целях коррекции логоневроза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Голзицкая А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history, theory and practice of using the method of bibliotherapy in the framework of helping patients of various age groups. The specifics of working with the "book of the doctor" in the socio-rehabilitation process are described, where it becomes the basis for building a complex system of influence in order to correct logoneurosis.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ»

БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙРАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Голзицкая А.А. (Москва, ФГБНУ «ПИ РАО») [email protected]

Аннотация. Статья посвящена истории, теории и практике использования метода библиотерапии в рамках помощи пациентам различных возрастных групп. Описана специфика работы с «книгой врачующей» в социо-реабилитационном процессе, где она становится основой построения комплексной системы воздействия в целях коррекции лого-невроза.

Ключевые слова: библиотерапия, книга, логоневроз, семья.

BIBLIOTHERAPYASAMETHODOFPSYCHOTHERAPEUTIC WORK WITH THE FAMILY Golzitskaya A.A. (Moscow, PI RAE) [email protected]

Annotation. The article is devoted to the history, theory and practice of using the method of bibliotherapy in the framework of helping patients of various age groups. The specifics of working with the "book of the doctor" in the socio-rehabilitation process are described, where it becomes the basis for building a complex system of influence in order to correct logoneurosis.

Keywords: bibliotherapy, book, logoneurosis, family.

Идея, что искусство может способствовать достижению и поддержанию эмоционального благополучия индивида, не нова - так или иначе она циркулирует в общественном сознании еще с тех времен, когда Аристотель выдвинул гипотезу о существовании эмоционального катарсиса. Художественная и дидактическая литература применяется в качестве средства лечебного и воспитательного воздействия несколько столетий, но только в последние декады стали появляться научные работы, обосновывающие результативность ее использования.

В США пионерами нового направления работы с пациентами, предполагавшей использование чтения книг, стали американский врач B.Rush и управляющий приютом для душевнобольных J.M. Galt. Первый из упомянутых специалистов предписывал людям, страдающим психическими расстройствами, чтение художественным произведений, обосновывая это тем, что они обладают свойством отвлекать пациентов от тяжелых мыслей, которые могут быть источником их страданий. Но особый расцвет интереса к практике библиотерапии был отмечен в начале XX века.

Термин библиотерапия (от греческих слов "biblion" - книга и "therapeia"- лечение) появился только в 1916 году. Его в широкое использование внедрил S. McChordCrothers, подразумевавший под ним применение литературных произведений для лечения психических заболеваний. Именно в этот период времени возникает практика профессионального применения метода не только в медицине, но и в библиотечном деле. Первым специалистом-библиотекарем, получившим квалификацию по использованию книг в процессе терапии психических заболеваний, стала E. KathleenJones, работавшая библиотечным администратором в госпитале МакЛина (США).

Значимое событие произошло в сфере библиотерапии на стыке 40-х и 50-х годов XX века, когда впервые была опубликована академическая работа C.Shrodes (1949) «Библиотерапия: теоретическое и клиническо-экспериментальное исследование». Автор выдвинула предположение, что литература воздействует на читателя посредством четырех основных процессов: идентификации, проекции, катарсиса (или абреакции) и инсайта (ShrodesC., 1949)

Одно из первых упоминаний практики использования чтения в терапевтических целях в России содержит статья И.Е. Дядьковского (1836)вучебнике «Общая терапия». В 1927 году И.З. Вельвовский в Харьковском психоневрологическом госпитале начал применять библиотерапию в лечении пациентов, и по его инициативе в санатории "Березовские минеральные воды" был открыт первый в СССР кабинет библиотерапии (1967), заведовать которым назначили библиографа А.М. Миллер. Авторы проанализировали роль библиотерапии в системе психотерапии и выделили три основных направления в развитии данного метода: 1 - «медицинское», 2 - «библиотечное», 3 - «комплексное».

В 1980-е годы метод библиотерапии впервые был адаптирован логопедом и психологом Ю.Б. Некрасовой, ученицей А.М. Миллер и И.З.Вельвовского, для лечения тяжелых случаев логоневроза (заикания) (Некрасова, 2006). Была создана личностно ориентированная система подбора книг для чтения и анализа специально для заикающихся, найдены приемы обучения работе с книгой пациентов разных возрастов.

С конца 1980-х годов данная система развивается в направлении семейной групповой логопсихотерапии (Карпова, 1997, 2005, 2006), где на всех этапах социо-реабилитации наравне с пациентами участвуют члены их ближайшего окружения.

Библиотерапия подразумевает применение проективных недирективных интервенций с использованием специально подобранной литературы с целью помощи читателям разных возрастов в процессе совладания с эмоциональными или ментальными трудностями, возникающими в процессе жизнедеятельности. При этом библиотерапия включает в себя не только читательскую активность, но и процесс внутреннего диалога читателя с героями произведения, с самим собой.

Основной механизм, позволяющий использовать книгу в качестве диагностического и психотерапевтического инструмента, заключается в идентификации читателем себя и собственной жизненной ситуации с характерами и обстоятельствами, описываемыми автором в произведении. Под влиянием художественной литературы читатель переживает психологические процессы идентификации и проекции в тот момент, когда разделяет свою проблему и ее обстоятельства с героем произведения. Отреагирование и катарсис возникают, когда читатель знакомится с тем, как герой текста разрешает возникшие трудности. Инсайт происходит в тот момент, когда читатель становится способным отразить в своей собственной ситуации и интернализировать описанное в произведении решение проблемы.

Эта особенность библиотерапевтического процесса, дающая возможность вычленить индивидуальные параметры восприятия литературного текста читателем, напрямую связана с реализацией проективной функции библиотерапии, что позволяет использовать книгу не только как психотерапевтический инструмент, но и как инструмент диагностический. На первом (диагностическом) этапеметодики (Карпова, 2005), который проходит в форме переписки, заикающимся и членам их семей предлагается для прочтения и анализа ряд специально подобранных библио-терапевтическихпроизведений.В письменных анализах художественныхтекстов каждый участник отражает собственные эмоциональные оценки, рассуждения«по поводу», воспоминания, дает дополнения - отступления от текста, темсамым раскрывается как личность.

Но особо личностные качества отображаются в отзывах участников лого-психотерапии на литературные произведения. Так как в распоряжении психолога оказывается целый ряд письменных анализов текстов, выполненных каждым участником группы, специалист имеет возможность прослеживать характерные эмоции, темы и речевые паттерны, используемые в отзывах.

Поскольку, работа в рамках семейной групповой логопсихотерапии подразумевает формирование у пациентов мотивации к излечению от речевого недуга и

создание условий для появления саногенных состояний, важных для процесса терапии, отбор литературных произведений, используемых в ходе индивидуальной библиотерапии, происходит с учетом их психотерапевтического потенциала.

Задача обучения представителей различных возрастных групп работе с художественными текстами в СГЛПТ реализуется через ряд общих процедур, таких, как: направленное чтение; семейное чтение; написание отзывов по сюжету прочитанных литературных произведений; групповое обсуждение анализов художественных текстов при участии психотерапевта-фасилитатора.

Важной характеристикой процедуры направленного чтения является применение особой инструкции, подразумевающей фокусировку читателя на процессе рефлексии в ходе знакомства с литературным текстом, которую получают как заикающиеся и члены их семей в рамках семейной групповой логопсихотерапии. Внимание участников должно быть сосредоточено в процессе чтения не на художественных достоинствах произведения, а на том субъективном смысле, который каждый из них вкладывает, в том числе, в характеристики персонажей и их поступки. Такая схема анализа художественного текста позволяет реализовать важные задачи, которые определяют в дальнейшем результативность всего библиотерапевтического процесса. Среди них, например, развитие умения вычленять основное смысловое содержание художественного произведения, а также становление способности к рефлексии.

В семейной групповой логопсихотерапии особое внимание уделяется работе с семьей, которая является первичной социальной группой для любого индивида и выполняет важные функции в его личностном развитии. Именно поэтому в процесс терапии вовлекаются близкие родственники заикающихся - родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, супруги и дети. Дискуссия в рамках групповой библиотерапии, как правило, включает анализ содержания литературного произведения, а также обсуждение особенностей личностных смыслов и поведенческих стереотипов самих участников процесса коммуникации. На обсуждение в группе выносятся:

1. действия героев произведения, их выборы и последствия предпринятой активности;

2. сходства и различия между проблемными ситуациями героев и читателей;

3. личное отношение участников к совладающим стратегиям, описываемым в контексте произведения;

4. разделение частного опыта преодоления трудностей, а также эмоциональных состояний участников группы, оказавшихся в схожих обстоятельствах;

5. моделирование возможных вариантов решений сложных ситуаций;

6. успешные стратегии поведения в различных областях жизни и т.д.

Ознакомление с отрывком отзыва, осуществляемое далее посредством группового

чтения вслух, позволяет создать условия для последующего обсуждения путем обозначения ведущих (одной-двух) дискуссионных тем. В каждом художественном произведении, предлагаемом для анализа, затрагиваются специфические, важные для проработки в рамках процесса библиотерапии, проблемы.

Обратная связь, получаемая участниками в ходе обсуждения отзывов, служит основой для реализации важнейшего механизма библиотерапевтического воздействия -

универсальности (ип^егеа^т). Именно он позволяет снизить уровень тревоги заикающихся и членов их семей, которые начинают осознавать, что их сложный опыт не является исключительным - они видят, что вокруг много таких же людей, как они сами, которые ищут и находят выход из похожих ситуаций.

Применение групповой библиотерапии в работе с трудностями детско-родительского взаимодействия подразумевает возможность использования преимуществ метода в рамках консультативной практики, связанной с одной из наиболее значимых областей межличностного взаимодействия.

Необходимо, чтобы члены семей получали реальную возможность посредством прочтения отобранных литературных произведений узнавать самих себя в героях и идентифицироваться с их опытом, испытывая эмпатию к ним и получая возможность расширять понимание поступков других людей, в том числе и своих близких (Pierce, 2015).

Для каждого семейного библиотерапевтического занятия отбирается ряд анонимных цитат из материалов диагностического этапа. Работа на очном этапе позволяет осуществить ряд подготовительных процедур, направленных на формирование сплоченности и безопасной атмосферы в группе участников, для то-го,чтобыбиблиотерапевтическое занятие могло проходить в наиболее продуктивном режиме.

Психолог (или психологи, так как ведущими занятия могут быть и два специалиста) берут на себя роль модераторов и фасилитаторов диалога между участниками. Они побуждают членов семей делиться своим эмоциональным переживаниями, а также опытом совладания с трудными жизненными ситуациями. В рамках обсуждения каждого произведения возникает ряд особенных тем, которые необходимо затронуть в целях решения основных задач библиотерапевтического процесса. Так как методика предполагает работу над коррекцией речевого недуга в том числе через оптимизацию семейной коммуникации, то большое внимание уделяется паттернам межличностного взаимодействия.

Достижение основных терапевтических целей в рамках семейной библиотерапии происходит посредством группового обсуждения тем, связанных с особенностями детско-родительского взаимодействия, роли правил и ограничений в процессе воспитания, значимости уважения к выбору взрослого «ребенка», его права на получение собственного опыта - как позитивного, так и негативного. Обращение к данным темам происходит с помощью использования таких произведений, как «Вельд», «И все-таки наш» Р. Бредбери, «Нунча» М. Горького и др.

Библиотерапевтическая работа с семьями является лишь частью большого коррекционного процесса СГЛПТ, но именно она способствует подробной проработке эмоциональных переживаний в рамках детско-родительских отношений, большей осознанности автоматических паттернов реагирования на триггерные события, обогащению репертуара совладающих стратегий поведения в проблемных ситуациях.

Литература

1. Голзицкая А. А. Возможности использования нарратива как диагностического инструмента для изучения родительского отношения //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3.

2. Карпова Н. Л., Голзицкая А.А. и др. Библиотерапия в России, Польше, США // Вопросы психологии. 2018. №. 5. С. 136-144.

3. Голзицкая А. А. Групповая библиотерапия в работе с проблемами детско-родительского взаимодействия (на примере ее применения в семейной групповой логопсихотерапии) //Психология и психотерапия семьи.2020.№. 2. С. 5-11.

4. Карпова Н.Л., Голзицкая А.А. Отражение личностных качеств участников логопси-хотерапии в отзывах на библиотерапевтические произведения //Вестник Литературного института им. А.М. Горького.2016. №. 3.С.107-117.

5. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта, 2003. Т. 12. №5.

6. Rubin R. J. Bibliotherapy sourcebook. Oryx Press, 1978.

7. Shrodes C. Bibliotherapy: A theoretical and clinical-experimental study. University of Calif., 1949.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.