Научная статья на тему 'Библиотерапия в работе с темами ответственности и свободы выбора в детско-родительских отношениях'

Библиотерапия в работе с темами ответственности и свободы выбора в детско-родительских отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Библиотерапия / ребенок / детско-родительское взаимодействие / стиль родительства. / Bibliotherapy / child / child-parent interaction / parenting style

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голзицкая Алена Александровна

Статья посвящена теме библиотерапевтической работы с родителями и детьми в рамках тем ответственности и свободы выбора, отношение к которым во-многом определяется практикуемым родительским стилем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOTHERAPY IN WORKING WITH THE THEMES OF RESPONSIBILITY AND FREEDOM OF CHOICE IN CHILD-PARENT RELATIONSHIPS

The article is devoted to the topic of bibliotherapy work with parents and children in the framework of the themes of responsibility and freedom of choice, the attitude to which is largely determined by the practiced parental style.

Текст научной работы на тему «Библиотерапия в работе с темами ответственности и свободы выбора в детско-родительских отношениях»

11. Быков Д. //«Дилетант», №1, 2015г., https://ru-bykov.livejournal.com/2069292.html

12. Лэнгле А., Человек в поисках смысла, Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005г., https://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/27/1210618625/55-64.pdf

УДК 159.9

БИБЛИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ТЕМАМИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СВОБОДЫ ВЫБОРА В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Голзицкая Алена Александровна, младший научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО, г. Москва

Аннотация.

Статья посвящена теме библиотерапевтической работы с родителями и детьми в рамках тем ответственности и свободы выбора, отношение к которым во-многом определяется практикуемым родительским стилем.

Ключевые слова: Библиотерапия, ребенок, детско-родительское взаимодействие, стиль родительства.

BIBLIOTHERAPY IN WORKING WITH THE THEMES OF RESPONSIBILITY AND FREEDOM OF CHOICE IN CHILD-PARENT RELATIONSHIPS

Alena A. Golzitskaya, (Moscow, Russia), junior scientific researcher, Federal State Scientific Institution «Psychological Institute of Russian Academy of Education».

Abstract.

The article is devoted to the topic of bibliotherapy work with parents and children in the framework of the themes of responsibility and freedom of choice, the attitude to which is largely determined by the practiced parental style.

Keywords: Bibliotherapy, child, child-parent interaction, parenting style.

Библиотерапия, являющаяся методом работы с проблемами клиентов через использование литературных произведений и книг самопомощи, зарекомендовала себя в качестве результативного подхода, позволяющего работать как индивидуально, так и с группами, в том числе над проблемами детско-родительского взаимодействия.

Особенное влияние на формирование характеристик личности ребенка в процессе воспитания имеет родительский стиль - совокупность стратегий, базирующихся на устойчивых паттернах взаимодействия родителя с ребенком. Наиболее известной типологией родительских стилей является типология, предложенная D. Baumrind (1971), которая изначально содержала три различных стиля - дозволяющий, авторитарный и авторитетный. Автор определяла стиль родительства как устойчивое отношение родителей к процессу воспитания и той практике, которую они применяют для социализации ребенка.

Последователи Baumrind, Maccoby и Martin (1983) предложили концепцию родительского стиля как конструкта, содержащего две основные переменные -ответственность и требовательность. Под ответственностью подразумевается наличие поддержки и принятия ребенка, в целях поддержания его индивидуальности и саморегуляции. Требовательность включает наличие цели социализировать детей в соответствии с культурными и иными правилами, которым последние должны соответствовать. Всего авторы описали четыре основных родительских стиля -потворствующий, пренебрегающий, авторитарный и авторитетный. Потворствующий стиль характерен для родителей, имеющих низкий уровень требований к ребенку и высокий уровень отзывчивости и принятия. Пренебрегающий стиль наблюдается тогда, когда

родители демонстрируют низкую включенность в жизнь детей, а также игнорируют эмоциональную и социальную составляющую роли воспитателя. Дети в семьях, где практикуется авторитарное родительство, склонны демонстрировать зависимость от своих родителей, они часто менее социализированы, более тревожны [3, 4].

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля, относительно требовательны, но при этом оказывают ребенку значительную эмоциональную поддержку. Результаты исследований последствий применения разных воспитательных стилей демонстрируют, что наиболее функциональным из перечисленных является авторитетный стиль родительства, поскольку именно он позволяет ребенку выработать продуктивные стратегии коммуникации с другими людьми, при этом служит основой для привития детям таких качеств, как ответственность и дисциплинированность.

Таким образом, практика библиотерапевтической работы с семьями может быть организована в направлении презентации и обсуждения родителями и детьми различных примеров детско-родительского взаимодействия в литературных произведениях, которые демонстрируют черты разных стилей родительства. На примере работы групп семейной логопсихотерапии [1,2], фокус внимания которой сосредоточен на коррекции логоневротического расстройства, можно отметить, что среди родителей встречаются последователи всех четырех стилей родительского отношения, что значительно влияет на то, как дети формируют и проявляют поведенческие стратегии во взаимодействии с окружающими. Чаще всего, как раз, значимыми переменными здесь выступает их отношение к темам ответственности и свободы выбора. Легко предположить, что практикующий авторитарный стиль родитель будет склонен брать на себя большое количество ответственности за принятие решений и их осуществление, что приводит к тому, что дети в такой семье демонстрируют зависимость от мнения родителя и с трудом проявляют самостоятельность. Тогда как у отца или матери, придерживающихся потворствующего стиля, ребенок более склонен к центрации на себе и с трудом контролирует свои импульсы. Но самые выраженные негативные последствия воспитания демонстрируют дети, выросшие в семьях, где родители склонны к пренебрегающему стилю. Именно они наименее социализированы по сравнению с другими, эмоционально обособлены от окружающих и имеют неразвитые просоциальные навыки [5].

В целях способствования выработке более функционального понимания разных черт родительских стилей участникам СГЛПТ предлагаются к прочтению разные литературные произведения, в которых описаны стратегии родительского поведения и последствия, к которым приводит взаимодействие родителя и ребенка в рамках разных стилей. Участники самостоятельно анализируют художественные тексты, письменно выражая свое мнение о прочитанном. Далее, на очном этапе, происходит отбор наиболее ярких фрагментов отзывов родителей и детей, которые будут обсуждены на групповых занятиях. Роль терапевта - через специально организованную коллективную беседу в кругу детей и родителей, не только актуализировать убеждения и чувства, стоящие за стилем, практикуемым конкретным родителем, но и способствовать пересмотру нефункциональных стереотипов поведения, закрепившихся в семейной коммуникации.

Основными произведениями, служащими для реализации этой задачи, являются следующие: «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, «Вельд» и «И все-таки наш» Р. Бредбери, «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха. Каждый родитель, присутствующий на групповом занятии по литературному произведению, через механизм идентификации с героями «примеряет» на себя их стратегии взаимодействия в рамках детско-родительских отношений. Потом, через обсуждение своего мнения или получение обратной связи от других родителей, он приобретает возможность расширить видение собственных стратегий воспитания, и, возможно, оценить их иначе, если слышит об их несостоятельности или дисфункциональности. Но так как помимо прямого диалога здесь используется опосредованное воздействие, через образы и метафоры произведения,

появляется возможность влиять на убеждения клиентов не встречая ярко выраженного сопротивления.

Таким образом, терапевт осуществляет информирование клиента об особенностях функционального родительства и предпочтительных стереотипах детско-родительского взаимодействия в целях его оптимизации в каждой конкретной семье участников СГЛПТ через использования арсенала арт-терапевтических техник, используемых в рамках библиотерапии, добиваясь тем самым достижения выраженных позитивных результатов во внутрисемейной коммуникации в целом, что способствует также достижению значимых результатов в коррекции логоневроза.

Литература

1. Карпова Н. Л., Голзицкая А.А. и др. Библиотерапия в России, Польше, США //Вопросы психологии. - 2018. - №. 5. - С. 136-144.

2. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.-2-е изд., испр. и доп //М.: Флинта. - 2003. - Т. 12. - №. 5.

3. Beato, A., Pereira, A. I., Barros, L., & Muris, P. (2016). The relationship between different parenting typologies in fathers and mothers and children's anxiety. Journal of Child and Family Studies, 25, 1691-1701.

4. Estlein R. Parenting styles //Encyclopedia of Family Studies. - 2016. - С. 1-3.

5. Kuppens S., Ceulemans E. Parenting styles: A closer look at a well-known concept //Journal of child and family studies. - 2019. - Т. 28. - №. 1. - С. 168-181.

УДК 159.923.07:[124.51+128]

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПОМОГАЮЩЕГО

ПОВЕДЕНИЯ

Борисов Роман (Москва, Россия) - соискатель, Федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический институт РАО»; Москва,

ул. Моховая, д. 9, стр. 4, e-mail [email protected]

Попова Татьяна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа.Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, [email protected] 0000-0001-8772-8990

Аннотация.

Статья посвящена обзору теоретических и практических исследований личности субъектов помогающего поведения. Описываются индивидуально-психологические особенности участников волонтёрских организаций.

Ключевые слова: помогающее поведение, волонтёрство, добровольчество, субъект помогающего поведения.

OVERVIEW OF HUMAN BEHAVIOR PERSONALITY STUDIES

Borisov Roman (Moscow, Russia) - applicant for the degree of candidate of psychological sciences, Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute"125009, Moscow, Mokhovaya str., 9, building 4, e-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.