УДК 159.9
«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТАЙНА. ЕЕ НАДО РАЗГАДАТЬ...» - ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФРАНКЛА И ДОСТОЕВСКОГО
Комарова Наталья Анатольевна - экзистенциальный психолог, член Международной Ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа; тьютор в Высшей школе логотерапии Московского института психоанализа; Москва, e-mail: [email protected].
Хохлова Екатерина Валерьевна - логотерапевт, член Международной Ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа, бизнес-тренер, практикующий коуч; Москва, email: [email protected].
Аннотация.
В статье рассматриваются основные концепции, лежащие в основе мировоззрения двух выдающихся философов: русского писателя Федора Достоевского и австрийского психотерапевта Виктора Франкла. Каждый из них внес значительный вклад в наше понимание личности. Исследуются различные источники, посвященные их жизни и творчеству, проводится анализ произведений, прослеживаются параллели и точки соприкосновения как творческих концепций, так и биографических аспектов.
Ключевые слова: творчество Достоевского, философия Франкла, личность, гуманизм, осуществление смысла, свобода выбора, судьба, ответственность, смысл страдания, логотерапия.
"MAN IS A MYSTERY. IT MUST BE SOLVED... " - PHILOSOPHICAL IDEAS OF HUMANISM IN THE WORKS OF FRANKL AND DOSTOEVSKY
Komarova Natalia Anatolievna - existential psychologist, member of the International Association of Logotherapy and Existential Analysis; Moscow, e-mail: [email protected].
Khokhlova Ekaterina Valerievna - logotherapist, member of the International Association of Logotherapy and Existential Analysis, business trainer, coach; Moscow, e-mail: [email protected].
Abstract.
The article considers the basic concepts of ideology of two great philosophers: Fyodor Dostoevsky, the Russian writer and Victor Frankl, the Austrian psychiatrist. Each of them made significant contributions to our understanding of personality. The article explores various sources dedicated to their life and work. The analysis of works, parallels and common ground of both creative concepts and biographical aspects are noted.
Keywords: Dostoevsky's work, Frankl's philosophy, personality, humanism, realization of meaning, freedom of choice, fate, responsibility, meaning of suffering, logotherapy.
Виктор Эмиль Франкл (1905-1997) — австрийский психиатр, психолог и философ, выживший узник концентрационных нацистских лагерей, всемирную известность которому принесло созданное им новое направление в экзистенциальной психологии и психотерапии -логотерапия («исцеление смыслом»). Логотерапию часто называют «психотерапией в духовных терминах», так как основным ее постулатом является идея о пробуждении
человеческого духа, о том, что даже в самой трудной ситуации человек может найти свой подлинный смысл.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности, на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, на становление экзистенциализма и фрейдизма [1,6]. Автор таких бессмертных произведений, как: «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Ницше писал о нем: «Достоевский, это - единственный психолог, у которого я мог кой-чему научиться; знакомство с ним я причисляю к прекраснейшим удачам моей жизни» [10].
На наш взгляд, идеи Франкла во многом созвучны идеям Достоевского, о чем сам Франкл неоднократно упоминал, цитируя их в своих трудах. Мы поставили своей целью проследить параллели как мировоззренческих позиций, так и биографических аспектов двух выдающихся философов. В ходе исследования различных источников, посвященных жизни и творчеству Достоевского и Франкла, научных и художественных произведений различных периодов творчества, были выделены личностные смыслы и ценности, лежащие в основе их философских концепций.
Жизнь Виктора Франкла трагически отмечена тремя годами пребывания в трех концентрационных лагерях (1942гг.-1945гг.) и потерей почти всей семьи при нацистском режиме в Германии. Он родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих, 26 марта 1905 года. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии, особое внимание уделяя психологии депрессий и самоубийств. В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник, где его пациентами стало свыше 30 тысяч женщин. В 1938 году с приходом к власти нацистов из-за его еврейского происхождения ему запретили лечить арийских пациентов. В 1940 он возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, единственной, куда допускали евреев. В конце 1941 г. у Франкла появляется возможность уехать из Вены в Америку, он выбирает остаться с семьей. В сентябре 1942 года Франкла и его первую жену Тилли вместе с его родителями депортируют в концлагерь Терезиенштадт. В лагере он работал врачом, вместе со своими соратниками прилагая все усилия, чтобы помочь заключенным преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Собственными глазами, руками, своим телом он пережил весь ад в Терезине, в Освенциме, в Дахау. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. Преодолеть отчаяние от пережитого и потери всей семьи ему помогла судьбоносная встреча с Элли Швиндт, работавшей медсестрой в Венской клинике, в 1947г. ставшей его второй женой. В 1955 Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, в 1955-1997 гг. выступает с лекциями и семинарами более чем в 200 зарубежных университетах, становится обладателем 29 почетных докторских степеней, опубликовал 39 книг, переведенных на 45 языков. Франкл умер 2 сентября 1997 года, в возрасте 92-х лет.
Книга Франкла «Сказать жизни «Да» давала и продолжает давать надежду миллионам людей. Франкл сам был примером для многих, прославляя с позиции гуманизма величие человеческого духа. Его величайшим профессиональным устремлением было - обратиться к тем составляющим человека духовным силам, которые есть внутри каждого человека, и на которых зиждется человеческое достоинство, и мобилизовать их. То обстоятельство, что фундамент этого стремления составила его собственная биография, только сделало его учение-логотерапию убедительней. [12].
Федор Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве в большой дворянской семье. В 1837 г. умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Санкт-Петербург для продолжения образования. По окончании Главного инженерного
училища (конец 1843г.) он решает всецело посвятить себя литературе, подает в отставку и увольняется в чине поручика. В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к просветительскому направлению русской мысли - теоретическому социализму. В 1845 году он познакомился с В. Белинским русским писателем, мыслителем и литературным критиком, который дал высокую оценку рукописи «Бедных людей», воскликнув: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будете великим писателем!»
Серьезным испытанием для Достоевского стал арест в апреле 1849 г. по делу Петрашевского, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Достоевского приговорили к лишению всех чинов, всех прав состояния и смертной казни расстрелянием. Казнь была заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 г. он получил разрешение поселиться в Твери, а затем в Петербурге. 1860-1881г.г. биографии Достоевского характеризуются расцветом его творчества: многочисленные романы «Записки из мертвого дома» (1860), «Униженные и оскорбленные» (1861), «Преступление и наказание» (1866), «Игрок» (1866), «Идиот» (1869), «Братья Карамазовы» (1880), «Дневник писателя» (18731881).
Анализируя биографию Достоевского, мы можем увидеть, что кризисные периоды в жизни писателя, к которым можно отнести арест, казнь, каторгу, смерть родителей, брата и первой жены, а затем смерть детей, стали поворотными моментами в его судьбе. Заключение под арест и казнь становятся для писателя неким мерилом его прошедшей и последующей жизни.
Сложная судьба, нелегкие испытания, выпавшие на долю каждого из мыслителей, с юности пытливый ум и желание разобраться во всех хитросплетениях человеческих взаимоотношений — вот те основы, на которых сформировались мировоззренческие позиции Достоевского и Франкла. Обратившись к сути данных концепций, мы можем увидеть, что многие их идеи созвучны, повторяют либо же дополняют друг друга.
Этические и философские взгляды Достоевского всегда имели одну направленность — человек. Именно в человеке он видел наибольшую ценность и наибольшие возможности. Ни социум, ни сословные общества никогда не выделялись автором так, как идея личности. Его познание мира происходило больше через человека, а не через события.
В 1839 году Достоевский писал брату Михаилу — "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком" [6]. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» он находит для себя ответ на этот вопрос: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на Земле, хотя бы кругом его все были хлебы» [3].
Главный вопрос, который задает и на который ищет ответы Франкл, по сути тот же -«Что есть человек?» В основу его философской теории легли три основных концепта: учение о свободе воли, учение о стремлении к смыслу и учение о смысле жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую каждому человеку и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.
В структуре личности Франкл выделяет особое, «ноэтическое» (духовное) измерение, в котором локализованы смыслы. Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека. «Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования, они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве... Самолет не перестает, конечно, быть самолётом, когда он движется по земле: он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает,
что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе, не обязательно противостоя самому себе. Эта возможность и есть существование, а существовать — значит постоянно выходить за пределы себя» [7, 8, 9].
Гуманизм в произведениях Франкла выражается следующей цитатой Гете: «Если мы рассматриваем человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже. Но если мы рассматриваем его таким, каким он должен быть, мы даем ему стать таким, каким он мог бы стать».
В «Дневнике писателя» (1876-1877гг.) мы можем найти следующие высказывания Достоевского, касающиеся данной темы: "Чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих, от рабства, от векового гнета, от загрубелости, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный дар, родившийся вместе с народом, и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он все-таки уцелеет, неповрежденный, в сердце этого народа...» [2].
Основной тезис учения Франкла о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Франк задается вопросом: для чего человек обладает свободой? «Человек решает за себя, любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя». «Свобода выродится в пустое своеволие, - пишет Франкл, - если не проживается внутри ответственности». Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человека, она соотносится со смыслом, за осуществление которого мы отвечаем, и тем существом, перед которым мы отвечаем» [7].
А вот что пишет о свободе и ответственности Достоевский: «В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода - лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему.» [5]. Тут необходимо напомнить, что Достоевский вернулся с каторги человеком, осуждающим всякое революционное насилие, противником свободы в общественно-политическом смысле. По словам литературного критика Д. Быкова, Достоевский в «Бесах» оклеветал саму идею свободы, идею освободительного движения, потому что всякая свобода ему представлялась крайним произволом [11]. Тем не менее нельзя не признать, что сквозь всё его творчество проходит свобода внутренняя, свобода выбора. Так, герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников сам выбирает сдачу с повинной [4].
Достоевский разгадал глубокую тайну человеческой природы о том, что физиологически убийство неприемлемо, глубоко несовместимо с человеческой природой, хотя теоретически можно оправдать все, что угодно. Франкл, наблюдая за узниками концлагеря, обнаружил, что люди, находившие в своей жизни какое-то значение, лучше переносили голод, болезни, пытки, даже если физически они были слабее тех, кто махнул на себя рукой.
«В принципе, следовательно, любой человек может, даже в подобных обстоятельствах, решать, каким он станет психологически и духовно. Он может сохранить свое человеческое достоинство даже в концентрационном лагере. Достоевский сказал однажды: «Есть только одна вещь, которой я боюсь: не быть достойным моих страданий». Эти слова часто приходили мне на ум, после того как я познакомился с теми мучениками, чье поведение в лагере, чьи страдания и смерть являлись свидетельством в пользу того утверждения, что последняя внутренняя свобода не может быть отнята. О них можно было сказать, что они были достойны своих страданий; то, как они принимали свои страдания, было подлинным
внутренним достижением. Именно эта внутренняя свобода, которая не может быть отнята, является тем, что сообщает жизни смысл и целенаправленность» [7].
И Достоевский, и Франкл рассматривали человека во всем многообразии его личностных проявлений, признавая в нем наличие как самого святого, так и самого низменного. Д. Быков называет Достоевского писателем, «которого с самого начала интересовало в человеческой природе иррациональное» [11]. «Человеческие натуры... способны вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны, бездну над нами, бездну высших идеалов, и бездну под нами, бездну самого низшего и зловонного падения. Две бездны в один и тот же момент - без этого мы несчастны и неудовлетворены, существование наше неполно. Мы широки, мы все вместим и со всем уживемся!» [3].
А вот цитата из книги Франкла «Человек в поисках смысла»: «Если мы спросим себя о самом главном опыте, который дали нам концентрационные лагеря, эта жизнь в бездне, то из всего пережитого нами можно выделить такую квинтэссенцию: мы узнали человека, как, может быть, не знало его ни одно из предшествующих поколений. Что же такое человек? Это существо, постоянно принимающее решение, что оно такое. Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которые шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и с молитвой на устах» [7].
«Мы - карлики, стоящие на плечах гигантов» - говорил Франкл, подчеркивая тем самым преемственность научного познания. Несомненно, философия Достоевского оказала большое влияние на мировоззренческую позицию Франкла, в чем он сам неоднократно признавался. Мы можем наблюдать множество пересечений и точек соприкосновения в трудах двух великих философов. Однако же, нельзя не заметить, что Франкл действительно пошел дальше своего предшественника: там, где Достоевский только задается вопросами, ставит под сомнение те или иные привычные концепции, там у Франкла уже выстраивается стройная и научно обоснованная система философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, известная всему миру как теория логотерапии и экзистенциального анализа.
Литература
1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск: изд-во Уральского ун-та, 1991. с.26-149
2. Достоевский Ф.М. // Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с. — (Библиотека словарей «Инфра-М»).
3. Достоевский Ф.М. // Братья Карамазовы / - Москва: Издательство АСТ, 2018. -992 с. (Эксклюзив: Русская классика).
4. Достоевский Ф.М. // Преступление и наказание / - Ленинград: Худож. лит., 1976. - 558 с.
5. Достоевский Ф.М. // Бесы / Спб.: Каравелла, 1993. - 948 с.
6. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: 1821—1881 / Сост. Якубович И. Д., Орнатская Т. И. — Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. — СПб.: Академический проект, 1993. — Т. 1 (1821—1864). — 540 с.
7. Франкл В. //Человек в поисках смысла: Библиотека зарубежной психологии / М: Книга по Требованию, 2012. - 366 с.
8. Франкл В. //Логотерапия: Хрестоматия / Авт.-сост. д.филос.н. В.М. Лейбин. -М.: Московский институт психоанализа, 2016. - 504 с.
9. Франкл В. //Воля к смыслу / Виктор Франкл; Пер. с англ. - М: Альпина нон-фикшн, 2018. - 228 с.
10. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). — СПб., 1903.
11. Быков Д. //«Дилетант», №1, 2015г., https://ru-bykov.livejournal.com/2069292.html
12. Лэнгле А., Человек в поисках смысла, Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005г., https://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/27/1210618625/55-64.pdf
УДК 159.9
БИБЛИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ТЕМАМИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СВОБОДЫ ВЫБОРА В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Голзицкая Алена Александровна, младший научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО, г. Москва
Аннотация.
Статья посвящена теме библиотерапевтической работы с родителями и детьми в рамках тем ответственности и свободы выбора, отношение к которым во-многом определяется практикуемым родительским стилем.
Ключевые слова: Библиотерапия, ребенок, детско-родительское взаимодействие, стиль родительства.
BIBLIOTHERAPY IN WORKING WITH THE THEMES OF RESPONSIBILITY AND FREEDOM OF CHOICE IN CHILD-PARENT RELATIONSHIPS
Alena A. Golzitskaya, (Moscow, Russia), junior scientific researcher, Federal State Scientific Institution «Psychological Institute of Russian Academy of Education».
Abstract.
The article is devoted to the topic of bibliotherapy work with parents and children in the framework of the themes of responsibility and freedom of choice, the attitude to which is largely determined by the practiced parental style.
Keywords: Bibliotherapy, child, child-parent interaction, parenting style.
Библиотерапия, являющаяся методом работы с проблемами клиентов через использование литературных произведений и книг самопомощи, зарекомендовала себя в качестве результативного подхода, позволяющего работать как индивидуально, так и с группами, в том числе над проблемами детско-родительского взаимодействия.
Особенное влияние на формирование характеристик личности ребенка в процессе воспитания имеет родительский стиль - совокупность стратегий, базирующихся на устойчивых паттернах взаимодействия родителя с ребенком. Наиболее известной типологией родительских стилей является типология, предложенная D. Baumrind (1971), которая изначально содержала три различных стиля - дозволяющий, авторитарный и авторитетный. Автор определяла стиль родительства как устойчивое отношение родителей к процессу воспитания и той практике, которую они применяют для социализации ребенка.
Последователи Baumrind, Maccoby и Martin (1983) предложили концепцию родительского стиля как конструкта, содержащего две основные переменные -ответственность и требовательность. Под ответственностью подразумевается наличие поддержки и принятия ребенка, в целях поддержания его индивидуальности и саморегуляции. Требовательность включает наличие цели социализировать детей в соответствии с культурными и иными правилами, которым последние должны соответствовать. Всего авторы описали четыре основных родительских стиля -потворствующий, пренебрегающий, авторитарный и авторитетный. Потворствующий стиль характерен для родителей, имеющих низкий уровень требований к ребенку и высокий уровень отзывчивости и принятия. Пренебрегающий стиль наблюдается тогда, когда