появляется возможность влиять на убеждения клиентов не встречая ярко выраженного сопротивления.
Таким образом, терапевт осуществляет информирование клиента об особенностях функционального родительства и предпочтительных стереотипах детско-родительского взаимодействия в целях его оптимизации в каждой конкретной семье участников СГЛПТ через использования арсенала арт-терапевтических техник, используемых в рамках библиотерапии, добиваясь тем самым достижения выраженных позитивных результатов во внутрисемейной коммуникации в целом, что способствует также достижению значимых результатов в коррекции логоневроза.
Литература
1. Карпова Н. Л., Голзицкая А.А. и др. Библиотерапия в России, Польше, США //Вопросы психологии. - 2018. - №. 5. - С. 136-144.
2. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.-2-е изд., испр. и доп //М.: Флинта. - 2003. - Т. 12. - №. 5.
3. Beato, A., Pereira, A. I., Barros, L., & Muris, P. (2016). The relationship between different parenting typologies in fathers and mothers and children's anxiety. Journal of Child and Family Studies, 25, 1691-1701.
4. Estlein R. Parenting styles //Encyclopedia of Family Studies. - 2016. - С. 1-3.
5. Kuppens S., Ceulemans E. Parenting styles: A closer look at a well-known concept //Journal of child and family studies. - 2019. - Т. 28. - №. 1. - С. 168-181.
УДК 159.923.07:[124.51+128]
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПОМОГАЮЩЕГО
ПОВЕДЕНИЯ
Борисов Роман (Москва, Россия) - соискатель, Федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический институт РАО»; Москва,
ул. Моховая, д. 9, стр. 4, e-mail [email protected]
Попова Татьяна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа.Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, [email protected] 0000-0001-8772-8990
Аннотация.
Статья посвящена обзору теоретических и практических исследований личности субъектов помогающего поведения. Описываются индивидуально-психологические особенности участников волонтёрских организаций.
Ключевые слова: помогающее поведение, волонтёрство, добровольчество, субъект помогающего поведения.
OVERVIEW OF HUMAN BEHAVIOR PERSONALITY STUDIES
Borisov Roman (Moscow, Russia) - applicant for the degree of candidate of psychological sciences, Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute"125009, Moscow, Mokhovaya str., 9, building 4, e-mail [email protected]
Popova Tatyana (Moscow, Russia) - Ph.D. in Psychology, senior researcher at the Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy, professor Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute", assistant professor of the Department of Psychotherapy at the Moscow Institute of Psychoanalysis, address Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute" 125009, Moscow, Mokhovaya str., 9, building 4, e-mail [email protected] ORCID 0000-0001-8772-8990
Abstract.
The article is devoted to a review of theoretical and practical studies of the personality of subjects of helping behavior. The individual psychological characteristics of participants in volunteer organizations are described.
Key words: helping behavior, volunteering, volunteering, subject of helping behavior.
На сегодняшний день помогающее поведение является одной из центральных областей исследования в психологии, социологии, педагогики, поскольку как за рубежом, так и в России активно развиваются социальные институты волонтёрской деятельности, добровольческие движения и организации, способствующие формированию культуры взаимопомощи и поддержки людьми друг друга.
Помимо этого, помощь как феномен межличностных отношений представляет собой особый вид деятельности, опосредующий личностное развитие индивида, становление его психологической зрелости и принятие ответственности не только за свои поступки, но и за те сферы общественной жизни, активным участником которых он является.
Многочисленные работы, посвящённые данной теме, затрагивают в основном вопросы мотивации деятельности по оказанию помощи и оперируют такими понятиями, как про социальное поведение, мотив альтруизма, норма взаимности, бескорыстная мотивация, потребность в заботливости, эгоистический интерес, идеалистические мотивы и т.п. Находясь на пересечении взглядов различных теорий и психологических направлений, мотивация помогающего поведения предстаёт в психологии как неоднозначно трактуемое многогранное явление.
Между тем индивидуально-психологическим особенностям и свойствам личности субъектов помогающего поведения уделяется значительно меньше внимания. Как справедливо отмечает Д.А. Леонтьев, мотив является лишь стартовой точкой, порождающий другие регуляторы действия, которые позволяют в полной мере реализовать запланированную деятельность [6].
Свойства личности субъекта альтруистической поведения являются важной его составляющей и по мнению немецкого исследователя Х. Хекхаузена. Он отмечает, что при изучении мотивации помощи слишком много внимания уделяется внешним обстоятельствам. Остаются в стороне за фактами времени и усилий личностные особенности человека [10].
В качестве существенных психологических особенностей людей, занимающихся волонтёрством, ряд зарубежных и отечественных психологов (А.Ф. Лазурский, А. Маслоу, В. Франкл, Ю. Качалова, Н.В. Черепанова, Е.П. Ильин, И.П. Куникина и др.) выделяют сопереживание, терпимость, эмоциональную устойчивость, осознание своей миссии, высокую осмысленность жизни. Представляется очевидным, что личностные характеристики волонтёров могут быть как детерминантами добровольческой деятельности, так и её результатами. Влияние помогающего поведения на развитие личности отмечали С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев, В.В. Давыдов, Е.Ю. Полетаев, М.С. Палехина и др.
Для разграничения детерминант и следствий общественно-полезной деятельности Е.С. Азаровой и М. С. Яницким были проведены экспериментальный исследования, которые
выявили неоднородность личностных факторов среди изучаемой и контрольной группами испытуемых. Авторы указали, что для субъектов помогающего поведения характерны «осмысленная деятельная активность», «прогрессивная самореализация», «социальная экстраверсия и толерантность», «внутренний контроль». Им были противопоставлены «неопределенность жизненной позиции», «деятельностная пассивность», «избегание ответственности» и «консерватизм». Таким образом, личности участвующей в добровольческой деятельности свойственны целеустремлённость, устойчивая мотивация, видение перспектив своего будущего, активная жизненная позиция, стремление к самосовершенствованию и самореализации через социально-значимые поступки [2].
Другую дефиницию, которая выделяет индивидуальные особенности волонтёров, приводит Е.П. Ильин. С этой целью он разделяет помогающее поведение на две категории -спонтанные действия, неожиданно возникающие как реакция на текущую ситуацию и обдуманную, запланированную деятельность. Если в первом случае оказание помощи может зависеть от эмоционального состояния субъекта, наличия наблюдателей т.п., то во втором помощь в большей степени обусловлена устойчивыми свойствами личности, чем ситуативными факторами [3].
Е.П. Ильин отмечает, что одним из важнейших свойств личности, располагающих к занятию волонтёрством, являются эмпатия, которая может проявляться в формах сопереживания и сочувствия. При этом сопереживание как способность испытывать те же чувства, что и другой человек больше обусловлена индивидуальными типологическими особенностями темперамента, а сочувствие-как способность проявлять участливое отношение к переживаниями другого, является социальным навыком [3]. С.Б. Борисенов и Л.П. Стрелкова, помимо сочувствия и сопереживания, выделяют также содействие, которое связано с уровнем развития нравственности человека. Сочувствие и содействие, по мнению авторов, может быть фундаментальной характеристикой личности волонтёра [11].
О важности эмпатии как о профессиональном качестве говорит и Н.П. Куникина. Исследования, проведённые автором, выявили положительную зависимость между стажем работы волонтёра и способностью к эмпатическому переживанию. Наряду с эмпатией, исследователем выделяется и толерантность, под которой понимается моральное качество, характеризующее стремление к достижению взаимного понимания и согласия, несмотря на различные точки зрения [5].
Не менее значимым аспектом личности субъекта помощи выступает локус контроля. Согласно исследованию С. Шварца и Г. Клаузена, целенаправленное помогающее поведение связано с устойчивым интернальным локусом контроля, когда человек воспринимает себя как активного субъекта поведения, ответственного за осуществляемые им действия и их результат [3].
Показатели шкалы «локус контроля - я» и «локус контроля - жизнь» служат основанием для типологии представителей общественных движений, предложенной Левшиной А.А. Исследуя смысложизненные стратегии просоциально настроенной молодёжи, она выделяет ряд симптомокомплексов, включающих специфику мотивационной, ценностно-смысловой сфер личности и доминирующий типа направленности. Основываясь преимущественно на показателях ценностных и смысложизненных ориентаций, автор разграничивает психологические типы: «доброволец», «политик», «религиозный деятель», «автор проекта» [9].
При анализе субъекта, участвующего в волонтерской деятельности необходимо также учитывать и направленность личности, которая может проявляться в отношении к себе, другим людям и обществу. Среди различных типов личностной направленности гуманистическая является наиболее сопуствующей реализации помогающего поведения. Для людей такого типа характерны ориентация на интересы других людей и социальную общность [1].
В рамках эмоциональной сферы личности волонтёра следует отметить, чтоважным качеством участника добровольческой деятельности выступает эмоциональная гибкость, под
которой понимается гармоничное сочетание эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности. Эмоциональная ригидность, по мнению Л.М. Митиной, является фактором, усиливающим подверженность стрессу, несмотря на высокий уровень мотивации и хороших навыков [1].
Отдельный интерес представляет серия исследований, проведенных У.П. Косовой, рассматривающей деятельность субъекта помощи через призму концепции неадаптивной активности, согласно которой человек есть существо «активно-неадаптивное», а волонтёрство-один из видов такой активности.
Современный мир наполнен экономическими моделями отношений, согласно которым «за всё надо платить». Им противостоит безвозмездная работа, выполняемая добровольно, источник мотивации которой находится в субъекте помощи [4]. Проведённое автором исследование показывает, что добровольцам присуще стремление к изменениям, которое было операционализировано Д.В. Сапроновым и Д.А. Леонтьев в конструкте «личностного динамизма». Положительный полюс шкалы обозначается как готовность к изменениям. Человек при этом может активность влиять на себя и на ситуацию, совершая значимые действия, несмотря на тревогу и страх. На противоположенном полюсе «ригидности» преобладают психологические защитные механизмы и некоторая психическая инерционность.
Волонтёры, помимо этого, обладают высоким уровнем толерантности к неопределённости, которая заключается в способности к действию в сложных неопределённых ситуациях. Они спокойно воспринимают новые идеи, терпимы к противоречиям и неясности. Свойственная им мечтательность выступает в качестве помощника, позволяя справиться с неопределёнными ситуациями [4].
Ещё одним важным свойством личности волонтёра является мировоззренческая активность. По мнению Д.А. Леонтьева, данное понятие позволяет объяснить индивидуально специфические способы построения связанной картины миры, опосредущей отношения к реальности [8]. Согласно автору концепции, данный конструкт имеет три уровня: мировоззренческую пассивность, основанную на принятии готовых схем восприятия мира; мировоззренческую инициативу как высший уровень мировоззренческой активности личности, который свидетельствует об отношении к жизни как изменчивой, эмоциональной, наполненной смыслом. Третий уровень мировоззренческой многомерности представляет собой переходное состояние от пассивности к инициативе. Результаты, полученные У.П. Косовой, продемонстрировали наличие у добровольцев высоких показателей мировоззренческой инициативы с отчётливо выраженным стремлением к изменениям, толерантностью к неопределённости и ощущением осмысленности жизни: «Личность ищет свой ответ, пусть даже опираясь на готовые варианты и имеющийся у неё опыт» [4. С. 53].
Таким образом, обзор исследований, посвящённых личности субъекта помогающего поведения, выявил ряд индивидуальных характеристик волонтёров, занимающихся про социальной, общественной работой.
Между тем крайне слабо освещены вопросы, касающиеся таких свойств личности добровольцев, которые способствуют совладению в нештатных ситуациях стресса, фрустрации и неопределённости. Проведённое нами в марте 2019 года групповое фокусированное интервью среди волонтёров одной из крупных общественных организаций отчётливо выявило данную проблематику. Применяемые добровольцами копинг-стратегии, показатели жизнестойкости и толерантности к неопределённости являются важными факторами, влияющими на психологическое благополучие субъекта помогающей деятельности. Намеченные перспективы дальнейших исследований соответствует социальному запросу со стороны добровольческого движения в целом, который включает не только вопросы теоретического характера, но и разработку прикладных методик для психологической подготовки участников волонтёрских организаций.
Литература
1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. -Хабаровск, 2008. - 287 с.
2. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности. Вестник Томского государственного университета, №. 306. - 2008, С. 120-125.
3. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия: учебно-практическое пособие / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 304 с.
4. Косова У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтёрской деятельности. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, № 2. - 2011, С. 45-54.
5. Куникина Н.П. Теоретические и эмпирические аспекты изучения
профессионально-значимых личностных качеств у волонтеров // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5
6. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. -М.: Смысл, 1997.
7. Леонтьев, Д.А. Уровни мировоззренческой активности и их диагностика / Д.А. Леонтьев, А.Н. Ильченко // Психодиагностика. 2007. № 3.
8. Леонтьев Д.А., Сапронов Д. Личностный динамизм - склонность к
неспровоцированным внешними обстоятельствами изменениям ... Леонтьев Д. А. В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 12-41.
9. Левшина А.А. Мотивационно-смысловая основа участия молодежи в добровольческой деятельности // Российский психологический журнал. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionno-smyslovaya-osnova-uchastiya-molodezhi-v-dobrovolcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.04.2020).
10. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
11. Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): автореферат диссертации д-ра психол. наук. - СПб., 1995. - 19 с.
УДК 159.9
ДОВЕРИЕ К МИРУ КАК СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КОНСТРУКТ, ФОРМИРУЮЩИЙ ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Костина Анастасия Константиновна - магистрант факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; Москва, e-mail [email protected]
Аннотация.
В данной статье описывается анализ результатов эмпирического исследования факторов доверия к миру, которые формируют толерантность к неопределенностикак у мужского, так и у женского пола. В данной работе будет проанализирован вопрос «для чего необходимо быть толерантным к новизне?» и как эта толерантность связана со смысложизненными ориентациями и с доверием человека к миру.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации,доверие к миру, толерантность к неопределенности, контролируемость мира, справедливость мира.
TRUST TOWARDS THE WORLD IS A VITAL TOTALITY WHICH SHAPES THE
TOLERANCE TO UNCERTAINTY