Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1954
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ФРЕЙДИЗМ / НЕОФРЕЙДИЗМ / PSYCHOANALYSIS / PSYCHOTHERAPY / HISTORY OF PSYCHOLOGY / UNCONSCIOUS / FREUDIANISM / NEO-FREUDIANISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баткаева Р. Р., Кузнецова М. Н.

В данной статье рассматривается предмет исследования психоанализа, история зарождения его как теории и метода терапии; развитие концепции психоанализа, расширение понятия, появление новых направлений и техник психоанализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PSYCHOANALYSIS

In this article I describe the subject of research of psychoanalysis, the history of its origin as a theory and as a method of therapy; the development of the concept of psychoanalysis, the expansion of this concept, the emergence of new directions and techniques of psychoanalysis.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА»

УДК 159.964.2:616-072.87:615.851 (045)

Баткаева Р.Р. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет научный руководитель: Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент, преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА Аннотация. В данной статье рассматривается предмет исследования психоанализа, история зарождения его как теории и метода терапии; развитие концепции психоанализа, расширение понятия, появление новых направлений и техник психоанализа.

Ключевые слова: Психоанализ; психотерапия; история психологии; бессознательное; фрейдизм; неофрейдизм.

Batkayeva R.R. student

2 courses, medical faculty Saratov State Medical University

Russia, Saratov Scientific adviser: Kuznetsova M.N.

Candidate of Philosophy, Associate Professor Lecturer of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PSYCHOANALYSIS. Annotation. In this article I describe the subject of research of psychoanalysis, the history of its origin as a theory and as a method of therapy; the development of the concept of psychoanalysis, the expansion of this concept, the emergence of new directions and techniques of psychoanalysis.

Key words: Psychoanalysis; psychotherapy; history of psychology; the unconscious; Freudianism; neo-Freudianism.

Психоанализ считают самым обсуждаемым и неоднозначным явлением в психологии. Бесспорным остается только его влияние на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные c человеком.

Существует мнение, что психоанализ является отдельной дисциплиной на стыке психотерапии, психологии и философии культуры. [1]

Психоанализ начинает развиваться с возникновением фрейдизма, который сейчас считается классическим (ортодоксальным) психоанализом. Впоследствии К. Юнг, А. Адлер привносили свои изменения, активно модифицируя его идеи.

Появление новой психологической теории дало возможность

анализировать механизмы функционирования психики, соотнося их с философскими теориями и идеями, познавать сущность человека, а не просто описывать существующие психические феномены.

Идеи психоанализа долгое время изучали и принимали только западные ученые, гораздо позже они получили признание в России. Теперь психоанализ анализируется и оценивается с точки зрения психологии, медицины и его влияния на культуру в целом.

Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа, с 1882 года занимался врачебной практикой, затем работал в психиатрической клинике под руководством Т. Мейнерта. Основываясь на исследованиях Т. Мейнерта и его понятии «Первичного Я», Фрейд выдвинул свою теорию о бессознательном.

Бессознательное, по Фрейду, - это формы душевной жизни, обладающие всеми свойствами психического, но в то же время не являющиеся достоянием сознания.

Именно на основе учения о бессознательном строится теория психоанализа.

З. Фрейд впервые употребил термин «психоанализ» в труде, посвященном лечению неврозов. Исследуя воздействие гипноза, он предположил, что достижение большего эффекта возможно при осознании больным проблемы, и предложил метод свободных ассоциаций.

Первоначально личность представлялась Фрейдом как иерархия бессознательного, предсознательного и сознательного. В дальнейшем он предложил новую модель, её компонентами стали психические инстанции Оно, Я и Сверх - Я.

Таким образом, можно сказать, что научная деятельность Фрейда создала достаточно подробную, чёткую и согласованную научную систему. Теория бессознательного претерпела множество изменений, и в результате метод оказания помощи больным с психическими расстройствами стал философски осмысливать человеческую личность, её психологические составляющие.

От фрейдизма взяли своё начало два крупных направления: психология личности Адлера и аналитическая психология Юнга.

В психологии личности А. Адлера вводится социальный фактор: характер человека формируется под воздействием его «жизненного стиля». Кроме того, Адлер впервые ввёл термин «комплекс неполноценности», признающий центральную роль чувства неполноценности и стремления компенсировать дефект и признал их факторами развития человека.

Следует отметить, что человеческое бытие социально, человек не может быть изолирован и частью общества индивида делает только социальное общение.

Вторым направлением фрейдизма стала аналитическая психология К. Г. Юнга.

Разногласия Юнга и Фрейда начались из разных представлений о

сексуальной природе либидо. По Юнгу, либидо - это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, в разные периоды развития человека может иметь разные формы проявления, и сексуальность - только одна из них.

В центре аналитической психологии стоит учение о бессознательном и процессе развития личности. Юнг впервые выделяет две системы бессознательного - личное и коллективное. Личное бессознательное содержит индивидуальный опыт: забытые воспоминания, вытесненные желания, забытые впечатления. Его содержание может проявляться в снах и фантазиях.

Но ключевую роль Юнг отводит коллективному бессознательному -это сверхличная бессознательная психика, она включает инстинкты, влечения, представляющие природную сущность человека, а также архетипы - прообразы, в которых проявляется человеческий дух. Архетипы (Персона, Тень, Анима, Анимус, Мудрец, Самость, Бог) трактовались как символы определенных тенденций бессознательной психики.

Результатом углубленного изучения и развития идей стало появление качественно новых психоаналитических концепций объединённых понятием «неофрейдизм».

Неофрейдизм - направление, истоками которого были идеи 3. Фрейда. Его крупнейшими представителями можно назвать К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан.

Неофрейдизм возник как социально ориентированная форма психоанализа, при этом продолжив существовать как форма помощи людям с нарушениями психики.

Одним из ярких представителей нового течения была Карен Хорни. Она выступила с социологизированным вариантом фрейдизма и пришла к выводу о значимости культурных факторов в возникновении неврозов.

Несмотря на введённые изменения, Хорни не отказывается от традиционных положений, прямо заявляя, что исходными позициями считает научные достижения Фрейда. «...в построении нового на заложенных им основах... Именно таким путем мы можем помочь реализации тех возможностей, которые психоанализ имеет для будущего -как в качестве теории, так и в качестве терапии» [2, с.9].

Самым популярным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм. Он объединил социологию с психоанализом в самостоятельную аналитическую социальную психологию [3]. Углубленное изучение религии способствовало формированию гуманистических представлений о человеке и путях его развития.

Главное открытие Фромма связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. «В противоположность точке зрения Фрейда анализ, предложенный в этой книге, основан на предположении, что ключевой проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или

фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей. Более того, мы предполагаем, что связь между человеком и обществом не является статичной. Общество осуществляет не только функцию подавления, но и функцию созидания личности. Человеческая натура - это продукт культуры; по сути дела, сам человек — это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем историей».[4, с. 20-21]

По Фромму, характер человека обусловлен не только либидо, но и социальными факторами. Фромм обращается к различным концепциям общества, в том числе, к учению Маркса. «Создается впечатление, - писал Фромм, - что ни политики, ни журналисты ни разу не прочли ни единой Марксовой строчки, а социологи и обществоведы привыкли довольствоваться минимальными знаниями текстов Маркса» [5, с. 376].

Фромм также отвергает биологизм Фрейда, воспринимая человека в зависимости от социальных условий его существования. Он анализирует влияние на внутренний мир человека экономической, социальной и политической структур общества. Теория исходит из особенностей человеческого существования, вызывающих экзистенциальное противоречие из-за разрыва естественной связи человека и природы. Человек начинает думать, от пассивного приспособления он переходит к активному, начинает трудиться.

Подчёркивая наличие значительных качественных различий между обществами на разных этапах истории, Фромм считает необходимым строгий научный анализ социальной структуры и утверждает, что коренным изменениям в социальной, экономической, политической сферах жизни соответствуют столь же радикальные изменения личности.

Подводя итог рассмотрения зарождения и развития психоанализа, можно сделать вывод о том, что учение З. Фрейда по-прежнему остается источником для исследований всё новыми его последователями.

Среди множества направлений современного психоанализа широкую известность получили психология самости Гейнца Кохута, теория Дональда Виннекота об «истинном Я» и «ложном Я». Во французской психологии большое распространение получил структурный психоанализ Жака Лакана, который связывает психоанализ и лингвистику. Он выводит базовые формулы «бессознательное - это язык», «бессознательное структурировано как язык». Лакан акцентирует внимание на роли лингвистических методов описания бессознательных проявлений личности. Знаменитый тезис Р.Декарта «я мыслю, следовательно, существую» он видоизменяет: «я мыслю там, где я не существую». В своих работах Лакан основывается на строгих научных приемах, ставит перед собой не только терапевтические цели, но и выражает стремление к объективности и научности психоанализа, в отличие от свободной интерпретации результатов, придающей психоанализу трудно проверяемый характер.

Можно сказать, что психоанализ - это живое, постоянно

развивающаяся теория, изучающая познание человека, что по - прежнему остаётся одной из главных проблем современности.

Использованные источники:

1. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М., 1990

2. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.- С. 20 - 21.

3. Функ Р. Эрих Фромм. Страницы документальной биографии. - М., 1991.

4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М., 1903. С. 9.

5. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.

6. Флоренская Т.А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г.С. Салливана // Вопросы психологии. - 1974. -№ 3.

7. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.