Научная статья УДК 159.956
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-94-97 NIION: 2007-0083-3/21-047 MOSURED: 77/27-005-2021-03-246
Психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда в философском контексте
Дарья Вячеславовна Русецкая1, Юлия Дмитриевна Милюкова2
2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. В статье анализируются теоретические основы психоанлиза Зигмунда Фрейда и его роль в философской мысли. Актуализируется междисциплинарный аспект фрейдизма как философского направления. Приводится ретроспектива развития психоанализа и его роль в современном социокульторном пространстве.
Ключевые слова: фрейдизм, психоанализ, структура личности, бессознательное, онтология
Для цитирования: Русецкая Д. В., Милюкова Ю. Д. Психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда в философском контексте. Криминологический журнал. 2021;(3):94-97. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-94-97.
Original article
The psychoanalytic teaching of Sigmund Freud in a philosophical context
Daria V. Rusetskaya1, Yulia D. Milyukova2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The article analyzes the theoretical foundations of Sigmund Freud's psychoanalysis and its role in philosophical thought. The interdisciplinary aspect of Freudianism as a philosophical trend is actualized. A retrospective of the development of psychoanalysis and its role in the modern socio-cultural space is given.
Keywords: freudianism, psychoanalysis, personality structure, unconscious, ontology
For citation: Rusetskaya D. V., Milyukova Yu. D. The psychoanalytic teaching of Sigmund Freud in a philosophical context. Criminological Journal. 2021;(3):94-97. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-94-97.
© Русецкая Д. В., Милюкова Ю. Д., 2021
Актуальность темы нашего теоретического исследования проблемы фрейдизма, заключается в том, что современная западная философия акцентирует свое внимание на психоанализе, делая его при этом одним из самых популярных направлений. Психоанализ полностью обращен к человеку, что, несомненно, является его отличительной особенностью. Исследуя личность, мы можем на примере психоанализа проследить становление ее мировоззренческих позиций. Центральное место в психоаналитическом исследовании занимает особая форма реальности, которая детерминирована человеческой психикой, драмы и коллизии, происходящие внутри, по убеждению психоаналитиков играют ведущую роль в фундаментальном основании социального бытия людей.
Фрейдизм — это психологическая концепция начала ХХ в., основанная Зигмундом Фрейдом, и развившееся на ее основе психоаналитическое учение. Сам психоанализ исследует глубинные пласты человеческой психики, делая основной акцент, на бессознательно протекающих, психических процессов и формирование мотивов пове-
дения. Под бессознательным Фрейд понимал те структуры психики человека, которые уподобляются животным инстинктам, а именно наши желания и чувства.
Фрейдизм, как философское учение, подвел научную базу под одно из кризисных явлений в культуре ХХ в. По Фрейду все меняется местами: культура и натура, норма и патология. То, что веками люди считали извращениями, в теории Фрейда это всего лишь начальный этап в становлении либидо и наоборот, обычная культурная жизнь это противоестественное употребление сексуальной энергии. Таким образом, философская теория З. Фрейда имеет двойное противоречивое значение, но все-таки, мировое сообщество его признает из-за создания психоанализа.
Неофрейдизм — концепция возникшая, как следствие изучения фрейдизма и психоанализа, последователями и учениками З. Фрейда, которая частично критикует, а в некоторых случаях опровергает философскую и психологическую теорию фрейдизма. Основными представителями являются К. Г. Юнг и Эрих Фромм.
Если Фрейд говорил об индивидуальном бессознательном, К. Г. Юнг в своих трудах излагает мысль о коллективном бессознательном, то Эрих Фромм говорит о социальном бессознательном.
В статье «Моя жизнь и психоанализ» Зигмунд Фрейд писал: «Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем» [2]. Среди ученых психологов XX в. З. Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» общество увидело в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но никто из них не вызывает такого бурного интереса к своей личности и к своему учению, как З. Фрейд. Недаром, говорят, что З. Фрейд наряду с Месмером является загадочной личностью в мире ученых. Это объясняется тем, что труды Фрейда коренным образом изменили облик психологии ХХ в., эти работы глубинно осветили коренные вопросы структуры психики личности, раскрывая побуждения и переживания, конфликты между ее желаниями и моральным долгом, причины психических надломов, иллюзионное представления человека о самом себе и об окружающей его реальности.
Поведение человека регулирует и корректирует высшая точка эволюции психики — сознание. Важным открытием З. Фрейда было освещение скрытого пласта неосознаваемых индивидом своих влечений, желаний. Будучи психотерапевтом, Фрейд столкнулся с тем, что эти скрытые мотивы и желания могут серьезно влиять и отягощать жизнь и деятельность человека, а так же становится первопричиной психических заболеваний и отклонений. Он начал искать средства исцеления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их разум и потаенными, скрытыми от сознания, бессознательными побуждениями [1]. Так появился на свет фрейдовский метод лечения и коррекции. Теория Фрейда практически во всем мире была внедрена в учебники по психиатрии, психологии и психотерапии. Она оказала влияние и проинтегрировала другие науки изучающие проблемы человека — социологию, психологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу, а фрейдовский метод познания явлений психики, лежащих в их основе бессознательных проявлений, подавленных желаний, широко, использовалась учениками Фрейда и вырос, в определенную философскую концепцию. Философия психоанализа взяла за основу эмпирические взгляды психо-
анализа, и по сей день углубляет иррационалистические тенденции «Философии жизни», со своих позиций стремясь объяснить культурные и социальные основы жизни.
Большинство западных, да и отечественных исследователей фрейдизма дают утверждение, что психоаналитическое учение Фрейда основано на клиническом наблюдении за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Психоанализ по их убеждению, берет свои истоки в психиатрии и физиологии. Что касается философских идей, то они не влияли Фрейда, ибо он отвергал философские рассуждения и по факту никогда не обращался к философским трактатам.
Другие исследователи предполагают, что некоторые философские идеи вполне могли оказать воздействие на развитие психоаналитической концепции. Размышления философов о проблеме человека и его сущности дали толчок к развитию психоанализа, это связано с именем Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др.
Хочется отметить, что не все теоретические исследователи психоанализа придерживаются мнения о естественнонаучных предпосылках психоанализа. Психоаналитические идее Фрейда сопровождались переработкой идей и методов лечения психически больных людей XIX столетия. Однако было бы неверным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им взяты из неврологии, физиологии других естественнонаучных дисциплин [3].
Теоретики психоаналитического направления долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершив переворот в науке. Подобные представления являются распространенными, но не являются истинными.
Например, философская мысль в Древней Индии признавала существование «неразумной души», «неразумной жизни», протекающей таким образом, что человеку становятся неподвластны собственные чувства. В ведах Упанишад говорится о «Пране», представляющей собой жизненную энергию, которая является изначально бессознательной. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни.
Таким образом, можно сказать, что хотя Фрейда и считают основоположником научного направления изучающего бессознательное (психоанализ), но все таки еще за долго до него мыслители поднимали эту проблему, идеи многих из них оказали влияние на становление психоаналитической концепции.
Психоанализ — философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939) для лечения больных с функциональными нарушениями психики. Фрейдизм является первоисточником психоанализа, который придал многим гипотезам бессознательного философ-ско-антропологический статус. Фрейд переработал его в психологическую доктрину, которая была направлена на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, особенно сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое становится областью господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству «Я», включенного в окружающую его действительность. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или определенных действий, например гипноза), а не предоставлять возможность проявить себя. Представители психоанализа отводят сексуальному («либидо») центральное место, рассматривая душевную жизнь человека, как некую сферу, где господствуют сексуальные стремления (получение удовольствия или неудовольствия) [4].
Исходя из вышеизложенных позиций, мы можем рассмотреть психоанализ со стороны трех позиций:
1) психоанализ является методом психотерапии;
2) психоанализ является методом изучения психологической структуры личности;
3) психоанализ является определенной системой мировоззрения научных знаний используемых в психологии и философии.
В психоанализе был создан целый ряд методов обнаружения бессознательных аффективных комплексов. Главными из них по праву можно назвать метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба эти метода предполагают инициативную деятельность психоаналитика, включающую толкование непрерывно продуцируемых пациентом слов или сновидений.
Метод свободных ассоциаций являет собой прием, смысл которого состоит в том, что пациент психоаналитика, находясь в расслабленном состоянии, говорит все,
что ему приходит в голову в связи с каким-нибудь элементом своего сновидения.
В рамках психоаналитической теории Зигмунд Фрейд рассматривает психологическую структуру у личности виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).
Оно (ид) является наиболее примитивной инстанцией, которая охватывает все врожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни о социуме. Ид изначально иррационален и аморален. Его требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к окружающей среде, справляться с ее требованиями. Эго является посредником между стимулами, идущими как из окружающей среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям Эго можно отнести инстинкт сохранения, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид).
Учение Фрейда получило мировую известность, прежде всего, тем, что проникло в глубины бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Однако если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, происходящими за пределами сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Бессознательные влечения, могут выявляться и ставиться под контроль с помощью техники психоанализа.
Онтологизировав человеческое бытие вовсе не означает, что, вынося внешний мир за скобки психоаналитического исследования, Фрейд тем самым никак не соотносит его с жизнедеятельностью человека. В психоаналитическом учении психика одновременно биоло-гизируется и натурализируется, над человеческой сущностью доминирует темное «Оно». Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения индивида, неврозы так же появляются из-за влечений, в силу невозможности их реализации. Духовный мир рассматривается как сумма сублимированного либидо, одновременно общественные отношения психологизируются.
Специфика психоаналитической философии состоит в том, что ее вниманию представлено только психическое. Все другие составляющие не являются предметом осмысления, не входят в состав психоаналитического учения. Другая его особенность заключается в том, что основным объектом исследования у Фрейда становится специфическая форма реальности. Он изучал не просто внутренний мир человека, а ту сферу психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизни процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого существования.
Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд переосмыслял представления картезианства о тождестве человеческой психики с сознанием. Он принимает гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но, тем не менее, реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания. Причем, если в философических системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательно ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет дальше. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, т. е. сознанием и бессознательным, но и стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, проанализировать работу тех глубинных процессов, которые не поддаются сознательному контролю.
Несомненно, вклад психоанализа имеет огромное значение не только в философии и психологии, но и в других науках, рассматривающих проблему человека и его развития. Методы и приемы психоанализа широко используются сегодня в клинической психологии, психотерапии и психиатрии. Так же психоаналитическое учение продолжает рассматриваться современными философами, вызывая бурный интерес и большое количество споров, следовательно, но при этом иногда получает неоднозначную оценку.
Библиографический список
1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Мн.: Попурри, 2010.
2. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. М., 2009.
3. Мак-Вильямс Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М: Класс, 2016.
4. Фрейд З. Психологические сочинения. Т. 4. М., 2006.
Bibliographic list
1. Bern E. Introduction to psychiatry and psychoanalysis for the uninitiated. Mn.: Potpourri, 2010.
2. Zotov A. F., Melville Y. K. Western Philosophy of the twentieth century. Moscow, 2009.
3. McWilliams Nancy. Psychoanalytic diagnostics: Understanding the structure of personality in the clinical process. M: Class, 2016.
4. Freud Z. Psychological essays. Vol. 4. M., 2006.
Информация об авторах
Д. В. Русецкая — научный сотрудник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Ю. Д. Милюкова — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Information about the authors
D. V. Rusetskaya — Researcher at the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.
Yu. D. Milyukova — Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 6.09.2021; принята к публикации 15.09.2021.
The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 6.09.2021; accepted for publication 15.09.2021.