Научная статья на тему 'Становление и развитие предметного мира культуры: исторические закономерности'

Становление и развитие предметного мира культуры: исторические закономерности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
775
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРЕДМЕТНАЯ КУЛЬТУРА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / РУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАУКА / ТЕХНИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА / CULTURE / OBJECT CULTURE / REGULARITIES / HAND PRODUCTION / MACHINE PRODUCTION / SCIENCE / TECHNOLOGY / INFORMATION EPOCH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коськов Михаил Алексеевич

В статье дается анализ закономерностей развития предметного мира культуры. Раскрываются особенности предметной культуры на этапах ручного и машинного производства, показывается специфика этапа автоматизированного производства. Выявляются общие закономерности эволюции предметного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Object(ive) World of Culture: Its Genesis, Development, Historic Regularities

The article deals with regularities of the objective world of culture development, the author specifying the ones actual for hand and machine production periods with special attention paid to specific characteristics of the latter and working out general regularities of the said world.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие предметного мира культуры: исторические закономерности»

УДК 130.2 : 330.123.7

М. А. Коськов

Становление и развитие предметного мира культуры: исторические закономерности

В статье дается анализ закономерностей развития предметного мира культуры. Раскрываются особенности предметной культуры на этапах ручного и машинного производства, показывается специфика этапа автоматизированного производства. Выявляются общие закономерности эволюции предметного мира.

The article deals with regularities of the objective world of culture development, the author specifying the ones actual for hand and machine production periods with special attention paid to specific characteristics of the latter and working out general regularities of the said world.

Ключевые слова: культура, предметная культура, закономерности, ручное производство, машинное производство, наука, техника, информационная эпоха.

Key words: culture, object culture, regularities, hand production, machine production, science, technology, information epoch.

Предметная культура - продукт мыслящей материи (человека) -органично развивается в пространственно-временном континууме из косной материи по законам природы: стабильности и подвижности, интеграции и дифференциации, усложнения и ускорения1. Названные исходные законы, конкретизируясь, остаются стержневыми и в ходе эволюции предметного мира. При этом интенция природы на самопознание реализуется в процессе созидания второй природы как ее одухотворение посредством художественного освоения, первоначально неосознанно, а далее все более целенаправленно.

Сегодня с позиций индустриального общества отчетливо видны и более конкретные черты становления культуры. На этапе ручного производства каждый в отдельности и все общество в целом в своей деятельности субъективно были обращены назад, на полнейшее воспроизведение ниспосланных образцов - канонов. Однако объективные обстоятельства, как и в природе, вызывали те или иные отклонения, наиболее рациональные из которых закреплялись и накапливались. Так, обращенное назад человечество потоком прак-

© Коськов А. М., 2014

1 Подробнее см. [4].

тической жизни медленно, неравномерно, в конечном счете (статистически) влеклось вперед, усложнялось, совершенствовалось. Конкретные обстоятельства (материалы, орудия, особенности изготовления и потребителя, сроки, климатические условия и т. д.) предопределяли, несмотря на стремление к точному воспроизведению образца, неповторимость, уникальность каждого предмета при единстве типовой структуры.

Другая характерная черта всего ручного производства связана с формированием каждой типовой структуры, канона, базовой модели - образца, приписываемого верховным силам или обожествляемым предкам. Она состоит в анонимности, коллективности безымянного автора. Культура в ее предметных и поведенческих образцах творится, шлифуется в течение веков тысячами безвестных авторов в процессе заочного со-трудничества и явного со-ревнования. Так происходит со-творение культуры.

Свойства каноничности (единства структуры сложившихся типов вещей и обычаев), уникальности каждого произведения и анонимности автора как закономерности формирования объектов культуры сложились в природе и получены человеком от нее. Но ощутить, понять их стало возможно, лишь постигнув противоположные свойства, лишь в пору мужания культуры, становления личности и творческой индивидуальности, ниспровержения готовых заданных образцов, в пору тиражирования и стандартизации. Только освободившись от сковывающей магии канона, можно понять его тормозящую суть. Только ощутив сухое однообразие стандарта, можно оценить утраченные ароматы уникальности. Только вкусив остроту ответственности и хмельную гордость авторского созидания новых структур, можно постичь пресность дотошного воспроизведения и мелочность поверхностного варьирования.

С постепенным переходом от канонической культуры к проектной единичные уникальные вещи, собственноручно создаваемые массой безличных творцов, сменяются массовыми стандартными вещами, которые проектируются уникальными творцами-личностями. Подобные метаморфозы охватывают и материальную культуру, и духовную, и художественную. Они протекают с ускорением и встречают постоянное сопротивление среды (в данном случае социальной), преодолевая «жесткий отбор» (Ч. Дарвин), инерцию. Сегодня, осмысливая историко-этнографические материалы, мы отчетливо видим общие закономерности эволюции предметного мира.

Прежде всего, следует назвать параллельность освоения материалов и орудийных способов реализации жизненных функций в различных регионах. Так, в разных концах Земли, где нет камня и леса, но есть глина, изобретают кирпич, а там, где есть камень, применяется циклопическая кладка. Так, независимо друг от друга зарождаются однотипные жилища с центральным открытым помещением: эгейский мегарон, римский атрий, грузинский дарбази, их более древние прототипы в Средней Азии, Индии и даже Европе. Так, путем выдалбливания или выжигания сердцевины древесного ствола получилась лодка-однодревка уже в палеолите у всех первобытных народов от Австралии и Океании до арктических областей Америки и Европы.

Другой закономерностью эволюции стала постепенность переходов к более сложным формам предметного обеспечения жизни, к новым материалам, технологиям, структурам. В частности, например, древнейший струнный инструмент музыкальный лук эволюционировал в арфу, лютню, лиру, цитру, гитару, скрипку, виолончель со всеми их разновидностями; древнейший духовой инструмент дудка развивается до органа и саксофона. В ходе эволюции всегда имело место взаимовлияние культур, даже в тех случаях, когда этого избегали (например, деятели Возрождения по отношению к средневековой готике) или когда этому препятствовали (например, распространению достижений Китая за его пределы). Эта тенденция сегодня проявляется в интернационализации культуры.

В качестве еще одной закономерности эволюции предметного мира можно назвать поливариантность морфологического воплощения объектов единого назначения - кирпича, орудий, сосудов, одежды, обуви, жилища, мебели, музыкальных инструментов и т. д. Она дает широчайший разброс форм в разных срезах - материальном, технологическом, конструктивном и т. п. Кроме этого, можно говорить о разнообразии способов реализации единых функций, например, добывания огня, передачи сообщений, перемещения грузов, обработки материалов, обогрева помещений и т. п. Так, функция плавучего средства перемещения (плота) реализуется с помощью бревен, связки тростника, тыквы, глиняного горшка, надувной шкуры и т. п.; функция хранения и переноса воды - с помощью кожаных мешков, ведер из коры, берестяных сосудов, проклеенных смолой, полого бамбука, тыквы, позднее - кадушки и т. д.

Предметосозидание происходит в процессе предметной деятельности, и его эволюция, происходящая в русле общественного развития, - результат изменения, прежде всего, элементов этой дея-

тельности. Постоянно неудовлетворенное потребление приводит к совершенствованию функций вещи, материалов, орудий, технологий, конструкций. С другой стороны, новые вещи меняют потребителя, обновляют его потребности. Так, в бесконечно повторяющемся цикле происходит развитие предметной деятельности и продуктов этого процесса - вещей. В свою очередь, предметная деятельность существует и развивается не сама по себе, а в конкретном обществе, конкретной культуре, в ходе их развития. Первоначально все проявления деятельности неразличимы, они синкретически слиты в едином, по выражению академика Марра, «труд-магическом действии». Причем именно предметосозидательный компонент этого единства является движущей силой эволюции. Более того, внутри предметосозидания как взаимодействия объективных факторов определяющим компонентом являются орудия труда.

Развитие не только человеческого сообщества, но и предметной деятельности идет от простого синкретического единства ко все более сложным и дифференцированным формам1. Это движение начинается с элементов деятельности - материалов, орудий, конструкций, изготовителей, потребителей - и распространяется на предметные среды, художественные стили и т. п. С дроблением и специализацией производства появляются среды производственного управления (конторы, офисы), исследования (лаборатории, институты) и т. п. Из единой бытовой сферы выделяются среды отдыха, спорта, развлечений, так называемых «культурных» учреждений (музеев, библиотек, театров). Возникают «диффузные» сферы - торговля, общественный транспорт, общественное питание, обучение, здравоохранение и т. д.

Однако всякий прогресс сопровождается и потерями. Эволюция предметной культуры проходит стадию утраты первоначальной художественно-практической целостности, которая по закону «отрицания отрицания», видимо, должна восстановиться на более высоком уровне развития. И если уровень предметного творчества определяют, прежде всего, орудия производства, то ведущий тип творчества определяется принадлежностью этих орудий, контролирующими их силами. Именно названное обстоятельство предопределяет цели предметосозидания, его преобладающую направленность, а цель организует весь процесс. С середины XIX в. уже прослеживается первоначально неуклюжее, но взаимное стремление к воссоединению оторванных друг от друга искусства и техники.

1 Подробнее о трех этапах развития предметной культуры - этапах ручного труда, машинного производства, автоматизированного производства (информационная эпоха) см. [5, с. 158-175, 279-337].

Техника ищет в мире искусства средства гуманизации своих продуктов, приближения их к человеку, а искусство чутко реагирует на технические достижения, стремясь использовать их в своих художественных поисках. В процессе таких поисков происходит тонкая творческая разработка технологических приемов. Здесь показательно появление и развитие новых «технических» искусств: прежде всего полиграфического, далее - художественной фотографии, кинематографа, радиоискусства, телевидения, компьютерной графики и др.

Обращение к опыту свидетельствует также, что ощутимые сдвиги в предметном творчестве начинаются с элементов производства, что существеннейшими моментами формообразования являются принципы действия, материал и технология, что новые формы первоначально осваиваются в сфере техники, где больше свободы для новаций, так как в значительной мере отсутствуют инертные эстетические ограничения и каноны. Так, в промышленном строительстве изобретены и прошли проверку жизнью металлический и железобетонный каркас, большепролетные фермы и монолитные покрытия, навесные панели стены, стеклянные ограждающие конструкции и многое другое. Промышленное строительство - полигон архитектурного новаторства. Та же закономерность, естественно, работает и в других сферах предметной культуры.

Обращение к опыту показывает, что формообразование предметов подчиняется закону инерции, распространяющемуся, видимо, на все земные явления. Инерция выступает в различных формах: от физической до генетической, социально-родовой и психической. В сфере предметного творчества она проявляется как постоянное, неотступное воздействие привычных решений. Поэтому новые принципы действия, материалы и технологии дают соответствующие изменения формы не сразу; первоначально они приспосабливаются к апробированному, привычному и потому представляющемуся красивым. Так, первые каменные здания Греции, Индии или Китая воспроизводят конструкции и формы своих деревянных предшественников; первые металлические арочные мосты возводили из полых клиновидных чугунных «камней», подобно каменной кладке (аналогично В. Стасов в чугунных Московских воротах воспроизводит каменные формы); железобетон на первых порах имитировал камень, а дома из армированной пластмассы повторяли формы железобетонных предшественников и лишь со временем обрели собственную пластику. Даже такой прогрессивно мыслящий архитектор, как А. Буров, строивший первые крупноблочные жилые дома, маскирует стыки панелей под «нормальную» кирпичную сте-

ну. Тот же закон распространяется и на конструктивные решения машин, которые уподоблялись большим инструментам или воспроизводили работу человека и животных, например, шагающий локомотив. Здесь уместно вспомнить применение архитектурных форм при создании первых машин, пишущую машинку, вдохновленную образом клавесина, или установку заменившего лошадь двигателя на экипажах, которые первоначально даже не разрабатывались специально, а подбирались из уже имевшихся. Более того, по отношению к обществу можно говорить о полученных в наследие от природы законах сопротивления новому, торможения, сурового отбора новшеств. Достаточно вспомнить многовековое торможение чрезвычайно экономически выгодного перехода с древесного угля на каменный и с каменного угля на кокс или ожесточенную борьбу с изобретателями машин вплоть до уничтожения и тех и других.

Параллельно прослеживается зависимость подвижности предметной культуры и всего общества от его благосостояния: чем общность беднее, тем она консервативнее, тем труднее идет на эксперимент. Как отметил Ф. Бродель, лишь избыток дает свободу, подвижность; достаток питает новаторство. Эта закономерность работает и внутри общества по отношению к различным его слоям и соответствующим предметным средам.

Совершенно очевидно, что эволюция человеческого общества и лежащей в его основе предметной деятельности происходит с ускорением. Если от животного состояния до первых орудий интервал -в 2-3 млн. лет, а эра древнейшего ручного труда (верхний палеолит) охватывает примерно 40 тысячелетий, то наступившая после первой (неолитической) технической революции эпоха развитого ручного труда с применением плуга, гончарного круга, ткацкого станка и т. п. длилась около 4 тыс. лет, а период господства машин измеряется уже лишь двумя веками и характеризуется мощным нарастанием темпов. Развитие здесь идет в геометрической прогрессии1. Поэтому культура людей образованных изменяется гораздо быстрее, а низкому уровню образования присуще окостенение. Поэтому бурное движение происходит на поверхности, в наружных слоях обще-

1 Эта закономерность исключительно отчетливо прочитывается на примере художественного стиля. Так, первые моностили неторопливо сменяли друг друга на протяжении тысячелетий и веков. Начиная с XVII в. в Европе сосуществуют два стиля, а в XIX в. уже господствует полистильность. В XX в. стили становятся уже и быст-ротечнее, каждый художник - это стиль, а зачастую - смена стилей (Л. Салливен, О. Вагнер, П. Пикассо, Ф.О. Шехтель, В.А. Щусев и т. д.).

ственного потока и замедляется по мере углубления в толщи практической жизни общества.

С развитием техники связана закономерность все ускоряющегося расширения нашего восприятия пространства, предметной среды. Первоначально почти неуловимое, это расширение в XX в. обрело полную очевидность. Стилевые явления в предметной среде сегодня не ограничены рамками непосредственно воспринимаемой реальности, но включают и функционально или организационно связанные объекты, существующие на значительных расстояниях друг от друга, иногда в различных концах страны. Таковы, например, продукция какой-либо фирмы или военная техника, или предметный аспект государственных служб: почты, железной дороги, сберкасс, медицинских учреждений, аэрофлота и т. п. Понимание предметной среды, видение предметного ансамбля меняет масштаб в результате возрастания нашей мобильности, наших живых впечатлений, проникновения в новые географические среды и особенно - в результате усиления потока визуальной информации посредством печатной техники: гравюры, литографии, фотографии, а в XX в. - кинематографа, иллюстрированной периодики, телевидения, Интернета и т. д.

Аналогично с нарастающим темпом происходит вхождение в производственный процесс научного знания. В эпоху Античности теоретические решения практических задач возникали лишь в единичных случаях. Известный антиковед Ж.-П. Вернан отметил, что «...греческий разум был устремлен на восприятие, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы» [2, с. 159]. Если начиная с XVII в. фундаментальная наука играет все более важную роль в решении узловых проблем, то в XX в. ее открытия лежат у истоков большинства важнейших изобретений. При этом постоянно действует закономерность, состоящая в том, что все новое утверждается лишь тогда, когда оно оказывается необходимым обществу. «Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» [6, с. 484]. И здесь ведущую роль играли (и до сих пор играют) военные интересы, вынуждающие идти на расходы, связанные с исследованиями. На наших глазах достижения науки с ускорением материализуются и входят в быт: вслед за электричеством, фотографией, телефоном, радио, телевидением в рядовом жилище появляются радиоэлектроника и компьютеры.

Обращаясь к будущему, необходимо осознавать, что человечество сегодня переживает не просто очередную техническую революцию, а научно-техническую, когда проектная культура развивается на базе науки. Суть переворота - в выходе человека из физического процесса производства и передаче специальным устройствам все более широкого круга интеллектуальных процессов во всех звеньях предметной деятельности. В проектировании это -расчеты, хранение и предъявление информации, вычерчивание и построение объемных графических моделей, изготовление и размножение документации, комбинирование заданных элементов, перебор вариантов и т. п. Проектировщик получил современный инструмент - систему автоматизированного проектирования, -увеличивающий эффективность, точность и скорость исполнения проекта. Обзоры существующих зарубежных программных средств поддержания проектных процедур показывают быстрый прогресс этих средств. Созданы достаточно универсальные пакеты по работе с трехмерными изображениями, способные полностью решить инженерные проблемы формирования реалистических изображений.

Решение художественных задач - дело гораздо более сложное, но рано или поздно и до них дойдет очередь. Ведь согласно установленной закономерности в предметосозидании развитие начинается с новых материалов и технологий, с утилитарных форм, с нового решения конструктивно-практических задач и постепенно, но неотвратимо распространяется к полюсу художественности. Названная закономерность объясняется тем, что именно материальные интересы дают первоначальный толчок прогрессу. С другой стороны, новые средства, будучи на первых порах несовершенными, огрубляют продукт, игнорируют сложные человеческие аспекты формообразования. Это же происходит сегодня в связи с освоением компьютерной техники. Как человек овладел ручными орудиями, а позднее - машиной, постепенно научившись создавать с их помощью всесторонне совершенные вещи, так он овладевает компьютером. Уже сегодня проектировщик зачастую пользуется им столь же свободно, как вчера он пользовался карандашом (при этом творческие задачи остаются прерогативой человека).

В данной связи существенна еще одна закономерность, работающая в русле универсального диалектического закона развития -закона «отрицания отрицания». Если переход к машинному производству означал отрицание индивидуальной продукции для конкретного потребителя, то овладение компьютерной техникой и гибким автоматизированным производством означает отрицание

усредненной массовости и возврат к человеческой индивидуальности на новой основе. Имеется в виду открывающаяся благодаря освоению гибких технологических линий со сменной программой возможность изготовления малых партий продукции с низкой себестоимостью.

Уместно вспомнить давно усвоенную закономерность, состоящую в том, что новые формы культуры, в частности, предметного творчества зарождаются в недрах предшествующего периода. Так, тиражирование и стандартизация известны еще со времен восточных деспотий, а в эпоху ручного физического труда энергия ветра и воды преобразуется во вращательное движение. Так, в пору функ-ционалистского «усреднения» граждан Советской России Эль Ли-сицкий разрабатывал мебельные наборы из элементов, рассчитанных на творческую компоновку интерьера самими потребителями, а в атмосфере запретов и жесточайшей экономии, господства инженерной мысли и типового панельного строительства, породившего серийные пятиэтажки «хрущебы», передовые архитекторы подчеркивали конструктивную роль участия населения в процессе градостроительного проектирования, необходимость взаимодействия с экологами, социологами, историками, использования вычислительной техники, помогающей обосновать решения1.

Не столь очевидна параллельная закономерность, смысл которой в том, что каждый последующий этап включает в себя элементы предыдущих, что новые типы творчества лишь оттесняют старые с авансцены, но не поглощают их окончательно. Поэтому общая тектоника предметной культуры становится все более многослойной. И сегодня имеют место все формы ремесленного уровня - от чисто практического кустарного изготовления вещей до создания уникальных произведений искусства, все формы машинного уровня -от изготовления чисто технических устройств до проектирования тиражируемых художественных образцов, короче говоря, все известные человечеству формы предметного творчества. Аналогично, старые материалы и технологии не уходят со сцены с изобретением новых. Например, сегодня мировое потребление древнейшего материала - древесины - лишь в строительстве почти вдвое превышает все производство чугуна и стали вместе взятых, и это - в весовом измерении [1, с. 33]. Так, сегодня строят дома из бревен и кирпича, вручную вяжут, куют, формуют и расписывают керамику, переплетают диссертации.

1 Подробнее см. [3].

С другой стороны, мы имеем ощутимые результаты в компьютерном проектировании инженерных объектов. Так что, как говорится, «процесс пошел», и его направление можно предсказать. Существует опыт эстетически ориентированного формообразования с помощью компьютерной техники в строительстве. Более того, и в искусстве, весьма склонном к освоению новейших технических достижений, разрастается соответствующее направление. Это компьютерная графика и фильмы, создаваемые, во-первых, путем анимации, т. е. «оживления» введенных в компьютер картинок или синтеза реалистических и гиперреалистических изображений, во-вторых, путем зрительного воплощения процессов, происходящих в микро- и макромире, и в-третьих, путем использования стереослай-дов для создания фантастических эффектов гиперпространства (сходные эффекты дает голография).

По мере роста технического уровня и культуры производства, сокращения расходов на вооружение, армию и оборону, по мере развития демократии как истинной власти народа все более значительное место будут занимать промышленные формы предметного творчества, а среди них - целостное формирование предметов, наиболее полно соответствующее идеалам гармоничной предметной среды и целостного человека. Избавиться от сегодняшних перекосов в системе формирующих отношений, добиться ее сбалансированного функционирования, наладить нормальную работу цикла предметной деятельности можно лишь при изменении формы собственности на средства производства, подчинив продукцию контролю потребителей (в том числе художественному). Будущее, по-видимому, вновь соединит работника с объективными условиями труда, сблизит его с потреблением. Целью производства снова станет человек как гармонично развитая личность.

Видимо, и цикл предметной деятельности развивается по спирали. Начавшись с синкретической ячейки, ориентированной на потребление, он проходит этапы дробления, диктата производства и вновь возвращается к исходному положению, но на ином уровне уже в виде сложной развитой системы. В действительно демократическом обществе цикл создания элементов предметной среды должен начинаться с потребления, с запросов потребителя, будь то индивид, семья, завод, объединение фермеров, больница, школа, население города и т. д. Потребитель в подобном цикле свободен экономически и юридически, т. е. имеет финансовую и правовую возможность приобретать или заказывать для разработки и производства любые изделия в любой стране мира. Будучи свободным, он

является хозяином положения и через рынок посредством своего кошелька управляет общественным хозяйством. На такого потребителя работают все сферы цикла, выстраиваясь и функционируя в соответствии с характером потребления.

Сфера планирования в таком цикле внимательно изучает тенденции развития потребностей в их количественном и качественном аспекте, новейшие достижения производства и конъюнктуру рынка. Здесь формируются номенклатуры, программы разработки и выпуска новой продукции, соответствующей прогнозируемым запросам потребителя, новейшим методикам ее эксплуатации, координируются действия по проектированию, изготовлению и сбыту этой продукции. Планирование в данном случае сочетается с хозрасчетом, централизация - с демократией. Сфера проектирования в русле обоснованных заданий, поступивших от планирования, на основе исследований передовых аналогов, достижений науки и техники разрабатывает изделия, их комплексы и целые фрагменты предметной среды, всесторонне отвечающие запросам потребителей. Сфера производства стремится к выпуску конкурентоспособной продукции, что является решающим условием ее процветания и даже существования. Она подчинена запросам потребителя, выявленным планированием и отраженным проектированием в форме проектов, ради освоения которых выпускающие предприятия заинтересованы в применении новейших материалов и технологий, повышении культуры производства, привлечении архитектора и дизайнера.

Такова «идеальная» модель цикла формирования любых промышленных изделий. Ее характерные черты - четкость функций, относительная самостоятельность и равноправие всех сфер при ведущей роли потребления. Подобная модель может быть реализована лишь в условиях рыночной экономики и общественного контроля производства. В этом цикле «музыку заказывает» потребитель, располагающий средствами и правом на организацию проектных конкурсов, выбор предприятия-изготовителя, обеспечивающего лучшую реализацию принятого проекта, свободную закупку нужной продукции в любой стране мира. При такой экономике становится возможным переход к комплексному проектированию совершенной и оригинальной продукции, фрагментов предметной среды, который потребует создания специализированных проектных центров под эгидой потребителя, выступающего по отношению к промышленности как заказчик с готовым проектом. Проектирование подобных комплексов наряду с профессионалами планирования потребует привлечения архитекторов и дизайнеров к всестороннему и глубо-

кому исследованию, разработке прогнозов, программ и перспективных проектов, решению вопросов методического и организационного планов. Здесь важно избежать крайностей как сильного проектного сознания с его мессианским утопизмом и авторитарностью, так и слабой проектности с ее аморфностью, бесхребетностью, индивидуализмом.

В современных условиях мирового рынка роль основного объекта проектирования все определеннее переходит от единичного изделия к совокупности функционально связанных предметов, созданию существенно новых изделий, поиску оригинальных объектов и решений, ориентации не на уже сделанное, а на будущее. Дело будущего - переход к средовым объектам. Такой переход произойдет по мере самоутверждения на господствующих позициях индивидуального заказчика и общественно организованного потребителя.

Список литературы

1. Айрапетов Д.П. Материал и архитектура. - М., 1978.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

3. Гутнов А., Лежава И. Будущее города. - М., 1977.

4. Коськов М.А. Сотворение культуры // Мысль: ежегодн. С-Петерб. филос. о-ва. - СПб., 2000. - № 4. - С. 119-133.

5. Коськов М.А. Эстетика предметных форм: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - 392 с.

6. Энгельс Ф. Избранные произведения. - М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.