Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования механизма реализации правовой модели взаимодействия общества и государства в России'

Перспективы совершенствования механизма реализации правовой модели взаимодействия общества и государства в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН / АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CIVIL SOCIETY / STATE / SOCIAL INTERACTION / SOCIAL DIALOGUE / POLITICAL AND LEGAL ACTIVITY OF CITIZENS / STRENGTHENING OF CIVIL PROCEDURE / CIVIL SOCIETY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мелентьев Андрей Борисович

В представленной статье автором проводится анализ динамики процессов формирования системы социального взаимодействия общества и государства в России в рамках реализации законодательной модели, а также определяются перспективы совершенствования механизма его реализации, обосновывается необходимость активной роли государства в данном процессе на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мелентьев Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of improvement of mechanism of realization of the legal model of interaction between state and society in Russia

In this article the author analyzes the dynamics of the formation of social interaction between society and state in Russia as part of the legislative model as well as the prospects for improving the mechanism for its implementation; the necessity of an active government role in this process at present stage has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования механизма реализации правовой модели взаимодействия общества и государства в России»

УДК 373.2

Ярыгина Анастасия Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна костюма Кубанского государственного университета тел.: (918) 470-18-11

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ВЕЩИ КАК РЕЗУЛЬТАТА ХУДОЖЕСТВЕННОПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Раскрывается философское понимание и историческое развитие эстетической ценности вещи как результата творческой деятельности человека, носителя духовной и материально-практической ценности.

Ключевые слова: эстетическая ценность, полезная вещь, игровая вещь, функции вещей, художественнопредметная деятельность.

Yarygina Anastasya Anatolyevna

PhD in pedagogic, Associate Professor of the Department of design of a suit of Kuban State University

tel.: (918) 470-18-11

PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF ESTHETIC VALUE OF A THING AS RESALT OF ART-SUBJECT CREATIVITY OF THE PERSON

The philosophical understanding and historical developm of esthetic value of a thing as result of creative activity of person, carrier of spiritual and is material-practical value veals.

Key words: the esthetic value, useful thing, game thing, fi tions of things, art-subject activity.

В философии эстетическая ценность окружающих человека вещей определяется как особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Как указывают философы и эстетики (В.В. Ванслов, М.А. Коськов, В.Ю. Медведев и др.) вещь является второй формой опредмечивания материально-созидательной, технической деятельности человека. Вещь, создаваемая человеком из материалов «первой природы», формирует человекосообразную «вторую природу», становясь объектом материальной культуры. [1, 2, 3]

На первом этапе истории культуры сформировались три основных функциональных типа вещи -полезная, семиотически-аксиологическая и игровая.

Полезная вещь - это вещь как потребительная стоимость, это предмет, способный удовлетворять определенные практические потребности людей. Потребительная стоимость - определение меры полезности предмета человеку. Имеются в виду потребности не чисто биологические, природные, а и внеприродные - культурные.

М.С. Каган писал: «Полезная вещь - изначальная форма существования вещи в культуре. Но одновременно она становилась средством социальной организации первобытного коллектива - носителем социальной информации, ибо на ее потребительную стоимость наслаивались ценностные смыслы» [4, а 206]. Так, полезная вещь становилась как бы вещью «говорящей», знаком, символом чего-то иного, ее физическое бытие дополнялось духовным, реально-практическое - символическим. Мифологическое сознание древних людей побуждало их освящать, приобщать к миру духов, сверхъестественных сил чуть ли не каждую созданную ими вещь для того, чтобы она хорошо им служила, выполняла свою рабочую функцию [5].

Такое наделение вещей иллюзорными, сверхпотребительскими функциями - социальной ценностью - должно было обеспечить ее эффективное использование. Это было свойственно синкретическому сознанию древних.

Уже в рукотворных вещах первобытных людей утилитарное начало сливается с эстетическим. Применительно к первобытной культуре очень сложно «выделять искусство и эстетически ориентированное формообразование - эти качества уже возникали, но сплетенные с другими, неэстетическими и нехудожественными; поэтому можно с равной убежденностью доказывать наличие эстетической культуры и художественной культуры в первобытной культуре и оспаривать их существование», - указывал М.С. Каган [4, с. 207].

В процессе тысячелетней эволюции культуры процесс дифференциации практических и символических, утилитарных и ценностных свойств вещей привел к формированию двух обособленных классов вещей - чисто утилитарных, производственных, будничных и ритуальных, наделенных особым культовым, а затем политическим значениями, эстетической ценностью, художественной выразительностью.

Так, помимо вещей, практически полезных, появились вещи, практически бесполезные, но зато символически и эстетически значимые.

Со времен глубокой древности сформировалась и развилась еще одна группа вещей, имеющих чисто символическую функцию и моделирующих полезные (практические) и (или) ритуальные функции

двух других классов вещей. Речь идет о детской игрушке, вещи, создаваемой специально для ребенка в целях моделирования им в игре поведения взрослых, овладения через игру их практическим опытом, знаниями, определенными умениями, навыками. «Игрушка - великое изобретение культуры, призванное передавать накапливаемый практический опыт новым поколениям людей и подготавливать их к последующей собственной практической деятельности», - писал М.С. Каган [4, с. 207].

В ходе эволюции культуры все более дифференцировались функции вещей в связи с изменениями общественных отношений, характера общественного производства и потребления, усложнения жизни, общественного и семейного быта, развития человеческих потребностей.

Многие из практически полезных вещей утратили свой первоначально ритуально-священный характер, становясь при этом эстетически нейтральными, ритуальные вещи превращались в чисто символические предметы, а красивые вещи представали как практически бесполезные, как чисто декоративные, предназначенные лишь для украшения, полностью утрачивая свой первоначальный утилитарный или магический смысл.

Эстетическая функция вещи в ходе развития культуры все более выделялась из первобытного изначального ее полифункционализма. Она начала осознаваться как самостоятельная ценность вещи, отличающаяся от других ее ценностей и нередко оспаривающая у них право главенствовать в реальной жизни данной вещи.

Как пишет В.Ю. Медведев, в практике предметного творчества, предметосозидания постепенно приобретала особую «ценность структурная организованность целесообразной формы вещи; ее пропорциональность, ритмичность и масштабность; соразмерность, соподчиненность и уравновешенность всех элементов композиции вещи. Накапливался и осмысливался опыт гармонизации пространства и объема, пластики, цвета, фактуры соответствующими приемами композиции. Все более осознавалась и самоценность орнамента как декора, а также других средств и приемов декорирования вещей» [3, с. 15].

Большинству произведений крестьянского, а затем и городского предметного творчества, обусловленного во многом ремесленно-каноническим типом деятельности, была присуща органичность взаимосвязи утилитарной и эстетической функций вещи. В.Ю. Медведев указывает: «Характер многообразного декора изделий разных видов определялся природой материала, способами его обработки, отделки, рабочей функцией вещи, ее смыслом для человека и местом в предметной среде. Декор формировался художественными традициями национальной культуры, основываясь на преемственности символических ценностей и социально-культурных значений, воплощаемых в форме вещи» [3, с. 16].

Такое отношение к красоте вещи (в ее взаимосвязи с практической пользой) было характерно для ремесленного предметосозидания и в античную эпоху, и в эпоху средневековья до развития машинного фабрично-заводского производства вещей.

С развитием промышленного производства происходит постепенное изменение отношения производителей к красоте вещи - продукта машинного производства. Красота перестает быть непременным спутником пользы, также как и семиотичности вещи. Происходит разделение вещей на сугубо утилитарные, полезные, но некрасивые (ибо, по мнению их создателей, эстетическое совершенство таким вещам не требуется); на вещи (как правило, бытового назначения) полезные и украшенные, декорированные, но нередко безвкусные (поскольку в их композиционном формообразовании нарушен принцип органичности красоты и пользы, формы и функции, техники и материала); и вещи красивые, но бесполезные, непригодные к практическому использованию.

Зарождаются и параллельно развиваются направления функционализма, голого утилитаризма, конструктивизма и декоративизма, украшательства, прикладничества, эклектизма.

Наряду с прекрасно функционирующими, полезными, технически совершенными, но некрасивыми машинами, приборами, фабрично-заводским оборудованием, сооружениями, агрегатами, инструментами, средствами транспорта, новыми технически сложными бытовыми изделиями все больше появляется вещей, специально предназначенных для украшения жилища и человека, вещей, сохраняющих признаки утилитарности, свойственные их прототипам, но, в сущности, представляющих собой бесполезные предметы.

Украшение, декорирование вещей безотносительно к их рабочей функции, назначению, стилизации, основанные на внешнем подражании культурным образам, относящимся к миру вещей разных исторических эпох, стран и народов, породили феномен «прикладывания» характерных стилистически узнаваемых украшающих элементов композиции к форме той или иной утилитарной вещи. Отсюда и название одного из видов художественно-предметного творчества человека - декоративно-прикладное искусство.

Конфликт, возникший в эволюции культуры вещи, связанный с распадом исходной ее полифункциональности, разрушением органичности связи утилитарной, социально-информационной и эстети-

ческой функций (обусловленный во многом развитием машинной индустрии, вытеснившей ремесленное предметосозидание), был разрешен в начале XX в., благодаря становлению нового способа разработки вещей, ориентированного на промышленное производство и одновременно на сохранение органичности пользы и красоты изделий - продуктов этого производства. Этим средством успешного разрешения конфликта стал такой вид художественно-предметной деятельности человека, вызванный к жизни условиями машинного производства, как дизайн или техническая эстетика.

Именно в дизайне были разработаны и успешно апробированы присущие этому виду проектно-творческой художественно ориентированной деятельности принципы и методы формообразования, структурообразования и смыслообразования вещей (их наборов, комплектов, комплексов, систем), делающих их одновременно полезными, семиотичными и красивыми (по мере самих этих вещей, по мере человека, для которого они предназначались, и по мере среды, в которой они должны использоваться и восприниматься).

В художественно-предметном творчестве - дизайне, архитектуре и прикладном искусстве - постепенно сформировалась двойственная утилитарно-художественная природа, отражающая и выражающая в форме их произведений обе тесно взаимосвязанные стороны их сущности: утилитарнотехническую и духовно-ценностную (социально-культурную).

На современном этапе в произведениях художественно-предметного творчества как рукотворных, так и промышленных образная выразительность (а не только красота формы) достигается благодаря целому ряду эстетических качеств - соответствующей трактовке объемно-пространственной структуры, тектоники, колорита, целенаправленному использованию специфических средств и приемов композиции, приемов декорирования, органичных сущности данной вещи, сооружения.

Все это представляет собой особый пластический выразительный язык, позволяющий «эмоционально-впечатляющие рассказать не только о том, что данная вещь собой представляет, для чего она изготовлена, но и о том, для кого она создана, какой человек должен в ней жить или ею пользоваться» [4, с. 211].

Способность вещи не только выполнять рабочую функцию, не только вызывать эстетическое удовлетворение своей красотой, но и выражать определенные смыслы, нести и передавать различную информацию, убеждает нас в относительности (размытости, диффузности) границ между материальным, духовным и художественным слоями культуры. Эти слои культуры при определенных различиях тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и могут представать в вещи как итог различных синтетических комбинаций.

Таким образом, в процессе художественно-предметного творчества человека материальная вещь становится носительницей духовного смысла и эстетических ценностей. Ее форма, не изображая человека, создает образ человека определенной эпохи, периода развития культуры, национальности, социального слоя, душевного склада, мировоззрения, мироощущения, ценностных и эстетических идеалов, запросов, предпочтений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966.

2. Коськов М.А. Предметное творчество. СПб., 2004. Ч. 1.

3. Медведев В.Ю. Декоративность и функциональность в произведениях народного предметного творчества и дизайна современной бытовой вещи // Художественное моделирование и народные традиции: Материалы II Меж-дунар. науч. конф. СПб., 1998.

4. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

5. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.