Научная статья на тему 'Художественно -предметная деятельность человека как система взаимодействия материальной и художественной культуры'

Художественно -предметная деятельность человека как система взаимодействия материальной и художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
344
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДМЕТНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРТЕФАКТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярыгина Анастасия Анатольевна

В статье рассматриваются философские и эстетические аспекты функционирования художественнопредметной деятельности как составляющей части человеческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно -предметная деятельность человека как система взаимодействия материальной и художественной культуры»

Toulouse, 1996; Romero Pena M. M. El teatro de Madrid en la Guerra de la Independencia: 1808-1814. Madrid, 2006; Freire Lopez, A. M. El teatro espanol entre la Ilustracion y el Romanticismo Madrid durante la Guerra de la Independencia. Madrid; Frankfurt a/M, 2009. В ряде случаев количество осуществленных постановок остается неизвестным.

7. В Национальной Библиотеке Мадрида (Отдел рукописей и редкостных книг) под номером Т 12358 хранится следующее издание этого произведения: El mayor chasco de los afrancesados o El gran noticion de la Rusia. Comedia en tres actos en prosa. Por D. F. de P. M. Representada por primera vez en el coliseo del Principe el dia 14 de enero de 1814. Madrid. Imprenta de la viuda de Vallm. 1814. Мы обращаемся к нему, поскольку оно не имеет каких-либо отличий от рукописного экземпляра, который был непосредственно задействован в театральной премьере (он хранится в архиве Муниципальной Музыкальной Библиотеки Мадрида).

8. Cotarelo y Mori E. Isidoro Maiquez y el teatro de su tiempo. Madrid, 1902.

9. О понятиях «офранцуженные» и «офранцуживание» применительно к испанскому обществу и культуре XVIII века и в период освободительной борьбы начала XIX столетия см.: JuretschkeH. Los afrancesados durante la Guerra de la Independencia. Madrid, 1986; Aymes J.-R. La Guerra de la Indepen-dencia en Espana (1808-1814). Madrid, 2008.

10. Jose Cadalso. Los eruditos a la violeta. Paris.

1827. В размышлениях о «ведущих дворах Европы» автор неоднократно упоминает Россию. Это созданное в 1772 г. произведение необычайно полно вобрало настроения испанского Просвещения; оно принадлежит к вещам, наиболее характерным для образования, литературы, философии, театра, науки своей эпохи.

11. Цит. по: Reau L. La Europa francesa en el Si-glo de las Luces. Mexico, 1961. P. 2.

12. Испанское «petimetre» (адаптированная версия франц. petite-maitre) прочно утвердилось как литературный и театральный архетип. Первые употребления понятия восходят к началу XVIII века (изначально - по отношению к молодым представителям французской аристократии, отличавшимся амбициями, изощренными манерами, подчеркивающими личностное совершенство, блистательное образование, изысканный вкус). К наиболее показательным примерам его использования относятся произведения Данкура, Буаси, Мариво. В частности, комедия в трех актах в прозе «Le petit-maitre corrige» (1734) и др.

13. О французских влияниях в творчестве Рамона де ла Крус см.: Bittoun-Debrouine N. Petite piece y sainete // El teatro espanol del siglo XVIII. Lleida, 1996. P. 95-113; CoulonM. Le sainete a Madrid a l’epoque de Don Ramon de la Cruz. Pau, 1993.

14. В архиве Муниципальной Музыкальной Библиотеки Мадрида рукопись этой партитуры хранится под номером Mйs 38-14.

o. k. budyka zhitkova. the «Russian theme» in the spanish theatre at the beginning of xix century

The interest in Russian history that appeared in the Spanish public theatre of the second half of the XVIII century remained the central feature of the stage repertoire at the beginning of the XIX century, especially during the period of the struggle for independence (1808-1814). Touching upon this scantily explored subject, the author examines the most significant works and considers this cultural phenomenon in the context of historical and social events of the epoch.

Key words: Spanish theatre, «Russian theme», Russian-Spanish relations.

А. А. ЯРЫГИНА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются философские и эстетические аспекты функционирования художественнопредметной деятельности как составляющей части человеческой культуры.

Ключевые слова: художественная культура, предметно-художественная деятельность, артефакт, художественный образ.

Культура - понятие широко распространенное, но при этом непростое и неоднозначное: без него не может функционировать ни одна существенная область знания и общественной практики. Относясь к разряду сложных, открытых и диффузных систем, культура имеет всепроникающий характер. С философских позиций это форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью. Деятельностный подход к данному понятию лег в основу наиболее общего определения: «Культура -

это исторически обусловленный и качественно своеобразный уровень развития различных сфер жизни общества (его макро- и микрогрупп, индивидов), а также уровень достижений в способах и средствах, организации и реализации процессов многообразной человеческой созидательной деятельности, воплощаемых в ее продуктах (артефактах), наделенных определенными смыслами, отражаемыми в соответствующих системах знаков» [1].

Исторически формирующимися составляющими человеческой деятельности обусловлен процесс эволюции трех слоев культуры: материального, духовного и художественного. Их самоопределение не препятствовало сохранению связей между ними, проявлявшихся во взаимовлиянии, в разных формах взаимоналожений, скрещений и синтезирования. Итогом и одним из видов синтезирования и является художественнопредметная деятельность (сливаются материально-производственный, социально-преобразую-щий и эстетический аспекты).

Художественно-предметная деятельность, к которой А. В. Луначарский, Г. З. Апресян, В. Р. Аронов, М. С. Каган, К. М. Кантор, М. А. Коськов, В. Ю. Медведев и другие относят архитектуру, прикладное искусство, дизайн, способствует слиянию материального и художественного начал, формируя материально-художественную культуру [2]. Как особый вид творчества и своеобразный мост между материальным и духовным слоями культуры, между утилитарно-практическим и эстетическим (пользой и красотой), техникой, наукой и искусством, художественно-предметная деятельность играет активную роль в процессах интеграции. В современной культуре она обогащается за счет различных ее сфер и областей, и сама обогащает ее.

Поскольку художественно-предметная деятельность функционирует в сложной системе культуры и открыта богатым внешним связям, необходимо рассматривать ее проблемы не изолированно (в рамках данной профессиональной деятельности), а в более широком и многообразном контексте, учитывая, что первичными, базовыми являются связи с процессом общественного развития и трудом.

Прежде всего следует отметить, что материально-художественная культура - одна из древнейших сфер творчества: уже на заре цивилизации, одновременно с совершенствованием первых орудий труда и предметов обихода, в коллективных символических действиях формируются ранние формы художественного осмысления окружающего (преобразуемого мира). На протяжении всей истории человечества развивается многообразная техника художественной обработки изделий, осваиваются новые материалы, расширяется сфера деятельности художника-прикладника, усложняются его задачи.

Философами установлена генетическая связь художественно-предметной деятельности с процессом общественного развития и наличие в ней исторически вполне конкретных форм организации труда, являющихся достижением человеческой культуры. «Основоположниками искусства, -писал М. Горький, - были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи» [3]. В этом глубоком по смыслу высказывании утверждается, что художественное производство родилось с воз-

никновением производства вообще - началось с изготовления предметов, призванных удовлетворять сначала утилитарные, а затем и эстетические потребности человека.

Г. В. Плеханов отмечал: «Труд старше искусства, вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения» [4]. Но между этими «сначала» и «впоследствии» - целая историческая эпоха, в течение которой происходит дифференциация потребностей человека на простые / будничные и высокие / изысканные. Формируются особые сферы художественно-предметного творчества, призванные удовлетворять духовные потребности, а затем уже возникают изящные искусства. Таким образом, в художественно-предметной деятельности коренятся истоки слияния материальной и духовной предметности в культуре.

Для составления ясного представления о месте художественно-предметной деятельности в многослойной системе культуры следует учесть связь форм бытия с материальной, духовной и художественной предметностью.

В материальной культуре различают три основные области деятельности и формы предметности:

- физическая культура (спортивные, медицинские и игровые воздействия на человеческое тело);

- техническая деятельность (постройки, сооружения, транспорт, машины, механизмы, приборы, инструменты, бытовые изделия, средства информации, связи, инженерные коммуникации, энергетические системы и т. д.);

- социально-организационная деятельность (экономические, политические, юридические учреждения, институты, предприятия).

Художественно-предметная деятельность имеет органическую связь с каждой из этих форм материальной культуры, поскольку именно в ней и создается предметное наполнение, через которое становится возможным осуществление физической, технической, социально-организационной типов деятельности человека.

В сфере духовной культуры также выделяются три основные формы предметности:

- знание (результаты познавательной деятельности человека);

- ценность (итог ценностно-ориентационной деятельности людей);

- проект (моделирование необходимых субъекту объектов, ситуаций, действий, явлений; ожидаемый итог духовно-преобразовательной деятельности, выраженный в идеальной, а не реальной форме).

Включая в себя все эти формы духовной предметности, рассматриваемый нами вид творческой деятельности опирается на художественное знание, носящее образный характер, опосредованное вымыслом и имеющее свои особые способы передачи. Л. Н. Толстой в своем знаменитом трактате «Что такое искусство» писал: «Как только искус-

ство <...> стало профессией, так выработались приемы, обучающие этой профессии, и люди, избравшие профессию искусства, стали обучаться этим приемам, и явились профессиональные школы» [5].

В художественно-предметной деятельности наряду с общими законами художественного творчества особое значение приобретают знания о свойствах художественных материалов, способах их обработки, законах формообразования, приемах декорирования, создания орнаментов, акцентирования деталей и т. д.

Ценности (вторая форма предметности духовной культуры) также имеют свою исторически обусловленную структуру: ценности практического (обыденного), религиозного и игрового сознания. В художественно-предметной деятельности наиболее полно воплощаются ценностные категории искусства - художественные и эстетические, в том числе и установка на вымысел, иллюзорность мира образов. В области художественно-предметного творчества это наиболее ярко проявляется в орнаменте, где могут сплетаться фантастические цветы и птицы, ягоды и плоды.

Третьей формой предметности духовной культуры является проект (итог духовно-преобразовательной деятельности). В процессе развития цивилизации проектная деятельность, первоначально встроенная в практическую, мифологическую и игровую формы духовной культуры, постепенно выделяется - обособляется, становясь, по мнению философов, универсальной функцией культуры.

Художественно-предметная деятельность направлена на преобразование материала в продукт культуры: артефакт есть создание «второй природы», принадлежность материально-художественного слоя культуры. Решая не только утилитарно-технические задачи превращения материала в

практически полезную вещь, но и задачи ценностные и семиотические (выявляющие социальнокультурный смысл, духовную ценность данной вещи для человека), этот вид деятельности дает возможность одновременно познавать и проектировать художественные образы объектов. В этом разрезе он сопрягается с духовным слоем культуры.

Материализуясь в процессе ручного или промышленного производства в виде конкретных вещей (сооружения, комплексы, ансамбли и т. п.), художественный образ из идеальной, духовной формы (формы проектной) переходит в материальную - становится воплощенным. А это уже относится к предметности художественной культуры.

Создание предметности художественной культуры выступает одновременно и как усвоение человеком особого, эстетического отношения к миру. Философы (А. В. Бакушинский, А. В. Луначарский, М. С. Каган, И. Ф. Селезнев и др.) отмечают, что в этом процессе человек обретает целостность, в нем формируется и выявляется его человеческая сущность. А это значит, что художественно-предметная деятельность может одновременно рассматриваться как один из факторов эстетического и нравственного развития личности.

Литература

1. Медведев В. Ю. Роль дизайна в формировании культуры: учеб. пособие. М., 1999. С. 32.

2. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

3. Горький М. О литературе. М., 1961. С. 486.

4. Плеханов Г. В. Искусство и литература. М., 1948. С. 108.

5. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 20 т. М., 1964. Т. 15. С. 155.

A. A. YARYGINA. ARTISTic AND SuBJECT ACTiviTY oF A pERSoN AS A SYSTEM

of interaction of material and art culture

Philosophical and esthetic aspects of functioning of artistic and subject activity as a component of human culture are considered in the article.

Key words: art culture, artistic and subject activity, artefact, artistic image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.