Научная статья на тему 'Художественно-предметное творчество человека как процесс формирования эстетического отношения личности к окружающему миру'

Художественно-предметное творчество человека как процесс формирования эстетического отношения личности к окружающему миру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / КРАСОТА / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ART-SUBJECT CREATIVITY / AESTHETIC RELATION / AESTHETIC SENSES / AESTHETIC PERSONALITY DEVELOPMENT / BEAUTY / EXPEDIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Анастасия Анатольевна

С философских позиций раскрывается эстетическая ценность процесса предметосозидания как деятельности, в которой происходит усвоение человеком особого, эстетического отношения к окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-SUBJECT CREATIVITY OF A PERSON AS THE PROCESS OF FORMATION OF PERSONALITY AESTHETIC RELATION TO THE SURROUNDING WORLD

The article considers the aesthetic value of the art-subject activity process from the philosophical point of view; it has been introduced as the type of activity in which a person masters special, aesthetic relation to the surrounding environment.

Текст научной работы на тему «Художественно-предметное творчество человека как процесс формирования эстетического отношения личности к окружающему миру»

УДК 373.2

Ярыгина Анастасия Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна костюма Кубанского государственного университета krocohunter@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

С философских позиций раскрывается эстетическая ценность процесса предметосозидания как деятельности, в которой происходит усвоение человеком особого, эстетического отношения к окружающей действительности.

Ключевые слова: художественно-предметное творчество, эстетическое отношение, эстетические чувства, эстетическое развитие личности, красота, целесообразность, творчество.

Развивающий потенциал художественнопредметного творчества человека обусловлен слиянием в нем труда и искусства во всей мно-гоаспектности их влияния на становление эстетически развитой человеческой личности.

Это обуславливает интерес философов и эстетиков (В.Р. Аронов, А.Я. Зись, М.А. Коськов и др.) к исследованию вопроса о том, как отдельные аспекты художественно-предметного творчества - предметосозидание как физиологический процесс, как коллективно-социальный процесс, как художественно-эстетический процесс - влияют на формирование различных качеств личности [1, 2, 3].

Еще А.В. Луначарский, рассматривая труд как предметную деятельность, определял его как «живой активный процесс», формирующий более дифференцированное восприятие окружающего мира, развивающий быстроту реакции, органы чувств, способствующий активизации психофизических процессов в организме, вырабатывающий чувство «мышечной радости», доставляющий положительные эмоции [4, с. 60].

Участие в процессе художественного предметосозидания развивает у человека сенсорные чувства (цвета, ритма, пропорций и др.), помогает совершенствованию его восприятий (зрительных, тактильных, образных), чувственных ассоциаций, то есть всему тому, что А.В. Луначарский называл «элементарной чувственной прелестью», или «чувством красоты» в узком смысле. «Человек, у которого дезорганизованы чувства, - отмечал он, - проходит как подслеповатый, как полуглухой мимо целого ряда ценностей жизни» [4, с. 60]. Развитые же чувст-

Yarygina Anastasiya Anatolyevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Costume Design of Kuban State University krocohunter@mail.ru

ART-SUBJECT CREATIVITY OF A PERSON AS THE PROCESS OF FORMATION OF PERSONALITY AESTHETIC RELATION TO THE SURROUNDING WORLD

The article considers the aesthetic value of the art-subject activity process from the philosophical point of view; it has been introduced as the type of activity in which a person masters special, aesthetic relation to the surrounding environment.

Key words: art-subject creativity, aesthetic relation, aesthetic senses, aesthetic personality development, beauty, expediency, creativity.

ва являются основой для творчества, созидания красоты в её высших социальных проявлениях, способствуя переходу человека на более высокий уровень эстетического.

При этом тонкое дифференцированное различение цветов, пространственных форм, фактур и материалов связано с усвоением сенсорных эталонов, образцов восприятия, знаний, выделением и словесным обозначением сенсорных качеств (геометрических форм, цветовой гаммы и т.п.), т.е. развитие чувственности слито с предметной деятельностью, протекающей на основе усвоения социально-выработанных образцов. И хотя, как отмечается в философии (К. Маркс, А.В. Луначарский, Е.В. Шевцов и др.) от приобретения развитых чувств до утверждения человеком своей эстетической сущности дистанция огромного масштаба, именно «организация чувств» выступает первой ступенью «очеловечивания» индивида, расширяет возможности создавать красоту и наслаждаться красотой [4, 7].

Выделяя трудовую сторону художественно-предметной деятельности, можно отметить, что в системе воспитания и образования она способствует: социализации человека, приобщению к социальному строю, формированию ряда нравственно-социальных качеств; выработке навыков как общего, так и более специального порядка; непосредственно подготавливает к общественно полезной трудовой деятельности, знакомя с тем, что нужно в жизни. При этом усвоение человеком знаний и многозначных представлений об окружающем мире через предметную деятельность способствует выработке цельного эстетического миросозер-

цания, становление которого проходит различные этапы развития, на которых приобретают особое значение процессуальная, образная, технологическая, эмоциональная стороны этой деятельности.

Включение человека в специально организованную предметно-художественную деятельность (художественные или архитектурные артель, фабрика, цех, дизайн-бюро и т.д.) содействует зримому представлению о единстве производственного процесса, единстве общества, основанного на коллективном производстве, формирует чувство коллективизма, взаимопомощи, стремление к повышению качества жизни и т.д.

Заключенные в художественнопредметной деятельности возможности социализации и сенсорного развития выступают как предпосылки способствующие формированию эстетического отношения личности к окружающему миру во всей его чувственной определенности, предметности, к единству в многообразии.

При этом сам процесс художественнопредметного творчества представляет эстетическую ценность для включенной в него личности, поскольку такой процесс является целесообразным, творческим, свободным.

Прежде всего, элементарно целесообразной является всякая деятельность человека. Чтобы он ни делал, им всегда преследуется какая-либо цель. Но цели бывают разные. Л.Н. Столович пишет: «Чем более широки, глубоки, человечны, социально важны цели, осуществляемые в деятельности, тем в большей мере эта деятельность обретает эстетическую ценность» [5, с. 64]. Предметы, вещи и деятельность по их созданию будут тем более совершенны, чем в большей степени они предстают как форма воплощения определенной цели. В художественно-предметной деятельности эстетики выделяют как основную цель - создание прекрасного мира вещей, полезных человеку. Следовательно, изначально художественнопредметная деятельность базируется на целях эстетических, и имеющих еще и нравственную окраску. Вещи должны быть не только красивыми, но и полезными, облегчающими жизнь человека, радующими его.

И даже если ничего не известно о той цели, которую намеревались реализовать в форме предмета или вещи, в них будет просвечивать целесообразность, та самая «форма целесообразности предмета», которая «воспринимается в нем без представления о цели» и которую Кант определял как красоту [6, с. 240].

При этом целесообразность лежит в основе оценки человеком эстетических качеств предметов. Но чтобы научиться аргументирова-

но и осознано давать такую оценку вещам или их комплексам, индивиду необходимо освоить целый ряд понятий, из которых составляется эстетическая характеристика произведения художественно-предметного творчества.

Для того чтобы уяснить, чем обуславливаются эстетические качества вещи, человек должен разложить общее понятие о красоте на составляющие. Поскольку о красоте предмета судят по внешней форме, то воспринимающему прежде всего нужно знать, какие признаки внешней формы вообще существуют, какими именно качествами должна обладать конкретная вещь, по каким законам она должна быть сделана, чтобы иметь право называться красивой. Таким образом, производя оценку окружающих предметов и предметно-

пространственной среды, личность накапливает запас эстетических знаний, а его суждения и оценки, становясь все более осознанными, приобретают характер эстетических.

Целесообразность предметов также способна вызывать у человека различные эстетические переживания. Любому приятно следить за тем, как работает машина, особенно когда цель этой работы понятна и полезна. Восхищение вызывают и роботы, собирающие автомобили, и конвейер, отпечатывающий листы будущей книги, и лазер, выполняющий гравировку. Овладение умной и сложной машиной наполняет человека гордостью, а у наблюдающего вызывает уважение вид, действующего экскаватора или подъемного крана, управляемого специалистом.

Далее художественно-предметная деятельность, характеризующаяся как свободная, предполагает владение присущим ей материалом, средствами труда и закономерностями, освоение свойственных ей секретов. Как указывает Л.Н. Столович, это деятельность мастерская и искусная. И когда она осуществляется относительно легко, то она доставляет эстетическое удовольствие и тому, кто ею занимается, и тому, кто наблюдает [5].

Но самым важным в эстетическом плане является творческий характер художественнопредметной деятельности. Следует отметить, что деятельность может быть и нетворческой, исполнительской, репродуктивной, механически однообразной. Но тогда она будет просто предметной (штамповка на конвейере, складывание предметов в штабеля и т.д.). В художественнопредметной же деятельности возникают качественно новые, небывалые материальные и духовные ценности. И это становится возможным благодаря тому, что в процессе протекания этой деятельности обнаруживаются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности - разум и воображение, эмоции и во-

ля. В этой деятельности творчество опирается на познание; оно немыслимо без ценностной ориентации и общения; его результаты общественно значимы.

Итак, художественно-предметная деятельность опирается на творчество, целесообразность, свободу - критерии эстетического характера. Сам процесс её протекания лежит на пересечении многообразнейших общественночеловеческих отношений и видов деятельности (трудовой, технической, художественной и т.д.), они в свою очередь передают накопленную в них эстетическую «энергию» процессу предме-тосозидания. Благодаря этому и сама художественно-предметная деятельность носит эстетический характер и человек, как указывает Л.Н.

Столович, попадая в это эстетическое «силовое поле» становится Homo aestheticus - человеком эстетическим. Эстетическая активность человека обретает здесь самостоятельность, ведь в художественно-предметной деятельности создание эстетической ценности - не побочная задача, не дополнение к ценностям другого рода, а основная цель [5, с. 62].

Таким образом, процесс художественного предметосозидания выступает одновременно как усвоение человеком особого, эстетического отношения к миру, в нем человек обретает целостность, в нем формируется и выявляется его человеческая сущность, происходит эстетическое развитие личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Аронов В.Р. Художественное и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М., 1987.

2. Зись А.Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствознание. М., 1975.

3. Коськов М.А. Предметное творчество. СПб., 1998. Ч. 1, 2, 3.

4. Луначарский А.В. Этюды. Сборник статей. М.-Л., 1922.

5. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. М., 1985.

6. Кант И. Соч. В 6-ти т. М., 1966. Т. 5.

7. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.