Научная статья на тему 'Становление и развитие педагогической периодики в Пензенской губернии: педагогический журнал губернского отдела образования и губернского комитета народного просвещения «Просвещение»'

Становление и развитие педагогической периодики в Пензенской губернии: педагогический журнал губернского отдела образования и губернского комитета народного просвещения «Просвещение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА / ПЕНЗЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЖУРНАЛ «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титунина Кристина Викторовна, Стрыгина Татьяна Владимировна

Статья посвящена недостаточно изученному аспекту региональной печати - становлению педагогической периодики в Пензенской губернии 20-х годов ХХ века. Особое внимание уделяется крупному ежемесячному журналу губернского отдела образования и губернского комитета народного просвещения «Просвещение». Рассматривается проблематика статей издания. На основе анализа публикаций определяются характерные особенности журнала, прослеживается специфика освещения проблем образования на определенном историческом этапе развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титунина Кристина Викторовна, Стрыгина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие педагогической периодики в Пензенской губернии: педагогический журнал губернского отдела образования и губернского комитета народного просвещения «Просвещение»»

УДК 070

К. В. Титунина, Т. В. Стрыгина

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ГУБЕРНСКОГО ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ И ГУБЕРНСКОГО КОМИТЕТА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена недостаточно изученному аспекту региональной печати - становлению педагогической периодики в Пензенской губернии 20-х годов XX века. Особое внимание уделяется крупному ежемесячному журналу губернского отдела образования и губернского комитета народного просвещения «Просвещение». Рассматривается проблематика статей издания. На основе анализа публикаций определяются характерные особенности журнала, прослеживается специфика освещения проблем образования на определенном историческом этапе развития страны.

Ключевые слова: педагогическая периодика, Пензенская губерния, журнал «Просвещение».

Педагогические издания Пензенской губернии в процессе становления прошли нелегкий путь, но каждое оставило свой след в истории. Всего несколько месяцев существовал литературно-научный и общественно-педагогический журнал «Жизнь» (1917 г.), который являлся изданием Пензенского народного университета, открывшегося 21 ноября 1917 г. (к моменту выхода первого номера завершился первый академический год культурно-просветительской работы образовательного учреждения). За этот год было выдвинуто немало ценных инициатив в деле просвещения народа. Значительным по объему в журнале являлся отдел прозы и поэзии.

В 1918-1919 гг. было осуществлено три выпуска журнала «Народная единая трудовая школа», редактором которого был Н. В. Севостьянов. Журнал являлся изданием Пензенского уездного отдела народного образования. Он открывался публикацией официального положения о единой трудовой школе РСФСР. В журнале из-за излишней идеологизации не всегда объективно рассматривались проблемы школьного образования. Но все же был поставлен ряд серьезных вопросов, требующих безотлагательного решения [1].

После революционных событий 1917 г. система образования и педагогика вышли на новый уровень. В январе 1921 г. в Пензе появляется ежемесячный журнал губернского отдела образования и губернского комитета народного просвещения «Просвещение». Возглавил журнал Николай Васильевич Севостьянов, ранее редактировавший журнал «Народная единая трудовая школа».

Николай Васильевич Севостьянов - выпускник историко-филологического факультета Петроградского государственного университета. В разные годы преподавал в Пензенском институте народного образования, педагогическом техникуме, заведовал Пензенским уездным отделом народного образования, был заместителем заведующего и заведующим отделами губоно, директором педагогического техникума, членом президиума научно-методического совета губоно, организующего переподготовку педагогов области. Занимался фольклором: в 1913 г. «Народный журнал» напечатал в нескольких номерах песни, собранные им в Пензенской губернии; составил букварь «Красное детство» (тираж - 18 тысяч экземпляров). После ухода А. А. Архонтова на партийную работу Н. В. Севостьянов назначен директором института усовершенствования учителей [2].

30

Гуманитарные исследования

Впоследствии приказом от 1 сентября 1940 г. он был назначен заведующим кафедрой педагогики Пензенского учительского института, которая была основана в соответствии с приказом облоно, утвержденным в НКП РСФСР 22 августа 1939 г. Вскоре Н. В. Севость-янов был переведен на другую работу [3].

В редакционной статье номера 1-3 1921 г. Н. В. Севостьянов рассказывает о назначении журнала: «Три с половиной года прошло с тех пор, как Октябрьская революция предоставила нам широкие возможности в деле строительства народного просвещения и социалистического воспитания подрастающих поколений. Два с половиной года прошло с тех пор, как распубликовано «Положение о единой Трудовой Школе РСФСР». Но объективные политические и социально-экономические условия, в которых протекала до сих пор жизнь Республики, позволили нам претворить в жизнь из всего того, что мы должны были сделать, очень и очень немногое. Причины этой задержки, как всем нам, работникам просвещения, прекрасно известно, были весьма различны. Но главной причиной была гражданская война и связанная с ней экономическая разруха.

Теперь многие из этих причин или совсем устранены или значительно ослаблены. Фронты военные окончены. Время перейти к внутреннему мирному строительству. <...> Но готовы ли мы к такому строительству? Нет. Многие из наших товарищей, разбросанные по глухим селам и деревням, не только не дают себе ясного отчета в принципах и методах нового трудового воспитания, о планах и методах политикопросветительской работы и т.д., но и вообще не знают, что творится на «белом свете», что нового в педагогике, в литературе, в жизни.

Положение, конечно, совершенно ненормальное. И при таком положении мы не построим никакой трудовой школы, не разовьем широко никакой политикопросветительской работы, не поднимем профессиональной подготовки. Необходимо по возможности информировать их, хотя бы в той области, в какой им приходится работать. Необходимо, чтобы они были в курсе дела.

С этими целями Губернский Отдел Народного Образования и приступает к изданию этого своего органа, предполагая осветить в нем всю работу по просвещению в губернии и приглашая к сотрудничеству в нем самые широкие круги работников просвещения...» [4].

Именно этот журнал впервые начал освещать проблемы просвещения национальных меньшинств. Редакция журнала активно публиковала программы работы по самообразованию, методические указания, информировала читателей о жизни и быте учителей.

Всего в 1921 г. вышло десять номеров. Разделения на рубрики в журнале как таковых не было - все статьи давались общим потоком. Однако некоторые информационные разделы все-таки выделялись: «Отдел Информации», «Декреты и постановления», «Библиография», «Переписка с местами».

Все номера группировались в книги: первая книга - № 1-3, вторая - № 4-8 номера, третья - № 9-10. На обложке каждого выпуска печатался лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [5]. Каким тиражом выходил журнал, не сообщалось.

В издании поднимались актуальные проблемы того времени. Особое значение имели вопросы воспитания. В статье Ивана Антоновича Арямова, психолога, впоследствии доктора педагогических наук, «О целях воспитания» (№ 1-3, 1921) дается подробный анализ особенностей процесса воспитания, практические советы учителям, чтобы избежать ошибок в этой деятельности: «Таким образом, главная цель воспитания - гармоническое развитие личности на основании законов биологии. Рядом с этой главной и постоянной целью могут быть выдвинуты и другие, вызванные историко-социальными условиями. Обоснование этих временных целей нужно искать в социологии и отчасти в этике своего времени» [4].

31

Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015

В журнале давались инструкции для учителей. Например, Губернская инструкторская коллегия в номере 1-3 1921 г. опубликовала статью «О летних занятиях в школе», где рассказывается о необходимости работы с детьми в летнее время: «Вопрос о летних занятиях имеет очень важное значение, т.к. в случае неудачного проведениях их сильно затормозится процесс строительства новой Трудовой Школы. <...> Для того чтобы летняя работа школы была наиболее продуктивная, наиболее устойчивая, необходимо во все занятия вкладывать серьезное внутреннее содержание.» [4].

Особое значение в журнале «Просвещение» уделялось культурному развитию школьников. В статье «О детском театре» Петр Севастьянов указывает на место театра в общем культурном развитии школьников: «Первым и самым важным фактором должен явиться в данном случае Детский театр. Надо приобщить наше молодое поколение к искусству, к поэзии. Развить в нем чувство эстетики, чувство изящного. Это неотложная очередная работа Отделов Народного Образования» [4]. Не оставались без внимания выставки.

Часто в журнале на одной из последних страниц печатался список пьес, на постановку которых разрешений не требовалась. Список составлялся Губернской художественно-контрольной комиссией. Возможно, это делалось с расчетом, что пьесы можно поставить и в школьных условиях. Среди них были: «Маскарад», «Песнь о купце Калашникове» М. Лермонтова; «Звезда Севильи», «Овечий источник», «Собака на сене» Лопе де Вега; «Буфф» В. Маяковского; «Два болтуна», «Десять интермедий» М. Сервантеса; «Новая жизнь» Потапенко; «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Борис Годунов», «Каменный гость», «Русалка» А. Пушкина; «Недоросль» Д. Фонвизина и другие. В последующих номерах список пополнялся.

Особое значение для журнала имела обратная связь. В № 4-8 введен раздел «Переписка с местами»: «Всем прекрасно известно, как много возникает у наших товарищей, работающих на местах, всевозможных вопросов, недоумений, затруднений и т.д. Хотелось бы найти где-либо ответ, услышать совет, указание. Но где? К кому обратиться? У кого навести справку? Для удовлетворения этой потребности Редакция и ввела настоящий отдел» [4].

Таким образом, в журнале разбирались спорные вопросы педагогики, рассказывалось о системе образования того времени. В редколлегию входили известные педагоги и исследователи начала XX в.: Н. В. Севастьянов, И. А. Арямов, М. И. Кузьмич, М. М. Коновалов, А. Н. Гвоздев, Д. Феликсов, Гр. Склизков и т.д. Но, к сожалению, журнал просуществовал всего лишь один год. Причина закрытия неизвестна.

В январе 1926 г. выпуск ежемесячного журнала губоно и губпроса «Просвещение» возобновился. Его редактором стал Николай Федорович Лабзенков, уважаемый в городе человек, имеющий большое влияние. С августа 1928 г. по январь 1929 г. он занимал должность председателя Пензенского окружного исполнительного комитета Совета народных депутатов.

Первый номер издания Н. Ф. Лабзенков открыл статьей «К работникам просвещения»: «Каждый из нас в своей практической работе имеет иногда очень интересные и ценные достижения. Но никто о них, за исключением узкого круга ближайших сотрудников, обычно не знает. Ценный опыт пропадает даром. Конечно, явление это нормальным признать нельзя.

Все элементы здорового опыта нам необходимо самым тщательным образом учитывать и широко использовать в своей практической работе.

По мнению Губоно и Губпроса таким собирателем опыта может стать наш местный педагогический и профессиональный журнал.

При каких условиях он разрешит поставленную ему задачу?

Первым и наиболее важным условием является внимание и интерес к нему со стороны широких кругов просвещения и активное участие в создании журнала.

32

Гуманитарные исследования

Пусть каждый учитель, каждый политпросветработник, вожатый отряда пионеров почувствует, что журнал - это его кровное, родное дело, внимательно продумает всю свою работу и просто, искренне, правдиво расскажет о своих лучших достижениях, сомнениях и встреченных трудностях.

Со своей стороны и редакция в ряде руководящих статей постарается эти сомнения и трудности разрешить, опираясь на компетентные силы наших местных, наиболее квалифицированных и авторитетных педагогов. <...> Ждем от вас корреспонденций; не смущайтесь, что они не всегда будут написаны достаточно гладко; редакция постарается этот дефект исправить своими силами; суть дела не в форме, а в содержании.

Не забывайте редакцию также своими вопросами. Она постарается дать на них обстоятельные и исчерпывающие ответы.» [6].

Как можно заметить, журнал поменял свою концепцию. Теперь главным его преимуществом стала ориентация на конкретный педагогический опыт, который уже прошел проверку на практике. Журнал стал иметь четкое деление на рубрики: «Общий отдел», «На местах», «Местный край», «Просвещение нацмен», «Профжизнь», «Съезды и конференции», «Хроника», «Официальный отдел», «Библиография».

Редакция публиковала программы самообразовательной работы, методические указания, очерки о природе и экономике Пензенской губернии, об основных задачах ее культурного и хозяйственного восстановления и развития, информировала читателей о жизни и быте учителей, давала рекомендации по работе профячеек, вела губернскую просвещенческую хронику, библиографию.

В первом же номере была обнародована программа по педологии для коллективной и индивидуальной работы по повышению квалификации учителя I ст. Учитель, по убеждению составителей программы, должен обладать знаниями по анатомии, физиологии и гигиене детского возраста, уметь измерять рост детей, знать, как протекают в человеке нервно-мозговые процессы, из чего складываются элементы поведения ребенка и как следует возбуждать и направлять эти процессы (рефлексология). «Только зная реальную среду, окружающую каждого ребенка, - утверждает составитель программы, -педагог может работать с детьми» [6].

В «Общем отделе» редакция публиковала программы самообразовательной работы, методические указания. Например, в № 1 в статье М. Лебедева «Экскурсия на рынок в школе I ст.» подробно описывается, как должны проходить подобные экскурсии: «В экскурсионной работе с детьми первой ступени можно заметить следующие моменты: 1) накапливание внешних впечатлений через более или менее длительное наблюдение объекта или объектов обследования (эта работа проводится с детьми по заранее подготовленной анкете); 2) обобщение разрозненных впечатлений, их классификация, составление общих понятий (работа проводится в школе после экскурсии); 3) выяснение отрицательных моментов, схваченных в экскурсии, и составление плана мероприятий для их преодоления.

Эти три момента в экскурсионной работе мы и постараемся проиллюстрировать, предположив, что мы совершаем с детьми экскурсию на Пензенский рынок» [6].

В разделе «На местах» (в некоторых выпусках раздел называется «Практика мест») педагоги из разных уголков губернии делились опытом работы. Например, в № 5-6 в публикации П. Аполлонова и А. Морозова «Народное образование в Каменской вол. Н.-Ломовск. у.» (по материалам Инспекции губоно) подробно рассмотрены вопросы экономики, управления, политико-просветительской работы, школьного дела, методической работы Каменской волости Нижнеломовского уезда. Материал написан в жанре очерка, занимает 25 страниц (всего в этом номере 103 страницы).

В отделе «Местный край» помещены очерки о природе, экономике Пензенской губернии и основных задачах ее культурного и хозяйственного восстановления и развития.

33

Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015

Как правило, это самостоятельные исследовательско-краеведческие работы организаций, учреждений и лиц, интересующихся изучением родного края.

Интересна статья исследователя В. Городкова «Почвы Пензенской губернии» (№ 2): «Почвы Пензенской губернии отличаются большим разнообразием видов. На ее территории встречаются черноземы, подзолы, лесные земли, карбонатные черноземы, солонцеватые почвы. Такое разнообразие почвенных полос объясняется многими причинами; во-первых, разнообразие почвы вызвано устройством поверхности Пензенской губернии, которая не представляет собой равнины, а является волнистой от множества водоразделов, западин, оврагов и пр.» [6].

В рубрике «Просвещение нацмен» рассказывалось о просветительской работе с национальным меньшинством. Например, в № 8-9 отделом губоно представлен фрагмент из плана просвещения нац. меньшинств на 1926-1927 гг. В материале отмечено также и то, что еще не удалось осуществить: «Вопрос усиления просвещения нацмен в настоящее время является боевой задачей. Еще в прошлом 25-26 учебном году был вплотную поставлен вопрос о количественном уравнении школ, обслуживающих национальные меньшинства с общегубернской сетью. Ряд обстоятельств не позволил провести полностью намеченную сеть начальных школ по мордве. Вместо 70 новых школ открыто только 55. По татарской линии сеть выдержана нормально. Всего было 205 школ с 311 учителями у мордвы и 75 школ с 137 учителями у татар. Основным злом являлась неприспособленность помещений и чрезмерная нагрузка преподавателей. Работало 177 ликпунк-тов, 137 мордовских и 40 татарских. Пропущено через них 5752 чел., 4224 чел. мордвы и 1528 чел. татар» [6].

В отделе «Профжизнь» отражались жизнь и быт просвещенца союзной организации, публиковались руководящие материалы для профячеек. В материале А. Жаркова «Итоги 8-го Губсъезда Рабпрос» (№ 3) подробно описывается губернский съезд Союза работников просвещения: «Особенно оживленные прения вызвал отчетный доклад Гу-ботдела. Доклад продолжался 2 часа (Съезд дал неограниченное регламентом время для отчета).

Докладчику было дано около 60 вопросов. В прениях по докладу записались 31 человек по первому разу и 8 человек по второму. Успели высказаться 20 человек» [6].

На страницах журнала представлена хроника, содержащая материал о мероприятиях, которые связаны с просветительской деятельностью. Например, в № 6 рассказывается об итогах ликвидации неграмотности, о ликвидации беспризорности, о «курсах рай-онников, избачей», о курсах для нацмен работников, ликвидаторов неграмотности.

В разделе «Библиография», как правило, указывалась литература, к которой может обратиться любой желающий за определенными знаниями. Так, в № 10 представлен указатель краеведческих статей, помещенных в газете «Трудовая правда» с 15 сентября по 1 ноября 1926 г.

Таким образом, в журнале «Просвещение» 1926 г. большинство материалов практического и справочного характера. Значительная часть публикаций основана на опыте педагогов и носит рекомендательный характер. В октябре 1926 г. вышел последний, десятый, номер журнала «Просвещение». Причина закрытия журнала неизвестна.

Изучение истоков педагогической периодики Пензенского края - важное направление исследовательской работы по сохранению исторической памяти. Анализ архивных материалов позволяет лучше понять особенности системы местных средств информации, что, безусловно, значимо для дальнейшего развития отраслевой периодики.

Список литературы

1. Жаткин, Д. Н. История средств массовой информации Пензенского края / Д. Н. Жаткин, Б. А. Дорошин. - Пенза, 1998.

34

Гуманитарные исследования

2. Официальный сайт Пензенского института регионального развития. - URL: http://penzaobr.ru/ ru/news/news_full/news_institutu_-_75_let_hronika_sobytij/

3. Официальный сайт Пензенского государственного университета. - URL: http://dep_penzped. pnzgu.ru/page/6243

4. Просвещение. - 1921. - № 1-10.

5. Советская историческая энциклопедия. - URL: http://dic.academic.ru

6. Просвещение. - 1926. - № 1-10.

Титунина Кристина Викторовна Titunina Kristina Viktorovna

студентка student,

Пензенский государственный университет Penza State University

E-mail: Tituinina@list.ru

Стрыгина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра журналистики,

Пензенский государственный университет, член-корреспондент Академии информатизации образования E-mail: s_t_v@list.ru

УДК 070 Титунина, К. В.

Становление и развитие педагогической периодики в Пензенской губернии: педагогический журнал губернского отдела образования и губернского комитета народного просвещения «Просвещение» /

К. В. Титунина, Т. В. Стрыгина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 4 (12). -C. 30-35.

Strygina Tat'yana Vladimirovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of journalism,

Penza State University

member of the Academy of Informatization

of Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.