Научная статья на тему 'Проблема ликвидации детской беспризорности в Ленинграде и Ленинградской губернии/области в 1923–1931 гг'

Проблема ликвидации детской беспризорности в Ленинграде и Ленинградской губернии/области в 1923–1931 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ / ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ/ОБЛАСТНОЙ ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE LENINGRAD REGIONAL DEPARTMENT OF PUBLIC EDUCATION / ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СБОР СРЕДСТВ НА БОРЬБУ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ / THE STRUGGLE WITH CHILD HOMELESSNESS / CHILD CARE INSTITUTIONS / RAISING FUNDS TO OVERCOME HOMELESSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бендер Екатерина Алексеевна

Статья посвящена вопросу ликвидации детской беспризорности в Ленинграде и Ленинградской губернии (области). Источниковой базой исследования явились материалы журнала «Бюллетень Ленинградского областного отдела народного образования». Хронологические рамки (1923–1931 гг.) определяются периодом публикации журнала. Автор подробно анализирует материалы о деятельности государственных органов и общественных организаций Ленинграда и губернии (области), созданных для ликвидации беспризорности детей, и о сборе средств на борьбу с беспризорностью, затрагивает вопросы существования образцово-показательных детских учреждений, приводит сведения о сотрудниках Ленинградского губернского (областного) отдела народного образования и справочную информацию, опубликованную в журнале и имеющую научную значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бендер Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STRUGGLE WITH CHILD HOMELESSNESS IN LENINGRAD AND THE LENINGRAD REGION, 1923–1931

The article is devoted to the struggle with child homelessness in Leningrad and the Leningrad region. It is based on materials of the magazine "The Bulletin of the Leningrad regional Department of public education". The chronological framework (1923–1931) is determined by the period of the magazine publication. The author analyzes in detail the materials on the activities of state and public structures of the Leningrad region created for elimination of children abandonment and on raising funds to overcome homelessness and refers to existence of an exemplary child care institutions. The article provides information about the staff of the Leningrad regional Department of public education and background information of scientific significance published in the journal.

Текст научной работы на тему «Проблема ликвидации детской беспризорности в Ленинграде и Ленинградской губернии/области в 1923–1931 гг»

DOI 10.5862/JHSS.220.9 УДК 94(47).084

Е.А. Бендер

проблема ликвидации детской беспризорности в ленинграде и ленинградской губернии / области

В 1923-1931 гг.

Статья посвящена вопросу ликвидации детской беспризорности в Ленинграде и Ленинградской губернии (области). Источниковой базой исследования явились материалы журнала «Бюллетень Ленинградского областного отдела народного образования». Хронологические рамки (1923—1931 гг.) определяются периодом публикации журнала. Автор подробно анализирует материалы о деятельности государственных органов и общественных организаций Ленинграда и губернии (области), созданных для ликвидации беспризорности детей, и о сборе средств на борьбу с беспризорностью, затрагивает вопросы существования образцово-показательных детских учреждений, приводит сведения о сотрудниках Ленинградского губернского (областного) отдела народного образования и справочную информацию, опубликованную в журнале и имеющую научную значимость.

ЛИКВИДАЦИЯ ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ; ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ / ОБЛАСТНОЙ ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ; СБОР СРЕДСТВ НА БОРЬБУ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ.

Ленинградский губернский (областной) отдел народного образования (ЛООНО) в 1923—1931 гг. издавал журнал (название1 его не-

1 В связи с переименованием Петроградского (Ленинградского) губернского (областного) отдела народного образования менялось и название его официального печатного органа. В 1923 и 1924 гг. (№ 1—4) журнал носил название «Информационный бюллетень Петроградского губернского отдела народного образования»; с № 5 за 1924 г. и в 1925—1926 гг. — «Информационный бюллетень Ленинградского губернского отдела народного образования»; № 1—36 за 1927 г. вышли под названием «Бюллетень Ленинградского губернского отдела народного образования»; начиная с № 1 (37) за 1927 г. журнал именовался «Бюллетень Ленинградского областного отдела народного образования». С исчезновением слова «информационный» из названия журнала в нем стали публиковаться в основном официальные распоряжения и постановления местных и центральных органов власти, заметки и статьи работников органов народного образования больше не печатались. Прекращение выпуска журна-

однократно менялось; далее — «Бюллетень»), задачей которого было всестороннее освещение деятельности отдела и публикация руководящих материалов для сотрудников органов народного образования. В издании обсуждались проблемы, связанные с работой школ, профессиональных учебных заведений, детских домов, дошкольных учреждений, культурно-просветительские вопросы и т. д. В связи с последстви-

ла было связано с реорганизацией аппарата ЛООНО по причине выделения Ленинграда в самостоятельную административно-хозяйственную единицу. От областных структур обособился Ленинградский городской отдел народного образования. После реорганизации, с 1 января 1932 г. журнал выходил под названием «Бюллетень Ленинградского облоно» в качестве печатного органа ЛООНО и Облсовета культурного строительства. Задачей обновленного «Бюллетеня» стало руководство сельскими и городскими районами в области культурного строительства, вопросы беспризорности и безнадзорности детей в нем не рассматривались.

ями Гражданской войны и голода в Поволжье одним из наиболее острых и, как следствие, активно обсуждавшихся на страницах журнала был вопрос ликвидации детской беспризорности. Так, в «Бюллетене» отмечалось, что борьба с детской беспризорностью являлась важной и неотложной задачей [1, с. 1]. Редакция журнала неоднократно призывала работников школ и детских домов писать статьи и небольшие заметки о жизни детских учреждений, работе кружков и мастерских. В «Бюллетене» освещалась деятельность подотдела социального воспитания Ленинградского губоно, игравшего существенную роль в преодолении детской беспризорности в городе и губернии, и активно участвовавших в этом процессе Ленинградской губернской (областной) Комиссии по улучшению жизни детей (далее — КУЖД или Деткомиссия), общества «друг детей» и студенческого общества «друг детей», комиссии по делам о несовершеннолетних (далее — Комонес). Значительная часть статей о борьбе с детской беспризорностью была написана секретарем Петроградской (Ленинградской) КУЖД С. Молчановым.

все вопросы развития народного образования в Ленинградской губернии (с 1927 г. — области) решались ЛООНО, который являлся одним из отделов Ленинградского губернского (областного) исполкома. среди сотрудников ЛООНО выделяется роль Златы Ионовны Ли-линой (1882—1929), прилагавшей немало усилий для ликвидации детской беспризорности и работавшей в Петроградском губернском ОнО с 1920 г. [2, с. 303]. До этого, в 1918-1919 гг., она была комиссаром социального обеспечения Союза коммун Северной области (СКСО) [3, с. 60]. С 10 августа 1925 г. заведующим Ленинградским губоно был назначен Федор Филато-вич Царьков [4, с. 42]. Его заместителем являлся Зиновий Михайлович Гершман. В подотделе социального воспитания должности распределялись следующим образом: заведующий отделом — Владимир Николаевич Попов, его заместитель по административной части - иван Николаевич Левин (с начала 1928 г. его должность занял Периль [5, с. 26]), его заместитель и заведующий отделом социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) — Рахиль рувимовна Борок, заместитель заведующего отделом СПОН и председатель Комонес — Евгения Викторовна Князева, заведующий отделом

опеки и заместитель председателя Комонес — Павел Александрович Давыдов, инспекторы по школьным детским домам — Мария Васильевна Легздейн и Татьяна Вениаминовна Гей, инспектор по дошкольным учреждениям — Мария Ефимовна Махлина, инспектор по учебным мастерским — К.И. Корнилов [6, с. 12—13]. Позже в отделе социального воспитания появилась должность инспектора по борьбе с детской беспризорностью. В 1927 г. ее занимал Скородумов [7, с. 30]. С 7 июля 1928 г. в связи с переводом Царькова на партийную работу новым заведующим ЛООНО был назначен Василий Григорьевич Бисярин [8]. С 10 марта 1930 г. эту должность занимал О.А. Сааков [9, с. 2], а 8 апреля 1931 г. заведующим ЛООНО был назначен Александр Андреевич иванов, член Облисполкома и Ленинградского совета. До этого Иванов работал заведующим Ленинградским отделением Госиздата и заместителем начальника Военно-политехнической академии им. Толмачева в Ленинграде, а ранее занимал ряд ответственных должностей в рядах Красной армии [10, с. 2].

Анализ помещенной в журнале информации позволяет утверждать, что некоторые статьи носили явно выраженный пропагандистский характер. Например, в передовой статье в № 41 за 1925 г. под названием «8 лет Диктатуры Пролетариата» выдвигался лозунг о том, что к 9-й годовщине Октябрьской революции в стране не останется беспризорных детей [11, с. 4]. Такой прогноз о ликвидации детской беспризорности к 1926 г. не имел никаких объективных предпосылок.

В первые годы издания «Бюллетеня» значительная часть заметок и статей была посвящена насущному на тот момент вопросу — сбору средств на ликвидацию беспризорности. В № 5 за 1924 г. объявлялось, что А.В. Луначарский должен был прочесть в Москве свою последнюю пьесу «Поджигатели» для получения средств на борьбу с беспризорностью [12, с. 20]. 25 марта 1924 г. в Театре юных зрителей в Ленинграде состоялось два спектакля («Пряничный домик» и «Похититель огня») в пользу КУЖД [13, с. 10]. В связи с увеличением количества проводимых мероприятий Ленинградская губернская КУЖД 23 мая 1924 г. опубликовала Правила по устройству спектаклей, вечеров, концертов, направленных на борьбу с детской

беспризорностью. Ими устанавливался следующий порядок получения разрешений на постановки: организация, планировавшая устроить спектакль или концерт, должна была получить разрешение сначала со стороны Ленинградского губернского ОНО, затем Деткомиссии и Репертуарного комитета губоно. На устраиваемом вечере в качестве наблюдателя присутствовал уполномоченный Деткомиссии. Вырученная от постановки сумма, причитавшаяся отчислению на борьбу с беспризорностью, вносилась в кассу КУЖД с приложением отчета о доходах и расходах по устройству спектакля или концерта [14, с. 24].

В № 15 за 1924 г. на первой странице было опубликовано воззвание губоно к учащейся молодежи Ленинграда и губернии с призывом к участию в изготовлении и продаже «первомайского красного цветка», сбор от данной акции направлялся на помощь беспризорным детям. Сотрудники ОНО так обращались к молодому поколению: «Надо ли вам объяснять, как велика нужда беспризорного ребенка, не имеющего ни семьи, ни школы. Беспризорность детей — это социальное бедствие, это наследие старого строя. Одними правительственными мероприятиями, при тяжелом материальном положении нашей Республики, этого бедствия не изжить, здесь нужна помощь всего населения от мала до велика» [15, с. 1].

В связи со смертью В.И. Ленина в журнале были напечатаны заметки с различными предложениями увековечить его память. К примеру, З.И. Лилина выступила с идеей создать образцовый детский дом им. Ленина. По ее замыслу, перед данным учреждением ставилась задача «воспитать будущих коммунистов в духе заветов Ильича», а состав воспитанников должен был состоять из детей «особо даровитых и склонных к коммунистическому просвещению» [16, с. 2—3]. Детдом был открыт 22 января 1925 г. в здании бывшей дачи Дурново по адресу: По-люстровская (ныне Свердловская) наб., 17, на средства из фонда им. Ленина [17, с. 24].

Помимо детдома им. Ленина в системе подотдела социального воспитания Ленинградского губоно существовали и другие опытно-демонстрационные учреждения. Так, детский дом № 256 (Тверская ул., 11) являлся опытным в части пионерской работы, детдом № 213 (Песочная ул.) — в части организации детской сре-

ды и общественно-политического воспитания, детдом № 235 (Сергиевская ул., 56) — в области клубной работы, дошкольный детдом № 4 (Детское Село) — по построению работы на базе сельскохозяйственного труда и т. д. [18, с. 22].

При этом изученный нами материал позволяет сделать вывод, что большинство детдомов в 1920-е гг. испытывали серьезные материальные трудности. С. Молчанов в заметке, составленной по докладам съезда заведующих уездными ОНО, проходившего в феврале 1924 г., отмечал крайний недостаток в обуви и верхней одежде в учреждениях Гдовского, Троцкого, Ло-дейнопольского уездов и Кронштадта. Исключительно хорошие условия для детских домов, по мнению Молчанова, были созданы в Волховском уезде благодаря усилиям шефской организации «Волховстрой» [19].

«Бюллетень» является источником справочной информации. Например, в нем опубликованы приблизительные данные о количестве беспризорных в середине 1920-х гг. З.И. Лилина в своей речи на торжественном открытии детского дома им. В.И. Ленина озвучила следующие цифры: в РСФСР насчитывалось 3—4 млн беспризорных детей, а в Ленинграде с населением в 1,3 млн человек — 7 тыс. [17, с. 25].

Для исследователей, занимающихся вопросами призрения детей-сирот в Ленинградском регионе, научную ценность имеют данные о числе учреждений для беспризорных детей, подведомственных Ленгубоно в 1920-х гг. (см. табл. 1).

В число детдомов Ленинграда включались воспитательные учреждения для детей, принадлежавших к национальным меньшинствам (см. табл. 2).

В издании освещалась текущая деятельность губернской (областной) КУЖД, которая начала организовываться в конце 1921 г. в форме института уполномоченных ВцИК. Работу ее возглавили представители ВЦИК — К.А. Юно-сов, затем Е.П. Первухин. В 1922 г. Деткомис-сия была реорганизована, ее председателем назначена З.И. Лилина. К активной деятельности КУЖД приступила только после реорганизации. Основная задача этого органа заключалась в изыскании денежных средств и материальных фондов в целях борьбы с беспризорностью.

В 1924 г. С. Молчанов подробно описывал мероприятия, проводившиеся комисси-

Таблица 2

Количество и национальная принадлежность детей в учреждениях для детей — представителей национальных меньшинств [21, с. 26]

Таблица 1

Количество детских учреждений для беспризорников, находившихся в ведении Ленгубоно

(по состоянию на 1 января 1925 г.) [20]

Ленинград Ленинградская губерния

Тип учреждения Число учреждений Число детей Число учреждений Число детей

Детские дома для детей школьного возраста и подростков 137 15 259 60 6 408

Дошкольные детские дома 32 1474 14 722

Приемники и распределители 2 415 3 26

Детские дома для трудновоспитуемых 15 1308 4 227

» » для физически дефективных 3 508 - -

» » для нервнобольных 3 159 1 156

» » для умственно отсталых - - 1 137

Национальная принадлежность детей Тип детских домов Количество учреждений Количество детей

Еврейские Школьные 4 464

Польские » 2 310

Дошкольные 1 29

Эстонские Школьные 1 166

Латышские » 1 126

Латгальские » 1 40

Татарские » 5 568

Дошкольные 1 52

Финские Школьные 1 100

Итого: » 15 1774

Дошкольные 2 81

ей для получения средств: организовывались балы-маскарады, производились сбор и переработка использованных жестяных банок, заключались договоры с работавшими ночью ресторанами о выплате ими определенного сбора, а в ноябре 1923 г. КУЖД был открыт магазин (павильон у дома № 5 по Казанской ул.), в котором реализовывались изделия, произведенные в школьных мастерских [22, с. 12].

О результатах работы Деткомиссии можно судить по следующим цифрам: с 1 мая по 1 сентября 1924 г. она выделила 188 тыс. руб. на оборудование летних колоний, перевозку детей,

учебные пособия для летних школ и детские экскурсии, 162 тыс. руб. — на питание для воспитанников детских домов, 166 тыс. руб. — на ремонт детских домов и колоний, 55 тыс. руб. — на различные учебные нужды, 10 тыс. руб. — на организацию детских площадок, 124 тыс. руб. — на обмундирование детдомовцев, 5 тыс. руб. — на оснащение мастерских. Общая сумма отпущенных средств составила 710 тыс. руб. [23, с. 10] Не оставалась без внимания и деятельность Комонес. К примеру, в журнале сообщалось, что за ноябрь 1923 г. Петроградской городской комиссией было задержано 249 че-

ловек, из них 114 — за беспризорность, 90 — за простые кражи, 15 — за домашние кражи и т. д. [24, с. 11]. В 1919—1923 гг. через Петроградскую Комонес прошло 32 571 человек, из них 87,8 % — мальчики [25, с. 7].

В борьбе с беспризорностью несовершеннолетних государственным органам оказывали содействие общественные организации. Наиболее известным было общество «Друг детей». Оно функционировало в 1924—1935 гг. и к моменту своей ликвидации насчитывало 1,8 млн. членов по РСФСР, имело низовые ячейки в жилищных товариществах, на предприятиях, в колхозах и совхозах, воинских частях [26, с. 298]. Научный интерес представляют сведения об участии студентов Ленинграда в борьбе с беспризорностью несовершеннолетних, так как они редко встречаются в других источниках. 29 марта 1924 г. было образовано студенческое общество «Друг детей». Как сообщалось в журнале, для профилактики детской беспризорности студенты высших учебных заведений, вступившие в общество, планировали контролировать посещение школьных занятий детьми, проживающими в близлежащих домах. Помимо прочего, для организации досуга детей предполагалось проводить экскурсии по городу и пригородам [27, с. 8]. К середине мая 1924 г. появились первые результаты деятельности студенческого общества. С. Молчанов писал, что в вузах проводилась работа по вы-

явлению студентов, желающих участвовать в ликвидации беспризорности, начали работать несколько детских уголков в центральном, Выборгском и Володарском районах, где занимались чтением, пением, лепкой и т. д., были определены школы с продленным днем для организации досуга детей в них, студенты Военно-медицинской академии устроили спектакль для изыскания средств на преодоление детской беспризорности [28].

Таким образом, на основе анализа публикаций журнала «Бюллетень ЛООНО», посвященных ликвидации беспризорности, удалось выявить следующие тенденции в решении этой задачи: учитывая тяжелое экономическое положение в стране и наличие большого количества беспризорников, государственные органы были вынуждены находить способы получения дополнительных средств для преодоления беспризорности несовершеннолетних. Наиболее действенные мероприятия в этой области проводились ленинградской губернской (областной) Деткомиссией. К урегулированию сложившейся в 1920-е гг. ситуации активно привлекалась молодежь Ленинграда и губернии (области). Материалы «Бюллетеня» о работе детских домов позволяют прийти к выводу, что наряду с существованием образцово-показательных детдомов основная масса детских учреждений испытывала серьезные материальные трудности.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. К итогам съезда завгубоно // Информ. бюл. Петроградского губерн. отд. нар. образ. 1923. № 31. С. 1—2.

2. Городская власть Санкт-Петербурга: биохроника трех столетий / авт.-сост. Е.М. Балашов и др. СПб.: ЛИК, 2007. 526 с.

3. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны: сб. очерков / Яров С.В. и др. М.; СПб.: Центрполиграф, 2013. 543 с.

4. Приказ № 104 по Ленинградскому губернскому отделу народного образования от 10 августа 1925 г. // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1926. № 31-32.

5. Извлечение из приказа № 2 по Ленинград-облоно. 3 января 1928 г. // Бюл. Ленинградского обл. отд. нар. образ. 1928. № 1.

6. Расписание дней и часов приема у должностных лиц Ленинградского губернского отдела народного образования // Бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1927. № 3. С. 12-16.

7. расписание приемных дней у сотрудников Соцвоса // Бюл. Ленинградского обл. отд. нар. образ. 1927. № 8 (44).

8. Приказ № 34 по ЛООНО от 16.07.1928 г. // Бюл. Ленинградского обл. отд. нар. образ. 1928. № 29-30. С. 5-6.

9. Приказ № 35 по Ленинградоблоно от 10.03.1930 г. // Бюл. Ленинградского обл. отд. нар. образ. 1930. № 8.

10. Назначение т. A.A. Иванова заведующим Леноблоно // Бюл. Ленинградского обл. отд. нар. образ. 1931. № 8-9.

11. Лилина З.И. 8 лет Диктатуры Пролетариата // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1925. № 41.

12. Хроника // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 5. С. 19—20.

13. Хроника // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 12.

14. Правила по устройству спектаклей, вечеров, концертов и проч. на борьбу с детской беспризорностью // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 22.

15. Воззвание ЛГОНО к учащейся молодежи // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 15. С. 1—2.

16. Молчанов С. Создание детского фонда имени В.И. Ленина // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 11. С. 2—4.

17. Молчанов С. Открытие детского дома имени В.И. Ленина // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1925. № 4. С. 24—25.

18. Сеть опытно-демонстрационных и опытных учреждений Губсоцвоса // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1925. № 9. С. 21—23.

19. Молчанов С. Состояние народного образования в Ленинградской губернии // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 10. С. 7—9.

20. Дубовская О. Социальное воспитание в г. Ленинграде и губернии на 1 января 1925 г. // Информ.

бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1925. № 27—28. С. 10—22.

21. Массовые учреждения СОЦВОСА по школьному и дошкольному воспитанию нацмен в Ленинграде // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1925. № 27—28.

22. Молчанов С. Текущая работа комиссии по улучшению жизни детей // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 1. С. 12—13.

23. Молчанов С. Работа комиссии по улучшению жизни детей // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 33. С. 8—10.

24. Отчет о деятельности Петроградской комиссии по делам несовершеннолетних // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1923. № 32.

25. Окунев Н. Меры в отношении несовершеннолетних, находившихся в морально опасном состоянии, за 1919—1923 гг. // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 9. С. 7—9.

26. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Большая рос. энцикл., 1993. 607 с.

27. Молчанов С. Совещание студенчества вузов и военно-учебных заведений о создании студенческого общества «Друг детей» // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 14. С. 8—9.

28. Молчанов С. Работа по борьбе с детской беспризорностью // Информ. бюл. Ленинградского губерн. отд. нар. образ. 1924. № 21. С. 12—13.

БЕНДЕР Екатерина Алексеевна - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 e-mail: [email protected]

E.A. Bender

problem of struggle with child HoMELESSNESS IN LENINGRAD AND LENINGRAD REGION, 1923-1931

The article is devoted to the struggle with child homelessness in Leningrad and the Leningrad region. It is based on materials of the journal "The Bulletin of the Leningrad Regional Department of Public Education". The chronological framework (1923—1931) is determined by the period of the journal publication. The author analyzes the materials on the activities of state and public structures of the Leningrad region created to eliminate children abandonment, and on raising funds to overcome homelessness. Moreover, the author dwells on exemplary child care institutions. The article provides

information about the staff of the Leningrad Regional Department of Public Education and background information of scientific significance published in the journal.

STRUGGLE WITH CHILD HOMELESSNESS; LENINGRAD REGIONAL DEPARTMENT OF PUBLIC EDUCATION; CHILD CARE INSTITUTIONS; FUND RAISING TO OVERCOME HOMELESSNESS.

REFERENCES

1. [The results of the heads of provincial education departments Congress]. The Information Bulletin of the Petrograd provincial Department of public education, 1923, no. 31, pp. 1—2. (In Russ.)

2. Gorodskaya vlast' Sankt-Peterburga: biokhronika trekh stolety [The city government of St. Petersburg: the three centuries biographical chronicle]. St. Petersburg, LIK Publ., 2007. 526 p. (In Russ.)

3. Petrograd na perelome epokh. Gorod i ego zhiteli v gody revolyutsii i Grazhdanskoy voyny [Petrograd at the turn of epochs. The city and its citizens in the years of revolution and Civil war]. Moscow; St. Petersburg, Tsentr-poligraf Publ., 2013. 543 p. (In Russ.)

4. [The order no. 104 on the Leningrad provincial Department of public education. August 10, 1925]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1926, no. 31—32. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. [The extract from the order No. 2 on Leningrad regional Department of public education, from January 3, 1928]. The Bulletin of the Leningrad regional Department of public education, 1928, no. 1. (In Russ.)

6. [The schedule of officials from the Leningrad provincial Department of public education reception]. The Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1927, no. 3, pp. 12—16. (In Russ.)

7. [The schedule of the consultation days of the Department of social education staff]. The Bulletin of the Leningrad regional Department of public education, 1927, no. 8 (44). (In Russ.)

8. [The order no. 34 of the Leningrad regional Department of public education, July 16, 1928]. The Bulletin of the Leningrad regional Department of public education, 1928, no. 29-30, pp. 5-6. (In Russ.)

9. [The order no. 35 of the Leningrad regional Department of public education, March 10, 1930]. The Bulletin of the Leningrad regional Department of public education, 1930, no. 8. (In Russ.)

10. [The appointment of the A.A. Ivanov the head of the Leningrad regional Department of public education]. The Bulletin of the Leningrad regional Department of public education, 1931, no. 8-9. (In Russ.)

11. Lilina Z.I. [The 8 years of the Proletariat Dictatorship]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1925, no. 41. (In Russ.)

12. [The Chronicle]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 5, pp. 19-20. (In Russ.)

13. [The Chronicle]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 12. (In Russ.)

14. [The rules on the holding of performances, literary evenings, concerts, etc. to overcome child homeless-ness]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 22. (In Russ.)

15. [The Appeal of the Leningrad provincial Department of public education to students]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 15, pp. 1-2. (In Russ.)

16. Molchanov S. [The creation of the Children's Fund name of Lenin]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 11, pp. 2-4. (In Russ.)

17. Molchanov S. [The opening of the orphanage name of Lenin]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1925, no. 4, pp. 24-25. (In Russ.)

18. [The network of the experimental institutions of the Leningrad provincial Department of social education]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1925, no. 9, pp. 21-23. (In Russ.)

19. Molchanov S. [The condition of public education in Leningrad province]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 10, pp. 7-9. (In Russ.)

20. Dubovskaya O. [The social education in Leningrad and Leningrad province on January 1, 1925]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1925, no. 27-28, pp. 10-22. (In Russ.)

21. [The mass school and preschool institutions of the Department of social education for the minority nationalities in Leningrad]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1925, no. 27-28. (In Russ.)

22. Molchanov S. [The current work of the Commission for the improvement of children's lives]. The Information Bulletin of the Petrograd provincial Department of public education, 1924, no. 1, pp. 12-13. (In Russ.)

23. Molchanov S. [The work of the Commission for the improvement of children's lives]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 33, pp. 8—10. (In Russ.)

24. [The Report on the activities of the Petrograd Commission on the affairs of minors]. The Information Bulletin of the Petrograd provincial Department of public education, 1923, no. 32. (In Russ.)

25. Okunev N. [The measures for minors who were in moral danger in 1919—1923]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 9, pp. 7-9. (In Russ.)

26. The Russian pedagogical encyclopedia. In 2 vol. Ofvol. 1. Moscow, Big Russian Encyclopedia Publ., 1993. 607 p. (In Russ.)

27. Molchanov S. [A meeting of university students and students of military educational institutions on the establishment of the Student Society "Friend of Children"]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 14, pp. 8—9. (In Russ.)

28. Molchanov S. [The work in the field of struggle with child homelessness]. The Information Bulletin of the Leningrad provincial Department of public education, 1924, no. 21, pp. 12—13. (In Russ.)

BENDER Ekaterina A. - St. Petersburg State University. Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.