Научная статья на тему 'Становление и развитие нравственно-этического потенциала студентов колледжа'

Становление и развитие нравственно-этического потенциала студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственно-этическое воспитание / этика / мотив / нравственность / самовоспитание / нравственно-этический потенциал / самооценка / смысловой барьер. / moral and ethical education / ethics / motive / morality / self-education / moral and ethical potential / self-esteem / semantic barrier.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. А. Караханова, Р. А. Алиханова

Работа посвящена становлению и развитию нравственно-этического потенциала студентов колледжа. Особое значение придаётся гуманитарной подготовке обучающихся к формированию у них мировоззренческих взглядов через учебные дисциплины и отношение самих преподавателей к этим дисциплинам, а также через внеклассную и профориентационную, волонтёрскую работу. Для того чтобы корректировать поведение студента, крайне важно прежде всего знать мотивы, которыми он руководствовался, совершая то или иное действие. Авторы делают вывод о том, что нравственно-этическое воспитание в колледже – целенаправленный процесс приобщения студентов к моральным ценностям человечества и конкретного общества, это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Специфическая особенность нравственноэтического воспитания студентов заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости, который выражается в том, что каждый компонент этого процесса важен и не может быть ни исключён, ни заменён другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MORAL AND ETHICAL POTENTIAL OF COLLEGE STUDENTS

The work is dedicated to the formation and development of the moral and ethical potential of college students. Particular importance is paid to the humanitarian preparation of students for the formation of their worldviews through educational disciplines and through the attitude of teachers themselves to these disciplines, as well as through extracurricular and career-oriented, volunteer work. In order to correct the student’s behavior, it is extremely important, first of all, to know the motives by which he is guided, performing this or that action. The authors conclude that moral and ethical education in a college is a purposeful process of incorporating students into the moral values of humanity and a particular society, it is an active life process of relationships, interactions, activities, communication and overcoming contradictions. A specific feature of the moral and ethical education of students is the lack of the principle of interchangeability.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие нравственно-этического потенциала студентов колледжа»

УДК 378

Karakhanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gak0110@mail.ru

Alikhanova R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Education, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia),

E-mail: gak0110@mail.ru

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MORAL AND ETHICAL POTENTIAL OF COLLEGE STUDENTS. The work is dedicated to the formation and development of the moral and ethical potential of college students. Particular importance is paid to the humanitarian preparation of students for the formation of their worldviews through educational disciplines and through the attitude of teachers themselves to these disciplines, as well as through extracurricular and career-oriented, volunteer work. In order to correct the student's behavior, it is extremely important, first of all, to know the motives by which he is guided, performing this or that action. The authors conclude that moral and ethical education in a college is a purposeful process of incorporating students into the moral values of humanity and a particular society, it is an active life process of relationships, interactions, activities, communication and overcoming contradictions. A specific feature of the moral and ethical education of students is the lack of the principle of interchangeabilité

Key words: moral and ethical education, ethics, motive, morality, self-education, moral and ethical potential, self-esteem, semantic barrier.

Г.А. Караханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: gak0110@mail.ru

Р.А. Алиханова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: gak0110@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Работа посвящена становлению и развитию нравственно-этического потенциала студентов колледжа. Особое значение придаётся гуманитарной подготовке обучающихся к формированию у них мировоззренческих взглядов через учебные дисциплины и отношение самих преподавателей к этим дисциплинам, а также через внеклассную и профориентационную, волонтёрскую работу. Для того чтобы корректировать поведение студента, крайне важно прежде всего знать мотивы, которыми он руководствовался, совершая то или иное действие. Авторы делают вывод о том, что нравственно-этическое воспитание в колледже - целенаправленный процесс приобщения студентов к моральным ценностям человечества и конкретного общества, это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Специфическая особенность нравственно-этического воспитания студентов заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости, который выражается в том, что каждый компонент этого процесса важен и не может быть ни исключён, ни заменён другим.

Ключевые слова: нравственно-этическое воспитание, этика, мотив, нравственность, самовоспитание, нравственно-этический потенциал, самооценка, смысловой барьер.

В современных социокультурных условиях особую роль играет гуманитарная подготовка студентов, способствующая формированию и развитию нравственно-этической культуры личности, что является важной составляющей соответствующего профессионального образования [1 - 9].

По мнению В.И. Андреева [1], главная болезнь XXI века - это нравственное саморазрушение человека, оно происходит вследствие неудержимого стремления людей к материальному обогащению любой ценой, под воздействием ложно понимаемой свободы как вседозволенности. Нередко подобная сформированная направленность наносит непоправимый ущерб и окружающему миру, и самому человеку.

Современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и нравственно-этическими качествами личности.

Тем самым в условиях модернизации российского общества значимость системы образования в нравственном росте личности студента очень высока. Формирование единого образовательного пространства, перехода образовательного процесса в новый формат ставит важную задачу в сохранении нравственно-воспитательного процесса в системе образования.

Для раскрытия дефиниции «нравственно-этическое воспитание» обратимся к анализу понятий, составляющих её компонентов.

Этика - философская дисциплина, изучает мораль. Термин впервые употребил Аристотель. Этику рассматривают как предмет воспитания, ее основная задача - это усвоение человеком норм нравственной жизни людей и приобщение к этическим нормам [5].

Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение его существующих норм, правил и принципов поведения. В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать одну из форм воспроизведения и наследования нравственности в обществе.

На основе анализа различных источников литературы [6 - 8] можно сказать, что нравственно-этическое воспитание основано на воздействии семьи, школы, учреждений профессионального образования, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, этических принципов и норм.

В этой связи задачей нравственно-этического развития студентов колледжа заключается в формировании жизнестойкости личности, которая выражается в объективном восприятии окружающей действительности, ее способности к природной и общественной вовлеченности и преодолению трудностей, умению работать в коллективе [2].

Система подготовки в организациях СПО должна соответствовать индивидуальным возможностям, способностям студентов, с одной стороны, и требованиям общества, с другой.

Определенное воздействие на формирование у студентов мировоззренческих взглядов осуществляется через учебные дисциплины и через отношение самих преподавателей к этим дисциплинам, а также через внеклассную и профо-риентационную, волонтёрскую работу. Педагог глубоко знающий свой предмет, владеющий разнообразными формами и методами преподавания, организации процесса воспитания, уважительно относящийся к студентам, является, безусловно, образцом для подражания.

Для того чтобы корректировать поведение студента, крайне важно прежде всего знать мотивы, которыми он руководствовался, совершая то или иное действие. Хорошо или плохо поступил студент, справедливыми ли были его действия или нет, был ли он искренним в своих действиях.

Наблюдения за студентами показывают, что индивидуальные различия между ними проявляются уже в самой структуре соотношения мотива и действия. А именно: может быть совпадение положительного мотива и положительного действия или отрицательного мотива и отрицательного действия. Такие соотношения облегчают познание личности студента. В первом случае, как правило, студент правильно понимает сущность нравственно-этических ценностей, которые и становятся руководством к действию. Во втором случае отрицательный жизненный опыт толкает студента на негативные действия.

Взаимодействуя с такими студентами, необходимо узнать причины негативного восприятия окружающей действительности, приходится тратить много усилий на формирование позитивного взгляда на действительность и прикладывать максимум усилий для формирования приемлемых обществом положительных действий. Однако очень часто можно наблюдать рассогласование между мотивом и действием: положительный мотив, но неустойчивое поведение: студент хочет поступить правильно, но не может.

Примером такого варианта рассогласования мотива и поведения могут служить такие случаи, когда студент демонстрирует антисоциальное поведение, хотя у него мировоззренческие взгляды правильные, но не закрепилась практика поведения, и поэтому он легко поддается чужому негативному влиянию.

И, наконец, еще одно несогласование: отрицательный мотив, но положительное действие. В данном случае внешне благополучное поведение студента не соответствует мотивам его личности. Однако воспитательное значение морали заключается в том, что она не допускает противопоставления намерений и действий, мотивов и поведения, осуждая мотивы, мы осуждаем и само поведение, и наоборот. Когда педагог не понимает мотива, а реагирует только на результат, возникает смысловой барьер. Смысловой барьер приводит к внутреннему сопротивлению личности, на которую пытаются оказать воспитательное воздействие [7]. Слова педагога не воспринимаются всерьез и отвергаются. Все усилия педагога разбиваются об этот барьер.

Преодоление смыслового барьера (установление доверия) в воспитательном процессе колледжа возможно только в том случае, если педагог обладает психолого-педагогической зоркостью, интуицией, основанной на знаниях, если педагог терпеливо и систематически изучает и наблюдает каждого студента, если он может разобраться в истоках, причинах несогласованности мотива и действия, он добивается доверительного отношения со студентами. Мотивы и поведение каждой личности складываются в процессе воспитания и самовоспитания, когда формируются понятия добра и зла, справедливости, ее нравственный идеал [8].

Из понимания самовоспитания как осознанного изменения личности следует, что адекватный уровень самооценки и самокритичности - необходимое условие для нравственного самосовершенствования. Адекватный уровень самооценки характеризуется тенденциями к самосовершенствованию и устойчивости и создает наиболее благоприятные возможности для работы над собой. Включение студента в процесс самовоспитания наступает в том случае, если он осознает несоответствие своего нравственного развития общественным требованиям, которые приобретают для него смысл [6].

Осознание несоответствия между уровнем развития нравственно-этических качеств и требованиями общества, между уровнем собственных притязаний и возможностями закономерно переходит в осознание личностью нравственного самовоспитания как жизненной необходимости, как условия нормальных взаимоотношений с другими и успешности собственной деятельности. Именно осознание личностью необходимости нравственного самовоспитания становится, в конечном счете, реальной движущей силой процесса нравственно-этического самосовершенствования. Одна из сторон нравственно-этического воспитания -формирование нравственного идеала, который служит планом самовоспитания.

При этом то, что будет заложено в личность человека на этапе общеобразовательной школы, различных ступеней высшего образования, включая среднее профессиональное, проявится позднее в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Такие социальные требования общества, как патриотизм, толерантность, трудолюбие, самокритичность, ответственность, организованность, честность являются неотъемлемой частью сформированной, нравственно и этически воспитанной личности. Становление и развитие нравственно-этических потенциалов студенческой молодёжи можно рассматривать как стратегический ресурс всего общества.

При этом формирование нравственно-этического потенциала студентов может происходить разными путями, в том числе средствами искусства и различных видов творческой, спортивной деятельности. Большую роль в этом процессе играют общекультурные компетенции, которые студент получает при изучении гуманитарных и социальных дисциплин, предусмотренных ФГОС среднего профессионального образования.

Так, общекультурные компетенции, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, предполагают сформированные у студентов [7]:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

Библиографический список

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов.

Данные компетенции помогают воспитывать в студентах колледжа нравственные качества личности, которые крайне необходимы для адаптации в современном обществе: гражданственность, патриотизм, гуманизм и другие. Как показывают наблюдения, молодые люди, переходя в новый социальный статус студента, как правило, приобретают активную позицию в обществе и необходимо, чтобы этот процесс не был стихийным, а осуществлялся при содействии педагогов, классных руководителей, наставников. У студентов колледжа появляется много новых потребностей и интересов, соответствующих возрасту. Однако в новый период социального становления молодое поколение становится более зависимым от процессов и проблем общества, таких как нестабильность экономики, политические сложности, необходимость активного участия в рыночных отношениях. Это может привести к регрессу гуманности, нетерпимости, дезинтеграции внутреннего мира личности. В новых реалиях педагог призван ставить перед студентами неисчерпаемые задачи, ориентировать на целесообразное их решение, которое способствует культурному и нравственному развитию. Тем самым одним из важных элементов успешного нравственно-этического воспитания студента является культурный, нравственный педагог. Иными словами, тот педагог, у которого сформирована нравственно-этическая культура [9].

Нравственно и этически воспитанный человек является основой для развития общества. Пути нравственно-этического обновления общества и человека разнообразны. Если рассматривать образовательное пространство как часть образовательной среды, где при личном взаимодействии студентов и преподавателей создаются двусторонние и многосторонние связи для осуществления педагогической деятельности по развитию студента и его социализации в разных системах образования, нравственной культуры педагога, то суть педагогической работы по нравственно-этическому становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании. Образовательное пространство - это деятельность студентов и педагогов в рамках образовательных отношений, в основе которых должна доминировать нравственно-этическая культура субъектов образовательного процесса.

Таким образом, нравственно-этическое воспитание в колледже - целенаправленный процесс приобщения студентов к моральным ценностям человечества и конкретного общества, это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Специфической особенностью нравственно-этического воспитания студентов заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Нравственно-этическое воспитание молодого поколения является одним из обязательных элементов образовательного процесса и формирует нравственную личность как основу гражданского общества.

1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2015.

2. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Воспитание школьников. 2016; № 9.

3. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СГПИ, 2016.

4. Гильдебранд Д. Этика. Санкт-Петербург: Алетейя, 2017.

5. Гусейнов А.А. Этика. Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН. Москва: 2014.

6. Старостин В.П. Общество. Культура. Образование: монография. Available at: https://monogгaphies.гu/en/book/section?id=12951

7. Подрезова О.М. Проблема формирования нравственных качеств личности. Каргополь, 2015.

В. Покатыло В.В., Глухова Л.Р, Волкова А.В. О необходимости нравственного воспитания молодежи. Молодой ученый. 2014; № 4.

9. Шадрина И.М. Теоретические основы формирования нравственной культуры будущего учителя: монография. Мурманск: МГГУ 2015.

References

1. Andreev V.I. Pedagogicheskaya 'etika: innovacionnyjkurs dlya nravstvennogo samorazvitiya. Kazan': Cenfr innovacionnyh tehnologij, 2015.

2. Bagashev A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi. Vospitanie shkol'nikov. 2016; № 9.

3. Bezduhov V.P. Teoreticheskie problemy stanovleniya gumanisticheskogo stilya pedagogicheskoj deyatel'nosti buduschego uchitelya. Samara: SGPI, 2016.

4. Gil'debrand D. 'Etika. Sankt-Pete^u^: Aletejya, 2017.

5. Gusejnov A.A. 'Etika. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Institut filosofii RAN. Moskva: 2014.

6. Starastin V.P. Obschestvo. Kultura. Obrazovanie: monografiya. Available at: https://monogгaphies.гu/en/book/section?id=12951

7. Podrezova O.M. Problema formirovaniya nravstvennyh kachestv lichnosti. Kaigopol', 2015.

В. Pokatylo V.V., Gluhova L.R., Volkova A.V. O neobhodimosti nravstvennogo vospitaniya molodezhi. Molodoj uchenyj. 2014; № 4.

9. Shadrina I.M. Teoreticheskie osnovy formirovaniya nravstvennoj kultury buduschego uchitelya: monografiya. Murnansk: MGGU, 2015.

Статья поступила в редакцию 29.02.20

УДК 371

Katranji Ye.O., teaching assistant, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

PROJECT SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE DESIGNERS. The article is dedicated to the consideration of design as a specific activity of a modern designer, as well as its main components - designing skills. In the course of the study, the definition of project-related skills is given, their role in the professional training of future specialists of designers and designers is analyzed, and a system of such skills is described. In addition, the main types of educational activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.