НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Мохаммад Хасан
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Статья посвящена истории становления и развития международного сотрудничества в области здравоохранения в конце XIX — начале XX в. Отмечается роль и значение созданных органов и организаций, заложивших основу Всемирной организации здравоохранения.
Расширение международных связей и ускорение средств сообщения способствует быстрому и широкому распространению эпидемических заболеваний из одной страны в другую. Меры по пресечению распространения эпидемий, предпринимавшиеся отдельными государствами, карантинное законодательство и международные санитарные советы оказались явно недостаточно эффективными в борьбе против грозного врага — эпидемий чумы и холеры. При этом карантинные мероприятия создавали препятствия развитию международной торговли и общению между государствами. Торговые и судовладельческие компании все чаще и настойчивее требовали отмены карантина или хотя бы унификации карантинных правил в различных странах. Некоторая часть медицинских работников поддерживала эти требования. В медицинской среде не было единодушия по поводу возникновения и способов передачи инфекционных заболеваний. В этой обстановке вполне естественным явилось предложение правительства Франции о созыве международной конференции для рассмотрения вопросов, касающихся здравоохранения, в первую очередь проблемы карантина1. Если в XIX веке говорилось о необходимости созыва международной конференции, то в XX веке была необходимость не только созыва международной конференции, но и разработки международной конвенции по данной проблеме. Примером может служить Конвенция по правам человека и биомедицины 1997 г.
Проблема борьбы с эпидемиями остается и сегодня, например, появление атипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии весной 2003 г. и Куриный грипп в 2004 г., который распространился и до некоторых штатов США, еще раз подтверждает необходимость международного сотрудничества по данной проблеме.
16 января 1852 г. была подписана Первая Международная санитарная конвенция. Но ратифицировали ее только Франция и Сардиния. Через некоторое время к конвенции присоединилась и Португалия. Однако в 1865 г. Португалия и Сардиния заявили о денонсации конвенции, в результате чего она потеряла силу. Тем не менее, Конвенция 1851 г. сыграла определенную положительную роль. Она была первой в истории попыткой закрепить в едином международно-правовом документе нормы, направленные на охрану здоровья людей, попыткой кодифицировать отдельные правила, существовавшие в различных странах, и предать им международно-правовой характер.
Первая международная санитарная конференция заложила основы международного сотрудничества в области здравоохранения. Ее опыт и настоятельные требования жизни показали необходимость и полезность появления в будущем ряда других подобных конференций. Первая международная санитарная конференция
дала толчок началу целой серии международных неправительственных конгрессов и конференций по различным санитарно-медицинским вопросам, что, в свою очередь, привело к созданию медицинских обществ, союзов, ассоциаций, многие из которых существуют и в настоящее время, например: Всемирная Ассамблея здравоохранения; Ассоциация Медицинского права.
Вторая Международная санитарная конференция продолжалась пять месяцев и закончилась принятием новой санитарной конвенции, которая практического применения не получила.
Третья Международная конференция проходила в 1866 г. в Константинополе и продолжалась семь месяцев. Здесь было выработано соглашение по ряду технических вопросов.
Большой интерес представляет Четвертая международная санитарная конференция, созванная по предложению правительства России в 1874 г. в Вене. На этой конференции, как и на трех предыдущих, основным был вопрос о способе предотвращения эпидемий чумы, холеры и желтой лихорадки. Важным решением конференции была рекомендация о создании Постоянной Международной Комиссии по вопросам эпидемий с местонахождением в Вене. Основная цель ее создания определялась как изучение этиологии (причины болезней) и профилактики холеры.
В конце XIX в. состоялось еще несколько международных санитарных конференций: например, в Вашингтоне в 1881 г., в Риме в 1885 г., в Венеции в 1892 г., в Дрездене в 1893 г., в Париже в 1894 г., в Венеции в 1897 г., в Париже в 1903 г.2
Все эти конференции ставили перед собой главную цель — разработать такие международные конвенции, которые установили бы эффективные меры по борьбе против распространения эпидемий на территории европейских государств, и в то же время не мешали бы развитию торговли, транспорта и связи. Первым итогом конференций следует считать заключение соответствующих конвенций, содержащих карантинные правила с учетом указанных требований [1, с. 15].
Практические результаты в достижении поставленных целей в итоге проведения десяти конференций и связанных с ними мероприятий были, в общем, довольно скромными, как из-за недостаточного развития эпидемиологии, так и в известной мере из-за противоречий между государствами. Тем не менее, международные санитарные конференции XIX в. сыграли определенную положительную роль, обратив внимание правительств и медицинской общественности на необходимость координации усилий государств в деле борьбы против эпидемий и указав некоторые пути и средства для достижения поставленных целей. Положительной стороной конференций является также то, что они создали некоторые нормы международного права, направленные на охрану здоровья людей. Отрицательной стороной этих норм было то, что они имели целью защиты от эпидемий лишь территории европейских государств, совершенно не касаясь других континентов. Не имели они в виду и ликвидацию особо опасных инфекций в месте их возникновения. Как видно из изложенного, нормы международного права, разработанные и принятые на конференциях XIX в., касались единственной проблемы — борьбы против особо опасных инфекционных болезней и карантина как средств такой борьбы. Поэтому историю санитарных конвенций XIX в. можно назвать историей развития карантина, создания постоянной международной организации по здравоохранению.
XX век характеризуется созданием постоянных универсальных медицинских органов по вопросам здравоохранения, а также тем, что внимание ученых-медиков, юристов и дипломатов было обращено не только на проблему предотвращения распространения эпидемий и связанные с этим вопросы карантина, но и ряд других проблем. В течение этого времени медицинская наука накопила достаточно знаний в области эпидемиологии и микробиологии.
Международная санитарная конференция, проходившая в Париже в 1903 г., смогла поставить организацию международного здравоохранения на научную основу. Поэтому конференцию 1903 г. считают более успешной, чем предыдущие, поскольку к
этому времени были выявлены пути распространения трех наиболее опасных инфекций. И таким образом принимались более эффективные меры по защите здоровья.
Конференция пересмотрела все существовавшие конвенции и кодифицировала санитарные нормы, объединив их в единый документ — Международную санитарную конвенцию 1903 г., составленную с учетом новейших научных данных о возбудителях и переносчиках холеры, чумы и желтой лихорадки. Большое значение имело заявление участников конференции об учреждении первой международной организации здравоохранения — Международное Бюро общественной гигиены (Office International d. Hygiene Publique). В 1907 г. в Риме было подписано соглашение о создании соответствующей организации с главным органом в Париже.
Международные санитарные конференции XIX и начала XX вв. заложили основы международного сотрудничества в области здравоохранения. На них были разработаны и в конвенционном порядке закреплены нормы международного права, регулирующие отношения между государствами по вопросам охраны здоровья людей. Важным итогом конференции 1903 г. стало создание постоянного международного органа по здравоохранению — Международного бюро общественной гигиены (МБОГ).
Правовые положения МБОГ определялись Римским соглашением 1907 г., его Статутом, Регламентом, Санитарными конвенциями 1926 г. (с поправками, внесенными в 1933 и 1938 гг.). Руководящим органом МБОГ был Постоянный комитет, который состоял из делегатов, назначаемых государствами-членами организации (по одному от каждого государства). Финансовые средства МБОГ слагались из взносов государств-членов (ст. 3 Соглашения 1907 г., ст. 11 Статута МБОГ). Размеры взноса определялись категорией, к которой относилось то или иное государство.
Согласно Статуту (ст. 4 и 5), основная задача МБОГ заключалась в том, чтобы собирать и доводить до сведения государств-участников факты и документы, касающиеся общественного здравоохранения и, в частности, сведения об инфекционных болезнях — холере, чуме, и желтой лихорадке, а также о мерах, принятых против этих болезней. Система эпидемиологической информации, разработанная МБОГ, была впоследствии с некоторой модернизацией принята Всемирной организацией здравоохранения. МБОГ, однако не была просто передаточной инстанцией и почтовым ящиком. Она занималась изучением эпидемиологического положения в мире и являлась международным эпидемиологическим центром, давала заинтересованным правительствам ответы на их запросы по поводу различных случаев возникновения конвенционных болезней. Кроме того, организация разрабатывала предложения об уточнении и изменении международных санитарных конвенций. В соответствии с конвенцией 1938 г. МБОГ выполняло консультативно-арбитражные функции по вопросам применения санитарных конвенций.
Анализ Статута МБОГ свидетельствует о том, что авторы Статута (как и авторы санитарных конвенций) придавали большое значение правовой стороне борьбы против распространения так называемых «конвенционных» болезней.
Значение МБОГ состоит ещё и в том, что это первая международная организация по вопросам здравоохранения универсального типа. МБОГ сыграла определённую роль в разработке и осуществлении международных санитарных конвенций, являясь своего рода органом, наблюдавшим за выполнением принятых конвенций во всех районах мира. Наиболее важная сторона её деятельности — сбор, обработка и распространение эпидемиологической информации. МБОГ явилась также трибуной обсуждения международных проблем здравоохранения. Однако, по мнению B.C. Михайлова, МБОГ не превратилась в международный центр по практическому применению работ, направленных на улучшение здоровья человечества. И одним из главных недостатков этой организации являлось отсутствие практической работы на местах, оказание помощи странам и народам, особенно в наиболее неблагополучных в санитарном отношении районах мира. В частности, МБОГ за 40 лет
своего существования (1907-1947) не направила ни одной экспедиции, которая бы принесла существенную пользу хоть одной стране.
Обращает на себя внимание эволюция взглядов специалистов, принимавших участие в работе организации, на меры по предотвращению заразных болезней как на важнейшую задачу МБОГ и вообще на цели этой организации, на круг вопросов, входящих в её компетенцию. Первоначально вся работа МБОГ, также как и создававшихся до его появления санитарных конференций, была направлена на то, чтобы разработать наиболее рациональные и эффективные способы установления барьеров на путях распространения болезней и защитить Европу от проникновения опасных инфекций с других континентов. Но уже на первой сессии организации, созданной после первой мировой войны в 1919 г., в выступлениях делегатов прозвучали другие мотивы. Было подчёркнуто, что предотвращение болезней зависит не столько от барьеров и карантинов, сколько от состояния общественного здравоохранения каждого государства.
Ещё до Первой мировой войны МБОГ дало рекомендации правительствам по контролю над качеством питьевой воды и обработкой сточных вод, говорило о необходимости ввести обязательную регистрацию открытых форм туберкулёза и случаев смерти от него, о противотифозной прививке, о необходимости ввести обязательную регистрацию, надзор и изоляцию больных лепрой и т.д.
При участии МБОГ было разработано Брюссельское соглашение 1924 г. о предупреждении венерических заболеваний среди моряков, Конвенция 1930 г. об ан-тидифтерийной сыворотке, Конвенция 1934 г. о борьбе против лихорадки «денег», Санитарная конвенция для воздушной навигации 1933 г. и ряд других соглашений по вопросам здравоохранения. МБОГ принимало участие в практической работе по осуществлению конвенции 1925 г. и 1931 г. о контроле над наркотиками.
Изучение официальных документов МБОГ показывает, что организация пыталась заниматься множеством других вопросов, например, таких как, проблема туберкулёза, венерических болезней, малярии, лепры, рака, скарлатины, туляремии, многих тропических болезней и такими вопросами, как дезинфекция, корабельная гигиена, организация больниц, периодическое медицинское обследование населения, водоснабжение и т.д. Но обсуждение этих вопросов в МБОГ не дало никаких больших практических результатов и не привело к заключению международных соглашений по этим вопросам.
После Первой мировой войны на Лондонской конференции 1920 г. возникла и действовала параллельно с МБОГ другая международная организация по вопросам здравоохранения — Организация здравоохранения Лиги Наций (ОЗЛН) как постоянный орган Лиги Наций по вопросам здравоохранения. Создание этой организации привело к некоторому сужению и уменьшению объёма деятельности МБОГ. На протяжении параллельного существования этих организаций имели место попытки поглощения Организаций здравоохранения Лиги Наций, но они не увенчались успехом. МБОГ сумело сохранить свою самостоятельность, хотя в некоторых случаях оно действовало как некоторый своеобразный орган ОЗЛН. Взаимоотношения между этими двумя организациями носили очень сложный характер, а их правовая и организационноструктурная связь были весьма запутаны. И это имело отрицательное воздействие.
Юридической основой для создания ОЗЛН стал п. «е» ст. 23 Статута Лиги Наций, в котором было сказано, что государства-члены «приложат все усилия, чтобы принять меры международного порядка для предупреждения болезней и борьбы с ними» [2, с. 84]. Первоначально предполагалось, что органом такого международного сотрудничества станет МБОГ, реорганизованное и поставленное под руководство Лиги Наций. Такое решение было принято на конференции, проходившей в апреле 1920 г. в Лондоне с участием представителей МБОГ, Лиги обществ Красного Креста и правительственных делегатов от Франции, Англии, Италии, Японии, США. Конференция рекомендовала Совету Лиги Наций создать в качестве органа
Лиги постоянную международную организацию здравоохранения, в состав которой должно войти МБОГ. Этот план был одобрен Советом, а затем Ассамблеей Лиги.
Говоря о деятельности ОЗЛН, следует отметить, что ей были присущи все недостатки, характерные для Лиги Наций в целом. Но, тем не менее, она сыграла некоторую полезную роль, являясь международным центром по собиранию и изучению эпидемиологических и санитарных сведений. Она пыталась организовать разработку проблем медицины и здравоохранения во всемирном масштабе, начала создавать советы и комитеты экспертов, проводившие, правда, в ограниченных размерах практическую работу в наиболее неблагоприятных по санитарному состоянию районах мира, и осуществляли санитарно-медицинскую помощь некоторым странам. Подход к проблемам здравоохранения стал иным, чем прежде: организация ставила своей целью не только предотвращение распространения инфекционных болезней, но и уничтожение болезней в местах их возникновения. Много внимания уделялось вопросам подготовки медицинских кадров и предоставления информации, а также изданию периодических отчётов об эпидемиологическом состоянии мира. Но она не смогла по ряду причин выполнить взятых на себя обязанностей. Сильно мешали налаживанию эффективной работы по здравоохранению в международном масштабе отсутствие единого международного органа по вопросам здравоохранения, наличие двух параллельных организаций, организационно мало связанных между собой, но конкурирующих. По существу, организационная структура международных органов здравоохранения зашла в тупик, выхода из которого до конца Второй мировой войны так и не было найдено.
Таким образом, об успехах ОЗЛН не приходится говорить. Она очень мало сделала, чтобы затушить пожар эпидемий. Только усилия внутригосударственных санитарных органов различных стран привели, в конце концов, к тому, что эпидемии пошли на убыль.
В области эпидемиологической информации ОЗЛН имела наибольшее количество успехов. С помощью МБОГ и региональных центров в Вашингтоне, Сингапуре, Сиднее и Александрии собиралась подробная информация об эпидемиологическом состоянии всего мира, которая изучалась, обрабатывалась, систематизировалась и сообщалась органам здравоохранения различных стран. Издавались ежегодные, квартальные, ежемесячные эпидемиологические бюллетени. В необходимых случаях срочные сообщения передавались по телеграфу в различные страны мира, а также по радио, находившимся в море судам. Помимо сбора информации и бюллетеней создавались специальные «технические комиссии» из врачей по организации служб здравоохранения.
Особое внимание ОЗЛН уделяло надзору за осуществлением контроля над оборотом наркотиков (совместно с МБОГ), хотя это и не привело к уменьшению наркотиков в мире. Однако контроль над оборотом наркотиков способствовал тому, что наркомания если и не уменьшалась, то, по крайней мере, рост её был в какой-то степени задержан. Следует отметить, что ОЗЛН, несмотря на свои недостатки, смогла задержать рост наркомании. Но, спустя полвека, уровень распространения наркомании вырос в десятки раз, несмотря на все усилия международного сообщества. ОЗЛН пытались организовать исследовательскую работу по изучению распространённых, но мало изученных болезней, уносивших ежегодно миллионы человеческих жизней (рак, малярия, проказа и др.), имели место попытки оказания практической медицинской помощи больным, а также попытки предупреждения возникновения заболеваний. Говоря о деятельности организации здравоохранения, можно отметить, она пыталась бороться за изучение отдельных международных социальных проблем, оказывавших влияние на состояние здоровья людей. Были созданы комиссии экспертов по проблемам некоторых социальных болезней (туберкулёз и т.п.). Но они в тех условиях ограничивались изучением фактического состояния проблемы и в некоторых случаях достигали определённых научных результатов.
По инициативе ОЗЛН был проведён ряд международных конференций, обсуждавших научные и практические проблемы, стоящие перед всемирным здравоохранением. Но только изучением и обсуждением всё и закончилось.
В целом, деятельность Организации здравоохранения Лиги Наций не оправдала возлагавшихся на неё надежд. Имело место явное несоответствие между хорошими намерениями деятелей организации и практическими результатами её работы. В конечном итоге многолетней работы результаты её деятельности, мягко говоря, были весьма скромными. Она не смогла выполнить взятых на себя обязательств и прекратила своё существование вместе с Лигой Наций.
Следующая организация по времени, занимавшаяся проблемой здоровья населения, являлась отделом здравоохранения администрации помощи и восстановления объединённых наций (ЮНРРА).
Администрация помощи и восстановления объединённых наций (ЮНРРА) была создана в годы Второй мировой войны с целью оказания помощи в послевоенном восстановлении стран, пострадавших в результате войны.
Важнейшей задачей отдела здравоохранения ЮНРРА, исходя из общих целей этой организации, должна была стать помощь органам здравоохранения стран, пострадавших от войны. Эта помощь должна была выражаться в том, что ЮНРРА по просьбе заинтересованных правительств будет посылать специалистов-медиков для дачи консультаций и советов местным органам здравоохранения, будут определяться потребности этих стран в медико-санитарном оборудовании с тем, чтобы восстановить то, что было уничтожено во время войны или вывезено противниками. Вопрос в необходимости поставок для этой цели отдел здравоохранения должен был решать совместно с отделами снабжения ЮНРРА. Помощь государственным органам здравоохранения должна была также выражаться в том, что отдел здравоохранения ЮНРРА должен принять необходимые меры для возможно более быстрого восстановления служб здравоохранения в соответствующих странах, поскольку во многих странах (особенно, тех, которые окружены врагами) органы здравоохранения были либо ликвидированы, либо доведены до такого состояния, что не могли выполнять свои функции. Отдел здравоохранения ЮНРРА, оказывая помощь национальным органам, должен был принять все меры к тому, чтобы вести успешную борьбу против эпидемий, вызванных войной (это рассматривалась как одна из важнейших целей отдела в области оказания помощи национальным службам здравоохранения).
Второй задачей отдела была подготовка медицинского персонала для стран, пострадавших от войны. Имелось в виду, что подготовка должна осуществляться путём направления студентов и курсантов из этих стран в учебные заведения других стран-членов ЮНРРА, а также путём посылки преподавательского состава для чтения лекций и проведения практических занятий в пострадавших от войны странах.
Третья задача — оказание медико-санитарной помощи перемещённым лицам в тех случаях, когда эти лица находились под контролем ЮНРРА (в специальных центрах, лагерях для перемещённых лиц, находящихся в ведении ЮНРРА, при отставке их с помощью ЮНРРА на родину и т.д.).
Четвёртая задача касалась международных санитарных конвенций. Отделу здравоохранения ЮНРРА поручалось осуществить и в необходимых случаях пересмотреть международные санитарные конвенции, относящиеся к вопросам карантина на морском и воздушном транспорте, а также осуществлять контроль над выполнением санитарных конвенций государствами — членами ЮНРРА, и выполнять любые другие обязанности, которые могут быть возложены на ЮНРРА пересмотренными конвенциями.
Одной из важнейших форм деятельности ЮНРРА была посылка миссий ЮНРРА в страны, которым оказывалась помощь. Такие миссии состояли из специалистов в различных областях в зависимости от того, какая именно помощь оказывалась данной стране. В состав миссий обязательно входили специалисты в области здравоохранения с опытом работы. В административном отношении группы здравоохранения также являлись составной неразрывной частью миссии ЮНРРА в соответствующей стране и подчинялись главе миссии. Кроме того, у них было второе подчинение — центральному отделу здравоохранения ЮНРРА в Вашингтоне и
отделам здравоохранения соответствующих региональных комитетов ЮНРРА (для Европы или Дальнего Востока).
Одной из важных форм деятельности ЮНРРА по оказанию помощи в области здравоохранения странам, пострадавшим от войны, были поставки в эту страну медикаментов, оборудования для больниц т.п. Эта помощь должна была распределяться между странами и освобождёнными от врага территориями в зависимости от реальных нужд, на справедливых началах, без дискриминации по политическим, религиозным или расовым признакам.
Следует отметить, что из всего количества медицинского персонала, находившегося в распоряжении отдела здравоохранения ЮНРРА, только одна четверть принимала участие в работе миссии ЮНРРА в различных странах. Три четверти персонала были заняты оказанием медицинской помощи лицам, находившимся в лагерях для беженцев и перемещённых лиц в Германии, Австрии, Италии и других странах. Отдел здравоохранения получал от ряда стран эпидемиологическую информацию (хотя не полностью), собирал сведения, касающиеся практического выполнения санитарных конвенций, издавал в Лондоне и Вашингтоне три эпидемиологических бюллетеня. В области пересмотра международных санитарных конвенций и подготовки новых деятельность отдела здравоохранения была незначительной. При его участии были пересмотрены конвенции 1926 и 1933 гг. (по вопросам карантина на морском и воздушном транспорте). Практическая деятельность отдела ЮНРРА не принесла значительной пользы и не пользовалась популярностью среди народов, и отдел был ликвидирован в августе 1946 г.
Мы уже отметили, что международное сотрудничество в области здравоохранения началось вследствие необходимости совместной борьбы многих государств против особо опасных инфекционных заболеваний.
Спустя полтора века проблема международной борьбы против особо опасных болезней не только не потеряла своего значения, но и увеличилась. При этом, в силу развития международной науки и укрепления международных контактов она стала гораздо более интенсивной.
Международные санитарные нормы и правила, возникшие после Второй мировой войны, были разрозненны и не носили универсального характера. В то время действовали 30 международных соглашений по вопросам борьбы с инфекциями. Со временем изменились средства и методы борьбы против многих инфекционных болезней. Таким образом, жизнь потребовала пересмотра этих соглашений.
Правилами строго регламентируются случаи обязательной вакцинации при въезде в страну, дезинфекции пассажиров, их изоляции, методика осуществления карантина, меры, принимаемые в отношении подозрительных и инфицированных кораблей, самолётов и т.д.3
Основным принципом, который положен в основу рассматриваемых правил, является принцип безусловного обеспечения санитарной безопасности государственной территории при минимуме помех, причиняемых транспорту и удобству пассажиров.
Санитарные меры и формальности должны применяться без какой бы то не было дискриминации. Вместе с тем необходимо особо подчеркнуть, что действия международных санитарных правил распространяются на любых лиц, прибывших из-за границы и едущих за границу. В частности, они распространяются и на лиц с дипломатическим статусом, которые не могут ссылаться на наличие у них дипломатического иммунитета.
Следует отметить, что в решении данной проблемы важную роль играет представление эпидемиологической информации.
В международных мероприятиях по предупреждению распространения особо опасных заразных болезней исключительное значение имеет современная и точная информация о возникновении вспышек карантинных болезней в той или иной стране, в том или ином районе мира. Во время вспышки эпидемии атипичной пневмонии ВОЗ не удовлетворилась объективной информацией со стороны Китая
(по данным сообщения телевидения в апреле 2003 г.). Международные сообщения по вопросам здравоохранения за последние полтора века неоднократно вменяли в обязанность государствам взаимно информировать друг друга о возникновении эпидемий на их территориях, а иногда даже о единичных случаях заболеваний особо опасными болезнями на их территории. Таким образом, вырабатывались правила, ставшие одной из важнейших норм международного права в области здравоохранения. Как пишет B.C. Михайлов, государства обязаны информировать международные органы здравоохранения (а в некоторых случаях и взаимно друг друга) о вспышках инфекционных заболеваний на их территории [3, с. 21].
От скорости передачи эпидемиологической информации Всемирной организации здравоохранения представляется право установления непосредственных контактов с национальными органами здравоохранения, причём любое извещение или информация, которую представляет Всемирная организация здравоохранения национальным службам здравоохранения, считаются направленными государству, и наоборот, любая информация, направленная национальными службами здравоохранения в ВОЗ, считается исходящей от государства, и, следовательно, ответственность за точность и своевременность переданной информации за правильность, своевременность использования полученной информации от ВОЗ несёт правительство соответствующего государства.
Международные правила установили, что службы здравоохранения всех государств ВОЗ обязаны в течение 24 часов телеграммой сообщать ВОЗ об обнаружении на их территории первых случаев заболеваний карантинными болезнями, причём в извещение должны быть включены данные об источнике инфекции, а если инфекция завезена пассажирами, прибывшими на судне или самолёте из-за границы, то в извещении, кроме того, должно быть указано название судна или номер рейса самолёта, перечислены сделанные им ранее остановки, должны содержаться сведения о том, какие меры приняты к данному судну или самолёту. В течение 24 часов должно быть сообщено о границах заражённой местности, т.е. какая именно местность данного государства оказалась заражённой. Под заражённой местностью понимается та часть территории государства, которая в силу особенностей, плотности и мобильности населения, а также потенциальных возможностей распространения переносчиков может способствовать передаче данной болезни. Границы заражённой территории определяются на основе эпидемиологических принципов органами здравоохранения соответствующего государства, причём эти границы могут не совпадать с административно-территориальным делением страны.
Одним из важных принципов санитарно-медицинских правил является то, что все государства-участники признают границы заражённой местности такими, как они определены национальными органами здравоохранения той страны, на территории которой находится заражённая местность. Это имеет юридическое значение, так как государства могут применять некоторые санитарные и правовые меры по отношению к лицам и транспортным средствам, прибывающим из заражённых местностей других стран, и не могут их применять, если лицо или средство прибыло не из заражённой местности. ВОЗ публикует сообщённые сведения о заражённых местностях в «Еженедельном эпидемиологическом отчёте».
На основании получаемых от государств сведений ВОЗ делает обзор эпидемиологических тенденций, характерных для карантинных болезней, и не реже одного раза в год публикует такие издания, иллюстрируя их картами заражённых и свободных от инфекций районов мира, а также любую другую информацию по этим вопросам. Кроме того, ВОЗ составляет ежегодно отчёт о применении Международных медико-санитарных правил и об их влиянии на международное сообщение.
Инспекция глав экспертов ВОЗ посетили южную провинцию Китая Гуандун, где впервые был зафиксирован вирус SARS. Однако ВОЗ необходимо была полная информация, поскольку официальные цифры не соответствовали реальным. Этому свидетельствовало заявление чиновников ВОЗ комитету Сената США о том, что эпиде-
мию можно было взять под контроль, если бы власти Китая не скрывали информацию, а попросили о помощи в ноябре 2002 г., когда в стране появились первые заболевшие [4].
В заключение следует отметить, что с развитием человеческого общества развивалась и медицина. Появление новых болезней и эпидемий заставляли ученых, медиков и людей других профессий в первую очередь юристов, принимать новые меры не только медицинского, но и юридического характера.
Создание санитарных советов и карантинных правил способствовало накоплению огромного опыта и сыграло важную роль в организации органов по охране здоровья населения.
Несмотря на несовершенство и недостаток предыдущих органов (бюро, организация, учреждения), они заслуживают внимания в плане того, что, с одной стороны, была создана структура будущих организаций и, с другой стороны, заложена основа более широкого международного сотрудничества в области здравоохранения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Середина XIX в. явилась началом периода многочисленных международных конференций по самым различным вопросам, как политического, так и технического характера. К участию в дипломатических переговорах стали все шире привлекаться помимо профессиональных дипломатов различные технические специалисты. Первая международная санитарная конференция была одной из таких многочисленных конференций и явилась отражением этой общей тенденции в своей специальной области.
2. Конвенции были заключены в 1852,1892, 1893,1894 и 1897 гг. [2, с. 84].
3. В апреле 2003 г. в связи с распространением атипичной пневмонии (SARS) в КНР, правительство Малайзии прекратило выдачу выездных виз туристам из КНР и отменило безвизовый въезд для жителей Гонконга.
4. 22 июля 1946 г. делегации 61 государств подписали Устав ВОЗ, который вступил в силу 7 апреля 1946 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брижит 'Гобес. Право на здоровье: теория и практика. — М., 2001.
2. Михайлов B.C. Международно-правовое регулирование здравоохранения. — Л., 1972.
3. Михайлов B.C. История международно-здравоохранительного права. — Владивосток, 1984.
4. Известия. — 2003. — 20 апреля.
CREATION AND DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE HEALTH SHPHERE.
Mohammad Hassan
The Department of International Law Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya St., 6, 119198 Moscow, Russia
The article deals with the role and the meaning of different organizations, established in XIX-XX c. These organizations have laid a foundation of the World Health Organization.