Научная статья на тему 'Становление и развитие международно-правового регулирования в области предупреждения и преодоления финансово-экономических кризисов'

Становление и развитие международно-правового регулирования в области предупреждения и преодоления финансово-экономических кризисов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / УРЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ / RESOLUTION OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISES / ИНСТИТУТ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРАВЕ / INSTITUTE OF ANTI-CRISIS MEASURES IN INTERNATIONAL ECONOMIC LAW / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / INTERNATIONAL MONETARY FUND / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Царёв Илья Николаевич

Представлен анализ процессов формирования международно-правовой базы поддержания финансово-экономической стабильности и урегулирования финансово-экономических кризисов. Выявлены наиболее общие закономерности данного процесса, роль отдельных государств и организаций в создании соответствующих международных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Царёв Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of international legal regulation in the field of prevention and resolution of financial and economic crises

This article analyzes the processes of formation of the international legal framework to maintain financial and economic stability and resolving of financial and economic crises. Identified main objective laws of this process, the role of individual states and organizations in the creation of relevant international legal norms.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие международно-правового регулирования в области предупреждения и преодоления финансово-экономических кризисов»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

Илья НИКОЛАЕВИЧ ЦАРЁВ,

соискатель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

E-mail: elias.tsarev@gmail.com Научный руководитель: доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Коннов В.А.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен анализ процессов формирования международно-правовой базы поддержания финансово-экономической стабильности и урегулирования финансово-экономических кризисов. Выявлены наиболее общие закономерности данного процесса, роль отдельных государств и организаций в создании соответствующих международных норм.

Ключевые слова: мировой экономический кризис; урегулирование финансово-экономических кризисов; институт антикризисных мер в международном экономическом праве; Международный Валютный Фонд; Европейский Союз.

Annotation. This article analyzes the processes of formation of the international legal framework to maintain financial and economic stability and resolving of financial and economic crises. Identified main objective laws of this process, the role of individual states and organizations in the creation of relevant international legal norms.

Keywords: Global economic crisis; resolution of financial and economic crises; institute of anti-crisis measures in international economic law; International Monetary Fund; European Union.

Усложнение международных экономических связей в современном мире ведет не только к росту взаимной зависимости государств друг от друга, но и к увеличению рисков возникновения финансово-экономических кризисов, оказывающих негативное влияние на всех участников мирового сообщества. В связи с этим одной из сторон международного экономического сотрудничества в настоящее время является взаимодействие по предупреждению и преодолению финансово-экономической нестабильности.

Международно-правовые нормы, направленные на регулирование такого сотрудничества, формируют самостоятельный правовой институт в рамках международного экономического права, предметом которого выступают двусторонние и многосторонние отношения, связанные с предоставлением финансирования в целях покрытия дефицита государственного бюджета и предотвращения иных форм финансовой нестабильности, отношения, связанные с созданием и финансированием международных организаций, деятельность которых направлена на предупреждение и преодоление финансово-экономических кризисов, отношения в сфере предупреждения финансово-экономических кризисов и др.1 Процесс формирования международно-правовых норм, составляющих данный институт, закономерности и особенности данного процесса, яв-

ляются предметом рассмотрения настоящей статьи.

Определение отправной точки начала процесса формирования международно-правовой базы поддержания финансово-экономической стабильности можно осуществлять, руководствуясь различными историко-правовыми реалиями. Отдельные вторы указывают на то, что элементы международно-правового регулирования в данной сфере были заложены еще в XIX веке в период, когда хозяйственные системы разных стран только начинали свое движение в сторону глобализации, а взаимная зависимость государств в экономической сфере не была так очевидна. В частности, В.А. Коннов предлагает рассматривать в качестве отправной точки в вопросах международно-правового регулирования указанной сферы отношений создание норм, обеспечивавших во второй половине XX века урегулирование внешнего долга Египта и Османской Империи2. В работе данного автора отмечается, что экономическая и правовая модель урегулирования египетского и османского государственного долга изначально носила дискриминационный характер с опорой на элементы политики колониализма, но соглашения, выработанные в рамках данного процесса, были направлены именно на преодоление финансово-экономического долгового кризиса, хотя и с учетом интересов только одной стороны — кредитора.

Не оспаривая указанного мнения об элементах международно-правового регулирования в случае египетского и османского долга, полагаем, что формирование международно-правовых основ сотрудничества по предупреждению и преодолению финансово-экономических кризисов относится к более позднему периоду, а именно к середине ХХ века.

Во второй половине XIX — первой половине ХХ века отношения государств в рассматриваемой области строились, в основном, на внедоговорных актах — решениях международных конференций, резолюциях, декларациях. Практический эффект от их принятия был невысоким как в части возврата внешних долгов, так и в части урегулирования финансово-экономической нестабильности не смотря на то, что предусматриваемые меры нередко обеспечивались санкциями. В частности, положения Каннской резолюции, принятой на конференции европейских государств в январе 1922 г., предусматривали, что предоставление капитала для оказания помощи какой-либо стране должно быть обусловлено обеспечение их инвестиций. Данное положение, касавшееся Советской России, не имело практических последствий во многом в силу того, что не было оформлено в виде международного договора3.

Кроме того, подтверждением несформированно-сти международно-правовой базы предупреждения и преодоления финансово-экономических кризисов может служить то, что в период острой фазы мирового экономического кризиса 1929-1934 гг. государства самостоятельно выходили из сложившейся ситуации, не оказывали друг другу помощь и не заключали соответствующих договоров. Правовой и экономический изоляционизм данного периода был вызван во многом тем, что к началу кризиса не существовало каких-либо существенных и подкрепленных правовыми актами договоренностей о взаимной поддержке и помощи.

Вместе с тем, уже в начале ХХ века были заключены отдельные международные договоры, которые, не касаясь напрямую вопросов урегулирования финансово-экономических кризисов, тем не менее, закладывали фундамент, общие основы международно-правового регулирования в данной сфере. К таким актам, в частности, можно отнести Конвенцию об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам от 18 октября 1907 г.4 В соответствии с данным документом, который в большей степени можно отнести к источникам международного гуманитарного права, государства отказываются от применения вооруженной силы в процессе истребования долгов с иностранного государства. При этом в договоре закрепляется исключение из данного правила, в соответствии с которым, когда государство-должник отвергает, а равно оставляет без ответа предложения о проведении третейского разбирательства, уклоняется от исполнения решения, принятого в ходе такого разбирательства, государство-кредитор имеет право применять силу для взыскания долгов. Данные положения заложили основу несилового урегулирования государ-

ственной задолженности, в том числе в условиях государственных финансово-экономических кризисов. В настоящее время практически ни одна ситуация с урегулированием внешнего долга не разрешается с помощью вооруженной силы, что можно считать одним из элементов фундамента регулирования отношений в рассматриваемой сфере.

Формирование более полной и предметно ориентированной договорной международно-правовой основы предупреждения и преодоления финансово-экономических кризисов начинается с момента создания новых международных финансовых институтов после Второй мировой войны. В частности, это относится к созданию Международного Валютного Фонда (далее — МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) и Международного Банка Реконструкции и Развития (далее МБРР). Уставные документы данных организаций предусматривали решение задач, направленных на снижение рисков кризисных явлений, порождаемых чрезмерным бюджетным дефицитом и неспособностью государства рефинансировать свои прежние заимствования. В частности, в Статьях Соглашения МВФ (п. v ст. I) отмечается, что задачей организации является обеспечение государствам-членам возможности исправления диспропорций в их платежных балансах за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне5. Конвенция о создании Организации европейского экономического сотрудничества 1948 г. (ст. 7) обязывала каждую из договаривающихся сторон предотвращать или противодействовать опасности инфляции, принимать меры для поддержания стабильности своей валюты и своего внутреннего финансового положения6. Формы деятельности и цели МВФ, ОЭСР и МБРР были различны. Преимущественная роль МВФ в международном антикризисном регулировании сводилась к выделению финансирования государствам-членам на принципах возвратности и платности, т.е. на основных принципах кредитования. Деятельность МБРР предполагала большей частью кредитование и оказание безвозмездной помощи государствам, чьё экономическое положение является крайне сложным. ОЭСР формировала условия для развития реального сектора — свободных и конкурентных рынков товаров и услуг. Не смотря на явные различия в целях и задачах организаций, именно их деятельность способствовала становлению и развитию международно-правовых норм, направленных на предотвращение финансово-экономической нестабильности, а также практики их реализации.

Первыми антикризисными мерами, выработанными и реализованными на основе положений уставов двух указанных выше организаций, явились меры в рамках так называемого «Плана Маршала» для послевоенной Германии и других европейских стран. Реа-

лизация данных мер, направленных на восстановление экономики этих стран, осуществлялась как в рамках реального сектора, так и в рамках сектора финансовых услуг. В любом случае указанные меры касались выделения средств из международных источников как на основе возвратности и платности, так и на безвозмездной основе. С правовой точки зрения основой для реализации антикризисных мер служили внутригосударственные законодательные акты отдельных стран (к примеру, Закон США о европейском восстановлении от 2 апреля 1948 г.7), акты МВФ и ОЭСР. Таким образом, международно-правовое антикризисное регулирование являлось в данной ситуации лишь одним из многих элементов и форм регулирования, основанных на сочетании применения внутригосударственных и международных норм.

На протяжении 50-70-х годов ХХ века мировая экономика пережила несколько локальных и глобальных финансово-экономических кризисов, затронувших многие государства мира в результате усложнения экономических связей, роста иностранных инвестиций, формировании взаимной зависимости в рамках международного разделения труда8. Ответом на эти кризисы стало дальнейшее развитие международно-правового регулирования в области поддержания финансово-экономической стабильности, прежде всего на основе норм МВФ и Группы Всемирного Банка. В отличие от мер, применявшихся в рамках «Плана Маршалла», урегулирование кризисов в данный период стало осуществляться в основном на основе норм международного права.

Одним из направлений развития международного антикризисного регулирования в данный период можно считать внесение поправок в Статьи соглашения МВФ, осуществленные на основе решений Ямайской валютной конференции 1976 г. В контексте урегулирования финансово-экономических кризисов данные поправки усовершенствовали механизмы предоставления финансирования государствам участникам для покрытия дефицита национального бюджета. В числе таких мер было введение внутренней валюты МВФ — специальных прав заимствования — в качестве валюты-посредника, а также институализация решениями Исполнительного совета новых механизмов предоставления финансовой помощи.

В частности, были окончательно закреплены так называемые обычные механизмы (Tranche Policies) — механизмы, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ: механизм резервной доли и механизм кредитных долей. Первый из названных механизмов заключался в том, что при уменьшении валюты страны на счете общих ресурсов до уровня, меньшего ее квоты, разница образует резерв-

ную позицию или позицию по резервной доле. Государство может в любой момент произвести покупку в рамках своей резервной доли. Второй механизм — механизм — кредитных долей предполагал, что средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре транша, составляющие по 25% квоты. Таким образом, в соответствии с этими положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты9. Обычные механизмы обеспечивают текущее финансирование, предоставляемое МВФ в ситуациях, когда потребность государства в средствах не так остра. На практике это означает, что кризиса как такового еще нет, но государство испытывает некоторые трудности с бюджетным дефицитом или платежным балансом.

В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века международно-правовое регулирование в сфере предупреждения и преодоления финансово-экономических кризисов было дополнено рядом решений МВФ, ин-ституализировавших специальные и экстренные механизмы финансирования. Эти решения были в первую очередь связаны с необходимостью поддержки восточноевропейских стран, осуществлявших переход к рыночной экономике, и испытывавших серьезные трудности в проведении реформ. В частности, такими решениями стали решения о создании в апреле 1993 г. временного Механизма финансирования системных (структурных) преобразований. Он предполагал, что государства-члены могли получать средства в размере до 50% величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. дол.)10. Данный, и иные специальные и чрезвычайные механизмы позволили восточноевропейским государствам получить необходимые финансовые ресурсы, и реформировать свои экономические системы.

Таким образом, становление и развитие международно-правовых норм в области поддержания финансово-экономической стабильности на универсальном уровне происходило, в основном в рамках соглашений и решений двух международных организаций — МВФ и МБРР. Именно данные организации сформировали международно-правовую основу оказания международной финансовой помощи, основные принципы и формы антикризисного регулирования, разработали и применяли соответствующие меры на практике.

Следует отметить, что в 90-е годы ХХ века отдельные элементы международно-правового регулирования в сфере обеспечения финансово-экономической

стабильности стали проявляться в документах региональных международных организаций. В частности, это относится к Европейскому Экономическому Сообществу и Европейскому Союзу.

В частности, в 1997 г., государствами-членами ЕС был заключен Пакт стабильности и роста (Stability and Growth Pact, SGP )п — международный договор в рамках актов третичного права международной организации. Этот документ был предназначен для совместного урегулирования и согласования экономической и бюджетной политики, создания механизмов поддержания стабильности взаимозависимых экономик государств-членов. С юридической точки зрения, данный договор включал резолюцию Европейского Совета, принятую в 17 июня 1997 г. и два распоряжения Совета Европейского Союза, отданных 7 июля 1997 г. В распоряжениях излагались основные условия проведения бюджетной политики государств-участников, а также возможные санкции, применяемые к государствам-нарушителям. Содержанием предложенных мер в области поддержания стабильности стало основой для всех последующих мер в области поддержания финансово-экономической стабильности в ЕС и предупреждения кризисов. В частности, предусматривались максимальные размеры бюджетного дефицита по отношению к размеру Валового внутреннего продукта страны (ВВП), а также максимальные размеры государственного долга к ВВП. Следует отметить, что на практике многие страны (включая ведущие — например, Францию) не смогла соответствовать заявленным требованиям, что сделало в итоге весь Союз более уязвимым перед лицом глобального финансово-экономического кризиса в 2008 г.

В условиях мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. начался новый этап в развитии международно-правового регулирования мер по поддержанию финансовой стабильности, который характеризуется усилением региональной составляющей. В данный период были институализированы или серьезно модернизированы региональные антикризисные механизмы, такие как Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Европейский стабилизационный механизм и т.д. Кроме того, на универсальном уровне в 2009 г. был создан центр согласования воли 20 ведущих государств мира непосредственно по вопросам поддержания финансово-экономической стабильности — Совет по финансовой стабильности (СФС). Указанные события свидетельствуют, что международно-правовое регулирование в области предупреждения и преодоления финансово-

экономических кризисов становится в настоящее время самостоятельным направлением регулирования в системе международного экономического права.

Таким образом, анализ становления и развития международно-правового регулирования в сфере предупреждения и преодоления финансово-экономических кризисов позволяет констатировать, что определяющую роль в формировании международно-правовой основы урегулирования финансово-экономических кризисов сыграли универсальные международные финансовые организации, такие как МВФ и Группа Всемирного Банка. Формирование международных норм в данной области происходило и происходит по нисходящей: от более универсальных форм регулирования к более мелким — региональным и двусторонним. При этом универсальный уровень регулирования продолжает оставаться важнейшим и определяющим основные направления развития международного права в данном направлении.

1 См. более подробно: Коннов В.А. Предмет, метод и содержание института антикризис-ных мер в международном экономическом праве // Международное публичное и частное право. 2013, № 1. С 8-12.

2 См.: Коннов В.А. Международно-правовые аспекты урегулирования внешнего долга Египта и Османской империи во второй половине XIX — начале XX века // Вестник Мос-ковского университета МВД России. 2013, № 7. С. 164-170.

3 См.: Любимов Н.Н., Эрлих А.Н. Генуэзская конференция: Воспоминания участников. М., 1962. С. 38-39.

4 Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам от 18 октября 1907 г. // Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений в области международного гуманитарного права. М., 2001. С. 28-29.

5 См.: Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда от 22 июля 1944 г. — www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/ index (Дата обращения 02.05.2014 г.).

6 См.: Конвенция о создании Организации европейского экономического сотрудничества 1948 г. — http://www. cvce.eu/content/publication/1999/1/1/769de8b7-fe5a-452c-b418-09b068bd748d/publishable_en.pdf (Дата обращения 02.05.2014 г.).

7 См.: American Law on the Economic Cooperation Act—http:// www.cvce.eu/obj/american_law_on_the_economic_cooperation_ act_3_april_1948-en-802c9050-17e0-4479-8220-ecad11d46f98. html — (Дата обращения 02.05.2014 г.).

8 Экономический кризис 1957 — 1958 гг., охвативший США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Экономический кризис, начавшийся в США в конце 1973 г., затронувший помимо США Японию, ФРГ, Великобританию, Францию Италию и другие страны.

9 См. более подробно: АндроноваИ.В. Международный валютный фонд: вчера, сегодня, завтра. Вестник международных организаций. 2007. № 6. С. 34-54.

10 См.: Андронова И.В. Указ. раб. С. 43-44.

11 См.: Resolution of the European Council on the Stability and Growth Pact Amsterdam, 17 June 1997. OJ C 236, 02/08/1997, p. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.