Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ НА ЮГЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР НА ПРОТЯЖЕНИИ XX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ НА ЮГЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР НА ПРОТЯЖЕНИИ XX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальное образование / логопедическая наука / подготовка дефектологов / научная деятельность / логопедия / история логопедии / логопеды / special education / logopedic science / training defectologists / scientific activity / logopedics / history of logopedics / logopedists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марина Александровна Галан

Развитие научного знания в области логопедии на юге Российской империи и СССР — сложный и противоречивый процесс. Его понимание возможно только через призму исторических, экономико-культурных, социальных условий развития этой территории, изучения и анализа всего комплекса процессов, протекавших в ХХ в. Ретроспективный анализ развития логопедии в обозначенный временной период позволит осмыслить историческое, теоретико-методологическое наследие, характер интегративных процессов, происходящих в логопедии на основе ее межсистемных и внутри-системных связей с другими областями научного знания, оценить вклад исследователей в развитие данной научной области. Руководствуясь вышесказанным, можем утверждать, что сегодня чрезвычайно актуализируется проблема объективного анализа историко-педагогического наследия, осмысления и целесообразного использования позитивных идей прошлого. В статье рассмотрены этапы становления системы специального образования на территории Северного Причерноморья. Проведен анализ научных исследований отечественных ученых, которые занимались изучением вопросов развития и реформирования специального образования. Изучены вопросы становления системы коррекционного образования на указанной территории в историческом аспекте. Очерчены основные направления, по которым осуществлялась подготовка дефектологов. Сделан акцент на необходимости критического анализа историко-педагогических условий развития логопедической науки на южных территориях России как некоторого опыта для творческого осмысления в ходе современного развития логопедии в сложившейся социально-экономической, общественно-политической и культурологической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марина Александровна Галан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LOGOPEDICS IN THE SOUTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE AND USSR IN THE 20TH CENTURY: A HISTORICAL OVERVIEW

The development of scientific knowledge in the field of logopedics in the south of the Russian Empire and the USSR is a complex and contradictory process. Its understanding is possible only through the prism of historical, economic, cultural, and social conditions of the development of this territory, and exploration and analysis of the entire complex of processes taking place in the 20th century. A retrospective analysis of the development of logopedics in the designated time period will make it possible to assess the historical, theoretical and methodological heritage, the nature of the integrative processes occurring in logopedics on the basis of its intersystemic and intrasystemic connections with other areas of scientific knowledge, and to evaluate the contribution of researchers to the development of the science of speech pa-thology. On the basis of this, it is possible to argue that today, the issue of objective analysis of the historico-pedagogical heritage and rational use of the positive ideas of the past is especially urgent. The article examines the stages of formation of the special education system in the Northern Black Sea region, and identifies the main areas of its modernization and improvement. The work of domestic scholars who were involved in the development and reform of special education has been analyzed. An analysis was made of the formation of the special education system in the territory from a historical perspective. The study outlines the main specializations for which defectologists were trained. An accent is made on the need to carry out a critical analysis of the historico-pedagogical conditions for the development of logopedics in the southern territories of Russia as some experience for creative comprehension in the course of the modern development of logopedics in the modern socio-economic, socio-political and cultural situation.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ НА ЮГЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР НА ПРОТЯЖЕНИИ XX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Специальное образование. 2024. № 2 (74). Special Education. 2024. No 2 (74).

УДК 378.147+3 76.3 7(47) (091)

ББК Ч448.987+ Ч457.3(2) ГРНТИ 14.29.29; 14.09.43 Код ВАК5.8.3 Марина Александровна Галан Marina A. Galan

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ НА ЮГЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР НА ПРОТЯЖЕНИИ XX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Херсонский государственный педагогический университет, Херсон, Россия, maral822@mail.ru, SPIN-код: 3079-9735

Аннотация. Развитие научного знания в области логопедии на юге Российской империи и СССР — сложный и противоречивый процесс. Его понимание возможно только через призму исторических, экономико-культурных, социальных условий развития этой территории, изучения и анализа всего комплекса процессов, протекавших в ХХ в. Ретроспективный анализ развития логопедии в обозначенный временной период позволит осмыслить историческое, теоретико-методологическое наследие, характер интегративных процессов, происходящих в логопедии на основе ее межсистемных и внутрисистемных связей с другими областями научного знания, оценить вклад исследователей в развитие данной научной области. © Галан М. А., 2024

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LOGOPEDICS IN THE SOUTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE AND USSR

IN THE 20th CENTURY: A HISTORICAL OVERVIEW

Kherson State Pedagogical University, Kherson, Russia, maral822@mail.ru, SPIN: 30799735

Abstract. The development of scientific knowledge in the field of logopedics in the south of the Russian Empire and the USSR is a complex and contradictory process. Its understanding is possible only through the prism of historical, economic, cultural, and social conditions of the development of this territory, and exploration and analysis of the entire complex of processes taking place in the 20th century. A retrospective analysis of the development of logopedics in the designated time period will make it possible to assess the historical, theoretical and methodological heritage, the nature of the integrative processes occurring in logopedics on the basis of its intersystemic and intra-systemic connections with other areas of scientific knowledge, and to evaluate the contribution of researchers to the devel-

Руководствуясь вышесказанным, можем утверждать, что сегодня чрезвычайно актуализируется проблема объективного анализа историко-педа-гогического наследия, осмысления и целесообразного использования позитивных идей прошлого.

В статье рассмотрены этапы становления системы специального образования на территории Северного Причерноморья. Проведен анализ научных исследований отечественных ученых, которые занимались изучением вопросов развития и реформирования специального образования. Изучены вопросы становления системы коррекционного образования на указанной территории в историческом аспекте. Очерчены основные направления, по которым осуществлялась подготовка дефектологов. Сделан акцент на необходимости критического анализа историко-педагоги-ческих условий развития логопедической науки на южных территориях России как некоторого опыта для творческого осмысления в ходе современного развития логопедии в сложившейся социально-экономической, общественно-политической и культурологической ситуации.

Ключевые слова: специальное образование, логопедическая наука, подготовка дефектологов, научная деятельность, логопедия, история логопедии, логопеды.

Информация об авторе: Галан Марина Александровна, заместитель декана педагогического факультета, Херсонский государственный педагогический университет; адрес: 273003, Россия, Херсонская обл., Херсон, ул. Университетская, 27; email: maral 822@mail.ru.

Для цитирования: Галан, М. А. Становление и развитие логопедии на юге Рос-

opment of the science of speech pathology.

On the basis of this, it is possible to argue that today, the issue of objective analysis of the historico-pedagogical heritage and rational use of the positive ideas of the past is especially urgent.

The article examines the stages of formation of the special education system in the Northern Black Sea region, and identifies the main areas of its modernization and improvement. The work of domestic scholars who were involved in the development and reform of special education has been analyzed. An analysis was made of the formation of the special education system in the territory from a historical perspective. The study outlines the main specializations for which defectologists were trained. An accent is made on the need to carry out a critical analysis of the historico-pedagogical conditions for the development of logopedics in the southern territories of Russia as some experience for creative comprehension in the course of the modern development of logopedics in the modern socio-economic, sociopolitical and cultural situation.

Keywords: special education, logo-pedic science, training defectologists, scientific activity, logopedics, history of logopedics, logopedists.

Author's information: Galan Marina Aleksandrovna, Deputy Dean of the Pedagogical Faculty, Kherson State Pedagogical University, Kherson, Russia.

For citation: Galan, M. A. (2024). Formation and Development of Logopedics in the

сийской империи и СССР на протяжении XX века: исторический обзор / М. А. Галан. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2024. — № 2 (74). — С. 118-128.

Изменение геополитической ситуации на территории Северного Причерноморья, а также частое реформирование и постоянные динамические изменения в системе специального образования России активно способствуют тому, что всё более актуальным становится изучение исторических предпосылок обучения и воспитания лиц с нарушением психофизического развития, становления и развития специального образования, подготовки высшими учебными заведениями специалистов в области специального образования и воспитания, и как одного из основных направлений — научной деятельности ученых в области логопедической науки. Без обоснованного анализа историко-педагоги-ческого процесса развития специального образования невозможно целостное понимание современных идей научно-исследовательского компонента подготовки и деятельности профессиональных кадров специального образования, достаточно сложно усовершенствовать существующие методики, системы и методы подготовки специалистов и т. д.

Цель статьи — проанализировать становление и развитие лого-

Southern Regions of the Russian Empire and USSR in the 20th Century: a Historical Overview. Special Education, 2(74), pp. 118-128. (In Russ.).

педии на юге Российской империи и СССР на протяжении XX века в историческом аспекте.

Анализ существующих литературных источников свидетельствует, что именно со второй половины и до конца XIX века наблюдалось формирование гражданской и научной мысли о необходимости обучения и воспитания детей с нарушениями психофизического развития. Еще в дореволюционные годы ученые и общественность не единожды обращали внимание на необходимость организации коррекци-онной помощи детям с нарушениями психофизического развития, в частности логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи (Н. Богданов-Березовский, Х. Лагузен, Г. Неткачев, Ф. Рау, И. Сикорский, И. Хмелевский), на разнообразных научных конференциях, съездах освещали эти вопросы в научных монографиях и периодических изданиях [6; 8]. Именно это и поспособствовало возможности разработки и научного обоснования новых направлений коррекционной помощи и, как следствие, определило осознание необходимости подготовки профессиональных дефектологиче-

ских кадров на уровне высших учебных заведений.

Свидетельством начала организации высшего дефектологического образования может служить открытие в 1908 году Фребелев-ского женского педагогического института в г. Киеве, где впервые на юге Российской империи началась подготовка учителей-дефек-тологов. Основателем и первым директором этого института был профессор Иван Алексеевич Си-корский, заведующий кафедрой психиатрии и нервных заболеваний Киевского университета св. Владимира [4; 5].

15 июля 1920 года Управлением высших школ города Киева принято постановление о создании Киевского института народного образования (КИНО) на базе историко-филологических факультетов Киевского университета св. Владимира и высших женских курсов, которые функционировали в г. Киеве [1]. Советом профессоров институту было присвоено имя М. П. Драгоманова. Сначала в составе института было только три факультета: школьный, дошкольный, лечебно-педагогический (декан Ф. З. Шнэерсон).

В 1920/1921 учебном году в институте был создан факультет социального воспитания, в структуру которого вошли такие отделения, как школьный, дошкольный и лечебно-педагогический, где готовили специалистов для работы

с «умственно-дефективными, морально-дефективными, глухонемыми и слепыми детьми» (1921— 1924 гг. — декан Г. С. Костюк) [13].

В 1924 году лечебно-педагогическое отделение факультета социального воспитания было закрыто. Согласно отчету Киевского института народного образования за 1924 год, лечебно -педагогическое отделение окончили 25 лиц; всего за четыре года его функционирования состоялось два выпуска — 65 дефекто-логов широкого профиля, которые должны были работать в специальных образовательных учреждениях с разными категориями детей с особенностями психофизического развития. Следует отметить, что распределение сту-дентов-дефектологов по нозоло-гиям (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) не происходило, и это являлось значительным недостатком подготовки дефектологических кадров в высшей школе. «...Следует заметить, что подготовка работников для учреждений дефективного детства была организована во врачебно -педагогических кабинетах и на специальных семинарах и курсах для врачей и педагогов» [7, с. 136].

С 1925 по 1929 год дефектологическое отделение Киевского института народного образования

не осуществляло свою деятельность.

Следует отметить, что в начале ХХ столетия активно начали создаваться гражданские организации — Украинское товарищество глухих (УТОГ), Украинское товарищество слепых (УТОС). Тогда же необходимой и важной формой образования будущих педагогов-дефектологов стали курсы по подготовке специальных кадров, повышения квалификации и стажировок лечебно-педагогического персонала, которые требовали научного обоснования. Такая работа проводилась на базе лечебно-педагогических кабинетов Киева, Одессы, Харькова, Екатеринослава и Одесской научно-исследовательской кафедры педологии (педагогический институт) [11].

В 1929/1930 уч. г. Киевский институт народного образования возобновил подготовку дефектоло-гов на психолого-педагогическом факультете. В учебный план дефектологического отделения среди других дисциплин была введена «Логопатия». В этом же учебном году в Харьковском институте социального воспитания на третьем курсе, помимо других предметов, изучалась «Логопедия». В учебном плане 6-месячных курсов по подготовке учителей вспомогательных школ (при Одесском лечебно-педагогическом институте), начиная с 1931 года,

преподавался интегрированный курс «Основы педагогики слепых и логопатов» [12; 13].

В 1934 году ведущее дефектологическое отделение в Украине, которое занималось подготовкой дефектологов, было закрыто. За время работы дефектологического отделения (19291934 гг.) было подготовлено 64 дефектолога [11].

В связи с постановлением Совета Народных Комисаров УССР от 20 августа 1939 года об общем обязательном обучении аномальных детей актуальным стал вопрос о необходимости подготовки учи-телей-дефектологов. В связи с этим в Киевском педагогическом институте открывается дефектологический факультет. Наравне с изучением отдельных курсов по специальной психологии и педагогике предусматривалось овладение методиками преподавания некоторых общеобразовательных предметов. Была введена педагогическая практика в специальных школах с отрывом от обучения. Открытие самостоятельного факультета позитивно повлияло на увеличение набора студентов и улучшение качества их подготовки. В частности, в новых учебных планах и программах были расширены курсы специальных психолого-педагогических дисциплин за счет сокращения медицинских курсов и увеличен срок обучения студентов до четырех лет [10].

Деканом педагогического факультета, в составе которого была возобновлена подготовка дефек-тологов, был известный ученый-психолог, профессор, академик Г. С. Костюк (сентябрь 1930 — июнь 1932 гг.). В 1932-1934 гг. деканом факультета был профессор Д. Ф. Николенко. С 1939 по 1941 г. деканом факультета был П. Г. Мельников. В 1946-1952 гг. деканом вновь открытого дефектологического факультета был доцент А. М. Смалюга. С 1952 по 1964 г. дефектологический факультет был закрыт и будущих дефек-тологов обучали на дефектологическом отделении при педагогическом факультете (декан — профессор Д. Я. Шелухин). В 50-х гг. возникла необходимость улучшить подготовку учителей-дефектоло-гов, изменить учебные планы и программы, поскольку в них значительное количество часов отводилось другой специальности (учитель младших классов массовой школы). Профессиональную подготовку будущих учителей-дефектологов осуществляла кафедра специальной педагогики (позднее — кафедра дефектологии), на должность заведующего которой приказом Министерства образования УССР был назначен известный теоретик и историк общей педагогики доцент Литвинов Степан Андреевич [16].

В разработке учебных планов и программ по специальным дис-

циплинам для подготовки дефек-тологов принимали участие преподаватели профильной кафедры. Новыми учебными планами и программами, утвержденными в 1956 г., предусматривалось предоставить студентам отдельные курсы по методике преподавания всех предметов, которые изучаются в специальных школах, обеспечить им прочные знания по медицинским дисциплинам и продолжить педагогическую практику с отрывом от обучения до 15 недель. Студенты получали еще одну специальность «учитель русского и украинского языка и литературы». Увеличился срок обучения, что было значительным шагом в усовершенствовании подготовки высококвалифицированных учителей-дефектологов.

В 1964 г. дефектологический факультет начинает работать как самостоятельный факультет КГПИ имени А. М. Горького (декан — доцент Наталья Федоровна За-сенко, позднее — доцент Клавдия Михайловна Турчинская). Впервые в СССР на факультете начали готовить кадры по специальности «учитель профессионально-трудового обучения». Это стало новым позитивным явлением в развитии высшего дефектологического образования. Подготовку дефектологов начали реализовы-вать через заочную форму обучения. Название кафедры специальной педагогики было измене-

но на кафедру дефектологии, заведующим которой был доцент М. Д. Ярмаченко. В 1965 г. эта кафедра делится на две самостоятельные кафедры: сурдопедагогики и логопедии, а также олигофренопедагогики и психопатологии. Именно в этот период увеличивается прием студентов на стационарную и заочную форму обучения, качественно растет профессиональный состав преподавателей [2].

Подготовке высококвалифицированных специалистов на кафедрах дефектологического факультета в значительной мере способствовали творческие связи его кафедр с отделением дефектологии Научно-исследовательского института педагогики Украины, с Институтом дефектологии АПН СССР. Значительную помощь в подготовке кандидатских диссертаций как руководители и консультанты предоставили преподаватели факультета доктора педагогических наук, профессоры И. Г. Еременко, Н. Д. Ярмаченко, кандидат педагогических наук, доцент В. М. Синёв. С 1974 по 1977 г. деканом факультета, а с 1977 по 1986 г. заведующим кафедрой олигофренопедагогики и психопатологии был профессор А. И. Селецкий. С 1977 по 1980 г. деканом дефектологического факультета был выпускник кафедры олигофренопедагогики (1965 года) доцент Виталий Иванович Бон-

дар, с 1980 по 1983 г. — доцент А. Г. Слюсаренко. Факультет готовил педагогические кадры по специальности 03.10 «Дефектология».

Выпускниками кафедры сурдопедагогики и логопедии были учителя начальных классов, русского (украинского) языка и литературы школ глухих и слабослышащих и сурдопедагогов специальных дошкольных учреждений. Факультет и его кафедры не только подготавливали дефекто-логов для специальных школ, но и предоставляли действенную помощь в подготовке учителей для специальных школ Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Молдовы и других республик СССР [15]. Учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс обеспечивали как преподаватели двух профильных кафедр: сурдопедагогики и логопедии (заведующий профессор Н. Ф. За-сенко) и олигофренопедагогики (заведующий доцент К. М. Турчин-ская), так и ведущие специалисты научно-исследовательских институтов педагогики и психологии УССР; в частности, профессоры М. Д. Ярмаченко, А. М. Гольдберг, И. С. Моргулис, старшие научные сотрудники, кандидаты педагогических наук С. Д. Максименко, Н. М. Стадненко, Д. Ф. Николен-ко, М. А. Козленко, а также опытные сотрудники специальных школ [2].

С 1983 по 2002 г. деканом факультета работал доцент И. П. Колесник.

В связи с тем, что в 1980-1990 гг. в филологических науках разрабатывается лингвистический подход, а логопедия как отрасль научных знаний во всех временных периодах испытывает сильнейшее влияние мировых научных течений в других сферах науки, в его контексте были определены основные направления теоретических исследований логопедии: педагогический и психолингвистический. В результате проведенных исследований по этим направлениям доктором педагогических наук, профессором Е. Ф. Со-ботович и ее научной школой была разработана «концепция моторной алалии как сложного языкового расстройства. Исследования Евгении Федоровны выявили сложный и своеобразный характер недоразвития интеллектуальной деятельности у детей с моторной алалией. Ей принадлежит приоритет в разработке психолингвистической модели развития речи в онтогенезе, в котором раскрыта динамика развития психолингвистических механизмов речевой деятельности, формирования языковых структур» [4, с. 45].

Характерной тенденцией студенческой научно-исследовательской работы этого периода было то, что при большом количестве

студентов, которые принимали участие в научно-исследовательской работе, показатели ее эффективности уменьшались. Серьезным препятствием в организации этой работы была несовершенная материально-техническая база для проведения исследований и значительная недостаточность учебно-методических пособий по специальному образованию, в том числе и отечественной литературы по проблемам нарушений речи и их коррекции.

В конце описываемого периода ведущей тенденцией было расширение круга научной проблематики трудов отечественных ученых в направлении диагностики и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста, обусловленное упорядочением существующих и открытием новых дошкольных групп, что, безусловно, отразилось на качестве научно-теоретического обоснования коррекционной работы при различных нарушениях речи.

В 1991 г. происходит политический раскол, и Украина выходит из состава СССР. Ухудшение экономического положения в условиях социально-политической нестабильности, а также экологическая катастрофа (авария на Чернобыльской АЭС 1986 г.) привели к увеличению количества детей с особенностями психофизического развития, что, в свою

очередь, требовало подготовки достаточного количества дефектологических кадров, включая логопедические, и научного обоснования методик обучения, воспитания таких детей и коррекции нарушенных функций и подготовки логопедических кадров в частности [14]. Кризисное экономическое и социальное положение обусловливали замедление скорости издания специальной литературы украинских ученых-дефектологов. Постепенно снова увеличивается набор студентов на дефектологические факультеты, создаются новые учебные планы, открываются новые специальности, пишутся новые учебные программы [3; 9]. Со временем начинают вновь актуализироваться вопросы подготовки и переподготовки логопедических кадров, проводятся семинары, научно-практические конференции.

Выводы

Таким образом, становление и развитие теоретических основ логопедии на юге Российской империи и СССР происходило под влиянием следующих факторов: общественно-политических (война, революционные события, смена правительств и государственного строя страны и т. п.), социально-экономических (упадок и подъем промышленности, увеличение детской заболеваемости), организационно-педагогиче-

ских (развитие специальных учебных заведений, реорганизация научно-исследовательских организаций, выпуск научно-педагогической литературы и т. п.), — которые обусловили особенности процесса протекания и содержания логопедической работы и ее научного осмысления.

Литература

1. Андреев, М. А. Кадровая политика Министерства народного просвещения (март — декабрь 1917 года) / М. А. Андреев. — Текст : непосредственный // Высшее образование в России. — 2012. — № 6. — С. 140-143.

2. Басова, А. Г. История сурдопедагогики: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. — Москва : Просвещение, 1984. — 295 с. — Текст : непосредственный.

3. Бондарь, В. И. Модернизация специального образования в Украине: уроки на будущее / В. И. Бондарь. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2006. — № 3. — С. 67-72.

4. Бумарскова, К. П. История логопедии в лицах. Персоналии : метод. пособие / К. Р. Бумарскова. — Саратов : СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2014. — 70 с. — Текст : непосредственный.

5. Воробьев, В. С. К 175-летию со дня рождения крупного отечественного психиатра и психолога И. А. Сикорского /

B. С. Воробьев. — Текст : непосредственный // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2023. — № 1. — Т. 16. —

C. 82-91.

6. Замский, Х. С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : учеб. пособие / Х. С. Замский. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 363 с. — Текст : непосредственный.

7. Ергин, Ю. В. История Украинской системы педагогического образования:

20-е — начало 30-х годов XX века / Ю. В. Ергин. — Текст : непосредственный // Педагогический журнал Башкортостана. — 2018. — № 5 (78). — С. 130-140.

8. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2 ч. Ч. 1. Западная Европа / Н. Н. Малофеев. — Москва : Печатный двор, 1996. — 182 с. — Текст : непосредственный.

9. Мунчаев, Ш. М. Антироссийская направленность образования современной Украины / Ш. М. Мунчаев. — Текст : непосредственный // Вестник Международного института экономики и права. — 2015. — № 1. — С. 83-96.

10. Никифорова, А. В. Накопление знаний о способах обучения и воспитания дефективных детей и подготовка педагогических кадров дефектологического профиля / А. В. Никифорова. — Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129). — С. 93-96.

11. Одинченко, Л. К. Развитие специального обучения умственно отсталых учащихся в Украине (1918-1941 гг.) : 13.00.03 : дис. ... канд. пед. наук / Один-ченко Лариса Константиновна. — Киев, 1996. — 223 с. — Текст : непосредственный.

12. Ревуцкая, Е. В. История развития логопедии в разных странах / Е. В. Ревуцкая. — Текст : непосредственный // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии : материалы II Междунар. теоретико-методолог. семинара. — Москва, 2010. — С. 35-47.

13. Степанович, Е. П. Становление и развитие высшего специального образования на Украине во второй половине XIX — начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук / Степанович Евгения Петровна. — Киев, 1984. — 359 с. — Текст : непосредственный.

14. Смирнова, Л. В. Актуальные проблемы специального образования: анализ ошибок и пути преобразования / Л. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Коррекцион-но-педагогическое образование. — 2022. — № 4. — С. 5-18.

15. Федорович, Л. А. Новые перспективы подготовки логопедов в высших учебных заведениях Украины: работа с детьми раннего возраста / Л. А. Федорович. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2017. — Т. II. — С. 202205.

16. Шевченко, В. Н. Развитие образования для детей с особыми образовательными потребностями в Украине и Польше в XIX — начале XXI века / В. Н. Шевченко. — Текст : электронный // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. — Минск : [б. и.], 2020. — URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=44637678.

References

1. Andreev, M.A. (2012). Kadrovaya poli-tika Ministerstva narodnogo prosveshcheniya (mart — dekabr' 1917 goda) [Personnel policy of the Ministry of Public Education (March-December 1917)]. Higher education in Russia, 6, 140-143. (In Russ.)

2. Basova, A.G., & Egorov, S.F. (1984). Istoriya surdopedagogiki [History of deaf pedagogy] [A textbook for students of defectology faculties of pedagogical institutes]. Moscow: Enlightenment, 295 p. (In Russ.)

3. Bondar, V.I. (2006). Modernizatsiya spetsial'nogo obrazovaniya v Ukraine: uroki na budushchee [Modernization of special education in Ukraine: lessons for the future]. Defectology, 3, 67-72. (In Russ.)

4. Bumarskova, K.P. (2014). Istoriya logo-pedii v litsakh. Personalii [History of speech therapy in persons. Personalities] [Methodical manual]. Saratov: SSU im. N.G. Chernyshevsky, 70 p. (In Russ.)

5. Vorobyov, V.S. (2023). K 175-letiyu so dnya rozhdeniya krupnogo otechestvennogo psikhiatra i psikhologa I. A. Sikorskogo [To the 175th anniversary of the birth of the great Russian psychiatrist and psychologist I.A. Sikorsky]. Theoretical and experimental psychology, 16(1), 82-91. (In Russ.)

6. Zamsky, Kh.S. (2008). Umstvenno-ot-stalye deti: istoriya ikh izucheniya, vospi-taniya i obucheniya s drevnikh vremen do serediny XX veka [Mentally retarded chil-

dren: The history of their study, education and training from ancient times to the middle of the 20th century] [Textbook] (2nd ed.). Moscow: Academy, 363 p. (In Russ.)

7. Ergin, Yu.V. (2018). Istoriya Ukrain-skoy sistemy pedagogicheskogo obrazova-niya: 20-e — nachalo 30-kh godov XX veka [History of the Ukrainian system of pedagogical education: 20s — early 30s of the XX century] . Pedagogical Journal of Bashkortostan, 5(78), 130-140. (In Russ.)

8. Malofeev, N.N. (1996). Spetsial'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Special education in Russia and abroad] (Part 1: Western Europe). Moscow: Printing House, 182 p. (In Russ.)

9. Munchaev, Sh.M. (2015). Antirossiy-skaya napravlennost' obrazovaniya sovre-mennoy Ukrainy [Anti-Russian orientation of education in modern Ukraine]. Bulletin of MIEP, 1, 83-96. (In Russ.)

10. Nikiforova, A.V. (2013). Nakoplenie znaniy o sposobakh obucheniya i vospitaniya defektivnykh detey i podgotovka pedago-gicheskikh kadrov defektologicheskogo profilya [Accumulation of knowledge about methods of training and education of handicapped children and training of teaching staff of defectology profile]. Vestnik TSPU, 1(129), 93-96. (In Russ.)

11. Odinchenko, L.K. (1996). Razvitie spe-tsial'nogo obucheniya umstvenno otstalykh uchashchikhsya v Ukraine (1918—1941 gg.) [Development of special education for mentally retarded students in Ukraine (19181941)] [Dis. Candidate of Pedagogical Sciences]. Kyiv, 223 p. (In Russ.)

12. Revutskaya, E.V. (2010). Istoriya razvi-tiya logopedii v raznykh stranakh [History of the development of speech therapy in differ-

ent countries]. In Special pedagogy and special psychology: modern problems of theory, history, methodology (Materials of the II International. theoretical and methodologist. seminar, pp. 35-47). Moscow. (In Russ.)

13. Stepanovich, E.P. (1984). Stanovlenie i razvitie vysshego spetsial'nogo obrazovaniya na Ukraine vo vtoroy polovine XIX — nachale XX vv. [Formation and development of higher specialized education in Ukraine in the second half of the 19th — early 20th centuries] [Dis. Candidate of Historical Sciences]. Kyiv, 359 p. (In Russ.)

14. Smirnova, L.V. (2022). Aktual'nye prob-lemy spetsial'nogo obrazovaniya: analiz oshibok i puti preobrazovaniya [Current problems of special education: analysis of errors and ways of transformation]. Correctional pedagogical education, 4, 5-18. (In Russ.)

15. Fedorovich, L.A. (2017). Novye pers-pektivy podgotovki logopedov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Ukrainy: rabota s det'mi rannego vozrasta [New prospects for training speech therapists in higher educational institutions of Ukraine: work with young children]. Special education, 2, 202205. (In Russ.)

16. Shevchenko, V.N. (2020). Razvitie obra-zovaniya dlya detey s osobymi obrazovatel'-nymi potrebnostyami v Ukraine i Pol'she v XIX — nachale XXI veka [Development of education for children with special educational needs in Ukraine and Poland in the 19th — early 21st centuries]. In Collection of scientific articles of the International Scientific and Practical Conference. Minsk. Retrieved from https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44637678 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.