Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ЛОГОПЕДОВ В МПГУ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД'

ПОДГОТОВКА ЛОГОПЕДОВ В МПГУ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ЛОГОПЕДОВ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатьева М. С., Шарипова Н. Ю.

В статье представлен анализ системы подготовки учителей-логопедов на кафедре логопедии Московского педагогического государственного университета. Авторами дана аналитическая характеристика документов, регламентирующих изменения последних лет в системе специального (дефектологического) образования. Рассмотрены государственные образовательные стандарты по направлению Специальное (дефектологическое) образование (профиль Логопедия), обсуждаются особенности их реализации в образовательных программах разных лет с целью актуализации удачных инновационных решений. Предложены к обсуждению направления подготовки учителей-логопедов, сохраняющие, по мнению авторов, традиции логопедического образования и обеспечивающие его фундаментальность, практикоориентированность и результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPEECH THERAPISTS AT MPSU: A RETROSPECTIVE ANALYSIS AND A MODERN APPROACH

The article is devoted to the analysis of speech therapists training at the Speech Therapy Department of Moscow Pedagogical State University. The authors present a characteristic of the documents regulating the recent changes in the system of special (defectological) education. The article examines the state educational standards in the field of Special (defectological) education (profile: Speech Therapy), discusses the features of their implementation in educational programs of different years in order to actualize successful innovative solutions. According to the authors, the directions of speech therapist training proposed for discussion preserve the traditions of speech therapy education and ensure its fundamentality, practical orientation and effectiveness.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ЛОГОПЕДОВ В МПГУ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД»

УДК 376.2 DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-120-132

ББК 74.5

ПОДГОТОВКА ЛОГОПЕДОВ В МПГУ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД1

М. С. Филатьева, Н. Ю. Шарипова

Аннотация. В статье представлен анализ системы подготовки учителей-логопедов на кафедре логопедии Московского педагогического государственного университета. Авторами дана аналитическая характеристика документов, регламентирующих изменения последних лет в системе специального (дефектологического) образования. Рассмотрены государственные образовательные стандарты по направлению Специальное (дефектологическое) образование (профиль Логопедия), обсуждаются особенности их реализации в образовательных программах разных лет с целью актуализации удачных инновационных решений. Предложены к обсуждению направления подготовки учителей-логопедов, сохраняющие, по мнению авторов, традиции логопедического образования и обеспечивающие его фундаментальность, практикоориентированность и результативность.

Ключевые слова: система подготовки логопедов, специальное (дефектологическое) образование, законодательная база РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Для цитирования: Филатьева М. С., Шарипова Н. Ю. Подготовка логопедов в МПГУ: ретроспективный анализ и современный подход // Наука и школа. 2023. № 3. С. 120-132. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-120-132.

1 Работа выполнена в рамках проекта «Научно-методическое обоснование единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефекто-логов».

© Филатьева М. С., Шарипова Н. Ю., 2023

ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License К^^НЗ^Н The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

TRAINING OF SPEECH THERAPISTS AT MPSU: A RETROSPECTIVE ANALYSIS AND A MODERN APPROACH

M. S. Filateva, N. Yu. Sharipova

Abstract. The article is devoted to the analysis of speech therapists training at the Speech Therapy Department of Moscow Pedagogical State University. The authors present a characteristic of the documents regulating the recent changes in the system of special (defectological) education. The article examines the state educational standards in the field of Special (defectological) education (profile: Speech Therapy), discusses the features of their implementation in educational programs of different years in order to actualize successful innovative solutions. According to the authors, the directions of speech therapist training proposed for discussion preserve the traditions of speech therapy education and ensure its fundamentality, practical orientation and effectiveness.

Keywords: Speech therapist training system, special (defectological) education, legislative framework of the Russian Federation, Federal Law „On Education in the Russian Federation", state educational standards of higher professional education.

Cite as: Filateva M. S., Sharipova N. Yu. Training of speech therapists at MPSU: a retrospective analysis and a modern approach. Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 120-132. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-120-132.

Система подготовки логопедов в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) несколько раз преобразовывалась в соответствии с изменениями законодательной базы в области образования Российской Федерации. Последний раз глобальная реформа была предпринята в связи с принятием Государственной Думой РФ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г.

Основная цель принятия этого закона состояла в обеспечении комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, в создании правовых условий для обновления и развития системы отечественного образования в соответствии с современными запросами общества и

государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами страны в сфере образования.

В соответствии с п. 5 ст. 10 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

• среднее профессиональное (срок освоения - не менее двух лет);

• высшее образование: бакалавриат (срок освоения - не менее четырех лет);

• высшее образование: магистратура (срок освоения - не менее двух лет);

• высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура, ординатура (срок освоения - не менее трех лет)1.

В Послании Федеральному собранию от 15 января 2020 г. В. В. Путин

Об Образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Гос. Думой 21.12.2012; одобрен Советом Федерации 26.12.2012]. URL: http://www.kremlin.ru/ а^/Ьапк/36698 (дата обращения: 17.01.2023).

1

упомянул о необходимости сделать образовательный процесс более гибким, отвечающим динамично меняющимся требованиям рынка труда. В связи с этим в 2020 г. в Государственную Думу был внесен законопроект об изменениях в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий процесс модернизации системы высшего образования.

Суть изменений заключается в следующем: первые два года обучения студентам предлагается осваивать общие предметы, подходящие для всех профилей и составляющие общекультурный и информационный базис высшего образования, в конце второго года обучения осуществляется выбор профиля, и последующие два года предназначены для более глубокого изучения профильных предметов, связанных непосредственно с выбранной специальностью или освоением нового направления профессиональной деятельности. Таким образом, данная система сделает возможным получение сразу нескольких квалификаций и даст студентам право формировать индивидуальную образовательную траекторию1.

Для реализации данного подхода Правительство предложило:

• Изменить подход к разработке ФГОС высшего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты будут разрабатываться не только по направлениям подготовки, специальностям и профессиям, но и по укрупненным группам специальностей, по областям профессиональной деятельности и по уровням образования.

• Включать в образовательные программы элементы разных профстандар-

тов высшего образования в зависимости от сферы будущей работы выпускников.

• Дать возможность студентам за время одного срока обучения (4-6 лет, в зависимости от уровня - бакалавриат, специалитет, магистратура) получать несколько квалификаций.

С 1 сентября 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»», согласно которому у студентов появилась возможность получать одновременно несколько квалификаций, менять после II курса профиль обучения и переходить на другие образовательные программы2.

В апреле 2022 г. Болонской группой было объявлено решение о приостановке представительства Российской Федерации во всех структурах Болонского процесса. 7 июня 2022 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 138658-8 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о добровольности участия образовательных организаций высшего образования в Болонском процессе)». В Пояснительной записке законопроекта указывается о целесообразности восстановления возможности реализации программ спе-циалитета по всем специальностям и направлениям подготовки в системе высшего образования3.

Предстоящие изменения в системе высшего образования выявляют необходимость ретроспективного анализа государственных образовательных стандартов по направлению Специальное (дефектологическое) образование

Послание Президента РФ к Федеральному Собранию от 15.01.2020. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 17.01.2023). О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон № 144-ФЗ: [принят Гос. дУмой 18.05.2021; одобрен Советом Федерации 19.01.2021]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46767 (дата обращения: 17.01.2023).

О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о добровольности участия образовательных организаций высшего образования в Болонском процессе): Законопроект № 138658-8 [зарег. 07.06.2022]. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/138658-8#bh_hron (дата обращения: 17.01.2023).

1

2

3

(профиль Логопедия) и особенностей реализации их в образовательных программах разных лет с целью актуализации удачных инновационных решений последнего десятилетия, с одной стороны, и определения направлений для сохранения традиций логопедического образования, с другой.

Подготовка логопедов в МПГУ (ранее МГПИ им. В. И. Ленина) осуществляется с 1946 г. В этом году по инициативе дефектологического факультета, и в частности профессора Ф. А. Рау, открывается первое в стране отделение логопедии. Это было обосновано кадровым дефицитом учителей-логопедов в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях. До этого времени студенты, обучающиеся на дефектологическом факультете, получали общую логопедическую подготовку внутри освоения квалификаций по трем областям специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика).

Для отделения логопедии был разработан специальный учебный план, в содержании которого были предусмотрены дисциплины как общественно-политического и общепедагогического циклов, так и специальные, логопедические дисциплины (введение в логопедию, теория логопедии, история логопедии, специальные методики логопедической работы, логопедическая практика в разных учреждениях, клиника слухоречевых расстройств, физиология и патология звуков речи). Кроме того, значительное количество часов отводилось медицинским дисциплинам: анатомии, физиологии и патологии ЦНС, общей патологии, оториноларингологии, основам психиатрии и физиологии ВНД. Окончившим отделение присваивалась квалификация учитель-логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.

В 1955 г. был составлен проект нового учебного плана, по которому предполагалось усилить дефектологическую подготовку студентов при сохранении

двойного профиля. При сохранении учебных предметов (общественно-политических, общепедагогических и психологических, лингвистических и филологических, медицинских, специально-педагогических и психологических направлений) были внесены существенные изменения в их содержание. Теоретические знания студенты-логопеды закрепляли в ходе дифференцированной педагогической практики с детьми, имеющими разные нарушения речи. С 1959/60 учебного года студентам логопедического отделения стала присваиваться квалификация специалиста: учитель-логопед школьных, дошкольных и медицинских учреждений.

С 1980 г. логопедическая подготовка в МГПИ им. Ленина вернулась к двух-профильному образованию. В этот период значительно усилилась филологическая подготовка студентов-логопедов, так, изучение русского языка стало осуществляться в течение 5 лет, увеличились часы на изучение литературы и литературоведения, специальных методик преподавания русского языка и литературы. Студентам присваивалась квалификация учитель-логопед, учитель русского языка и литературы в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи [1].

В 1990 г. МГПИ стал педагогическим университетом (МПГУ). Примерно с этого периода в дипломах наших выпускников появляется запись о дополнительной специализации «Филология», а квалификация звучит следующим образом: учитель-логопед, учитель русского языка и литературы.

С 2000 г. кафедра логопедии дефектологического факультета МПГУ готовит специалистов с дополнительной специализацией «Специальный психолог». Таким образом, в подготовке будущих логопедов очной формы обучения значительное внимание уделяется специально-психологическим дисциплинам. Студенты получали квалификацию:

учитель-логопед, специальный психолог.

19 сентября 2003 г. Российская Федерация подписала Болонскую Декларацию и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства, которое подразумевает академическую студенческую мобильность, индивидуализацию обучения, рациональное использование средств бюджетного финансирования [2]. С этого момента начали пересматриваться Государственные образовательные стандарты высшего образования и осуществился переход от непрерывной подготовки специалистов (специалитета) к ступенчатой (уровне-вой) (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры). С 2010 г. и по сегодняшний день кафедра логопедии осуществляет подготовку бакалавров по профилю «Логопедия».

Трансформация содержания образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов регламентируется изменениями в законодательстве РФ и отражается в соответствующих нормативных документах.

Первые государственные образовательные стандарты разрабатывались и внедрялись в период с 1994 по 1996 г. и назывались государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования первого поколения - ГОС ВПО в соответствии со статьей № 7 Закона РФ «Об образовании» 1992 г. Важной особенностью этих стандартов являлось отражение целостности и фундаментальности профессиональной подготовки специалистов, четко сформулированные

требования освоения выпускниками циклов дисциплин практической направ-ленности1.

В 2000 г. на смену стандартам первого поколения пришли государственные стандарты второго поколения, содержание которых соответствовало тарифно-квалификационным характеристикам, утвержденным приказом Минтруда в 1998 г. В рамках данных стандартов была осуществлена попытка сформулировать требования к содержанию образования, отражающая запросы работодателя.

В этот период подготовка специалистов-логопедов велась в соответствии с ГОС ВПО по специальности 031800 Логопедия (с 2005 г. - 050715.65) с квалификацией «Учитель-логопед» 2000 г. и чуть позже - с квалификацией «Учитель-логопед, специальный психолог».

В ГОС ВПО 2000 г. указываются следующие области профессиональной деятельности: преподавательская, образовательная, воспитательная, коррекци-онно-развивающая, диагностико-анали-тическая, культурно-просветительская, научно-методическая, управленческая. В ГОС ВПО 2005 г. происходят следующие трансформации: вместо образовательной области профессиональной деятельности указывается социально-педагогическая, а воспитательную и преподавательскую области заменяет диагностическая2.

Содержательная часть ГОС ВПО 2000 г. включает следующие циклы дисциплин:

• цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

1 Об образовании: Закон РФ №3266-1 от 10.07.1992 [ред. 13.01.1996, утратил силу с 01.09.2013]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9003751?ysclid=ld0e1zdoru28 (дата обращения: 17.01.2023).

2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031800 Логопедия [2005]. URL: https://fgosvo.ru/archivegosvpo/index/5?pare nt=730&edutype=6&ysclid=ld06rok4jz433745329 (дата обращения: 17.01.2023). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031800.00 Логопедия с дополнительной специальностью [2005]. URL: https://fgosvo.ru/archivegosvpo/index/5?parent=730&edutype=6&ysclid=ld06rok4jz433745329 (дата обращения: 17.01.2023).

• цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

• цикл ДПП - дисциплины предметной подготовки;

ФТД - факультативы.

Каждый цикл дисциплин представлен федеральным компонентом, национально-региональным (вузовским) компонентом и дисциплинами по выбору. Общая трудоемкость образовательной программы составляет 8884 часов (без практик и ГИА). Срок ее освоения - 260 недель, который включает в себя:

• теоретическое обучение с научно-исследовательской работой студентов, практикумами и лабораторными занятиями (156 недель),

• практики (не менее 20 недель): на логопункте при общеобразовательной школе - 5 недель; в детском саду для детей с нарушениями речи - 8 недель; в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи или в речевом центре - 7 недель;

• итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (не менее 8 недель);

• экзаменационные сессии - 27 недель;

• каникулы - 38 недель;

• резерв времени, который высшее учебное заведение имеет право использовать по своему усмотрению (на теоретическое обучение или на практики), -11 недель1.

Учебный план, реализующий ГОС ВПО, полностью отражает все требования стандарта. Основной принцип построения учебного плана - это регламентация учебного процесса в соответствии с недельной нагрузкой в

семестр, то есть план отражает количество пар в неделю по каждой дисциплине.

После официального присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. началась разработка новых образовательных стандартов, обеспечивающих единство образовательного пространства и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта (переход с ГОС на ФГОС и ФГТ с 30 декабря 2010)2. Так появляются федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 3). ФГОС ВПО - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Первый ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат) был утвержден Министерством образования и науки РФ приказом № 49 от 18.01.2010 г. и получил новую редакцию приказом Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975. Подготовка бакалавров осуществляется по следующим видам профессиональной деятельности: коррек-ционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская;

1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031800 Логопедия [2000]. URL: https://fgosvo.ru/archivegosvpo/index/5?pare nt=730&edutype=6&ysclid=ld06rok4jz433745329 (дата обращения: 17.01.2023).

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон № 309-Ф3 от 01.12.2007 [принят Гос. Думой 14.11.2007; одобрен Советом Федерации 23.11.2007]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26578 (дата обращения: 17.01.2023).

культурно-просветительская1.

Особенности ФГОС ВПО 3:

1. Основной целью реализации стандарта является формирование у обучающихся компетенций, то есть способности применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности. В компетенции включаются знания, умения и навыки, возможность работать в коллективе и профессиональный опыт. Введено 3 вида компетенций: общекультурные - ОК, общепрофессиональные - ОПК и профессиональные - ПК. Все учебные дисциплины нацелены на формирование определенных компетенций.

2. Для определения сформированно-сти компетенций выработана система критериев и способов их оценки, представленная в виде оценочных средств. Оценка качества подготовки обучающегося - аттестации: текущая (осуществляющаяся в течение семестра проверка знаний), промежуточная (зачет или экзамен в конце семестра) и итоговая (проверка результатов в целом, осуществляемая комиссией с внутренними и внешними экспертами).

3. Для оценки успеваемости студентов рекомендуется к использованию балльно-рейтинговая система.

4. Установлена трудоемкость объема учебной работы студента в зачетных единицах (далее - з. е.) вместо часовых эквивалентов. 1 з. е. равна 36 академическим часам. Срок освоения образовательной программы составляет - 4 года. Объем - 240 з. е. (60 з. е. в учебный год).

5. Структура основной образовательной программы предусматривает изучение циклов учебных дисциплин.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части. Указывается приблизительный список дисциплин, которые должны входить в базовую часть каждого цикла и их примерный объем:

• гуманитарный, социальный и экономический циклы (объем 30-35 з. е.);

• математический и естественнонаучный цикл (объем 8-10 з. е.);

• профессиональный цикл (объем 165-175 з. е.);

и разделов:

• физическая культура (объем 2 з. е.);

• учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа (объем 28 з. е.);

• итоговая государственная аттестация (объем 5 з. е.)2.

Принятие нового Закона об образовании (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016)<Юб образовании в Российской Федерации») потребовало внесения в стандарты соответствующих поправок и перехода к ФГОС ВО 3+. Новая редакция ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование утверждена приказом Министерства образования и науки № 1087 от 01.10.20153.

Особенности ФГОС 3+:

1. В соответствии с приказом № 1061 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12.09.2013 во ФГОС присвоены новые коды направлений высшего образования, представлены новые квалификации. Направление Специальное (дефектологическое) образование полу-

1 О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 144-ФЗ: [принят Гос. Думой 18.05.2021; одобрен Советом Федерации 19.01.2021]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46767 (дата обращения: 17.01.2023).

2 Там же.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) бакалавр) [2015]. URL: https://edu.ru/file/docs/2015/10/ 62172.pdf#page=3 (дата обращения: 17.01.2023).

чило код 44.03.031.

2. Уровень высшего образования бакалавриата предполагает два типа образовательных программ: программа академического бакалавриата и программа прикладного бакалавриата. Подготовка бакалавров по профилю Логопедия осуществляется в рамках прикладного бакалавриата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Четко определены и сформулированы области, объекты и виды профессиональной деятельности, а также профессиональные задачи.

4. Уточнены и унифицированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции для программ бакалавриата и магистратуры.

5. Прописана возможность сетевой формы реализации образовательной программы, предусмотрены часы на электронное (дистанционное) обучение.

6. Упрощена структура программы бакалавриата. Образовательная программа бакалавриата состоит из следующих блоков (циклы удалены):

• Блок 1 «Дисциплины (модули)» включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части.

• Блок 2 «Практики» в полном объеме относится к вариативной части.

• Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации.

7. В структуре образовательной программы отсутствует регламентированный перечень дисциплин, структурные подразделения образовательной

организации определяют его самостоятельно. Указан объем зачетных единиц каждого блока, а также общая трудоемкость образовательной программы (240 з. е.).

8. Значительно повысились требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы, а также к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению2.

После утверждения изменений в Трудовом кодексе РФ приказом № 122-Ф3 Министерства образования и науки от 02.05.2015 были внесены изменения и в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», требующие разработки Федеральных государственных образовательных стандартов, соответствующих профессиональным стандартам. Новая редакция ФГОС ВО (3++) бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование была утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ № 123 от 22.02.2018 (с изменениями в 2020 и 2021 гг.)3.

Особенности новой редакции ФГОС ВО 3++:

1. Области и сферы профессиональной деятельности определены в соответствии с реестром Минтруда РФ, обозначены типы профессиональных задач. Сами задачи, объекты профессиональной деятельности, а также области знаний должны быть определены, конкретизированы и указаны в примерной основной образовательной программе конкретной образовательной организации.

2. Общий объем трудоемкости программы остался прежним - 240 з. е.,

1 Приказ № 1061 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12.09.2013. URL: https://edu.ru/ documents/view/62573/ (дата обращения: 17.01.2023).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) бакалавр) [2015]. URL: https://edu.ru/file/docs/2015/10/ 62172.pdf#page=3 (дата обращения: 17.01.2023).

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) бакалавр) [2018] [ред.2020, 2021]. URL: https://fgosvo.ru/ uptoadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440303_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

однако отсутствует установленный объем зачетных единиц, осваиваемый за один учебный год (рекомендовано не более 70 з. е.).

3. В содержании выделяются блоки дисциплин с обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Минимальный объем обязательной части должен составлять не менее 50% от общей части программы. В обязательную часть входят минимальный регламентированный объем дисциплин (таких, как История, Философия, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура и спорт). Остальные дисциплины обязательной части определяются образовательной организацией.

4. В обязательную часть входят дисциплины или практики, ориентированные на общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а дисциплины и практики, обеспечивающие освоение универсальных компетенций, могут входить как в обязательную часть, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

5. Определены основные типы учебной и производственной практик, даны рекомендации о том, что при разработке ПООП можно выбирать типы практик из перечня, но можно и включать дополнительные типы практик, а также самостоятельно определять их объем.

6. Значительные изменения коснулись требований к освоению программы бакалавриата выпускниками: сформулированы единые универсальные (ранее общекультурные) компетенции (УК), а также общепрофессиональные для каждого направления (ОПК), профессиональные же компетенции (ПК) должны разрабатываться организацией на основе профессиональных стандартов. Образовательные программы дефектологического факультета Института детства МПГУ для направления 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование построены с

учетом следующих Профессиональных стандартов:

• Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

• Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

• Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

• Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

7. Организация устанавливает индикаторы достижения компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных), при этом индикаторы должны быть измеряемы с помощью доступных в образовательном процессе средств.

8. Вводятся часы на практическую подготовку. Практическая подготовка -форма организации образовательной деятельности, при которой обучающиеся выполняют определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью или развивают, закрепляют профессиональные практические навыки. Практическая подготовка может включать в себя как лекционные, так и практические занятия, а также может реализовываться в рамках практик.

9. Разделены требования к электронной информационно-образовательной среде в целом и к реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий в частности.

10. Уточнены требования к кадровому обеспечению образовательной программы.

11. Регламентированы требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся (регулярная

внутренняя оценка с привлечением работодателей, преподавателей и иных лиц, а также внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе в рамках процедуры государственной аккредитации)1.

С 2019 г. дефектологическим факультетом Института детства МПГУ реализуется гибкая модель образовательной программы (прогностически ориентированная на переход к трехуровневой системе образования, заданный Посланием Президента РФ Федеральному собранию от 15 января 2020): набор абитуриентов ведется не на профиль, а на направление 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование. В течение первого года обучения студенты осваивают общие (внепро-фильные) дисциплины, в конце первого года обучения - самостоятельно осуществляют выбор профиля дефектологического образования.

Анализ регламентирующих документов в области высшего образования в РФ показывает существенные изменения, касающиеся содержательной стороны специального дефектологического образования. Так, во ФГОС отчетливо прослеживается переход от требований освоения «минимума содержания образования» к более сложной структуре практико-ориентированного образования, связанного с реализацией определенных видов профессиональной деятельности [3]. Реализация нескольких последовательных шагов, а именно: «1) переосмысление целей и задач подготовки дефектологов; 2) создание программы, предусматривающей поэтапное погружение обучающихся в профессиональную среду; 3) разработка инструментария фиксации и оценки индивидуальных образовательных достижений студентов», позволила разработать модульную практико-ориентированную

образовательную программу бакалавриата [4, с. 146].

Учебный план как документ, регламентирующий учебный процесс и включающий содержательные и структурные компоненты образовательной программы, является наглядным отражением всех изменений специального дефектологического образования.

Сравнительный анализ учебных планов специалитета и бакалавриата показывает следующее: уменьшение количества видов профессиональной деятельности, сокращение сроков обучения, снижение объема содержательной стороны дисциплин профильной подготовки, уменьшение общей трудоемкости образовательной программы. Положительным фактом является увеличение количества видов практик и отводимых на них часов (табл. 1).

Анализ ГОС ВПО по специальности 031800 Логопедия, ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль: Логопедия), учет многолетнего опыта подготовки логопедов кафедрой логопедии МПГУ, а также современных актуальных запросов государства, общества и работодателей к молодым специалистам позволяют выделить следующие значимые направления, обеспечивающие фундаментальность и практико-ориентированность подготовки учителей-логопедов:

1. Филологическая подготовка необходима для углубления системных знаний о языке и литературе, расширения представлений о сферах их применения и формирования навыков использования филологических знаний в профессиональной деятельности.

2. Общемедицинская и клинико-пе-дагогическая подготовка дает представления о механизмах протекания

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) бакалавр) [2018] [ред.2020, 2021]. URL: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440303_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

Таблица 1

Сравнительный анализ учебных планов специалитета и бакалавриата

Элементы учебного плана Специалитет Бакалавриат

Виды профессиональной деятельности/Типы задач профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности: • преподавательская, • образовательная, • воспитательная, • коррекционно-развивающая, • диагностико-аналитическая, • культурно-просветительская, • научно-методическая, • управленческая Типы задач профессиональной деятельности: • педагогический • сопровождение

Срок обучения 5 лет 4 года

Объем содержательной стороны Общие дисциплины - 3830 ч Дисциплины предметной (профильной) подготовки - 4604 ч Общие дисциплины - 125 з. е. - 4500 ч (включая общедефектологичекие). Дисциплины профильной подготовки - 83 з. е. - 3096 ч

Соотношение федерального компонента (обязательной части) к национально-региональному (части, формируемой участниками образовательных отношений) Федеральный компонент - 7138 ч -80% от общего объема трудоемкости. Национально-региональный компонент (с дисциплинами по выбору) -1206 ч - 20% от общего объема трудоемкости Обязательная часть (с отдельными видами практик и ГИА) - 191 з. е. - 6876 ч -80% от общего объема трудоемкости. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 49 з. е. -1764 ч - 20% от общего объема трудоемкости

Практика 20 недель - 30 з. е. 40 недель - 60 з. е.

Государственная итоговая аттестация 8 недель - 7 з. е. 6 недель - 9 з. е.

Общая трудоемкость 8884 ч. - 247 з. е. (без практики и ГИА) 284 з. е. - с практикой и ГИА 8640 ч. - 240 з. е (с практикой и ГИА)

физиологических и психофизиологических процессов в развитии человека, о периодах онтогенеза, о симптомах отклоняющегося развития, о нозологии речевых нарушений.

3. Психолого-педагогическая подготовка позволяет сформировать компетенции в области теории и практики психолого-педагогического изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возможности реализации этих компетенций в профессиональной деятельности.

4. Общепрофессиональная (инте-гративная) дефектологическая подготовка позволяет выпускать учителя-логопеда, обладающего широким спектром знаний в области дефектологии в целом,

а также расширяет возможности использования полученных знаний при работе со сложными (комплексными) нарушениями.

5. Методическая подготовка включает изучение специальных методик преподавания русского языка, литературы, математики, развития речи и позволяет подготовить специалистов, способных работать в качестве логопеда не только в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях, но и в качестве учителя специальных (кор-рекционных) учреждений.

6. Профессиональная подготовка отражает системные знания в области логопедии, а также современные (инновационные) практико-ориентированные

направления и технологии коррекцион-ной работы.

7. Практическая подготовка позволяет поэтапно включать будущих логопедов в педагогическую, а затем в профессиональную практическую деятельность в течение всего периода обучения, начиная с I курса.

8. Подготовка выпускников к организации и реализации проектно-ис-следовательской деятельности, в результате которой будущий логопед получает представление о специфике научного исследования и практический опыт реализации знаний и профессиональных навыков в ходе написания выпускной квалификационной работы.

Перечисленные направления отражают традиционную, проверенную временем модель подготовки специалистов в области логопедии в МПГУ. Выход России из Болонской системы транслирует необходимость создания новых

образовательных программ, что не обязывает нас отказывается от ресурсов, полученных за последнее десятилетие. Представляется необходимым учитывать опыт проектирования профессионального стандарта «Педагог-дефекто-лог», в содержании которого отражены функциональные обязанности и профессиональные характеристики коррекци-онных педагогов, работающих в различных институциональных условиях (в системах образования, здравоохранения и социальной защиты).

Синтез базовых, основополагающих и инновационных направлений подготовки специалистов в области логопедии позволяет создавать образовательные программы, направленные на обновление портрета учителя-логопеда как участника современных образовательных отношений и получение высокопрофессиональных кадров в специальном образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Селиверстов В. И., Гриншпун Б. М., Шаховская С. Н. Формирование научной школы кафедры логопедии МГПИ им. В. И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии) // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: сб. науч. тр. / [под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской]. М.: МГПИ, 1981 (вып. дан. 1982). С. 3-21.

2. Ильиных С. А. Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 46-51.

3. Алмазова А. А. Тенденции развития лингвистической подготовки логопедов в процессе стандартизации высшего профессионального образования // Наука и школа. 2011. № 4. С. 8-14.

4. Соловьева Т. А., Алмазова А. А., Кулакова Е. В. К проблеме усиления практико-ориентирован-ной подготовки учителей-дефектологов по программам прикладного бакалавриата // Наука и школа. 2014. № 4. С. 145-153.

REFERENCES

1. Seliverstov V. I., Grinshpun B. M., Shakhovskaya S. N. Formirovanie nauchnoy shkoly kafedry logopedii MGPI im. V. I. Lenina (k 35-letiyu obrazovaniya vuzovskogo otdeleniya logopedii). In: Seliverstova V. I., Shakhovskaya S. N. (eds.) Preodolenie rechevykh narusheniy u detey i vzroslykh. Coll. of scient. pap. Moscow: MGPI, 1981. Pp. 3-21.

2. Ilyinykh S. A. Modernizatsiya rossiyskogo vysshego obrazovaniya: razmyshleniya o kachestvennykh peremenakh. Gumanizatsiya obrazovaniya. 2015, No. 2, pp. 46-51.

3. Almazova A. A. Tendentsii razvitiya lingvisticheskoy podgotovki logopedov v protsesse standartizatsii vysshego professionalnogo obrazovaniya. Nauka i shkola. 2011, No. 4, pp. 8-14.

4. Solovyeva T. A., Almazova A. A., Kulakova E. V. K probleme usileniya praktiko-orientirovannoy podgotovki uchiteley-defektologov po programmam prikladnogo bakalavriata. Nauka i shkola. 2014, No. 4, pp. 145-153.

Филатьева Мария Сергеевна, доцент кафедры логопедии, Московский педагогический государственный университет e-mail: ms.filateva@mpgu.su

Filateva Maria S., Assistant Professor, Speech Therapy Department, Moscow Pedagogical

State University

e-mail: ms.filateva@mpgu.su

Шарипова Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: nuysharipova@mpgu.su

Sharipova Natalia Yu., PhD in Education, Assistant Professor, Speech Therapy Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: nuysharipova@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 30.01.2023 The article was received on 30.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.