СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
© Аржанова И.О.*
University of Southampton, U.K.
Социальное государство - совершенно новый тип государственности. Понятие введено в оборот совершенно недавно. Статья ставит своей целю, рассмотреть принципы и подходы в определении понятийной сущности данного типа государственности.
Ключевые слова: государство, общество, история, право, развитие, народ, Россия, учения, политика.
В настоящее время в понятийном аппарате таких наук как государство-ведение и юриспруденция прочно закрепился термин «социальное государство». Целью данной работы является более полное изучение концепций деятельности социального государства. Я попытаюсь найти адекватное для современности понимание социального государства, определить его содержание и конституционное закрепление, для чего обращусь к взглядам некоторых ученых, а также попытаюсь продемонстрировать проблемные аспекты практического воплощения идеи социального государства.
На сегодняшний день в работах западных и отечественных ученых достаточно прослежена история становления идеи социального государства, освещена практика ее институционализации и функционирования. Изучены специфические черты аккумулирования и перераспределения национальных ресурсов. Тщательно рассмотрен опыт реализации патронажной роли государства. Но не все стороны данного феномена удостоились должного внимания, например, мало разработана проблема соотношения социального государства и права, социального государства и социальной функции государства, не изучены основные детерминанты социальной функции государства.
Еще античные мыслители в своих учениях пытались выявить социальную сущность государства: Платон видел социальное предназначение государства в достижении единой цели - блага всего полиса, вся деятельность идеального государства направлена на достижение счастливого существования, причем «не в отдельно взятой его части, <...>, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». В труде «Политика» Аристотель пишет: «... все общения стремятся . к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим». Идеи о необходимости социальных гарантий со стороны государства высказывались в филосо-
* Аспирант.
фии Просвещения (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье[1, с. 5], Ж.Ж. Руссо, теоретики утопического коммунизма А. Сен-Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн).
В 1850 г. в связи с необходимостью и возможностью активизации социальной деятельности государства, под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии, немецким государствоведом и экономистом Л. фон Шта(е)йном в науку было введено понятие «социальное государство», отражающее новое качество государства, которое «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» [1, с. 5]. Лишь такая модель государства способна гарантировать мир, порядок, демократию. Система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами. Проблемы предполагалось решить с помощью социальной мобильности (преодоление классовых различий) и комплекса мер социального характера. Зарождение данной концепции связано с трудами других немецких ученых XIX в.: А. Вагнера (концепция государственного и христианского социализма - превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия» [2, с. 48]), Ф. Науманна (активное вмешательство государства в хозяйственные и социальные отношения стало существенным элементом раннего немецкого либерализма: задача государства не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через широкие социальные реформы [2, с. 48]), Ю. Оффнера. Характерная особенность трактовки социального государства немецкими учеными - увязывания деятельности государства по социальной защите граждан и рыночной экономики: сильное давление снизу в пользу улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. Развивалась теория социального государства и во Франции. Дюркгейм Э. обосновывал необходимость социальной солидарности при значительной роли государства в ее реализации. Дюги Л. в противоположность теоретикам либерализма считал, что государство должно обеспечить всем минимум образования, помочь найти работу, обязать всех работать, предоставить средства к существованию тем, кто не способен к труду. Государство рассматривал как систему социально полезных служб, а не как публичную власть, командующая обществом [3, с. 183-205].
Одновременное увеличение социальной деятельности государства в целом ряде стран доказывает, что социальное государство - закономерностью исторического развития стран, вступивших в индустриальный период развития и вставших на путь конституционализма, закономерный этап гуманизации общества. Государство должно не только воздерживаться от подавления свободы и творческого потенциала человека для самостоятельного обес-
40
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
печения себе достойного уровня жизни, но и помогать ему в развитии этого потенциала, причем тем больше, чем человек в нем нуждается. При невозможности обеспечение человеком достойного существования себе и своей семье, именно государство должно позаботиться об обеспечении им такого существования [1, с. 6].
В межвоенный период разработка теории связана с Дж.М. Кейнса, доказавшего несостоятельность саморегулирующейся экономики, предлагая ряд мер по кредитованию, денежному обращению, повышению уровня спроса, т.е. платежеспособности населения, обеспечению занятости и иных форм социальной защищенности населения. Существенный вклад в развитие концепции внес У Беверидж, заложивший основы социальной политики в Великобритании. Ядро «плана Бевериджа» - тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости; считал необходимым наделение государства полномочиями по регулированию социальных процессов на принципах всеобщности и единообразия, т.е. одинакового для всех граждан гарантированного размера пенсий и пособий, предотвращение массовой безработицы, равнодоступность бесплатной медицинской помощи и образования.
В США огромное приращение социальной активности государства явилось важнейшей частью «нового курса» (1933-1939), проводимого Президентом Ф.Д. Рузвельтом с целью вывода страны из Великой депрессии. Основной метод борьбы с кризисом - государственное вмешательство во все сферы общественно-экономической жизни с целью повышения жизненного уровня, восстановления покупательной способности американцев. «Американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства» [2, с. 49]. Конкретной цели по установлению подобной доктрины не имелось, меры противодействия кризису Рузвельт определял, опираясь на реальные потребности общества, а не теоретические постулаты.
В России очень интересны практики российского казачества, которое посредством общинных и иных форм управления формировало основы государственности. Подобная государственность была очень близка к идеологии именно социального государства. Эти вопросы рассмотрены в ряде работ последнего времени [4-9].
В послевоенный период идея социального государства оказалась привлекательной по нескольким причинам: данная идея удовлетворяла жажду социальной справедливости; большей частью населения положительно воспринимался образ социалистического государства, победившего фашизм; процесс восстановления разрушенных экономик требовали активного участия в этих процессах государства. Социальная деятельность государства
превращается в объект политической ответственности государства перед народом. Конституции, принятые после Второй мировой войны, практически все так или иначе отражают социальную функцию государства. В некоторых из них она провозглашается как принцип государственной деятельности (Ирландия, Индия, Испания, Польша). В конституциях иных государств (Италия, Россия) социальная функция корреспондирует провозглашенные ими социальные права. Главная содержательная новелла социальной функции государства - деятельность государства по предоставлению социальных услуг: активное содействие занятости, осуществление социального патронажа, формирование жизненной среды для инвалидов, разработка и реализация программ поддержки и реабилитации для различных социально уязвимых категорий населения и регионов, внедрение разнообразных государственных социальных программ в сфере образования, здравоохранения, регулирования социально-трудовых отношений. Государство взялось компенсировать человеку невозможность достижения им определенных стандартов жизни, стало активно формировать условия приближения к ним.
Выводы
В праве отсутствует понятие социального государства и в науке еще не выработана единая трактовка социального государства, курс его задач очерчен различно, но можно с уверенностью сказать, что социальное государство - это государство, способное проводить социальную политику, активно регулируя экономическую и другие сферы жизни в интересах всего общества на принципах социальной справедливости; социальные государства не полагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни страны. Цель социального государства - не устранение фактического неравенства, что невозможным, а «выравнивание неравенства», устранение резкого различия в имущественном положении, обеспечение «равенства возможностей». Социальная деятельность осуществляется не только государством, но и структурами гражданского общества, соотношение их участия в социальной деятельности зависит от конкретной модели социального государства (либеральная, корпоративная, социально-демократическая). Мировой опыт демонстрирует процесс постоянного изменений социальных систем, их противоречия, конфликты. Однако демократические системы способны минимизировать данные препятствия, реализуя главную функцию социального государства и структур гражданского общества - создание достойных условий существования граждан.
В современных условиях глобального экологического, экономического и социального кризисов выживание человечества не возможно без реализации принципов социальной справедливости и общечеловеческой морали. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека.
42
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Список литературы:
1. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для золушки? // Конституционное и муниципальное право. -2008. - № 20.
2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. -2000. - № 2. - С. 46-59.
3. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства // Право и жизнь. - 2001. - № 36. - С. 183-205.
4. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 4. -С. 119-123.
5. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. -№ 8 (26). - С. 23-26.
6. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3 (17). - С. 42-48.
7. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 141-146.
8. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 12 (33). - С. 37-41.
9. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 59-80.
АФГАНО-ИРАНСКИЕ ЦЕЛИ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В 1920-Е ГГ.
© Зайцев Е.Д.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
Советская Россия с начала своего существования декларировала идею мировой революции. Такие внешнеполитические воззрения В.И. Ленина не могли понравиться представителям буржуазных государств. Европейские государства понимали, что существование таких внешнеполитических принципов у Советского правительства, непременно может посеять хаос и нестабильность в их государствах. Исходя из таких политических тенденций в мире, Советский союз оказался в изоляции. В 20-е гг. правители Советской России осознали невозможность немедленной мировой
* Студент.