Научная статья на тему 'Вопросы развития казачьих государств и формирования государственной идеологии казака: обзорный экскурс по проблеме'

Вопросы развития казачьих государств и формирования государственной идеологии казака: обзорный экскурс по проблеме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / КАЗАЧЕСТВО / ТРАДИЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ / ПОЛИТОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин И. Ю.

В своих гипотезах автор данной работы исходит из предпосылок того, что самостоятельные казачьи государства, это не миф и не фантом, а как показывает исторический опыт, – объективная реальность, с которой нужно считаться, и которую нужно признавать. Историческая наука в силу ряда объективных и субъективных причин своего развития долгое время игнорировала вопрос и проблему казачьей государственности. Особенно это было заметно в период господства советской историографической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития казачьих государств и формирования государственной идеологии казака: обзорный экскурс по проблеме»

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КАЗАЧЬИХ ГОСУДАРСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ КАЗАКА: ОБЗОРНЫЙ ЭКСКУРС ПО ПРОБЛЕМЕ

© Ерохин И.Ю.*

Кройдон Колледж, Великобритания, г. Лондон

В своих гипотезах автор данной работы исходит из предпосылок того, что самостоятельные казачьи государства, это не миф и не фантом, а как показывает исторический опыт, - объективная реальность, с которой нужно считаться, и которую нужно признавать.

Историческая наука в силу ряда объективных и субъективных причин своего развития долгое время игнорировала вопрос и проблему казачьей государственности. Особенно это было заметно в период господства советской историографической традиции.

Ключевые слова казаки, казачество, традиция, государственность, общество, власть, политология, история казачества.

К первым казачьим государствам древности могут быть отнесены территории Дона [5] и Запорожской Сечи. По своему устройству эти образования во многом напоминали монашеско-рыцарские ордена Западной Европы, только на славянской почве.

Казачье государство базируется, прежде всего, на ряде принципов, которые заложены культурной и административно-военной составляющими данного этноса [2]. Не существует и не существовало единого имперского казачьего государства, государства с единоначалием и всевластием монарха. Все казачьи государства, это, по определению, - республики, устройства с республиканской формой правления. Даже в период Гражданской войны (1918-1920 гг.), когда формы единоначалия были особенно сильны и давле-ли над всеми остальными демократическими формами, казаки оставались приверженцами именно республиканских форм обустройства своих самостийных государств [4].

Попытка создания имперской формы казачьего государствоустройства нашла свое отражение лишь в некоторых проявлениях казачьей идеологии (Казакия), но никак не в формах практических решений.

«Казакия - это Мечта, будь то в форме национально-культурной автономии или самостоятельного государства. Мечта у людей ассоциируется с будущим, тем будущим, которое многие хотели бы видеть. Когда большинство людей мечтает об одном и том же - мечта обретает черты и характер реальности. Новая реальность, о которой в действительности можно только было мечтать. Благодаря фантазиям великих исторических личностей: филосо-

* Старший научный сотрудник.

фов, поэтов, художников, политиков рождались новые измерения, новые полотна и шедевры человеческой деятельности. Менялся ход истории, направление жизней миллионов людей, открывались перспективы и горизонты. Мечта о Казакии это путь к горизонту. Эту мечту так и стоит воспринимать как мир, которому суждено появится на свет. Лишь для народа, сумевшего открыть новую страницу своей национальной истории. В этой пока незримой, но вполне осуществимой мечте казачьего народа можно увидеть подлинную сущность казачьей пассионарности уже в в масштабах национального характера, а не абстрактно-цивилизационного. Мир полон красот и великолепия, но не всякий человек способен их постичь, совершив нечто масштабное, узнав свои возможности, испытав их на пределе сил. Но лишь тот, кто предельно реализовал свой потенциал, может ощутить всю полноту жизни. В этом природа человеческая, как бы не хотелось человеку жить спокойно в своём уютном мирке, лелеять свою стабильность. Его всегда в ту или иную пору жизни найдёт укол вечности... В преодолении границ заключается путь к реализации Мечты. Впереди у казачьего народа эра становления. Вопреки пессимистам и людям, находящимся на периферии нации, Вольно-казачье движение всё также сохраняет и несёт в себе силу, молодость и устремления, которыми жили наши предки.» [6, с. 6].

В развитии идеологии самостийной Казаки встречаются и довольно взрывоопасные идеи. Например, её лидеры придерживаются мнения, что «в России явно путают понятия национальный лидер и государственный деятель. Разница между национальным деятелем и государственным в том, что национальный деятель ориентируется на процветание и величие своего народа, тогда как государственный деятель, только о сохранении государственного механизма. Что такое государство без нации? Что такое тем более государство, уничтожающее народ, который его породил? Банда преступников и вырожденцев, создающая законы, подавляющая права и вольности народа. Воля это - ответственность за свою нацию, ответственность за её жизнь и процветание. Пока эта ответственность есть - существует и нация. Стремление к независимости и самоопределению есть естественное желание жить в соответствии со своими понятиями о жизненных ценностях. Когда государство отказывает народу в этом праве, более того проводит против него геноцид - борьба за независимость единственный выход себя спасти. Сепарация (отделение) для казачьего народа не является приоритетной задачей в становлении настолько, насколько он будет зрел для формирования своей национальной государственности». И далее, - «Сословное казачество стремится служить, служить как вольнонаёмная общность, имея особый статус. Служить, охранять, блюсти порядок - вот требования сословных казаков. И эти требования к сословию от российской власти звучат кощунственно на фоне отношения этой власти к памяти и истории казачьего народа, к его жертвам. То самое государство, которое стало правопреемником большеви-

стской России, которое в начале 20-го века умыла кровью казачий народ, порушив более чем тысячелетний клад жизни, лишила народ лучших его сынов и дочерей, сегодня в лице потомков истребителей и палачей казачества выступает арбитром, судьёй в отношении казачьих обществ и организаций. Кому быть атаманом, кому из казаков дать воли и земли, а кого лишить права на восстановление своего имущества отобранного при коллективизации и расказачивании. При данном откровенно циничном презрительном отношении к истории казачьего народа, на фоне явной культурно-исторической преемственности тоталитарной власти поднимется ли язык у потомков казаков просить эту власть о службе ей?» [6, с. 6].

Историческая практика свидетельствует о том, что по всем признакам казачьи республики разных периодов могут быть отнесены к системе т.н. «социального государства». Данное понятие совсем недавно появилось в правоведении в противовес понятиям «тоталитарное государство», «правовое государство». О социальности казачьих государств, прежде всего, свидетельствует деятельность такого их структурного элемента, как казачья станичная община.

Активная деятельность казачества по защите государственности и государства нашла своё концентрированное выражение в произведениях литературы и искусства. Ещё в 40-х годах XVII века увидела свет «Повесть об Азовском сидении донских казаков». Историки дают очень высокую оценку данному произведению, говорят об его исключительном воздействии на эмоции и чувства. «Повесть отличается великолепным патриотическим пафосом, точностью описаний, простонародностью языка и поэтичностью стиля, в котором заметны традиционные приёмы русских воинских повестей и донского фольклора. Это оригинальное, новаторское произведение и по содержанию, и по стилю изложения». Интересно и важно, что и авторство «Повести» приписывается не простому человеку, а человеку «государственному», - войсковому дьяку Фёдору Ивановичу Порошину.

Принципиально важное значение при рассмотрении вопроса о государственности менталитета казачества имеют факты отношения казаков к общегосударственным регалиям и регалиям казачьей славы, ратной доблести, атрибутам военного назначения. Из чисто утилитарных и прикладных предметов они превращаются у казаков в знаки особой сакральной связи с историей предков, традициями государства и государственной службы. Полковые знамёна, бунчуки, шашки., - данный список можно значительно продолжить. Целый раздел в положениях современных казачьих обществ, определяющих их деятельность, посвящён именно этой теме, а ряд разделов получил недвусмысленное название «Казак и оружие», что само по себе говорит о важности затронутого вопроса. «Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие..; Шашка без нужды не снимается со стены и не вынимается из ножен.; В церкви в момент слушания Евангелия шаш-

ка обнажается наполовину...; Не обладающий полноправием шашку носить не смеет.; Шашка - символ всей полноты прав казака.; С потерей силы старик меняет шашку на посох..; При отсутствии наследника шашка ломается пополам и укладывается в гроб. Шашку и шапку казак теряет только вместе с головой. По решению Круга казак может быть лишён права ношения оружия..; Шашку без нужды не обнажай, без чести не вкладывай. Тот не казак, у кого скверное оружие Оружие казака - «ясная зброя» - береглась как зеница ока.» [1, с. 1-3].

Особую роль в формировании концепций государственности и государственного устройства играют семейные ценности, подход и оценка роли семьи в системе государственных и общественных институтов. Для славянских народов России, Украины и Белоруссии эта проблема особенно значима и актуальна. Казачья же семья - это совершенно уникальный феномен социального и культурного уклада [3]. Немалую роль здесь опять же играет и военная составляющая. Принято считать, что казачка, - это прежде всего мать и хранительница очага, или труженица в поле. Данное мнение ошибочно. Роль женщины-казачки особа. Известно крылатое изречение, - «Были б казачки, а казаки найдутся», его в полной мере можно отнести и системе военно-государственной службы казачьих семей. Казачки принимали самое деятельное участие в охранении и становлении государственности, прежде всего на ролях воинов и защитниц Отечества [3].

Запорожская Сечь являлась скорее исключением, чем правилом из общего контекста исторических событий. В ней процветал сугубо мужской военный лагерь, куда женщине не было ходу. А вот у донцов, кубанцев, терцев издревле участие женщин в несении военной и государственной службы считалось почётным и приветствовалось. Женщины там были не только хозяйками, воспитывали детей и состояли при своём муже, но и на поле брани показывали отличные навыки воинской выучки, были умелыми воинами.

Немаловажно остановится и на вопросах существования казачьей наградной системы и уникальной системы казачьего административно-территориального деления, вполне способствовавших складыванию института государственности казачества. В период постперестроечных процессов эти процессы находят наиболее наглядное отражение.

Так, начиная с июня 1990 года начинает активно действовать Союз Казаков России. Постановлением Совета Атаманов Союза Казаков России № 4 от 19 февраля 2006 года, для поощрения членов Союза и граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества и Веры Православной, воспитании подрастающего поколения, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности, и за иные заслуги были учреждены наградные знаки: Орден «За веру, Волю и Отечество», Орден «За службу казачеству», Медаль «Защитнику Отечества», Крест «За оборону Приднестровья», Медаль «Алексей - человек Божий»,

Медаль «Атаман Платов», Медаль «Пётр Бекетов», Медаль «Атаман Дутов Александр Ильич», Крест «За возрождение казачества I и II степени, Медаль «Товарищ Верховного Атамана СКР В.В. Наумов», Медаль «10 лет Союза Казаков», Памятный наградной крест «Крым», Памятный знак «Дивеево».

О роли государственного начала и военной службы для казаков сам за себя говорит тот факт, что новая эпоха возрождения казачества в 1980-1990 гг. началась именно с возрождения системы и структуры казачьих войск, объединённых под эгидой Союза казаков России, в который вошли на тот период практически все казачьи войска, за исключением Донского. Было восстановлено около двух десятков войск, среди них, - Амурское (Амурская область), Астраханское (Астраханская область), Всекубанское (Красноярский край, Адыгея, Карачаево-Черкесия), Енисейское (Красноярский край), Забайкальское (Читинская область и Бурятия), Оренбургское (Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Курганская области и Башкирия), Семиреченское (Алматинский и Чуйский районы Казахстана), Сибирское (Омская, Кемеровская, Томская, Новосибирская области, Алтайский край, Ямало-Ненецкий Автономный Округ), Терское (Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Дагестан), Уральское казачье войско (в очень небольшой численности), Хабаровское (Хабаровский край), Уссурийское (Приморский край), Волжское (Самарская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области и Татарстан), Крымский Казачий Союз - Союз казаков Тавриды (Крым), Центральное (Москва и области центральной России), Черноморское (часть Крыма и Южная Украина), Украинское реестровое казачество (Украина и зарубежье), Казачье войско имени гетмана Мазепы (Центральная Украина и Слобожанщина), Ставропольский Союз Казаков (Ставропольский край), Союз казаков Восточно-казахстанской области (северо-восточный Казахстан), Камчатский отдельный казачий округ (регион Камчатки), Сахалинский отдельный казачий округ (регион Сахалина), Северо-Западный отдельный казачий округ (Ленинградская и соседствующие с ней области), Курский казачий округ (Курская область), Прикамский отдельный казачий округ (Пермский край и Удмуртия), Северо-Донской казачий округ (Воронежская область).

Список литературы:

1. Астраханское окружное казачье общество: Идеология казачества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kotyaev66.narod2.ru/ideologiya_ka-zachestva.

2. Ерохин И.Ю. Казачество в свете военной службы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С. 172-174.

3. Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе государства // Современные исследования социальных проблем. -2013. - № 1. - С. 38-43.

4. Ерохин И.Ю. Казачья концепция государственности: в эпоху войн и великих потрясений // Белые пятна российской и мировой истории. - 2013. -№ 1-2. - С. 18-39.

5. Ерохин И.Ю. Идеи государственности казачества Дона // Научный обозреватель. - 2013. - № 6. - С. 58-62.

6. Кузнецов Г. Казачья нация: Тезисы национальной идеологии [Электронный ресурс] // Казачий круг. - Режим доступа: http://kazachiy-krug.ru/ stati/sovremennost/kazachja-nacija-tezisy-nationalnoi-ideologii.

ЛЕГАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1939-1941 ГГ.)

© Мершим К.В.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В статье рассматриваются цели разведывательной деятельности спецслужб III Рейха в 1939-1941 гг., а также легальные методы получения информации о Советском Союзе.

Ключевые слова немецкие разведывательные службы, методы немецкой разведки, наблюдение, сбор и изучение документов, логические методы, метод опроса, метод эксперимента.

До 1939 года разведывательная деятельность немецких спецслужб против Советского Союза не носила системного характера. После захвата Польши в сентябре 1939 года и появления советско-германской границы, разведывательная деятельность Германии активизировалась и приняла более организованный вид.

В 1939-1941 гг., цели разведки в целом были подчинены интересам предстоящего блицкрига: военно-политическое руководство Германии предполагало, что немецкая армия сможет нанести поражение частям Красной Армии на территории Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, затем выйдет к рубежу Северная Двина, Средняя Волга, Нижний Дон - города Архангельск, Горький и Ростов. Общий срок ведения боевых действий оценивался немецкими стратегами в 2-3 месяца.

Наибольшее внимание немецкая разведка уделяла проведению разведывательной деятельности на территории Западной Украины, Западной Белоруссии, республик Прибалтики (по свидетельству историка спецслужб В. Аб-

* Соискатель кафедры «История России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.