Научная статья на тему 'Личность и персона казака в свете вопросов отечественной истории'

Личность и персона казака в свете вопросов отечественной истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / ИСТОРИЯ / ВОЙНА / ЛИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / РОССИЯ / ЭТНОС / СОСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин Игорь Юрьевич, Аржанова Ирина Олеговна

Долгое время отечественная историографическая школа рисовала образ казачьих сообществ как монолитную и единообразную структуру, преданную делу государственного служения и стоящую исключительно на страже имперской идеологической доктрины. Образ ранних казацких сообществ рисовался историками в свете своеобразных полувоенных духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем, за бортом вдумчивого исследования оставалась роль отдельной казачьей исторической личности противоречивой и метущейся, сохранившей в себе многие признаки ранней этничности. Данная статья призвана обозначить основные подходы в свете данной проблематики. Раскрыть основные векторы исторического развития казачьих сообществ в структуре государства и власти посредством ее персонификации. В качестве основных методов исследования применены методы научности, историзма, системности, критического осмысления источниковой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY AND PERSON COSSACK IN THE LIGHT OF THE ISSUES OF NATIONAL HISTORY

Over a long period of time, the Russian school of historiography used to depict the image of the Cossack communities as a monolithic uniform structure which was committed to the public service and watched exclusively over the imperial ideological doctrine. Historians depicted the image of the early Cossack communities as peculiar paramilitary spiritual and knighthood orders. However, the role of a specific Cossack personality, discrepant and dashing around, still preserving a lot of the signs of the early ethnicity, has been kept beyond any serious study. This article is intended to bring out the major approaches to that subject and discover the main vectors of the historic development of the Cossack communities within the state and governmental structure by means of its personification. The basic methods used in this study are those of scientific character, historicism, systemacy, and critical interpretation of the source database

Текст научной работы на тему «Личность и персона казака в свете вопросов отечественной истории»

Ерохин И. Ю., Аржанова И. О.

ЛИЧНОСТЬ И ПЕРСОНА КАЗАКА В СВЕТЕ ВОПРОСОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

2.4. ЛИЧНОСТЬ И ПЕРСОНА КАЗАКА В СВЕТЕ ВОПРОСОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Ерохин Игорь Юрьевич, кандидат исторических наук Место работы: Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания

eiu21@ya.ru

Аржанова Ирина Олеговна, аспирантка

Место учебы: Университет Саутгемптона, Великобритания

Аннотация: Долгое время отечественная историографическая школа рисовала образ казачьих сообществ как монолитную и единообразную структуру, преданную делу государственного служения и стоящую исключительно на страже имперской идеологической доктрины. Образ ранних казацких сообществ рисовался историками в свете своеобразных полувоенных духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем, за бортом вдумчивого исследования оставалась роль отдельной казачьей исторической личности - противоречивой и метущейся, сохранившей в себе многие признаки ранней этничности. Данная статья призвана обозначить основные подходы в свете данной проблематики. Раскрыть основные векторы исторического развития казачьих сообществ в структуре государства и власти посредством ее персонификации. В качестве основных методов исследования применены методы научности, историзма, системности, критического осмысления источниковой базы.

Ключевые слова: казаки, история, война, личность, традиции, культура, история, Россия, этнос, сословие.

PERSONALITY AND PERSON COSSACK IN THE LIGHT OF THE ISSUES OF NATIONAL HISTORY

Erokhin Igor Ur., PhD

Place of employment: Croydon College, London, U.K.

eiu21@ya.ru

Arzhanova Irina Ol., post-graduatet

Study place: University of Southampton, Higfield

Abstract: Over a long period of time, the Russian school of historiography used to depict the image of the Cossack communities as a monolithic uniform structure which was committed to the public service and watched exclusively over the imperial ideological doctrine. Historians depicted the image of the early Cossack communities as peculiar paramilitary spiritual and knighthood orders. However, the role of a specific Cossack personality, discrepant and dashing around, still preserving a lot of the signs of the early ethnicity, has been kept beyond any serious study. This article is intended to bring out the major approaches to that subject and discover the main vectors of the historic development of the Cossack communities within the state and governmental structure by means of its personification. The basic methods used in this study are those of scientific character, historicism, systemacy, and critical interpretation of the source database

Keywords: Cossacks, history, war, personality, traditions, culture, Russia, ethnos, estate

Историю казачества сложно назвать мало изученным предметом. С началом возрождения казачества в 90-е гг. XX в. появилась масса публикаций по означенному вопросу. В то же время в истории казачества преимущественно продолжает оставаться гораздо больше вопросов, чем ответов на них. К одному из таких вопросов относится проблема роли казачьей личности в событийном ряде. Царские, советские и современные историки пытались преимущественно описательно и исключительно в духе идеологической доктрины своего времени осветить тему. Тем не менее, наука обогатилась достаточно яркими и живыми описаниями ряда деятелей. К классикам подобного жанра можно отнести выдающихся историков Н.И.Костомарова[29;30], В.А.Голобуцкого[21],

П.П.Короленко[27;28], В.Потто[34] и др. Отдельного упоминания заслуживают работы О.Ю.Куц[32], детально проанализировавшего многие аспекты деятельности донских казачьих лидеров на материалах данных архивов. Основу работ О.Ю.Куц составили Донские дела и ряд иных источников. Куц выявил доминирование и лидерство донских атаманов и их сподвижников не только в степях и на суше, им был нарисован образ казака - хозя-

ина моря, речных просторов. В ряде обзорных исследований проблема казачьего деятеля и лидера тоже находила отражение.[1 ;2;4;8-18;23-26;36;37]

Одним из важных фактов, который можно с уверенностью констатировать, является факт того, что казачьих сообщества и их лидеры занимали совершенно различные позиции по отношению к тем или иным знаковым событиям гражданской и общественной истории России. Это в полной мере относится и ко времени Петра Великого, и к периоду Гражданской войны 1918-1920 гг., и к периоду Второй мировой войны, и эпохе т.н. «казачьего ренессанса» 90-х гг.

В период Второй мировой войны весьма значительная часть казачества поддержала лидеров фашистской Гер-мании.[3;35] Эти устремления трудно объяснить лишь термином «предательство».[35] Они были глубинно связаны с основами этнического, природного мировоззрения казачьих сообществ в отношении собственной государственности и государственного устройства. Просчеты Советской власти, полное отрицание с ее стороны самобытной этнической природы и основы казачества в значительной мере способствовали данной позиции. Период

27

Социально-политические науки

4’2014

Второй мировой войны лишь отразил противоречия между лидерами казачества, государством и общественностью, сформированные еще в период войны Гражданской (1918-1920 гг.).[5]

Широкая дискуссия в свое время в отечественной историографии развернулась по поводу деятельности Н.И.Махно[7;10;20;22] - анархиста, лидера и создателя крестьянско-казачьей республики на территории Гуляй-Поля. Данная дискуссия пыталась очертить круг воззрений самого лидера, их соотношения с принципами анархизма, большевизма, крестьянской и казачьей идеологией. Несмотря на всю противоречивость и неоднозначность, как самой личности анархиста, так и принципов, сферы его деятельности, ученым все же с достаточной объективностью и последовательностью удалось установить наличие фактора идей казачьей государственности в воззрениях Махно. Эти идеи проистекали во многом из унаследованной государственной традиции казачества Сечи, и отчасти, вольницы Дона.

Не менее ожесточенные споры вызывала и вызывает личность Б.Хмельницкого, особенно в свете современной ситуации на Украине и связанными с ней общественно-политическими процессами.[29;33] Созданное Б.Хмельницким государственное казачье образование, -Гетманщина, во многом наследовало принципы древнейшего казацкого государства, - Запорожской Сечи. Но, в отличие от последней имело ряд уникальных особенностей. Одной из особенностей была явная ориентация на связи с Россией и московскими государями в геополитическом стратегическом русле. Вторая особенность, -замена республиканских принципов самостийной Сечи все более усиливавшимися и набиравшими вес и влияние принципами монархического государства. Огромную роль в этих процессах играла личность самого гетмана, -Богдана. Введя монархические принципы управления^], отладив военно-государственный механизм управления и администрирования, сориентировав государственность на Россию, Хмельницкий достаточно поверхностно отнесся к вопросу преемственности института власти, за что во многом пришлось расплачиваться его преемникам и последователям.

Возрожденное современное казачество поставило на повестку дня принципиально новые теоретические вопросы. Одним из них становится проблема демократизации всех сфер жизнедеятельность казачества, управления казачьими сообществами, усиления роли и ответственности персоны казачьего лидера. В круг казачьих лидеров все активнее вводится женщина, на только казачка-мать и хранительница очага, но участник процессов администрирования, управления.[6;9] Кроме того, принципы деятельности казачьих сообществ и их лидеров начинаются рассматриваться в свете новейших концепций социальности государства или т.н. «социального государства».

Список литературы:

1. Абаза К.К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы: Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении для чтения в войсках, семье и школе. СПб., 1891.

2. Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. науч. ст. Вып.12 / Под ред. П.Я. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону: Изд. НГМА, 2010. - 175с.

3. Акунов В. Казак Гельмут фон Паннвиц - трагедия верности // Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве). СПб.: Опричное братство св. преп. Иосифа Волоцкого, 2006. -252с.

4. Алмазов Б. Военная история казачества. М.: Яуза; Эксмо, 2008.

5. Алмазов Б. Почему казаки не спасли Россию в 1917 году? http://borisalmazov.narod.ru/stati/pochemu_kazaki.htm [Электронный сетевой ресурс].

6. Андреев О.А. Казачий офицер Прасковья Куркина // Преображение. 2006. №3.

7. Аршинов П. История махновского движения. М.: Терра, 1996. - 496с.

8. Астапенко М. Атаман Платов: историко-научное повествование. Ростов-на-Дону: Книга, 2011. - 319с.,ил.

9. Атаман Юлия Ткаченко: «Если ты казак, ты должен иметь и шашку» // Уфимские городские казачки. http://www.ufakazak.ru/article/page/439 [Электронный сетевой ресурс].

10. Ахинько В.М. Нестор Махно. Роман. М.: ООО «Издательство АСТ»; Серия: «Жизнь замечательных людей». Харьков: Фолио, 2000.

11. Безотосный В.М. Донской генералитет и атаман Платов в 1812 году. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999.

12. Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX в. Тверь, 2004.

13. Белое дело. Дон и Добровольческая армия. М.: Голос, 1992.

14. Белое дело. Кубань и Добровольческая армия. М.: Голос, 1992.

15. Бехтеев С. Атаману Каледину // Родимый край. №98, январь-февраль 1972. Изд.: Донское войсковое объединение.

16. Брикер А.Г. Потемкин. СПб.: Изд. К.Л.Риккера. 1891. - 276с.

17. Витевский В.Н. Раскол в Уральском казачьем войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти в конце XVIII в. и в XIX в. Казань, 1978.

18. Водолацкий В.П. Идентификационная матрица донского казачества. Ростов-на-Дону: Антей, 2010.

19. Войнов В. Атаман Дутов и трагедия Оренбургского казачества // Рифей: Уральский краеведческий сборник. Челябинск, 1990.

20. Герасименко Н.Б. Батька Махно: мемуары белогвардейца. М.,Л.: Госиздат, 1928. 2-е изд.

21. Голобуцкий В.А. Освободительная война украинского народа под руководством Хмельницкого. М.: Госполитиздат, 1954.

22. Голованов В. Батька Махно или «оборотень» гражданской войны // Литературная газета. 1989, 8 февраля.

23. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1999.

24. Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII века. СПб., 1889.

25. Елисеев Ф. О генерале Самсонове // Родной край. 1972. Январь-февраль. №98.

26. Ерохин И.Ю. Основы казачьей государственности // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. №1(38). -С.46-49.

27. Короленко П.П. Атаманы бывшего Черноморского (ныне Кубанского) казачьего войска // Куб. сб. трудов Куб. обл. стат. ком. / Под ред. Е.Д. Фелицына. Екатеринодар, 1891. Т.2. - С.1-42.

28. Короленко П.П. Головатый - кошевой атаман Черноморского казачьего войска. Екатеринодар: Тип. Куб. обл. правления, 1904. - 201с.

29. Костомаров Н.И. Богдан Хмельницкий. М.: Чарли, 1994.

30. Костомаров Н.И. Иван Свирговский, украинский казацкий гетман XVI века // В сб.: Казаки. Историографические монографии и исследования. М., 1995. - С.287.

31. Кротов А. Казак на троне. http://people.h15.ru/pub/a14768.php [Электронный сетевой ресурс].

32. Куц О.Ю. Биографические сведения о донских атаманах, войсковых есаулах и войсковых дьяках второй трети XVII в. (1637-1667 гг.) http://samlib.ru/k/kuc_o_j/ataman_2004.shtml [Электронный сетевой ресурс].

33. Осипов К. Богдан Хмельницкий. М., 1948.

34. Потто В. Чапега и Головатый. 2-е изд. СПб., 1904.

35. Самойлов Е. От белой гвардии к фашизму / Неотвратимое возмездие. М.: Воениздат, 1979.

36. Шишков А.В. Казачьи атаманы. М.: Вече, 2008.

37. Шкваров А.Г. Петр I и казаки. М.: Алетейя, 2010. - 472с.

Reference list:

1. K. Abaza. The Cossacks of the Don, the Urals, the Kuban and the Terek: Essays on the History of the Ancient Cossack Life as Popular Stories for Reading in the Army, with the Family and at School -Saint Petersburg, 1891.

2. Topical Problems of the History, Theory and Technology of Social Activities: A Collection of Scientific Articles, Vol. 12, edited by P.

28

Ерохин И. Ю., Аржанова И. О.

ЛИЧНОСТЬ И ПЕРСОНА КАЗАКА В СВЕТЕ ВОПРОСОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Tsitkilov - Novocherkassk, Rostov-on-Don: Publishing House of Novocherkassk State Academy of Land Improvement, 2010 - 175 pages.

3. V. Akunov. The Cossack Helmuth von Pannwitz: the Tragedy of Faithfulness // God’s Nobles (Essays on the Order Tradition in Christianity) - Saint Petersburg: Oprichnina Brotherhood of Rev. Joseph Vo-lotsky, 2006 - 252 pages.

4. B. Almazov. The Military History of the Cossacks - Moscow, Yauza, Eksmo, 2008.

5. B. Almazov. Why Didn’t the Cossacks Save Russia in 1917? http://borisalmazov.narod.ru/stati/pochemu_kazaki.htm (Electronic online resource)

6. O. Andreev. The Cossack Officer Praskovia Kurkina // Transfiguration, 2006, No. 3.

7. P. Arshinov. The History of Makhno’s Movement - Moscow, Terra, 1996 - 496 pages.

8. M. Astapenko. Ataman Platov: Historical and Scientific Narration

- Rostov-on-Don, Kniga, 2011 - 319 pages with illustrations.

9. Ataman Julia Tkachenko: “If you’re a Cossack, you should have a saber too.” // The City Cossacks of Ufa. http://www.ufakazak.ru/article/page/439 (Electronic online resource)

10. V. Akhinko. Nestor Makhno, Novel - Moscow, AST Publishing. The Life of Outstanding People Series, Kharkiv, Folio, 2000.

11. V. Bezotosny. The Don Generals and Ataman Platov in 1812 -Moscow, Russian Political Encyclopedia, 1999.

12. E. Beletskaya. The Cossacks in the 19th Century Russian Folklore and Literature - Tver, 2004.

13. Beloye Dno (White Bottom). The Don and the Voluntary Army -Moscow, Voice, 1992.

14. Beloye Dno (White Bottom). The Kuban and the Voluntary Army

- Moscow, Voice, 1992.

15. S. Bekhteev. To Ataman Kaledin // Rodimy Krai (Native Land), No. 98, January-February, 1972. Published by the Don Military Union.

16. A. Briker. Potemkin - Saint Petersburg, K. Rikker’s Publishing House, 1891 - 276 pages.

17. V. Vitevsky. The Split in the Ural Cossack Army and the Reaction to It by the Military and Civil Authorities in the Late 18th and in the 19th Centuries - Kazan, 1978.

18. V. Vodolatsky. The Identification Matrix of the Don Cossacks -Rostov-on-Don, Antey, 2010.

19. V. Voynov. Ataman Dutov and the Tragedy of the Cossacks of Orenburg // Rifey: Collected Stories on the Local History of the Urals -Chelyabinsk, 1990.

20. N. Gerasimenko. Commander Makhno: Memoirs of a White Guardist

Moscow & Leningrad, Gosizdat, 1928. 2nd Edition.

21. V. Golobutsky. Ukrainian Liberation War under the Command of Khmelnitsky - Moscow, Gospolitizdat, 1954.

22. V. Golovanov. Commander Makhno or the “Werewolf” of the Civil War // Literaturnaya Gazeta, 1989, February 8.

23. A. Denikin. Essays on the Russian Revolt - Moscow, 1999.

24. V. Druzhinin. The Split on the Don in the Late 17th Century -Saint Petersburg, 1889.

25. F. Eliseev. General Samsonov // Rodnoy Krai (Native Land), 1972, January-February, No. 98.

26. I. Erokhin. The Bedrock of the Cossack Statehood // Army & Society Scientific and Informational Journal, 2014, No. 1 (38), P. 46 -49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. P. Korolenko. Atamans of the Former Black Sea (Presently Kuban) Cossack Army // Collection of Works by the Kuban Regional Statistics Committee, edited by E. Felitsyn - Yekaterinodar, 1891, Vol. 2, P. 1 - 42.

28. P. Korolenko. Golovaty, Commander of the Black Sea Cossack Army - Yekaterinodar, Print Shop of the Kuban Regional Administration, 1904 - 201 pages.

29. N. Kostomarov. Bogdan Khmelnitsky - Moscow, Charlie, 1994.

30. N. Kostomarov. Ivan Svirgovsky, Ukrainian Cossack Hetman of the 16th Century // Collection: Monographs and Studies on Historiography - Moscow, 1995, P. 287.

31. A. Krotov. A Cossack on the Throne. http://people.h15.ru/pub/a14768.php (Electronic online resource)

32. O. Kutz. Biographical Information on the Don Cossack Atamans, Captains and Scribes of the Second Third of the 17th Century (1637 - 1667). http://samlib.ru/k/kuc_o_j/ataman_2004.shtml (Electronic online resource)

33. K. Osipov. Bogdan Khmelnitsky - Moscow, 1948.

34. V. Potto. Chapega and Golovaty. 2nd Edition - Saint Petersburg, 1904.

35. E. Samoylov. From White Guard to Fascism / Inevitable Revenge - Moscow, Voyenizdat, 1979.

36. A. Shishkov. Cossack Atamans - Moscow, Veche, 2008.

37. A. Shkvarov. Peter the Great and the Cossacks - Moscow, Al-eteya, 2010 - 472 pages.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.и.н. И.Ю. Ерохина, аспирантки И.О. Аржановой «Личность и персона казака в свете вопросов отечественной истории»

Статья к.и.н. Ерохина Игоря Юрьевича и аспирантки Ирины Олеговны Аржановой «Личность и персона казака в свете вопросов отечественной истории» поднимет один из актуальных вопросов отечественной исторической науки. На всем протяжении развития отечественной и зарубежной историографии по т.н. «казачьему вопросу» сложились определенные стереотипы в подходах к освещению исследуемого материала. Историки сходились во мнение, что история казачества - предмет крайне персонифицированный, авторское отношение к сути событий прослеживалось во многих трудах, монографиях, публикациях. Вместе с тем, большинство работ не выходило за рамки описательного характера. Серьезно хромал вопрос аналитичности, системности методологической базы.

Авторы принципиально по-новому, творчески и новаторски хочет взглянуть на всю историю казачества через призму роли личности в этой истории. Основой методологии статьи становятся принципы - объективности, историзма, критического отношения к источникам, конструктивизма и комплексности.

Авторы пытается рассмотреть и изучить практику деятельности различных казачьих вождей и трибунов, царских чиновников и администраторов, при этом ему вполне удается избежать излишней идеологизированности, тенденциозности, предвзятости. Рассматриваемые личности и их качества - весьма и весьма полярны. Казачество часто переживало расколы и размежевания. Именно в этих и массе других моментов особенно характерно и ярко выступала роль отдельной казачьей личности, - вождя, бунтаря, деятеля и предводителя. Именно в эти моменты оживлялся и проявлялся самобытный природный этнический дух казачьих масс. Вряд ли такое положение складывалось спонтанно, случайно. Требуется найти закономерности, глубинные корни этих ситуаций. Дискурсивный характер авторского исследования намечает основные точки в вопросах прогрессивной персонализации казачьей истории.

Работа может представлять значительный интерес в практическом и теоретическом русле для самого широкого круга специалистов в области гуманитарных дисциплин, - истории, педагогики, политологии, социологии, права.

Статья написана хорошим научным языком, четко структурирована, сопровождается авторскими выводами и мнениями. Работа может быть рекомендована к публикации в одном из ведущих рецензируемых изданий, - утвержденного и действующего списка ВАК РФ.

Директор НП НИТУ

Южный инновационнотехнологический университет

И.В. Гейнович

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.