Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ
АНДРИАНОВА Наталья Геннадьевна,
аспирант кафедры правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: natalia.g.andrianova@gmail.com
Краткая аннотация: в статье рассматриваются причины становления концепции деофшоризации, выявляются основные акты международных организаций, законы и подзаконные акты, направленные на развитие процесса деофшоризации.
Abstract: the article covers the reasons for genesis of deoffshorization concept, indicates the main acts of international organizations, laws and bylaws which develop the concept of deoffshorization.
Ключевые слова: международное налогообложение, деофшоризация, международный обмен налоговой информацией, контролируемые иностранные компании.
Keywords: international taxation, deoffshorization, international tax information exchange, controlled foreign companies.
Использование офшорных юрисдикций при осуществлении международной предпринимательской деятельности является важной проблемой, оказывающей влияние на бюджетные поступления развитых и развивающихся государств. Объектом исследования в данной статье является процесс де-офшоризации, заключающийся в создании правовых механизмов противодействия использования офшорных юрисдикций при ведении международного бизнеса. Закрепление правовых механизмов, препятствующих перемещению прибыли в офшорные юрисдикции, позволяет защитить национальную налоговую базу и предотвратить случаи уклонения от уплаты налогов. Именно поэтому, с конца 1990-х годов начинается период активного противодействия деятельности офшорных юрисдикций, что связано с осознанием международным сообществом опасности недобросовестной налоговой конкуренции, порождаемой деятельностью офшорных юрисдикций. Сущность недобросовестной налоговой конкуренции заключается в том, что она оказывает влияние на структуру поступлений в бюджеты государств и может привести к недополучению государством части налоговых поступлений, что впоследствии может привести к существенному изменению структуры расходов из бюджета, а также к уменьшению финансирования государственного сектора экономики. Кроме того, с деятельностью офшорных юрисдикций связана проблема отмывания денежных средств, которое становится возможным ввиду отсутствия тщательного контроля за источником происхождения
денежных средств со стороны банковских структур, функционирующих в офшорных юрисдикциях. В большинстве офшорных юрисдикций строго соблюдается законодательство о банковской тайне, не позволяющее раскрывать информацию об операциях с денежными средствами.
Организацией экономического сотрудничества и развития в 1998 году был подготовлен доклад "Вредоносная налоговая конкуренция: возникающая глобальная проблема"[1], в котором была дана характеристика налоговых гаваней и вредоносных преференциальных налоговых режимов, а также критерии, по которым можно идентифицировать эти явления. В последующих отчетах ОЭСР указывала на то, что вредоносные преференциальные режимы негативно влияют на финансовую активность и оказывают влияние на формирование налоговой базы по налогам в других государствах. После опубликования доклада было принято решение о необходимости проведения проверки законодательства стран-членов ОЭСР для выявления критериев, отмеченных в докладе. В 2000 году Комитет по налоговым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития в своем докладе[2] выделил 35 юрисдикций, в которых действуют преференциальные налоговые режимы, приводящие к недобросовестной налоговой конкуренции.
Форумом по финансовой стабильности (Financial Stability Forum) была проведена работа по выявлению офшорных юрисдикций и их делению по степени риска для мировой финансовой системы. В
докладе Форума по финансовой стабильности[3] отмечалось, что юрисдикции, не соблюдающие требования по сотрудничеству, обмену информацией создают системную опасность для международной финансовой стабильности и препятствуют стремлению к повышению открытости и прозрачности международной финансовой системы. По результатам проведенного исследования, юрисдикции, в которых были обнаружены признаки осуществления офшорной финансовой деятельности, были разделены на три группы в зависимости от степени риска для финансовой стабильности, им было рекомендовано улучшать сотрудничество с другими юрисдикциями и повышать уровень открытости и прозрачности.
Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)- межправительственной организацией, занимающейся выработкой международных стандартов по противодействию отмывания преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляющей проверки соответствия национальных систем выработанным принципам и стандартам в 2000 году:
• были выявлены критерии отнесения стран к числу не оказывающих сотрудничества[4];
• был составлен список стран и территорий, которые отказываются от сотрудничества^], не уделяют достаточного внимания борьбе с отмыванием денежных средств.
ФАТФ рекомендует с большой осторожностью устанавливать отношения с такими государствами.
В Европейском Союзе также предпринимались меры для борьбы с неправомерным перемещением прибыли в офшорные юрисдикции[6]. Среди предлагаемых мер можно назвать выработку кодекса, содержащего правила налогообложения предпринимательской деятельности; налогообложение доходов от накопления сбережений. В частности, кодексом налогообложения предпринимательской деятельности предусматривается положение о том, что нормы о налогообложении должны применяться одинаково к резидентным и нерезидентным компаниям, предлагалось ограничить предоставление налоговых льгот компаниям, в случаях отсутствия осуществления ими реальной экономической деятельности на территории стран-членов Европейского Союза.
В Европейском Союзе также предлагалось провести унификацию налогообложения доходов от
предпринимательской деятельности для противодействия размывания налоговой базы внутри Европейского Союза за счет перечисления части прибыли компаний из стран с более высоким уровнем налогообложения в страны с более низким уровнем налогообложения. В частности, предлагалось осуществлять налогообложение доходов группы компаний единожды на всей территории Европейского Союза с использованием общеевропейской налоговой базы для предотвращения выведения прибыли в низконалоговые юрисдикции. Впоследствии, собранный таким образом налог предлагалось распределять между странами-членами в соответствии с выработанными критериями. Однако некоторые страны-члены Европейского Союза высказали опасение, что такая практика приведет в дальнейшем к унификации налоговых ставок и к сокращению доходов от налогообложения предпринимательской деятельности.
Кроме всего прочего, ОЭСР и страны "Большой двадцатки" начали разработку проекта по противодействию размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения^]. Далее последовала разработка Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS Action Plan)[8]. Для развития сотрудничества в рамках плана BEPS и в целях создания обмена информацией между государствами в автоматическом режиме были приняты Модельное соглашение о сотрудничестве между компетентными органами государств (CAA- Competent Authority Agreement), и Единый стандарт по обмену налоговой информацией (CRS - Common Reporting Standard and Due Diligence for Financial Account Information)^].
В Российской Федерации деофшоризацию активно стали обсуждать с 2012 года, после оглашения Ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором был сделан акцент на необходимость разработки системы мер по деофшоризации российской экономики[10].
К сожалению, на настоящий момент в Российской Федерации на законодательном уровне не установлены критерии отнесения юрисдикций к категории офшорных юрисдикций.
К числу законодательных мер по деофшоризации в Российской Федерации относится: законодательство о контролируемых иностранных компаниях, правила резидентства юридических лиц, нормы о налоговой амнистии.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 года
Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
№ 376-ФЗ[11] и Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ [12] ввели правила о контролируемых иностранных компаниях в российское налоговое законодательство. Кроме того, произошло усовершенствование критериев налогового резиденства юридических лиц. После внесенных изменений юридическими лицами - налоговыми резидентами стали признаваться наряду с российскими организациями иностранные организации, признаваемые резидентами в соответствии с международным договором Российской Федерации для целей этого международного договора, а также иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация.
8 июня 2015 года был принят Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[13], в котором предусматривается освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности по ряду наказуемых составов лиц, задекларировавших свое имущество и счета, в соответствии с требованиями данного закона.
Второй блок изменений коснулся обмена налоговой информацией. Для расширения возможностей получения информации в налоговой сфере от налоговых органов иностранных государств Постановлением Правительства от 14 августа 2014 года № 805 [14] было утверждена форма типового соглашения, заключаемого между правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства по обмену информацией по налоговым делам.
4 ноября 2014 года в Российской Федерации был принят закон [15] о ратификации Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, что позволило российским налоговым органам получить возможность проведения налоговых проверок с компетентными органами других государств, в том числе низконалоговых юрисдикций.
16 июня 2018 года Правительством РФ было принято Постановление "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)"[16], которым установлен порядок предоставления российскими организациями финансового рынка сведений о налоговых резидентах иностранных государств. Передача инфор-
мации обязательна в случае наличия заключенного договора с физическим лицом, стоимость по которому превышает 1 миллион долларов США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте, наличия заключенного договора с юридическим лицом, стоимость по которому превышает 250 тысяч долларов США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте.
4 декабря 2018 года Федеральной налоговой службой Российской Федерации был утвержден новый перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией[17]. В обновленный перечень вошли 75 иностранных государств и 13 территорий. Также утвержден новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами[18]. В обновленный перечень были включены 53 иностранных государства и 4 территории.
В феврале 2019 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 643148-7[19], в котором предлагается ратифицировать многостороннюю Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года, подписанную от имени Российской Федерации в Париже 7 июня 2017 года. Положения Конвенции направлены на противодействие злоупотреблениям межстрано-выми соглашениями об избежании двойного налогообложения, приводящими к возможности искусственного перемещения прибыли из стран с более высоким уровнем налогообложения в страны с низким или отсутствующим налогообложением такой прибыли, что приводит к недополучению части налоговых поступлений государствами с высоким и умеренным уровнем налогообложения. В законопроекте указывается на возможность применения положений Конвенции к 71 межстрановому соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному Российской Федерацией, без проведения двусторонних переговоров по каждому из этих соглашений.
Таким образом, процесс деофшоризации обусловлен необходимостью защиты национальной налоговой базы государства и направлен на предотвращение уклонения от налогообложения. Мировым сообществом была оценена опасность деятельности офшорных юрисдикций и признано необходимым выявление офшорных юрисдикций и борьба с их дея-
тельностью. В Российской Федерации процесс законодательного закрепления правовых мер, направленных на противодействие выведению прибыли из-под налогообложения, начался позже, но, тем не ме-
нее, происходит постоянное совершенствование законодательства, приближающее Российскую Федерацию к соответствию зарубежной практике в этой сфере.
Библиография:
1. OECD. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue, OECD Publishing, Paris, 1998.
2. OECD, «Towards Global Tax Co-operation: Report to the 2000 Ministerial Council Meeting and Recommendations by the Committee on Fiscal Affairs», 2000. [Электронный ресурс] // URL: https://www.oecd.org/tax/transparency/about-the-global-forum/publications/towards-global-tax-cooperation-progress.pdf(дата обращения 04.02.2019)
3. Financial Stability Forum, Report of the working group on offshore centres, 2000. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/r_0004b.pdf?page_moved=1 (дата обращения 04.02.2019)
4. Financial Action Task Force on Money Laundering, Report on Non-Cooperative Countries and Territories, 2000. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Initial%o20Report%o20on°^20NCCTs°/o2002_2000.pdf(дата обращения 04.02.2019)
5. Financial Action Task Force on Money Laundering, Review to Identify Non-Cooperative Countries and Territories: Increasing The Worldwide Effectiveness of Anti-Money Laundering Measures, 2000. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/1999%202000%20NCCT%20ENG.pdf(дата обращения 04.02.2019)
6. Code of Conduct Group (Business Taxation) to ECOFIN Council on 29 November 1999, SN 4901/99, 1999. [Электронный ресурс] // URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/docs/body/primarolo_en.pdf(дата обращения 04.02.2019)
7. OECD. Addressing Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing, Paris, 2013. [Электронный ресурс] // URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/addressing-base-erosion-and-profit-shifting_9789264192744-en#page1 (дата обращения 04.02.2019)
8. OECD. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing, Paris, 2013. [Электронный ресурс]// URL: http://www.oecd.org/ctp/bepsactionplan.pdf (дата обращения 04.02.2019)
9. OECD. Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information. [Электронный ресурс] // URL: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/automatic-exchange-financial-account-information-common-reporting-standard.pdf (дата обращения 04.02.2019).
10. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012. . [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118(дата обращения 04.02.2019).
11. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», «Собрание законодательства РФ», 01.12.2014, № 48, ст. 6657.
12. Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», «Собрание законодательства РФ», 15.06.2015, № 24, ст. 3377.
13. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 15.06.2015, № 24, ст. 3367.
14. Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам», «Собрание законодательства РФ», 25.08.2014, N 34, ст. 4665.
15. Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам», «Собрание законодательства РФ» , 10.11.2014, N 45, ст. 6135.
16. Постановление Правительства РФ от 16.06.2018 N 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)», "Собрание законодательства РФ", 25.06.2018, N 26, ст. 3858.
17. Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53123).
18. Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/785@ «Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53122).
19. Законопроект № 643148-7 «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. [Электронный ресурс] // URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/643148-7(дата обращения 04.02.2019).