Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ / INTERNATIONAL TAXATION / DEOFFSHORIZATION / INTERNATIONAL TAX INFORMATION EXCHANGE / CONTROLLED FOREIGNCOMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются причины становления концепции деофшоризации,выявляются основные акты международных организаций, законы и подзаконные акты, направленные на развитие процесса деофшоризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the concept of deofshorization

The article covers the reasons for genesis of deoffshorization concept, indicates the main acts of international organizations, laws and bylaws which develop the concept of deoffshorization.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ

АНДРИАНОВА Наталья Геннадьевна,

аспирант кафедры правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: natalia.g.andrianova@gmail.com

Краткая аннотация: в статье рассматриваются причины становления концепции деофшоризации, выявляются основные акты международных организаций, законы и подзаконные акты, направленные на развитие процесса деофшоризации.

Abstract: the article covers the reasons for genesis of deoffshorization concept, indicates the main acts of international organizations, laws and bylaws which develop the concept of deoffshorization.

Ключевые слова: международное налогообложение, деофшоризация, международный обмен налоговой информацией, контролируемые иностранные компании.

Keywords: international taxation, deoffshorization, international tax information exchange, controlled foreign companies.

Использование офшорных юрисдикций при осуществлении международной предпринимательской деятельности является важной проблемой, оказывающей влияние на бюджетные поступления развитых и развивающихся государств. Объектом исследования в данной статье является процесс де-офшоризации, заключающийся в создании правовых механизмов противодействия использования офшорных юрисдикций при ведении международного бизнеса. Закрепление правовых механизмов, препятствующих перемещению прибыли в офшорные юрисдикции, позволяет защитить национальную налоговую базу и предотвратить случаи уклонения от уплаты налогов. Именно поэтому, с конца 1990-х годов начинается период активного противодействия деятельности офшорных юрисдикций, что связано с осознанием международным сообществом опасности недобросовестной налоговой конкуренции, порождаемой деятельностью офшорных юрисдикций. Сущность недобросовестной налоговой конкуренции заключается в том, что она оказывает влияние на структуру поступлений в бюджеты государств и может привести к недополучению государством части налоговых поступлений, что впоследствии может привести к существенному изменению структуры расходов из бюджета, а также к уменьшению финансирования государственного сектора экономики. Кроме того, с деятельностью офшорных юрисдикций связана проблема отмывания денежных средств, которое становится возможным ввиду отсутствия тщательного контроля за источником происхождения

денежных средств со стороны банковских структур, функционирующих в офшорных юрисдикциях. В большинстве офшорных юрисдикций строго соблюдается законодательство о банковской тайне, не позволяющее раскрывать информацию об операциях с денежными средствами.

Организацией экономического сотрудничества и развития в 1998 году был подготовлен доклад "Вредоносная налоговая конкуренция: возникающая глобальная проблема"[1], в котором была дана характеристика налоговых гаваней и вредоносных преференциальных налоговых режимов, а также критерии, по которым можно идентифицировать эти явления. В последующих отчетах ОЭСР указывала на то, что вредоносные преференциальные режимы негативно влияют на финансовую активность и оказывают влияние на формирование налоговой базы по налогам в других государствах. После опубликования доклада было принято решение о необходимости проведения проверки законодательства стран-членов ОЭСР для выявления критериев, отмеченных в докладе. В 2000 году Комитет по налоговым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития в своем докладе[2] выделил 35 юрисдикций, в которых действуют преференциальные налоговые режимы, приводящие к недобросовестной налоговой конкуренции.

Форумом по финансовой стабильности (Financial Stability Forum) была проведена работа по выявлению офшорных юрисдикций и их делению по степени риска для мировой финансовой системы. В

докладе Форума по финансовой стабильности[3] отмечалось, что юрисдикции, не соблюдающие требования по сотрудничеству, обмену информацией создают системную опасность для международной финансовой стабильности и препятствуют стремлению к повышению открытости и прозрачности международной финансовой системы. По результатам проведенного исследования, юрисдикции, в которых были обнаружены признаки осуществления офшорной финансовой деятельности, были разделены на три группы в зависимости от степени риска для финансовой стабильности, им было рекомендовано улучшать сотрудничество с другими юрисдикциями и повышать уровень открытости и прозрачности.

Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)- межправительственной организацией, занимающейся выработкой международных стандартов по противодействию отмывания преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляющей проверки соответствия национальных систем выработанным принципам и стандартам в 2000 году:

• были выявлены критерии отнесения стран к числу не оказывающих сотрудничества[4];

• был составлен список стран и территорий, которые отказываются от сотрудничества^], не уделяют достаточного внимания борьбе с отмыванием денежных средств.

ФАТФ рекомендует с большой осторожностью устанавливать отношения с такими государствами.

В Европейском Союзе также предпринимались меры для борьбы с неправомерным перемещением прибыли в офшорные юрисдикции[6]. Среди предлагаемых мер можно назвать выработку кодекса, содержащего правила налогообложения предпринимательской деятельности; налогообложение доходов от накопления сбережений. В частности, кодексом налогообложения предпринимательской деятельности предусматривается положение о том, что нормы о налогообложении должны применяться одинаково к резидентным и нерезидентным компаниям, предлагалось ограничить предоставление налоговых льгот компаниям, в случаях отсутствия осуществления ими реальной экономической деятельности на территории стран-членов Европейского Союза.

В Европейском Союзе также предлагалось провести унификацию налогообложения доходов от

предпринимательской деятельности для противодействия размывания налоговой базы внутри Европейского Союза за счет перечисления части прибыли компаний из стран с более высоким уровнем налогообложения в страны с более низким уровнем налогообложения. В частности, предлагалось осуществлять налогообложение доходов группы компаний единожды на всей территории Европейского Союза с использованием общеевропейской налоговой базы для предотвращения выведения прибыли в низконалоговые юрисдикции. Впоследствии, собранный таким образом налог предлагалось распределять между странами-членами в соответствии с выработанными критериями. Однако некоторые страны-члены Европейского Союза высказали опасение, что такая практика приведет в дальнейшем к унификации налоговых ставок и к сокращению доходов от налогообложения предпринимательской деятельности.

Кроме всего прочего, ОЭСР и страны "Большой двадцатки" начали разработку проекта по противодействию размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения^]. Далее последовала разработка Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS Action Plan)[8]. Для развития сотрудничества в рамках плана BEPS и в целях создания обмена информацией между государствами в автоматическом режиме были приняты Модельное соглашение о сотрудничестве между компетентными органами государств (CAA- Competent Authority Agreement), и Единый стандарт по обмену налоговой информацией (CRS - Common Reporting Standard and Due Diligence for Financial Account Information)^].

В Российской Федерации деофшоризацию активно стали обсуждать с 2012 года, после оглашения Ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором был сделан акцент на необходимость разработки системы мер по деофшоризации российской экономики[10].

К сожалению, на настоящий момент в Российской Федерации на законодательном уровне не установлены критерии отнесения юрисдикций к категории офшорных юрисдикций.

К числу законодательных мер по деофшоризации в Российской Федерации относится: законодательство о контролируемых иностранных компаниях, правила резидентства юридических лиц, нормы о налоговой амнистии.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 года

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

№ 376-ФЗ[11] и Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ [12] ввели правила о контролируемых иностранных компаниях в российское налоговое законодательство. Кроме того, произошло усовершенствование критериев налогового резиденства юридических лиц. После внесенных изменений юридическими лицами - налоговыми резидентами стали признаваться наряду с российскими организациями иностранные организации, признаваемые резидентами в соответствии с международным договором Российской Федерации для целей этого международного договора, а также иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация.

8 июня 2015 года был принят Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[13], в котором предусматривается освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности по ряду наказуемых составов лиц, задекларировавших свое имущество и счета, в соответствии с требованиями данного закона.

Второй блок изменений коснулся обмена налоговой информацией. Для расширения возможностей получения информации в налоговой сфере от налоговых органов иностранных государств Постановлением Правительства от 14 августа 2014 года № 805 [14] было утверждена форма типового соглашения, заключаемого между правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства по обмену информацией по налоговым делам.

4 ноября 2014 года в Российской Федерации был принят закон [15] о ратификации Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, что позволило российским налоговым органам получить возможность проведения налоговых проверок с компетентными органами других государств, в том числе низконалоговых юрисдикций.

16 июня 2018 года Правительством РФ было принято Постановление "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)"[16], которым установлен порядок предоставления российскими организациями финансового рынка сведений о налоговых резидентах иностранных государств. Передача инфор-

мации обязательна в случае наличия заключенного договора с физическим лицом, стоимость по которому превышает 1 миллион долларов США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте, наличия заключенного договора с юридическим лицом, стоимость по которому превышает 250 тысяч долларов США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте.

4 декабря 2018 года Федеральной налоговой службой Российской Федерации был утвержден новый перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией[17]. В обновленный перечень вошли 75 иностранных государств и 13 территорий. Также утвержден новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами[18]. В обновленный перечень были включены 53 иностранных государства и 4 территории.

В феврале 2019 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 643148-7[19], в котором предлагается ратифицировать многостороннюю Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года, подписанную от имени Российской Федерации в Париже 7 июня 2017 года. Положения Конвенции направлены на противодействие злоупотреблениям межстрано-выми соглашениями об избежании двойного налогообложения, приводящими к возможности искусственного перемещения прибыли из стран с более высоким уровнем налогообложения в страны с низким или отсутствующим налогообложением такой прибыли, что приводит к недополучению части налоговых поступлений государствами с высоким и умеренным уровнем налогообложения. В законопроекте указывается на возможность применения положений Конвенции к 71 межстрановому соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному Российской Федерацией, без проведения двусторонних переговоров по каждому из этих соглашений.

Таким образом, процесс деофшоризации обусловлен необходимостью защиты национальной налоговой базы государства и направлен на предотвращение уклонения от налогообложения. Мировым сообществом была оценена опасность деятельности офшорных юрисдикций и признано необходимым выявление офшорных юрисдикций и борьба с их дея-

тельностью. В Российской Федерации процесс законодательного закрепления правовых мер, направленных на противодействие выведению прибыли из-под налогообложения, начался позже, но, тем не ме-

нее, происходит постоянное совершенствование законодательства, приближающее Российскую Федерацию к соответствию зарубежной практике в этой сфере.

Библиография:

1. OECD. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue, OECD Publishing, Paris, 1998.

2. OECD, «Towards Global Tax Co-operation: Report to the 2000 Ministerial Council Meeting and Recommendations by the Committee on Fiscal Affairs», 2000. [Электронный ресурс] // URL: https://www.oecd.org/tax/transparency/about-the-global-forum/publications/towards-global-tax-cooperation-progress.pdf(дата обращения 04.02.2019)

3. Financial Stability Forum, Report of the working group on offshore centres, 2000. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/r_0004b.pdf?page_moved=1 (дата обращения 04.02.2019)

4. Financial Action Task Force on Money Laundering, Report on Non-Cooperative Countries and Territories, 2000. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Initial%o20Report%o20on°^20NCCTs°/o2002_2000.pdf(дата обращения 04.02.2019)

5. Financial Action Task Force on Money Laundering, Review to Identify Non-Cooperative Countries and Territories: Increasing The Worldwide Effectiveness of Anti-Money Laundering Measures, 2000. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/1999%202000%20NCCT%20ENG.pdf(дата обращения 04.02.2019)

6. Code of Conduct Group (Business Taxation) to ECOFIN Council on 29 November 1999, SN 4901/99, 1999. [Электронный ресурс] // URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/docs/body/primarolo_en.pdf(дата обращения 04.02.2019)

7. OECD. Addressing Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing, Paris, 2013. [Электронный ресурс] // URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/addressing-base-erosion-and-profit-shifting_9789264192744-en#page1 (дата обращения 04.02.2019)

8. OECD. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing, Paris, 2013. [Электронный ресурс]// URL: http://www.oecd.org/ctp/bepsactionplan.pdf (дата обращения 04.02.2019)

9. OECD. Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information. [Электронный ресурс] // URL: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/automatic-exchange-financial-account-information-common-reporting-standard.pdf (дата обращения 04.02.2019).

10. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012. . [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118(дата обращения 04.02.2019).

11. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», «Собрание законодательства РФ», 01.12.2014, № 48, ст. 6657.

12. Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», «Собрание законодательства РФ», 15.06.2015, № 24, ст. 3377.

13. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 15.06.2015, № 24, ст. 3367.

14. Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам», «Собрание законодательства РФ», 25.08.2014, N 34, ст. 4665.

15. Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам», «Собрание законодательства РФ» , 10.11.2014, N 45, ст. 6135.

16. Постановление Правительства РФ от 16.06.2018 N 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)», "Собрание законодательства РФ", 25.06.2018, N 26, ст. 3858.

17. Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53123).

18. Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/785@ «Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53122).

19. Законопроект № 643148-7 «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. [Электронный ресурс] // URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/643148-7(дата обращения 04.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.