Научная статья на тему 'Международный опыт противодействия офшоризации национальной экономики'

Международный опыт противодействия офшоризации национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
644
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОФШОР / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Юлия Петровна

Ввиду того что офшоры существуют в мировой экономике на протяжении нескольких десятилетий, в зарубежной практике накоплен немалый опыт противодействия им. В статье проанализированы основные подходы к разработке механизмов деофшоризации в экономике зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF COUNTERACTION TO OFFSHORIZATION OF NATIONAL ECONOMY

In view of the fact that the offshore developed in the world economy for already several decades, there is an considerable experience of counteraction to them in foreign practice is saved up. In the article the main approaches to development of mechanisms of deoffshorization in the economies of foreign countries are analyzed.

Текст научной работы на тему «Международный опыт противодействия офшоризации национальной экономики»

УДК 339.94

Ю.п. Григорьева МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ОФШОРИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Ввиду того что офшоры существуют в мировой экономике на протяжении нескольких десятилетий, в зарубежной практике накоплен немалыш опыт противодействия им. В статье проанализированыI основным подходы1 к разработке механизмов деофшо-ризации в экономике зарубежные стран.

Ключевые слова: офшор, деофшоризация, налоговое регулирование, отмышание денег.

YuUa Grygoryeva INTERNATIONAL EXPERIENCE OF COUNTERACTION

TO OFFSHORIZATION OF NATIONAL ECONOMY

Annotation. In view of the fact that the offshore developed in the world economy for already several decades, there is an considerable experience of counteraction to them in foreign practice is saved up. In the article the main approaches to development of mechanisms of deoffshorization in the economies of foreign countries are analyzed.

Keywords: offshore, deoffshorization, tax regulation, money laundering.

Международно-правовое регулирование офшорного бизнеса сосредоточено преимущественно в деятельности двух организаций - Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Членами FATF являются все развитые и крупнейшие развивающиеся (Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика) страны. Она занимается разработкой мер по формированию в каждой стране режима противодействия легализации незаконно полученных доходов. Рекомендации FATF направлены:

— на совершенствование правовой системы в стране;

— на повышение роли финансовых и кредитных учреждений в борьбе с отмыванием денег;

— на активизацию международного сотрудничества в области предотвращения отмывания капиталов [15, с. 11-30].

Помимо прочего FATF в соответствии с критерием риска были разработаны два списка государств - «черный» и «темно-серый» [12]. Эти государства отклоняются от применения контрмер для защиты мировой финансовой системы от рисков отмывания денег.

Конкретные рекомендации FATF касаются ужесточения идентификации собственников офшорных компаний (например, запрещается выпуск акций на предъявителя, а также предусматривается обязательное раскрытие информации о владельце компании). Кроме этого, зарубежные банки вправе арестовать средства на счетах офшорной компании при малейшем подозрении в незаконной деятельности. Примечательно, например, что в докладе FATF «О типовых способах отмывания денег» «серый» импорт был выделен в категорию инструментов отмывания денег.

FATF были разработаны 40 рекомендаций в области преступного отмывания денег и финансирования терроризма, которые пересматриваются раз в пять лет и, по существу, являются ключевым инструментом деятельности организации. Указанные рекомендации представляют собой набор правовых и организационных мер, направленных на формирование национальных (страновых) режимов противодействия офшорам. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1617 от 2005 г. установила эти меры обязательными для выполнения странами - участницами ООН [13, с. 5].

Вместе с тем указанных выше рекомендаций в противодействии офшоризации недостаточно. К эффективным механизмам деофшоризации следует отнести меры, разрабатываемые ОЭСР. Так, в 2013 г. ею был подготовлен отчет «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под

© Григорьева Ю.П., 2014

налогообложения» (англ. аббревиатура - BEPS). В отчете предложена глобальная дорожная карта, позволяющая странам получать причитающиеся им доходы от налогообложения, способствовать большей транспарентности и улучшению обмена информацией, невозможности искусственного перевода прибыли в низконалоговые юрисдикции, большей предсказуемости и уверенности бизнеса [7]. Отметим, что данный проект возник по причине обеспокоенности налоговых органов стран поступлениями в бюджет вследствие политики компаний, которая направлена на размывание налогооблагаемой базы и увод прибыли в офшорные юрисдикции. Кроме этого фундаментальной причиной разработки данного проекта явилось запаздывание существующего распределения прав на налогообложение между странами за изменениями в деловой среде с учетом глобализации бизнеса и ростом роли интеллектуальной собственности в создании стоимости [3, с. 1-2]. Проект получил поддержку со стороны «Большой двадцатки» и других государств. В отчете методики BEPS подтверждены эмпирически, рассмотрены основные принципы налогообложения и предпосылки размывания налогооблагаемой базы. Отмечается, что развитие цифровой экономики является барьером осуществления прав государства на налогообложение, а также описан ряд методов противодействия уклонению от уплаты налогов.

Мероприятия, предлагаемые ОЭСР, делятся на следующие укрупненные группы:

— меры по вопросам налогообложения компаний цифрового сектора;

— меры, направленные на достижение согласованности на международном уровне по вопросам корпоративного налогообложения, устранение различий в налогообложении гибридных инструментов, усиление правил о «контролируемых иностранных компаниях» (см. далее), ограничение размывания налогооблагаемой базы на основе вычета процентных расходов и расходов по другим инструментам финансирования;

— меры, направленные на восстановление преимуществ международных стандартов, в том числе против злоупотребления применением соглашений об избежании двойного налогообложения, против искусственного избежания статуса постоянного представительства;

— меры по обеспечению соответствия порядка ценообразования и порядка создания стоимости;

— меры, направленные на обеспечение транспарентности [4, с. 3-8].

Наконец, следует указать, что в ряде стран был накоплен определенный опыт деофшоризации экономики. В частности, можно выделить концепцию CFC (Controlled Foreign Companies - Контроль над иностранными компаниями). Законодательство о контролируемых иностранных компаниях было направлено именно на предотвращение уклонения от уплаты налогов при помощи офшорных компаний. Следует указать, что данные меры лишают всякого смысла учреждение офшорной компании [1, с. 164]. Суть концепции заключается в том, что доход зарубежной компании, которая контролируется резидентами данной страны, для целей налогообложения зачисляется в доход резидентов, поэтому прямое использование офшорных компаний для аккумулирования зарубежных доходов не дает владельцам этих компаний законной возможности избегания от налогообложения этих доходов по месту проживания. Наиболее успешно в отношении законодательства об иностранных компаниях продвинулись США, где в Налоговом кодексе с 1962 г. существует специальный подраздел [14, ст. VII-XIX].

Среди стран Европейского союза (ЕС) наиболее активно в борьбе с офшорами продвинулись Великобритания и Франция [5]. На наднациональном уровне ЕС антиофшорное регулирование базируется на принятом в 2004 г. «Сообщении по противодействию и борьбе с финансовыми и корпоративными злоупотреблениями» (Communication on preventing and combating financial and corporate malpractice), которое предполагает активизацию информационного обмена между странами о налогообложении компаний, а также проведение согласованной политики между членами ЕС в отношении

офшорных зон [8]. Кроме этого на Кипре, одной из наиболее известных офшорных зон, в рамках экономической и валютно-финансовой интеграции проводятся мероприятия, направленные на сближение его финансовой системы с другими странами ЕС. Это, в частности, выразилось в унификации ставки налога на прибыль для офшорных и национальных компаний, ранее отличавшейся в пять раз, а также в дифференциации резидентов и нерезидентов по принципу места управления и контроля компанией [6, с. 13].

В современных условиях мировое сообщество всерьез обеспокоено проблемой противодействия офшорам, что, например, нашло свое отражение в повестке 39-го саммита «Большой восьмерки», состоявшегося в июне 2013 г. В частности, на нем была обозначена необходимость установления новых международных стандартов и поиска путей обмена информацией в налоговой сфере в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов [11]. На саммите шла речь не только о противодействии уклонению от уплаты налогов, но и о препятствовании новым агрессивным методам налогового планирования (англ. aggressive tax avoidance).

Пик международной борьбы с офшорами приходится на 2013 г., когда было осуществлено большое число мероприятий в области антиофшорного регулирования [2]. В мире образовалась «Большая пятерка» государств (G5 - США, Германия, Франция, Италия, Испания), принявшая взаимные обязательства по обмену налоговой информацией на основе стандарта, принятого в США. Последний базируется на использовании закона «О раскрытии иностранных счетов для целей налогообложения» (The Foreign Accoun Tax Compliance Act - FATCA), вступившего в силу 1 января 2014 г. [10]. Этим законом был установлен ряд принципов беспрецедентно жесткого налогового регулирования, в частности, для иностранных банков и финансовых институтов.

Что касается России, она пока не подписала соглашение с США. Однако 30 июня 2014 г. в нашей стране вступил в силу Закон «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который направлен на гармонизацию требований отечественного законодательства с требованиями закона FATCA. Этот закон позволяет российским банкам и другим финансовым организациям передавать информацию о своих зарубежных клиентах налоговым органам иностранного государства после того, как получено согласие таких клиентов [9, с. 2].

В 2014 г. многие офшорные юрисдикции под давлением со стороны ОЭСР и FATF были вынуждены принять конвенцию о взаимопомощи по налоговым вопросам, внести ряд изменений в корпоративное законодательство, а также ввести комплекс других мер, направленных на повышение прозрачности. Следует отметить, что указанные организации не выступают за окончательную ликвидацию офшоров - речь идет об изменении налогообложения, принципов и стандартов корпоративного регулирования в этих территориальных образованиях.

Библиографический список

1. Григорьева Ю.П. Эффективные механизмы деофшоризации национальной экономики: зарубежный опыт и российская практика // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 4.

2. Захаров А. Наступление на офшоры: Великобритания хочет открыть BVI и Каймановы острова // Forbes-Россия. - 24.05.2013.

3. Отчет ОЭСР «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» (BEPS). - Аналитический доклад PriceWaterhouseCoopers, 12.02.2013.

4. План мероприятий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS) - поворотный пункт в истории международного налогового сотрудничества // Ernst & Young, 03.10.2013.

5. Фаруки А. А., Царуев А.М. Политика ЕС в отношении офшоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=38.html (дата обращения: 24.10.2014).

6. Хараламбос М. Социально-экономическая адаптация новых стран - членов ЕС: проблемы и перспективы (на примере Кипра): автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: РУДН, 2011.

7. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting. - Paris: OECD, 2013. - 40 p.

8. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on Preventing and Combating Corporate and Financial Malpractice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52004DC0611

9. FATCA. Время действовать. Финансовому сектору России необходимо подготовиться к запуску нового механизма обмена налоговой информацией. - Б.м.: Делойт и Туш СНГ, 2014.

10. Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) // Publication 5118, Catalog Number 65265H Department of the Treasury Internal Revenue Service, Rev. 10-2014.

11. G8 Lough Erne Declaration. - UK, London: Prime Minister's Office, 18 June 2013.

12. High-risk and non-cooperative jurisdictions [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/topics/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/documents/public-statement-june-2013.html

13. Resolution 1617 (2005). - United Nations: Security Council, 29 July 2005.

14. The Deferal of Income Earned Through U.S. Controlled Foreign Corporations: A Policy Study. - US: Office of Tax Policy, Department of the Treasurt, December, 2000.

15. The FATF Recommendations - International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism & Proliferation, February 2012. - Paris: FATF/OECD, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.