Научная статья на тему 'Российская практика деофшоризации экономики в контексте сравнительного анализа с международными инициативами'

Российская практика деофшоризации экономики в контексте сравнительного анализа с международными инициативами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОФШОРНЫЙ БИЗНЕС / ОФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА / DEOFFSHORIZATION / WORLD ECONOMY / OFFSHORE BUSINESS / OFFSHORE JURISDICTIONS / THE TRANSPARENCY OF CAPITAL MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пузакова Е. П., Шепель Т. С.

В статье авторы проводят сравнительный анализ существующего в РФ институционального обеспечения по ограничению офшорных схем ведения бизнеса на предмет его соответствия международным инициативам по деофшоризации мировой экономики. В результате сделаны выводы о необходимости совершенствования деофшорной политики в РФ путем пересмотра отдельных законодательных инициатив и активизации участия России в международном сотрудничестве по вопросам транспарентности движения капитала между национальными границами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the authors carries out a comparative analysis of the existing in the Russian Federation institutional support to limit offshore business schemes with international initiatives on deoffshorization of the world economy. As a result the authors conclude that it is neсessary to improve deoffshorization policy in the Russian Federation by revising certain legislative initiatives and strengthening the participation of the Russian Federation in international cooperation on transparency of capital movements across national borders.

Текст научной работы на тему «Российская практика деофшоризации экономики в контексте сравнительного анализа с международными инициативами»

Пузакова Е.П.,

кандидат экономических наук, профессор кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

E-mail: [email protected] Шепель Т. С.,

ст. преподаватель кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) E-mail: [email protected]

РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ДЕОФШОРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНИЦИАТИВАМИ

В статье авторы проводят сравнительный анализ существующего в РФ институционального обеспечения по ограничению офшорных схем ведения бизнеса на предмет его соответствия международным инициативам по деофшоризации мировой экономики. В результате сделаны выводы о необходимости совершенствования деофшорной политики в РФ путем пересмотра отдельных законодательных инициатив и активизации участия России в международном сотрудничестве по вопросам транспарентности движения капитала между национальными границами.

Ключевые слова: деофшоризация, мировое хозяйство, офшорный бизнес, офшорные юрисдикции, транспарентность движения капитала.

Puzakova E.P., Shepel T.S.

THE PRACTICE OF RUSSIAN DEOFFSHORISATION OF THE ECONOMY IN THE CONTEXT OF A COMPARATIVE ANALYSIS WITH INTERNATIONAL INITIATIVES

In the article the authors carries out a comparative analysis of the existing in the Russian Federation institutional support to limit offshore business schemes with interna-

tional initiatives on deoffshorization of the world economy. As a result the authors conclude that it is neсessary to improve deoff-shorization policy in the Russian Federation by revising certain legislative initiatives and strengthening the participation of the Russian Federation in international cooperation on transparency of capital movements across national borders.

Keywords: deoffshorization, the world economy, offshore business, offshore jurisdictions, the transparency of capital movements.

Аккумуляция значительной доли активов и прибыли российских компаний в офшорных юрисдикциях активизировала усилия по совершенствованию национального законодательства в целях защиты отечественной экономики от негативных последствий процесса офшоризации мировой экономики.

Росту масштабов использования офшорных юрисдикций российскими бизнес-структурами, несомненно, способствовали либеральные экономические реформы в России с 1991 года, среди которых особо следует выделить отмену государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность; либерализацию валютного рынка; введение свободной конвертируемости валют. В таких условиях российские предприятия получили возможность самостоятельно выходить на мировой рынок и активно осваивать новации международной деловой практики, стремясь при этом повысить свою конкурентоспособность.

Активизация государственной политики, направленной на борьбу с офшори-зацией российской экономики, началась лишь в начале XXI века одновременно с осознанием международным сообществом последствий быстрого развития офшорных центров и призывами к деофшоризации всего мирового хозяйства.

Проведем анализ существующего в РФ институционального обеспечения по ограничению офшорных схем ведения бизнеса на предмет его соответствия международным инициативам по деофшориза-ции мировой экономики.

Активизация государственной политики в целях устранения негативного влияния последствий офшоризации мировой экономики в основном полагается на взаимодействие РФ с международными организациями и подписание международных двусторонних и многосторонних соглашений.

Наиболее распространенной международной практикой в целях борьбы с офшорными юрисдикциями является подписание двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и об обмене налоговой информацией. Так, первый вид соглашений применяется в связи с различием государственных подходов при построении национальной системы налогообложения, в основе которой может лежать принцип резидентства либо принцип территориальности. На начало 2015 года в Российской Федерации действует около 80 соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), однако большинство из них были подписаны до 2003 года. Редакции в 2011 году были подвержены лишь соглашения с Кипром, Люксембургом, Швейцарией, в которые внесены изменения, направленные на:

- выявление холдингов, созданных с целью получения льгот по налогообложению;

- исключение из-под льготного налогообложения операций с недвижимостью через приобретение офшорных компаний;

- установление ограничений на применение льготных ставок по дивидендам в размере 5% для отдельных операций и др.

Выбор данных стран для пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения не случаен, ведь вышеуказанные юрисдикции являются наиболее значимыми инвестиционными партнерами для российской экономики. Однако, по мнению авторов, в связи с трансформацией офшорного бизнеса по пути использования спарринг-офшорных юрисдикций, необходимо также внести соответствующие изменения в соглашения с остальными государствами.

Присоединение РФ в соответствии с требованиями ОЭСР к многосторонней

Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам создало определенные предпосылки для межгосударственного обмена информацией. Так, на основе модельного соглашения ОЭСР в 2014 году был разработан типовой договор между Правительством РФ и Правительством иностранного государства, предусматривающий установление правил обмена налоговой информацией между компетентными органами договаривающихся государств по запросу, а также процедуру проведения налоговых проверок за границей и совместных налоговых проверок. [8] В настоящее время Российская Федерация заключила международные договоры о правовой помощи и обмене информацией лишь с 14 странами, практически все из которых входят в СНГ, в то время как Китай подписал около 120 аналогичных соглашений.

В формате сотрудничества ОЭСР и группы стран 0-20 (представителем второй является Российская Федерация) в 2013 году был разработан глобальный План действий с целью противодействия размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS), среди основных направлений которого выдвинуты проекты по:

- уменьшению негативного влияния от использования офшорных элементов в корпоративных структурах;

- устранению проблемных моментов соглашений об избежании двойного налогообложения, обнаруженных в связи с признанием их неправомерного использования в целях двойного «неналогообложения», что наиболее характерно для офшорных бизнес-схем;

- использованию в налоговых целях цифровой экономики, которая позволяет перемещаться товарам и услугам в мире без границ и не попадать под регулирование ни одного из государств.[5]

План действий по BEPS носит рекомендательный характер и в большей степени отражает тренды усовершенствования налогового законодательства развитых стран. Несомненно, Российской Федерации следует внедрять обозначенные ини-

циативы в свою правовую базу, однако первоначально их необходимо согласовывать со спецификой отечественного законодательства и дальнейшим мониторингом их результативности.

Сравнительный анализ международных инициатив по деофшоризации экономики и российского законодательства представлен в таблице 1 и свидетельствует об участии России во всех четырех направлениях международных инициатив:

- стремление к уменьшению прямого уклонения от налогов путем разработки РФ типового соглашения об обмене налоговой информацией, предусматривающего обмен по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства независимо от положений национального законодательства относительно защиты частной информации или банковской тайны;

- ограничение законного уменьшения налоговых обязательств за счет разработки действий, направленных на изменение системы выявления налоговых уклонистов и регулирования теневого банкинга в рамках участия РФ в «Большой двадцатке» [6];

- ликвидация лазеек в системе регулирования для финансовых организаций путем содействия составлению и регулярному обновлению списков национальных системообразующих банков и страховых компаний, к которым предъявляются повышенные требования по устойчивости и надежности, а также применяются усиленные меры надзора за их деятельностью в рамках Представительства ЦБ РФ и Министерства финансов РФ в Совете по финансовой стабильности;

- усиление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма за счет внедрения международных стандартов ФАТФ по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Особо следует отметить тот факт, что Российская Федерация до сих пор не явля-

ется членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая на сегодняшний день является одной из главных экономических организаций, занимающихся вопросами деофшоризации на международном уровне. В рамках полномочий ОЭСР - разработка Единого глобального стандарта автоматического обмена информацией о доходах налогоплательщиков. [5] Несмотря на готовность России стать участницей ОЭСР и одобрить Единый глобальный стандарт по обмену налоговой информацией, после введения международных санкций в связи с политическим конфликтом на Украине, переговоры о ее вступлении в ОЭСР были приостановлены. Кроме того, правительством США также приостановлены переговоры по заключению с РФ соглашения об обмене информацией по правилам FATCA.

В свою очередь, сравнительный анализ вышеобозначенных инструментов

деофшоризации экономики РФ с зарубежным опытом свидетельствует о следующем.

Во-первых, в настоящее время Российская Федерация в основном использует меры ограничительного характера, среди которых: внедрение принципа контролируемой прибыли и контролируемой компании (Федеральный закон № 376-ФЗ 24.11.2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»); усиление контроля за механизмом трансфертного ценообразования (Федеральный закон от 18.07.2011 № 227 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»); установление требований к международным финансовым организациям раскрывать сведения о счетах частных налогоплательщиков и национальных компаний (Постановление РФ от 14 августа 2014 г. № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам») и др.

Таблица 1 - Сравнительный анализ российского законодательства с международными инициативами и зарубежным опытом в сфере _деофшоризации экономики_

Международные инициативы по деофшоризации экономики Участие РФ в международных инициативах по деофшориза-ции экономики Зарубежный опыт в сфере деофшоризации национальной экономики Использование зарубежного опыта при разработке политики деофшоризации в РФ

1 2 3 4

Уменьшение прямого уклонения от налогов Разработка РФ типового соглашения об обмене налоговой информацией, предусматривающего обмен по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства независимо от положений национального законодательства относительно защиты частной информации или банковской тайны Заключение договоров об избежании двойного налогообложения Заключено около 80 соглашений об избежании двойного налогообложения и об обмене налоговой информацией (СИДН); редакция СИДН с Кипром, Люксембургом, Швейцарией

Использование принципа контролируемой прибыли и контролируемой компании Федеральный закон № 376-ФЗ 24.11.2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

Усиление контроля за механизмом трансфертного ценообразования Федеральный закон от 18.07.2011 № 227 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

Ограничение законного уменьшения налоговых обязательств Участие РФ в «Большой двадцатке», в том числе по вопросам разработки действий, направленных на изменение системы выявления налоговых уклонистов и регулирования теневого банкинга Формирование списка территорий, признанных офшорными юрисдикциями для национальной экономики Указание ЦБ РФ от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и представления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»; Приказ Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108Н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»

1 2 3 4

Улучшение национального налогового режима Отсутствует

Введение специального налога на любые операции с офшорными юрисдикциями Отсутствует

Создание собственных офшорных зон на зависимых территориях Обсуждение создания российской офшорной юрисдикции на территории Калининградской области и в Республике Крым

Использование офшорных зон в целях внешнеэкономической экспансии Отсутствует

Совершенствование системы регулирования финансовых организаций Представительство ЦБ РФ и Министерства финансов РФ в Совете по финансовой стабильности; содействие составлению и регулярному обновлению списков национальных системообразующих банков и страховых компаний, к которым предъявляются повышенные требования по устойчивости и надежности, а также применяются усиленные меры надзора за их деятельностью Установление требований к международным финансовым организациям раскрывать сведения о счетах частных налогоплательщиков и национальных компаний Постановление РФ от 14 августа 2014 г. № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам»

Меры валютных ограничений (обязательная продажа валютной выручки и т.п.) Отсутствуют

Усиление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма Участие Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ в ФАТФ с 2003 г.; внедрение 40 рекомендаций ФАТФ в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма Предотвращение использования офшорных юрисдикций в целях отмывания денег и финансирования терроризма Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Во-вторых, в нашей стране отсутствует нормативно-правовое законодательство для реализации национальных инициатив, способствующих извлечению выгод для российской экономики от процесса офшоризации мирового хозяйства, в частности, инструментов для использования офшорных зон в целях внешнеэкономической экспансии, в то время как деофшорная политика многих стран в современных условиях направлена не на уничтожение офшорных юрисдикций, а прежде всего на использование их в качестве инструмента для усиления влияния отдельных участников конкурентной борьбы.

Так, крупнейшие компании Китая используют офшорные юрисдикции в качестве стратегии внешнеэкономической экспансии. В рамках государственных программ иностранных инвестиций за период с 2004 по 2014 год объем прямых инвестиций из Китая в офшоры вырос практически в 12 раз. Среди основных целей использования офшорных центров: повышение конкурентоспособности промышленного экспорта Китая и иностранное инвестирование в добычу сырья и инфраструктуру; получение более широкого доступа к финансовым ресурсам и производственным сферам, представляющим собой предмет специального регулирования. Целью Китайской Народной Республики также является доступ к финансовым средствам Гонконга, включающим прямое кредитование, выпуск юаневых облигаций на биржах Гонконга, привлечение финансовых средств, листинг на иностранных биржах китайских компаний, ведущих свою деятельность в отраслях, закрытых для зарубежных компаний. Стоит отметить, что статистические подсчеты потерь китайского бюджета от офшоризации мировой экономики не ведутся в связи с рассмотрением такого движения капитала в качестве одного из направлений интеграции Китая в мировую экономику под государственным контролем.

В-третьих, обращает на себя внимание тот факт, что некоторые законодательные инициативы, принимаемые в РФ в це-

лях улучшения инвестиционного климата, наоборот, по мнению авторов, способствуют более свободному выводу активов за счет продажи акций национально значимых предприятий в офшорные юрисдикции. Так, в Федеральный закон № 57-ФЗ от 28.04.2008 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства» в 2011 году были внесены изменения, предоставляющие возможность приобретать до 25% акций предприятий, ведущих разработку на участках недр федерального значения, без согласования с Правительственной комиссией.[10]

Еще одной возможностью для использования офшорных компаний российскими бизнес-структурами является внесение изменений в список офшорных юрис-дикций Министерства финансов РФ, касающееся исключения из него Мальты, что связано со вступлением в силу с 1 января 2015 года Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Мальтой. Данное решение, в соответствии со статьей 284 Налогового кодекса РФ, позволяет не облагать налогом дивиденды мальтийских дочерних компаний в пользу российских акционеров, и в соответствии с мальтийским законодательством дивиденды у источника выплаты также не облагаются налогом. Данные преимущества в будущем позволят рассматривать Мальту в качестве альтернативной офшорной юрисдикции для учреждения корпораций, владеющих российскими активами.

Таким образом, сравнительный анализ российской практики деофшоризации экономики с международными инициативами свидетельствует о том, что инструменты деофшоризации в нашей стране в основном направлены на уменьшение прямого уклонения от налогообложения, в то время как меры по регулированию движения офшорного капитала на национальном уровне могут быть направлены не на полный запрет использования таких юрисдикций, а на извлечение выгоды от такого использования для национальной экономики. В современных условиях Российской Федерации необ-

ходимо активизировать участие в международном сотрудничестве по вопросам транспарентности движения капитала между национальными границами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Захаров А.С. Новый курс: как государство будет выводить бизнес из офшоров в 2014 году // Forbes Russia. 27.12.2013.

2. КПМГ. Законодательство о трансфертном ценообразовании: исследование ситуации с развитием практики соблюдения компаниями нефтегазового сектора новых требований Налогового кодекса РФ в части контроля уровня цен [Электронный ресурс]. URL: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsigh ts/ArticlesPublications/Documents/S_TP_r.pdf

3. Обзор международной системы финансового регулирования, июль 2014 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/ analytics/fin_stab/OMSFR_2014-07.pdf

4. Официальный сайт Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег [Электронный ресурс]. URL: www.fatf-gafi.org

5. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/tax/developing-countries-and-beps.htm

6. Официальный сайт председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» [Электронный ресурс]. URL: http://ru.g20russia.ru/docs/summit/summit_20 13.html

7. Официальный текст Лох-Эрнской декларации 39 саммита стран группы G-8 [Электронный ресурс] // Официальный сайт председательства Российской Федерации в «Группе восьми».

8. Постановление РФ от 14 августа 2014 г. № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 34. Ст. 4665.

9. Сороковой А. Антиофшорное законодательство США и России в контексте национальной безопасности // Государственная служба. 2012. № 1. С. 67-70.

10. Федеральный закон от 28 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства» // Официальный информационно-правовой портал «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12160212/#block_7

11. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. М.: Институт экономики РАН, 2013. 63 с.

12. Ahmed Zorome. IMF Working paper. Concept of Offshore Financial Centers: In Search of an Operational Definition, april 2007.

13. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue. OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ datao- ecd/33/1/1904184.pdf (дата обращения: 28.10.2012). P. 23 (Box I).

14. Stewart Heather. Wealth doesn't trickle down - it just floods offshore, research reveals [Электронный ресурс] // The Guardian: сетевой журнал. 2012. URL: http://www.theguardian.com/business/2012/ju l/21/offshore-wealth-global-economy-tax-havens

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Zaharov A.S. Novyj kurs: kak gosu-darstvo budet vyvodit' biznes iz offshorov v 2014 godu // Forbes Russia. 27.12.2013.

2. KPMG. Zakonodatel'stvo o trans-fertnom cenoobrazovanii: issledovanie situacii s razvitiem praktiki sobljudenija kompanijami neftegazovogo sektora novyh trebovanij Nalo-govogo kodeksa RF v chasti kontrolja urovnja cen [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsigh ts/ArticlesPublications/Documents/S_TP_r.pdf

3. Obzor mezhdunarodnoj sistemy fi-nansovogo regulirovanija, ijul' 2014 [Jel-ektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt CB RF. URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/ OMSFR_2014-07.pdf

4. Oficial'nyj sajt Gruppy razrabotki fi-nansovyh mer bor'by s otmyvaniem deneg [Jelektronnyj resurs]. URL: www.fatf-gafi.org

5. Oficial'nyj sajt Organizacii jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija

OJeSR [Jelektronnyj resurs]. URL:

http://www.oecd.org/tax/developing-

countries-and-beps.htm

6. Oficial'nyj sajt predsedatel'stva Ros-sijskoj Federacii v «Gruppe dvadcati» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ru.g20russia.ru/docs/summit/summit_20 13.html

7. Oficial'nyj tekst Loh-Jernskoj deklaracii 39 sammita stran gruppy G-8 [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt predsedatel'stva Rossijskoj Federacii v «Gruppe vos'mi».

8. Postanovlenie RF ot 14 avgusta 2014 g. № 805 «O zakljuchenii soglashenij ob ob-mene informaciej po nalogovym delam» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2014. № 34. St. 4665.

9. Sorokovoj A. Antioffshornoe za-konodatel'stvo SShA i Rossii v kontekste nacional'noj bezopasnosti // Gosudarstvennaja sluzhba. 2012. № 1. S. 67-70.

10. Federal'nyj zakon ot 28 aprelja 2008 g. № 57-FZ «O porjadke

osushhestvlenija inostrannyh investicij v hozjajstvennye obshhestva, imejushhie strate-gicheskoe znachenie dlja obespechenija obo-rony i bezopasnosti gosudarstva» // Oficial'nyj informacionno-pravovoj portal «GARANT» [Jelektronnyj resurs]. URL:

http://base.garant.ru/12160212/#block_7

11. Hejfec B.A. Deoffshorizacija rossijskoj jekonomiki: vozmozhnosti i predely. M.: Institut jekonomiki RAN, 2013. 63 s.

12. Ahmed Zorome. IMF Working paper. Concept of Offshore Financial Centers: In Search of an Operational Definition, april 2007.

13. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue. OECD URL: http://www.oecd.org/ datao-ecd/33/1/1904184.pdf P. 23 (Box I).

14. Stewart Heather. Wealth doesn't trickle down - it just floods offshore, research reveals http://www.theguardian.com/business/ 2012/jul/21/offshore-wealth-global-economy-tax-havens

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.