Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСПИРАЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСПИРАЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ / КОНСПИРАЦИЯ / НЕГЛАСНЫЕ МЕТОДЫ / РОЗЫСК / ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ДОЗНАНИЕ / SETTING REGULATIONS / CONSPIRACY / SECRET METHODS / INVESTIGATION / INFORMATION / POLICE / INQUIRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павличенко Н. В.

Рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием конспирации как института оперативно-розыскной деятельности, историко-юридическое осмысление опыта нормирования деятельности правоохранительных органов по сохранению в тайне сведений ограниченного распространения в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and development of conspiracy in law enforcement in pre-revolutionary (before 1917) Russia

The formation and development of conspiracy as an institution of investigative activities, historical and legal comprehension of setting regulations in law enforcement aimed at keeping secret the information of limited distribution, in Russia before 1917, are examined.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСПИРАЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ»

Н.В. ПАВЛИЧЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСПИРАЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием конспирации как института оперативно-розыскной деятельности, историко-юридическое осмысление опыта нормирования деятельности правоохранительных органов по сохранению в тайне сведений ограниченного распространения в дореволюционной России.

Ключевые слова: нормирование, конспирация, негласные методы, розыск, информация, полиция, дознание.

N.V. Pavlichenko, PhD (Law), Associate Professor, Chair of criminal investigation, Russia Ministry of the Interior Academy (Omsk City)

The formation and development of conspiracy in law enforcement in pre-revolutionary (before 1917) Russia.

The formation and development of conspiracy as an institution of investigative activities, historical and legal comprehension of setting regulations in law enforcement aimed at keeping secret the information of limited distribution, in Russia before 1917, are examined.

Key words: setting regulations, conspiracy, secret methods, investigation, information, police, inquiry.

Во все времена государство заботилось о ОРД), и оказывает благотворное влияние на ре-сохранении своих секретов, особенно в тех об- зультативность проводимых оперативно-розыс-ластях человеческой деятельности, где субъек- кных мероприятий.

ты стремятся к противоположным целям и про- Вместе с тем, несмотря на значительный

тиводействуют друг другу в их достижении. Не опыт, имеющийся в оперативных подразделе-является исключением и оперативно-розыскная ниях правоохранительных органов, задача по работа, так как она сопряжена с информацией, разработке системы мер конспирации далека от потеря и разглашение которой могут дать значи- решения. Это касается формирования категори-тельное преимущество лицам, замышляющим, ального аппарата, теоретического осмысления подготавливающим, совершающим либо совер- накопленного практического опыта и разреше-шившим преступления. ния существующих коллизий современного зако-

Одним из эффективных способов сохра- нодательства в сфере борьбы с преступностью. нения в тайне сведений ограниченного рас- Существенную помощь в решении данных

пространения является конспирация, которая проблем может оказать историко-юридическое позволяет скрыть от неограниченного круга осмысление опыта нормирования деятельности субъектов легитимные действия правоохрани- правоохранительных органов по сохранению в тельных органов по предупреждению и раскры- тайне сведений ограниченного распространения. тию преступлений. Многовековая история борь- Действительно, «в историческом опыте видит-бы с преступностью наглядно свидетельствует, ся концентрированное выражение социальной что своевременное применение мер конспира- практики прошлого, а преемственность в исто-ции обеспечивает безопасность граждан, со- рии - это прежде всего отношение к накоплен-трудничающих с органами, осуществляющими ному опыту, научное осмысление и превращение оперативно-розыскную деятельность (далее - его в источник современных достижений в любой

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ

№ 3 2009

сфере деятельности»1. Кроме того, накопленные предыдущими поколениями правоохранительных органов практические знания по обеспечению конспирации позволяют выявить закономерности развития данного института оперативно-розыскной деятельности и определить перспективные направления формирования отдельных положений частной теории конспирации.

Анализ и оценка этапов становления и развития Российского государства позволяют найти закономерности, которые служат отправной точкой для выделения периодов, оказавших влияние на формирование конспирации как стержневого института оперативно-розыскной деятельности. Основными из них являются следующие.

1. Структура и динамика преступности прямо пропорционально влияют на развитие методов и средств оперативно-розыскной деятельности.

2. Генезис административно-полицейских функций в государстве зависит от нормативно-правового регулирования данного направления деятельности.

3. Негласные методы борьбы с преступностью обусловлены возникновением в России самостоятельных специализированных полицейских органов.

4. Специализация органов государства по предупреждению и раскрытию преступлений оказывает влияние на совершенствование конспирации.

Представленные закономерности с определенной степенью условности позволяют определить основные этапы формирования и развития конспирации в правоохранительных органах.

Первый этап - до учреждения Разбойного приказа в 1539 г. (середина XVI в.) как прообраза сыскных подразделений будущего.

Второй этап - с середины XVI в. - до конца XIX в., включая весь период абсолютной монархии.

Третий этап - с конца XIX в. до 1917 г.

Четвертый этап - с 1917 г. до наших дней.

Рассмотрим их более подробно.

Становление и развитие Российского государства всегда были сопряжены с наличием внешних и внутренних врагов. Регулярные войны, борьба за существование послужили необходимым условием формирования и оттачивания военной тактики и стратегии. При этом победу над врагом приносили не только открытые сражения, но и теневая (негласная) борьба полководцев. Так, уже в летописях Древней Руси упоминаются факты использования тактических хитростей,

основанных на негласных методах, князьями Святославом Игоревичем, Александром Невским, Дмитрием Донским и другими.

Однако победа над противником, покусившимся на суверенитет нашей державы, не исключала наличия внутренних врагов, а именно общеуголовной (а далее и политической)преступности, которая особенно сильно стала проявляться на ранних стадиях становления государства. Первое упоминание о необходимости обеспечения безопасности личного имущества изложено в договоре князя Олега с греками (944 г.), где указаны правила обращения с ворами2.

Именно в этот период зарождаются методы борьбы с преступностью, которые совершенствуются в последующие годы. Среди них особенно ярко выделяются: «свод», «гонение по следу», «повальный обыск», «поимка с поличным». Однако данные методы борьбы с преступностью носили гласный характер и использовались гражданами в целях собственной защиты, что не позволяет говорить о применении мер конспирации в борьбе с противоправными посягательствами в данный временной промежуток.

Ситуация изменилась с приходом к власти Ивана IV. Именно в период его правления начали наиболее активно развиваться полицейские функции, был создан прообраз сыскных подразделений полиции и заложены основы розыскной работы первоначально в рамках Разбойного (1539 г.), а затем Сыскного приказов (1619 г.).

Идеи реформирования государственного механизма были продолжены Петром I, который в период становления абсолютизма начал его преобразование, инициировав учреждение в Санкт-Петербурге Генерал-полицмейстерского управления во главе с генерал-полицмейстером, имевшего огромный спектр задач: от содержания улиц в чистоте до борьбы с преступностью. Кроме того, Петр I учредил фискальную службу, которая, активно используя в своей работе методы оперативно-розыскной деятельности в целом и конспирации в частности, осуществляла «наблюдение за подозреваемыми, тайное выведывание уполномоченными лицами информации о «злоумышленниках», совершивших корыстные преступления и др.»3.

Особо необходимо отметить возникновение в период правления Петра I специального органа, осуществляющего расследование по политическим делам, - Преображенского приказа. Этим было положено начало политическому сыску и

1 Попов В.Л., Глоба Н.С., Дзестелов Х.А., Куликов А.В. История становления и развития органов внутренних дел в борьбе с подделкой денежных знаков и ценных бумаг (от возникновения Российского государства до окончания Великой Отечественной войны): Учебное пособие. Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2002. С. 4.

2 См.: Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X - начало XX в.): Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2004. С. 4.

3 Юдин Е.Г. Некоторые вопросы истории развития оперативно-розыскной деятельности и ее правовой основы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5. С. 35-36.

сформированы основы профессиональной оперативной работы в России.

Развитие сыскных институтов и методов конспирации продолжалось при царствовании Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, которые предпринимали неоднократные попытки совершенствования полицейских функций в связи с непрекращающимся ростом преступности, угрожавшим безопасности всей империи. В последней же четверти XIX в. к данной проблеме прибавилась проблема борьбы с терроризмом и политическим сепаратизмом.

Именно в это время развиваются негласные методы борьбы с общеуголовной и политической преступностью. Особо акцентируется вопрос о необходимости негласного (тайного) осуществления функций полиции в борьбе с противоправными деяниями в обществе. Так, в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г (далее - УУС) предусматривалась возможность осуществления «негласного расследования» - ст. 312. В Уставе о предупреждении и пресечении преступлений говорится: «Полиция, узнав о происшедшем в городе или уезде воровстве, грабеже и разбое, тайно проведывает, как преступление учинено, принимает все меры к открытию виновного...»4.

В Инструкции околодочным надзирателям (1867 г.) сказано, что околодочные надзиратели, коим поручен внутренний надзор за народонаселением, предназначаются преимущественно для предупреждения и пресечения преступлений, преследования и обнаружения виновных в совершении преступлений, сокрытии краденного имущества и т.п. Для достижения этой цели им вменяется одна из основных обязанностей - собирать негласным образом самые подробные сведения об образе жизни и поведении проживающих в околотке лиц, состоящих под надзором полиции.

К сожалению, перечень мер, направленных на «негласное расследование», «негласное собирание информации» и «тайное проведывание», которые имела право осуществлять полиция, в нормативных правовых актах того времени отсутствовал. По мнению И.Я. Фойницкого, причина заключалась в том, что порядок и образ действий полиции по производству дознания закон избегает регламентировать с точностью, ограничиваясь указанием высших мер, для того именно, чтобы не стеснять полицию в этой деятельности, требующей быстроты и целесообразности соответственно изменяющимся обстоятельствам5.

4 Свод законов Российской империи. Т. 14: Устав о предупреждении и пресечении преступлений. Ст. 414-428. СПб., 1842.

5 См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводс-

тва: В 2-х т. СПб.: Альфа, 1996. Т. 2. С. 379-380.

Вполне вероятно, что такой подход вполне отвечал требованиям времени и «соответствовал идее дознания как института полицейского права, активно разрабатывавшегося в XIX в.»6.

В месте с тем, к концу XIX в. в ряде инструкций раскрываются более подробно отдельные меры конспирации, позволяющие соответствующим чиновникам сохранить свои действия и принадлежность к определенной профессии в тайне. Так, в Положении о негласном полицейском надзоре, утвержденном 1 марта 1882 г. Министром внутренних дел генерал-адъютантом графом Игнатьевым, говорится, что секретный надзор как мера негласная осуществляется способами, которые должны исключать возможность лицу поднадзорному знать о существовании установленного за ним наблюдения, а потому лицо это не может подвергаться каким-либо стеснениям в свободе передвижения, образе жизни, выборе занятий и т.п.

В Инструкции полицейским надзирателям при Отделении по охранению общественной безопасности и порядка в Москве (1897 г.) сказано, что, существуя исключительно для секретных надобностей правительственных лиц и учреждений, а отнюдь не для потребностей публики и будучи обременен своими прямыми специальными обязанностями, надзиратель должен уклоняться от тех происшествий в его участке, в которых он так или иначе мог бы фигурировать в качестве гласного лица, и воздержаться от всего, что отклоняло бы его в сторону от задач, возлагаемых на него сей Инструкцией.

Квартиру он должен иметь в доме, где не замечаются ни присутствия учащейся молодежи, ни скопления рабочих, ни проживания поднадзорных. Если он не занимает отдельной квартиры, в которую отнюдь не должен впускать жильцов, то ему надлежит выбрать себе комнату, по возможности, с отдельным входом, дабы не привлекать к себе внимания переодеванием в статское платье.

Обоснование необходимости соблюдения конспирации в работе полиции мы находим в Сборнике узаконений для руководства чинами полиции и корпуса жандармов, составленном председателем Смоленского окружного суда В. Мордухаем-Болотским (1875 г.), где сказано, что в случае негласного дознания по факту получения информации о преступлении полиция не должна приглашать посторонних лиц в качестве понятых или свидетелей. Нужно твердо помнить, что когда производится дознание, необходимо строго соблюдать негласность, так как если о дознании знает хотя бы один лишний человек, то это уже может быть вредно.

6 Луговик В.Ф. Проблемы процедурно-процессуального обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Полицейское право. 2005. № 3. С. 85.

И далее: «Если вникнуть серьезно в требование закона, то, несомненно, полицейские чины, желающие приносить пользу следствию, поймут, что негласность при дознании составляет необходимейшее условие, степень же гласности, разумеется, вполне зависит от опытности и искусства производящего дознание. Гласный расспрос подозреваемых при посторонних лицах, приглашенных понятых, а также свидетелей ведет к тому, что преступление никогда не обнаружится. Понятно, что преступник старается скрыть следы преступления, следовательно, если он узнает, что полиция расследует его преступление, естественно, ему придет желание затемнить истину, спутать полицию в ее действиях или даже в случае надобности он войдет в стачку со свидетелем, которые тоже исказят факты.

Вот почему дознание следует проводить совершенно негласно, расспрашивать кого нужно на словах, стараясь при этом скрыть цель расспроса; словом, поступать таким образом, чтобы расспрашиваемый и не догадался, о чем идет речь. Разумеется, всего услышанного упомнить нельзя, почему необходимо составление протокола, но делать его следует отнюдь не при том лице, которое было опрашиваемо, затем составленный протокол должен быть подписан одним только лицом, производящим дознание»7.

Таким образом, в сознании законодателя (нормотворца) и правоприменителя того времени негласные способы борьбы становятся естественным, а иногда и единственно возможным средством борьбы с преступностью. Вместе с тем, говорить о том, что оперативно-розыскная деятельность сформировалась как целостная система с присущими только ей правовыми и организационно-тактическими институтами до конца XIX в., пожалуй, преждевременно.

Несмотря на совершенствование системы полицейских органов, связанное с разделением сыскных и следственных функций (Указ Императора от 8 июня 1860 г.), а также учреждением 31 декабря 1866 г. в Санкт-Петербурге сыскной полиции, борьба с преступностью не приносила ожидаемых результатов. Xрестоматийным примером разгула преступности в тот период является карманная кража у Министра внутренних дел А.Е. Тимашева (занимал пост с 1868 по 1878 г.), который после посещения Успенского собора не обнаружил у себя кошелька, золотого портсигара, а также портфеля с бумагами8.

Причины низкой эффективности сыскной

полиции, по мнению Е.Г. Юдина, крылись в малочисленном ее штате, низком размере денежного содержания, выплачиваемого осведомителям, а также отсутствии нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности и централизованного финансирования9. Кроме того, для правильной организации дознания и розыска, по мнению Н. Селиванова, необходим был многочисленный штат агентов и сосредоточение руководства сыскной полиции в одних руках10.

Решение данных проблем в конце XIX - начале XX в. позволяет говорить о расцвете оперативно-розыскной деятельности и тайных (негласных) методов борьбы с преступностью.

Этот период в развитии Российского государства характеризовался небывалым размахом общеуголовной (в 1913 г. было зарегистрировано 3,5 млн преступлений)11, а также политической преступности, выражавшейся в широком использовании террористами и их организациями (социал-революционеры, эсеры-максималисты, «Народная воля» и др.) таких актов, как убийства и нанесение тяжких телесных повреждений; организация взрывов и поджогов правительственных зданий и жандармских управлений12. В противостоянии с существующим политическим режимом террористы искусно использовали приемы маскировки, тайнописи и конспирации.

Ситуация в стране была близка к критической, и государство предприняло активные меры по совершенствованию, с одной стороны, деятельности сыскной полиции, а с другой - органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

В этой связи с 1 января 1889 г. как самостоятельное подразделение в структуре Департамента полиции стал функционировать Особый отдел, который осуществлял борьбу с терроризмом, при этом основу его работы составили тайные (негласные) методы. «Это были принципиально новые органы политического сыска, которые в своей деятельности использовали исключительно тайные конспиративные агентурные методы деятельности»13. Что касается сыскной полиции, то 6 июля 1908 г. издается Закон «Об организации сыскной части», согласно которому в 89 городах страны в составе полицейских управлений были образованы сыскные отделения, а 9 августа 1910 г. - издана Инструкция чинам сыскных отделений, регламентирующая внутреннюю структуру

7 Мордухай-Болотский В. Сборник узаконений и распоряжений правительства, касающихся обязанностей полиции. СПб., 1880. С. 69-71.

8 См.: Шинджикашвили Д.И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск: Омская высшая школа милиции, 1973. С. 7.

9 См.: Юдин Е.Г. Указ. раб. С. 35-36.

10 См.: Селиванов Н. Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции // Юридический вестник. 1884. февраль.

11 См.: Мулукаев Р.С. Полиция в России. Н.Новгород, 1993. С. 75-76.

12 См.: Организационные и оперативно-тактические аспекты деятельности полиции дореволюционной России в сфере борьбы с терроризмом. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 7.

13 Там же. С. 21.

уголовного сыска в России и порядок ее функционирования.

Структурное изменение общеуголовного и политического сыска благотворно сказалось на совершенствовании приемов и методов борьбы с преступностью. При этом основу противодействия противоправным проявлениям составляли наружное наблюдение и негласные сотрудники. Так, в Инструкции чинам сыскных отделений от 9 августа 1910 г. говорится, что последние для выполнения поставленных перед ними задач через своих чинов имеют систематический надзор за преступностью и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения. Основой этих двух направлений борьбы с преступностью стала конспирация.

Об эффективности данных методов работы свидетельствует общий количественный рост филеров и секретных агентов. Так, в 1883 г. в Московском охранном отделении их числилось всего девять человек. К 1917 г. году их количество составляло около ста тысяч человек14.

Естественным последствием столь бурного развития данных направлений деятельности явилось издание Инструкции филерам Летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений от 31 октября 1902 г. В ней основное внимание уделялось мерам обеспечения конспирации при осуществлении наблюдения. Обращает на себя внимание тот факт, что сведения, изложенные в Инструкции, «привязаны» к довольно узкому кругу жизненных обстоятельств, что свидетельствует о развитии филерской службы и наличии молодых, начинающих сотрудников.

Акцент в названной Инструкции сделан на тех моментах в работе филера, которые могут привести к расшифровке сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Это касается таких направлений работы, как:

обеспечение конспирации при информировании руководства о предпринимаемых мерах. Так, в Инструкции говорится, что телеграммы должны носить характер торговой корреспонденции, например: «Товар Черного везу Тулу». Письма же следует отправлять заказными, причем рекомендуется сдавать таковые на вокзалах или же опускать в почтовые ящики поездов;

обеспечение конспирации при выборе клички для наблюдаемого лица, а также при непосредственном наблюдении.

В Инструкции было отмечено, что при осуществлении наблюдения необходимо всегда действовать так, чтобы не обратить на себя внимания, ходить незаметно, тихо и на одном месте

14 См.: Организационные и оперативно-тактические аспекты деятельности полиции дореволюционой России... С. 25.

в течение продолжительного времени не оставаться.

Высокий уровень конспирации в борьбе с преступностью обеспечивался особым подходом к подбору филеров и предъявляемым к ним требованиям. Так, в Положении о районных охранных отделениях от 14 декабря 1906 г. говорится, что в целях усиления филерского состава на местах начальники губернских жандармских управлений обязаны выбрать лучших унтер-офицеров для подготовки к филерской службе, которые ни в коем случае не должны уже надевать форму. В случае серьезной огласки деятельности таких филеров они немедленно распоряжением начальника районного отделения перемещаются в другие управления и отделения.

Серьезное внимание в рассматриваемый период уделялось конспирации в работе с конфиденциальными сотрудниками. Благодаря этому полиция обладала необходимой информацией о готовящихся преступлениях в боевых политических экстремистских группах и своевременно пресекала их деятельность, что позволило к 1910 г. снизить уровень террористических актов до минимума.

Для повышения профессионального мастерства сотрудников уголовного розыска по распоряжению П.А. Столыпина при Департаменте полиции впервые были организованы подготовительные курсы уголовного сыска, на которых, кроме изучения юридических дисциплин, большое внимание уделялось конспирации. Так, программа курсов предусматривала переодевание и ознакомление с гримом, тайнописью преступников и дешифрованием, практикой розыска и выслеживанием преступников и др.

К сожалению, реформирование оперативно-розыскных функций полиции и развитие негласных методов борьбы с преступностью были прерваны революционными процессами, протекающими в нашем государстве в первой половине XX в. Их последствием явилось упразднение Временным правительством 11 марта 1917 г. Департамента полиции, а также роспуск 19 марта 1917 г. отдельного корпуса жандармов.

В заключение следует сказать, что институт конспирации в России прошел долгий и тернистый путь в своем развитии и становлении, сопряженный с осмыслением необходимости и целесообразности данной негласной деятельности в борьбе не только с общеуголовной, но и политической преступностью. Накопленный практический опыт в обеспечении конспирации в дореволюционной России был с успехом использован в последующие годы и позволяет по-новому взглянуть на данную проблему в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.