20. The Russian newspaper. — 2010. — November, 26th. — № 5347 (268).
21. Tarasov, I. T. Lectures on the policeman (administrative) law. V. 1. P. 2. — Moscow, 1908. (Quoted by: Agapov A.V Administrative responsibility. — Moscow, 2000.).
22. The federal law of the Russian Federation from February, 7th, 2011 №3-FZ «About police»//the Russian newspaper. — 2011. — on February, 8th. — № 25 (5401).
УДК: 378.14 E.M. Ермолов*
Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадет (суворовцев)
В статье рассмотрены сущность, содержание, условия и пути становления качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев. Показана доминирующая роль образовательной среды учебного заведения в формировании лидерских качеств обучающихся.
Ключевые слова: образовательная среда, социально-педагогические условия развития личности, педагогическое сопровождение, становление и развитие качеств лидера, обучение и воспитание кадет (суворовцев).
E.M. Yermolov*. Formation and development of qualities of a leader of the military staff in the process of training and education of a cadet. The article deals with the nature, content, conditions and ways of becoming, of qualities of a leader of the military staff at the cadet. Shows the dominant role of the educational environment of the institution in the formation of the leadership qualities of students.
Keywords: educational environment, socio-pedagogical conditions for personal
development, pedagogical support, formation and development as a leader, training and education of a cadet.
Современные процессы развития государства, общества, образования, педагогической науки объективно обусловливают необходимость модернизации системы образования в целом и, в частности, подготовки сотрудников силовых ведомств. В настоящее время важным компонентом как системы образования в целом, так и системы подготовки сотрудников силовых ведомств являются кадетские корпуса и суворовские училища.
Развитие педагогической теории и практики образования в кадетских корпусах и суворовских училищах имеет высокую социальную значимость с учётом важности подготовки подрастающего поколения к жизни в современном мире, включая служение Родине в качестве офицера, сотрудника полиции или гражданского служащего. Для этого необходимо увязать проводимую модернизацию образования с запросами личности, общества, государства [1].
Период обучения в кадетском корпусе (суворовском училище) в педагогическом плане особенно важен для профессионального и личностного самоопределения. В возрасте 11-17 лет у молодых людей на фоне психофизиологических изменений и активной социализации происходит пересмотр системы ценностных ориентаций личности, отношения к себе как к личности, к сверстникам. Данный возраст является периодом интенсивного становления характера и интеллекта, системы взглядов личности, её важнейших социальных, психологических и социально-психологических характеристик [3]. Для воинского коллектива среди таких характеристик личности особое значение имеют лидерские качества с учётом роли командира в подразделении [2].
Следовательно, педагогическим коллективам кадетских корпусов и суворовских училищ требуется проводить работу и способствовать посредством образовательной среды становлению и развитию лидерских качеств личности кадетов (суворовцев).
Как показал проведенный анализ теории и практики, это возможно при создании соответствующих социально-педагогических условий становления и развития лидерских качеств личности кадет (суворовцев, нахимовцев) в ходе получения среднего (полного) общего образования с дополнительными программами, направленными на их профессиональную ориентацию по профилю образовательных учреждений силовых ведомств [4].
Анализ опыта создания социально-педагогических условий развития личности учащихся в образовательных учреждениях показывает, что такая социально-воспитательная деятельность имеет
* Ермолов, Евгений Михайлович, начальник Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса. Адрес: 194021, г. Санкт-Петербург, проспект Непокоренных, дом 6, корпус 1, кв.126. Тел. 8 9119412555, e-mail: [email protected].
* Yermolov, Eugene Mikhailovich — head of the St. Petersburg Cadet rocket-artillery corps. Address: Russia, 194021, St. Petersburg, prospect Unconquered, 6, block 1, 126 sq. Tel. 8 9119412555 E-mail [email protected].
Статья поступила в редакцию 28 августа 2011 года.
1B5
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
свою специфику относительно традиционного образования (по технологиям, методам, способам управления, целеполаганию, содержанию обучения и другим компонентам) [3]. Передовой педагогический опыт в целом характеризуется: организационными преобразованиями (изменение статуса образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института, ритма работы школы, функций администрации, привлечение педагогов и специалистов нового типа и т. д.); введением регионального и школьного компонентов учебного плана, интеграции учебных предметов, целевым отбором содержания обучения и воспитания в соответствии с проблемами общего образования и возможностями, особенностями каждого ученика; экспериментальной проверкой новых учебновоспитательных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новых диагностических методик, дающих возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результате [5].
Однако опыт управления образовательной деятельностью кадетского корпуса говорит о том, что вводимые инновации нередко дают весьма противоречивые результаты. С одной стороны, они, несомненно, совершенствуют деятельность педагогического коллектива корпуса, дают импульс творческой инициативе, создают кадетам комфортные условия для обучения. Но с другой стороны, многие из них нередко обладают лишь внешней привлекательностью, более того, создают серьезные проблемы в социально-воспитательном плане.
Для того чтобы определить пути дальнейшего развития кадетских корпусов (суворовских училищ) как социально-воспитательного института, необходима концепция инновационного построения учебного и особенно воспитательного процесса. Необходимым компонентом осмысления и прогнозирования путей развитая кадетских корпусов (суворовских училищ) являются теоретические положения и практические технологии формирования и реализации возможностей образовательной среды учебного заведения, в т.ч. в плане социально-педагогической поддержки. Исходя из этого, можно построить модель образовательного учреждения с учетом существующих базовых теорий и адаптации их к условиям и особенной образовательной деятельности и быта кадетских корпусов (суворовских училищ).
Любая система образования выполняет две функции — собственно обучения и социальной (профессиональной) ориентации. При этом необходимой является преемственность ступеней образования и его построение на идеях плюрализма, вариативности, диверсификации обучения. Это открывает перспективу формирования многозначной по целям и содержанию образовательной среды кадетских корпусов и суворовских училищ.
Придерживаясь гибкого взгляда на интеллектуальный рост и личностное развитие, можно создавать группы смешанных способностей, где собраны кадеты с различными интеллектуальными способностями. Такая модель позволяет кадетам обучаться на различном уровне и в темпе, соответствующем уровню развития их способностей в данный момент времени. Такой подход к обучению можно применять при изучении различных предметов или даже их разделов [6].
Диагностируя и учитывая индивидуальные особенности и способности каждого кадета, стадию интеллектуального и социального развития, на которой он сейчас находится, учитель (офицер-воспитатель) планирует наиболее оптимальную для каждого кадета линию обучения, воспитания, включая и формирование качеств лидера воинского коллектива. Такой подход позволяет учитывать достижения кадета, когда в учебной группе собраны кадеты с различным уровнем развития и способностей.
Осуществление социально-педагогической поддержки становления и развития лидерских качеств у кадетов должно включать как самостоятельную индивидуальную, так и групповую работу учителя (офицера-воспитателя) с каждым конкретным кадетом или группой кадет для обеспечения благоприятного нравственного климата в учебном отделении и морально-психологического состояния кадетов как необходимого условия качественного обучения и воспитания, формирования качеств лидера.
Социально-педагогическая поддержка позволяет дать всем кадетам то, в чем они нуждаются — помощь в достижении того, на что они способны, возможность для личностного развития, что и создает условия для формирования и дальнейшего развития качеств лидера воинского коллектива.
Таким образом, образовательная среда кадетского корпуса, включающая процедуры социальнопедагогической поддержки, обеспечивает такое развитие способностей и личностных качеств кадет, при котором внимание уделяется не только развитию когнитивных или интеллектуальных способностей, но и важных социально-психологических характеристик личности. При таком понимании роли образовательной среды кадетского корпуса в развитии личности кадет и их лидерских качеств между собой увязываются различные виды обучающего и воспитывающего опыта для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное индивидуальное развитие кадета и его воспитание. В процессе социально-педагогической поддержки за кадетами внимательно наблюдают, обсуждают их личностный рост и развитие, оказывают влияние на их повседневную жизнь, учебу и общение, индивидуальные интересы, личностные и социальные проблемы. Как психологические методики, так и дидактические тесты и оценки позволяют осуществлять обратную связь, а полученные результаты и сделанные на их основе выводы способствуют тому, чтобы помочь кадетам в социально-психологическом плане достичь большего прогресса в становлении и развитии лидерских качеств. Становясь активными участниками, субъектами образовательной среды кадетского корпуса, учителя и офицеры-воспитатели главное внимание направляют на отбор адекватных личности и микросреде методов обучения и воспитания и постановку целей, которые они стараются спроектировать на индивидуальное развитие каждого
кадета. Систематически проводится сравнительный анализ успехов каждого кадета в его личностном развитии, обучении, воспитании в свете его предыдущих достижений.
Таким образом, под моделью образовательной среды кадетского корпуса (суворовского училища) мы предлагаем понимать такую социально-воспитательную систему, которая создана на основе системных нововведений (в содержании, технологиях, организации, управлении процессом) и решает проблему педагогического взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, тесной связи микросреды личности кадета, существующей как в внутри корпуса, так и за его пределами, с её объективными потребностями. Главной особенностью социально-поддерживающей образовательной среды кадетского корпуса (суворовского училища) является её ориентация на развитие всех сторон личности: психики, духовности, социальной адаптивности и образованности, интеллекта, коммуникативных и организаторских способностей, авторитета в коллективе, личного примера, что, в конечном счете, создает базис и условия для становления и дальнейшего развития качеств лидера воинского коллектива.
Особенности социально-поддерживающего построения образовательной среды кадетского корпуса инициируют пересмотр самого понятия «содержание образования», которое прежде ассоциировалось с вербальным учебным материалом. В рамках социально-поддерживающей образовательной среды содержание образования распространяется и на деятельность кадет, и на их внутренний мир, и на отношения в различных сферах повседневной деятельности военно-учебного коллектива, что способствует расширению возможностей построения учебных и социальновоспитательных программ.
Важное значение в развитии у кадетов качеств лидера подразделения имеет реализация субъект-субъектного подхода в управлении кадетским корпусом (суворовским училищем). В этом случае управление становится проблемно-ориентированным или ситуационным. Управлять развитием образовательной среды кадетского корпуса значит вести продуманный отбор и реализацию тех новшеств, которые являются движущей силой развития образовательного процесса учебного заведения и системы образования в целом. Благодаря такой образовательной среде происходит частичная децентрализация управления и привлечение широких слоев обучающихся к управлению, в чем также проявляется идея развития лидерских качеств у кадетов.
В социально-поддерживающей образовательной среде кадет выступает как субъект познания, а учитель (офицер-воспитатель) — как самодостаточная в профессиональном плане творческая личность. При этом сохраняется ведущая роль учителя (офицера-воспитателя) как посредника между миром кадета и миром предметной культуры и профессиональной деятельности.
Доминанта деятельности кадета как ученика — творческое усвоение знаний, предшествующего опыта, поиск личностных смыслов познания и развития. Главной ценностной установкой учителя (офицера-воспитателя) в этой образовательной среде является установка «Я — профессионал», а для кадета — «Я — личность». Это предполагает, что образовательная среда ориентирует кадета в первую очередь на познание самого себя, собственных возможностей и способностей. Соответственно, в инновационной образовательной среде кадет — это в первую очередь личность: саморазвивающаяся, самоактуализирующаяся (стремящаяся к выявлению и развитию своих личностных возможностей), способная к самореализации (стремящаяся проверить себя, реализовать свои возможности).
Социально-педагогическая поддержка становления и развития лидерских качеств личности кадета в условиях образовательной среды кадетского корпуса предполагает решение следующих задач:
— развитие личности кадета и его индивидуальное самоопределение в воинском коллективе;
— организация творческой познавательной деятельности (самодеятельности), основанной на усвоении специальных способов получения знаний из различных источников информации;
— формирование представления об учебно-познавательной, служебной и профессиональной (военно-профессиональной) деятельности, как личностно значимых;
— создание условий для творческой реализации кадетами своих интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, нравственных и других личностных качеств, обеспечивающих в конечном счете их формирование как лидеров воинских коллективов.
Реализация возможностей образовательной среды кадетского корпуса как фактора социальнопедагогической поддержки становления и развития у кадет качеств лидера основывается на положениях личностно-ориентированной педагогики. Применительно к практике обучения и воспитания это такая образовательная среда, в которой кадет обретает самого себя, повышается его самооценка, развиваются способности, совершенствуются волевые качества.
Задача учителя (офицера-воспитателя) — способствовать познавательной активности кадет, стимулировать их собственную деятельность по личностному изменению и росту. Кадеты должны учиться сами, а не пассивно подчиняться требованиям учителя (офицера-воспитателя). Целью обучения должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и прочего, а изменение и творческое развитие личности кадета, его поведения.
Проектируя изменения в образовательной среде кадетского корпуса, мы исходим из необходимости соблюдения ряда педагогических условий:
— кадеты решают в процессе учения проблемы, интересующие их и личностно значимые для них;
— учитель (офицер-воспитатель) проявляет безусловное положительное отношение к кадету, принимает его таким, каков он есть;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
— учитель (офицер-воспитатель) проявляет эмпатию к кадету — способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой;
— учитель (офицер-воспитатель) обеспечивает (предоставляет) кадету средства обучения, в т.ч. собственные знания, играет роль помощника и стимулятора в обучении, создает психологический комфорт, обеспечивает психологическую и социальную свободу кадета.
Исходя из выделенных педагогических условий, в воспитательной подструктуре образовательной среды кадетского корпуса определяются следующие позиции кадета и учителя (офицера-воспитателя):
а) в воспитательной подструктуре образовательной среды с помощью личностноориентированной технологии воспитания офицер-воспитатель побуждает кадет к нравственному выбору, формирует у них общечеловеческие нормы гуманистической морали: доброту, взаимопонимание, милосердие, веру в созидательные возможности человека, терпимость по отношению к людям;
б) важной задачей воспитания в образовательной среде кадетского корпуса является становление и развитие лидерских качеств личности кадета.
Таким образом, ядром образовательной среды кадетского корпуса является социальнопедагогическая поддержка, которая основывается на том, что офицер-воспитатель:
— должен (в определенной степени) ощущать в себе детство, развивать у себя способность к пониманию подростков, которыми являются кадеты;
— должен мудро относиться к поступкам кадет, при оценке их действий в первую очередь искать положительное, заслуживающее уважения, не думать о них плохо;
— не имеет права ломать детскую индивидуальность, а наоборот, должен выявлять, направлять, поддерживать и развивать ее, помня, что кадет находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Проведенное исследование показало, что социально-педагогическую поддержку становления и развития качеств лидера может и готов осуществлять лишь каждый пятый учитель (офицер-воспитатель) кадетского корпуса.
Поэтому важным условием реализации возможностей образовательной среды кадетского корпуса как фактора социально-педагогической поддержки является совершенствование профессиональнопедагогической культуры учителей и офицеров-воспитателей, развитие у них следующих личностных качеств:
— повышенная чувствительность к потребностям кадет, открытость и восприимчивость к ним;
— способность к творчеству; предрасположенность к общению с людьми;
— эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе;
— оптимизм, жизнерадостность;
— способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;
— придание процессу обучения личностной окраски;
— личный пример — как позитивное подкрепление для самовоспитания учащихся;
— стиль легкого, неформального, теплого общения с кадетами.
Таким образом, в процессе проведенного исследования были обоснованы и раскрыты возможности образовательной среды кадетского корпуса как фактора социально-педагогической поддержки становления и развития лидерских качеств кадетов. Реализации этих возможностей способствует гуманистическая ориентация взаимодействующих друг с другом подсистем (дидактической, воспитательной, служебной) образовательной среды и организационно-педагогических условий (диалогичность; деятельностно-творческий характер; предоставление кадету необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения).
Список литературы
1. Бордовская, Н. В., Реан, Л. Л. Педагогика. — СПб.: Питер, 2011.
2. Военная педагогика / под ред. О.Ю.Ефремова. — СПб.: Питер, 2008.
3. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2009.
4. Кочин, Л. Л. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. — СПб., 2005.
5. Сергеев, С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. — М.: Народное образование, 2009.
6. Хуторской, Л. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 1 сентября. — Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2005/0901.htm, свободный.
Literature
1. Bordovsky, N. V., Rean, Л. Л. Pedagogy. — St.-Petersburg, 2011.
2. Military pedagogy / ed. O. Efremov. — St.-Petersburg, 2008.
3. Efremov, O. Pedagogy. — St.-Petersburg, 2009.
4. Kochin, Л. Л. Pedagogical concept and technology of prevention of antisocial behavior of juveniles in the activities of Internal Affairs of the Russian Interior Ministry. — St.-Petersburg, 2005.
Кибак ИЛ. Психология в законодательном органе
5. Sergeev, S. F. Educational and professional immersive environment. — Moscow, 2009.
6. Khutorskoy, A. V. Model of the educational environment in the remote heuristic learning [electronic resource] / Internet magazine «Eidos». — 2005. — September 1. — Mode of access: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0901.htm, free.
УДК 159.9:34 И.А. Кибак*
Психология в законодательном органе
В статье рассматриваются проблемы и пути развития психологии в законодательном органе. Дается краткий обзор основных направлений рассматриваемых проблем, которые исследованы в работах отечественных ученых правоведов и психологов. Предлагается использование психолога в законотворческом процессе. Раскрывается деятельность профессионального психолога в Палате представителей в следующих направлениях: участие психолога в принятии законодательных решений, разработке и подготовке законопроектов; участие психолога в качестве специалиста при разработке законопроектов; участие психолога в качестве консультанта (непосредственного участника игры) при обучении психологическим основам парламентской (законотворческой) деятельности; анализ динамики общественного мнения и поиск путей психологического воздействия на установки и настроения граждан; формирование имиджа депутата законодательной власти; создание психологических портретов личности депутатов и их лидеров. Предлагается и обосновывается принятие проекта закона «О психологической деятельности в Республике Беларусь».
Ключевые слова: психолог, депутат, законодательный орган, парламентская (законотворческая) деятельность, законопроект.
I.A. Kibak*. Psychology in legislative body. In this article problems and ways of psychology development are described. There is a brief review of the major tendencies of the given problems that were investigated by native lawyers and psychologists. There is a suggestion of application of psychologists in the lawmaking process. The work of professional psychologists in the House of Representatives is revealed. It includes the following activity: psychologist’s participation in the process of drafting and passing the law; collaboration with a psychology as a specialist during the drafting process; psychologist’s contribution as a consultant to the teaching of bases of parliamentary (lawmaking) activity; analyses of survey dynamics and search of the ways of psychological influence on citizens’ mood; forming the image of deputy of legislature; creation of psychological portraits of personality of deputies and their leaders. There is a suggestion and substantiation of the draft “About psychology work in the Republic of Belarus”.
Keywords: psychologist, legislative body, parliamentary (lawmaking) activity, draft/bill, deputy.
Изучение действующего законодательства многих современных государств указывает на господство общей тенденции законодательной деятельности. Один из аспектов проблемы — ограничение законодательного органа в его основных полномочиях по принятию законов. Как считает Ф.А. Хайек, «парламентская машина совершенно не годится для быстрого рассмотрения большого количества законопроектов» [19, с. 149]. Кроме того, на фоне очевидных достижений законотворческой деятельности законодательного органа (значительное число принятых законов, свободное и деловое обсуждение законопроектов, проведение экспертиз, широкое привлечение ученых и иных специалистов) яснее проявляются ее существенные недостатки [15, с. 170], препятствующие эффективному воздействию законодательства на темпы и содержание рыночных реформ, укрепление демократических основ общественной и государственной жизни страны. Это бессистемность, хаотическое развитие законотворчества, отсутствие психологической и научно обоснованной системы законопроектов, наличие противоречий и несогласованностей между принятыми законами и исполнительной властью, отсутствие в ряде случаев организационно-юридического и психологического механизма реализации принимаемых законов, законодательных решений, в первую очередь, санкций за их нарушение. Характерная черта современных законопроектных работ — чрезмерная поспешность подготовки и принятия законопроектов, отсутствие разумного планирования и психологического прогнозирования, вследствие чего нередко возникает необходимость оперативно вносить в них изменения и дополнения.
* Кибак Иван Алексеевич, доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент. Республика Беларусь, 220123, г. Минск, ул. Кропоткина, д. 108. кв. 17. Тел. 8 (017) 289-56-78, Мб. 8-029640-51-40. E-mail: [email protected].
* Kibak, I.A., docent of the department of psychology and pedagogics of the MIA Academy of the Republic of Belarus, candidate of science, docent. The Republic of Belarus, 220123, Minsk, Kropotkin str., 108, apt. 17. Ph.: 8 (017) 289-56-78, E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 23 мая 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011